Научная статья на тему 'Внешняя политика кабинета Хатояма и идея Восточноазиатского сообщества'

Внешняя политика кабинета Хатояма и идея Восточноазиатского сообщества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
245
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ХАТОЯМА ЮКИО / ВОСТОЧНОАЗИАТСКОЕ СООБЩЕСТВО / АТР

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Толстогузов Сергей Анатольевич

Статья Толстогузова С.А. "Внешняя политика кабинета Хатояма и идея Восточноазиатского сообщества" посвящена начальному этапу внешнеполитической деятельности нового кабинета Хатояма Юкио. В ней разбираются встречи в Питтсбурге, Пекине и Хуахине и их влияние на японо-американские и японо-китайские отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешняя политика кабинета Хатояма и идея Восточноазиатского сообщества»

УДК 327.1(52)

Толстогузов С.А.

Внешняя политика кабинета Хатояма и идея Восточноазиатского сообщества

Foreign Policy of the Hatoyama Cabinet and East Asia Community

Статья Толстогузова С.А. "Внешняя политика кабинета Хатояма и идея Восточноазиатского сообщества" посвящена начальному этапу внешнеполитической деятельности нового кабинета Хатояма Юкио. В ней разбираются встречи в Питтсбурге, Пекине и Хуахине и их влияние на японо-американские и японо-китайские отношения.

Ключевые слова: Япония, внешняя политика, Хатояма Юкио,

Восточноазиатское сообщество, АТР

Tolstoguzov S. has described "Foreign Policy of the Hatoyama Cabinet and East Asia Community". The topic of the paper concerns the manuvers of the new Democratic Cabinet of Japan in the first two months after the elections. Dr. Tolstoguzov summerises the results of Hatoyama's meetings in Pittsburg, Pekin and Hua Hin; and analises the perspectives of Japanese relations with America and China.

Key words: Japan, foreign policy, Hatoyama Yukio, East Asia Community, Asia-Pacific Region

Сентябрь 2009 года оказался богат на события в японской политике. Главным из них становится окончание почти пятидесятилетнего господства Либерально-демократической партии, закончившегося после сокрушительнейшего поражения на выборах в нижнюю палату, на которых демократическая партия получила 308 мест в парламенте, почти в три раза увеличив свое представительство, где ранее были представлены всего лишь 112 депутатами.

Причем победа эта стала прогнозируемой достаточно давно. На волне растущей поддержки лидеры оппозиции начали раздавать многочисленные обещания, предполагающие крупномасштабные сокращения налогов (включая отмену налога на бензин), субсидии на детей, изменение системы образования и отмена платы за учебу для малообеспеченных семей, увеличить субвенции регионам, рассказать правду о закрытых договоренностях с американским правительством о заходах военных судов с ядерным оружием на борту и другие.

Немалая часть обещаний касалась внешней политики, реализацией которых пришлось заниматься новому правительству после обретения власти. Основной пункт в предвыборной программе — поставить в центр всей деятельности правительства вопросы внешней политики и обеспечения гарантий безопасности. Заседание Совета Безопасности

ООН и очередная встреча двадцатки в Питтсбурге дали новому правительству сразу после избрания прекрасный шанс продемонстрировать свое понимание новых подходов к внешней политики Японии.

Одним из ключевых пунктов внешнеполитической программы Ю.Хатояма стала идея Содружество Восточной Азии (Хигаси Адзиа кё-дотай). На первой своей встрече в Нью-Йорке с председателем Госсовета КНР Ху Дзинтао Ю.Хатояма предложил "выработать идею сообщества Восточной Азии, выстраивая доверительные отношения, признавая взаимные различия" [7, с. 1]. Некоторые наблюдатели явно поспешили объявить о готовности Японии и Китая к созданию некоего союза [16]. Однако пока говорить об этом несколько рано, но определенные перемены эта идея предполагает.

После встречи Ю.Хатояма и Ху Дзиньтао в Нью-Йорке в сентябре 2009 года было сообщено следующее. 1. Премьер-министр Хатояма Юкио предложил курс на стратегическое укрепление отношений взаимного благоприятствования, реализацию идеи сообщества Восточной Азии, сохранять приверженность заявлению Мураяма (Премьер-министр-социалист Мураяма Томиити, который в 1995 году принес официальные извинения от имени Японии китайскому народу за действия в период оккупации - С.Т.); 2. Председатель Госсовета Ху Дзинтао предложил укрепление двусторонних отношений на основе обменов визитами руководителей и развития связей на уровне общественности, подчеркнув необходимость подходить к решению взаимных проблем в широком плане и глобальном контексте; 3. Премьер-министр подчеркнул необходимость превращения Восточно-Китайского моря в море дружбы посредством совместной разработки газовых месторождений; 4. Оба руководителя сошлись во мнении о необходимости прилагать усилия в направлении ликвидации ядерного оружия на Корейском полуострове; 5. Председатель Госсовета высоко оценил курс премьера на сокращение выбросов "парниковых" газов [7, с.1].

Из всего этого набора наибольший интерес комментаторов и наблюдателей вызвали предложения о создании сообщества Восточной Азии. Причем, фокус внимания двух стран был сосредоточен не на вопросах экономического характера, а в сфере дипломатии. Если говорить конкретнее, на четвертом пункте, в соответствии с которым стороны сошлись во мнении относительно необходимости совместных усилий по ликвидации ядерного оружия на Корейском полуострове, а китайская сторона заявила, что будет продолжать усилия, направленные на возвращение Северной Кореи за стол переговоров в рамках шестисторонне-го диалога [7, с.1].

Именно в русле этой северокорейской проблемы начало развиваться сотрудничество возможных участников сообщества Восточной Азии после завершения встреч в Нью-Йорке и Питтсбурге. 28 сентября в Шанхае состоялась встреча министров иностранных дел Китая, Японии и Южной Кореи, на которой обсуждались планы конкретных действий представителей трех стран.

Министры продемонстрировали редкое единство мнений в вопросе о Северной Корее. Окада Кацуя завил: "Мы требуем скорейшего возвращения Северной Кореи за стол шестисторонних переговоров", с чем полностью согласился Ян Цзечи, который высказался за то, чтобы "Следует продолжить прилагать усилия, чтобы Северная Корея вернулась за стол шестисторонних переговоров" [13, с.5].

Северная Корея не заметила или проигнорировала это согласие в позициях министров иностранных дел, когда 1 октября заявила в официальном сообщении телеграфного агентства, что "Полностью отклоняет резолюцию Совета Безопасности ООН" о "Мире без ядерного оружия" [3,

с. 5]. После чего китайским руководителям пришлось срочно применить сильные дипломатические средства, чтобы побудить северокорейских представителей проявить гибкость и пойти навстречу мировому сообществу. В Корею был срочно направлен премьер-министр КНР Вэнь Цзябао, которому достаточно быстро удалось уговорить Ким Чен Ира вернуться за стол переговоров, чтобы Китаю было что представить на следующей встрече руководителей трех стран, запланированной на 10 октября. На самой встрече он сказал о результатах своей встречи с Ким Чен Иром, что "возможно обретение позитивных подвижек в вопросе о возобновлении заседаний шестисторонней комиссии. Сейчас есть шанс. Если его не использовать сейчас, то он быстро исчезнет [1]" После чего премьер Вэнь Цзябао попросил своих партнеров пойти на конструктивное сотрудничество в этом вопросе.

В любом случае ясно, что желание японской стороны развивать идею Восточноазиатского сообщества вызвала большой интерес у Китая. Официальный представитель МИД КНР Цзян Юй 17 сентября на очередной пресс-конференции заявила, что "китайская сторона готова углублять взаимодействие со всеми странами Восточной Азии и прилагать общие усилия к формированию Восточноазиатского сообщества" [4].

Предпосылкой для изменения в расстановке сил стало желание нового японского премьера изменить климат в отношениях с Китаем и не акцентировать внимание на "взаимных различиях" и разногласиях. Еще в преддверии встречи в Нью-Йорке Ю.Хатояма заявил, что не будет посещать храм Ясукуни дзиндзя, из-за чего постоянно происходили трения с китайской стороной. При личной встрече с Ху Дзиньтао он сразу же повторил это свое заявление, чем вызвал очень благоприятную реакцию со стороны Председателя Госсовета, который ответил высокой оценкой действий японской стороны в вопросе о сокращении выбросов парниковых газов, которому после подписания Киотосского протокола уделяется большое внимание японским правительством.

Таким образом, получается, что на нынешнем этапе идеи строительства сообщества Восточной Азии главным образом реализуются в дипломатической сфере в вопросе о Северной Корее. Китай здесь внезапно занял место Америки и добился согласованных действий со стороны Японии и Южной Кореи, которые прежде предпочитали блокироваться с Соединенными Штатами и оставлять Китай в меньшинстве на шестисторонних переговорах в паре с Россией.

Изменение в расстановке сил по вопросам о Северной Корее пока очень шатко и неопределенно. Президент Ю.Кореи явно не удовлетворится простым возвращением Северной Кореи за стол шестисторонних переговоров. Ему нужны реальные шаги в направлении полной дену-клеаризации Северной Кореи и здесь он может найти поле для совместных действий с США. Ли Мён Бак выдвинул идею большой сделки "биг багэн" с севером, предполагающее пакетом разрешить все проблемы вместо постепенных шагов в расчете на мелкие уступки. Для него возвращение Ким Чен Ира за стол переговоров - это не цель, а только средство для достижение отказа Кореи от обладания ядерным оружием. В этом его готовы поддержать Штаты, о чем заявила Госсекретарь Хилари Клинтон [2].

В противоположность Корее Японии фактически не нужна активизация политики на корейском полуострове. Для этой страны сейчас предпочтительно вялотекущее развитие ситуации, когда не стоит вопрос об остром кризисе и можно до бесконечности вести переговоры о судьбе похищенных корейцами японцев, чем предпринимать реальные меры давления с целью прогресса в ядерной проблеме.

Вялотекущее развитие ситуации позволит Хатояме выиграть вре-

мя, необходимое, чтобы сократить напряженность, возникающую вокруг дислоцированных на японской территории американских воинских кон-тингентов и продолжить реорганизацию американского присутствия на территории страны в выгодном для себя ключе.

Основная проблема сообщества Восточной Азии состоит в неопределенности концепции и задач строительства этой структуры. Пока невозможно даже назвать возможный состав участников. Как уже говорилось, китайская позиция ориентирована на формулу АСЕАН плюс 1 (Китай), в качестве варианта, которой допускается АСЕАН плюс 3 (Китай, Япония и Южная Корея), о которой премьер Вэнь Цзябао говорил на встрече 10 октября [5]. Следует, однако, заметить, что АСЕАН существует как самостоятельная организация с собственными руководящими структурами, которые не будет просто преобразовать в новое сообщество. Наверное, не все члены АСЕАН с большой радостью отнесутся к появлению новой группы влиятельных участников.

Пока же японская сторона явно не определилось с пониманием вопроса о стратегии в создании сообщества Восточной Азии, и даже не уверена, что будет реализовывать программу в рамках сотрудничества с Китаем и Южной Кореей. Как заявил премьер Хатояма на встрече 10 октября, "три страны станут только ядром сообщества Восточной Азии". А всего за три дня до этого, на пресс-конференции 6 октября Ока-да Кацуя, он рассматривает в числе возможных участников Японию, Китай, Южную Корею, страны АСЕАН, Индию, Австралию, Новую Зеландию, далеко на юг, расширив рамки возможных участников, при этом, забыв о том, что Россия также имеет право претендовать на участие в Содружестве Восточной Азии. Одновременно закладывая еще один конфликт в эту еще не созданную организацию, так как Австралия отстаивает концептуально иную идею содружества стран тихоокеанского кольца, в которое могли бы входить все страны по обе стороны океана, включая и Америку.

На саммите АСЕАН 23 - 25 октября Ю.Хатояма предложил "активизировать дискуссию, направленную на построение сообщества Восточной Азии, основанного на принципах открытости и прозрачности" [8, с. 3], продемонстрировав, что именно АСЕАН может стать ядром [11] будущего содружества. Однако идея была воспринята в прямом смысле как призыв к дискуссии. В Заявлении председательствовавшего на встрече премьера Тайланда было предложено рассмотреть японское предложение только как одно из возможных направлений дискуссии наряду с предложением Австралии о создании Азиатско-Тихоокеанского Содружества. А также приветствовалось предложение Филиппин о приглашении других глав Азиатско-Тихоокеанского региона для обсуждения проблем регионального экономического сотрудничества [14]. Практически это означает начало обсуждения с вопроса о том, каким должно быть содружество Восточноазиатским или Азиатско-Тихоокеанским, причем не нашлось желающих пригласить остальные страны Восточной Азии, чтобы уравновесить предложение Филиппин.

Соответственно дискуссия не предполагает обсуждения конкретных вопросов строительства союза, в то время как внутри АСЕАН уже несколько лет идет укрепление внутренней структуры на основе созданных в 2006 году трех советов по вопросам политики и безопасности, по экономическим проблемам и социально-культурным вопросам. Поэтому в другом Заявлении говорится, что "Мы признаем, что развитие внутрирегиональных связей принесет пользу государствам-членам АСЕАН и их народам, внесет свой вклад в центральную роль АСЕАН в региональной структуре, обеспечит дальнейшего строительство сообщества, которое все более становится связанным с Азиатско-Тихоокеанским регионом и

мировым сообществом, и образовать основу для еще более обширной Вос-точноазиатской общности [15]." Практически Азиатско-Тихоокеанское содружество представляется промежуточным шагом в строительстве Восточно-азиатского, что в свою очередь отодвигает реализацию идей японского премьера на длительный срок. И главная причина таких формулировок в отношении самих стран АСЕАН, активно занятых строительством собственного дома на основании программы создания к 2015 году Содружества стран АСЕАН.

В общем Ю.Хатояма смог похвастаться только тем, что "практически все руководители, участвовавшие в саммите, разделяли его идеи" [12] и приветствовали предложение открыть дискуссию об общих принципах Содружества, но не более.

Все, что предлагает Ю.Хатояма, отнесено к делам дальней перспективы, для реализации которых потребуется много времени и средств. Пока японцам предложено заниматься созданием в регионе транспортной и информационной инфраструктуры, которая поможет наладить более тесные связи в регионе. Япония согласилась с этой задачей и даже обещает выделить 20 млрд. долларов на эти цели и провести встречу руководителей стран бассейна реки Меконг в этом году. Все это может квалифицироваться только как начальная ступень реализации планов Ю. Хатояма.

Кроме того, нельзя не учитывать того факта, что вслед за октябрьским саммитом запланировано проведение в Сингапуре ноябрьского саммита АСЕАН плюс Америка, который также может существенно повлиять на развитие событий и реализацию планов новой японской администрации.

Окада Кацуя на пресс-конференции 6 октября разъяснил журналистам, что не видит Соединенных Штатов в качестве полноправного члена этой организации, при этом не исключив возможности их участия в переговорах по различным вопросам, включая торговые.

Премьер Хатояма также неоднократно подчеркивал желание дистанцироваться от политики Америки. В кратком выступлении для прессы перед началом трехсторонней встречи в Пекине 10 октября он сказал: "До нынешнего времени мы, может быть и в незначительной степени, но слишком полагались на Штаты. Японо-американский союз имеет большую важность, но теперь мне хочется выработать такую политику, в которой (Япония), как одно из государств Азиатского региона, более акцентирует свое внимание на Азии [5]". Даже недвусмысленные заверения Ю. Хатояма, сделанные на саммите в Тайланде, когда он заявил, что "У него нет намерения устранять Америку (из числа стран сообщества Восточной Азии), даже нет намерения устранять какую-либо иную страну [10]", не могли развеять всех сомнений американцев, которые предпочти провести отдельный саммит со странами АСЕАН.

Пока антиамериканизм присутствует в очень умеренных формах в качестве разрозненных мер, таких как окончание с середины января будущего года операции по обеспечению топливом военных судов в Индийском океане. Это фактически означает полное прекращение участия Японии в Ираке, сохранявшееся в такой форме после ухода из страны подразделений японских "Сил самообороны". Не проявляет она и большого интереса к американским операциям в Афганистане, хотя пообещала, что в качестве компенсации рассмотрит возможные варианты своего участия.

Выбранная позиция не способствует скорейшему разрешению острых проблем в отношении размещенного в Японии американского воинского контингента. Это предопределило фактическое затягивание вопроса о переносе базы Футэмма на Окинаве в новое место, о чем су-

ществует договоренность от 2006 года. Нужно только определить место новой взлетной полосы, чтобы можно было рапортовать о существенных шагах в поддержании союзнических отношений с Америкой. Однако японская сторона откровенно затягивает этот вопрос, несмотря на очевидное согласие американской стороны на вариант строительства новой взлетной полосы в "Кэмп Швабе" на Окинаве. Ю. Хатояма пока предпочитает искать альтернативные варианты переноса, но окончательное решение по этому вопросу будет вынесено не ранее следующего года, а договоренности, на которые рассчитывал президент Обама, запланировавший на ноябрь визит в Японию, повисли в воздухе, что вызвало неудовольствие американского президента, сократившего время своего визита с двух дней до нескольких часов.

По возвращении с саммита АСЕАН Ю. Хатояма выступил в парламенте с обширной программной речью. Значительная ее часть касалась внешней политики, причем в самых лестных выражениях говорилось о сотрудничестве с Соединенными Штатами. Премьер сказал, что "важно прилагать усилия к тому, чтобы море оставалось приносящим плоды на ниве дружбы и сотрудничества. Это в интересах не только Японии и государств Азиатско-Тихоокеанского региона, но и всего мира. Основой для этого является тесный и равноправный Японо-Американской союз [9, с. 4]". Более того, Ю.Хатояма заявил, что будет и дальше углублять этот союз в различных областях "во имя мира и процветания Азиатско-Тихоокеанского региона [9, с. 4]", тем самым продемонстрировав, что подготовка к визиту американского президента в Японию ведется полным ходом.

В выступлении Ю.Хатояма много говорилось об Азиатско-Тихоокеанском регионе. Премьер вспомнил, что "Япония является морским государством, расположенным в Азиатско-Тихоокеанском регионе [9, с. 4]", что показывает, что Япония не будет оставаться в стороне от инициатив австралийского премьера и готова развиваться сотрудничество в этом регионе в самых различных областях.

Даже для России нашлось место в выступлении Хатоямы. Премьер заявил, что "будет укреплять отношения сотрудничества, рассматривая Россию как партнера в Азиатско-Тихоокеанском регионе [9, с. 4]", упомянув при этом о необходимости заключения мирного договора, в котором будет решаться проблема "северных территорий".

Термин Азиатско-Тихоокеанский регион употребляется в тексте более десяти раз, в результате даже создается впечатление, что он полностью вытесняет идею Восточноазиатского сообщества. Оно сохраняется, пока не доходишь до последнего абзаца, в котором говорится о том, что все вышеперечисленное намечается реализовывать для "идеи Содружества Восточной Азии, как формы сотрудничества, которой свойственна высокая степень прозрачности и которая является открытой для участия представителей других регионов [9, с. 4]". Таким образом, идея построения Содружества Восточной Азии продолжает оставаться базовой для политики этого кабинета.

Пока мы видим только желание Ю. Хатояма выработать новый курс. Детали его должны выкристаллизоваться в ходе дальнейших событий. Визит в Японию президента Обамы и встреча в формате АСЕАН плюс Америка внесут дальнейшие коррективы.

Соответственно, идея Содружества, оказавшись неожиданно увязанной с внешнеполитическим сотрудничеством, потенциально может вызвать значительные изменения в международных отношениях в зоне Тихого океана. Во всяком случае, можно ожидать, что она будет далеко выходить за рамки только экономических вопросов. И высказывания, содержавшиеся в последнем выступлении Ю. Хатояма, Российским

МИДом были восприняты очень позитивно. "Мы очень внимательно и с удовлетворением восприняли заявления премьер-министра о том, что Япония расценивает Россию как партнера, с которым готова совместно работать по решению проблем Азиатско-Тихоокеанского региона, развивая сотрудничество как на двусторонней основе, так и по международной повестке дня, — отметил заместитель министра иностранных дел РФ Алексей Бородавкин. - Японская сторона, как и российская, настроена на то, чтобы наше сотрудничество и партнерство приобрело качественно новый стратегический характер [6]".

Первый месяц у власти новой администрации демократической партии не стал периодом выжидания и раскачки, что обещает в дальнейшем интересные события, требующие самого пристального внимания. Нам предстоит стать свидетелями увлекательного процесса адаптации многочисленных предвыборных обещаний к реалиям внешней и внутренней политики. Это уже заметно на примере идеи Содружества Восточной Азии, которой, по всей видимости, предстоит еще более значительная трансформация.

Литература

1. Абиру Руй, Хатояма сюсё "Бэйкоку ни идзон сисугитэита", Ниттюкан сюно кайги дэ. URL: http://headlines.yahoo.co.jp/hl?a=20091010-00000534-san-pol

2. "Каку бусо сита Кита Тёсэн ни ва сэйсай канва синай" Куринтон Бэй кокуму тёкан. URL: http://www.afpbb.com/article/politics/2655194/4792135

3. "Каку наки сэкай" кэцуги хихан. // Тюгоку симбун, 2009, 1 октября.

4. Китай поддерживает концепцию Восточноазиатского сообщества, выдвинутую новым премьер-министром Японии, Пресс-конференция МИД КНР. URL: http://russian.people.com.cn/31521/6761056.html

5. Роккакоку кёги соки кайсай дэ итти, Ниттюкан сюно га кайги. URL: http://www.47news.jp/CN/200910/CN2009101001000035.html

6. Россия и Япония хотят, но не могут договориться по Южным Курилам. URL: http://newsme.com.ua/world/261999/

7. Такахаси Сигэру, Хигаси Адзиа Кёдотай о тэйан.//Тюгоку симбун, 2009, 23 сентября, С. 1.

8. Уэда Сёко, "Кёдотай" котику э рэнкэй. // Тюгоку симбун, 2009, 26 октября.

9. Хатояма сюсё но сёсин хёмэй эндзэцу. //Тюгоку симбун, 2009, 27 октября.

10. Хигаси Адзиа кёдотай, Бэй хайдзё сэдзу = Хатояма сюсё. URL: http:// headlines.yahoo.co.jp/hl?a=20091024-00000130-jij-pol

11. "Хигаси Адзиа кёдотай" Бэйкоку но санка о мотомэру кангаэ хёмэй э. URL: http://headlines.yahoo.co.jp/hl?a=20091024-00000002-mai-pol

12. Хигаси Адзиа кёдотай "кёкан эта" = Хатояма сюсё. URL: http://headlines. yahoo.co.jp/hl?a=20091025-00000062-jij-pol

13. Хигаси Адзиа Кёдотай э кёрёку. //Тюгоку симбун, 2009, 29 сентября.

14. Chairman's Statement of the 4th East Asia Summit Cha-am Hua Hin, Thailand, 25 October 2009. URL: http://www.15thaseansummit-th.org/PDF/25-08_ EAS%20Statement.pdf

15. Chairman's Statement of the 15th ASEAN Summit "Enhancing Connectivity,

Empovering Peoples", 23-25 October 2009. URL: http://www.15thaseansummitth. org/PDF/2402Chairman'sStatementofthe15thASEANSummit_final_with_logo.pdf 16. Julian Ryall and Malcolm Moore, China and Japan begin talks on building alliance. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/asia/japan/6258990/ China-and-Japan-begin-talks-on-building-alliance.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.