Научная статья на тему 'Внешняя культурная политика и современные этнополитические коммуникации'

Внешняя культурная политика и современные этнополитические коммуникации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
804
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН / КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / YOUTH / ETHNICITY / ETHNIC CULTURE / CULTURAL EXCHANGE / CULTURAL TIES / ETHNIC AND CULTURAL ENVIRONMENT / INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Захарова Вера Игоревна

Конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные, этнические и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Культурные связи способствуют формированию привлекательного образа страны, свидетельствуя об ее стремлении к открытости и диалогу. Культурные связи эффективное средство международных отношений и межкультурных коммуникаций. Перед современным государством возникает достаточно сложная дилемма: построение моноэтнического государства с включением всех национальностей в единый этнос с развитием внешних связей, как элемента нации, или построение совокупности национальностей с возможностями развития внешних связей каждой отдельной автономии, что достаточно чревато сепаратизмом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN CULTURAL POLICY AND MODERN COMMUNICATIONS ETHNOPOLITICAL

Constructive interaction between social groups with different values, religious, ethnic and political orientations, can be achieved through development of norms of tolerant behavior and skills of intercultural communication. Cultural relations contribute to the formation of an attractive image of the country, indicating its commitment to openness and dialogue. Cultural relations is an effective tool of international relations and intercultural communication. Modern states face quite difficult dilemma: building a mono-ethnic state with the inclusion of all ethnic groups into a single ethnic group with the development of external relations as an element of the nation, or building a set of nationalities with the possibilities of development of external relations of each individual autonomy, which is rather fraught with separatism

Текст научной работы на тему «Внешняя культурная политика и современные этнополитические коммуникации»

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ

■ ■ ■ ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ

Автор: ЗАХАРОВА В.И.

ЗАХАРОВА Вера Игоревна - кандидат социологических наук, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

Адрес: 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 84 Тел: +7 (499) 956-07-01; E-mail: vizaharova@bk.ru

Аннотация: конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные, этнические и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Культурные связи способствуют формированию привлекательного образа страны, свидетельствуя об ее стремлении к открытости и диалогу. Культурные связи - эффективное средство международных отношений и межкультурных коммуникаций.

Перед современным государством возникает достаточно сложная дилемма: построение моноэтнического государства с включением всех национальностей в единый этнос с развитием внешних связей, как элемента нации, или построение совокупности национальностей с возможностями развития внешних связей каждой отдельной автономии, что достаточно чревато сепаратизмом.

Ключевые слова: молодежь, этническая принадлежность, этническая культура, культурный обмен, культурные связи, этнокультурная среда, межкультурные коммуникации.

Взаимодействие в области культуры стало общемировой тенденцией, которая все в большей степени охватывает любые сферы жизни современного мирового сообщества. В наши дни особым направлением исследований истории и современного состояния международных отношений стало изучение проблемы использования культуры во внешней политике [1].

Обусловлено такое внимание к культуре со стороны государств и их внешнеполитических ведомств тем, что многие традиционные методы ведения внешней политики утратили свою эффективность и не приносят ощутимого результата в конкуренции государств за мировое лидерство. В начале XXI в. в политологии и теории международных отношений приобрела популярность концепция «мягкой силы» представителя американской неолиберальной школы Дж. Ная. По его мнению, традиционные внешнеполитические аргументы, такие как величина территории, армия и т.п. утратили свою эффективность, поэтому государства, борясь за авторитет в мире, все чаще прибегают к «мягким», но действенным средствам: образованию, науке и культуре. Поэтому культуру можно рассматривать как существенный фактор внешней политики стран, стремящихся играть важную роль в международных отношениях [2].

Нельзя не учитывать, что культурные связи способствуют формированию привлекательного образа страны, свидетельствуя о ее стремлении к открытости и диалогу. В отличие от традиционной дипломатии первой половины - середины ХХ века, обеспечивавшей в первую очередь безопасность и национальные интересы государства, новая дипломатия конца ХХ - начала ХХ1 вв. в значительной мере нацелена на

моделирование образа страны в мире [3]. В такой ситуации культура становится делом государственной важности, а культурные связи - эффективным средством международных отношений и межкультурных коммуникаций. В данных условиях использование культурного потенциала в интересах того или иного государства приобретает особую актуальность. Понимание важной роли культуры в современных международных процессах нашло отражение в формировании отдельного направления деятельности государств на мировой арене, получившей название внешней культурной политики [4].

Внешняя культурная политика - это комплекс мер, разрабатываемых и реализуемых государством на внешнем уровне для продвижения национальной культуры и языка за рубежом, направленный на формирование благоприятного образа страны с целью укрепления его авторитета в мире. Как правило, внешняя культурная политика предполагает активное продвижение, популяризацию, экспорт национальной культуры и языка, пропаганду собственных культурных ценностей и достижений за рубежом [5]. Трансформация международного культурного контекста в начале XXI в. привела к поиску новых методов и форм культурного сотрудничества с тем, чтобы они соответствовали новым вызовам культурной глобализации и могли противостоять процессам стирания национальных культур [6].

В последнее время в практике многих государств, и прежде всего, стран Европы, активно использующих методы внешней культурной политики, все отчетливее прослеживается тенденция, связанная с уходом от одностороннего продвижения своей культуры вовне и построению культурного диалога. Это предполагает не только демонстрацию своей культуры в мире, но и создание условий для представления других культур [7] и развитие межкультурных и межэтнических коммуникационных связей.

Коммуникации этнического направления подразумевают возможность выбора культурной связи между территориями, причем данная связь устанавливается, исходя из формулировки «этнос». Необходимо пояснить, что данная формулировка этноса относится к уровневым характеристикам взаимодействия [8].

Проблематикой современных этнокультурных коммуникаций является тот факт, что формирование этноса, по сути, происходит не только по признакам культуры, скажем региона или территории, но и путем проникновения отдельных культурных элементов в другие страны. Примером может служить не только исламизация европейских стран, но и развитие национальных автономий в странах бывшего СССР и Югославии. Все это приводит к тому, что культурный обмен протекает крайне фрагментарно и значительный рост национального самосознания позволяет расширить понятие этнокультурной коммуникации в структуру взаимодействия на основе формальных и неформальных контактов [9].

Значительная доля таких контактов строится на основе миграционных потоков. Если при въезде в страну незначительного количества представителей иной культуры, они могли бы находиться в значительной автономии от основной массы граждан, то современные методы развития и формирования представительств этнических культур в отличных от традиционных воззрений странах выдвигают требование поддержки со стороны основной массы коммуникантов в виде культурных представительств и центров [10].

Проводимая политика вынуждена учитывать не только возможности политических ситуаций, но также и возможность развития государства или территории с учетом преобладания мнения в этносе. Перед современным государством возникает достаточно сложная дилемма: построение моноэтнического государства с включением всех национальностей в единый этнос с развитием внешних связей, как элемента нации, или по-

строение совокупности национальностей с возможностями развития внешних связей каждой отдельной автономии, что достаточно чревато сепаратизмом.

Данное видение проблемы затрагивает и совокупность развития политической ситуации. Реализация решений в формате развития коммуникаций этнической направленности позволяет сглаживать достаточно большое количество конфликтов на неофициальном уровне [11].

В современных условиях глобализирующего мира наиболее интенсивно проявляется тенденция отношений не только межгосударственных, но и межэтнических, межкультурных, межцивилизационных, межконфессиональных. Процессы миграции населения приводят к возникновению проблем адаптации иноэтнических общин. Проявления этноцентризма, ксенофобии, структурной дискриминации по этническому признаку, межэтнической напряженности и открытых конфликтов, к сожалению, остаются неотъемлемой частью сегодняшней действительности. [12].

Также в контексте резко увеличившейся миграции, вызванной дестабилизацией Ближневосточного региона и возросшего в разы потока беженцев в страны ЕС, ужесточение миграционной политики этих стран, социокультурные взаимодействия стали одним из важнейших аспектов международных отношений сегодня.

Результаты исследований российских ученых показывают, что в качестве основных причин, побуждающих людей разных этнических сообществ покинуть места прежнего проживания, выступают такие аспекты, как: обострение межэтнических отношений, чаще всего характерные для зон вооруженных конфликтов, военных действий; языковая дискриминация, проявляющаяся в признании лишь языка титульного народа и возведении его в ранг государственного и его доминирование в общественно-политической жизни, в системе образования и в быту; недружелюбность, а порой и враждебность со стороны автохтонного или титульного этноса; угроза безопасности мигрантов, вызванная неблагоприятной обстановкой и провоцирующая страх за собственную жизнь и жизнь родных и близких; дискриминация по этническому признаку на рабочем месте, когда происходит потеря работы, сложности с продвижением по службе из-за этнической принадлежности индивида; введение в законодательство дискриминационных актов и статей о гражданстве.

В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные, этнические и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия.

Развитие культуры межнационального общения рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведения людей таких гуманных норм, как благожелательность, дружелюбие, толерантность, взаимопонимание в отношениях между гражданами различной национальной принадлежности.

В России в целом, активизировался рост национального самосознания граждан, что обусловило актуализацию их этнокультурных потребностей по сохранению самобытности, развитию языка, образования, национальной культуры, традиций и обычаев. Наличие мест компактного проживания представителей определенных этнических общностей создает необходимые условия для функционирования устойчивых структур национальных общественных объединений.

Реализация коммуникационных принципов и их обеспечение в правовом ключе опираются на присутствие ряда концепций и программ развития преимущественно культурного обмена. Несмотря на различный формат культурных мероприятий, принципы их организации и проведения, можно отметить, что все они нацелены на расширение географии участников проектов, на вовлечение в диалог самой широкой и, прежде всего, молодежной аудитории, на совместное участие в мероприятиях представителей разных стран.

Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.

Воспитание социальной компетентности в этнокультурной среде - длительный и сложный процесс. Очень важно найти подход к решению фактически новой для педагогики проблемы - социально-образовательной. Становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов на основе интеграции научных знаний и практического опыта, смежных с педагогикой областей: психологии, социологии, культурологии и философии [13].

Безусловно, новые формы основаны на богатых традициях культурного обмена. Однако в современных условиях они приобретают иной характер, который соответствует новейшим тенденциям развития современной культуры, а также особенностям международного сотрудничества. Из года в год международное культурное сотрудничество обогащается всё более и более новыми идеями, направлениями и формами, включает всё больше новых проектов, расширяется его география. В нем сочетаются как традиционные формы взаимодействия, так и новые, обусловленные современными техническими возможностями и насущными задачами международных отношений. Поиск и утверждение новых форм сотрудничества, на наш взгляд, может повысить эффективность международного культурного взаимодействия и способствовать решению, в том числе, и острых политических проблем.

Список литературы

1. Дурново Д.В. Транши из бюджета на развитие туризма // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 3.

2. Васецкий В.Н. Гражданско-правовые средства защиты в сфере туризма // Законодательство и экономика. 2011. № 6.

3. Семенихин В.А. Ценообразование в туризме // Аудит и налогообложение. 2013. № 8.

4. СирченкоА.А. О перспективах развития событийного туризма в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. 2013. № 2.

5. Писаревский Е.Л. Предложения Федерального агентства по туризму к Концепции проекта Федерального закона «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации» // Туризм: право и экономика. 2013. № 2.

6. Семенихин В.А. Обеспечение защиты прав потребителей. Туристские услуги // Финансовая газета. 2013. № 44.

7. Бубновская Т.А., Суворов Ю.Б. О некоторых актуальных правовых аспектах использования автотранспорта в современной концепции развития туризма в России // Туризм: право и экономика. 2013. № 2.

8. Писаревский Е.Л. Стратегия развития туризма как ключевое направление государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации // Юридический мир. 2011. № 5.

9. Шарков Ф.И. Основы социального государства. М., 2012.

10. БавельскийА.Д., ЗоринИ.В., СеселкинА.И. Доступная среда как фактор развития и безопасности безбарьерного туризма // Туризм: право и экономика. 2013. № 2.

11. Кружалин В.И., Шабалина Н.В., Тульская Н.И. Научные подходы к формированию рейтингов по уровню развития индустрии туризма // Туризм: право и экономика. 2013. № 2.

12. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Семиотическая составляющая межкультурной коммуникации // Система ценностей современного общества. 2011. № 20. С. 145-153.

13. Малыгина И.В. Культура в условиях глобализации // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. 2013. № 1 (19). С. 58-64.

14. Шарков Ф.И. Интерактивные электронные коммуникации (возникновение «четвертой волны»). Учебное пособие. М., 2010.

■ ■ ■ FOREIGN CULTURAL POLICY

AND MODERN COMMUNICATIONS ETHNOPOLITICAL

Author: ZAKHAROVA V.I.

ZAKHAROVA Vera Igorevna - candidate of Social Sciences, associate Professor of Public Relations and Media Policy Department of the Institute of State Service and Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).

Address: 84, Vernadskogo Prospekt, Moscow, Russia, 119571.

Tel: +7 (499) 956-07-01; E-mail: vizaharova@bk.ru

Annotation. Constructive interaction between social groups with different values, religious, ethnic and political orientations, can be achieved through development of norms of tolerant behavior and skills of intercultural communication. Cultural relations contribute to the formation of an attractive image of the country, indicating its commitment to openness and dialogue. Cultural relations is an effective tool of international relations and intercultural communication. Modern states face quite difficult dilemma: building a mono-ethnic state with the inclusion of all ethnic groups into a single ethnic group with the development of external relations as an element of the nation, or building a set of nationalities with the possibilities of development of external relations of each individual autonomy, which is rather fraught with separatism.

Keywords: youth, ethnicity, ethnic culture, cultural exchange, cultural ties, ethnic and cultural environment, intercultural communication.

References

1. Durnovo, D.V. Transhi iz biudjeta na razvitie turizma //Turisticheskie I gostinichnie uslugi: buhgalterskii uchet I nalogooblojenir. 2013. N 3. [Durnovo, A.I. (2013). Tranches from the budget for the development of tourism // Tourist and hotel services: accounting and taxation. 2013. N 3].

2. Vasetckii, V.N. Grazhdansko-pravovie sredstva zashiti v sfere turizma // Zakonodatelstvo I ekonomika 2011. № 6.[Vasetskiy, V.N. (2011). Civil law remedies in the field of tourism // Law and Economics. 2011. № 6].

3. Semenikhin, V.A. Tsenoobrazovanie v turizme // Audit i nalogooblojenie. 2013. № 8. [Semenikhin, V.A. (2013). Pricing in tourism // Audit and taxation. 2013. № 8].

4. Sirchenko, A.A. O perspektivah razvitiya sobitiinogo turizma v Rossiiskoy Federatcii // Turizm: pravo I ekonomika. 2013. № 2. [Sirchenko, A.A. (2013). About prospects of development of tourism in the Russian Federation // Tourism: law and Economics. 2013. No.2].

KOMMyHMKOflOrMfl - COMMUNICOLOGY

5. Pisarevskii, E.L. Predlojeniya Federalnogo agenstva po turizmy k Konceptcii proekta Federalnogo zakona “O turizme I turisticheskoy deyatelnosty v rossiskoy Federatcii // Turizm: pravo I ekonomika.2013. N 2. [Pisarevsky, E.L. (2013). The proposals of the Federal Agency for tourism to the Concept of the draft Federal law "On tourism and tourism activity in the Russian Federation // Tourism: law and Economics. 2013. N 2].

6. Semenikhin, V.A. Obespecheie zashchity prav potrebiteley. Turisticheskie uslugi // Ainansovaya gazeta. 2013. N 44. [Semenikhin, V.A. (2013). Ensuring protection of the rights of consumers. Tourist service // Financial newspaper. 2013. N 44.]

7. Bubnovskaya, T.A., Suvorov, Yu.B. O nekotorih aktyalnih pravovih aspektah ispolzovaniya avtotransporta v sovremennoy kontcepcii razvitiyaturizma v Rossii // Turizm: pravo y ekonomika. 2013. № 2. [Bubnovskaya, T.A., Suvorov, Yu.B. (2013). On some topical legal aspects of the use of motor vehicles in the modern concept of tourism development in Russia // Tourism: law and Economics. 2013. No.2].

8. Pisarevskii, E.L. Strategiya razvitiya turizma kak kluchevoe napravlenie gosudarstvennogo regulirovaniya tur-istskoy deyatelnosty v Rossiskoy Federatcii // Iyuridicheskii mir. 2011. № 5.[Pisarevsky, E.L. (2011). Strategy of development of tourism as a key area of state regulation of tourist activity in the Russian Federation // The Legal world. 2011. № 5].

9. Sharkov, F.I. Osnovy sotcialnogo gosudarstva. M., 2012. [Sharkov, F.I. (2012). The Foundations of the welfare state. M., 2012].

10. Bavelski,iA.D., Zorin I.V., Seselkin A.I. Dostupnaya sreda kak faktor razvitiya I bezopasnosti bezbariernogo turizma // Turizm: pravo I ekonomika. 2013. № 2. [Pavelski, A.D., Zorin I.V., Teselkin, A.I. (2013). Available environment as a factor of development and security, barrier-free tourism // Tourism: law and Economics. 2013. No.2].

11. Krujalin, V.I., Shabalina, N.V., Tulskaya, N.I. Nauchnie podhody k formirovaniyu reitingov po urovniy razvitiya industrii turizma // Turizm: pravo I ekonomika. 2013. № 2. [Kruzhalin, V.I, Shabalina N.V., Tulskaya, N.I. (2013). The scientific approaches to forming ratings on the development of the tourism industry. // Tourism: law and Economics. 2013. No.2].

12. Arutiunyan, Y.V., Drobijeva, L.M., Susokolov, A.A. Semioticheskaya sostavliyaujiya mejkulturnoy kommu-nikatcii. // Sistema tcennostey sovremennogo objestva. 2011. № 20. C. 145-153. [Arutyunyan, Y.V., L.M. Drobizheva, L.M., Susokolov, A.A. (2011). Semiotic component of cross-cultural communication // the value System of the modern society. 2011. № 20. C. 145-153].

13. Malygina, I.V. Kultura v usloviyah globalizatcii // Vestnik Moskovskoy gosudarstvennoy akademii delovogo administrirovaniya. Seriya: Filosofskie, socialnie, estestvennie nauki. 2013. № 1 (19). C. 58-64. [Malygina, I.V. (2013). Culture in the conditions of globalization // Bulletin of the Moscow state Academy of business administration. Series: Philosophical, social and natural Sciences. 2013. № 1 (19). C. 58-64].

14. Sharkov, F.I. Interaktivnye elektronnye kommunikatsii (vozniknovenie “cgetvertoy volny”). Uchebnoye poso-biye. M., 2010. (2-e izdaniye). [Sharkov, F.I. (2010). Interactive electronic communication (emerging of the “forth wave”). Textbook. M., 2010. 2nd tdition].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.