жкх:
реформирование отрасли
и «узел противоречий»
внешняя и внутренняя
социально- экономическая среда жилищно-коммунального хозяйства России:
узел противоречий
Аннотация
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства возможно только в контексте комплексных реформ смежных отраслей экономики страны: строительство, электроэнергетика, местное самоуправление, а также изменения поведения экономических агентов - потребителей услуг отрасли.
Проблемы в современном ЖКХ - это узел противоречий экономико-социального и финансового характера. Он затрагивает ряд смежных отраслей, пронизывает все уровни власти и экономики. Изменение ситуации в ЖКХ остро отражается на социальной среде, так как стоимость жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) является значительной статьей расходов в семейных бюджетах. Сбои же в системе ЖКХ становятся угрозой для здоровья и жизни людей. Особенно остро они проявляются в условиях кризиса и обусловленных им разноплановых кризисных ситуациях.
Для обоснованной оценки ситуации в ЖКХ и целенаправленного управления реформированием отрасли, необходимо изучить условия, определяющие его деятельность. Полагаем, что, прежде всего, это внешняя среда, задающая основные направления функционирования отрасли.
Маслюк Д.С.
аспирант
экономического
факультета
Ставропольского
государственного
аграрного
университета
руководитель офиса,
«Региональный центр
недвижимости»
Бшипу1984@
yandex.ru
жилищно-коммунальное
за последние 8 лет
_площадь жилья
в России увеличилась
_на 300 млн кв. м.
_и составила
_3 млрд кв. м.
ОМ
»
К элементам внешней среды предприятий ЖКХ мы относим:
- органы власти, отвечающие за развитие законодательной базы реформирования отрасли;
- строительную и энергетическую отрасли экономики, которые являются поставщиками ресурсов для предприятий ЖКХ;
- органы местного самоуправления (ОМСУ);
- потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, ОМСУ и потребители ЖКХ, являясь плательщиками услуг, образуют финансовую взаимосвязь с предприятиями отрасли ЖКХ, суммируя соответствие тарифной поли-
|ики пороговым значениям готовности населения оплачивать ЖКУ.
Рассмотрим более подробно ситуацию и основные проблемы жилищно-коммунального хозяйства во взаимосвязи со смежными с ЖКХ отраслями экономики.
Строительство и энергетика
В последние два года наблюдается ежегодный рост объемов строительства в среднем на 10-15%. В 2008 г. в стране было возведено 150 млн кв. метров жилья. Вместе с тем, строительная отрасль столкнулась со следующими проблемами [5]:
- предложение на рынке жилья пока значительно ниже спроса (хотя экономический кризис вносит свои коррективы);
- значительные финансовые ресурсы сосредоточены в сфере покупки строящегося жилья, что сказывается на спекулятивном росте цен;
- высокие цены на земельные участки для «точечной» застройки;
- высокая коррупционная емкость в области градостроительства и землеотвода, что повышает себестоимость строительства.
К 2000 г. ситуация в энергетике характеризовалась следующими сложностями:
- неэффективные технологические показатели;
- отсутствие экономических стимулов к повышению эффективности бизнеса;
fссийскoе предпринимательство, 2009, № 5 (1)
Ш26=
- перебои энергоснабжения, высокая вероятность аварийных ситуаций;
- отсутствие платежной дисциплины, распространенная практика неплатежей;
- информационная и финансовая «непрозрачность» предприятий отрасли;
- доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков [6].
К 2001 году, по оценкам экспертного сообщества, энергетика стала одной из главных причин замедления экономического роста страны.
Хозяйство
Общая площадь жилья в России постоянно растет. За последние восемь лет она увеличилась на 300 млн кв. м. и составила 3 млрд кв. м. [1]. В среднем на одного жителя страны приходится 21,7 кв. м общей площади. Вместе с тем, только 62% жилья оборудовано элементарными удобствами, что на наш взгляд является крайне низким показателем. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 3,2% от всего жилья (по оценкам экспертов, этот показатель составляет 25-30%) [3].
Жилищный фонд составляет около 30% от всех основных фондов страны. Население и бюджеты возмещают только 77% затрат на эксплуатацию жилья. В среднем, обслуживание 1 кв. м. жилья стоит 1 долл. Для сравнения, в Западной Европе и США этот показатель доходит до 7-10 долл. [4].
Объем коммунальных услуг, оказываемых на территории страны, в среднем в 4,5 раза превышает объем жилищных услуг, что говорит о значительных масштабах отрасли коммунального хозяйства.
Уровень возмещения населением затрат по предоставлению ЖКУ по-прежнему невысокий. Так, в 2006 г. он составил 87%, а к 2008 г. снизился еще на 1%. Более 30% всех инфраструктурных сетей отрасли нуждаются в замене. 50% сетей имеют значительный физический износ. Объем ежегодной замены сетей
- около 1% от потребности. Приведение в нормальное состояние сетей (по данным на нача-
Ключевые слова
жилищно-коммунальное хозяйство; внешняя среда; жилищно-
коммунальные услуги;
строительство;
региональная
экономика;
муниципальное
хозяйство;
энергетика;
местное
самоуправление
Keywords:
housing;
external environment; housing service; construction; regional economics; municipal economy; energy;
local governance
Литература
1. Ежемесячный статистический отчет «Строительство» / Бюро переписи департамента коммерции БК «Проспект». - М.,
2009.
2. Материалы отчетов Федеральной службы государственной статистики РФ.
3. Выступление Е.Г. Ясина на семинаре Московской школы политических исследований, июль 2008 г.
4. Ясин Е. Реформа ЖКХ: движение без результата // Экономическая политика. - 2006. - №2.
5. Гордеев К. Информационный центр реформы ЖКХ // Ведомости. -03.04.2006.
6. РАО «ЕЭС» [Электр. ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.rao-ees.ru/ru/ reforming/reason/show. cgiPcontent.htm. - Загл. с экрана.
ло 2008 г.) обойдется в двухгодовой оборот отрасли, то есть в 1,5 трлн руб. [2]. Потребитель, с одной стороны, не может выбрать поставщика коммунальных услуг, так как эти предприятия являются локальными монополиями. С другой стороны, потребитель не может (не имеет желания) проверить качество и количество предоставляемых услуг в связи с отсутствием в 70% жилья индивидуальных приборов учета, и в 99,9% жилья - приборов, измеряющих качественные характеристики услуг.
Потребители ЖКУ
Доля расходов на оплату ЖКУ в структуре расходов граждан постоянно растет и в 2008 г. превысила 25%. Спустя 2,5 года после вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ значительное число жилых домов не выбрали форму управления.
На основе анализа внутренней и внешней среды ЖКХ нами сформулированы основные противоречия, которые сложились в отрасли:
1) ЖКХ - это отрасль столкновений социальных интересов. Предприятия, желая увеличить маржинальность, увеличивают тарифы. Потребители ЖКУ активно возражают против этого;
2) повышение тарифов на ЖКУ до четверти от среднего бюджета российской семьи привело к снижению собираемости этих платежей, а значит, цель перехода на 100-процентную оплату фактически не достигнута;
3) субсидии по оплате ЖКУ столь малы, что за их получением обращаются далеко не все малообеспеченные граждане;
4) расходы на содержание 20% самого «дорого» и 20% самого «дешевого» жилья различаются не так сильно, как доходы 20% самых богатых и 20% самых бедных россиян;
5) в отрасли крайне низкая эффективность использования ресурсов;
6) более 70% населения потребляют ЖКУ без персонифицированной системы учета потребления;
ссийское предпринимательство, 2009, № 5 (1)
7) в большинстве жилых домов коммунальные услуги не соответствуют нормативам качества;
8) высокую маржу в отрасли можно получить, только снизив потери при транспортировке ресурсов и оптимизировав издержки, а для этого нужны инвестиции равные двухгодовому обороту отрасли.
Цели и задачи
Исходя из указанных проблем, мы предполагаем, что стратегические цели в управлении ЖКХ следующие:
- уменьшение износа и ликвидация ветхих основных фондов;
- сокращение количества аварийного жилищного фонда;
- обеспечение условий проживания и предоставления ЖКУ, отвечающих стандартам качества;
- сокращение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
- развитие государственно-частного партнерства в ЖКХ;
- демонополизация ЖКХ.
Подводя итоги всех этапов реформирования отрасли с 1991 по 2008 гг., считаем важным отметить следующее:
1) приватизация жилья не закрепила ответственности за обслуживание жилья и общих территорий, то есть нарушила условие комп-лементарности1;
2) так и не появились реальные покупатели жилищно-коммунальных услуг, а агенты не могут эффективно представлять интересы населения;
3) принят Жилищный кодекс РФ, который не нашел одобрения и поддержки среди населения, соответственно, не смог изменить стереотипы экономических агентов;
Литература
7. Не место для дискуссий / Аналитический доклад «Демократический аудит деятельности Государственной думы и Совета Федерации». - М., 2007. -
176 с.
8. Ясин Е.Г. Модернизация и общество. - М.: ГУ-ВШЭ, 2007. - 113 с.
9. Трухачев В.И., Тара-сенко Н.В., Криулина Е.Н. Социально-экономическое развитие муниципальных образований аграрного региона. -Ставрополь, 2008.
1 Комплементарность (термин, применяемый преимущественно в естественных науках) - взаимное
соответствие, обеспечивающее связь дополняющих _
друг друга структур - прим. ред.
4) введение 100-процентной оплаты за предоставляемые ЖКУ произошло без изменения политики доходов населения, то есть снова был нарушен принцип внешней комплемен-тарности;
5) в отрасли образовались высокие тарифы, но выросли и издержки, которые перерастают в убытки, а это благополучная среда для коррупционных процессов.
Решить эти проблемы сможет только эффективный гражданский контроль, реально работающие (и представляющие интересы населения) неправительственные организации, СМИ, отражающие реальную картину происходящего. Все это входит в диссонанс с жесткой политической системой, централизацией ресурсов, «управляемой демократией», которые можно назвать стратегическими задачами федеральной власти в последние восемь лет.
Maslyuk D.S.
Post-graduate student at economic faculty, Stavropol State Agrarian University
Head Officer, «The Regional Center for Real Estate»
Housing and communal services: the reform of the industry and the « the knot of contradictions»
external and internal socio-economic environment of housing and communal services of Russia: the knot of contradictions
_Annotation
Reforming the housing and communal services is possible only in the context of comprehensive reform of related industries of the economy: construction, electricity, local governance, and also by changing the behavior of economic agents - consumers of services industry
_в большинстве
_жилых домов
_коммунальные
_услуги не
соответствуют
_нормативам
_качества
роа
ссийское предпринимательство, 2009, № 5 (1)
Ш0—