Научная статья на тему 'Образовательная миграция в Забайкальском крае как составляющая миграционной политики Российской Федерации'

Образовательная миграция в Забайкальском крае как составляющая миграционной политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
288
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / FOREIGN CITIZEN / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ПРОЦЕСС / PROCESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маркова Ольга Александровна, Кошелев Михаил Сергеевич

Проблема миграции одна из наиболее актуальных в современном обществе. Это связано со значительным увеличением миграционных процессов из-за политических, демографических, социально-культурных потрясений в мире. Феномен образовательной миграции не исключение. В литературе по этому вопросу доминируют психологические и демографические подходы, а социальный и в том числе правовой остаются без должного внимания ученых. На основе анализа статистических данных показателей динамики миграционных потоков в общем, а также в сфере образовательной миграции делается вывод, что несмотря на то, что в общем потоке мигрантов, прибывающих в Забайкалье, доля иностранных граждан из Ближнего Зарубежья преобладает, доля мигрантов из КНР стабильно лидирует в образовании. В статье оценивается уже имеющийся положительный опыт Забайкальского края в области образовательной миграции, а также рассматриваются наиболее существенные изменения в миграционном законодательстве, которые, действительно, положительно должны повлиять на развитие международного образовательного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Маркова Ольга Александровна, Кошелев Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational migration in Zabaikalsky krai as a constituent of migration policy of the Russian Federation

The problem of migration is one of the most topical problems in todays society. It is associated with a significant increase of migration processes due to political, demographic and socio-and cultural upheavals in the world. The phenomenon of educational migration is no exception. The relevant literature identifies domination of psychological and demographic approaches, while the social approach, including the legal one, goes under scientists due radar. The statistical data analysis for migration flow dynamics in general, as well as in the sphere of educational migration allows to conclude that in spite of the fact that in the general stream of migrants arriving in Zabaikalye, the proportion of foreign citizens from Russias neighboring states prevail, and the proportion of migrants from PRC is stably leading in education. The article makes assessment of the existing experience of Zabaikalsky Krai in the field of educational migration, as well as considers the most significant changes in the migration legislation, which, indeed, should positively influence the development of international educational cooperation.

Текст научной работы на тему «Образовательная миграция в Забайкальском крае как составляющая миграционной политики Российской Федерации»

УДК 314.7

DOI 10.17150/2072-0904.2015.6(2).8

О. А. Маркова

Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права,

г. Чита, Российская Федерация М. С. Кошелев Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права,

г. Чита, Российская Федерация

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Проблема миграции — одна из наиболее актуальных в современном обществе. Это связано со значительным увеличением миграционных процессов из-за политических, демографических, социально-культурных потрясений в мире. Феномен образовательной миграции — не исключение. В литературе по этому вопросу доминируют психологические и демографические подходы, а социальный и в том числе правовой остаются без должного внимания ученых. На основе анализа статистических данных показателей динамики миграционных потоков в общем, а также в сфере образовательной миграции делается вывод, что несмотря на то, что в общем потоке мигрантов, прибывающих в Забайкалье, доля иностранных граждан из Ближнего Зарубежья преобладает, доля мигрантов из КНР стабильно лидирует в образовании. В статье оценивается уже имеющийся положительный опыт Забайкальского края в области образовательной миграции, а также рассматриваются наиболее существенные изменения в миграционном законодательстве, которые, действительно, положительно должны повлиять на развитие международного образовательного сотрудничества.

Ключевые слова. Образование; миграция; иностранный гражданин; законодательство; процесс.

Информация по статье. Дата поступления 24 ноября 2014 г.; дата принятия к печати 9 февраля 2015 г.; дата онлайн-размещения 17 марта 2015 г.

O. A. Markovа

Chita Institute of Baikal State University of Economics and Law,

Chita, Russian Federation M. S. Koshelev

Chita Institute of Baikal State University of Economics and Law,

Chita, Russian Federation

EDUCATIONAL MIGRATION IN ZABAIKALSKY KRAI AS A CONSTITUENT OF MIGRATION POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The problem of migration is one of the most topical problems in today's society. It is associated with a significant increase of migration processes due to political, demographic and socio-and cultural upheavals in the world. The phenomenon of educational migration is no exception. The relevant literature identifies domination of psychological and demographic approaches, while the social approach, including the legal one, goes under scientists' due radar. The statistical data analysis for migration flow dynamics in general, as well as

© О. А. Маркова, М. С. Кошелев, 2015

in the sphere of educational migration allows to conclude that in spite of the fact that in the general stream of migrants arriving in Zabaikalye, the proportion of foreign citizens from Russia's neighboring states prevail, and the proportion of migrants from PRC is stably leading in education. The article makes assessment of the existing experience of Zabaikalsky Krai in the field of educational migration, as well as considers the most significant changes in the migration legislation, which, indeed, should positively influence the development of international educational cooperation.

Keywords. Education; migration; foreign citizen; legislation; process.

Article info. Received November 24, 2014; accepted February 9, 2015; available online March 17, 2015.

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется возрастающей ролью образования, которое активно влияет на его состояние и определяет основы экономического и социального прогресса как всей человеческой цивилизации, так и отдельных государств и народов. Российский опыт построения единого образовательного пространства при наличии огромной территории, а также больших национальных, языковых, культурных и других различиях позволяет Российской Федерации занять достойное место в мировом образовательном сообществе.

Сравнительные исследования проблем образовательной миграции еще не получили в России должного развития. Вместе с тем, есть серьезные работы, посвященные отдельным направлениям данной темы. Так, вызывает интерес социологическое исследование Е. Е. Письменной «Социальные последствия учебной иммиграции в Россию (вопросы теории и методики исследования)» [4]. Автор проанализировала и провела периодизацию исторических этапов образовательной миграции в России, разработала и предложила меры по привлечению учебных мигрантов в Россию.

Интересной также показалась работа Е. Н. Алексеевой «Транснациональная миграция молодежи и ее социальные последствия в современном мире», в которой автор рассматривает аспекты образовательной миграции, в частности анализирует примеры из мировой практики и приходит к выводу, что миграция молодежи с целью получения образования осуществляется главным образом в страны с более высоким уровнем развития: 70 % общего объема учебной миграции принимают США, Великобритания, Франция, Германия, Австралия, Китай, Канада, Япония, соответственно, вокруг данных стран формируется разветвленная сеть транснациональных отношений молодых мигрантов. Россию, в качестве государства, принимающего мигрантов для обучения, автор не называет, что несомненно указывает на низкую конкурентоспособность страны в качестве успешной образовательной площадки для иностранного гражданина [1].

Образовательная миграция является составляющей частью миграционной политики России, ее преимущества очевидны и обоснованы как в политическом, экономическом, так и социальном плане.

Интернационализация высшего образования — закономерный процесс в современном международном образовательном пространстве. При работе с иностранными студентами можно выявить множество проблем, с которыми сталкиваются российские университеты при реализации различных международных образовательных программ [6]. Приграничное сотрудничество является одной из наиболее эффективных форм интеграции экономики региона в систему мировых хозяйственных связей [7].

Выгоду от образовательной миграции дальновидные политики зарубежных государств высчитали еще задолго до того, как она стала частью миграционной политики каждого государства. Так, китайский лидер Д. Сяопинеще

еще в 1978 г. принял решение ежегодно посылать на учебу за границу по 3 тыс. студентов и ученых. По его мнению, если хотя бы 15 % из них возвратятся — это будет большой выигрыш для страны [8].

Российские образовательные учреждения в настоящее время как никогда нуждаются в привлечении иностранных студентов. Актуальность активизации образовательной миграционной политики обусловлена рядом сложных социальных и экономических проблем: снижение числа выпускников средних общеобразовательных школ, высокая конкуренция среди вузов по набору студентов, отток высококвалифицированных кадров из непривлекательных районов в более развитые регионы страны.

Следует отметить также включение в число показателей эффективности и результативности образовательных учреждений такого показателя, как «доля иностранных граждан по отношению к общему числу студентов вузов (приведенный контингент)». Актуальным является и внешняя мобильность студентов российских университетов в зарубежные вузы — партнеры для прохождения стажировочных площадок, продолжения обучения на последующих образовательных ступенях, профессиональная мобильность преподавателей как реализация одного из положений Болонской Декларации1.

Указанные проблемы актуализируют политиков, руководителей государства, общественность на поиск научно-обоснованных путей развития образовательной миграции. Объективная потребность в разработке современных подходов обоснована в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.2

Согласно данным статистического ежегодника, подготовленного Федеральной службой государственной статистики3, 2013 г. в Российскую Федерацию прибыло 482 240 иностранных граждан (в 2012 г. — 417 681 чел.), из которых 422 708 — выходцы из стран СНГ, 59 532 — представители Дальнего Зарубежья. Миграционный прирост в 2013 г. составил 295 858, в том числе в результате миграционного обмена населением со странами СНГ — 274 866 чел., со странами Дальнего Зарубежья — 20 992 чел.

Анализируя показатели динамики миграционных потоков, можно отметить существенный рост числа иностранных граждан, прибывающих на территорию России. В Забайкальском крае также наблюдается динамика роста иностранных граждан, основную часть которых составляют граждане из стран СНГ (5 905 чел.). По данным УФМС России по Забайкальскому краю на май 2014 г., на территорию Забайкальского края прибыло 12 255 иностранных граждан из 32 стран, что свидетельствует об активных миграционных процессах на территории региона4.

Что касается образовательной миграции, то согласно статистическим показателям на 2013 г. доминирующими группами студентов, получающих образование в отечественной высшей школе, стали выходцы из бывших стран СНГ (более 47 %) и Азии (более 29 %), в то время как доля представителей стран Северной Европы (0,5 %) и Западной Европы (3,8 %) сократилась до минимума [3].

В 2013 г. подведомственное Министерству образования и науки России учреждение ФГАНУ «Центр социологических исследований» опубликовало ста-

1 Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 дек.

2 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года : утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.

3 См.: Россия 2014 : стат. сб. М. : Росстат, 2014. С. 9.

4 По данным УФМС России по Забайкальскому краю. Справка от 26 мая 2014 г. № 2/551.

тистические данные по обучению иностранных граждан в высших учебных заведениях РФ и прогноз численности учащихся и персонала образовательных учреждений РФ до 2020 г. (с оценкой тенденций до 2030 г.). Согласно данным статистического обследования общая численность иностранных граждан, обучающихся на дневных отделениях в вузах РФ, возросла на 5,7 % (6 808 чел.), преимущественно за счет выходцев из стран СНГ (Туркмении, Казахстана, Таджикистана, Украины и Узбекистана). Наиболее крупным контингентом иностранных студентов в российских вузах стали граждане Казахстана, оттеснив представителей Китая на 2-е место [5].

Несмотря на то, что вектор образовательной миграции в России сместился в сторону представителей стран СНГ, в забайкальских образовательных учреждениях по-прежнему доминируют иностранные граждане из КНР и Монголии, а за ними следуют выходцы из стран СНГ.

Забайкалье занимает выгодную позицию, являясь трансграничным регионом России. Геополитическое положение Забайкальского края способствует развитию партнерских отношений и взаимовыгодного сотрудничества в образовательной и научной сферах с сопредельными государствами, а также экспорта российских образовательных услуг. Вузами и ссузами Забайкалья накоплен значительный опыт работы в сфере взаимовыгодного сотрудничества с учебными заведениями трансграничного региона и прежде всего с вузами КНР, Монголии, Южной Кореи, Германии, стран СНГ и т. д.

В рамках договоров и соглашений устанавливаются научные и научно-исследовательские связи (г. Харбин, Пекин, Чанчунь, Аньшань, Янтай, Хулунь-буир, Чжаланьтунь, Сямынь и др.), издаются совместные сборники научных трудов, публикуются результаты совместных экспедиций, учебно-методические пособия, терминологические словари, проводятся международные конференции, симпозиумы, выставки. Широко развивается культурное сотрудничество, организуются совместные российско-китайские передвижные выставки художественно-графических работ преподавателей и студентов и вузов Китая, совместные концерты, театрализованные представления, конкурсы и студенческие форумы, спортивные мероприятия, осуществляется обмен творческими коллективами.

Так, уже несколько лет студенты Маньчжурского института Университета Внутренней Монголии и Хулуньбуирского института приезжают на традиционную спартакиаду студентов. В 2012 г. студенты Забайкальского государственного университета (ЗабГУ) были приглашены в качестве участников на спартакиаду в г. Маньчжурия. Уже несколько лет студенты ЗабГУ принимают активное участие в творческих мероприятиях и фестивалях КНР в г. Хайлар, г. Цицикар, г. Муданьцзян, расширяя культурное и образовательное поле. В августе 2014 г. студенты ЗабГУ и Читинского института (филиала) Байкальского государственного университета экономики и права участвовали в работе Международной научно-технической выставки, которая прошла на территории г. Маньчжурия (КНР). Растет число совместных международных проектов и программ, появляются новые направления деятельности, работают совместные научные школы, активизируются культурные и образовательные обмены1.

Несмотря на активную политику государства в области привлечения иностранных граждан для прохождения обучения на территории России, наблюдается ряд проблем в реализации намеченных перспектив. Основной проблемой является слабая подготовка иностранных граждан в области русского языка. Многие приезжающие в Забайкалье иностранные граждане зачастую

1 URL : http://www.zabgu.ru/news/2013-10-03/4235/.

испытывают затруднения в общении из-за слабого или полного отсутствия знаний русского языка. Недостаток информации об особенностях проявления этнических черт в поведении и высказываниях, разительно отличающихся от собственных, ведет к возникновению непонимания. Это означает, что в Забайкальском крае с учетом постоянно увеличивающегося потока трудовых мигрантов возможны возникновения неконтролируемых очагов напряжения и конфликтных ситуаций из-за межэтнических, межкультурных или языковых барьеров.

Для предотвращения подобных явлений необходимо, чтобы перечисленные группы людей владели русским языком, являющимся официальным государственным языком, на уровне, достаточном для взаимопонимания. Мигрантам также необходимы определенные знания о культурных ценностях, традициях народов, проживающих в регионе, а также знания законодательства РФ с учетом региональных особенностей. В пользу необходимости мигрантам знать русский язык, историю России и основы законодательства РФ говорят и последние изменения миграционного законодательства.

Указ Президента РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 декабря 2012 г. № 1666 гласит, что одним из основных принципов государственной национальной политики РФ является «государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации»1. Приоритетными направлениями данного указа становятся следующие: «создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов», «обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации». В настоящее время для мигрантов обязательны не только экзамены на знание русского языка, но и подготовка по истории России и основам законодательства РФ.

Кроме того, правительством Забайкальского края принята Программа Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 гг. от 3 сентября 2013 г. № 375, где вопрос о лингвокультурной адаптации соотечественников становится одним их приоритетных.

Сложности в изучении русского языка являются главным фактором снижения популярности отечественных образовательных программ. Выходом из этой ситуации является открытие центров тестирования и обучения русскому языку, которые будут работать как подготовительные отделения для иностранных граждан. В частности, активная практика в этом направлении закрепилась за ЗабГУ, который в 2013 г. открыл подготовительное отделение для иностранных граждан, а также ряд центров изучения русского языка и культуры на территории КНР2.

Положительным видится и опыт работы автономной некоммерческой организации «Центр социально-культурной адаптации мигрантов», который показывает, что государственные программы социальной поддержки, а также социально-культурной адаптации мигрантов, действующие в крае, недостаточно эффективно реализуются в виду сложности взаимодействия государственных структур. Решением этой проблемы становится активное привлечение в качестве базовых комплексных площадок для реализации программ социаль-

1 О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента РФ от 19 дек. 2012 г. № 1666 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 52. Ст. 7477.

2 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : федер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета. 2002. 31 июля.

но-культурной адаптации иностранных граждан социально-ориентированных организаций, которые должны обобщить и систематизировать опыт государственных учреждений и структур, а также на основе эффективного взаимодействия с социальными партнерами из различных сфер общественной жизни (образование, культура, здравоохранение и т. д.) разработать комплексные модели социокультурной интеграции мигрантов.

Помимо слабых знаний русского языка к трудностям, которые отрицательно сказываются на имидже образовательных учреждений Забайкальского края, можно отнести неблагоприятные социально-бытовые условия для проживания иностранных граждан, а также несовершенство ряда законодательных положений в существующем миграционном законодательстве России.

В качестве механизма реализации государственной миграционной политики работает Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., которая предусматривает дальнейшее совершенствование миграционного и образовательного законодательства1. Так, в рамках реализации Концепции в 2013 г. в действующие законы внесены изменения и дополнения, устанавливающие правовые преференции для иностранных студентов. Прежде всего изменения внесены в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. В Законе появилось основание оставления временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина по истечении срока действия его визы — ходатайство о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина от образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается.

После завершения обучения по основной образовательной программе срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина может быть продлен до 30 календарных дней с даты отчисления данного иностранного гражданина из образовательной организации в связи с завершением им обучения по указанной основной профессиональной образовательной программе в целях поступления данного иностранного гражданина для обучения в той же или иной образовательной организации по основной профессиональной образовательной программе другого уровня, имеющей государственную аккредитацию. Данное правило дает возможность реализовать право на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

В числе причин, снижающих привлекательность получения образования в России для иностранных студентов, в Концепции названы законодательные ограничения для занятости во время обучения и после него. В целях устранения таких ограничений ст. 13 Закона дополнена пунктом, предусматривающим возможность привлечения работодателем иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию. Таким образом, иностранные студенты теперь имеют возможность легально подработать, а также повысить качество образования путем получения практических профессиональных навыков на работе по специальности на старших курсах.

1 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Изменения внесены в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»1 — в статью, предусматривающую введение учебных виз. Новеллой закона стало условие, предусматривающее, что пребывание иностранного гражданина в Российской Федерации на основании обыкновенной рабочей визы не препятствует его обучению в организации, осуществляющей образовательную деятельность, на территории РФ без изменения цели въезда.

Можно сделать вывод, что обновление нормативно-правовой базы, регулирующей миграционные процессы, направлено именно на создание благоприятных условий для образовательной миграции, и это дает свои положительные плоды — ведь развитие и укрепление международного сотрудничества является одной из приоритетных задач программы стратегического развития высших учебных заведений Забайкальского края.

Сегодняшняя миграция в Россию из стран ближнего и дальнего зарубежья в значительной степени носит стихийный и неорганизованный характер. В таких условиях тщательно проработанная миграционная политика, отвечающая долгосрочным тенденциям и целям социально-экономического, культурного, демографического развития как России в целом, так и Забайкальского края в частности, — это насущная необходимость [2]. Особое значение должно уделяться вузами и ссузами качественной подготовке специалистов в области работы с иностранными студентами, совершенствованию материально-технической базы, приведению в соответствие с международными стандартами образовательных программ и технологий [9].

Таким образом, экономические, социальные, политические преимущества образовательной миграции должны стать основанием для того, чтобы сделать развитие образовательной миграции важной частью миграционной политики России в целом и Забайкальского края в частности. Законодательные изменения, улучшения социально-бытовых условий, реализация социально-культурных программ по адаптации и интеграции мигрантов, а также довузовская подготовка по совершенствованию знаний русского языка и культуры также должны способствовать активизации образовательной миграции в регионе.

Вузы и ссузы Забайкалья ведут достаточно активную международную деятельность во всех сферах, что свидетельствует о хорошем потенциале образовательных учреждений края, их конкурентоспособности и перспективности, создает устойчивую позитивную репутацию и является залогом дальнейшего расширения образовательного пространства.

Список использованной литературы

1. Алексеева Е. Н. Транснациональная миграция молодежи и ее социальные последствия в современном мире : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / Е. А. Алексеева. — М., 2013. — 26 с.

2. Кошелев М. С. Проблемы реализации программы адаптации и интеграции трудящихся мигрантов в Забайкальском крае / М. С. Кошелев // Государственная власть и местное самоуправление. — 2014. — № 9. — С 45-48.

3. Огнев Д. В. Обучение иностранных граждан как один из приоритетных показателей конкурентоспособности вуза: состояние, проблемы и перспективы развития / Д. В. Огнев, Я. И. Тулаева // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III междунар. науч. конф. г. Уфа, июнь 2014 г. — Уфа : Лето, 2014. — С. 19-22.

4. Письменная Е. Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию (вопросы теории и методики исследования) : автореф. дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.03 / Е. Е. Письменная. — М., 2009. — 64 с.

1 О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию : федер. закон от 15 авг. 1996 г. № 114-ФЗ // Российская газета. 1996. 22 авг.

5. Программа «5-100-2020»: привлечение иностранных студентов в СПбПУ на обучение по инженерно-строительным направлениям / Д. Г. Арсеньев, А. В. Речинский, К. В. Швецов, Н. И. Ватин, О. С. Гамаюнова // Строительство уникальных зданий и сооружений. — 2014. — № 8 (23). — С. 21-35.

6. Пруцких Т. А. Интернационализация высшего образования: опыт БГУЭП / Т. А. Пруцких // Развитие сотрудничества приграничных регионов России и Китая : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Маньчжурия, 24-25 сент. 2013 г. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — С. 193-203.

7. Тишутина О. И. Российско-китайское приграничное сотрудничество и его влияние на развитие региона (на примере Хабаровского края) / О. И. Тишутина // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Экономика и управление. — 2007. — № 2. — С. 50-55.

8. Чирков Е. В. Развитие миграционных процессов и становление их правового регулирования в КНР / Е. В. Чирков // Синьхайская революция и республиканский Китай: век революций, эволюции и модернизации : сб. ст. — М. : Ин-т востоковедения РАН. — С. 241-252.

9. Цвигун И. В. Подготовка кадров международной экономической деятельности факультетом мировой экономики БГУЭП / И. В. Цвигун // Известия Иркутской государственной экономической академии.— 2005. — № 2 (43). — С. 64-68.

References

1. Alekseeva E. N. Transnatsional'naya migratsiya molodezhi i ee sotsial'nyeposledst-viya v sovremennom mire. Avtoref. Kand. Diss. [Transnational migration of the youth and its social consequences in today's world. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2013. 26 p.

2. Koshelev M. S. Problems of realization of the program of adaptation and integration of working migrants in Zabaikalsky Krai. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravle-nie = Public authorities and local government, 2014, no. 9, pp. 45-48. (In Russian).

3. Ognev D. V., Tulaeva Ya. I. Training foreign citizens as one of the priority indicators of the university's competitiveness: state, problems and prospects of development. Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk. Materialy III mezhdunarodnoi nauchnoi kon-ferentsii mezhdunar, g. Ufa, iyun' 2014 g. [Topical issues of economic sciences. Materials of III International Scientific Conference, Ufa, June 2014]. Ufa, Leto Publ., 2014, pp. 19-22. (In Russian).

4. Pis'mennaya E. E. Sotsial'nyeposledstviya uchebnoi immigratsii v Rossiyu (voprosy teorii i metodiki issledovaniya). Avtoref. Dokt. Diss. [Social consequences of educational immigration into Russia (issues of theory and study methods). Doct. Diss. Thesis]. Moscow, 2009. 64 p.

5. Arseniyev D. G., Rechinsky A. V., Shvetsov K. V., Vatin N. I., Gamayunova O. S. The Program «5-100-2020»: attracting foreign students to study civil engineering in St. Petersburg Polytechnic University. Stroitel'stvo unikal'nykh zdanii i sooruzhenii = Construction of Unique Buildings and Structures, 2014, no. 8 (23), pp. 21-35. (In Russian).

6. Prutskikh T. A. Internationalization of higher education: experience of Baikal State University of Economics and Law. Razvitie sotrudnichestva prigranichnykh re-gionov Rossii i Kitaya. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Man'chzhuriya, 24-25 sent. 2013 g. [Development of cooperation in the near-border regions of Russia and China. Materials of International Scientific Conference, Manchuria, 24-25 Sept. 2013]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2014, pp. 193-203. (In Russian).

7. Tishutina O. I. Russo-Chines near-border cooperation and its influence on development of the region (through the example Khabarovsk Territory) Vestnik Voronezhs-kogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Ekonomika i upravlenie = Bulletin of the Voronezh State University. Series Economics and management, 2007, no. 2, pp. 50-55. (In Russian).

8. Chirkov E. V. Development of migration processes and establishment of their legal regulation in PRC. Sin'khaiskaya revolyutsiya i respublikanskii Kitai: vek revolyutsii, evolyutsii i modernizatsii: sbornik statej [Xinkhai revolution and the republican China: a century of revolutions an modernization]. Moscow, Institute of Oriental Studies of RAS Publ., 2006, pp. 241-252. (In Russian).

9. Tsvigun I. V. The role of the department of international economy at BNUEL in training specialists for international economy. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekono-micheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Academy of Economics, 2005, no. 2 (43), pp. 64-68. (In Russian).

Информация об авторах

Маркова Ольга Александровна — кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданского права и процесса, Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права, 672007, г. Чита, ул. Нерчинская, 17, e-mail: markova2007@bk.ru.

Кошелев Михаил Сергеевич — доцент, кафедра гражданского права и процесса, Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права, 672007, г. Чита, ул. Нерчинская, 17, e-mail: deus_1986@mail.ru.

Библиографическое описание статьи

Маркова О. А. Образовательная миграция в Забайкальском крае как составляющая миграционной политики Российской Федерации / О. А. Маркова, М. С. Кошелев // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2015. — Т. 6, № 2. — URL : http://eizvestia. isea.ru/reader/article.aspx?id=20020. — DOI : 10.17150/2072-0904.2015.6(2).8.

Authors

Olga A. Markova — PhD in Law, Associate Professor, Head of Chair of Civil Law and Procedures, Chita Institute of Baikal State University of Economics and Law, 17 Ner-chinskaya St., 672007, Chita, Russian Federation; e-mail: markova2007@bk.ru.

Mikhail S. Koshelev — Associate Professor, Chair of Civil Law and Procedures, Chita Institute of Baikal State University of Economics and Law, 17 Nerchinskaya St., 672007, Chita, Russian Federation; e-mail: deus_1986@mail.ru.

Reference to article

Markova O. A., Koshelev M. S. Educational migration in Zabaikalsky krai as a constituent of migration policy of the Russian Federation. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2015, vol. 6, no. 2. Available at: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx-?id=20020. DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(2).8. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.