ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.21045/1811-0185-2024-5-111-116 УДК 614.2
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Т.Б. Свиридова :
Филиал Федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации в г. Москве. http://orcid.org/ 0000-0002-9918-5118.
И Автор для корреспонденции: Свиридова Т.Б.
АННОТАЦИЯ
Внешние факторы, определяющие изменения в системе подготовки специалистов медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации характеризуются изменениями в нормативно-правовой системе государства, политическими решениями и направлениями, экономическими факторами, такими как финансирование здравоохранения и обороны, социальными факторами, такими как изменения в обществе, включая демографические, образ жизни, здоровье населения и технологическими факторами, такими как использование современных технологий и инноваций в системе подготовки специалистов медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Цель исследования: определить внешние факторы, которые влияют на систему дополнительного профессионального образования медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации и выделить наиболее значимые из них. Материалы и методы. Для анализа внешней среды мы воспользовались методом STEP-анализа, при помощи которого определяют факторы, влияющие на систему дополнительного профессионального образования медицинской службы ВС РФ (социальные - S, технологические - Т, экономические - Е и политические - Р).
Результаты. В двух таблицах представлены результаты STEP-анализа, распределено влияние факторов на состояние системы ДПО, рассчитана значимость каждого фактора, выявлены ключевые факторы, воздействующие на процесс подготовки специалистов медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Выводы. Проведенный STEP-анализ позволил определить внешние факторы, которые оказывают значительное влияние на систему дополнительного профессионального образования медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Даны рекомендации по снижению негативного воздействия этих факторов на систему ДПО в соответствии с обнаруженными тенденциями.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, организация здравоохранения, система подготовки медицинских специалистов.
Для цитирования: Свиридова Т.Б. Внешние факторы, определяющие изменения в системе подготовки специалистов медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Менеджер здравоохранения. 2024; 5:111 — 116. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-5-111-116.
«КС
Введение
Медицинская служба Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ), обеспечивающая военнослужащих и гражданское население медицинской помощью, является неотъемлемой составной частью целостной системы здравоохранения нашего государства. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, профилактика заболеваний являются приоритетными направлениями военной медицины. В условиях использования новых видов оружия, которые могут приводить к массовым поражениям людей в короткий промежуток времени, медицинское © Свиридова Т.Б., 2024 г.
обеспечение боевых действий приобретает особое значение. Для эффективного выполнения этой задачи медицинским работникам необходимо постоянно обновлять и углублять знания в данной области, то есть повышать свою квалификацию непрерывно и в соответствии с новыми требованиями времени.
Актуальность
В современном обществе приоритеты в области образования претерпевают значительные трансформации, указывая на необходимость адаптации к постоянно меняющейся нормативно-правовой, социальной, политической и экономической среде.
№5 Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
Ключевой аспект этого процесса заключается в переориентации образовательной системы с традиционной модели, основанной на заучивании информации, к системе, где главенствующую роль играют компетенции и навыки. Этот переход предполагает глубокое осмысление того, как формируется современная модель образования, и определяет новые ориентиры для развития общества.
Цель исследования: определить внешние факторы, которые влияют на систему дополнительного профессионального образования (ДПО) медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации и выделить наиболее значимые из них.
Рассмотрим основные факторы, определяющие систему подготовки специалистов медицинской службы ВС РФ. К ним мы отнесли политические решения и направления, изменения в нормативно-правовой системе государства, экономические факторы, такие как финансирование здравоохранения и обороны, социальные факторы такие как изменения в обществе, включая демографические, образ жизни, здоровье населения и технологические факторы такие как использование современных технологий и инноваций в системе подготовки специалистов медицинской службы ВС РФ.
Материалы и методы исследования
Для анализа внешней среды мы воспользовались методом STEP-анализа, при помощи которого определяют факторы влияния на систему дополнительного профессионального образования медицинской службы ВС РФ (социальные - S, технологические - Т, экономические - Е и политические - Р).
Методика STEP-анализа внешней среды позволяет схематично распределить влияние факторов на состояние системы ДПО. В дальнейшем требуется детальная и адресная доработка каждого показателя [1]. Нами были выбраны факторы, которые влияют на систему дополнительного профессионального образования (таблица 1). Все факторы разбили на четыре группы: политические, экономические, социальные и технологические.
После выбора факторов, способных оказать влияние на систему ДПО в образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации необходимо оценить силу влияния каждого фактора. Сила влияния фактора оценивается по шкале от 1 до 3, где:
1 - влияние фактора мало, любое изменение фактора практически не влияет на деятельность образовательной организации;
2 - только значимое изменение фактора влияет на деятельность образовательной организации;
3 - влияние фактора высоко, любые колебания вызывают значимые изменения в деятельности образовательной организации.
Оценка силы влияния фактора - это субъективная экспертная оценка [2]. Экспертами в нашем случае выступали преподаватели кафедр филиала Военно-медицинской академии в г. Москве.
Затем мы провели оценку вероятности изменения факторов, которая оценивалась по 5-ти бальной шкале, где 1 - означает минимальную вероятность изменения фактора внешней среды, а 5 - максимальную вероятность. Оценку проводили также преподаватели кафедр филиала. После выставления всех оценок, мы рассчитали среднее арифметическое по ним [3].
Как аналитический инструмент БТЕР-анализ содержит в себе возможность сформировать объективное представление о реальном состоянии вуза в настоящее время и оценить перспективы его развития и направления для улучшения в свете внешнего окружения и наиболее важных влияющих факторов [4].
Следующим шагом стал расчёт значимости каждого фактора, который рассчитывается как вероятность изменения фактора, взвешенная на силу влияния этого фактора на деятельность образовательной организации. Чем выше реальная значимость фактора (таблица 1, столбец «Взвешенная оценка»), тем больше внимания и усилий следует уделять для снижения негативного влияния фактора [5]. Реальная значимость фактора позволяет оценить, насколько военно-образовательным организациям необходимо обращать внимание и контролировать фактор изменения внешний среды, чтобы оценивать ситуацию в данной отрасли.
После этого нами была сформирована сводная таблица, где все факторы расположены в порядке убывания своей важности (таблица 2).
Чтобы завершить анализ, необходимо сделать выводы: по наиболее значимым факторам и определить воздействие этих факторов на систему ДПО, спланировать действия, которые необходимо провести, чтобы снизить негативное влияние фактора и максимально использовать положительное влияние факторов на деятельность образовательных организаций [6].
Из таблицы 2 наглядно видны доминирующие факторы: «Войны, военные конфликты» (0,35),
Мападег №5
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024
Таблица 1
STEP-анализа внешней среды системы ДПО
Описание факторов
Влияние фактора
Экспертная оценка
Средняя
1
Взвешенная оценка
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
1. Войны, военные конфликты (горячие, холодные, гибридные) 3 4 4 5 5 5 5,0 0,35
2. Международные отношения 2 2 3 3 4 5 3,4 0,14
3. Поддержка государства для развития военного образования 2 5 4 3 5 4 4,2 0,17
4. Законодательные акты, регулирующие систему подготовки специалистов медицинской службы
4,2
0,28
5. Государственная стратегия в области образования (приоритетные направления развития военно-медицинского образования) 2 4 4 5 3 5 4,4 0,20
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
1. Экономический рост 2 2 3 5 4 2 3,2 0,14
2. Уровень инфляции 2 3 5 4 3 4 3,8 0,17
3. Финансирование системы образования военно-медицинских специалистов 3 2 4 5 4 2 3,4 0,28
4. Степень доступности дополнительных образовательных программ 3 3 5 4 2 5 3,4 0,23
3
5
5
4
3
4
5. Экономическая обоснованность внедрения новых образовательных подходов 2 3 4 2 3 4 3,2 0,14
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
1. Доступ к современным образовательным технологиям 3 4 5 3 4 5 4,2 0,28
2. Использование виртуальных средств для обучения и тренировок 2 4 3 5 4 3 3,8 0,17
3. Внедрение симуляционных технологий 2 4 4 5 4 3 4,0 0,18
4. Внедрение дистанционных образовательных технологий 3 5 5 5 4 4 4,6 0,31
5. Развитие искусственного интеллекта 1 4 4 3 4 3 3,6 0,08
СОЦИАЛЬНЫЕ
1. Демографические показатели 1 2 3 4 2 3 2,8 0,06
2. Изменения в стиле жизни 2 4 4 3 5 4 4,0 0,18
3. Изменение социального спроса на образование в течение всей жизни 3 5 5 4 4 3 4,2 0,28
4. Общественные ценности 2 4 4 5 3 4 4,0 0,18
5. Требования к качеству образовательных услуг 2 5 п 0,20
ИТОГ 45 74,6
«Законодательные акты, регулирующие систему подготовки специалистов медицинской службы» (0,28), «Финансирование системы образования военно-медицинских специалистов» (0,28), «Доступ к современным образовательным технологиям» (0,28), «Внедрение дистанционных образовательных технологий» (0,31), «Изменение социального спроса на образование в течение всей жизни» (0,28).
Из них мы выбираем самые важные по значимости факторы - «Войны, военные конфликты» (0,35) из политических параметров и «Внедрение
дистанционных образовательных технологий» (0,31) из технологических параметров и разработали рекомендации по внедрению необходимых изменений в военно-медицинских организациях.
Таким образом, результаты исследования, представленные в двух таблицах, позволяют нам определить самые важные по значимости факторы, которые влияют на систему ДПО, и дать рекомендации по снижению негативного воздействия этих факторов, связанного с внешними изменениями в системе подготовки специалистов медицинской
Таблица 2
Сводная таблица STEP-анализа системы ДПО
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Фактор Вес Фактор Вес
Фактор 1 0,35 Фактор 3 0,28
Фактор 4 0,28 Фактор 4 0,23
Фактор 5 0,20 Фактор 2 0,17
Фактор 3 0,17 Фактор 1 0,14
Фактор 2 0,14 Фактор 5 0,14
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
Фактор Вес Фактор Вес
Фактор 3 0,28 Фактор 4 0,31
Фактор 5 0,20 Фактор 1 0,28
Фактор 2 0,18 Фактор 3 0,18
Фактор 4 0,18 Фактор 2 0,17
Фактор 1 0,06 Фактор 5 0,08
службы ВС РФ, а также рекомендовать образовательной организации проработку всех оставшихся в таблицах факторов с акцентом на усиление влияния позитивных сторон, которые оказывают влияние на развитие системы ДПО и снижение негативного воздействия каждого из них.
Рекомендации, которые связаны с основными по значимости факторами внешнего воздействия на систему подготовки специалистов медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации:
1. Войны, военные конфликты оказывают существенное влияние на отрасль военно-медицинского образования, в связи с этим фактором необходимо усилить акцент на подготовке специалистов в области травматологии, военно-полевой хирургии, военно-полевой терапии, а также увеличить количество военных психологов для оказания психологической поддержки военнослужащим; предъявлять более высокие требования к квалификации военно-медицинских специалистов, в связи с этим потребуется усилить практическую подготовку, проводить обучение в симулированных условиях, внедрять вопросы оказания первой помощи и вопросы по тактической медицине во все обучающие модули; внедрять новые обучающие формы, методы и технологии; разработать программы с применением новых методов обучения медицинских специалистов в системе дополнительного профессионального образования в МО РФ; оборудовать аудитории современными техническими средствами и симуляционным оснащением для отработки практических навыков.
Это позволит слушателям приобрести необходимые навыки и знания для работы с боевыми повреждениями, хирургическими травмами и другими аспектами военной медицины. Такой подход будет способствовать повышению уровня профессионализма и готовности специалистов к выполнению служебных обязанностей в экстремальных ситуациях [7].
2. Следующий значимый фактор в БТЕР-ана-лизе - это внедрение дистанционных образовательных технологий. Рекомендуется обучить профессорско-преподавательский (ППС) состав особенностям технических возможностей использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для проведения онлайн-уроков и интерактивных занятий, они должны быть компетентными в выборе наиболее подходящих ИКТ, инструментов для конкретных целей обучения; создавать интерактивные задания и тесты различного уровня сложности, оценивать достижения слушателей в онлайн-фор-мате; обучить ППС методикам модерации онлайн-дискуссий и проведения синхронных и асинхронных видеоконференций; создать систему поддержки преподавателей, которая будет обеспечивать им необходимую помощь и консультации при реализации ДОТ; оснастить аудитории современным оборудованием, интерактивными досками или другими подобными устройствами, позволяющими преподавателю взаимодействовать с аудиторией и использовать различные интерактивные методы обучения. Важно, чтобы данные устройства были совместимы с программными продуктами и имели достаточную
—-7 7
Мападег № 5
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024
функциональность для проведения эффективных занятий.
Таким образом, внедрение дистанционных образовательных технологий может существенно повлиять на систему дополнительного профессионального образования, предоставляя новые возможности для реализации образовательных программ.
Вывод: проведенный БТЕР-анализ позволил определить внешние факторы, которые оказывают значительное влияние на систему дополнительного профессионального образования медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Даны рекомендации по снижению
негативного воздействия этих факторов на систему ДПО в соответствии с обнаруженными тенденциями.
В дальнейшем необходимо проводить постоянный анализ внешних факторов, способных оказывать влияние на систему ДПО в военном ведомстве; определять возможности и угрозы, которые могут возникнуть в результате воздействия внешних факторов на систему ДПО; на основе полученных выводов разрабатывать планы действия по внедрению необходимых изменений в систему ДПО военных специалистов, а также осуществлять мониторинг и оценку их эффективности.
1. Крайнева Р.К. Определение факторов и условий, влияющих на разработку стратегии внедрения дистанционных технологий в вузе // Вестник Самарского государственного экономического факультета.2008. 11 (49). С. 44-48.
2. Бурцева Т.А. Оценка влияния факторов на эффективность деятельности предприятия на основе дисперсионного анализа// Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. 2021. № 4 (39). С. 76-85.
3. Сафиуллин Н.А. Оценка эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг на основе pest анализа // Вестник Казанского ГАУ № 4 (56) 2019. С. 136-141.
4. Сидорин А.В., Сидорин В.В. Разработка стратегии вуза на основе PEST-анализа // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 11. - С. 31-37; URL: https://top-technologies. ru/ru/article/view?id=34769 (Дата обращения: 05.04.2024).
5. Стратегический менеджмент: функциональные стратегии: учебно-методическое пособие / авт. колл.: А.М. Аронов [и др.]; под ред. А.Н. Петрова. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. - 92 с.
6. Осинова Н.Н., Подсеваткина А.К. Инструменты стратегического планирования в управлении сферой здравоохранения // Актуальные проблемы и достижения региональных экономических систем Сборник научных трудов по материалам V Международной научно-практической конференции. Том ЧАСТЬ 1. 2019 Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «СЕКВОЙЯ» (Ставрополь)
7. Чуносов М.А. Компоненты профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных задач в экстремальных ситуациях // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Юридические науки. -2021. - Т. 7 (73). № 3. Ч. 1. - С. 285-290.
8!
•КС
OXOwOH_HJ
№ 5 Manager /Менеджер
2024 Zdravoochranania / здравоохранения
ORIGINAL PAPER
EXTERNAL FACTORS DETERMINING CHANGES
IN THE TRAINING SYSTEM OF MEDICAL SERVICE SPECIALISTS
OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION
T.B. Sviridova H
The branch of the Federal state budgetary military educational institution of higher education «Kirov military medical academy» of the ministry of defense of the Russian Federation in the city of Moscow
H Corresponding author Sviridova T.B.
ANNOTATION
External factors determining changes in the system of training specialists of the medical service of the Armed Forces of the Russian Federation are characterized by changes in the regulatory and legal system of the state, political decisions and directions, economic factors such as financing of healthcare and defense, social factors such as changes in society, including demographic, lifestyle, public health and technological factors such as the use of modern technologies and innovations in the system of training specialists of the medical service of the Armed Forces of the Russian Federation.
The purpose of the study is to identify external factors that affect the system of additional professional education of the medical service of the Armed Forces of the Russian Federation and to make recommendations on reducing the negative impact of these factors. Materials and methods. To analyze the external environment, we used the STEP-analysis method, which determines the factors affecting the system of additional professional education of the medical service of the Armed Forces of the Russian Federation (social - S, technological - T, economic - E and political - P).
Results. The following tables present the results of the STEP analysis, the influence of factors on the state of the DPO system is distributed, the significance of each factor is calculated, and key factors affecting the training of specialists of the medical service of the Armed Forces of the Russian Federation are identified.
Conclusions. The conducted STEP analysis allowed us to identify external factors that have a significant impact on the system of additional professional education of the medical service of the Armed Forces of the Russian Federation. Recommendations are given to reduce the negative impact of these factors on the DPO system in accordance with the detected trends. Keywords: additional professional education, healthcare organization, system of training of medical specialists.
For citation: Sviridova T.B. External factors determining changes in the system of training specialists of the Medical Service of the Armed Forces of the Russian Federation. Manager Zdravookhranenia. 2024; 5:111-116. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-5-111-116.
REFERENCES
1. Kraineva R.K. Identification of factors and conditions influencing the development of a strategy for the introduction of remote technologies in higher education//Bulletin of the Samara State Faculty of Economics.2008. 11 (49). P. 44-48.
2. Burtseva T.A. Assessment of the influence of factors on the efficiency of the enterprise based on the analysis of variance // Bulletin of the S.Y. Witte Moscow University. Series 1. Economics and management. 2021. No. 4 (39). P. 76-85.
3. Safiullin N.A. Evaluation of the effectiveness of the provision of state and municipal services based on pest analysis // Bulletin of the Kazan State Agrarian University No. 4 (56) 2019. P. 136-141.
4. Sidorin A.V., Sidorin V.V. Development of university strategy based on PEST analysis // Modern high-tech technologies. -2014. - No. 11. - P. 31-37; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34769 (Accessed: 04/05/2024).
5. Strategic management: functional strategies: an educational and methodological manual / author's call: A.M. Aronov [et al.]; edited by A.N. Petrov. - St. Petersburg: Publishing House of SPbGEU, 2023. - 92 p.
6. Osinova N.N., Podsevatkina A.K. Strategic planning tools in healthcare management// Actual problems and achievements of regional economic systems Collection of scientific papers based on the materials of the V International Scientific and Practical Conference. Volume PART 1. 2019 Publisher: SEQUOIA Limited Liability Company (Stavropol).
7. Chunosov M.A. Components of professional readiness of employees of internal affairs bodies to perform official tasks in extreme situations// Scientific notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University of Law Sciences. - 2021. - Vol. 7(73). No. 3. Part 1. - P. 285-290.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Свиридова Татьяна Борисовна - канд. экон. наук, доцент, заведующая кафедрой (управления сестринской деятельностью) филиала Федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации в г. Москве, г. Москва, Россия.
Tatyana B. Sviridova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department (Nursing Management) The branch of the Federal state budgetary military educational institution of higher education «Kirov military medical academy» of the ministry of defense of the Russian Federation in the city of Moscow, Moscow, Russia. E-mail: t-sviridova@mail.ru
Manager №5
ZdrevoochrBnenÍB 2024