Тарасова М.В., к.соц.н. научный сотрудник ИСЭГИ ЮНЦ РАН Россия, г. Ростов-на-Дону ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЮГЕ РОССИИ
Аннотация
В представленной статье исследованы и выявлены внешнеполитические вызовы и угрозы региональной национальной безопасности Юга России на современном этапе развития в связи с попытками максимально возможного геополитического, экономического и военно-стратегического ослабления роли России в Закавказье и вытеснения ее из данного региона мира со стороны различных евроатлантических структур.
Ключевые слова: национальная безопасность, региональная безопасность, безопасность Юга России, геополитика.
Tarasova M. V., PnD (Sociology) research fellow ISERH SSC RAS Russia, Rostov-on-Don FOREIGN-POLICY CALLS AND THREATS FOR REGIONAL NATIONAL SECURITY IN THE SOUTH OF RUSSIA
Abstract
The article deals with the current international policy challenges and threats for the national security in the South of Russia in connection with the attempts of possible geopolitical, economical, and military-strategical weakening of Russia in Transcaucasia, as well as attempts of its exclusion from the region by different European-Atlantic unions.
Keywords: national security, regional security, security of South Russia, geopolitics.
Существенные изменения военно-политической обстановки, произошедшие в последние годы: укрепление и расширение НАТО; развертывание ПРО в Европе; образование ИГИЛ, обладающей серьезным военно-экономическим и идейным потенциалом; вхождение Крыма в Россию, как субъекта федерации; санкции в отношении России; поддержка Россией режима Асада в Сирии, «цветные» революции на Ближнем Востоке и др. оказали самое непосредственное воздействие на общий характер потенциальных угроз военной и политической безопасности Российской Федерации. В современный исторический период основные трудности и потенциальные геополитические проблемы такие, как боевые действия на Украине вблизи государственной границы России, рост террористической напряженности на Северном Кавказе, разгорающийся с новой силой конфликт между Арменией и Азербайджаном и при этом политическая и
экономическая нестабильность в самой Армении и др. находятся на южном и юго-западном стратегических направлениях нашего государства и диктуют необходимость переосмыслить позиции России в данном регионе и скоординировать деятельность всех заинтересованных ведомств. ИГИЛ в настоящие время, якобы выступая за «чистоту» ислама, в действительности же руководствуется исключительно принципами насилия, совершает преступления против человечности и решает геополитические задачи своих иностранных покровителей. Участие российских военных в борьбе с ИГИЛ в Сирии - не простой, ответственный, но вынужденный шаг к стабильности не только в регионе, но и в мире в целом. При столь сложной операции на чужой территории, в отсутствии поддержки ведущих стран мира российской операции создаются дополнительные трудности. Возможен резкий рост насильственных действий сторонниками ИГИЛ в отношении граждан России, как за границей, так и внутри страны (захват заложников, теракты, захват и уничтожение воздушных и морских судов и др.). У США против Сирии и России союзники - Турция, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия, Израиль, ЕС, а у России - Иран. Каждая из стран неформальной антироссийской коалиции имеет те или иные свои интересы в регионе, иногда противоречащие друг другу, но их доминант США четко каждому распределяет свою роль в данном противостоянии. Здесь надо понимать, что Саудовская Аравия и Катар против Сирии и Ирана не только по религиозным мотивам, но и из-за добычи и транспортировки углеводородов. Турция пытается решить вопросы транспортировки нефти и газа, а также курдский вопрос. Израиль против Ирана, а эта страна активно помогает Сирии в боевых действиях. Для Востока важны неформальные, дружеские отношения, которые базируются на сильной армии, флоте и экономике «друга», так вырабатывается уважение и последовательность в отношениях. 85
На этапе определения геополитических рисков для России в данном регионе следует, как основные выделить следующие: территориальные, религиозные и этнические конфликты по периметру границ России в т.ч. нелегальная эмиграция, усиление религиозного, этнического экстремизма и терроризма, наркобизнес, работорговля, международная организованная преступность; возможное распространение оружия массового поражения, передовых технологий его производства и средств доставки (применение химического оружия сепаратистами ИГИЛ в Сирии, работа военных лабораторий в Грузии, опасность применения ВСУ Украины снарядов с обедненным ураном и химического оружия и возможность его продажи).
С точки зрения построения сбалансированной и рациональной региональной и национальной безопасности важнейшими факторами во внешнеполитической стратегии России являются закавказские государства
85 Тарасов С.А., Тарасова М.В. Политические неологизмы в традиционных обществах: национальные особенности или геополитические особенности. - Ростов-на-Дону: ООО «АзовПечать», 2015. 160с., С. 98.
(Грузия, Азербайджан, Армения), с которыми граничит Россия. Данные государства связывают между собой еще два конфликта: северокавказский и ближневосточный. В Закавказье сосредоточены стратегические жизненно важные интересы России, которые можно рассматривать как геополитические, экономические и военные. Кроме внутренних противоречий между государствами региона существует серьезный раздражитель России - расширение НАТО. Процесс расширения НАТО инициируется не государствами-членами Северо-Атлантического союза, а странами - бывшими союзниками СССР. Опасность данной тенденции состоит не только в очевидной антироссийской направленности такого расширения, но и в ничем не оправданном фактическом приближении натовской военной инфраструктуры к границам России, а также будет автоматически означать создание европейской системы коллективной безопасности без участия России. Последствия подобного варианта расширения евроатлантического влияния могут быть выгодны только для США, так как, с одной стороны это может привести к ослаблению и изоляции России, а с другой - вполне вероятным результатом такого шага может стать новый передел Европы.
В настоящее время именно безопасность юга и юго-запада страны требуют усиленного внимания со стороны федерального центра, и роль Турции в данном контексте далеко не однозначна. Турция - член НАТО граничит с Россией как раз в этом регионе и является возможным конкурентом на данном направлении. Интересы России и Турции противоположны в бывших республиках СССР в Кавказском регионе, а также в субъектах Российской Федерации, населенных тюркоязычными народами (в первую очередь это Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея). Кроме общности религии, этнического происхождения, языковых групп и расширения своей территории, Турция надеется получить доступ к нефти шельфа Каспийского моря и последующей ее продажи в Европу. Высокую активность Турция проявляет в том, что касается развития транспортной и энергетической инфраструктуры в регионе, реализации международных проектов в области телекоммуникаций. 86 Исходя из этого, Кавказ уже на протяжении нескольких столетий является самым взрывоопасным и непредсказуемым участком границ России.
Рассматривая более детально отношения Турции к бывшим республикам СССР, следует отметить основного союзника - Азербайджан, а также напряженные многовековые отношения с Арменией и тесные отношения с Грузией при посредничестве США и НАТО. Азербайджан -турецкий «форпост» на постсоветском пространстве. В то же время сдерживание турецкой экспансии крайне важно с точки зрения
86 Тарасова М.В. «Влияние турецкого фактора на формирование геополитических рисков Юга России» // «Проблемы полиэтничного макрорегиона в условиях дестабилизации Каспийско-Черноморского зарубежья», 2015, С. 75._
национальных интересов не только Армении, но и России. 87 Турция до сих пор не признает геноцид армян в начале XX века. Армения является стратегическим союзником России на Кавказе. Поэтому отношения с Арменией занимают приоритетное место в системе национальных интересов России в северокавказском регионе. Экономическая поддержка ее Россией, помощь в решении конфликта в Нагорном Карабахе с Азербайджаном, нахождение российских военных баз на территории Армении не дают развиться в полной мере турецкой экспансии в регионе. При этом последние митинги летом 2015 года в Армении по поводу повышения тарифа на электроэнергию, могут быть своеобразной подготовкой к массовым волнениям и государственному перевороту по типу «майдана» на Украине. Турецкие власти должны понимать, что спецслужбы США и Великобритании, которые традиционно противостоят Российской Империи, СССР, а теперь и России за влияние на Кавказе и Ближнем Востоке, по принципам и методам своей работы не дадут возможность Турции слишком упрочнить свое влияние в регионе, но на данном этапе дестабилизировать Армению их общая цель. Необходимо отметить тот факт, что на территории Турции также находятся диаспоры кавказских народов численностью до семи миллионов человек. Например, одних абхазов здесь насчитывается около полумиллиона, а выходцев из Дагестана - около 400 тысяч человек. Россия также может использовать данную категорию населения для влияния на внутреннюю политику Турции и переключения турецких властей на проблемы внутреннего развития общества, вместо геополитических авантюр. Против России Турцией задействованы политические, экономические и религиозные средства. Ярким примером истинного отношения к России со стороны Турции служит вооруженный конфликт в Чеченской Республике. Турецкие спецслужбы, имеющие положительный опыт в подготовке спецназа и борьбе с терроризмом (прежде всего с курдами), поощряли деятельность чеченских боевиков деньгами, оружием, амуницией, живой силой и инструкторами, а также предоставляли свою территорию для отдыха боевиков и проживания их семей. Информация об этом регулярно озвучивалась в российских СМИ, и органы российской контрразведки неоднократно на это обращали внимание.
Для продвижения своих геополитических интересов Турция не только входит в НАТО и активно сотрудничает с США, Германией, Францией, Великобританией, но и приняла участие в 1992 году в создании -Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), объединяющего одиннадцать государств Причерноморья и ряд балканских стран, а также Организации экономического сотрудничества (ОЭС), в которую вошли бывшие среднеазиатские республики СССР и страны Западной Азии. Для укрепления военной мощи Турция намерена также участвовать в создании
87 Мещеряков В. «Российско-турецкие отношения: проблемы и перспективы» URL: http://www.slavmir.ru/arhiv97/sib30okt.htm (дата обращения: 09.09.2015)_
региональной защиты от ракетного нападения ПРО (более того перед распадом СССР США уже хотели размещать в Турции ядерное оружие). Спецподразделения Турции принимают участие в подготовке своих коллег из аналогичных структур Казахстана, Грузии, Азербайджана, Узбекистана. За пределами страны спецназ действовал в Афганистане, в Косово (фактически поддерживали мусульман косоваров против сербов), а в настоящее время в Сирии. Вызывает опасения и судьба «Турецкого потока» т.е. поставки газа из России в Турцию вместо Европы через Балканы. Для Турции существуют еще угрозы со стороны Сирии, Ирака и особенно Ирана. Иран имеет свои претензии на часть территории Азербайджана. Не случайно курдам, армянам, грекам, черкесам и представителям других национальностей запрещено издавать газеты на родных языках. Объединение России с соперниками Турции, что фактически уже происходит на основе не только военно-политических интересов, но и торгово-экономических связей, способно также пресечь планы Турции к региональной гегемонии даже при поддержке НАТО и США.
В противовес усилению влияния Турции в Черноморском регионе России следует противопоставить следующее:
- полноценная военная, экономическая, политическая поддержка Армении, Сирии, Ирана, Кипра, Греции;
- поддержка курдских повстанцев на территории Турции, используя как основу принцип ООН - право наций на самоопределение, а также факты военных преступлений турок против курдов и др.;
- активная контрразведывательная и антитеррористическая работа в регионах России, в которых Турция считает, что имеет геополитические интересы;
- пересмотреть экономические проекты, в которых только Россия делает долгосрочные инвестиции в экономику Турции, в целях избежания возможных арестов и национализации данных активов при негативном сценарии развития двухсторонних отношений.
Для поддержания и становления собственной национально ориентированной геополитической доктрины, необходимо минимизировать влияние иностранных государственных и частных организаций на территории России. В этой связи, хотелось бы остановиться на вопросе, касающегося зарубежного финансирования демократии в России как угрозообразующего фактора национальной безопасности.
Неправительственные организации играют важную роль на международной арене XXI века, выполняя целый ряд гуманитарных функций, относящихся к проблемам бедности, окружающей среды и гражданских свобод. В то же время, у данных организаций есть и непрозрачная сторона: их используют как инструменты внешней политики, в США и странах НАТО. Данный инструмент широко использовался в конце 80-х годов, когда был разрекламирован американский образ жизни, а достижения СССР, в том
числе в качественном и доступном образовании, медицине, обеспечении жильем, занятости и др. нивелировали. В 90-х годах прошлого века в России из-за проблем с финансированием часто ученые и организации получали зарубежные гранты. Затем в данный процесс начала активно вмешиваться политика и геополитические интересы США и ЕС. В связи с укреплением российского государства, отстаиванием интересов России, «цветными революциями» в соседних странах это превращалось в некое лоббирование интересов другого государства.
Результаты аналогичной модели с использованием зарубежного финансирования можно наблюдать на примере соседнего государства -Украины, где США именно таким образом расширили сферы своего влияния, что привело к вооруженному конфликту на территории страны. При этом, вероятно, Украина, Прибалтика, Молдова, Грузия - первые и в принципе удачные проекты США по дестабилизации обстановки на постсоветском пространстве. Не исключено, что в ближайшее время по схожему с сценарию Армению и Белоруссию. Украинский кризис не только внутренний процесс на Украине, но и пересечение геополитических интересов сильнейших держав мира (Россия, США. Германия, Франция и др.). Все более наглядно заметно, что именно пересечение, столкновение внешних интересов, геополитических проектов, прежде всего Запада и России, их наложение на внутренние факторы на украинском пространстве оказало на ход данного кризиса глубокое воздействие. Запад все это время пытался приблизить военные структуры НАТО к нашим границам. Необычно для последних веков, что государственная граница с Западом проходит по Ростовской области, Воронежской области, Белгородской области и др. Вероятно, в планах Запада территория России представляется буферной зоной от угрозы Китая, Средней Азии, террористических режимов Ближнего Востока. После присоединения Крыма и Севастополя путем народного референдума в 2014 году к России вопрос с крымскими татарами и их отношению к интеграции далеко не решен. Не исключено, что страны НАТО (США, Великобритания и др.), через своих союзников будут пытаться нарушать спокойствие и мирную жизнь Крыма, что в настоящее время и происходит: продуктовая блокада Крыма, шантаж и периодическое отключение от поставок воды и электроэнергии потребителей полуострова.88
Россия не может самоустраниться и игнорировать конфликты, разворачивающиеся на ее южных и юго-западных рубежах, в противном случае это создаст риски и угрозы национальной безопасности страны. Нестабильность на Кавказе, Ближнем Востоке, Центральной Азии, Украине оказывает прямое воздействие на этнополитическую ситуацию в северокавказских республиках России и прилегающих к ним Краснодарском,
88Тарасов С.А., Тарасова М.В. Украина: цивилизационный выбор и национализм (историко-политические очерки).- Ростов-на-Дону: ООО «АзовПечать», 2015 . 68с., С. 34._
Ставропольском краях и Ростовской области, а также в областях на границе с Украиной (Воронежская, Белгородская).
Использованные источники:
1. Мещеряков В. «Российско-турецкие отношения: проблемы и перспективы» URL: http://www.slavmir.ru/arhiv97/sib30okt.htm (дата обращения: 09.09.2015)
2. Тарасова М.В. «Влияние турецкого фактора на формирование геополитических рисков Юга России» // «Проблемы полиэтничного макрорегиона в условиях дестабилизации Каспийско-Черноморского зарубежья», Краснодар: КубГУ, 2015.
3. Тарасов С.А., Тарасова М.В. Политические неологизмы в традиционных обществах: национальные особенности или геополитические особенности. -Ростов-на-Дону: ООО «АзовПечать», 2015. 160с.
4. Тарасов С.А., Тарасова М.В. Украина: цивилизационный выбор и национализм (историко-политические очерки). - Ростов-на-Дону: ООО «АзовПечать», 2015. 68с.