Научная статья на тему 'Гендерный аспект монастырской реформы во Франции: позиция кардинала Ришелье'

Гендерный аспект монастырской реформы во Франции: позиция кардинала Ришелье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
458
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / GENDER / КАТОЛИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / CATHOLIC REVIVAL / КАРДИНАЛ РИШЕЛЬЕ / CARDINAL RICHELIEU / ФРАНЦИЯ XVII В / FRANCE OF XVII CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шаповалова Елена Владимировна

Цель статьи проанализировать гендерный аспект реформы монастырей во Франции первой половины XVII в. в контексте «Католического возрождения». Опираясь на документы официального и частного характера, автор рассматривает позицию кардинала Ришелье относительно роли женщин в преобразованиях, которые проводились по его инициативе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The gender aspect of monastic reform in France: the attitude of cardinal Richeleu

The purpose of the article is to analyze the gender approach to reform of monasteries in the France of the first half of XVII century in the context of "The Catholic revival". Based on the documents of official and private character, the author discusses the position of cardinal Richelieu about a role of women in these conversions, which were conducted on his initiative.

Текст научной работы на тему «Гендерный аспект монастырской реформы во Франции: позиция кардинала Ришелье»

Е.В. Шаповалова

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ МОНАСТЫРСКОЙ РЕФОРМЫ ВО ФРАНЦИИ: ПОЗИЦИЯ КАРДИНАЛА РИШЕЛЬЕ

Цель статьи - проанализировать тендерный аспект реформы монастырей во Франции первой половины XVII в. в контексте «Католического возрождения». Опираясь на документы официального и частного характера, автор рассматривает позицию кардинала Ришелье относительно роли женщин в преобразованиях, которые проводились по его инициативе.

Ключевые слова: гендер, Католическое возрождение, кардинал Ришелье, Франция XVII в.

Первая половина XVII в. во Франции, по мнению многих исследователей1, отличалась заметным духовным подъемом, получившим название Католического возрождения2.

Это движение, направленное против Реформации, включало и серьезную монастырскую реформу, которая была инициирована как официальными властями, так и отдельными религиозными деятелями. Они призывали к усилению дисциплины в монастырях, неукоснительному исполнению уставов орденов и т. д. Судя по тому, как ставил вопрос о реформе Первый министр Франции кардинал Ришелье, она имела и важный гендерный аспект. Так, в своем «Политическом завещании» Ришелье акцентировал внимание на необходимости преобразований именно в женских монастырях. Обращаясь к королю, он пишет:

Склонность к интригам и проискам, укоренившаяся у слабого пола, порой так велика, что становится невыносимой, и я дважды видел, как Ваше Величество были вынуждены отменять свои предписания о выборах, дабы вернуть все как было3.

© Шаповалова Е.В., 2012

Может ли подобная тенденциозность объясняться личным предвзятым отношением автора к женскому полу? Действительно, Ришелье крайне скептически относился к женщинам во власти:

Женщины, будучи ленивыми и болтливыми по природе, весьма мало пригодны для участия в руководстве государством, а если учесть еще, что они находятся под сильным влиянием своих страстей и, стало быть, почти не следуют доводам рассудка и справедливости, то одного этого достаточно, чтобы исключить любое их участие в государственном управлении4.

Интересно, что в первых российских изданиях «Политического завещания» (1766-1767 и 1788 гг.) данный пассаж был купирован. В эту эпоху Екатерина II и ее приближенные были увлечены идеями Просвещения, и реформаторская деятельность кардинала им весьма импонировала. Принцип государственной власти, направляющей экономическую, политическую и культурную жизнь страны, соответствовал как системе абсолютизма во Франции, так и образу российского самодержавия. Однако откровенное высказывание Ришелье о неспособности женщин к государственному управлению не могло прийтись по вкусу российской императрице. Правда, в «Политическом завещании» кардинал упоминал о единственном исключении (вероятно, имея в виду английскую королеву Елизавету I), но это делает его позицию еще более тенденциозной.

Следует отметить, что рассуждения Ришелье о вреде страстей, которым особенно подвержены женщины, лежат в плоскости идей о превосходстве разума над эмоциями философов-рационалистов и моралистов XVII в.

Тем не менее, факты биографии Ришелье свидетельствуют о том, что он вовсе не был женоненавистником. Начав карьеру под покровительством королевы Марии Медичи, он всячески превозносил ее достоинства не только в пору высокого положения при ее дворе, но и после, вплоть до их окончательного разрыва в 1630 г.5 Среди приближенных самого Ришелье были умные женщины, таланты которых он активно использовал в делах внутренней и внешней политики. Одна из них, знаменитая Марион Делорм, вероятно, была осведомительницей кардинала-министра6. Особую роль в его жизни играла герцогиня д'Эгийон7 - племянница и близкий друг.

Таллеман де Рео8 открыто заявляет, что «Ришелье любил жен-щин»9. Интересна интерпретация данного утверждения Франсуа

Блюшем, стремившимся создать образ кардинала как человека глубоко религиозного и нравственного, благочестивого священника. Поэтому высказывание Таллемана Блюш расценивает лишь как свидетельство о том, что Ришелье не был содомитом10.

В любом случае, факты биографии кардинала позволяют предположить, что его негативная оценка деятельности «женщин во власти» выходит далеко за пределы личной предвзятости и требует объяснения другими, объективными обстоятельствами.

Проанализируем роль женщин в событиях той эпохи, которые относятся к религиозной сфере жизни Франции. В начале XVII в. продолжалось противостояние католиков и гугенотов, ознаменовавшееся религиозными войнами предыдущего столетия.

Но уже со второй половины XVI в. противостояние идеям Кальвина во Франции выливалось не только в открытые конфликты: признавалась необходимость преобразований в самой католической церкви, чтобы пресечь вредоносные дисциплинарные нарушения в среде ее духовенства. Так, в письме от 31 августа 1560 г. к своему дяде герцогу Савойскому король Франциск II предлагал:

...Созвать совещание всего духовенства моего королевства, на котором постараться восстановить церковь в ее первоначальном величии, исправить то, что имеется испорченного и развращенного в нравах духовенства, и ввести такие хорошие преобразования, чтобы божья слава возросла, народ был бы удовлетворен, а эти негодяи усмирены, если только они могут внять рассудку11.

В 1576 г. для противодействия гугенотам герцог Генрих де Гиз организовал Католическую Лигу, в создании которой не последнюю роль играла его сестра Екатерина-Мария Лотарингская, герцогиня де Монпансье. Об этом знаменитый Пьер де Бурдей де Брантом не забыл упомянуть в своем сочинении «Галантные дамы», назвав герцогиню «великой государственной женщиной». Он вспоминает:

Однажды, когда Лига уже составилась, госпожа де Монпансье, принимаясь играть в карты,. сказала о тех, кого вовлекла в славное предприятие: «Я их всех так ловко перемешала, что теперь им самим ни растасоваться лучше, ни выбраться из колоды»12.

В данном случае интерес представляет оценка деятельности герцогини автором, который отзывался о ней с неизменным восхищением. По сути, Екатерина-Мария Лотарингская представлена

Брантомом как один из лидеров католической партии, влияние которой равно или даже превосходит влияние знаменитых мужчин из рода де Гизов.

Не исключено, что именно эту ситуацию имел в виду кардинал Ришелье, утверждая: когда Екатерина Медичи принимала участие в управлении Францией, «за ее спиной» различные дамы позволяли себе вмешиваться в государственные дела. Кардинал подчеркивал, что «среди них были некоторые, наделенные недюжинным умом и привлекательной внешностью, которые натворили несказанных бед»13.

Французские дамы, безусловно, были признанными лидерами в сфере благотворительности, получившей в эпоху Католического возрождения широкое распространение. Среди них - упомянутая племянница кардинала Ришелье герцогиня д'Эгийон, заслуги которой историк Ричард Лодж связывает с деятельностью орденов милосердия под руководством Венсана де Поля:

Венсан де Поль преуспел в привлечении к труду дам наивысшего ранга, объединенных под названием Дам милосердия, занимавшихся организацией благотворительности и инспектировавших сестер более низкого положения. Их успех был так велик, что, согласно восторженному биографу основателя, за первый же год их деятельности не менее 760 еретиков было обращено в ортодоксальную веру14.

Р. Лодж говорит о весьма успешной деятельности дам-благотворительниц «высшего ранга», особо выделяя роль племянницы Ришелье:

Видное положение среди этих дам занимала любимая племянница Ришелье госпожа де Комбале, впоследствии герцогиня д'Эгийон, которой удалось добиться от дяди одобрения и поддержки деятельности, не входившей, как он считал, в круг обязанностей государства по отношению к подданным, и для которой он сам не имел ни призвания, ни времени15.

Таким образом, кардинал посчитал целесообразным делегировать женщине (герцогине д'Эгийон) часть собственных полномочий государственного деятеля, одновременно даруя ей и новый общественный статус.

Ф. Блюш в своей книге назвал первую половину XVII в. «эпохой святых»16, так как в это время был создан новый облик фран-

цузских монастырей. По мнению Блюша, это произошло благодаря деятельности таких людей как Франциск Сальский, баронесса де Шанталь, Венсан де Поль, Луиза ле Гра и, наконец, Сен-Сиран и Анжелика Арно.

А Мадлен Фуазиль, приводя перечень выдающихся деятелей монастырской реформы, чья активность пришлась на период правления Людовика XIII17, акцентирует внимание на числе женщин в этом списке. Оказалось, что из десяти «святых» почти половина (точнее четверо) - женщины. Все это может создать весьма радужную картину положения женщины во Франции той эпохи. Мадлен Фуазиль говорит даже о «безоговорочной победе феминизма» в первой половине XVII в.18. Естественно, в данном случае слово «феминизм» не следует понимать в его современном значении, так как речь идет о лидерстве женщин только в религиозной сфере общественной жизни Франции. Об этом свидетельствует, в частности, быстрый рост в ту эпоху числа именно женских монастырей.

Тем удивительнее на фоне описаний общего духовного подъема выглядит одна из «занимательных историй» Таллемана де Рео:

Я узнал, что одним из поводов к реформе монастырей, в частности женских, оказалась сумасбродная выходка некоей г-жи де Фронтенак, монахини в Пуасси, которая, мало того что открыто водилась с мужчинами, еще вздумала станцевать балет с пятью другими монахинями и шестью кавалерами, любовниками этих шести дам. Они поехали в Сен-Жермен, где в ту пору находился Король. Сначала подумали, что этот балет привезен из Парижа; но уже на следующее утро все узнали, в чем дело, и в тот же день все шесть монахинь отправились в ссылку. До того у каждой из них был свой домик с садом и каждая обедала у себя, ежели того желала19.

Безусловно, один подобный случай не мог повлечь за собой признание необходимости реформы всей монастырской жизни. Тем не менее, де Рео указывает на вполне установленный факт, что многие духовные лица той эпохи вели почти светский образ жизни. Кроме того, насмешливое описание автором недопустимого поведения именно женщины (монахини) может служить отражением настроений во французском обществе.

Показательной в этом отношении является история французского аббатства Фонтевро, изначально (с XII в.) созданное «двойным» - мужским и женским одновременно, с разделенными участками для каноников и канонисс. По воле основателя аббат-

ства Робера д'Арбрисселя руководство обителью было передано его сподвижнице Петронилле де Шемилье, и с тех пор монахи подчинялись монахиням. В XVII в. «мужская часть» аббатства попыталась освободиться из-под «женской власти». Ради этого монахи начали активно противодействовать канонизации Робера д'Арбрисселя, которой всеми силами способствовала аббатиса. Дело в том, что канонизация основателя аббатства возвела бы в ранг закона все его решения - а, значит, и традицию подчинения монахов Фонтевро женщинам (хотя и принявшим монашество).

В данном случае, несмотря на многовековую традицию, женская власть над мужчинами расценивалась как нечто неправильное, требующее пересмотра. Ее хотели привести в соответствие с общими правилами христианской жизни, «обычного» и «писаного» права20.

Следует отметить, что в ту эпоху женщина по-прежнему считалась воплощением греха и причиной грехопадения человека21. Таким образом, хотя фактические данные действительно свидетельствуют о заметной роли женщин в монастырской реформе, нельзя упускать из виду неоднозначное отношение к ней во французском обществе.

Еще более важной представляется позиция в данном вопросе кардинала Ришелье - инициатора большинства преобразований в религиозной сфере. Так, Ришелье посвящает вопросу реформирования монастырей отдельный раздел своего «Политического завещания», сообщая следующее:

В ранние мои годы распущенность нравов была так распространена в мужских и женских монастырях, что в те времена ничего, кроме грехов и дурных примеров, нельзя было найти в большинстве мест, где надлежало искать поучительные образцы. Признаюсь, мне служит немалым утешением видеть совершенное искоренение этих безобразий...22

Действительно, в 1610 г. был издан (а в 1612 г. зарегистрирован парижским парламентом) королевский эдикт, согласно которому владения монастырей, управляемые по доверенности, считались вакантными. Данное постановление соответствовало папским буллам 1562 и 1569 гг., которые осуждали злоупотребления в данной сфере. Это был один из первых шагов политики (продолженной затем кардиналом Ришелье), которая, безусловно, пошла на пользу репутации Церкви. Однако цели кардинала этим не ограничивались: главным в его политике было стремление к централизации власти, к подчинению всех процедур управления церковью и судами.

В «Политическом завещании» Ришелье речь идет об общем упадке монастырей - как мужских, так и женских. Но когда кардинал настаивает на целесообразности назначения из центра (вместо выборов) настоятельниц женских монастырей, это выглядит проявлением его явной «гендерной дискриминации». Почему Ришелье акцентирует внимание на слабостях женского пола? Предположить здесь его личную пристрастность невозможно, поскольку речь идет о сочинении выверенном, предназначенном для короля, - фактически о программном документе, не оставляющем места для эмоций.

Возможно, причиной недовольства кардинала (как представителя королевской власти) стала именно лидирующая роль женщин в монастырской реформе, рост числа женских конгрегаций. Примечательно, что Ришелье делал ставку не на увеличение числа монастырей, а на упорядочивание дел в них. Он писал:

Провести преобразования в уже имеющихся обителях и остановить чрезмерный рост числа новых заведений - вот два дела, угодных Богу, который во всем диктует порядок23.

Духовный подъем, который воодушевлял многих католиков, у самого Ришелье энтузиазма не вызывал, так как он опасался потери контроля над ситуацией в монастырской жизни. Так, по мнению Р. Лоджа, конфликт кардинала с Сен-Сираном (которого сам Ришелье называл ученейшим богословом Европы), начался именно в период бурного роста влияния этого богослова24. Сам кардинал пишет о том, что безрассудное религиозное рвение способно навредить королевству:

Следует пренебречь мнением некоторых недалеких святош, которые проявляют больше рвения, чем благоразумия, и часто к вещам, от коих зависит спасение души и государства, причисляют те, что как раз способны причинить вред обоим25.

Некоторые пассажи «Завещания» Ришелье позволяют предположить, что его беспокоит прежде всего кризис экономики Франции в результате Тридцатилетней войны, который не позволяет преумножать число ее монастырей:

Надо быть злонравным или слепым, чтобы не видеть и не признавать, что монастыри не только полезны, но и необходимы, и надо быть преисполненным слишком безрассудного рвения, чтобы не видеть, что чрезмерное их количество причиняет неудобства и может дойти до такого предела, когда станет просто-таки разорительным26.

Кроме того, у Католического возрождения была и опасная сторона, которую вскрыл, в частности, Луденский процесс над кюре Урбаном Грандье27. Речь идет о религиозной истерии, которой монахини были подвержены в большей степени, чем монахи.

Таким образом, религиозный подъем и стремление «очистить» Церковь, реформировав монастырскую жизнь, грозили выйти из-под контроля королевской власти, что казалось кардиналу недопустимым. Именно этим и объясняется, прежде всего, «гендерный подход» Ришелье к назревшим преобразованиям. Следует признать, что французское общество первой половины XVII в. оставалось традиционным. И хотя в официальных документах монастырская реформа выглядит целостным мероприятием, среди частных мнений нередки нелестные отзывы в адрес «слабого пола». Хотя авторы таких оценок чаще всего ссылаются на психологические особенности женщин, они опираются все же на христианские традиции. Так, Брантом пишет об одной из королев: «Сколь ни была она величава, но и природный закон, и людской обычай отдавали ее во власть мужчины»28.

Примечания

3

1 См., напр.: Блюш Ф. Ришелье. М.: Молодая гвардия, 2006. 323 с.; Леви Э. Кардинал Ришелье и становление Франции. М.: АСТ Астрель, 2006. 415 с.; Foisil M. La vie quotidienne au temps de Louis XIII. Hachette, 1992. 373 с.

2 Леви Э. Указ. соч. С. 29. Ришелье А.Ж. Политическое завещание, М.: Ладомир, 2008. С. 121.

4 Там же. С. 209.

5 Речь Ришелье, тогда еще епископа Люсонского, на одном из заседаний Генеральных Штатов 1614-1615 гг., представляла собой панегирик королеве-матери.

6 См.: Блюш Ф. Указ. соч. С. 85. Речь идет о Мари Мадлен де Виньеро дю Пон Курле (1604-1675) - дочери старшей сестры кардинала, которой Людовик XIII в 1638 г. даровал титул герцогини д'Эгийон. В 16 лет Мари Мадлен вышла замуж за племянника королевского фаворита, но уже через два года стала вдовой и целиком посвятила себя заботам о кардинале, что породило в обществе порочащие их слухи. Таллеман Де Рео (Tallemant de Reaux) Гедеон (1619-1692) - французский писатель-мемуарист. Автор «Занимательных историй» (1659) из жизни при дворе короля Генриха IV. Его записки были опубликованы в 1834-1835 гг.

7

9 Таллеман де Рео Г. Занимательные истории, 1659. URL: http:// www.vostlit.inf / Texts/rus16/ Talleman/ frametext3.htm (дата обращения: 20.04.2011).

10 Блюш Ф. Указ. соч. С. 85.

11 Письмо Франциска II к герцогу Савойскому, 31.08.1560. URL: http://www. vostlit.info/Texts/Dokumenty/France/XVI/1540-1560/Dokum1/21-40/40.htm (дата обращения: 10.02.2011).

12 Брантом П. Галантные дамы. М.: ЭКСМО, 2006. С. 330.

13 Ришелье А.Ж. Указ. соч. С. 238.

14 Lodge R. Richelieu. L.: Macmillan, 1896. Р. 189. URL: http:// www.questia.com/ read/ 13578476 (дата обращения: 21.10.2009). Перевод мой. - Е. Ш.

15 Lodge R. Op. cit. Р. 189.

16 Блюш Ф. Указ. соч. С. 27-29.

17 Foisil M. Op. cit. P. 307. Перевод мой. - Е. Ш.

18 Ibid. P. 310.

19 Таллеман де Рео Г. Указ. Соч. URL: http:// www.vostlit.inf /Texts/rus16/ Talleman/ frametext3.htm (дата обращения: 20.04.2011).

20 В юридическом отношении территорию средневековой Франции принято делить на область писаного (римского) и область обычного (Coutume) права. Одной из задач внутренней политики кардинала Ришелье была кодификация законов и приведение их к единообразию на всей территории королевства.

21 Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века. М.: Текст, 2008. С. 140.

22 Ришелье А.Ж. Указ. соч. С. 121.

23 Там же. С. 123.

24 Lodge R. Op. cit. С. 200.

25 Ришелье А.Ж. Указ. соч. С. 121.

26 Там же. С. 123.

27 Урбан Грандье - священник г. Лудена провинции Пуату, вовлеченный в дело об одержимости дьяволом монахинь в женском монастыре урсулинок в Лудене. В итоге он был обвинен в колдовстве, осужден и казнен 18.08.1634 г.

28 Брантом П. Указ. соч. С. 440.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.