Научная статья на тему 'Внешнеполитические ориентиры Грузии в период президентства Эдуарда шеварднадзе'

Внешнеполитические ориентиры Грузии в период президентства Эдуарда шеварднадзе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
980
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Э. Шеварднадзе / Грузия / конфликт в Абхазии / "революция роз" / внешнеполитические ориентиры Грузии / грузинская дипломатия / E. Shevarnadze / Georgia / a conflict is in Abhazia / Georgia's Rose Revolution / foreign-policy orientiry of Georgia / Georgian diplomacy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мурванидзе Борис Юрьевич

Исследуются внешнеполитические ориентиры Э.А. Шеварднадзе. На основе анализа внешней политики Э.А. Шеварднадзе на посту руководителя МИД СССР и президента Республики Грузия показано становление и развитие его внешнеполитической парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is a research of E. Sgevarnadze's political guidelines. The article shows how E.Shevarnadze's political paradigm was established and later developed while the leader was first the USSR Foreign Department Director and then President of the Republic of Georgia.

Текст научной работы на тему «Внешнеполитические ориентиры Грузии в период президентства Эдуарда шеварднадзе»

УДК 327:479.22

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ГРУЗИИ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА

ЭДУАРДА ШЕВАРДНАДЗЕ

© 2009 г. Б.Ю. Мурванидзе

Ивановский государственный университет Ivanovo State University,

ул. Ермака, 39, г. Иваново, 153025, ErmakSt., 39, Ivanovo,153025,

[email protected] [email protected]

Исследуются внешнеполитические ориентиры Э.А. Шеварднадзе. На основе анализа внешней политики Э.А. Шеварднадзе на посту руководителя МИД СССР и президента Республики Грузия показано становление и развитие его внешнеполитической парадигмы.

Ключевые слова: Э. Шеварднадзе, Грузия, конфликт в Абхазии, «революция роз», внешнеполитические ориентиры Грузии, грузинская дипломатия.

The article is a research of E. Sgevarnadze's political guidelines. The article shows how E.Shevarnadze's political paradigm was established and later developed while the leader was first the USSR Foreign Department Director and then President of the Republic of Georgia.

Keywords: E. Shevarnadze, Georgia, a conflict is in Abhazia, Georgia's Rose Revolution, foreign-policy orientiry of Georgia, Georgian diplomacy.

Становление внешнеполитических ориентиров политического мировоззрения Эдуарда Амвросиевича Шеварднадзе в первую очередь связано с его деятельностью на посту министра иностранных дел СССР (1985-1991 гг.), в период кардинальных преобразований в СССР, которые коснулись практически всех направлений внутренней и внешней политики. Новый внешнеполитический курс был обозначен как «новое политическое мышление». Его основными приоритетами стали деидеологизация межгосударственных отношений, совместное решение глобальных наднациональных проблем и совместное строительство «общеевропейского дома».

Опытного дипломата старой сталинской школы А.А. Громыко сменил на посту руководителя МИД СССР Э.А. Шеварднадзе, кандидатура которого была выдвинута М.С. Горбачёвым, предлагавшим на ключевые места в государственной иерархии людей с «новым мышлением». Э.А. Шеварднадзе не занимался до этого вопросами внешней политики, поэтому

назначение на должность министра иностранных дел, по его словам, было для него полной неожиданностью. Эту должность он занимал почти всю перестройку. Во время встречи с заместителями министра иностранных дел на Смоленской площади он пообещал «работать так, чтобы мне не было стыдно перед вами, а вам за меня. И все-таки, не уверен, что из этого что-нибудь получится» [1]. Однако на мировой арене оказался как рыба в воде.

Разделяя основные положения горбачевской внешнеполитической доктрины, Э.А. Шеварднадзе стал активно проводить её в жизнь на практике. Он сыграл заметную роль в разрешении вопроса о будущем Афганистана, исходя из оказавшегося ошибочным убеждения в том, что и после вывода советских войск просоветские силы смогут, если и не сохранить всю полноту власти, то во всяком случае играть определяющую роль в новом режиме.

В результате переговоров с представителями Китая и Японии ему удалось снизить уровень противостоя-

ния между этими государствами и СССР за счёт обещаний уступок с советской стороны. Уже будучи президентом Грузии, Э.А. Шеварднадзе признался, что в бытность министром иностранных дел СССР хотел передать Японии Курилы, но не смог решить этот вопрос единолично [2].

Необходимо также учитывать, что в эпоху М.С. Горбачёва односторонние уступки по отношению к международным партнёрам были составляющей политики разрядки. И часто ставящаяся в вину Э.А. Шеварднадзе проблема раздела морской границы между СССР и США по Берингову морю была всего лишь одним звеном длинной цепи внешнеполитических просчётов всего тогдашнего советского руководства.

По отношению к объединению Германии он занимал крайне благожелательную позицию и не предпринял активных шагов для получения Советским Союзом существенных политических и экономических дивидендов с этого процесса.

На рубеже 80-90-х гг. ХХ в. в мировой политике всё отчётливее проявлялась тенденция к отходу от биполярности. Внешнеполитическая доктрина Советского Союза всё ощутимее признавала доминирование США в различных международных вопросах. Эта тенденция проявилась и в деятельности руководства МИД СССР. В период первой войны в Персидском заливе Эдуард Шеварднадзе стоял на антисаддамов-ских позициях и полностью поддерживал жёсткие меры США по отношению к Ираку. Подобную позицию сохранил и позже, уже на посту президента независимой Грузии.

В декабре 1991 г. министр внешних сношений СССР Э.А. Шеварднадзе одним из первых среди руководителей СССР признал Беловежские соглашения и предстоящее прекращение существования СССР.

Таким образом, ещё в условиях перестроечного ослабления позиций СССР на мировой арене он показал себя апологетом тесного сотрудничества с западными странами, с США и НАТО на основе уступок со стороны Советского Союза. Он исходил из убеждённости, что Запад обладает необходимыми ресурсами для проведения реформ в СССР и что противостояние будет ошибочным для внешней политики нашей страны. Можно сказать, что Э.А. Шеварднадзе являлся одним из ближайших соратников М.С. Горбачёва в проведении политики перестройки, гласности и разрядки международной напряженности, при этом зачастую в ущерб национальным интересам страны, которую он представлял на мировой арене.

Вскоре после ухода с руководящей должности в Москве Шеварднадзе пришёл к власти в родной Грузии. К этому времени там был установлен режим романтичного националиста Звиада Гамсахурдиа. Именно звиадизм стал одним из самых разрушительных факторов в истории независимой постсоветской Грузии [3]. В декабре-январе 1991-1992 гг. Шеварднадзе был одним из организаторов военного переворота в Республике Грузия, сместившего ее первого президента. То, что политик такого масштаба возглавил эту бывшую советскую республику, имело в це-

лом для Грузии достаточно благоприятные последствия. Именно благодаря большим связям Э.А. Шеварднадзе на мировой арене ее приняли в ООН и в другие международные организации. Как отмечали грузинские политики того времени, только авторитет Эдуарда Шеварднадзе мог вывести Грузию из пропасти изоляционизма, в которую её столкнул Звиад Гамсахурдиа [4].

Именно Эдуард Шеварднадзе осознал, что единственный ресурс мирового значения, который есть у Грузии, - ее геополитическое положение, и старался, идя по пути лавирования между Россией и США, занять наиболее выгодное для Грузии международное положение. Он возглавил страну, которая ещё в составе СССР была дотационной, а в новых условиях оказалась не готовой к суверенному существованию ни политически, ни экономически. Ситуация ещё больше осложнилась из-за начавшейся гражданской войны и фактического выхода из состава Грузии Абхазии и Южной Осетии. Именно поэтому новое руководство Грузии для решения острых экономических и социальных проблем пыталось задействовать механизмы внешней политики.

Главным вопросом разногласий между Грузией и Россией стала ситуация вокруг двух мятежных республик - Абхазии и Южной Осетии. Стремясь разрешить конфликты в этих республиках, сохранив при этом унитарное государство и отказываясь поначалу от любых компромиссов, Э.А. Шеварднадзе, по существу продолжая линию националиста З. Гамсахурдиа, не пожелал признавать действительных причин недовольства национальных меньшинств и пытался представить главной виновницей событий Россию [5].

Кровавое противостояние грузин и абхазов, жесточайшие уличные бои за Сухуми, массы грузинских беженцев потерявших всё, что у них было в Абхазии, стали на тот момент всего лишь разменной монетой в большой закавказской политике.

И несмотря на то, что действия России по урегулированию конфликтов в Абхазии и Южной Осетии всё-таки принесли относительный мир на эти территории, позиция Тбилиси в отношении данных конфликтов изначально носила откровенно антироссийский характер. Это делалось с целью привлечь внимание Запада к ситуации в этом районе и добиться от ООН посылки туда международных миротворческих сил. Однако помимо общих деклараций, призывающих стороны к прекращению огня, Совет Безопасности ничего того, что просил от него Э.А. Шеварднадзе, не предпринимал. Западные страны не желали в тот момент непосредственно вмешиваться в эти сложные конфликты на территории бывшего СССР.

Придя к выводу, что без содействия России продвинуться в решении абхазской проблемы невозможно (к этому времени грузинские войска были уже выбиты из Абхазии, а Э.А. Шеварднадзе сам едва успел покинуть Сухуми, в который входили абхазские вооружённые части), грузинская сторона вынуждена была продолжить сотрудничество с ней в деле урегулирования конфликта. А уже 8 октября 1993 г. в Москве

Э. Шеварднадзе на встрече президентов трёх закавказских государств с Б.Н. Ельциным заявил о намерении Грузии присоединиться к СНГ.

Это свидетельствовало о резком изменении позиции грузинского лидера, который ранее подчёркивал, что его республика никогда не вступит в Содружество [6]. Сам Шеварднадзе достаточно ясно дал понять, что причиной его решения о вступлении Грузии в СНГ было отсутствие ожидаемой им помощи со стороны Запада в абхазском конфликте. За день до объявления об указанном решении он заявил, что благодарен Европе за солидарность, но следует признать, что «реакция мирового сообщества на события в Абхазии осталась на декларативном уровне» [7].

Поражение Грузии в войне с Абхазией, породив развёрнутую грузинским руководством антироссийскую кампанию, одновременно вынудило Э.А. Шеварднадзе пойти на значительное сближение с Москвой. Руководство Грузии убедилось, что Запад не намерен реально ему помогать. Единственной надеждой на сохранение Абхазии в составе грузинского государства оставалась помощь России. Поэтому для Тбилиси было важно, чтобы она подтвердила свою позицию о признании целостности Грузии в прежних границах и согласилась выполнять функции посредника на переговорах с Абхазией. Дополнительной причиной, по которой Э.А. Шеварднадзе было необходимо взаимопонимание с Россией, являлся серьёзный внутриполитический конфликт со сторонниками З. Гамсахурдиа. Пытаясь сыграть на том образе ярого русофоба, который тот успел себе создать, Шеварднадзе заручился поддержкой Москвы в этом противостоянии.

Высшей точкой в процессе сближения руководителей Грузии и России стал визит Б. Ельцина в Тбилиси 3 февраля 1994 г., главным событием которого было подписание обоими президентами Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, который подкреплялся большим пакетом документов - 25 соглашений и договорённостей по различным вопросам экономического, военного и культурного сотрудничества, взаимодействия в сфере науки, образования и здравоохранения [8]. За этими договорённостями стояла новая позиция руководства Тбилиси, которое согласилось сохранить в Грузии постоянное военное присутствие России. «Задачи этих военных баз, - как заявил министр обороны РФ П. Грачёв, - состоят в обеспечении безопасности России и государств Закавказского региона, входящих в Договор о коллективной безопасности» [9].

Всё это свидетельствовало о начале сближения Грузии и России. Более того, руководство Тбилиси в тот период говорило даже о существовании стратегического партнёрства между двумя странами. Однако в дальнейшем грузино-российские отношения и политика Тбилиси в рамках СНГ постепенно стали меняться. Обозначился заметный крен во внешней политике Э.А. Шеварднадзе в сторону Запада в ущерб единству СНГ и связям с Россией. Со своей стороны западные державы по мере укрепления режима Шеварднадзе проявляли к нему всё больший

интерес. И это не удивительно, поскольку Грузия занимает ключевое географическое положение, обеспечивавшее доступ не только к Азербайджану и его нефти, но и к энергоносителям центральноазиат-ских стран. Более того, на Западе рассчитывали окружить Россию (в том числе и на юге) кольцом прозападных антироссийски настроенных государств. Тбилисское руководство во главе с Шеварднадзе, почувствовав такой интерес, стало всё больше склоняться к прозападному курсу, рассчитывая на значительные выгоды. И Запад действительно увеличил предоставление Грузии гуманитарной, финансовой и экономической помощи. При этом грузинская сторона утверждала, что стремится к дружбе с Россией и что суть её дипломатии - в «размножении друзей», а не в замене одних на других [10].

Именно в данный период ключевым моментом внешней политики Грузии стали её отношения с США. В январе 1997 г. американская администрация заявила о том, что Закавказье имеет для США жизненно важное политическое и экономическое значение, а потому она намерена «повернуть свою политику» в сторону этого региона [11]. Появлению этой новой тенденции благоприятствовало, очевидно, и общее ослабление влияния России на Кавказе. Такую политику США начали проводить, используя и международные структуры, в частности НАТО. Официальные лица Североатлантического альянса неоднократно высказывали одобрение планам Грузии вступить в эту военно-политическую организацию [12]. Одновременно члены НАТО, особенно США и Турция, активно способствовали перевооружению и подготовке грузинской армии, стремясь привести её в соответствие со стандартами альянса. Прозападный вектор внешней политики Грузии стал определяющим для абсолютного большинства грузинского истэблишмента [13]. Постепенно Грузия всё более вовлекалась в военно-политическую орбиту Вашингтона. Ярким тому примером стала безоговорочная поддержка Тбилиси операции США в Ираке, куда даже был послан грузинский воинский контингент. Ещё до начала боевых действий Э.А. Шеварднадзе заявлял, что Грузия готова стать для США плацдармом в предстоящей операции [14]. В первый же день войны президент Грузии выступил с заявлением, в котором признавал за США роль мирового судьи и полицейского [15]. Э.А. Шеварднадзе также подчеркнул, что такая позиция обусловлена в том числе и «партнёрскими отношениями» двух стран. По его словам, «партнёрство, несомненно, подразумевает двустороннюю ответственность» [16].

Одним из рычагов влияния США на Грузию стало её членство в блоке ГУАМ, который был создан непосредственно при поддержке США. В нем она имела общие интересы с Азербайджаном и Молдавией, так как на территории всех этих стран были неразрешённые этнополитические конфликты. В целом ГУАМ носил ярко выраженную антироссийскую направленность, хотя и прикрывался декларациями о мире и сотрудничестве в регионе [17].

Поддержка США делала более прочными позиции Э. Шеварднадзе в борьбе с оппозицией и в противостоянии с российским руководством. Однако сменён он был как раз при одобрении и помощи США. Причины, вызвавшие недовольство Вашингтона действиями Э.А. Шеварднадзе достаточно очевидны. Нестабильность в Грузии ставила под угрозу энергопотоки, крайне необходимые западным государствам. А режим Э.А. Шеварднадзе скомпрометировал себя коррупцией и, несмотря на финансовую помощь Запада, не смог нормализовать социальную ситуацию в стране. К тому же, будучи политиком старой советской школы, Э.А. Шеварднадзе не смог окончательно порвать с Москвой, а попытался усидеть на двух стульях. Более того, в 2003 г. произошло даже определённое сближение позиций России и Грузии по ряду вопросов, поскольку Тбилиси приходилось считаться с растущей зависимостью грузинской энергетики от российских компаний - «Газпрома» и «РАО ЕЭС России», которые поставляли жизненно важные для существования республики электроэнергию и газ [18].

Очевидно, что, несмотря на неоднократные заявления антироссийского характера и проамериканские внешнеполитические шаги, Шеварднадзе всё же приходилось лавировать между Россией и США. Известна его фраза, сказанная осенью 2003 г.: «Когда мы говорим, что США - наш союзник, это не означает, что мы не смотрим в сторону других» [19]. Каплей, переполнившей чашу терпения США, стало заявление грузинского президента, сделанное 24 марта 2003 г. после встречи с президентом России В. Путиным. «Грузия готова трансформироваться в федеративную республику, предоставить Абхазии как субъекту федерации самые широкие права и признать Россию главным гарантом постконфликтного федеративного устройства Грузии», - сказал он [20]. Этот очередной реверанс в сторону Москвы американцы не могли оставить безнаказанным. Занявший место Шеварднадзе молодой проамериканский националист

М. Саакашвили должен был, по расчётам Вашингтона, активно заняться восстановлением территориальной целостности Грузии, что, в свою очередь, будет нагнетать конфликт с Россией и приведёт к окончательному её вытеснению из Закавказья.

Подводя итог, можно утверждать, что внешнеполитические ориентиры Э.А. Шеварднадзе сложились ещё в советские времена, когда он занимал пост министра иностранных дел СССР. В условиях перестройки он оказался политиком нового мышления, что обусловило во многом его прозападные взгляды на окончание «холодной войны» и сотрудничество с США и НАТО. Став президентом независимой Грузии, Э.А. Шеварднадзе перенёс свой советский внешнеполитический опыт на внешнюю политику этой закавказской страны. Внешняя политика Грузии при нем была продиктована сложившейся внутриполитической ситуацией и международной конъюнктурой. Стремление решить абхазскую и югоосетин-скую проблемы, а также вывести страну из социаль-

но-экономического кризиса побудили Э.А. Шеварднадзе к лавированию между Россией и США. Такой курс стал в немалой степени наследием советского времени, и если раньше Э.А. Шеварднадзе проводил тонкие многоходовые комбинации на уровне партийного аппарата СССР, то позднее «шахматной доской» его политических комбинаций становилось всё постсоветское Закавказье. Однако надежды на помощь США или России в решении стоящих перед независимой Грузией проблем оказались напрасными. Грузия не смогла восстановить свою территориальную целостность, а уровень жизни населения не вырос. При этом непоследовательное заигрывание с Москвой лишило Э.А. Шеварднадзе остатков заокеанской поддержки. Что в итоге и стало причиной падения «серебряного лиса».

Литература

1. Шеварднадзе Э.А. Мой выбор. М., 1991. С. 7.

2. Васильев А. Антироссийский курс Шеварднадзе // Московский комсомолец. 2001. 11 окт

3. Гудава Т. Грузия: былое и думы. URL: http://www.press-attache.ru/Artide.aspx/person/3556 (дата обращения : 01.06.2009).

4. Иоселиани Д. Три измерения. М., 2001. С. 65.

5. Интервью президента Республики Грузия Э.А. Шеварднадзе // Независимая газета. 1992. 6 июня.

6. Лолишвили Г. Единственный шанс спасти страну // Там же. 1993. 22 сент.

7. Мехтиев А. Четверо лидеров ни о чём не договорились // Там же. 9 окт.

8. Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (подписан в г Тбилиси 03.02.1994). URL: http://www.lawmix.ru/ abro.php? id=8540 (дата обращения : 15.05.2003).

9. Цит. по: Пачкория Т. Российские военные базы - вопрос решённый // Независимая газета. 1994. 4 февр.

10. Интервью министра иностранных дел Республики Грузия З. Абашидзе // Известия. 2001. 22 марта.

11. Михайлов С.А. Отношение Грузии с США // Грузия: проблемы и перспективы развития / под ред. Е.М. Кожокина. М., 2001. Т. 1. С. 202.

12. Робертсон Д. Грузия подтверждает свое стремление вступить в НАТО и готова развивать сотрудничество в рамках программы «Партнерство ради мира». URL: http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2003/05/m3 432.htm (дата обращения : 30.05.2003).

13. Бурджанадзе Н. Грузия должна занять своё место в европейской семье // Независимая газета. 2001. 14 нояб.

14. Плугатарёв И. Грузия готова стать плацдармом США // Там же. 2003. 14 февр.

15. ГордиенкоА. Буш в помощь // Там же. 21 марта.

16. Устав Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ. URL: http://guam-organization.org/ node/449 (дата обращения : 30.05.2009).

17. Интервью президента Республики Грузия Э.А. Шеварднадзе Национальному радио. URL: http://www. podrobnosti.ua/power/2003/02/10/48392.html (дата обращения : 30.05.2009).

18. Нижарадзе Г. Во власти стереотипов. URL: http://www. georgica.net/analitic/?page=ge&id=14 (дата обращения : 30.05.2009).

19. Шеварднадзе указывает на новые направления во внешней политике Грузии. URL: http://www.civil.ge/

rus/print.php?id=3847 (дата обращения : 17.11.2003). 20. Кулик В. Грузинское танго. URL: http://cdpgs.ukrbiz.net/ archtext.ukrbiz?arch=7296 (дата обращения: 24.03.2003).

Поступила в редакцию 10 июня 2009 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.