Научная статья на тему 'Внешняя миграция как один из факторов криминализации оперативной обстановки'

Внешняя миграция как один из факторов криминализации оперативной обстановки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
преступления / совершаемые внешними мигрантами / документы стратегического характера / информационно-коммуникационные технологии / оперативно-розыскная деятельность / crimes committed by external migrants / strategic documents / information and communication technologies / operational investigative activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поздняков Александр Николаевич

Актуальность проблемы вызвана ростом числа преступлений имущественного характера, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, относящихся к категории тяжких и особо тяжких, совершаемых мигрантами. Профессионализм криминальной деятельности данной категории лиц, навыки конспирации, использование информационно-коммуникационных технологий создают существенные проблемы для органов внутренних дел при выявлении и документировании подобной криминальной деятельности. Постановка проблемы: в настоящее время в научной литературе отсутствует комплексный анализ нормативных правовых актов, касающихся организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по выявлению и раскрытию преступлений, совершаемых внешними мигрантами. Для решения этой проблемы необходимо исследование материалов правоприменительной практики по документированию преступной деятельности данной категории лиц. Цель исследования: на основе комплексного анализа нормативных правовых актов, касающихся организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по выявлению и раскрытию преступлений, совершаемых внешними мигрантами, исследования материалов правоприменительной практики по документированию преступной деятельности данной категории лиц определить тенденции развития преступности внешних мигрантов, которые необходимо учитывать в организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел при выявлении и документировании их криминальной деятельности. Методы исследования: сравнительно-правовой, формально-логический, конкретно-социологический, статистический методы. Результаты и ключевые выводы: комплексный анализ нормативных правовых актов, касающихся организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по выявлению и раскрытию преступлений, совершаемых внешними мигрантами, исследование материалов правоприменительной практики (уголовных дел) по документированию преступной деятельности данной категории лиц позволили определить тенденции развития преступности внешних мигрантов, которые необходимо учитывать в организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел при выявлении и документировании их криминальной деятельности, а также обозначить степень общественной опасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поздняков Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

External Migration as One of the Factors of Criminalization of the Operational Situation

The urgency of the problem is caused by an increase in the number of property crimes related to illicit drug trafficking, classified as serious and especially serious, committed by migrants. The professionalism of the criminal activity of this category of persons, the skills of conspiracy, the use of information and communication technologies create significant problems for the internal affairs bodies in identifying and documenting such criminal activity. Problem statement: currently, there is no comprehensive analysis of normative legal acts in the scientific literature concerning the organization of operational investigative activities of internal affairs bodies to identify and solve crimes committed by external migrants. To solve this problem, it is necessary to study the materials of law enforcement practice on documenting the criminal activities of this category of persons. The purpose of the study: based on a comprehensive analysis of normative legal acts concerning the organization of operational investigative activities of internal affairs bodies to identify and disclose crimes committed by external migrants, research materials of law enforcement practice on documenting criminal activities of this category of persons to identify trends in the development of crime of external migrants, which must be taken into account in the organization of operational investigative activities of internal affairs bodies in identifying and documenting their criminal activities. Research methods: comparative legal, formal logical, concrete sociological, statistical methods. Results and key conclusions: a comprehensive analysis of regulatory legal acts related to the organization of operational investigative activities of internal affairs bodies for the identification and disclosure of crimes committed by external migrants, a study of materials of law enforcement practice (criminal cases) on documenting criminal activities of this category of persons allowed us to identify trends in the development of crime of external migrants, which must be taken into account in the organization of operational-investigative activities of the internal affairs bodies in identifying and documenting their criminal activities, and also indicate the degree of public danger.

Текст научной работы на тему «Внешняя миграция как один из факторов криминализации оперативной обстановки»

Поздняков Александр Николаевич,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности, Академия управления МВД России, г. Москва, Российская Федерация, 125171, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

Е-mail: sonino51@mail.ru

Научная специальность: 5.1.4. Уголовно-правовые науки

УДК 343

DOI 10.24412/2072-9391-2024-169-97-104

Дата поступления статьи: 10 ноября 2023 г. Дата принятия статьи в печать: 20 марта 2024 г.

Aleksandr Nikolaevich Pozdnyakov,

Doctor of Law, Associate Professor, Professor at the Department of the Operative Search Activity, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 Е-mail: sonino51@mail.ru

Scientific specialty: 5.1.4. Criminal Law Sciences

Внешняя миграция как один из факторов криминализации оперативной обстановки

External Migration as One of the Factors of Criminalization of the Operational Situation

Аннотация

Актуальность проблемы вызвана ростом числа преступлений имущественного характера, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, относящихся к категории тяжких и особо тяжких, совершаемых мигрантами. Профессионализм криминальной деятельности данной категории лиц, навыки конспирации, использование информационно-коммуникационных технологий создают существенные проблемы для органов внутренних дел при выявлении и документировании подобной криминальной деятельности.

Постановка проблемы: в настоящее время в научной литературе отсутствует комплексный анализ нормативных правовых актов, касающихся организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по выявлению и раскрытию преступлений, совершаемых внешними мигрантами. Для решения этой проблемы необходимо исследование материалов правоприменительной практики по документированию преступной деятельности данной категории лиц.

Цель исследования: на основе комплексного анализа нормативных правовых актов, касающихся организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по выявлению и раскрытию преступлений, совершаемых

Abstract

The urgency of the problem is caused by an increase in the number of property crimes related to illicit drug trafficking, classified as serious and especially serious, committed by migrants. The professionalism of the criminal activity of this category of persons, the skills of conspiracy, the use of information and communication technologies create significant problems for the internal affairs bodies in identifying and documenting such criminal activity.

Problem statement: currently, there is no comprehensive analysis of normative legal acts in the scientific literature concerning the organization of operational investigative activities of internal affairs bodies to identify and solve crimes committed by external migrants. To solve this problem, it is necessary to study the materials of law enforcement practice on documenting the criminal activities of this category of persons.

The purpose of the study: based on a comprehensive analysis of normative legal acts concerning the organization of operational investigative activities of internal affairs bodies to identify and disclose crimes committed by external migrants, research materials of law enforcement practice on documenting criminal activities of this category of persons to identify trends in the development of crime of external migrants, which must be taken into account in the organization of op-

98

внешними мигрантами, исследования материалов правоприменительной практики по документированию преступной деятельности данной категории лиц определить тенденции развития преступности внешних мигрантов, которые необходимо учитывать в организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел при выявлении и документировании их криминальной деятельности.

Методы исследования: сравнительно-правовой, формально-логический, конкретно-социологический, статистический методы.

Результаты и ключевые выводы: комплексный анализ нормативных правовых актов, касающихся организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по выявлению и раскрытию преступлений, совершаемых внешними мигрантами, исследование материалов правоприменительной практики (уголовных дел) по документированию преступной деятельности данной категории лиц позволили определить тенденции развития преступности внешних мигрантов, которые необходимо учитывать в организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел при выявлении и документировании их криминальной деятельности, а также обозначить степень общественной опасности.

Ключевые слова: преступления, совершаемые внешними мигрантами; документы стратегического характера; информационно-коммуникационные технологии; оперативно-розыскная деятельность.

erational investigative activities of internal affairs bodies in identifying and documenting their criminal activities.

Research methods: comparative legal, formal logical, concrete sociological, statistical methods.

Results and key conclusions: a comprehensive analysis of regulatory legal acts related to the organization of operational investigative activities of internal affairs bodies for the identification and disclosure of crimes committed by external migrants, a study of materials of law enforcement practice (criminal cases) on documenting criminal activities of this category of persons allowed us to identify trends in the development of crime of external migrants, which must be taken into account in the organization of operational-investigative activities of the internal affairs bodies in identifying and documenting their criminal activities, and also indicate the degree of public danger.

Keywords: crimes committed by external migrants; strategic documents; information and communication technologies; operational investigative activities.

Проблемы, связанные с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, совершаемых мигрантами — гражданами других государств — обозначились еще в начале 90-х гг. прошлого столетия. Это было связано с массовой миграцией в Россию граждан независимых государств — бывших союзных республик, входящих в Советский Союз. Но в отличие от современного контингента внешних мигрантов в те годы въезжали лица в достаточной степени владевшие русским языком и востребованной на тот момент профессией. Нельзя сказать, что то поколение мигрантов не совершали преступления, но при этом не было насилия. Впоследствии в этих странах «поработали» западные миссионеры и менталитет жителей, например Средне-Азиатских государств — основные поставщики мигрантов в Россию, существенно изменился. Вместе с отменой преподавания в школах русского языка было отменено и профессиональное образование, изменился мента-

литет местных жителей на враждебный к России, в их сознание был внедрен образ русского как оккупанта и угнетателя.

Отсутствие профессиональных навыков в совокупности с плохим знанием русского языка сыграло значительную негативную роль при социализации прибывших мигрантов в российское общество. Невозможность для многих иностранных граждан трудоустроиться на работу, позволяющую получать оплату достаточную для собственного проживания и проживания оставшейся на этнической родине семьи, проблемы в поиске контактов с представителями нового, но уже во многом враждебного социума — это те факторы, которые спровоцировали их на поиск дополнительных денежных средств, совершая преступления, зачастую относимые Уголовным кодексом Российской Федерации к разряду тяжких и особо тяжких. В связи с этим менялось отношение к привнесенным мигрантами проблемам как на уровне отдель-

ных правоохранительных органов, так и первых лиц государства.

В частности, Президент Российской Федерации в своем выступлении на ежегодном расширенном заседании коллегии МВД России отдельно остановился на такой «чувствительной теме», как миграция, подчеркнув сложность этого вопроса, имеющего комплексный характер и в разной степени затрагивающего все сферы жизни — безопасность, демографию, экономику, культуру, социальную, региональную политику1. При этом он отметил, что подход к решению проблем в миграционной сфере должен быть комплексным и современным, кроме того, правоохранительная и экономическая составляющие должны «состыковываться друг с другом». Далее он акцентировал внимание на трансграничном характере криминального наркобизнеса и указал на необходимость уничтожать его финансовую и другую инфраструктуру2.

Продолжая эту тему, Министр внутренних дел Российской Федерации связал миграцию с проявляющимися этническими конфликтами на религиозной почве и уточнил, что в 2022 г. таких конфликтов было свыше 100 и если бы они не были своевременно купированы при участии Федерального агентства по делам национальностей, то могли бы привести к эскалации междунациональной напряженности.

Из высказываний Президента Российской Федерации и Министра внутренних дел Российской Федерации следует, что представители иностранных государств — мигранты — способны существенно криминализировать оперативную обстановку в различных правоохранительных сферах. Таким образом, еще раз был сделан акцент на негативном влиянии мигрантов на общественный правопорядок и оперативную обстановку3.

Необходимо отметить, что влияние иностранного контента на общественный порядок неоднократно отмечалось и в иных документах, в том числе стратегического характера. В частности, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, было обращено внимание правоприменителей и законодателей на то, что «деструктивные силы за рубежом и внутри страны предпринимают попытки использования объективных социально-экономических трудностей в Российской Федерации в целях

стимулирования негативных социальных процессов, обострения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, манипулирования в информационной сфере». Подчеркивается факт активной деятельности по дестабилизации общественного порядка на территории России, занимаются которой на государственном уровне разведывательные и специальные службы, иные организации иностранных государств, используя при этом подконтрольные им российские общественные объединения и отдельных лиц. Обозначено, что к числу задач, требующих решения, относятся следующие: противодействие незаконной миграции, усиление контроля за миграционными потоками, предупреждение формирования этнических и религиозных анклавов4.

В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 7335, в качестве угрозы национальной безопасности определена деятельность организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотиков, с попытками транснациональных преступных организаций увеличить транзит наркотиков через территорию Российской Федерации.

Согласно Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года6 внешними экстремистскими угрозами являются поддержка и стимулирование рядом государств деструктивной деятельности, осуществляемой иностранными или международными неправительственными организациями, направленной на дестабилизацию общественно-политической и социально-экономической обстановки... содействие деятельности международных экстремистских и террористических организаций, в частности распространению экстремистской идеологии и радикализма в об-ществе7. В качестве борьбы с такими угрозами являются: противодействие незаконной миграции; профилактика, предупреждение, выявле-

1 Расширенное заседание коллегии МВД России // Президент России : офиц. сайт. URL: http://kremlin.ruevents/president/ transcripts/70744 (дата обращения: 30.09.2023).

2 Там же.

3 Там же.

4 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.09.2023).

5 Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Рос. Федерации от 23 нояб. 2020 г. № 733 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.09.2023).

6 Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года : Указ Президента Рос. Федерации от 29 мая 2020 г. № 344 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.09.2023).

7 Прим. автора: в настоящее время Запад, убедившись в не-

возможности военной победы, ориентирован на «расшатывание»

России изнутри путем разжигания этнорелигиозных конфликтов.

100

ние и пресечение нарушений миграционного законодательства Российской Федерации; совершенствование мер ответственности за такие нарушения.

В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации8 в числе задач, связанных с обеспечением экономической безопасности, выделяют оптимизацию потоков трудовой миграции исходя из потребностей национальной экономики.

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации9 выделяет следующие основные направления: совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих порядок въезда в Российскую Федерацию, пребывания (проживания) на ее территории иностранцев, а также дальнейшее развитие механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая оптимизацию мер ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

О негативном влиянии миграционных процессов на состояние оперативной обстановки свидетельствует и тот факт, что в подготовке к заседанию и в работе Объединенной коллегии министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму, состоявшейся в июле 2023 г., принимало участие руководство ГУВМ МВД России.

В июне 2023 г. на заседании Совета Безопасности Российской Федерации Президент Российской Федерации в очередной раз подчеркнул обеспокоенность высоким уровнем преступности среди мигрантов, в связи с чем указал на необходимость усиления оперативной и профилактической работы по борьбе с преступностью в данной области10.

Руководство страны в своих выступлениях основывалось на данных, представленных Государственной информационной системой миграционного учета, из которых следует, что в 2022 г. на территорию Российской Федерации прибыли 13 млн иностранных граждан и лиц без

8 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Рос. Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 30.09.2023).

9 О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы : Указ Президента Рос. Федерации от 31 окт. 2018 г. № 622 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.09.2023).

10 Расширенное заседание коллегии МВД России // Президент России : офиц. сайт. URL: http://kremlin.ruevents/president/ transcripts/70744 (дата обращения: 30.09.2023).

гражданства (2021 г. — 7,3 млн). Из них с целью работы въехали 3,5 млн иностранцев, в 2021 г. — 2,6 млн. Большинство из въехавших иностранцев (85,9 %) являлись гражданами государств — участников СНГ. Следует отметить, что в 2022 г. вырос приток трудовых мигрантов из Узбекистана — на 377,7 тыс. человек (35,1 %). Указанное, естественно, спровоцировало рост преступности среди этой категории лиц11.

С учетом этого формировалась и уголовная статистика по количеству выявленных преступлений, совершенных мигрантами. Если начиная с 2015 г. это число стабильно уменьшалось, как, собственно, и число въехавших иностранцев, которые предпочли Индию и Южную Корею12, то в 2022 г. с ростом числа въехавших иностранных граждан, увеличилось и количество совершенных ими преступлений, выявленных сотрудниками органов внутренних дел, с 36 420 в 2021 г. до 40 154 в 2022 г.

При этом большинство выявленных преступлений, совершенных мигрантами из числа иностранных граждан, относятся к категории тяжких или особо тяжких преступлений, зачастую имеющих широкий негативный общественный резонанс с перспективой перехода к массовым беспорядкам и межнациональным конфликтам, преступлениям экстремистской направленности и террористического характера.

Традиционно большинство выявленных преступлений, совершенных мигрантами, относятся к имущественным преступлениям — 38 % (мошенничество, кражи, грабежи и разбои), 20 % — преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В этом списке также присутствуют преступления в сфере экономики (теневой бизнес и незаконное предпринимательство), против половой неприкосновенности, организации незаконной миграции, убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, угон автотранспорта, хищение имущества водителей автотранспорта (ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации)13. При этом, по мнению ученых, латентность преступности иностранцев чрезвычайно высока. Это объясняется тем, что они находятся на территории страны нелегаль-

11 Статистические данные ГИАЦ МВД России за 2021-2022 г. URL: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics (дата обращения: 30.09.2023).

12 Не исключено, что некоторое снижение числа совершенных преступлений явилось следствием вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ, касающегося декриминализации отдельных составов преступлений.

13 Из 40,1 тыс. преступлений, совершенных в 2022 г. мигрантами, 33 тыс. преступлений (97 %) совершено гражданами государств - участников стран СНГ, при этом количество привлеченных

к уголовной ответственности лиц данной категории существенно уменьшилось (установлено около 35 тыс. лиц, их совершивших).

но, не обращаются в правоохранительные органы из-за опасения быть подвергнутыми административному преследованию [2].

С аналогичными проблемами столкнулись правоохранительные органы ряда европейских государств и отдельных государств американского континента. Наибольший интерес представляет исследование ученых из Германии У. Хаклендера [5], С. Дебрера [1], в котором отражены проблемы, характерные для большинства стран Европы. Ученый из Канады Т. Мюр-рей в своей монографии «Реальна ли Этническая Преступность?» [4] дал исчерпывающую характеристику преступности мигрантов-выходцев из других государств и сформулировал для Канады негативные прогнозы по ее развитию. Несмотря на общие схожие характеристики криминальной деятельности мигрантов-выходцев из стран третьего мира, в частности большинство преступлений они совершают против собственности, в сфере незаконного оборота наркотических средств, в составе преступных групп различной степени организованности, предлагаются различные способы борьбы с ними (проведенные учеными этих государств исследования по своим выводам соответствуют выводам отечественных исследователей14, но существенно отличаются по мерам, предлагаемым по контролю за этой категорией лиц) [3].

Однако в России мигранты привлекаются, кроме перечисленных видов преступлений, и за иные деяния. В частности, по тропам, протоптанным наркодилерами из стран Средней Азии, на протяжении ряда лет в Россию въезжают их земляки, задерживаемые затем правоохранительными органами за хранение взрывчатых веществ, взрывных устройств, подготовку терактов и др. Встречающие, как правило, причастные к незаконному наркобизнесу, предоставляют им жилье, снабжают средствами к существованию и средствами, необходимыми для совершения преступлений.

В 2022 г. органы внутренних дел провели оперативно-профилактические мероприятия по местам временного нахождения мигрантов: в жилом секторе, местах их трудовой деятельности (на объектах строительства, торговли и т. д.), как результат — выявлено, выдворено и депортировано за пределы России в 2,5 раза больше иностранцев, находившихся в стране на незаконных основаниях, чем в 2021 г.

14 По мнению некоторых ученых (см., например : Дашков Г. В. Национальное и интернациональное в деятельности этнических преступных группировок // Преступность в разных ее проявлениях и проблемы организованной преступности. М., 2004), с которыми согласен и автор статьи, в этой правоохраняемой сфере происходят постоянное выравнивание уровня преступности, сближение ее качественных показателей, а также ее типизация.

Кроме того, был принят Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 26 апреля 2023 г. № 138-ФЗ15, которым предусмотрено лишение приобретенного гражданства за участие в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, а также в экстремистской деятельности. Такое плотное нормативное правовое сопровождение этого направления правоохранительной деятельности свидетельствует не только об ее исключительной актуальности, но и криминальной эволюции этого вида противоправной деятельности, связанной с повышением профессионального уровня ее исполнителей и организаторов, использованием в преступной деятельности достижений науки и техники. В первую очередь речь идет об использовании информационно-коммуникационных технологий. Неслучайно в дополнении к Указу Президента Российской Федерации, утвердившему Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 2023 г. № 216 были внесены существенные коррективы и сделан акцент на политическую составляющую — п. 9 дополнен подп. «п» следующего содержания: «деятельность специальных служб и экстремистских, в том числе националистических, организаций иностранных государств, причастных к незаконному производству и контрабанде наркотиков, а также к их незаконному распространению в Российской Федерации»16. Тем самым был обозначен политический подтекст незаконного оборота наркотических средств и подчеркнута возможность корректировки межведомственного плана мероприятий федеральных органов государственной власти по реализации вышеуказанной Стратегии. Следует отметить, что в значительной степени политический подтекст просматривается в действиях членов преступных групп, действующих в сфере незаконного оборота наркотиков и состоящих из уроженцев Украины.

В настоящее время практически по всем криминальным проявлениям наблюдается устойчивая тенденция, связанная с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в преступной деятельности. В полной мере это отразилось на криминальной деятель-

15 О гражданстве Российской Федерации : Федер. закон от 28 апр. 2023 г. № 138-ФЗ : принят Гос. Думой 18 апр. 2023 г. : одобрен Советом Федерации 26 апр. 2023 г. // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.09.2023).

16 О внесении изменений в Стратегию государственной

антинаркотической политики Российской Федерации на период

до 2023 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733 : Указ Президента Рос. Федерации от 29 марта 2023 г. № 216 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.09.2023).

102

ности мигрантов. Преуспели в этом наркодилеры и мошенники. В частности, прошедший такую модернизацию наркобизнес стал транснациональным, более опасным для российского общества в целом и проблемным в плане выявления и документирования для правоохранительных органов и органов внутренних дел в частности. С учетом этого задачи правоохранительных органов были скорректированы в документах стратегического характера. В частности, в Стратегии национальной безопасности указаны задачи правоохранительных органов: предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе легализации преступных доходов, организации незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ, а также использования в противоправных целях цифровых валют17. В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации в качестве угрозы национальной безопасности в сфере оборота наркотиков определены «деятельность организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), в том числе транснациональных, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также появление новых форм противоправной деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), усиление ими конспирации каналов поставки и сбыта наркотиков с использованием инновационных коммуникационных и других новых технологий»18. Поэтому акцент на борьбе с легализацией преступных доходов был сделан неслучайно — именно эти доходы составляют экономическую основу существования преступных структур мигрантов-иностранцев. Капитализация преступных доходов осуществляется путем привлечения 1Т-специалистов, способных совершенствовать преступную деятельность членов криминального объединения.

Рассматривая далее связь между числом въехавших в Россию иностранцев-граждан и их количеством привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений в различных сферах правоохранительной деятельности, можно сделать однозначный вывод — эти тенденции параллельны. Так, по данным Главного управления МВД России по вопросам миграции самая многочисленная диаспора в России — уз-

17 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.09.2023).

18 Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Рос. Федерации от 23 нояб. 2020 г. № 733 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.09.2023).

бекская. Доля их участия, например, в незаконном обороте наркотиков составляет 27,8 %, рост по сравнению с 2021 г. в 2 раза, привлечено к уголовной ответственности 853 человека — при общем росте иностранной наркопреступности в 79,6 %. Следующая по численности диаспора — таджикская, и их вклад в наркопреступность — 20,5 % (+2,4 %), привлечено к уголовной ответственности 630 человек, далее Украина — 15,7 % (—13,3 %), привлечено к уголовной ответственности 482 человека, затем Киргизия — 7,3 % (+48,3 %), привлечено к уголовной ответственности 224 человека.

Таким образом, в 2022 г. в 3 раза выросло число преступлений, совершенных мигрантами, и в 5 раз — число совершенных ими тяжких преступлений со смертельным исходом. За январь — июль 2023 г. на 22 % зафиксирован рост общего числа преступлений и на 40 % — тяжких преступлений. И если рассматривать эту тенденцию в контексте миграционных процессов текущего года, то только в первом его квартале, в дополнение к уже имеющимся, въехало 750 тыс. граждан Узбекистана, 350 тыс. граждан Таджикистана, 150 тыс. граждан Киргизии19.

Данная статистика не позволяет надеяться на положительные изменения оперативно-розыскной обстановки по этой линии в лучшую сторону. Однако определенные тенденции, выявленные на основе анализа оперативной практики специализированных подразделений органов внутренних дел и уголовных дел по ряду регионов Российской Федерации, предварительное следствие по которым окончено в 2020—2023 гг. (уголовные дела по Москве и Самарской области20), позволяют сформулировать в контексте заявленной темы следующие выводы, на наш взгляд, во многом определяющие тактику борьбы органов внутренних дел с преступлениями, совершаемыми иностранными гражданами:

— совершенствование управленческого функционала руководителей транснациональных преступных структур, члены которых осуществляют свою деятельность в Российской Федерации, что позволяет им, находясь за пределами Российской Федерации, организовывать и руководить криминальной деятельностью: сбытом наркотиков, преступлениями в сфере экономики, иным преступным промыслом посредством периодических инструктажей руководителей структурных подразделений

19 Статистические данные ФКУ «ГИАЦ МВД России» за 2022 г.

20 Составлено на основе анализа материалов уголовных дел № 12201450044000038 (ГСУ по г. Москве, 2021); № 12201450009000007 (ГСУ по г. Москве, 2021); № 12201450120000116 (ГСУ по г. Москве, 2021); № 12101360002000063 (СЧ по РОПД СУ УВД по г. Тольятти Самарской обл., 2020); № 12101360002000064 (СЧ по РОПД СУ УВД по г. Тольятти Самарской обл., 2020).

криминального объединения, дистанционного контроля за исполнением указаний, а также осуществлять вербовочную деятельность с предварительной проверкой кандидатов. Например, в моноэтнических наркоструктурах предпочтение отдается кандидатам из числа лиц, не состоящих на учетах ни у психиатров, ни у наркологов ни на этнической родине, ни в России и не привлекавшихся к уголовной ответственности;

— капитализация транснациональных преступных структур, состоящих из иностранных граждан или бывших иностранцев, получивших российское гражданство на законных основаниях или незаконно путем привлечения к содействию высококлассных 1Т-специалистов, разрабатывающих программное обеспечение, позволяющее руководителям, например, незаконного наркобизнеса, не только эффективно осуществлять управленческие функции, но и иметь возможность своевременно и в полном объеме получать от криминального бизнеса деньги и их аккумулировать, как правило, в виртуальной валюте, технологические особенности которой дают дополнительные возможности как для контроля переводов средств, так и для их анонимизации. Это позволило виртуальным деньгам встроиться в схемы отмывания и далее влиться в легальные сектора экономики. В Российской Федерации это покупка объектов торговли, питания, сферы быта — объектов, в которых возможен быстрый возврат денежных средств и работа с так называемым «черным налом». Например, Московский рынок «Садовод», купленный представителями таджикской диаспоры;

— изменение демографической структуры транснациональных группировок: если в 90-е гг. прошлого столетия — начале 2000-х текущего века в России, в основном в сфере незаконного наркобизнеса, отмечались полиэтнические наркогруппы, когда сбытом зачастую занимались местные жители, то в настоящее время в большинстве регионов России действуют моноэтнические преступные наркогруппировки, то есть проблем с привлечением новых волонтеров в действующие наркогруппировки нет. Этнические диаспоры, особенно из Средне-Азиатских государств, исчисляются сотнями тысяч и земляков, желающих подработать на ниве, например, наркобизнеса, более чем достаточно. Аналогичная ситуация складывается и по преступлениям, совершаемым в сфере экономики;

— правила конспирации значительно ужесточились. Во многом это связано с тем, что, например, наркоторговцы практически полностью и повсеместно перевели свою криминальную деятельность в киберпространство, используя для расчетов электронные платежные

средства. При этом организаторы криминальной деятельности, «кураторы» в виде криминальных авторитетов, наркокурьеры, сбытчики, наркопотребители и лица, участвующие в отмывании/легализации полученных денежных средств, как правило, друг с другом не знакомы. Например, действия представителей киргизской диаспоры контролировал недавно убитый вор в законе «Коля киргиз», он же «Коля Бек», который собирал дань от коммерческой деятельности своих земляков, работающих в России, причем его влияние распространялось от Владивостока до Санкт-Петербурга.

В заключение следует отметить, что отечественные правоохранительные органы наработали определенный положительный опыт борьбы с организованной транснациональной преступностью с использованием сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности, однако в настоящее время ряд проблемных вопросов комплексного характера в сфере правоохранительной деятельности требуют решения. В первую очередь речь идет о невнятном толковании отдельных законодательных норм, касающихся подрыва экономических основ транснациональной преступности и легализации денежных средств, полученных от участия в преступной деятельности. На практике трактовка этих норм права сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел существенно отличается от трактовки тех же норм сотрудниками следственных подразделений, сотрудниками прокуратуры и судейского корпуса. Вследствие чего количество уголовных дел, возбужденных по ст. 174 и 1741 Уголовного кодекса Российской Федерации, имеет тенденцию к снижению, что способствует воспроизводству преступной деятельности мигрантов, ее капитализации и росту криминальных денежных средств, вливаемых в легальный сектор экономики России.

Предполагается, что борьба с транснациональной организованной преступностью, включая и наркопреступность, требует тесного взаимодействия заинтересованных государств, а таких государств, подписавших соответствующие международные договоры, меморандумы и декларации, более полутора десятков, однако число международных контролируемых поставок с непосредственным участием правоохранительных органов Российской Федерации постоянно снижается. По-прежнему с минимальной эффективностью функционирует международный банк данных о лицах и организациях, причастных к преступлениям, совершаемым членами транснациональных криминальных объединений различной степени организованности, включая и тех, которые причастны к незаконному обороту наркотиков. В качестве по-

ложительного момента следует назвать отдельные факты, когда в рамках документирования преступной деятельности лиц, входящих в криминальную иерархию, удается зафиксировать их причастность к незаконному наркобизнесу и в дополнение к основной статье Уголовного

кодекса Российской Федерации (ст. 2101) приобщается и соответствующая статья по наркобизнесу, что существенно «повышает шанс» для «вора в законе», «положенца» или «смотрящего» получить по приговору суда максимальный срок наказания.

Список литературы:

References:

1. Дебрер С. Статистика. Организован- 1. ная преступность в Германии-2011. URL: https://newsland.com/post/1510376-statistika-organizovannaia-prestupnost-v-germanii-2011?ysclid=lraef9xzy3589968067 (дата обращения: 21.09.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Сандугей А. Н. Преступность иностран- 2. ных граждан и ее предупреждение органами внутренних дел : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 146 с. 3.

3. Кобец П. Н. Предупреждение преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в России : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 4. 2004. 450 с.

4. Мюррей Т. Реальна ли этническая преступность? URL: http: // canadafreepress.com/ 5. index.php/article/1697 (дата обращения: 21.09.2023).

5. Хаклендер У. Борьба с организованной преступностью в Федеративной Республике Германия: оперативно-розыскной аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

Debrer S. Statistika. Organizovannaya prestup-nost' v Germanii-2011. URL: https://newsland. com/post/1510376-statistika-organizovan-naia-prestupnost-v-germanii-2011?ysclid= lraef9xzy3589968G67 (data obrashcheniya: 21.09.2023).

Sandugej A. N. Prestupnost' inostrannyh grazh-dan i ee preduprezhdenie organami vnutrennih del : dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2001. 146 s. Kobec P. N. Preduprezhdenie prestupnos-ti inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva v Rossii : dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2GG4. 45G s. Myurrej T. Real'na li Etnicheskaya Prestupnost'? URL: http://canadafreepress.com/index.php/ article/1697 (data obrashcheniya: 21.09.2023). Haklender ÍZBor'ba s organizovannoj prestupnost'yu v Federativnoj Respublike Ger-maniya: operativno-rozysknoj aspekt : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2GG6.

Для цитирования:

For citation:

Поздняков Александр Николаевич. Внешняя миграция как один из факторов криминализации оперативной обстановки // Труды Академии управления МВД России. 2024. № 1 (69). С. 97-104.

Pozdnyakov Aleksandr Nikolaevich. External Migration as One of the Factors of Criminalization of the Operational Situation // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2024. № 1 (69). P. 97-104.

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.