Научная статья на тему 'Внешняя оценка учебных достижений как метод компетентностного подхода в определении требований к выпускнику вуза'

Внешняя оценка учебных достижений как метод компетентностного подхода в определении требований к выпускнику вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентность / внешняя оценка учебных достижений / тестовое задание / фасет / дистрактор / competence / external assessment of educational achievement / test task / facet / distractor

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р. К. Сотченко, А. Н. Ногаева, Л. М. Власова

При формировании образовательного процесса на основе компетентностного подхода необходима разработка объективных критериев оценки качества подготовки специалистов. В Казахстане эта работа введется с 2011 г. по всем направлениям образования. В статье рассматриваются вопросы методологии подготовки тестовых заданий множественного выбора для внешней оценки учебных достижений выпускника высшей школы. Описаны результаты проведения внешней оценки учебных достижений выпускников медицинских специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р. К. Сотченко, А. Н. Ногаева, Л. М. Власова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTERNAL ASSESSMENT OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENT AS A METHOD OF COMPETENCE APPROACH IN DETERMINING THE REQUIREMENTS TO A UNIVERSITY GRADUATE

Development of objective criteria for assessing quality of specialist training is required for the formation of an educational process on the basis of competence approach. This work is carried out in Kazakhstan since 2011 in all are-as of education. Methodological issues of the multiple-choice test items for the external evaluation of educational achievements in higher schools are considered in the work. The results of an external evaluation of educational achievements of graduates of medical specialties are described.

Текст научной работы на тему «Внешняя оценка учебных достижений как метод компетентностного подхода в определении требований к выпускнику вуза»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 61(07)

Р. К. Сотченко, А. Н. Ногаева, Л. М. Власова

ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ КАК МЕТОД КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОПРЕДЕЛЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ВЫПУСКНИКУ ВУЗА

Кафедра фармацевтических дисциплин и химии Карагандинского государственного медицинского университета

При формировании образовательного процесса на основе компетентностного подхода необходима разработка объективных критериев оценки качества подготовки специалистов. В Казахстане эта работа введется с 2011 г. по всем направлениям образования. В статье рассматриваются вопросы методологии подготовки тестовых заданий множественного выбора для внешней оценки учебных достижений выпускника высшей школы. Описаны результаты проведения внешней оценки учебных достижений выпускников медицинских специальностей.

Ключевые слова: компетентность, внешняя оценка учебных достижений, тестовое задание, фасет, дис-трактор

Одной из главных тенденций реформы высшей школы в Казахстане является расширение полномочий высших учебных заведений в плане формирования учебных траекторий с целью повышения качества подготовки специалиста. В этом смысле возрастает роль государства, которое должно оценить качество результатов обучения в высшей школе. С целью формирования независимой от организации образования системы оценки учебных достижений в вузах на этапе завершения обучения студентов согласно ст. 55 Закона Республики Казахстан «Об образовании» была введена внешняя оценка учебных достижений (ВОУД).

Исходя из Национальной системы оценки качества образования Республики Казахстан задачами ВОУД являются: 1) осуществление мониторинга учебных достижений обучающихся; 2) оценка эффективности организации учебного процесса; 3) проведение сравнительного анализа качества образовательных услуг,

предоставляемых организациями образования.

Чтобы оценить качество результата обучения выпускника необходимо его количественное измерение. Разработка объективных критериев оценки качества подготовки специалистов, независящих от форм получения образования, является одним из отличительных признаков построения образовательного процесса на основе компетентностного подхода [4]. В настоящее время общепризнанным методом определения уровня подготовленности является тестирование, обладающее такими свойствами, как объективность, технологичность, математическая точность и быстрота, охват всего учебного материала [1].

В Карагандинском государственном медицинском университете в 2014 г. впервые была проведена ВОУД по всем медицинским специальностям. При оценке использовались тестовые задания по циклам базовых и профилирующих дисциплин ГОСО, предоставленные Национальным центром тестирования МОН РК.

Оценка по традиционной системе Оценка по буквенной системе Y-распределение

Нижняя граница Верхняя граница

Отлично А 147 200

А- 133 146

Хорошо В+ 126 132

В 119 125

В- 112 118

Удовлетворительно С+ 105 111

С 91 104

С- 77 90

Д+ 63 76

Д 50 62

Неудовлетворительно ? 0 49

Таблица 1. Шкала перевода ВОУД на систему оценивания по кредитной технологии обучения

ВОУД проводилась в форме комплексного тестирования по четырем дисциплинам. Количество тестовых заданий по каждой дисциплине - 25, на выполнение которых по четырем дисциплинам отводилось 150 мин [3]. ВОУД проводилась на базах Карагандинского государственного технического университета и Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова. Для оценки был впервые применен новый формат тестовых заданий с выбором одного или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов. Кроме этого поменялась система оценки ответов (табл. 1).

Ведущие специалисты кафедры фармацевтических дисциплин с курсом химии Карагандинского государственного медицинского университета совместно с Центром национального тестирования МОН РК явились разработчиками и экспертами тестовых заданий для специальности «Фармация» по базовой дисциплине «Аналитическая химия» и профилирующей дисциплине «Фармацевтическая химия». Специалистами кафедры была разработана технология создания теста по учебной дисциплине, которая предполагала несколько последовательных этапов: 1) постановка цели и задач дисциплины, учет форм педагогического контроля; 2) объем часов учебной дисциплины; 3) определение цели тестирования; 4) анализ содержания учебной дисциплины и соответствия типовым учебным программам и ГОСО; 5) систематизация материала, выделение функциональной и логической структур (структурно-логическая схема дисциплины); 6) соответствие содержания теста дисциплины компетентностям выпускника специалиста-фармацевта; 7) разработка тестовых заданий; 8) экспертиза содержания и формы заданий (рецензирование)и корректировка.

Основными элементами тестового задания являлись инструкция к тестовым заданиям, предложенная Национальным центром тестирования, разработанная методика составления тестов множественного выбора, задания (содержательная часть) с рекомендацией по формулировке тестовых заданий на основе разработок специалистов Национального центра тестирования (задания с выбором нескольких правильных ответов).

Особое внимание обращалось на то, чтобы используемая терминология не выходила за рамки основных учебников и нормативных документов [2]. Содержательная часть задания формулировалась в логической форме высказывания, а не в форме вопроса. Не допус-

кались двусмысленные и неясные формулировки, вводные фразы, двойное отрицание, оценочное суждение, выясняющее субъективное мнение тестируемого.

При составлении заданий были использованы следующие приемы: 1) фасет - грани одного явления предмета. Этот прием позволяет создавать несколько вариантов в одном задании. Все элементы фасета принадлежат к одной дидактической единице; 2) краткость -то есть содержание задания формулируется как можно короче и яснее. В нем не должно быть лишних слов и знаков, тем самым достигается максимальная ясность смысла задания.

Методика составления ответов на задания (дистракторов) заключалась в следующем: •из ответов исключались все повторяющиеся слова за счет ввода их в основной текст задания;

•из числа неправильных исключались ответы, вытекающие один из другого, все варианты ответа были равновероятно привлекательны для тестируемых;

•дистракторы на одно задание не служили ключом к правильным ответам на другие задания теста;

•все ответы были параллельны по конструкции и грамматически согласованы с основной частью задания теста.

Ниже приведены примеры содержательной части тестовых заданий множественного выбора с учетом разработанной технологии составления теста по дисциплинам «Аналитическая химия» и «Фармацевтическая химия» специальности «Фармация» на русском и казахском языках:

Качественный анализ исследуемого образца устанавливает:

A) элементный состав

B) концентрации компонентов

C) строение молекул

й) условия проведения реакций Е) функциональный состав Г) молекулярный состав в) агрегатное состояние компонентов Н)адсорбционную способность

Курамында бiр¡ншiл¡к ароматы амин тобы бар дэрШк заттарFа жатады:

A)Дикаин

B) Натрийсульфацилы

C) Натрийбензоаты й) Стрептоцид

Е) Новокаин Г) Анестезин в) Прозерин Н) Парацетамол

Впервые проведенная оценка знаний выпускников медицинских специальностей КГМУ показала высокие результаты выживаемости знаний и высокую компетентность выпускаемых специалистов. По направлению «Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина)» средний балл по республике составил 100,2, что является максимальным по всем направлениям ВОУД 2014 г. Сто выпускников Карагандинского государственного медицинского университета получили сертификаты прохождения ВОУД с отличием.

Коллектив авторов выражает благодарность в оказании помощи при написании статьи Айгуль Балабековне Ташетовой, директору учебно-методического центра Карагандинского государственного медицинского университета.

ЛИТЕРАТУРА

1 Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. - М.: Центр тестирования, 2002. -240 с.

2 Лаврухина И. А. Методы контроля самостоятельной работы студентов-экономистов (тесты, эссе) /И. А. Лаврухина, М. Ю. Чепиков. - М.: БГУ, 2006. - 73 с.

3 Приказ Министра образования и науки РК. Астана. - 06.04.2012г - №151 «Об утвер-

ждении инструкции по проведению внешней оценки учебных достижений».

4 Шалкина Т. Н. Оценка качества подготовки студента вуза в условиях компетентност-ного подхода /Т. Н. Шалкина, Д. Р. Николаева //Междунар. журн. прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - №7. -159-163 с.

REFERENCES

1 Avanesov V. S. Composition of test tasks. - M.: Testing Center, 2002. - 240 p. (in Russian)

2 Lavrukhina I. A. Methods of control of independent work of students of economics (tests, essays) /I. A. Lavrukhina, M. Yu. Chepikov. - M.: BSU, 2006. - 73 p. (in Russian)

3 The Order of the Minister of education and science of RK. Astana. - 06.04.2012 - No. 151 «On the approval of the instruction for the external evaluation of educational achieve-ments».(in Russian)

4 Shalkina T. N. Quality assessment of students training in universities in conditions of competence-based approach /T. N. Shalkina, D. R. Nikolaeva //Intern. journ. of applied and basic researches. - 2011. - No. 7. -159-163 p. (in Russian)

Поступила 08.02.2016 г.

R. K Sotchenko, A. N. Nogayeva, L. M. Vlasova

EXTERNAL ASSESSMENT OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENT AS A METHOD OF COMPETENCE APPROACH

IN DETERMINING THE REQUIREMENTS TO A UNIVERSITY GRADUATE

Department of pharmaceutical sciences and chemistry of Karaganda state medical university

Development of objective criteria for assessing quality of specialist training is required for the formation of an educational process on the basis of competence approach. This work is carried out in Kazakhstan since 2011 in all areas of education.

Methodological issues of the multiple-choice test items for the external evaluation of educational achievements in higher schools are considered in the work. The results of an external evaluation of educational achievements of graduates of medical specialties are described.

Key words: competence, external assessment of educational achievement, test task, facet, distractor

Р. К. Сотченко, А. Н. Ногаева, Л. М. Власова

ОКУЖЕПСПКТЕР1Н СЫРТТАЙ БАFАЛАУ-ЖОО ТУЛЕПНЕКОЙЫЛАТЫН ТАЛАПТАРДЫАНЫКТАУДЬЩ КОМПЕТЕНТТ1К АМАЛЫ РЕПНДЕГ1ЭД1С1

КараFанды мемлекеттк медицина университеты^ Фармацевтикалык пэндер мен химия кафедрасы

Кузыретттк непз^де оку процеан калыптастыру барысында, мамандардын дайынды; сапасын дурыс баралаудын шарттарын дайындау керек. Бул жумыс Казакстанда 2011 жылдан бер1 барлы; оку барыттарында жYргiзiлуде. Макалада жорары мектеп тулектер^н оку же^спктер^ сыртай баралау уш1н кеп тандамалы эр1 дурыс жауапты тест тапсырмаларын дайындау эдоемеанН сурактары карастырылран. Медициналык мамандыктар тYлектерiнiн ОЖСБ жYргiзiлу нэтижелерi кел^ртген.

Клт сездер кузыретттк, оку же^спктер^ сыртай баралау, тест тапсырмалары, фасет, дистрактор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.