Научная статья на тему 'Использование тестов множественного выбора при оценке результатов самостоятельной работы студентов'

Использование тестов множественного выбора при оценке результатов самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1008
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тестирование / тесты множественного выбора / тестовые задания / multiple tests / test tasks / testing.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С И. Рогова, М Г. Калишев, Ж Ж. Жарылкасын, А Ж. Жиенбекова, Г С. Сабиден

Статья посвящена опыту применения тестов множественного выбора при оценке результатов самостоятельной работы студентов по дисциплине «Общая гигиена». Впервые преподавателями кафедры для проведения внешней оценки учебных достижений по дисциплине общая гигиена были составлены тестовые задания множественного выбора по методу В. С. Аванесова. Авторы статьи показали, что применение тестов множественного выбора более эффективно, чем тестов с одним правильным ответом, для оценки знаний, умений, навыков и функциональной грамотности студентов. При этом авторы статьи обращают внимание и на ряд недостатков применения тестовых заданий множественного выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С И. Рогова, М Г. Калишев, Ж Ж. Жарылкасын, А Ж. Жиенбекова, Г С. Сабиден

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USAGE OF MULTIPLE LEVELS TESTS IN EVALUATING RESULTS OF THE STUDENTS’ INDEPENDENT WORK

The article is concerned with the experience of the usage multiple levels tests in evaluating results of the students’ independent work in the discipline «General Hygiene». Multiple level tests according to Avanesov were made by teachers of the department for the external evaluation of educational achievements in the discipline General Hygiene. The authors have shown, that the usage multiple levels tests are most effective, than one answer tests in the deter-mining of the knowledge and ability to apply basic concepts in the new situation.

Текст научной работы на тему «Использование тестов множественного выбора при оценке результатов самостоятельной работы студентов»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 61 (07)

С. И. Рогова, М. Г. Калишев, Ж. Ж. Жарылкасын, А. Ж. Жиенбекова, Г. С. Сабиден

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ МНОЖЕСТВЕННОГО ВЫБОРА ПРИ ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Кафедра гигиены питания, общей гигиены и экологии Карагандинского государственного медицинского университета (Караганда, Казахстан)

Статья посвящена опыту применения тестов множественного выбора при оценке результатов самостоятельной работы студентов по дисциплине «Общая гигиена ». Впервые преподавателями кафедры для проведения внешней оценки учебных достижений по дисциплине общая гигиена были составлены тестовые задания множественного выбора по методу В. С. Аванесова. Авторы статьи показали, что применение тестов множественного выбора более эффективно, чем тестов с одним правильным ответом, для оценки знаний, умений, навыков и функциональной грамотности студентов. При этом авторы статьи обращают внимание и на ряд недостатков применения тестовых заданий множественного выбора.

Ключевые слова: тестирование, тесты множественного выбора, тестовые задания

Одной из современных и актуальных задач нашего времени является объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемого на соответствие требованиям обра -зовательных программ различного уровня и направленности.

Одним из наиболее объективных и стандартизированных методов контроля и оценивания знаний является тестирование, роль которого в современной практике обучения в медицинском вузе постоянно растет. Заинтересованность в тестировании объясняется не только контролем знаний обучающегося, но и служит мерой определения обученности и способом прогнозирования эффективности или неэффективности обучения [4].

В последнее время контроль усвоения учебного материала при помощи тестовых вопросов все больше привлекает к себе внимание преподавателей, в том числе преподавателей-гигиенистов. Тестовые задания характеризуются не только простотой процедуры выполнения, но и простотой осуществления обратной связи, возможностью непосредственной фиксации результатов, количественным выражением качества выполнения заданий [2, 3].

Тестовые задания с выбором нескольких правильных ответов имеют, на наш взгляд, явное преимущество перед вопросами, имеющими один ответ. Особенностью этих заданий является то, что испытуемому нужно не только найти правильные ответы, но и определить полноту своего ответа. Следовательно, эти задания по форме труднее, чем задания с выбором одного правильного ответа. В тестовых заданиях множественного выбора используется только один принцип композиции - это

принцип однородности ответов. Помимо прочего, задания с выбором нескольких правильных ответов очень удобны для проверки знаний, которые можно отнести к типу «что для чего» [1].

На курсе общей гигиены и экологии тесты множественного выбора внедряются для итогового контроля знаний студентов и для оценки результатов самостоятельной работы студентов (СРС). При выполнении СРС студенты самостоятельно осваивают учебный материал по определенным темам дисциплины и отвечают на тесты, которые выдаются им в электронном виде или загружаются в виде специального файла в учебный интернет -браузер Moodle. В первом случае студент может отправить выполненное задание преподавателю по электронной почте, во втором случае - дистанционно (через Internet) ответить на тесты. В случае отсутствия у студента возможности работы с электронными документами, он может сдать выполненные задания в бумажном варианте.

К заданиям обязательно прилагается инструкция: «Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут несколько правильных ответов. Отметьте номера всех правильных ответов! ». Испытуемые не знают точное число правильных ответов, что делает подобные задания сложнее.

При разработке тестов множественного выбора широко внедряются так называемые фасеты (представлены в фигурных скобках), которые объединяют несколько вопросов в одном и, соответственно, усложняют ответ и ситуационные задачи в тестовой форме (с одним и несколькими правильными ответами).

Пример 1.

{Меркуриализм, болезнь Минамата , болезнь Юшо} - ОТРАВЛЕНИЕ

1) медью

2) ртутью

3) цинком

4) железом

5)свинцом

6) кадмием

7) мышьяком

8) диоксинами

9) метилртутью

10) ПХБ Пример 2.

В спортлагере спустя 2 -3 часа после ужина, во время которого спортсмены ели кремовый торт с чаем, возникло массовое заболевание, сопровождающееся болями в эпига-стральной области, тошнотой, рвотой, слабостью, потливостью, слабым пульсом. При расследовании установлено, что торт был приготовлен поваром, у которого впоследствии была обнаружена фолликулярная ангина. Торт хранился в кладовой пищеблока в отсутствии холода 20 часов.

1. ВЫЯВЛЕННОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ ОТНОСИТСЯ К:

1) токсикоинфекциям

2) пищевым токсикозам

3) кишечным инфекциям

4) пищевым отравлениям микробной этиологии

5) пищевым отравлениям немикробной этиологии

6) пищевым отравлениям неустановленной этиологии

2. ПРЕДПОЛАЕМЫЙ ВОЗБУДИТЕЛЬ ДАННОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

1) Proteus

2) Bac. cereus

3) Escherihia coli

4) Staphylococcus aureus

5) Clostridium botulinum

6) Clostridium perfringens

3. ЗАБОЛЕВАНИЕ

1) контагиозно

2) не контагиозно

4. МАТЕРИАЛ ДЛЯ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1) чай

2) мазок из зева

3) стакан из-под чая

4) смывы с рук больных

5) смывы с рук повара

6) испражнения повара

7) испражнения больных

8) остатки кремового торта

9) ложка, которой ели торт

10) тарелка, с которой ели торт

11) смывы со спецодежды повара

Следует обратить внимание на количество тестовых заданий. Одна ситуационная задача может иметь от 8 до 12 тестовых заданий. Большее количество тестологами не рекомендуется [2].

Помимо радикального снижения вероятности угадывания, повышения сложности и технологичности, задания подобного типа позволяют проверить знания полнее, глубже и точнее. Также необходимо учитывать цели оценивания. Если целью оценивания является установление уровня базовых знаний и умения применять их в новой ситуации, то тесты с несколькими правильными ответами, на наш взгляд, подходят намного лучше, чем тесты с одним ответом.

Однако следует обратить внимание и на недостатки тестовых заданий множественного выбора, с которыми мы столкнулись в процессе их внедрения в учебный процесс. В первую очередь, разработка таких тестов достаточно сложна и требует определенных навыков и больших временных затрат. Во -вторых, данный вид тестов проверяет только рецептивные навыки.

Таким образом, эффективным средством оценки самостоятельной учебной деятельности студентов по дисциплине «Общая гигиена» является использование тестов множественного выбора. Однако необходимо учитывать определенную сложность составления подобных тестов и их ограниченные возможности для оценки навыков обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1 Аванесов В. С. Научные проблемы тестового контроля знаний. - М.: Учебный центр при исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов, 1994. - 136 с.

2 Аванесов В. С. Форма тестовых задани- . М.: Центр тестирования, 20051 55с.

3 Балыкина Е. Н. Вопросы построения тестовых заданий /Е. Н. Балыкина, В. Д. Скаковский // Основы педагогических измерений. Вопросы разработки и использования педагогических тестов: Учеб.-метод. пособие.- Минск: РИВШ, 2009.- С. 128-155.

4 Образцов П. И. Профессиональноориен-тированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие /П. И. Образцов, О. Ю. Иванова-- Орел: ОГУ, 2005.114 с.

REFERENCES

1 Avanesov V. S. Nauchnye problemy tes-tovogo kontrolja znanij. - M.: Uchebnyj centr pri

Медицина и экология, 2016, 3

143

issledovatel'skom centre problem kachestva pod-gotovki specialistov, 1994. - 136 s.

2 Avanesov V. S. Forma testovyh zadanij. -M.: Centr testirovanija, 2005. - 155s.

3 Balykina E. N. Voprosy postroenija testovyh zadanij /E. N. Balykina, V. D. Skakovskij // Osnovy pedagogicheskih izmerenij. Voprosy raz-rabotki i ispol'zovanija pedagogicheskih testov:

Ucheb.-metod. posobie. - Minsk: RIVSh, 2009. -S. 128-155.

4 Obrazcov P. I. Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu jazyku na nejazykovyh fakul'tetah vuzov: Uchebnoe posobie /P. I. Obrazcov, O. Ju. Ivanova. - Orel: OGU, 2005. - 114 s.

Поступила20.05.2016 г.

S. I. Rogova, M. G. Kalishev, Zh. Zh. Zharykasyn, A. Zh. Zhienbekova, G. S. Sabiden USAGE OF MULTIPLE LEVELS TESTS IN EVALUATING RESULTS OF THE STUDENTS'INDEPENDENT WORK Department of nutrition hygiene, general hygiene and ecology of Karaganda state medical university (Karaganda, Kazakhstan)

The article is concerned with the experience of the usage multiple levels tests in evaluating results of the students' independent work in the discipline «General Hygiene». Multiple level tests according to Avanesov were made by teachers of the department for the external evaluation of educational achievements in the discipline General Hygiene. The authors have shown, that the usage multiple levels tests are most effective, than one answer tests in the determining of the knowledge and ability to apply basic concepts in the new situation. Key words: multiple tests, test tasks, testing.

С. И. Рогова, М. Г. Калишев, Ж. Ж. Жарылкасын, А. Ж. Жиенбекова, Г. С. Сабиден СТУДЕНТТЕРД1Н вЗ1НД1КШМЫСТАРЫНЬЩ КОРЫТЫНДЫСЫН БАFАЛАУ КЕЗ1НДЕКвПДЕНГЕЙЛ1К ТЕСТТЕРД1КОЛДАНУ

КараFанды мемлекетттк медицина университеты.ц тамактану гигиенасы, жалпы гигиена жэне экология кафедрасы (КараFанды, Казахстан)

Макала «жалпы гигиена » пэн1 бойынша студенттердщ ез1нд1к жумыстарыныц корытындысын багалау кез1нде кеп децгейлк тесттерд1 колдану тэж1рибес1не арналган. Алгаш рет жалпы гигиена пэн1 бойынша кафедра окытушыларымен оку жет1ст1ктер1н1ц сырттай багалауын жYргiзу Yшiн Аванесовтщ эд1с1 бойынша кеп децгейл1к тестлк тапсырмаларды курды- Жаца жагдайда базалык урымдарды колдана бту жэне б1л1мд1 белплеу кез1нде б1р жауабы бар тесттерге караганда, кеп децгейл1к тесттерд1 колдану, макаланыц авторлары ти1мд1 деп керсетп. Б1рак, макаланыц авторлары кеп децгейлк тестт1к тапсырмаларында кейб1р кемш1л1ктерд1 байкады. Клт сездер: тестт1леу, кеп тесттер1, тестт1к тапсырмалар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.