Научная статья на тему 'Внешнеторговые проблемы развития АПК РФ'

Внешнеторговые проблемы развития АПК РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRIBUSINESS / ПРИОРИТЕТЫ / PRIORITIES / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ИМПОРТ ЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ЭКСПОРТ / EXPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов Владимир Александрович

В статье рассмотрены проблемы, связанные с перспективным развитием агропромышленного комплекса в условиях санкций и импорт замещения. Освещены организационно-технологические, финансово-экономические и социально-экономические аспекты внешней и внутренней экономической политики, включающие вопросы формирования новой системы (модели роста) управления конкурентоспособностью АПК, его структурную модернизацию на базе перспективных конкурентных преимуществ; совокупность действенных механизмов государственной поддержки; создание конкурентной среды. Предложены разноплановые способы и приемы наращивания мощностей в под отраслях АПК по производству различных видов сельхозпродукции с учетом мероприятий, позволяющих заметно увеличить экспорт отечественной товаров на новые внешние рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign trade challenges for Russia's agricultural sector

In the article, the issues associated with the development of agriculture under sanctions and import substitution are considered. The author reviews organizational and technological, financial and economic, and social and economic aspects of domestic and foreign economic policies,including the issues of creating a new system (growth model) of agriculture competitiveness management, its structural modernization on the basis of prospective competitive advantages; a set of effective mechanisms of state support; the creation of a competitive environment. Diverse methods and techniques to increase agricultural industries' capacities for the production of various types of agricultural products with the measures that might significantly increase exports of domestic goods on foreign markets are proposed.

Текст научной работы на тему «Внешнеторговые проблемы развития АПК РФ»

Внешнеторговые проблемы развития

АПК РФ

УДК 339.5 : 338.43 Владимир Александрович МОРОЗОВ,

ББК 65.428 : 65.32 доктор экономических наук, профессор, Московский государствен-М-801 ный университет им. М.В. Ломоносова, кафедра философии и ме-

тодологии экономического факультета (119899, Москва, Ленинские горы, 2-ой учебный корпус, Экономический факультет, МГУ им. М.В. Ломоносова) - профессор, E-mail - mva55.00@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы, связанные с перспективным развитием агропромышленного комплекса в условиях санкций и импорт замещения. Освещены организационно-технологические, финансово-экономические и социально- экономические аспекты внешней и внутренней экономической политики, включающие вопросы формирования новой системы (модели роста) управления конкурентоспособностью АПК, его структурную модернизацию на базе перспективных конкурентных преимуществ; совокупность действенных механизмов государственной поддержки; создание конкурентной среды. Предложены разноплановые способы и приемы наращивания мощностей в под отраслях АПК по производству различных видов сельхозпродукции с учетом мероприятий, позволяющих заметно увеличить экспорт отечественной товаров на новые внешние рынки.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, приоритеты, экономическое развитие, импорт замещение, конкурентоспособность, экспорт.

Foreign trade challenges for Russia's agricultural sector

Vladimir Aleksandrovich MOROZOV,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Lomonosov Moscow State University, department of philosophy and methodology of economics faculty (119899, Moscow, Leninskie gory, 2nd educational case, Economics faculty, Lomonosov Moscow State University) - professor,

E-mail - mva55.00@mail.ru

Abstract

In the article, the issues associated with the development of agriculture under sanctions and import substitution are considered. The author reviews organizational and technological, financial and economic, and social and economic aspects of domestic and foreign economic policies, including the issues of creating a new system (growth model) of agriculture competitiveness management, its structural modernization on the basis of prospective competitive advantages; a set of effective mechanisms of state support; the creation of a competitive environment. Diverse methods and techniques to increase agricultural industries' capacities for the production of various types of agricultural products with the measures that might significantly increase exports of domestic goods on foreign markets are proposed.

Keywords: agribusiness, priorities, economic development, import substitution, competitiveness, export.

3 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

75 Q

Сегодня отечественное агропромышленное производство является частью общемировой хозяйственной модели. В формате всеобщей глобализации оно непосредственно входит в жизненно необходимые интересы транснациональных компаний, непосредственно связанных с производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, а также обеспечением производственных циклов. В 2014 году, в связи с политическими событиями в Украине и Крыму, ряд государств ЕС во главе с США ввели многосторонние санкции против РФ, что приостановило импорт многообразия товаров и технологий, в том числе: различных видов мяса, рыбы и морепродуктов, молочной и кисломолочной продукции, овощей и фруктов, корнеплодов и др. Появились проблемные вопросы со стратегическим направлением развития сельскохозяйственного комплекса, экономическим суверенитетом и продовольственной безопасностью. Предстояло и предстоит решить вопросы внешней и внутренней конкуренции, сбалансированности интересов участников рынка продовольствия. Эти события послужили мощным импульсом для развития и укрепления экономико-политической независимости РФ, в создании благоприятной среды жизнедеятельности отечественного производителя и свободной конкуренции на территории РФ. Темой ближайших перспектив стало опережающее конкурентное развитие агрокомплекса на основе модернизации большинства его отраслей и возрождения отдельных направлений. Включились в активную практическую работу отраслевые институты АПК для внедрения передовых и инновационных отечественных технологий. Этому также способствовало привлечение инвестиций, начиная с 2001 года и образование групп многофункциональных предприятий регионального и межрегионального значения, то есть агрохолдингов. Прошедший год показал, что период продолжающихся сегодня санкций в целом помог повысить уровень продовольственной безопасности России, исходя из индикаторов утвержденной Доктрины 2010 года по большинству продуктов питания, включая овощи, картофель, молоко, мясо (в основном птицы и мясо свиней) и яйца. Особенно важно, что в федеральных округах возросло число административных единиц (краев, областей и республик) с полной самообеспеченностью в основных продуктах питания в 2016 году по сравнению с 2013 г.

Оценивая работы, проведенные в 2016 году и по оценке в 2017 году необходимо сказать, что общий импорт пока в целом превышает экспорт товаров в нашу страну до 1,5 раз, где импорт продовольствия находится на третьем месте после техники и химии [8]. Экспортная составляющая по АПК в основном формируется из зерновых, не требующих дополнительной обработки, а значит и добавленной стоимости. Динамику экспорта/ импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья можно проследить из рисунка (см. рисунок 1).

В 2017 году темпы роста производства продукции составили 102,6%. Кроме того, урожай зерна в 2017 году более 128 млн тонн в весе после доработки (более 7млн т чем в 2016 г.) обеспечил полностью внутреннее потребление (включая корма), где экспорт достиг 35 млн тонн..

^ 76

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2018

Рисунок 1

Движение экспорта и импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья

за последние 20 лет

Источник: Таможенная статистика внешней торговли. URL:http://www.customs.ru

Заметно с прошлым годом повысился сбор сахарной свеклы, масло-семян, овощей открытого грунта и тепличных овощей [6]. Также увеличилось производство скота и птицы на убой, что позволит отечественному производителю в этом вопросе развивать экспорт для Китая и Южной Кореи. В 2017 году рост импорта наблюдался среди поставки картофеля (в 2 раза), свежих фруктов (+13%) и овощей (+29%), сливочного масла (+7%) и сухого молока (+15%) [8]. Несмотря на это (по сообщению руководства Минсельхоза РФ) на отечественных прилавках находится 80% продукции собственного производства. Вместе с этим общий экспорт продуктов питания за 2017 год возрос почти на 3 млрд долларов США (с 17,1 в 2016 г. до 20 в 2017 г .). Говоря о пороговых значениях безопасности РФ, следует отметить, что по: зерну, сахару, растительному маслу, картофелю, мясу и мясо продуктам и рыбной продукции - эти пороговые значения заметно преодолены[4].

В организационно-экономическом смысле, первейшая задача - это развитие агрологистики, а именно - сети оптовых распределительных центров, способных осуществлять сбор, подработку и хранение, а также предпродажную подготовку и реализацию широкого ассортимента продукции сельского хозяйства. По существу, сейчас ключевой хозяйственной задачей является ускоренное создание шестидесяти базовых объектов в сорока восьми субъектах РФ, формирующих сеть оптово-распределительных центров. Кроме этого, за последние два года введено в строй около 80 тыс. тонн плодохранилищ и 385 тыс. тонн картофеле- овощехранилищ, что на % сократило дефицит в этом вопросе.

3 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

77 0

По проблеме конкурентоспособности особенно хочется подчеркнуть реальную поддержку предприятиям АПК в возмещении части прямых и косвенных затрат на формирование и модернизацию объектов АПК. В 2017 году возросла заинтересованность участников агропромышленного комплекса в участии инвестиционных проектов. Приток инвесторов необходим, прежде всего в отраслях, где высокая импортная составляющая. Сегодня одобрены 146 инвестиционных проектов (42% из общего числа) с выделением субсидий около 12,9 млрд рублей [7,3]. В настоящее время особенно важно формировать условия для восстановления развития в сопряженных отраслях, создавая спрос на их продукцию. Здесь требуются инвестиционные высокотехнологичные товары и услуги, дающие востребованность развитию новых технологий. Это конечно относится и к сельхозпродукции с длительным производственным циклом, объем роста которого занимает заметное время.

Остаются вопросы с ценовой политикой на продукты сельского хозяйства. Им-портоёмкость конечной продукции выше прямой - для пищевой промышленности больше на 23%, а для сельского хозяйства на 28%, что значительно повлияло на конечные цены. Поэтому российский покупатель с уровнем зарплаты кратно ниже европейской ощутил подорожание товаров более чем на 18%, а европейский покупатель - только на 1,5%. При данных условиях импорт замещения и параллельном снижении реальных доходов населения изменяется вектор спроса на группы более экономичных отечественных товаров. Сегодня пока не достигнут дореформенный порог потребления на основные продукты питания, в том числе на фрукты и ягоды (38%), овощи (около 20%), рыбы (около 10%) и молочных продуктов (около 25%). Это объясняет сокращение денежных доходов населения, так беря за основу 2011 год за 100% денежные доходы в 2015 составили 95,7%, а в 2016 году - 70% [3].

Конечно, выстоять под вакуумом экономических взаимосвязей позволило частичное импортозамещение, проводимое до 2014 года с приобретением заметного опыта работы соседних стран. Основной упор в экономической политике следует сделать на формирование институциональных основ в АПК и смежных отраслях, и ее секторах. Здесь необходима нормативно-инвестиционная поддержка из региональных бюджетов. Прозрачные и доступные условия кредитования, особенно малых и начинающих сельхозпредприятий. Основными приоритетами новой системы (модели роста) управления конкурентоспособностью АПК должны стать его: (1) структурная модернизация на базе перспективных конкурентных преимуществ; (2) совокупность действенных механизмов государственной поддержки; (3) создание конкурентной среды. Первая составляющая должна содержать льготные инвестиционные условия особенно в неразвитых под отраслях и субсидирование инновационных проектов на всем их протяжении. Проведение дифференцированной ценовой политики с акцентом на экспорт конкурентной продукции. Вторая составляющая заключается в обеспечении спроса на промежуточный и конечный продукт АПК, доходность его отраслей. Третья составляющая должна обеспечивать примерно одинаковые кредитно-денежные, налоговые, организаци-

^ 78

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2018

онно-финансовые и другие конкурентные условия жизнедеятельности отраслевых организаций. В кредитной политике процентных ставок их следует довести до 5% и предоставлять для широкого круга предприятий, расширяя условия для социальных кредитов и росте доходов сельских жителей. Важно сегодня не торопиться с отбиранием земляных площадей и их свободной продажей-перепродажей полу собственникам, основываясь только на последних нормативных актах. В настоящее время важно заметно снизить налоговые нагрузки (отчасти предусматривать инвестиционные льготы-освобождения от налога на прибыль при техническом перевооружении предприятий) для российских сельхозпроизводителей с ориентацией на господдержку малых хозяйств. Это позволит с созданием условий привлечь новые знающие кадры в под отрасли АПК. Целесообразно освободить от налога на имущество обновленные производства на основные фонды на первые три года после ввода в эксплуатацию. Важно тиражирование опыта успешных компаний, преодолевших сырьевой и технологический импортный барьер. Привлечение государственных и других ресурсов, улучшение инвестиционного климата позволит решить ряд технологических вопросов с созданием средств механизации органической системы земледелия и сельхозтехники общего назначения пятого поколения, а также запуск: заводов по производству комбайнов и тракторов четвертого поколения; инновационных кластеров сельхозмашиностроения (вместо системы машин); модернизацию системы Агро лизинга и кредитования. Возможно назрел вопрос об упрощении налогового администрирования при закупках зерна и отмене ЕСХН, в связи с сезонными перекупщиками зерна и искусственным завышением цены на (10-15%). Кроме того, с следует реально подойти к вопросам господдержки в вопросах субсидирования производства продукции глубокой переработки зерна (как в сахарной отрасли) с учетом, что эта продукция дает выигрыш при экспорте. Для удешевления и сокращения разработки-внедрения инновационных разработок целесообразно освободить или существенно уменьшить размеры государственной пошлины федеральным государственным научно- исследовательским бюджетным учреждениям, включая разработчиков лекарственных средств и экспертизы. Указанное позволит снизить цены, о чем говорилось выше, для обычных покупателей с учетом законодательного давления на наценки оптовых посредников, которые пытаются уровнять цены импортных и отечественных товаров.

Говоря о социальных сельских аспектах, важно организовать многоканальную схему инвестирования социальной сферы за счет бюджетов всех уровней, включая внебюджетные фонды и частные инвестиции, прикрепленные к программам социального развития. Актуально сформировать пакет региональных программ по формированию рабочих сельских мест в несельскохозяйственных видах экономической деятельности (известно, что с издавна доходы дополнялись местным ремеслом крестьян с городским приработком). Сегодня назрела широкая информатизация сельского хозяйства на базе компьютерных сетей с обратной связью. Сюда относится сетевое консультирование по общим, производственным и образовательно-оздоро-

3 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

79 0

вительным вопросам. Важна обновленная подготовка менеджеров в АПК и совершенствование системы агрообразования, что отчасти включено в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы [9].

Указанные мероприятия позволят повысить конкурентоспособность отечественных производителей для заметного увеличения экспорта российской сельхозпродукции. Известно, что к 2020 году наша страна должна экспортировать агропродукцию примерно на 21, 4 млрд долларов, а в дальнейшем (через пять лет) до 30 млрд долларов при подавляющем самообеспечении основных групп товаров сельхозпроизводства [2,13]. В настоящее время успешно экспортируется только зерновые культуры. Увеличение экспорта отечественных товаров заставляет в подготовке кадров АПК ориентировать работников Россельхознадзора на производственную практику (глубокое погружение в потребителей) у соседей - будущих импортеров, которых более сорока. Экспорт непосредственно связан с формированием брендов российских товаров и наличием реальной информационной сети целевых рынков, что позволит выигрышно позиционировать их для импорта-продажи. Этому способствует: продвижение высокотехнологичной продукции на международных выставках; популяризация российского АПК совместно со СМИ - в основном зарубежных; широкие демонстрации дегустаций производителей для отдельных рынков (например, Китая) и др.

В настоящее время активно экспортируется зерно, крупа и мука (2017 год - 6,1 млрд долл.), продажа которых к 2025 году должна возрасти до 7,5 млрд долл. Говоря о структуре экспорта, кроме зерна (почти 33%) рыба и рыбопродукты занимают почти 18% (главные покупатели - Китай, Нигерия и Южная Корея), растительные масла почти 13%. В последний период, в связи с ослаблением рубля подрос и экспорт других товаров, в том числе молока, сахара, свинины и др. [8]. Развитие и внутреннее обеспечение мясной отрасли российских покупателей должно положительно сказаться на его экспорте. Для этого требуется расширить его ассортимент и производить глубокую переработку - это также касается и других продуктов (зерна, рыбы, сахара и пр. товаров), чтобы добавленная стоимость от продажи оседала в казне России. К 2025 году экспорт мяса должен возрасти до 1,7 млрд долл., включая страны Азии, Африки, Ближнего Востока, а также Канаду, Японию и Южную Корею. Что касается овощей и фруктов на экспорт, то по данным пло-довощного союза экспорт овощей вырос с 3 тыс. тонн в 2014 г. до 135 тыс. тонн в 2016 г., однако их активные продажи возможны при покрытии собственных нужд с соблюдением требований экологии. Вместе с этим, российские товары должны пробиваться на внешний рынок преодолевая экономические, политические и ветеринарные барьеры, для чего федеральные структуры (МИД, Минэкономразвития и др.) с участием аппаратов Президента и Премьер Министра должны участвовать в этих процессах. Важно, чтобы структура экспорта содержательным образом изменилась за счет перечисленных выше мероприятий в АПК, тогда доля продукции с высокой добавленной стоимостью во всей стоимости вывозимой продукции должна подняться минимум в два раза в ближайшее время. В целом господдержка

^ 80

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2018

(подпрограммы) экспорта сокращается, так к 2020 году она сократиться почти в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом.

Сегодня важно снять регулируемые риски, которых можно избежать. Это в основном касается в вопросах экспорта координации действия государственных служащих - чиновников. Следует также оптимизировать нормативную базу по сохранению безопасности биологического и эпизоотического характера. Кроме того, важно бдительно относиться к вопросам массовых заболеваний скота и птицы, для чего также требуются инвестиции государства.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Балансы товарных ресурсов отдельных товаров (видов продукции). URL:http://www. gks.ru (Balansy tovarnyh resursov otdel'nyh tovarov (vidov produkcii))

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717). -204с. (Gosudarstvennaja programma razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2013-2020 gody (Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14 ijulja 2012 goda № 717). -204s.)

3.Индексы потребительских цен на товары и услуги. URL:http://www.gks.ru (Indeksy potrebitel'skih cen na tovary i uslugi.)

4. Интервью с Министром сельского хозяйства РФ Ткачевым А.Н. // Агроновости. TV «Россия 24». 25.09.2016 (Interv'ju s Ministrom sel'skogo hozjajstva RF Tkachevym A.N. // Agronovosti. TV «Rossija 24». 25.09.2016)

5.Политика импортозамещения в АПК в условиях экономических санкций / А. Боговиз [и др.] // АПК: экономика, управление, 2017, №6. - 101 с. (Politika importozameshhenija v APK v uslovijah jekonomicheskih sankcij / A. Bogoviz [i dr.] // APK: jekonomika, upravlenie, 2017, №6. - 101s.)

6. Показатели, характеризующие импортозамещение в России. URL:http://www.gks.ru (Pokazateli, harakterizujushhie importozameshhenie v Rossii)

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2017г. №2130-р. -3 с. (Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 sentjabrja 2017g. №2130-r. -3 s.)

8.Таможенная статистика внешней торговли. URL:http://www.customs.ru (Tamozhennaja statistika vneshnej torgovli)

9. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы (Пост. Правительства РФ от 25.08.2017г. №996). - 45 с. (Federal'naja nauchno-tehnicheskaja programma razvitija sel'skogo hozjajstva na 2017 - 2025 gody (Post. Pravitel'stva RF ot 25.08.2017g. №996). - 45s.)

10.Формирование стратегии развития сельскохозяйственных предприятий в условиях импортозамещения: коллективная монография/ Дон. Гос. аграр. Ун-т [О.Н. Бунчиков и др.]. - п Персиановский, 2017. -166 с. (Formirovanie strategii razvitija sel'skohozjajstvennyh predprijatij v uslovijah importozameshhenija: kollektivnaja monografija/ Don. Gos. agrar. Un-t [O.N. Bunchikov i dr.]. - p Persianovskij, 2017. -166 s.)

3 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

81 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.