Научная статья на тему 'Проблемы культурной идентичности в условиях модернизации управления туристской отраслью в России'

Проблемы культурной идентичности в условиях модернизации управления туристской отраслью в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
167
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТУРИСТСКИЙ ИМИДЖ СТРАНЫ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / MANAGEMENT MODERNIZATION / CULTURAL IDENTITY / TOURIST IMAGE OF A COUNTRY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Андреева Екатерина Викторовна

В статье освещены проблемы перестройки управленческих подходов в контексте проводимой ин­новационной модернизации российской экономики. Рассмотренные этапы управления в России по­казывают, что российский туризм является ярким примером уникальной экономической сферы, напрямую связанной с традиционной этнокультурной средой общества как с многогранным ресур­сом. Представитель каждого звена российской индустрии туризма как россиянин, транслирует национальный культурный код, идентифицируя себя, в том числе в качестве преемника народных традиций и носителя ментальных культурных ценностей. В статье обосновывается вывод, что исторически обусловленная специфика российского восприятия инноваций также тесно связана с проблемой улучшения туристского имиджа страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUES OF CULTURAL IDENTITY IN THE CONTEXT OF MODERNIZED TOURIST INDUSTRY MANAGEMENT

The article deals with the problems of reforming the current managerial approaches in response to the on­going innovative reshaping of Russian economy. Considering the major stages of management in Russia, the author shows that tourism in Russia makes a glaring example of a unique economic domain immediately related to and heavily drawing upon the multifaceted traditional ethnoculture. Tourist specialists at all levels of Russia's tourist industry, due to their Russian origin, interpret the cultural patterns, regarding themselves as descendants of Russian culture, folk traditions, and mental cultural values. The articles substantiates a conclusion that historical peculiarities of Russian perception of innovation as such is also tightly linked to the problem of improving the image of Russia as a tourist destination

Текст научной работы на тему «Проблемы культурной идентичности в условиях модернизации управления туристской отраслью в России»

ТУРИЗМ

УДК 338.486.1.025 DOI: 10.12737/2801

ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛЬЮ В РОССИИ

I Андреева Екатерина Викторовна, кандидат философских наук, доцент кафедры I «Социальные технологии», eva-rgups@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

В статье освещены проблемы перестройки управленческих подходов в контексте проводимой инновационной модернизации российской экономики. Рассмотренные этапы управления в России показывают, что российский туризм является ярким примером уникальной экономической сферы, напрямую связанной с традиционной этнокультурной средой общества как с многогранным ресурсом. Представитель каждого звена российской индустрии туризма как россиянин, транслирует национальный культурный код, идентифицируя себя, в том числе в качестве преемника народных традиций и носителя ментальных культурных ценностей. В статье обосновывается вывод, что исторически обусловленная специфика российского восприятия инноваций также тесно связана с проблемой улучшения туристского имиджа страны.

Ключевые слова: инновационное развитие, модернизация управления, культурная идентичность, туристский имидж страны

В современном российском обществе проблемы инновационного развития наиболее остры. Туризм — сфера экономики страны, требующая особого внимания, потому что обладает огромным резервным потенциалом. Проблемы развития российского туризма вызваны многими причинами, требующими осознания с позиций управления данной сферой. Россия — это территория, пережившая за свою историю множество политических переворотов, смен экономического уклада, населенная людьми различных этнокультурных традиций, бывшая свидетельницей многих войн и социальных проблем. Вопросы, волнующие сегодня многих, — как Россия переживет поворотный момент перехода к инновационному развитию, сможет ли она продемонстрировать «повторение истории» на новом спиральном витке развития, какие плоды сможет дать модернизированная модель управления в разных сферах и отраслях экономики, сможет ли русский человек «встроиться» в инновационные механизмы не только в Москве и крупных го-

родах, а на всем пространстве нашей огромной страны. Для туризма ответы на эти вопросы имеют принципиальное значение, поскольку «малодоступные» экологичные местности представляют особый интерес для большинства путешественников.

Россия — страна, чрезвычайно богатая природными и культурными ресурсами, но страна небогатых граждан и утраченных ценностей. В области культурного наследия, которое является притягательным фактором для всех туристов, есть более «счастливые» страны (например, Италия, где, несмотря на не менее сложную историю, шедевры культуры удалось сохранить). Дело в том, что Россия — молодая страна, у европейских стран действительно было исторически больше времени для развития собственной культуры, и была, по сравнению с нашей, относительно «спокойная» история.

В современном виде Россия существует всего пять с небольшим веков, ведя цивилизационный отсчет от времени правления

84

научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1

Проблемы культурной идентичности в условиях модернизации управления туристской отраслью...

Ивана III, которого многие историки считают реальным основателем нашей страны, строителем Кремля, правителем, «открывшим» нашу страну миру, приглашавшим иностранцев на строительство русских соборов. Но, открывая зарубежные горизонты, Иван III не отказывался от традиций своей страны, это подтверждает концепция «Москва — Третий Рим», укрепление православной идеологии, которая останется на века в основе национальной культуры и будет служить ориентиром социального развития. Далее Россия пережила развал, Смутное время. Затем Петр I, несмотря на все проблемы российской провинции, резко сдвинул Россию вперед по пути модернизации, в результате чего страна быстро освоила множество передовых методов производства, ведения войны, культурных достижений. Во время правления Екатерины II был относительно спокойный период, позволивший наблюдать расцвет экономики, хозяйства, культуры. Екатерина II, фактически осваивая достижения, унаследованные от Петра, перевела их в развивающееся позитивное русло, которое «взрастило» цвет художественной элиты — Карамзина, Пушкина, а после вылилось в великую русскую литературу и музыку XIX века, передовое авангардное искусство ХХ века [15].

Таким образом, история показывает, что качественный и долгий результат от внедрения модернизаций возможен в России только при детальном его освоении и укоренении на собственной национальной почве с учетом ментальной специфики народа и социокультурных особенностей конкретного исторического периода.

Вторая модернизация страны заставляет извлечь другие уроки. Несмотря на ужасы коммунистического режима, в том числе и истребление соотечественников жесточайшими методами (в сравнении с политикой Петра), с 1917 г. была проведена индустриализация страны. По формальным параметрам Россия стала считаться современной страной. Результатом советской модернизации стал высокий процент городского населения, всеобщая грамотность, высокий уровень образования, сложная структура промышленности и высочайшие технические достижения, итогом которых стал полет первого в мировой истории человека в космос, а атомные и водородные бомбы позволили советской армии слыть непобедимой [15].

Мощнейший технологический рывок наша страна должна пережить и сейчас. Если мы справимся с сегодняшней ситуацией, то, следуя законам спиралевидного развития истории, в ближайшем веке Россию ждет не только эпоха созидательного, плодотворного труда, но и повышенного интереса к стране, следствием чего должен стать на новом витке истории настоящий туристский бум.

Проблемы развития туризма в России не в последнюю очередь связаны с жестким визовым режимом. Исторически уникальное геополитическое положение России стимулировало российскую власть находиться «начеку». Огромная территория России окружена не только протяженными сухопутными границами, но и двумя морскими — с США и Японией. Добрососедские отношения пограничных стран не исключают вопросов о северных территориях, атомной ситуации в Северной Корее, проблемах огромной протяженности и обслуживания границ с Китаем. Через Казахстан — Центральная Азия, являющаяся мировым источником нестабильности (наркотрафик, оружие), Кавказ, где совсем недавно была война, Украина, трудно устанавливающая политический курс, Евросоюз, который имеет тенденцию к расширению, современная активная экспансия на Восток. Тенденции политико-экономических отношений с пограничными странами, а также проблемы ближайших соседей оставляют Россию в числе стран с нестабильной общеполитической ситуацией, что, несомненно, сказывается на функционировании экономической, особенно транспортной систем, а также на туристском имидже государства. Задача, диктуемая временем, — своевременно локализовывать любые очаги нестабильности, предупреждать и не допускать их распространения на своей территории. Этот прагматичный подход обусловливает необходимость наличия мощной, сильной армии, а значит, нужна мощная экономика, новейшие научные разработки и инновации, модернизация управления, позволяющие устойчиво развивать и туризм.

Избранная модель инновационного развития России позволит поддержать страну в качестве суверенного игрока на мировой арене. Страна, где есть богатейшая территория, разнообразный этнокультурный тип гражданского населения, уникальная социальная история, функционирующий парламент, не может

85

ТУРИЗМ

потерять своей суверенной сущности и перестать быть самостоятельной частью истории, слившись с историей других стран. В сложнейших экономических условиях современности Россия сохраняет и стремится развивать стоящие на пути модернизации вооруженные силы, культурную идентичность, собственную политическую систему, систему свободных выборов, — те важнейшие параметры, на основании которых наша страна остается суверенной страной в числе значимых мировых игроков и способна стать объектом интереса потенциальных туристов.

В сложившейся в России ситуации инновации — это своего рода инструмент, позволяющий российскому обществу воздействовать и на политический класс. Инновационное управление в туризме страны предполагает полное освоение нашей собственной российской территории, поскольку огромное пространство страны до сих пор не освоено должным образом. Ориентир на инновации официально заявлен, но, учитывая социокультурные особенности страны, многие исследователи опасаются, что к нововведениям россиян придется принуждать. Конечно, это должны быть не репрессивные, а прогрессивные методы, в частности, реформирование законодательства, принятие новых, обязательных к исполнению, технических нормативов.

Инновационный менеджмент в туризме должен учитывать то, что обосновывать право на достойное «туристское существование» Россия сможет не только поддерживая военное могущество, но и создавая новые культурные и технологические ценности, подкрепляющие самобытность российской цивилизации, что позволит увеличить интерес к достижениям «загадочных русских»: Петровская Академия, создание флота, Транссиб, атомные и космические проекты, научные школы и великие культурные традиции [15].

Нынешнему поколению российского народа пришло время сказать свое веское слово в истории. Современные социально-экономические реалии диктуют необходимость скорейшего принятия активных мер, чтобы поднять Россию на новую, более высокую ступень цивилизационного развития. Престиж страны и национальное благосостояние России уже не могут определяться достижениями прошлого, «великими успехами» советских времен. Производственные комплексы по добыче нефти и

газа, обеспечивающие львиную долю бюджетных поступлений, ядерное оружие, гарантирующее национальную безопасность, промышленная и коммунальная инфраструктура, — все это преимущественно создано советскими специалистами, а не нынешним поколением россиян. Достижения прошлых лет хоть и поддерживают Россию «на плаву», но стремительно устаревают морально и физически. В ХХ веке ценой неимоверных человеческих усилий фактически неграмотная, в большей части аграрная страна была превращена в одну из самых влиятельных на тот период индустриальных держав, которая лидировала в создании ряда передовых технологий прошлого времени: космических, ракетных, ядерных. Но в условиях закрытого общества, тоталитарного политического режима эти позиции невозможно было сохранять. Советский Союз, оставаясь индустриально-сырьевым гигантом, так и ушел в историю, не выдержав конкуренции с постиндустриальными обществами [13].

Период рубежа тысячелетий доказал, что развитие глобального общества направлено по вектору расширения контактов и взаимосвязей различных государств, народов и их культур. Этот процесс сегодня охватывает практически все сферы общественной жизни большинства стран мира, все сложнее на нашей планете найти этнические общности носителей обособленной традиционной культуры, не подверженной влиянию культур других народов или социальных трансформаций, происходящих в конкретных регионах и в мире в целом. Россия — многонациональная держава, каждый из народов которой способен поведать миру о многих уникальных проявлениях своей самобытной культуры. Углубление и расширение культурного взаимопроникновения в современную эпоху процветания международного туризма ставит особенно остро вопрос о сохранении культурной самобытности и уникальности культурных различий стран и народов.

Названные тенденции давно осознаны многими странами, успешно развивающими туризм, и правительства развитых туристских держав находят достаточное количество средств, чтобы сохранять свою культурную целостность, транслировать и развивать уникальный культурный облик своего народа.

Взаимодействуя в процессе любого рода межкультурных контактов, их участники демонстрируют соприкосновение разных куль-

86

научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1

Проблемы культурной идентичности в условиях модернизации управления туристской отраслью...

тур, зачастую в корне отличающихся друг от друга. Мировая коммуникационная практика знает множество примеров, когда различия в языках, традициях, еде, манере одеваться, принятых нормах общественного поведения, стереотипах ведения дел становились препятствием к подобного рода контактам, порой делая их нежелательными и даже невозможными. За подобными «частными» проблемами межкультурной коммуникации лежат основательные причины — это различия в мироосознании, специфика культурной парадигмы конкретного общества, которая диктует свои поведенческие мотивы и выливается в «иное» отношение к миру и людям. Несомненно, указанные тенденции только «подогревают» туристский интерес, что особенно актуально для России в период подготовки к олимпийскому приему миллионов гостей со всего мира, для большинства которых представление о России находится где-то между двумя диаметрально противоположными образами: один предполагает, что Россия — страна только великих культурных достижений прошлого и наследия, связанного с именами Пушкина, Толстого, Чайковского, другой включает стереотипные представления о России как стране валенок, медведей и водки. К сожалению, оба эти полярные стереотипа не способны создать в глазах глобального туристского сообщества полноценный образ многонациональной огромной страны — наследницы великих событий и традиций, богатейшей истории и уникальной современности.

Россия — огромная, самодостаточная в культурном плане страна, но не имеющая всеобъемлющего и повсеместного опыта приема иностранных гостей, воспринимающая другие культуры через призму своей «русскости», особенно в провинциальной глубинке, где коммуникационные наблюдения и заключения ограничены только рамками местных культурных традиций. Нередко наш провинциальный этноцентризм, как проявление бессознательного, мешает межкультурной коммуникации. Очевидно, в момент Олимпийских игр местное население, принимающее многочисленных носителей других культур, должно повсеместно гарантировать не только эффективную межкультурную коммуникацию на локальном уровне, но и всецело способствовать созданию у большинства гостей цельного образа нашей страны, имиджа, далекого от известных полярностей, способного передать глубину и само-

бытность российской истории и настоящего, уникальность социокультурной традиции, опирающейся на современный менеджмент, сочетающий актуальные требования времени в нововведениях.

Модернизация управления экономикой, туризмом, как и инновационное развитие российского общества, немыслимы без передового образования. Одной из важнейших задач современного туристского образования является формирование у взрослеющего поколения ценностей, базирующихся на общедемократических основах и опирающихся на социокультурные и исторические достижения российского народа, связывающие поколения российских граждан. Воспитание молодежи должно обеспечить принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций. Отторжение молодого поколения россиян от отечественной культуры, общественно-исторического опыта поколений — одна из актуальных проблем нашего времени. В сложившихся на современном этапе политических условиях в свете предстоящей Олимпиады одним из ключевых факторов, способствующих не только развитию южного туристского кластера, но и сохранению национальной культурной памяти, выступает система образования и воспитания молодого поколения в необходимости осознания и трансляции исторически сложившейся специфики единства «этнокультурного плюрализма» на территории юга России. Глобальные перемены последнего десятилетия, направленные на развитие гражданского общества и правового государства в нашей стране, безусловно, повсеместно требуют всестороннего системного развития личности гражданина. Политические ориентиры современного общества диктуют необходимость своевременного решения вопроса формирования гражданской позиции, прежде всего, у молодого поколения, которому и предстоит осуществлять большинство межкультурных контактов в ближайшем будущем. Общество обязано осознать объективную необходимость современного возврата к вековым корням и лучшим традициям нашего народа, таким исконным понятиям, как род, родство, Родина.

Нравственная сторона национальных взаимоотношений, отношение к культуре и культурным памятникам других народов, в том числе исчезнувшим на данной террито-

87

ТУРИЗМ

рии, обеспечивает культуре длительность в историческом времени и культурную преемственность. Будущее России ставит перед современным обществом ряд многочисленных проблем, перед лицом которых образование является необходимым условием для достижения идеалов мира, свободы, социальной справедливости. Переход России к новым экономическим реалиям общество оплачивает дорогой ценой: рушатся нравственные идеалы, растет преступность, обостряются социальные проблемы. Идеи гуманизма становятся все менее актуальными в молодежной среде, характеризующейся политической неустойчивостью от аполитичности до экстремизма. В условиях многонациональности нашей страны актуальными являются задачи гражданского воспитания взрослеющего поколения средствами традиционной культуры, национального искусства, фольклора и народных традиций, а также формирование целостного культурно-исторического образовательного пространства с учетом конкретных этнорегиональных особенностей. Тенденция к сохранению культурной самобытности подтверждает общую закономерность, заключающуюся в том, что человечество, подверженное идеям глобализации, становясь все более взаимозависимым и единым, не утрачивает своего культурного разнообразия [1].

Каждый новый шаг человечества был связан с творчеством. Инновации — это нелегкий труд, требующий знаний, опыта, квалификации. Чтобы сдвинуть российский въездной туризм «с мертвой точки», нельзя пренебрегать очевидными прогнозами: успешный бизнес любого уровня может основываться на обладании дефицитными и дешевыми ресурсами или на создании монополии первым предпринимателем, предложившим рынку новый товар, пользующийся спросом. В первом случае — это путь развития основательный, патриархальный, во втором — путь творческого изменения и динамичного развития. Исто-

рически на уровне развития национальных экономических систем эти пути существуют и противоборствуют, но в зависимости от того, какой из них будет выбран в качестве государственного экономического курса, зависит долговременный прогноз развития государства в целом [15]. Сегодня российский туризм отражает общеэкономическую ситуацию: если есть возможность использовать дешевое сырье и энергию, зачем производить сложный продукт, проще продавать эти ресурсы в сыром или минимально преобразованном виде.

Реализация стратегических планов в России невозможна без полноценных перемен в обществе, которое нуждается в укреплении социально-культурных основ, политической системы и правовых институтов, обеспечении внутренней и внешней безопасности государства, современном образовании и подъеме имиджевого уровня. Прогнозируется, что итоги российской модернизации на финальном ее этапе приведут к качественным изменениям не только в уровне жизни граждан нашей страны, но и к изменению в социальнокультурном типе россиян. Возможно, когда каждый менеджер туризма будет чувствовать личную ответственность за общее дело, Россия станет популярнейшим въездным направлением. Но подобные ментальные изменения возможны только при условии личного участия каждого гражданина страны в ее судьбе. В России укоренены представления о том, что все существующие проблемы должны решать лидеры и государство, а от каждого отдельного человека на своем месте ничего не зависит. Преодоление ментальных предрассудков, основанных на реальном национальном историческом опыте, исключительно «личный успех, поощрение инициативы, повышение качества общественной дискуссии, нетерпимость к коррупции должны стать частью новейшей общенациональной культуры» современных россиян [13], лежащей, в том числе в основе мирового туристского имиджа нашей страны.

Литература

1. Бабаян З.М. Инновационный подход к рассмотрению проблемы культурного наследия и культурной памяти народов и этносов // Глобализация и туризм: проблемы взаимодействия. Список тезисов Международной научной конференции 15—16 апреля 2009 г. ИИМО СГУ. Саратов, 2009. http://www.sgu.ru/node/32835 (дата обращения: 17.08.2013).

2. Ионов И.Н. Построение образа российской цивилизации в свете психологии мышления и социологии знания // Общественные науки и современность. 2003. № 6. С. 102—116.

3. Замятин Д.Н. Динамика геополитических образов современной России // Человек. 2002. № 6. С. 53—60.

88

научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1

Проблемы культурной идентичности в условиях модернизации управления туристской отраслью...

4. Зарецкий Ю. Память, история, идентичность: в поисках сухого остатка // Неприкосновенный запас. 2008. № 3 (59). С. 39-48.

5. Климова С. Русская интеллигенция: маятник бинарного сознания // Человек. 2006. № 3. С. 62-71.

6. ЛихачевД. С. Экология — проблема нравственная // Наше наследие. 1991. № 1. C. 3-7.

7. Материалы сайта http://culture.sochi2014.com/year2013/ (дата обращения: 27.08.2013).

8. Семененко И. Культура, общество и образ России // Неприкосновенный запас. 2007. № 1 (51).

9. Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. 4-е изд., испр. М.: Флинта Наука,

2006. 320 с.

10. Слепокуров В. С. Социо нормативное регулирование и региональная культурная политика // Культура: управление, экономика, право. 2004. № 4. С. 21-23.

11. Соловьев А.В. Контуры культурного пространства информационного общества // Вестник МГУКИ. 2006. № 2. С. 14-21.

12. Полонская И.Н. Традиция: Смысловые грани понятия // Научная мысль Кавказа. 2004. № 2. С. 21-24.

13. Послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Известия. 13 ноября 2009 г.

14. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. 288 с.

15. Фадеев В. А. Обманчивая очевидность инновационного пути развития/ http://raexpert.ru/sproject/innovation/ seliger/part5 (дата обращения: 17.05.2013).

16. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. Пер. с фр., вступ. статья С.Н. Зенкина. М.: Новое издательство,

2007. 348 с.

17. Чеботарева И.А. Культурный туризм: международно-правовое регулирование // Культура: управление, экономика, право. 2004. № 3. С. 44-47.

18. Чернявская Ю.В. Тоска по пространству // Человек. 2006. № 4.С. 31-46.

19. Шеренги Фр. Пожертвуем демократией? Историческое сознание россиян глазами социолога // Родина. 2002. № 10. С. 9-12.

THE ISSUES OF CULTURAL IDENTITY IN THE CONTEXT OF MODERNIZED TOURIST INDUSTRY MANAGEMENT

Andreeva Ekaterina Viktorovna, Candidate of Philosoly, Associate Professor at the Department of Social Technologies,

eva-rgups@mail.ru, Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, Russian Federation

The article deals with the problems of reforming the current managerial approaches in response to the ongoing innovative reshaping of Russian economy. Considering the major stages of management in Russia, the author shows that tourism in Russia makes a glaring example of a unique economic domain immediately related to and heavily drawing upon the multifaceted traditional ethnoculture. Tourist specialists at all levels of Russia’s tourist industry, due to their Russian origin, interpret the cultural patterns, regarding themselves as descendants of Russian culture, folk traditions, and mental cultural values. The articles substantiates a conclusion that historical peculiarities of Russian perception of innovation as such is also tightly linked to the problem of improving the image of Russia as a tourist destination.

Keywords: innovative development, management modernization, cultural identity, tourist image of a country

References

1. Babaian, Z.M. Innovatsionnyi podkhod k rassmotreniiu problem kul’turnogo naslediia i kul’turnoi pamiati narodov i etnosov [Cultural heritage and the cultural mind of nations and ethnic groups: innovative approach to research]. Glo-balizatsiia i turizm: problem vzaimodeistviia. Tezisy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii 15—16 aprelia 2009 g. IIMO SGU [Globalization and tourism: problems of interaction. Theses of the International Research Conference held on April, 15—16, 2009 at Saratov State University]. Saratov, 2009. Retrieved on August, 17, 2013, from http:// www.sgu.ru/node/32835 (дата обращения: 17.08.2013).

2. Ionov, I.N. Postroenie obraza rossiiskoi tsivilizatsii v cvete psikhologii myshleniia i sotsiologii znaniia [Building a vision of Russian civilization in the light of psychological thinking and social knowledge]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’ [Social Sciences and Modernity]. 2003. № 6. pp. 102-116.

3. Zamiatin, D.N. Dinamika geopoliticheskikh obrazov sovremennoi Rossii [The dynamics of geopolitical images of Russia]. Chelovek. [Human]. 2002. № 6. pp. 53-60.

89

ТУРИЗМ

4. Zaretskii, Iu. Pamiat’, istoriia, identichnost’: v poiskalh sukhogo ostatka [Memory, history, identity: in search of the dry residue]. Neprikosnovennyi zapas [Reserve stocks]. 2008. № 3 (59). pp. 39—48.

5. Klimova, S. Russkaia intelligentsia: maiatnik binarnogo soznaniia [Russian intelligentsia: the pendulum of binary consciousness]. Chelovek [Human]. 2006. № 3. pp. 62—71.

6. Likhachev, D.S. Ekologiia — problema nravstvennaia [Ecology as a moral problem]. Nashe nasledie [Our heritage]. 1991. № 1. pp. 3—7.

7. http://culture.sochi2014.com/year2013/ (Accessed on August, 27, 2013).

8. Semenenko, I. Kul’tura, obshchestvo i obraz Rossii [Culture, society and the image of Russia]. Neprikosnovennyi zapas [Reserve stocks]. 2007. № 1 (51).

9. Sergeeva, A.V. Russkie: stereotypy povedeniia, traditsii, mental’nost’ [The Russians: Behavioural Stereotypes, Traditions, Mentality], 4-e izd.ispr [4th ed. revised]. Moscow: Flinta Nauka Publ., 2006. 320 p.

10. Slepokurov, V.C. Sotsionormativnoe regulirovanie i regional’naia kul’turnaia politika [Social statutory regulation and regional policy of culture]. Kul’tura, upravlenie, ekonomika, pravo [Culture, Management, Economics, Law]. 2004. № 4. pp. 21—23.

11. Solov’ev, A.V. Kontury kul’turnogo prostranstva informatsionnogo obshchestva [Outlining the cultural space in the context of information-oriented society]. Vestnik MGUKI [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts]. 2006. № 2. pp. 14—21.

12. Polonskaia, I.N. Traditsiia: smyslovye grani poniatiia [Tradition: meaningness facets ofthe concept]. Nauchnaia mysl’ Kavkaza [Caucasian Scientific Though]. 2004. № 2. pp. 21—24.

13. Poslanie prezidenta RF Dmitriia Medvedeva Federal’nomu Sobraniiu Rossiiskoi Federatsii [D. Medvedev’s Presidential address to the Federal Assembly of the Russian Federation]. Izvestia, November, 13, 2009.

14. Teoriia i praktika mezhkul’turnoi kommunikatsii [Crosscultural communication: theory and practice]. Moscow: ITDGK “Gnozis” Publ., 2003. 288 p.

15. Fadeev, V.A. Obmanchivaia ochevidnost’ innovatsionnogo puti razvitiia [The deceptive simplicity of development through innovation]. Retrieved on may, 17, 2013 from http://raexpert.ru/sproject/innovation/seliger/part5.

16. Halbwachs, М. Sotsial’nye ramki pamiati [“Les cadres sociaux de la memoire” / On collective memory]. Moscow: Novoe Izdatel’stvo, 2007. 348 p.

17. Chebotareva, I.A. Kul’turnyi turizm: mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie [Cultural tourism: International legislation regulation]. Kul’tura, upravlenie, ekonomika, pravo [Culture, Management, Economics, Law]. 2004. № 3. pp. 44—47.

18. Cherniavskaya, Iu.V. Toska po prostranstvu [Desperate for space]. Chelovek [Human]. 2006. № 4. pp. 31—46.

19. Sherengi, Fr. Pozhertvuem democratiei? Istoricheskoe soznanie rossiian glazami sotsiologa [Sacrificing democracy? Russian historical consciousness: a sociological perspective]. Rodina. 2002. № 10. pp. 9—12.

УДК 316 DOI: 10.12737/2802

I ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ИМИДЖЕВЫМ СТРАТЕГИЯМ I ФИРМЫ-ТУРОПЕРАТОРА

I Кошлякова Мария Оскаровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры I «Связи с общественностью», Totem-m@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

Товарные характеристики туристского продукта имеют особенности, которые определяют важность использования фирмой-туроператором эффективной имиджевой стратегии. Стратегия соответствия репутации является Р^-стратегией, ориентированной на акцентировании репутационных преимуществ фирмы. Стратегия привлекательности заключается

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

90

научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.