Научная статья на тему 'Внешняя образовательная миграция: проблемы, практика межкультурной коммуникации'

Внешняя образовательная миграция: проблемы, практика межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
163
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ / MIGRATION / EXTERNAL EDUCATIONAL MIGRATION / SECURITY / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRESS / INTERCULTURAL COMMUNICATION / ELECTRONIC COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гостев А. Н., Демченко Т. С., Петрова О. В.

В статье раскрываются сущность, содержание, причины, перспективы внешней образовательной миграции в условиях глобализации экономики, развития электронных коммуникаций. Феномен «образовательная миграция» определяется как система, закономерный процесс, обеспечивающий передачу знаний, технологий между отдельными людьми, регионами, странами. Обосновывается способность российского образования конкурировать с ведущими мировыми образовательными центрами. Вскрываются и обосновываются просчеты во внешней образовательной политике России. Обращается внимание системы государственного управления на неиспользованные российские образовательные ресурсы, на угрозы внешней образовательной миграции национальной безопасности России. Анализируются мнения, настроения, отношение российских студентов к обучающимся в вузе иностранным гражданам. Обращается внимание на низкий уровень правовой грамотности и правовой защищенности участников внешней образовательной миграции. Представляются и обосновываются факторы, условия, проблемы и пути продвижения российского образования на международном рынке и перспективы России стать одним из интеллектуальных центров мира. Предлагаются практические рекомендации административным структурам государственного управления по совершенствованию работы в системе внешней образовательной миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гостев А. Н., Демченко Т. С., Петрова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTERNAL EDUCATIONAL MIGRATION: PROBLEMS, INTERCULTURAL COMMUNICATION PRACTICES

The article reveals the essence, content, reasons, prospects for external educational migration in the conditions of globalization of the economy and the development of electronic communications. The phenomenon of «educational migration» is defined as a system, as a logical process that ensures the transfer of knowledge, technology between individuals, regions, countries. The ability of Russian education to compete with leading world educational centers is justified. Miscalculations in Russia's foreign educational policy are revealed and justified. The attention of the public administration system is drawn to the unused Russian educational resources, to the threats of external educational migration to the national security of Russia. Opinions, sentiments, attitudes of Russian students towards foreign citizens studying at the university are analyzed. Attention is drawn to the low level of legal literacy and legal protection of participants in external educational migration. Factors, conditions, problems and ways of promoting Russian education on the international market and the prospects of Russia to become one of the intellectual centers of the world are presented and justified. Practical recommendations are offered to the administrative structures of the state administration to improve work in the system of external educational migration.

Текст научной работы на тему «Внешняя образовательная миграция: проблемы, практика межкультурной коммуникации»

СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 314.7:378.014.24/.25(470)

А. Н. ГОСТЕВ, профессор кафедры теории и методологии государственного управления Академии управления МВД России, доктор социологических наук, профессор (г. Москва)

A. N. GOSTEV, Professor of the Department of Theory and Methodology of Public Administration of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, Doctor of Social Sciences, Professor (Moscow)

Т. С. ДЕМЧЕНКО, доцент кафедры управления персоналом и кадровой политики Российского государственного социального университета, кандидат социологических наук, доцент (г. Москва)

T. S. DEMCHENKO, Associate Professor of the Department of Personnel Management and Personnel Policy, Russian State Social University, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor (Moscow)

О. В. ПЕТРОВА, заместитель начальника кафедры теории и методологии государственного управления Академии управления МВД России, кандидат юридических наук (г. Москва)

O. V. PETROVA, Deputy Head of the Department of Theory and Methodology of Public Administration of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, Candidate of Law (Moscow)

ВНЕШНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПРАКТИКА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

EXTERNAL EDUCATIONAL MIGRATION: PROBLEMS, INTERCULTURAL COMMUNICATION PRACTICES

Аннотация. В статье раскрываются сущность, содержание, причины, перспективы внешней образовательной миграции в условиях глобализации экономики, развития электронных коммуникаций. Феномен «образовательная миграция» определяется как система, закономерный процесс, обеспечивающий передачу знаний, технологий между отдельными людьми, регионами, странами. Обосновывается способность российского образования конкурировать с ведущими мировыми образовательными центрами. Вскрываются и обосновываются просчеты

во внешней образовательной политике России. Обращается внимание системы государственного управления на неиспользованные российские образовательные ресурсы, на угрозы внешней образовательной миграции национальной безопасности России. Анализируются мнения, настроения, отношение российских студентов к обучающимся в вузе иностранным гражданам. Обращается внимание на низкий уровень правовой грамотности и правовой защищенности участников внешней образовательной миграции. Представляются и обосновываются факторы, условия, проблемы и пути продвижения российского образования на международном рынке и перспективы России стать одним из интеллектуальных центров мира. Предлагаются практические рекомендации административным структурам государственного управления по совершенствованию работы в системе внешней образовательной миграции.

Ключевые слова и словосочетания: миграция, внешняя образовательная миграция, безопасность, научно-технический прогресс, межкультурная коммуникация, электронные коммуникации.

Annotation. The article reveals the essence, content, reasons, prospects for external educational migration in the conditions of globalization of the economy and the development of electronic communications. The phenomenon of«educational migration» is defined as a system, as a logical process that ensures the transfer of knowledge, technology between individuals, regions, countries. The ability of Russian education to compete with leading world educational centers is justified. Miscalculations in Russia's foreign educational policy are revealed and justified. The attention of the public administration system is drawn to the unused Russian educational resources, to the threats of external educational migration to the national security of Russia. Opinions, sentiments, attitudes of Russian students towards foreign citizens studying at the university are analyzed. Attention is drawn to the low level of legal literacy and legal protection of participants in external educational migration. Factors, conditions, problems and ways of promoting Russian education on the international market and the prospects of Russia to become one of the intellectual centers of the world are presented and justified. Practical recommendations are offered to the administrative structures of the state administration to improve work in the system of external educational migration.

Keywords and phrases: migration, external educational migration, security, scientific and technological progress, intercultural communication, electronic communications.

Научно-технический прогресс, глобализация экономики, развитие электронных коммуникаций обусловливают и стимулируют миграцию населения всех стран мира в поисках лучшего образования. Эти потоки постоянно растут, что приводит к неизбежности (фатальности) создания как мировых, так и региональных центров интеллекта. Безусловно, такая миграция имеет экономические основания. Как известно, знания всегда материализуются в продукт, который является объектом предпринимательства (бизнеса). Разумеется, этот общественный феномен не обходится без конкурентного противоборства, конфликтов. Их сложность зависит от получаемых доходов. Если же основной институт общества (образование) насыщается конфликтами, то необходимо ожидать возникновения новых опасно-

стей и угроз всех структур национальной безопасности [1, с. 56]. Конфликты становятся причинами терроризма, межэтнических столкновений, массового исхода населения с мест постоянного проживания, нестабильности политической, экономической и иных обстановок. Образуются новые и усиливаются старые военно-политические центры нестабильности.

Деятельность в сфере образования, как показывает практика, в рыночных отношениях всегда была одной из высокодоходных отраслей экономики и, соответственно, эта сфера, как и, например, энергетическая, должна быть объектом особого внимания государственного управления. В настоящее время знания, в отличие от различных природных ресурсов, можно накапливать, хранить, воспроизводить, передавать легко (дешево) прак-

тически в неограниченных возможностях средствами электронных коммуникаций (роботизации). В этой связи страны «золотого миллиарда», теряя свои позиции в экономике, переориентируются на развитие, торговлю знаниями, технологиями, что является более выгодным в условиях углубляющегося разделения труда, организованно принимают на свою территорию массы перспективных кадров, создавая высокоэффективные научно-образовательные и производственные комплексы [2, с. 72].

Россия, как свидетельствуют эксперты, опаздывает в обеспечении себе достойного места в этом бизнесе, несмотря на потенциальные геополитические, исторические, политико-экономические и образовательные ресурсы. Эта сфера - важнейшая часть системы мировых общественных отношений, без ее укрепления и развития очевиден в будущем проигрыш в борьбе за независимость и возврат позиций одного из геополитических центров.

Ретроспективный анализ феномена «образовательная миграции» показыва-

ет, что это многовековой и закономерный процесс, который обеспечивает передачу знаний, технологий между отдельными людьми, регионами, странами. А наблюдения социальной практики позволяют ее идентифицировать как систему, основными элементами которой являются: субъекты миграции, ценностно-образовательные потребности мигрантов, экономические (правовые, политические, образовательные, демографические и иные) условия (отношения) страны исхода и принимающего государства, региональные образовательные центры.

В России проблемы создают как внешняя, так и внутренняя миграция. Результаты изучения субъектов внешней образовательной миграции показывают, что ее в России сейчас можно считать двусторонними, но не равными по силе потоками. Из страны уезжает на учебу за границу самая активная часть молодежи и, к сожалению, значительная ее часть назад не возвращается. При этом, по мнению экспертов, уровень качества нашего образования превосходит западноевропейский (см. рисунок 1).

Как Вы считаете, западноевропейский уровень качества образования выше российского?

1. Нет - 31 %

2. Скорее нет - 33,8 %

3. Да - 28,2 %

4. Скорее да - 3,7 %

5. Другой ответ - 3,2 %

5

Всего

Частота Проценты

67 31,0

73 33,8

61 28,2

8 3,7

7 3,2

216 100,0

1

2

3

4

Рис. 1. Сравнение экспертами уровней качества российского и западноевропейского образования

Анализ современной практики показывает, что, например, «забота об образованности российской молодежи» крупных предпринимателей США или Англии не является и не может быть благотворительной, бескорыстной. Она нацелена на получение бесценных молодых человеческих ресурсов. С этой целью в средствах массовой информации проводится соответствующая работа по пропаганде (рекламированию) преимуществ западной системы образования, создаются и финансируются некоммерческие организации, изучающие образовательный рынок, лоббирующие изменения в законодательстве, проводятся реформы, мероприятия, разрушающие отечественные традиции в этой сфере.

Россия не входит в Европейское экономическое сообщество (далее - ЕЭС), где открыты границы, происходит «свободный» обмен товарами, услугами, но входит в образовательную систему «Бо-лонский процесс», который объединил 48 из 65 (из них 50 независимых) стран Европы [3]. Очевидно, что, закрыв свое экономическое пространство, но открыв для себя российский рынок (образования, сырья, финансов), страны-лидеры ЕЭС получают значительное преимущество в своем развитии. С этой целью в России лоббируется изучение иностранных языков. Безусловно, их знание - это один из показателей эрудиции, культурного разнообразия человека. Однако этот факт должен быть обоснован потребностями, профессией человека. Например, незнание английским фермером русского языка не снижает уровень урожайности зерна в его хозяйстве. А вот требование обязательного изучения иностранных языков в российской школе и предложения включения их знания в систему ЕГЭ вызывает подозрение об аффилированности инициаторов с западным образовательным бизнесом. Очевидно, знание английского языка в большей степени стимулирует человека на выезд за рубеж.

Иностранный язык должен изучаться в зависимости от потребности специальности, на подготовку к которой мотивирован обучающийся. Т. е. с изучением иностранных языков следует поступать так, как это делают, например, в тех же западноевропейских странах с русским, который, в отличие от немецкого или итальянского, является одним из шести языков международного общения. Кроме того, роботизация (искусственный интеллект) уже в ближайшее время полностью решит проблему межъязыкового общения.

Процесс образовательной миграции развивается и без больших знаний россиянами иностранных языков. Так, по данным ФСБ, в 2019 году в Россию «въехали на учебу более 181 тыс. человек» [4]. Прибывают иностранные абитуриенты в российские вузы из стран бывшего СССР, Азии, Африки и Ближнего Востока (79,2 %). Они обучаются как минимум в 800 вузах. Сегодня каждый 23 студент в российских вузах - иностранец. И это соотношение будет изменяться, так как число наших студентов сокращается. Например, в 2009 году в вузах учились 7 400 000 чел., в 2018 г. - около 4 190 000 (снижение на 40 %) [5].

Очевидно, что прибытие в нашу страну иностранных обучающихся - это укрепление стратегического политико-экономического ресурса России, расширение границ культурного обмена и, следовательно, русского мира, совершенствование самой системы образования. Как известно, значительная часть участников образовательной миграции обусловлена ростом социальной напряженности, религиозными и межэтническими конфликтами, безработицей, общим снижением уровня жизни в странах исхода. Т. е. она зачастую вынужденная и, следовательно, имеет случайный уровень качества.

В этой связи более актуальным становится правовое регулирование этого процесса. Получение образования этой категории обучающихся регулируется ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012

№ 273-Ф3 (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [6]. Иностранные граждане в России могут получать все виды образования от дошкольного до дополнительного профессионального на общедоступной и бесплатной основе. Для бесплатного образования существует ежегодная квота (15 000 мест, конкурс на них 1:5). Иностранные граждане-соотечественники имеют право на получение всех уровней образования наравне с гражданами России при условии соблюдения ими требований, предусмотренных ст. 17 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Т. е. эти люди ранее должны быть гражданами

СССР, проживать на его территории либо иметь родство по прямой восходящей линии с указанными лицами. А в распределении квотных мест в обязательном порядке учитываются интересы соотечественников независимо от их гражданства.

Иностранным гражданам, обучающимся за счет российского бюджета, выплачивается стипендия (17 евро в месяц), предоставляются жилые помещения в общежитиях (Федеральный закон от 30.12.2015 № 458-ФЗ). Стоимость российского образования в среднем соответствует западноевропейскому [7]. Так, если сложить все виды средних оплат за обучение и его обеспечение в российских вузах, то оно оказывается таким же, как, например, в Германии (см. таблицу 1).

Таблица 1

Показатели Обучение в бакалавриате Расходы, связанные с получением визы

Общежитие вуза

Съемное жилье (однокомнатная квартира) Медицинская страховка Интернет и телефон

Транспорт

Итого

Россия 3 130 €/год 0

В среднем по стране 384 €/год (32 €/мес.)

В среднем по стране 250 €/мес. (3 000 €/год) В среднем 100 €/год Мобильная связь - 3 €/мес.; безлимитный домашний Интернет - 5 €/мес. (всего - 96 €/год) Льготный проезд - 4,5 €/мес. (всего - 54 €/год)

6 764 €/год

Германия

_400 €/год_

Открыть счет в банке на 8 040 € + 50 € (за открытие счета) + 20 € (комиссия) = 8 110 €: 4 года = 2 028 €/год 180 € + 19 € (налог на радио и телевидение) = 188 €/мес.

(2 256 €/год)

В среднем по стране 500 €/мес. (6 000 €/год)

_960 €/год_

Мобильная связь - 20 €/мес.;

домашний Интернет (огранич. трафик) - 30 €/мес.

(всего - 600 €/год) 50 €/мес. - расходы на членство в студенческом союзе, дающем право на бесплатный проезд) (всего - 600 €/год) 6 844 €/год

Общая сравнительная стоимость коммерческого обучения в вузах (бакалавриат) России и Германии (1 год)

В настоящее время по результатам исследования британской компанией QS Россия в рейтинге стран с интерактивными системами высшего образования размещена на 26 месте из 50. Разумеется, такая оценка недостоверная и обусловлена конкурентной борьбой на образовательном рынке. Между тем из-за высокого качества образования в вузах России с каждым годом растет число иностранных студентов. А это один из показателей международных рейтингов (QS или Times Higher Education) в оценке места вуза. Как показывает анализ цифровых документов, в России обучается 3 % студентов мира, из получающих высшее образование за рубежом. И у них разные ценностно-образовательные потребности, которые обусловлены экономическими, политическими, правовыми и другими условиями (отношениями, проблемами) как принимающей стороны, так и страны исхода.

Принимающая сторона озабочена возникновением новых опасностей и угроз своей национальной безопасности, в том числе образовательной. Трудности социально-экономического развития страны снижают уровень мотивации населения на получение качественного образования, так как оно не гарантирует трудо-

устройство и достойную жизнь большому количеству молодежи. Их места в образовательных организациях занимают мигранты. Кроме этого, инновационные образовательные технологии, основанные на цифровизации (роботизации), способствуют интенсивному разрушению традиций, форм, средств образования. Эти обстоятельства обусловливают образовательные конфликты, миграцию наиболее активной части населения.

Как считают эксперты, российская государственная политика по продвижению образовательных услуг, привлечению зарубежной молодежи для обучения в страну имеет еще много неиспользованных ресурсов (см. рисунок 2). Очевидно, что угрозы образовательной миграции для национальной безопасности России связаны как с отъездом людей трудового возраста из страны, так и прибытием мигрантов. Отток из страны активных, предприимчивых людей в трудовом возрасте - это сокращение трудовых, научных, демографических, мобилизационных и иных ресурсов. В настоящее время за рубежом проживает около 11 млн граждан (бывших граждан) России (7 % населения страны). Каждый 25-й мигрант в мире - это россиянин [8].

Как Вы оцениваете политику России в сфере

образовательной миграции молодежи?

1. Удовлетворительно — 12 %

2. Скорее удовлетворительно - 30,6 %

3. Неудовлетворительно - 32,4 %

4. Скорее неудовлетворительно - 21,8 %

5. Затрудняюсь с ответом - 3,2 %

Частота Проценты

1 26 12,0

2 66 30,6

3 70 32,4

4 47 21,8

5 7 3,2

Всего 216 100,0

Рис. 2. Оценка экспертами политики России в сфере образовательной миграции молодежи

Следует признать, что какая-то часть прибывающих в страну на обучение иностранных граждан - это, возможно, люди, выбравшие легальный путь беженцев из стран Северной Африки, Ближнего Востока, Центральной Азии. Они ухудшают криминогенную обстановку в местах обучения, которая, увеличивая количество внутренних российских проблем, аккумулирует общественную напряженность. Они объективно входят в состав

землячеств, становятся субъектами незаконного использования труда людей (объекты строительства, транспорта), торговли людьми (проституция), неконтролируемой торговли наркотиками и оружием, организованной преступности и террористической деятельности. Часть российских студентов испытывают неудобство и опасение от совместного обучения со студентами некоторых стран (см. рисунок 3).

Создают ли Вам неудобства обучающиеся в вузе иностранные граждане?

Частота Проценты

1 77 19,3

2 138 34,7

3 99 24,9

4 49 12,3

5 35 8,8

Всего 398 100,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Отношение российских студентов к обучающимся в вузе иностранным гражданам

Результаты исследования позволили выявить и такую проблему, сдерживающую внешнюю и внутреннюю образовательную миграцию, как низкий уровень правовой грамотности и правовой защищенности ее участников (см. рисунок 4). Несмотря на имеющиеся системные проблемы (трудности), в России есть значительные потенциальные гуманитарные, экономические и иные ресурсы приема большого количества внешних образовательных мигрантов. Среди гуманитарных ресурсов выделяются особые образовательные традиции и передовой опыт массовой и высококлассной подготовки кадров для всех сфер общественной жизни. Результаты современных исследований, свободных от политических заказов, показывают, что россий-

ское образование в дореволюционный и советский периоды было одним из лучших в мире, обеспечившее стране право быть одним из геополитических центров мира. Как известно, уж в начале XX века в России университетов было больше, чем в основной стране Западной Европы - Германии.

Потенциальные же экономические ресурсы России интересны иностранным гражданам с очень разнообразным и широким спектром психологической направленности на деятельность. Известно, что любой труд человека стимулируется прибылью, независимо от его национальной или политической принадлежности. Он будет жить и работать там, где больше маржа, лучше условия жизни, выше уровень безопасности.

Знаете ли Вы процедуру подачи жалоб/претензий в случае нарушения Ваших прав и законных интересов в вузе?

1. Да - 8,0%

2. Нет - 25,6%

3. Скорее нет - 38,9%

4. Затрудняюсь ответить - 22,4%

5. Другое - 5,0%

Частота Проценты

1 32 8,0

2 102 25,6

3 155 38,9

4 89 22,4

5 20 5,0

Всего 398 100,0

Рис. 4. Знание процедуры подачи жалоб/претензий в случае нарушения прав и законных интересов в вузе

У России есть и такой ресурс, как многочисленные диаспоры, которые образовались вследствие внутренних социальных потрясений и разбросаны по всему миру. Их общая численность составляет 25-30 млн чел., они тяготеют к исторической Родине и при заинтересованности государства готовы получать российское образование и вернуться на малозаселенные и экономически перспективные территории.

Очевидно, что в настоящее время внешняя образовательная миграция на территории России из экономически развитых стран представлена лишь лицами, работающими в структурах, имеющих цель изучения и стратегического анализа ее потенциальных возможностей как рыночного конкурента, военно-политического соперника. Однако в центрах глобального мира, где находятся многочисленные российские диаспоры, идут структурные изменения, увеличивается внутриполитическая, этническая нестабильность, которые обусловят их частичный возврат на историческую Родину. Так, сегодня в США проживают около 3 млн российских граждан. Это почти 2 % населения России и 1 % населения США (327 631 340 чел.) [9]. Воз-

врат части этой диаспоры откроет нашу страну для молодых граждан США. Можно ожидать возвращения представителей русскоязычной диаспоры из Великобритании, которая насчитывает 167 000 чел. [10].

Осложняются и межкультурные отношения многих конфессий со странами католического мира, что уже сейчас ориентирует их паствы (адептов) на Россию. Значительным потенциалом для перенаправления потоков внешней образовательной миграции в Россию является ее представительство в различных военно-политических и экономических организациях. Здесь на основе двусторонних договоров иностранные граждане могут получать бесплатные или относительно дешевые образовательные услуги. Вероятно, потенциал этих организаций еще в полной мере не оценен и не актуализирован российским образовательным предпринимательством. Так, например, Организация Договора о коллективной безопасности (Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Республика Беларусь, Таджикистан) позволяет обеспечивать подготовку военных специалистов; БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Юж-

ноафриканская Республика) - специалистов для всех институтов общества. В настоящее время Россия входит (кроме вышеуказанных) в 9 крупнейших международных организаций: ООН (194 государства), ОБСЕ (57 стран); Организацию черноморского экономического сотрудничества (12 государств); Совет Европы (47 государств); Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (21 государство); Шанхайскую организацию сотрудничества (Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан); Евразийский экономический союз (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия); Центрально-Азиатское сотрудничество (страны бывшего СССР); Всемирную торговую организацию.

Как показали результаты исследования, малоиспользуемым путем продвижения российского образования на международном рынке является информационно-психологическое обеспечение миграции иностранной молодежи в Россию, что в условиях бурного развития информационных цифровых коммуникаций является просчетом. Результаты опроса студентов-иностранцев показали, что большая их часть (76,8 %) узнала о возможности получения образования в России от родственников и знакомых.

Не в полной мере, если судить по факту малочисленности западноевропейских студентов в российских вузах, используется нашей системой образования и такой резерв, как лоббирование своих интересов в этой сфере в кругу иностранных производственных и торговых компаний. Известно, что сегодня Россия социально и экономически интегрирована в мировое сообщество. Например, российская система потребления почти полностью создана или перекуплена иностранными компаниями. В нашей стране, несмотря на санкции, работают 475 немецких, 450 нидерландских, 227 британских, 155 швейцарских, 154 американских,

124 французских компаний и т. п. Причем в России ведут предпринимательскую деятельность 50 самых крупных компаний мира [11]. Очевидно, что для работы в России кадры этих организаций должны быть интегрированы в нашу культуру. Лучшего пути, чем обучение их в наших вузах, нет.

В деле агитации, пропаганды, популяризации российского образования следует использовать культурно-религиозный потенциал православия, центр управления которым находится в России. Русская Православная Церковь (далее - РПЦ) имеет значительные потенциальные возможности для продвижения отечественных знаний в страны всех регионов мира. Православие исповедуют примерно 200 млн чел. В мире существует около 75 стран, в которых процент православных составляет больше 0,1 % от общего населения страны [12]. К тому же РПЦ имеет очень прочные традиции в деле образования своей паствы. Как известно, образовательные организации этого института общества в дореволюционной России играли главную роль в духовном, культурном и нравственном просвещении народа. Считается, что именно РПЦ внесла основной вклад в обеспечении России к началу XX века мирового лидерства в образовании населения.

Фактором, обусловливающим превращение России в центр образовательных услуг, может считаться осложнение политико-экономической ситуации в крупнейших центрах мировой силы. Например, Великобритания «ушла» с центрального западноевропейского региона; США разрывают внутренние политические и этнические противоречия, в результате которых они ограничивают приток мигрантов; Японии становится тесно на островах (перенаселение - 126 070 561 чел.), Китай (1 430 075 000 чел.) и Индия (1 353 767 626 чел.) испытывают переизбыток рабочей силы. Между тем Россия

уже в ближайшее время будет в большей степени заинтересована в притоке экономически выгодной молодежи.

Важным условием развития образовательной миграции является гостеприимство и лояльность российского населения к иностранцам. Результаты

интервью с респондентами позволяют сделать вывод о том, что участники образовательной миграции в России не имеют значительных проблем, связанных с национально-культурными особенностями (см. таблицу 2).

Таблица 2

Отношение российских народов к иностранным обучающимся, % от опрошенных (не учтены данные по графе «затрудняюсь ответить»)

Как Вы отнесетесь к тому, что Вашим сокурсником будет: Отрицательно Безразлично Положительно

Русские Другие народы России Русские Другие народы России Русские Другие народы России

Азербайджанец 10,1 14,7 58,7 49,8 26,8 31,6

Армянин 11,2 21,7 60,5 50,6 26,1 24,0

Белорус 4,5 12,4 47,7 45,6 41,7 38,0

Болгарин 13,7 19,3 60,1 44,2 15,5 31,6

Вьетнамец 11,7 25,2 48,9 49,9 21,6 19,0

Грузин 7,1 15,5 49,3 63,0 37,1 20,2

Киргиз 12,2 13,7 67,5 58,3 16,3 23,9

Китаец 15,9 25,0 45,3 46,6 15,8 24,1

Кениец 24,1 25,6 55,6 52,2 16,3 22,2

Сириец 18,8 21,7 45,1 49,3 12,9 14,7

Таджик 12,0 25,4 45,2 46,8 25,9 23,6

Узбек 8,9 25,9 65,4 46,3 18,9 23,7

Украинец 9,6 18,7 53,6 49,6 33,4 27,9

Будет способствовать внешней образовательной миграции и искусственный интеллект, который позволит решить проблему общения на русском языке. Фактором, изменяющим содержание, структуру, форму как внешней, так и внутренней образовательной миграции, уже в ближайшее время может быть интенсивное развитие технологий дистанционного обучения, основанного на феномене цифровизации (роботизации). Как известно, последняя пандемия коронави-руса активизировала в России создание правовой базы для организации массового применения технологий дистан-

ционного обучения, которое в ЮНЕСКО регламентируется как «обучение с помощью Интернет и мультимедиа», а в документах Комиссии европейских сообщества как «обучение при помощи информационно-телекоммуникационных технологий». В настоящее время, как видно на зарубежной (Великобритания, США, Южная Корея) и отечественной практике, обучение с применением дистанционных технологий уже стало приоритетным. Например, в Южной Корее 85 % работающего населения проходит ежегодную переподготовку в системе электронного обучения с применением дистанционных технологий.

Безусловно, для увеличения доли участия на мировом образовательном рынке России необходимо совершенствовать нормативную правовую базу, снижать стоимость образовательных услуг, увеличивать расходы на развитие телекоммуникационных техноло-

гий, повышать уровень благосостояния населения и др.

Вышеперечисленные аргументы позволяют надеяться на то, что Россия в скором времени может стать одним из интеллектуальных центров мира.

Этот прогноз обосновывается математическими расчетами по формуле: Хр = 1 - [1- р (К)] п [1- g (К)],

где Хр - возможность создания интеллектуального центра мира в России; р - коэффициент санкционированной (допустимой) образовательной миграции; К - количество образовательных организаций в России, входящих в мировой рейтинг; п - число стран, откуда направляются потоки образовательной миграции; g - коэффициент конкурентоспособности образовательных организаций. Даже очень приблизительные расчеты позволяют получить оптимистические для России результаты стать одним из интеллектуальных центров мира. Так, если допустить, что Россия ежегодно санкционирует приток потенциальных обучающихся с коэффициентом (р) > 0,2 (ограничения могут быть связаны с деятельностью правоохранительных структур, «пропускной» способностью и возможностями вузов и другим); К - количество образовательных организаций в России, входящих в рейтинг 100 лучших образовательных организаций мира - около 5; g > 0,2; п - число стран, откуда направляются основные потоки образовательной миграции - 10, то возможность уже будет оцениваться как положительная.

Подводя итоги вышесказанному, авторами были подготовлены практические рекомендации:

1. Правительству Российской Федерации необходимо уточнить Государственную Программу Российской Федерации: скорректировать образовательные технологии работы с иностранными обучающимися, применяемые в вузах России, обеспечить действенный общественный контроль системы управления информационными службами, занимающимися рекламой российских образовательных услуг за рубежом.

2. Предложить Минобрнауки России:

- разработать проекты государственных заданий по исследованию технологий регулирования внешней образовательной миграции;

- в паспорта гуманитарных научных специальностей внести пункты с содержанием категории «образовательная миграция населения».

3. Научно-исследовательским структурам организовать комплексные исследования проблемы «внешней образовательной миграции»; разработать технологии инновационной деятельности в этой сфере.

4. Вузам организовать подготовку кадров для работы в системе внешней образовательной миграции.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Гостев А. Н., Демченко Т. С. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства: монография. М.: Изд-во СГУ, 2011. 193 с.

2. Гостев А. Н., Демченко Т. С. Управление информационно-психологической защитой социальной организации: монография. М.: СГА, 2013. 198 с.

3. Европейское экономическое сообщество. URL: https://yandex.ru/search/?text=%20 19&lr=213&clid=2233626 (дата обращения: 04.06.2020).

4. ФСБ впервые раскрыла данные о приезжающих на учебу в Россию. URL: https://www.rbc. ru/society/19/08/2019/5d5694d89a79471a151e5e5f (дата обращения: 04.06.2020).

5. Статистика количества студентов в России. URL: https://www.virtualacademy.ru/news/ statistika-kolichestva-studentov-v-rossii (дата обращения: 04.06.2020).

6. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // СПС «КонсультантПлюс».

7. Стоимость обучения в России. URL: https://studyinrussia.ru/study-in-russia/cost-of-education-in-russia/ (дата обращения: 04.06.2020).

8. Сколько россиян уехало жить за границу и сколько уезжает каждый год? URL: https:// zen.yandex.m/media/pronedra/skolko-rossiian-uehalo-jit-za-granicu-i-skolko-uezjaet-kajdyi-god-5dd98bf60d13017d4ff7506f (дата обращения: 07.06.2020).

9. Сколько русских живет в Америке в 2019 году? URL: https://mnogofactov.ru/raznoe/skolko-po-poslednej-perepisi-naseleniya-russkikh-zhivet-v-amerike-v-2017-godu.html (дата обращения: 20.05.2020).

10. Сколько русских проживает в Англии? URL: http://www.russianireland.com/stalo-izvestno-skolko-russkikh-zhivet-v-velikobritanii/ (дата обращения: 20.05.2020).

11. Иностранные производственные компании в России URL: https://aftershock. news/?q=node/564696/ (дата обращения: 20.06.2020).

12. Православие по странам. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%/ (дата обращения: 10.06.2020).

© Гостев А. Н.

© Демченко Т. С.

© Петрова О. В.

УДК 31:343.123:343.296(470)

Ж. В. ЦЫРЕНОВ, адъюнкт кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России (г. Москва)

Z. V. TSYRENOV, Postgraduate of Chair of Management of Crime Investigation Bodies of the Academy of Management of the Interior Ministry of Russia (Moscow)

ОБ ОБЪЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА НА ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

ON THE OBJECTIVITY OF STATISTICAL REPORTING ON PROVIDING COMPENSATION FOR DAMAGES AT THE PRE-TRIAL STAGE

OF CRIMINAL PROCEEDINGS

Аннотация. Статья посвящена одному из актуальных вопросов организации деятельности органов предварительного расследования - формированию критериев статистической отчет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.