Научная статья на тему 'Российско-киргизское экономическое сотрудничество: проблемы и пути решения (1999-2013 гг. )'

Российско-киргизское экономическое сотрудничество: проблемы и пути решения (1999-2013 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
376
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / КИРГИЗИЯ / ИСТОРИЯ / ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ТОРГОВЛЯ / RUSSIA / KYRGYZSTAN / HISTORY / POLITICS / ECONOMY / INVESTMENTS / IMPORT / EXPORT / TRADE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ормонова Алина Анарбековна

В статье изложен краткий анализ экономических проблем между Российской Федерацией и Киргизской Республикой с 1999 по 2013 гг., и предложены пути их решения. В статье рассматриваются актуальные вопросы экспортно-импортного, электроэнергетического, газового, аграрного, инвестиционного развития отношений между странами-партнерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents a brief analysis of economic problems between the Russian Federation and the Kyrgyz Republic from 1999 to 2013, and suggested ways to solve them. The article considers topical issues of export-import, electric power, gas, agrarian, investment development of relations between partner countries.

Текст научной работы на тему «Российско-киргизское экономическое сотрудничество: проблемы и пути решения (1999-2013 гг. )»

РОССИЙСКО-КИРГИЗСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ (1999-2013 ГГ.).

Аннотация. В статье изложен краткий анализ экономических проблем между Российской Федерацией и Киргизской Республикой с 1999 по 2013 гг., и предложены пути их решения. В статье рассматриваются актуальные вопросы экспортно-импортного, электроэнергетического, газового, аграрного, инвестиционного развития отношений между странами-партнерами. Ключевые слова: Россия, Киргизия, история, политика, экономика, инвестиции, импорт, экспорт, торговля.

Alina О пи о N о va RUSSIAN-KYRGYZ ECONOMIC

COOPERATION: PROBLEMS AND SOLUTIONS (1999-2013)

Annotation. This article presents a brief analysis of economic problems between the Russian Federation and the Kyrgyz Republic from 1999 to 2013, and suggested ways to solve them. The article considers topical issues of export-import, electric power, gas, agrarian, investment development of relations between partner countries.

Keywords: Russia, Kyrgyzstan, history, politics, economy, investments, import, export, trade.

Российско-киргизские взаимоотношения в сфере экономики были зафиксированы в рамках деятельности Межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству, организованной в 1999 г. Межправительственная комиссия ежегодно должна была определять приоритетные поставки основных видов продукции: цветных металлов, энергоресурсов, лесоматериалов, текстиля, сурьмы и пр., рассматривать взаимосвязанные поставки главных видов продукции на эквивалентной основе, изучать возможности по восстановлению сформировавшейся специализации производства и переработки сельскохозяйственного сырья, а также анализировать и контролировать сотрудничество Российской Федерации и Киргизской Республики в области экономики и торговли. По итогам последнего заседания Межправкомиссии, состоявшегося в апреле 2011 г., подписан протокол, в очередной раз зафиксировавший общее стремление двух стран придать сотрудничеству больше динамизма и заинтересованности в углублении интеграционных процессов, укреплении и развитии всесторонних связей [17]. Основные идеи, заложенные в этом документе, декларировались еще в двусторонней российско-киргизской Бишкекской декларации 2002 г. [3] и в Концепции внешней политики Кыргызстана 2007 г [7]. Главную роль играет развитие интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического сообщества. Создание благоприятной международно-правовой базы для деятельности субъектов внешнеэкономической деятельности, защита их интересов и содействие в расширении экспорта, а также экономических и инвестиционных условий в соответствии с международными стандартами является одной из основ внешнеэкономической политики. Долгосрочным интересам Кыргызстана отвечает поэтапное формирование общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы в регионе, в рамках организации - Евразийское экономическое сообщество, Шанхайская организация сотрудничества и Организация экономического сотрудничества [11].

Между Российской Федерацией и Киргизской Республикой в формате стратегического партнерства был заключен Договор об экономическом сотрудничестве на 2000-2009 гг. и прилагаемая к Догово-

УДК 339 A.A. Ормонова

О Ормонова A.A., 2017

ру Программа экономического сотрудничества Российской Федерации и Кыргызстана на 20002009 гг. [8], а также Декларация о вечной дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Кыргызстаном от 27 июля 2000 г. [6]. В товарообороте стран сложилась неэффективная структура экспорта и импорта, обусловленная практическим отсутствием продукции с высокой добавленной стоимостью, причем доминирует ее сырьевая направленность. Из Киргизской Республики в Российскую Федерацию в основном вывозятся топливо и нефть, медь, стекло, хлопок, одежда, разные пищевые продукты, мясо и овощи и фрукты. В свою очередь в Киргизскую Республику из Российской Федерации ввозят в основном топливо и нефть, древесину, черные металлы, ядерные реакторы, удобрения. Можно сделать вывод, что российские товаропроизводители в большей мере заинтересованы в поставках сырья и продукции первого передела, хотя эта продукция носит минимальный вклад в валовой внутренний продукт (ВВП) государства.

Каждый год экспортно-импортные взаимоотношения между государствами увеличиваются на 7-10 %, как минимум. В 2012 г. товарооборот между Киргизской Республикой и Россией составил 2 млрд долл. США, а прирост составил 20 % по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. [12]. Импорт из России составил 787 млн долл. США, экспорт - 120 млн долл. США [10]. Можно согласиться с тем, что экономические отношения с Российской Федерацией оказывают существенное воздействие на развитие Киргизской Республики. Во внешнеторговом обороте Киргизии доля России составляет около 20 % (в то время как в общем объеме внешней торговли России на Республику приходится лишь 0,2 % товарооборота) [20]. Но в отдельные периоды отмечалось некоторое уменьшение товарооборота. На наш взгляд, это связано с тем, что у киргизской стороны до сих пор имеются существенные проблемы с экспортом продукции в Россию. Данное уменьшение показателей никак не связано с отсутствием заинтересованности в киргизской продукции у России, тем самым у российской стороны проблем же с этим не возникает, поэтому российская импортная продукция увеличивается с каждым годом. Правовую основу торгово-экономических взаимоотношений между странами составляет подписанная Правительствами России и Киргизии программа экономического сотрудничества на 2010-2013 гг. Программа включает в себя приблизительно 60 мероприятий, направленных на развитие отношений в области торгово-экономического, гуманитарного и научно-технического сотрудничества. Данная программа позволяла активизировать двусторонние взаимоотношения и повысить товарооборот между Киргизией и Россией [15].

В последние годы между руководством двух странами сложились теплые, доверительные отношения. Президент Российской Федерации неоднократно заверял, что будет оказывать всестороннюю поддержку Киргизской Республике. Один из крупных совместных российско-киргизских экономических проектов разрабатывался в электроэнергетической и газовой отраслях. Основной правовой базой сотрудничества Российской Федерации и Кыргызстана в сфере электроэнергетики является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области электроэнергетики от 28 марта 1996 г. [18], которое включает в себя все базовые принципы экономического, долгосрочного, взаимовыгодного сотрудничества двух стран в усовершенствовании и эффективном использовании энергетической базы. Соответственно, необходимо отметить и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области электроэнергетики от 9 октября 2008 г. [19]. Данное Соглашение устанавливает требования по сооружению и эксплуатации Камбаратинских гидроэлектростанций, ГЭС-1 и ГЭС-2, Верхне-Нарынского каскада ГЭС, каскада ГЭС на реке Сары-Джаз, а также управление и инвестирование в распределительные компании Киргизской Республики, в том числе в ОАО «Северэлектро».

Строительство Камбаратииских гидроэлектростанций началось в 1986 г., однако в начале 1990-х гг. в связи с отсутствием финансирования работы на объектах остановили. Реализация проектов возобновилась в 2008 г., когда Кыргызстан своими силами возродил строительство Камбаратин-ской ГЭС-2 мощностью 360 МВт. Во время саммита Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в октябре 2008 г., в Бишкеке тогда президенты Российской Федерации и Кыргызстана Д.А. Медведев и К.С. Бакиев достигли принципиальной договоренности о реанимации проекта строительства Камаратинской ГЭС-1 [13]. Однако в результате возникшего впоследствии конфликта между двумя государствами реализация проекта была остановлена.

На первом заседании Президентской комиссии по топливно-энергетическому комплексу (ТЭК) в июле 2012 г. В.В. Путин, перечислив важнейшие инвестиционные проекты российской энергетики на среднесрочный период, назвал реализацию проекта строительства Камбаратинской ГЭС-1 в Кыргызстане «представляющим стратегический интерес для Российской Федерации» [7]. Вследствие чего состоялось подписание Соглашения между правительствами Кыргызстана и Российской Федерации о строительстве и эксплуатации Камбар-Атинской ГЭС-1, Верхне-Нарынского каскада ГЭС, которое было ратифицировано соответствующим Законом Киргизской Республики от 25 февраля 2013 г. [9]. Согласно данному проекту российским ОАО «РусГидро» и киргизским ОАО «Электрические станции» в срок до 2019 г. будут построены четыре ГЭС общей мощностью выработки в 237 мегаватт, стоимостью в 727 млн долл. США [7]. В 2014 г. на строительство Камбаратинской ГЭС-1 было привлечено 340 млн долл. США. Об этом говорилось в прогнозе социально-экономического развития на 2014 и 2015-2016 гг., утвержденном правительством Кыргызстана [14]. На развитие энергосектора было запланировано привлечь 56 млн долл. США, в 2014 г. освоить 10,9 млн долл. США. На модернизацию линий электропередачи на юге Кыргызстана экспортно-импортный банк Китая выделит 10,4 млн долл. США На строительство Верхненарынского каскада ГЭС правительство намерено привлечь 60 млн долл. США. Кроме того, ОАО «Электрические станции» на запуск второго гидроагрегата Камбаратинской ГЭС-2 потребуется 131 млн долл. США. Освоение запланировано в 2015-2016 гг., из них в 2014 г. - 43,7 млн долл. США [4].

Сотрудничество в газовой сфере осуществляется в рамках Соглашения между ОАО «Газпром» и Правительством Кыргызстана о сотрудничестве в газовой отрасли от 16 мая 2003 г. ОАО «Газпром» в 2008 г. приобрел лицензию на проведение геологоразведочных работ. В 2011 г. между ОАО «Газпром» и Правительством Кыргызстана были подписаны следующие документы: протокол по вопросам возобновления и организации дальнейшего сотрудничества и протокол по вопросам возобновления и организации дальнейшего развития сотрудничества в рамках Меморандума о взаимопонимании по вопросу развития сотрудничества в рамках приватизации части государственного пакета акций ОАО «Кыргызгаз» от 9 октября 2008 г. В настоящее время ведется работа по актуализации поэтапной программы геологического изучения недр на площадках Кыргызстана «Кугарт» и «Восточный Майлису IV. По оценкам эскпертов суммарные запасы составляют 2,1 млрд куб.м. газа и 500 тыс. т нефти.

Российско-киргизское соглашение о передаче функций «Кыргызгаза» «Газпрому» вступило в силу в 2014 г., а проект закона «О ратификации Соглашения между правительством Киргизской Республики и правительством Российской Федерации о сотрудничестве в сфере транспортировки, распределения и реализации природного газа на территории Киргизской Республики» был подписан 26 июля 2013 г. в г. Москве. Также был подписан договор о купле-продаже 100 % акций ОАО «Кыргызгаз» Газпромом. Новое предприятие будет называться «Газпром-Кыргызстан». В этой связи Газпром дал гарантию, что в течение пяти лет своевременно будут вкладываться инвестиций в модернизацию и реконструкцию газовой инфраструктуры в размере 30 млрд руб., соблюдаться тарифная политика,

утвержденная правительством Кыргызстана в соответствии с законодательством, включая бесперебойную и гарантированную поставку природного газа для потребителей Республики [5].

Сотрудничество между двумя дружественными странами-партнерами сложились в аграрной области. Аграрная отрасль представляет собой одну из ключевых в экономике Киргизской Республики. В ходе встречи министров сельского хозяйства и мелиорации Российской Федерации и Кыргызстана в 2012г., были обсуждены следующие вопросы: заинтересованность и организация системы экспорта из Кыргызстана плодоовощных культур в Россию, дальнейшее обеспечение «Росагролизин-га» сельхозтехникой для киргизских крестьян; поставки российских минеральных удобрений в Республику.

На сегодняшний день Кыргызстан представляет собой практически полностью деиндустриа-лизованное государство, которое обладает лишь зачатками фермерского аграрного сектора. Для улучшения аграрной политики руководству Кыргызстана необходимо рассмотреть возможность следующих факторов, которые поспособствуют развитию сельского хозяйства в Кыргызстане: во-первых, нужно сформировать и разработать современную государственную политику в области сельского хозяйства государства; во-вторых, необходимо сформировать и развить современную законодательную и нормативно-правовую базы данной отрасли; в-третьих, надо создать финансовую и кредитно-денежную систему в сельском хозяйстве страны; в-четвертых, нужно организовывать и развивать фермерские ассоциации; в-пятых, необходимо организовать и полноценно развивать функционирующую рыночную инфраструктуру данной отрасли.

Важнейший фактор в развитии сотрудничества Кыргызстана и Российской Федерации выражается в реализации инвестиционных проектов. Кыргызстан в стратегических инвестиционных проектах заинтересован в крупных компаниях, обладающих достаточным техническим и финансовым потенциалом. Основной объем инвестиций из Российской Федерации направлен на предприятия горнодобывающей промышленности, торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий, предметов личного пользования [21]. Одним из позитивных примеров является опыт крупнейшего в электротехнической отрасли российского холдинга «В.А.В.С.», который пришел в Кыргызстан в конце 2002 г. и инвестировал капитал в реконструкцию электролампового завода в городе Майлуу-Суу. В настоящее время более 75 % акций завода принадлежит российскому холдингу «B.A.B.С», в состав которого входят также Уфимский, Саранский, Томский электроламповый завод, электроламповый завод «В.A.B.С» в Подмосковье и завод «Электротехник» в Бишкеке. С 2003-2005 гг. компания «В.A.B.С.» инвестировала в предприятие свыше 20,5 млн долл. США, увеличив оплаченный уставный капитал завода почти в 8 раз. Исходя из мнения директора ОАО «Майлуусууйский электроламповый завод» («МСЭЛЗ») С. Дарбишева, за последние несколько лет доля экспорта увеличилась на 9 % и в денежном выражении составила 15,5 млн долл. США, безусловно планируется повышение общего объема реализованной продукции до 23 млн долл. США [16].

Еще одним немаловажным примером межотраслевых взаимоотношений Российской Федерации и Кыргызстана является деятельность Карабалтинского горнорудного комбината, который занимается добычей и переработкой тория, золота, серебра, молибдена и профилирующегося на переработке уранового концентрата, включая готовую продукцию (закись-окись урана). Кадамжайский сурьмяный комбинат давно уже собираются приобрести российские компании, государственный пакет которого является крупнейшим производителем металлической сурьмы в СНГ. Для реализации данного проекта Россия готова инвестировать в экономику Кыргызстана 2 млрд долл. США [2]. На повестке дня стоит вопрос о поиске российских инвесторов для Таш-Кумырского завода полупроводниковых материалов. Большинство московских компаний и фирм изъявили свою заинтересованность в его покупке и доведении до проектной мощности: первоначально - 600 т, а в перспективе -2000 т. готовой продукции ежегодно [1]. Важно заметить, что на сегодняшний день в государстве на-

метилась перспектива развития в банковской сфере. Так, на территории Кыргызстана с уставным российским капиталом работает «Аман Банк», созданный 16 ноября 1995 г. на базе Республиканского акционерного коммерческого банка «Ак-Ниет» и зарегистрированного Национальным банком Киргизской Республики 28 декабря 1995 г.

В последнее время в Киргизской Республике наблюдается рост в привлечении российских инвестиций. Разнообразные проекты финансирования российских компаний необходимо отнести к ключевым отраслям Кыргызстана, которые при этом считаются самыми неразвитыми. В связи со вступлением Кыргызстана в Таможенный союз намечается тенденция к приобретению российскими компаниями стратегически важных активов Кыргызстана. В ближайшее время Россия станет лидером среди ключевых инвесторов Кыргызстана.

Библиографический список

1. Аттаккуров. Р. Российский бизнес идет к нам / Р. Аттаккуров // Вечерний Бишкек. - 2008. - № 7. - 62 с.

2. Бакиев, К. Для русскоязычного населения у нас нет никаких проблем [Электронный ресурс] / К. Бакиев // Солдаты России. - 2008. - № 3(65). - Режим доступа : http://www.soldatru.ra/read.php?id=545 (дата обращения : 08.03.2017).

3. Бишкекская Декларация между Российской Федерацией и Киргизской Республикой от 5 декабря 2002 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт Президента России. - Режим доступа: http://kremlin.ru/ supplement/3552 (дата обращения : 05.01.2017).

4. В 2014 году на строительство Камбаратинской ГЭС-1 будет привлечено 340 миллионов долл. [Электронный ресурс] // Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве. -Режим доступа : http://enir.ru/?p=23178 (дата обращения : 16.02.2017).

5. «Газпром» покупает активы «Кыргызгаза» за 1 доллар [Электронный ресурс] // РБК. - 2014. - Режим доступа : http://rbcdaily.ru/industry/562949991123692 (дата обращения : 10.03.2017).

6. Декларация о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Киргизской Республикой от 27 июля 2000 г. [Электронный ресурс] // Дипломатический вестник». - 2000. - № 6. - Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/dip_vest.nsf/99b2ddc4f717c733c32567370042ee43/52587fce4250a 99fc325695fö021fde9!OpenDocument (дата обращения : 27.03.2017).

7. Десять главных событий в экономике Кыргызстана в 2013 году: продаем Российской Федерации «Кыргыз-газ» за 1 долл. и берем у Китая кредит на 3 млрд долл. [Электронный ресурс] // Кыргызское телеграфное агентство КирТаг. - Режим доступа : http://kyrtag.kg/popular-news/detail.php?ID=1383 (дата обращения :

23.12.2016).

8. Договор между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об экономическом сотрудничестве на 2000-2009 годы от 27 июля 2000 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. - Режим доступа : http://www.kremlin.ru/supplement/3260 (дата обращения : 27.03.2017).

9. Закон Киргизской Республики «О ратификации Соглашения между Правительством Киргизской Республики и Правительством Российской Федерации о строительстве и эксплуатации Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций и Соглашения между Правительством Киргизской Республики и Правительством Российской Федерации о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1, подписанных 20 сентября 2012 года в городе Бишкек» от 25 февраля 2013 года № 31 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://continent-online.com/Document/?doc_id=31340190 (дата обращения : 21.01.2017).

10. Ибраимов, А. Кыргызстан - Россия - еще один шаг к равноправному сотрудничеству / И. Ибраимов // Кыргыз-Туусу. - 2012. - № 73. - 63 с.

11. Конвенция внешней политики Киргизской республики. Утверждено Указом Президента Киргизской Республики от 10 января 2007 года. УП №2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mfa.kg/ acts/koncepciya-vneshnei-politiki-kren.html (дата обращения : 10.01.2017).

12. Мамонтова, Д. В 2012 году товарооборот между Кыргызстаном и Россией составил 2 миллиарда долларов [Электронный ресурс] // K-News. Политика. - Режим доступа : http://www.knews.kg/politics/30900_v_2012_ godu_tovarooborot_mejdu_kyirgyizstanom_i_rossiey_sostavil_2_milliarda_dollarov/ (дата обращения:

22.03.2017).

13. Мубаракшин, Б. Н. Проблема режимов эксплуатации Токтогульской ГЭС и «Водно-энергетические отношения» в Центральной Азии / Б. Н. Мубаракшин // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2013. - Т. 13,-№4.-С. 48.

14. Прогноз социально-экономического развития Киргизской Республики на 2014 год и 2015-2016 годы. Утвержден постановлением правительства Киргизской Республики от 12 июля 2013 года № 408. - 72 с.

15. Программа экономического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики на 2010-2013 годы, от 29 декабря 2009, №727-р [Электронный ресурс] // Информационная система «Параграф». - Режим доступа: Шр://опИпе.а^5ег.к£/Ооситеп1/?с1ос_1с1= 30551624 (дата обращения : 22.03.2017).

16. Российские инвестиции в Кыргызстане // Слово Кыргызстана. - 2006. - 62 с.

17. Сайт Посольства Киргизской Республики в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Шр://ку^7етЬа55у.га/?р=3153 (дата обращения : 13.02.2017).

18. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области электроэнергетики от 28 марта 1996 г. [Электронный ресурс] // Правовой департамент МИД России, - Режим доступа: http://www.mid.rU/bdomp/spd_md.nsf/0/1118718856F6DEE543257 Е36002Е271В (дата обращения : 24.01.2017).

19. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о развитии сотрудничества в области электроэнергетики от 9 октября 2008 г. [Электронный ресурс] // Правовой департамент МИД России. - Режим доступа : http://www.mid.ru/foreign роИсуЛШегпайопа^сопйжЛв/ 2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-104/45654 (дата обращения : 09.01.2017).

20. Удельный вес России в общем товарообороте Кыргызстана превышает 26 %// КирТаг. - 2012. - № 8. -63 с.

21. Эсенбекова, А. Т. Влияние российских инвестиций на формирование основного и оборотного капиталов предприятий Киргизской Республики / А. Т. Эсенбекова // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2009. -Т. 9. - № 9. - С. 147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.