Е.В. Шаповалова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КАРДИНАЛА РИШЕЛЬЕ В КОНТЕКСТЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И ГОСУДАРСТВОМ
Цель статьи - проанализировать особенности политики кардинала Ришелье в контексте взаимоотношений папского престола и французского двора. Яркой иллюстрацией их противостояния в первой половине XVII в. является «дело послов», которое отражает сложность политической обстановки в Европе того времени. Автор опирается на малоизученные источники - письма Ришелье своему канцлеру, государственному секретарю, папе Урбану VIII и двум его кардиналам.
Ключевые слова: кардинал Ришелье, папа Урбан VIII, Франция XVII в.
В «Политическом завещании» кардинала Ришелье1 сказано: «Государи обязаны признавать власть Церкви, подчиняться ее святым уставам и оказывать ей полное повиновение в том, что касается духовной власти, коей Бог наделил ее для спасения людей»2. На первый взгляд, это положение плохо согласуется с другим, встречающимся в текстах кардинала гораздо чаще: «Короли обязаны не только уважать тиару первосвященников, но и сохранять могущество собственной короны»3. Сторонник «золотой середины» и разумного баланса во всех сферах деятельности (в частности, во внешней политике), Ришелье неизменно пытался сохранить подобный баланс и в отношениях с Римом. Тем большее удивление вызывает содержание его письма от 23 сентября 1641 г. В нем кардинал дает своему канцлеру Сегье такие указания:
Месье канцлер должен дать понять монсеньору нунцию, что в случае, если папа будет и впредь идти тем же путем, с которого начал, парламент будет умолять короля избавить королевство от многочисленных бенефиций и денежных выплат в пользу папы. Так нужно поступить, чтобы заставить римский двор обратиться к разуму4.
© Шаповалова Е.В., 2011
Анализ этого текста представляется особенно интересным потому, что подлинник письма из архива Сегье хранится в архиве Российской национальной библиотеки5. Впервые факсимиле письма было опубликовано в приложении к работе А.Д. Люблинской6 в 1982 г. (без перевода на русский язык), но предметом специального исследования оно до сих пор не стало. Между тем письмо иллюстрирует важные аспекты не только внешней политики кардинала Ришелье, но и политической ситуации в Европе того времени.
Очевидно, что письмо содержит открытую угрозу понтифику, что совершенно не характерно для французской дипломатии эпохи Ришелье. В других его письмах, адресованных папе или представителям папского двора, чувствуется стремление по возможности не обострять конфликты. Это особенно относится к ситуации, которую условно можно назвать «делом послов». Когда в 1636 г. папа Урбан VIII7 выразил нежелание принимать в качестве французского посла маршала д'Эстре, кардинал Ришелье сразу же постарался умиротворить главу Церкви, отправив ему письмо такого содержания:
Если действия маршала, никогда не делавшего ничего, кроме того, что велел ему Король, причинили неудовольствие Вашему Святейшеству, то сетовать должно не на него, а на Его Величество. <...> Я убежден, что доброта и справедливость Вашего Святейшества не позволят Вам не признать, что в намерения этого великого государя8 никогда не входило навлечь на себя неудовольствие всем случившимся. Напротив, он всегда стремился верно служить Святому Престолу и препятствовать любым проискам против него9.
Подобная ситуация возникла и после приезда в 1639 г. в Париж нунция Рануччо Скотти10, изначально проводившего происпан-скую политику, противоречащую интересам Франции. Ришелье старается погасить конфликт, возложив ответственность за него на «плохих исполнителей», каким представлен нунций Скотти в письме Ришелье кардиналу Баньи:
Дружеские чувства, которые я всегда испытывал по отношению к Вам... стали причиной, по которой я не спешил высказать Вам мнение о поведении господина Скотти, которое... мало разумно и слишком эмоционально. <...> Я хочу верить, что этот достойный Прелат прилагает много усердия, но, разумеется, он столь плохо знает Францию и столь мало чтит те добрые наставления, которые Вы ему дали, что несомненно сделает больше предосудительного, чем полезного, если не умерит себя11.
Наконец, в письмах к кардиналу Барберини (родственнику папы) Ришелье так же неизменно демонстрирует почтение и заинтересованность в сохранении хороших отношений с Римом12.
Чем же может быть обусловлена столь резкая перемена тона в письме к Сегье 1641 г.? Вполне возможно, что ответ можно обнаружить в самом тексте этого письма:
Теперь, когда на упомянутую буллу наложен арест, если монсеньор нунций в самом скором времени найдет господина канцлера... необходимо, чтобы беседа была жесткой, доказывающей, что данное решение парламента по рассматриваемым делам - это лишь начало, и продолжение не заставит себя ждать13.
«Упомянутая булла» - это, скорее всего, постановление папы Урбана VIII от 5 июня 1641 г.14 Это один из тех документов, которые были призваны обосновать доминирование Апостольского престола над светскими властями. Кардинал Ришелье, провозглашавший превосходство власти короля в политическом пространстве, не мог согласиться с позицией папы. В свое время Урбан VIII одобрил труд Антонио Сантарелли «О ереси и о власти римского понтифика» (1625), который фактически доказывал законность «папского абсолютизма»:
Папа может карать и свергать королей не только за ересь или раскол, но за любой непростительный проступок, за отсутствие способностей или за небрежность; у него есть власть увещевать королей и предавать их смертной казни. Все правящие государи делают это по воле Его святейшества, который может утверждать, что сам правит их государ-ствами15.
Ключом для понимания общей религиозной политики кардинала Ришелье является следующее положение его «Политического завещания»:
Если оберегать и чтить пап как преемников св. Петра и наместников Иисуса Христа - долг государей, то это не значит, что они должны уступать папам в их необоснованных претензиях, когда те намереваются расширить свою власть за разумные пределы16.
Таким образом, Ришелье утверждает, что он чтит Церковь и сан первосвященника, но амбиции конкретных пап должны быть ограничены: статус преемника св. Петра не дает им права выходить за «разумные пределы». Главная проблема для политики Франции
той эпохи - определить эти пределы. В своей монографии Р. Лодж утверждает, что Ришелье был готов разорвать отношения с Римом и «получить от поместного собора титул патриарха Франции»17. Действительно ли кардинал мог пойти на это, учитывая общую политическую ситуацию в Европе XVII в.?
Кардинал Ришелье начал свою карьеру при дворе Марии Медичи, где господствовали ультрамонтанские настроения. Из-за гугенотской оппозиции возникла ситуация «двух государств в одном», но и сами французские католики были вынуждены одновременно подчиняться двум разным государям - королю Франции и папе. Чьи повеления они должны исполнять, если интересы этих властителей разойдутся? В XVII в. (особенно в период Тридцатилетней войны18) опасность подобной ситуации уже была осознана. Развивая идеи своего «Политического завещания», Ришелье в 1641 г. (в том же письме Сегье) утверждает:
Как все христиане обязаны искренне подчиняться духовной власти пап, точно так же они обязаны подчиняться светской власти коро-лей19.
Можно ли считать отношения между Парижем и Римом в первой половине XVII в. достаточно устойчивыми (впервые нарушенными упомянутой буллой), или конфликт между ними нарастал постепенно? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, стоит обратить особое внимание на содержание переписки кардинала Ришелье в этот период.
В 1636 г. возникла необходимость добиться от папы Урбана VIII, чтобы он признал недействительным брак наследника французского престола. Ришелье решает отправить в Рим опытного дипломата - маршала д'Эстре, который, однако, мог оказаться для папы персоной нон грата20. Дело в том, что Франсуа Аннибал д'Эстре маркиз де Кевр (1572-1670) был произведен в маршалы после разгрома папских войск в Италии в 1624 г. в битве за Вальтеллину. Папа воспринял его назначение как личное оскорбление и впоследствии долго отказывался принимать д'Эстре в качестве посла. Несмотря на уверения Ришелье в добрых намерениях французского двора, в его письме к Урбану VIII начинают звучать угрозы, пока завуалированные:
То, что происходит в отношении господина маршала д'Эстре, может иметь очень большие последствия, и я открыто не исполнял бы мой долг, если бы смиреннейше не умолял подходить к данному вопросу благоразумно21.
Текст можно интерпретировать по-разному. Но поскольку в 1635 г. Франция вступила в Тридцатилетнюю войну в союзе с некоторыми итальянскими герцогами - противниками папы, ее возможности оказывать давление на Рим расширились. И кардинал своего добился: маршал стал послом при папском дворе.
Следующим поводом для обострения конфликта между Парижем и Римом стало убийство конюшего того же д'Эстре по имени Ле Рувре. Убийца был нанят семейством Барберини, к которому принадлежал и папа Урбан VIII. В результате маршал д'Эстре в 1639 г. покинул папский двор и примкнул к лагерю одного из итальянских герцогов, враждебного папе. Эта история красочно описана в «Занимательных историях» Таллемана де Рео22, где поведение д'Эстре подано автором как весьма легкомысленное. Однако трудно предположить, что сам маршал действительно мог поставить под удар свою миссию, учитывая ее важность. Скорее это кардинал Ришелье счел нужным расценить убийство конюшего как оскорбление королевского двора и всей Франции - в соответствии с его политикой этого периода. Происшествие со слугой маршала имело гораздо более значительные дипломатические последствия, чем отсрочка возвращения д'Эстре во Францию (о которой упоминает де Рео). Маршал получил распоряжение не посещать аудиенций папы и приемов Барберини23, а затем и вовсе примкнул к итальянским противникам папы.
После этого 16 апреля 1639 г. папа и направил в Париж в качестве своего чрезвычайного посла Рануччо Скотти, упомянутого в начале статьи. В результате французским епископам было приказано ограничить общение с папским нунцием, а за его домом по приказу Ришелье была установлена слежка. Об этом прямо говорится в письме кардинала к Шавиньи24:
Также следует приказать начальнику королевской стражи25 более бдительно, чем раньше, следить за дверью упомянутого господина Нунция, и арестовать на выходе из его жилища всякого, кто пойдет в неурочный час, то есть с тех пор как она будет закрыта на ночь26.
Так посол папы оказался под жестким контролем, поскольку Ришелье считал, что его действия могли навредить интересам Франции. Некоторое время в посланиях кардинала в адрес папского двора учтивый тон еще сохранялся, но в письме к канцлеру Сегье в 1641 г., как мы видели, недовольство политикой папы прорывается явно. Теперь это недовольство нельзя объяснить личностью нунция и его «недобросовестным» исполнением приказов из Рима, так как с 27 марта 1641 г. этот пост занимал уже Джи-
роламо Франческо Гримальди Каваллерони (1597-1685)27. Выявляется и подоплека прежних мелких конфликтов в связи с персоной маршала д'Эстре (и убийством его слуги), поведением в Париже Р. Скотти. Кардинал Ришелье как первый министр Франции был явно недоволен политикой Рима, и катализатором открытой демонстрации этого недовольства, несомненно, послужила упомянутая папская булла. Однако вопрос о том, готов ли был кардинал разорвать отношения с Римом, остается открытым.
Анализ переписки Ришелье не позволяет дать однозначный ответ на этот вопрос. Но подобное радикальное решение, безусловно, нарушило бы тот разумный баланс сил в Европе, к которому стремился кардинал. Тот факт, что в конечном итоге Урбан VIII уступил, а маршалу д'Эстре были принесены извинения, свидетельствует о том, что папа не мог позволить себе длить ссору с Францией. И хотя к фигуре самого Ришелье папа навсегда сохранил стойкую неприязнь, целесообразность поддержания такого баланса отчетливо понимал и он сам.
Примечания
1 Арман Жан дю Плесси герцог де Ришелье (1585-1642), кардинал Франции
с 1622 г., первый министр с 1624 г.
2 Ришелье А.Ж. Политическое завещание. М.: Ладомир, 2008. С. 123.
3 Там же.
4 Текст письма здесь и далее переведен автором по изданию: Le cardinal de
Richelieu à Séguier, 23.09.1641 // Люблинская А.Д. Франция при Ришелье. Французский абсолютизм в 1630-1642 гг. Л.: Наука, 1982. С. 249.
5 До 1991 г. она носила название «Государственная публичная библиотека
им. М.Е. Салтыкова-Щедрина».
6 Люблинская АД. Указ. соч. С. 249.
7 Урбан VIII - Маттео Барберини (1568-1644) - папа римский с 1623 по 1644 г.
8 Имеется в виду Людовик XIII (1601-1643), король Франции и Наварры
с 14 мая 1610 г.
9 Richelieu A.J. Au Pape, 25.07.1636 // Richelieu A.J. Lettres du cardinal duc de
Richelieu, P.: M. Gramoisi, 1695. P. 68. (Перевод автора).
10 Рануччо Скотти (1597-1661), папский нунций во Франции в конце 1630 - нача-
ле 1640-х годов.
11 Richelieu A.J. Au Cardinal Bagni sur l'affair de Monsieur Scoti, du 17 Dec 1639 //
Richelieu A.J. Lettres du cardinal duc de Richelieu. P. 201-202. (Перевод автора).
12 Richelieu A.J. Au Cardinal Barberin // Richelieu A.J. Lettres du cardinal duc de
Richelieu. P. 312-316. (Перевод автора).
13 Le cardinal de Richelieu à Séguier, 23.09.1641. P. 249.
14 Urbanus VIII. Constitutio Super praeservatione jurium Apostolicae Sedis [Элек-
тронный ресурс] // Cherubini L. Magnum Bullarium Romanum. 1692. Vol. 4. P. 222-226. URL: http://www.veritatis-societas.org/206_Cherubini/1692 (дата обращения: 27.01.2010).
15 Цит по: Lodge R. Richelieu. London: Macmillan, 1896. P. 193. [Электронный ре-
сурс] // Questia. [2011]. URL : http://www.questia.com/read/13578476 (дата обращения: 25.11.2009). (Перевод автора).
16 Ришелье А.Ж. Указ. соч. С. 123.
17 Цит. по: Lodge R. Op. cit. P. 195.
18 Тридцатилетняя война (1618-1648), начавшись как религиозное столкновение
между протестантами и католиками Германии, быстро переросла в политическое противостояние империи Габсбургов и их противников. Франция в Тридцатилетней войпе выступила против католической Испании, что осложнило ее отношения с папой.
19 Le cardinal de Richelieu à Séguier, 23.09.1641. P. 249.
20 Richelieu AJ. Au Pape, 25.07.1636. P. 68-70.
21 Ibid. P. 68.
22 Рео Т. Занимательные истории, 1659 (опубликованы в 1834-1835) // Восточная
литература. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus 16/Talleman/frametext2.htm (дата обращения: 26.07.2010).
23 Леви Э. Кардинал Ришелье и становление Франции. М.: АСТ, 2007. С. 297.
24 Леоп Бутийе граф де Шавиньи с 18 марта 1632 по июнь 1643 г. занимал пост го-
сударственного секретаря, был замешан в спор с нунцием Скотти вокруг протокольных условностей.
25 Данная должность называлась Chevalier du Guet - начальник королевской стра-
жи; оп пес ответственность за поддержание общественного порядка в Париже с 1254 г.
26 Richelieu A.J. Billet, 1639 // Richelieu A.J. Lettres du cardinal duc de Richelieu.
P. 200-201. (Перевод автора).
27 Barbiche B. Bulla, legatus, nuntius. P.: École des chartes, 2007. P. 339 // Google books.
URL: http://books.google.ru/books?id=y9pI7mnanI8C&printsec=frontcover#v= onepage&q=&f=false (дата обращения: 29.03.2010).