АНУФРИЕВА В. С. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД И ИХ СОСТОЯНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация. В статье анализируется становление российско-грузинских отношений после распада СССР. Автор изучает состояние этих отношений в современный период и делает вывод о причинах возникающих конфликтов.
Ключевые слова: СНГ, НАТО, южноосетинский конфликт, визовый режим, дипломатические отношения, винный скандал.
ANUFRIEVA V. S.
FORMATION OF RUSSIAN-GEORGIAN RELATIONS IN THE POST-SOVIET PERIOD AND THEIR CURRENT STATUS
Abstract. The article presents an analysis of the development of Russian-Georgian relations after the Soviet collapse. The author studies the state of these relations in the modern period and concludes on the causes of emerging conflicts.
Keywords: CIS, NATO, Georgian-Ossetian conflict, visa regime, diplomatic relations, wine scandal.
Начало продвижения России в сторону Кавказа относится к раннему периоду истории русского государства. Грузия окончательно вошла в состав Российской Империи в 1810 году. Вплоть до 1991 года она входила в СССР, однако после его распада и по сегодняшний день отношения между Россией и Грузией являются нестабильными и напряженными.
После выхода из состава Советского Союза Грузия проводила политику дезинтеграции с Россией и другими бывшими республиками СССР. Президент Грузии Звиад Гамсахурдиа негативно относился к сотрудничеству с Российской Федерацией.
После военного переворота, который возглавил Эдуард Шеварднадзе (экс-министр иностранных дел СССР), Звиад Гамсахурдиа был смещен со своего поста. Пришедший к власти Шеварднадзе не относился к России враждебно, но на первых порах старался не вступать с ней в тесные взаимоотношения. Такая ситуация складывалась до тех пор, пока в сентябре 1993 Звиад Гамсахурдиа не вернулся в Грузию и не возглавил вооруженные отряды своих сторонников, которые действовали в западной части страны. Чтобы сохранить свою власть, Шеварднадзе обратился к России за военной помощью в обмен на подписание договора о вхождении Грузии в Содружество Независимых Государств и согласие на участие России в миротворческих операциях в Абхазии и Южной Осетии [ 1].
В период президентства Шеварднадзе в российско-грузинских отношениях не происходило крупных конфликтов, однако он придерживался политики балансирования между Российской Федерацией и НАТО. 1 июля 1992 года были установлены дипломатические отношения между Российской Федерацией и Грузией. Базовым межправительственным документом в сфере двустороннего торгово-экономического сотрудничества стало Соглашение о свободной торговле от 3 февраля 1994 г. 1 марта 1994 года Республика Грузия вступила в СНГ [2].
Грузия является одним из членов и учредителей ГУАМ - организации, которая была создана в середине 1990-х гг. и отличается антироссийской направленностью. Помимо Грузии в нее входят Украина, Азербайджан, Молдавия.
В июне 1993 в ходе официального визита грузинской делегации в Брюссель Грузией были предприняты первые меры к установке военно-политического сотрудничества с НАТО. Основными результатом этой деятельности стало подписание 23 марта 1994 года рамочного соглашения о присоединении к программе «Партнерство ради мира» [3, с. 106]. Обострение отношений между Москвой и Тбилиси произошло во время столкновения интересов России с интересами НАТО и Европы в связи с ситуацией вокруг Югославии в 1999 году. На тот момент Грузия добилась немалых достижений в отношениях с НАТО. Так, 5 декабря 1995 года две стороны подписали соглашение об индивидуальной программе сотрудничества. В 1997 году президент Грузии Э. Шеварднадзе посетил Вашингтон со специальным визитом, а 27 января 1999 года Грузия была принята в Совет Европы.
С 2001 года США начали оказывать акцентированную поддержку грузинскому государству в борьбе с организованной преступностью, а с апреля 2002 года начала осуществляться программа «ПООГ» - Программа Обучения и Оснащения ВС Грузии в вопросах реорганизации воинских подразделений по стандартам НАТО [2, с. 166].
В 2000 году был введен визовый режим между Россией и Грузией из-за угрозы проникновения террористов из Панкисского ущелья, куда бежали многие боевики из Чеченской республики.
За время нахождения на посту президента Грузии Михаила Саакашвили степень сотрудничества в российско-грузинских отношениях достигла самой низкой отметки за весь постсоветский период. С начала 2004 года Саакашвили делал резкие заявления в сторону Российской Федерации, обвиняя российскую сторону в попустительстве сепаратистским устремлениям властей Южной Осетии и Абхазии, не желающим урегулировать отношения с Грузией. Однако до конца 2005 года торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Грузией активно развивалось.
В 2006 году произошло несколько крупных скандалов между Российской Федерацией и Грузией: шпионский скандал; скандал, связанный с депортацией грузинских граждан с территории России; винный скандал. Результатом последнего стал запрет ввоза алкогольной и минеральной грузинской продукции на территорию России.
В январе-феврале 2007 года российский ввоз машин, оборудования и транспортных средств на территорию Грузии составлял 5,5 млн. долл. и уменьшился на 26,2% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. [4, с. 133].
Самым напряженным моментом в двусторонних отношениях стало нападение грузинских войск на Южную Осетию 8 августа 2008 года. Россия ввела войска на территорию Южной Осетии, защищая её граждан, многие из которых приняли российское гражданство. После пяти дней боевых действий грузинские войска были вытеснены российскими. В период с 14 по 16 августа конфликтующие стороны подписали мирный план Медведева - Саркози, который положил конец активным военным действиям. Отношения между Россией и Грузией на тот момент находились в остром кризисе. По окончании конфликта высшим руководством Грузии было принято решение о выходе страны из СНГ и разрыве дипломатических отношений с Россией. 26 августа президент России Д.А. Медведев своими указами признал независимость Абхазии и Южной Осетии [5, с. 151].
Формальные отношения между государствами начали осуществляться при посредничестве швейцарских дипломатов. При посольствах Швейцарии в Москве и Тбилиси работают секции интересов Грузии и России [6].
Осенью 2010 года высшее политическое руководство Грузии объявило о введении безвизового въезда для российских граждан, проживающих на территории республик Северного Кавказа. Данное действие грузинская сторона совершила в одностороннем порядке, без каких-либо консультаций с Российской Федерацией. В 2006 году в течение четырех лет единственный легальный пограничный КПП Казбеги - Верхний Ларс на границе между Россией и Грузией был закрыт. КПП был открыт только в марте 2010 года [7]. МИД России принял это данное действие как провокацию [5, с. 151]. В 2012 году Грузия в одностороннем порядке отменила визовый режим с Россией. Соответствующий указ был подписан президентом Грузии Михаилом Саакашвили [1].
В 2013 году в Грузии прошли выборы, за которыми последовали кардинальные изменения во всей политической системе. Президентом республики Грузия стал Георгий Маргвелашвили. Новые грузинские власти воспринимают улучшение отношений с Россией как составную часть продвижения к европейской и североатлантической интеграции.
В результате переговоров грузинские поставщики в конце 2012 года смогли экспортировать в Россию большую партию фруктов, в очередной раз открыв для себя
российский рынок. В 2013 году после июньской отмены эмбарго на импорт товаров из Грузии в Россию была ввезена почти половина всех грузинских вин в количестве 22 миллионов бутылок. Нельзя упускать из виду тот момент, что после «потепления» отношений между Грузией и Россией за первые три квартала 2013 года объем грузинского экспорта в Россию вырос примерно на 80% (или на 83 млн. долларов) [8, с. 22].
В октябре 2014 года между странами было возобновлено регулярное авиасообщение. Результатом этого стало увеличение туристического потока между странами. По данным грузинского МВД, россияне занимают 4-е место по числу иностранных туристов в Грузии: в 2014 году Грузию посетили 17,4 миллионов русских туристов [9, с. 13]. В 2015 году Грузию посетили на 23% российских туристов больше, чем в 2014 году [10].
В декабре 2015 был облегчен процесс выдачи российских виз для граждан Грузии. «Гражданам Грузии будут оформляться деловые, рабочие, учебные и гуманитарные визы любой кратности, а также частные визы вне зависимости от наличия родства между приглашающим и приглашаемым по действительным приглашениям, выдаваемым в установленном порядке органами ФМС России», - сказано на сайте внешнеполитического ведомства [11].
Торгово-экономическое сотрудничество между странами стремительно развивается. Россия занимает 4-е место в списке торговых партнеров Грузии (после Турции, Азербайджана и Украины). Внешнеторговый оборот между государствами за 2014 год составил 780 млн. долларов (7,2% от общей суммы) [9, с. 12]. В 2015 году общий товарооборот между Россией и Грузией составил 958,1 млн. долларов США [12]. Российская Федерация на данный момент является крупнейшим импортером грузинского вина: только за два первых месяца этого года в нашу страну поступило 2,5 миллионов бутылок винной продукции Грузии.
Доля алкогольной и минеральной продукции в грузинском экспорте в Россию составляет 61%. Помимо этого, Грузия поставляет на территорию Российской Федерации: съедобные фрукты и орехи - 13%, черные металлы - 12%, предметы одежды и принадлежности одежды - 4%, минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки - 2%, кофе, чай, пряности - 2%, продукты переработки фруктов, овощей или прочих растений -1%, руды и зола - 1%, земля и камень - 1%, овощи - 1% [12].
В начале 2016 года стало известно, что Грузия планирует увеличить поставку российского газа на свою территорию. Его доля в общем объеме потребления страны может вырасти с 12 до 20 процентов [13].
Стоит отметить, что дальнейшему процессу восстановлению дипломатических отношений мешает абхазский и южноосетинский вопросы, а также тесное сотрудничество
Грузии с НАТО. На официальном сайте российского внешнеполитического ведомства говорится, что Россия обеспокоена ситуацией в регионе в связи с началом практической реализации «Пакете углубленного сотрудничества», который включает расширение масштабов совместных военных учений на грузинской территории [14]. В январе 2016 года Президент Грузии Георгий Маргвелашвили заявил, что 20% территории страны оккупировано Российской Федерацией [15].
Таким образом, двусторонние отношения между Россией и Грузией с момента распада СССР были напряженными и нестабильными. Противоречия возникли сразу после распада Советского Союза. Наиболее критическим моментом в двусторонних отношениях стало нападение грузинских войск на Южную Осетию в 2008 году. С приходом новой власти в Грузии изменился и вектор отношений с Россией: восстановилось авиасообщение, на прилавки российских магазинов вернулась грузинская алкогольная и минеральная продукция, упростился процесс выдачи российских виз для грузинских граждан. Но для того, чтобы полностью восстановить дипломатические отношения, нужно найти компромисс по поводу решения абхазского и южноосетинского вопросов. У Москвы и Тбилиси противоположные мнения на счет статуса Южной Осетии и Абхазии.
Стоит заметить, что для Грузии крайне выгодно торгово-экономическое сотрудничество с Россией. Для Российской Федерации важно, чтобы Грузия не размещала на своей территории военные базы НАТО и сократила сотрудничество с этой военно-политической организацией, которая за последние 30 лет сильно расширилась и подошла к границам нашего государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. История отношений России и Грузии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20130123/919379740.html.
2. Диалог мира и сотрудничества состоялся в Тбилиси [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://regional-dialogue.com/articles.
3. Романов Н. С. Программа НАТО «ПРМ» // Зарубежное обозрение. - 1996. - № 9. -С. 102-112.
4. Бежанишвили З. Р. Между конфликтами и партнёрством: современное развитие российско-грузинских отношений // Полис. - 2008. - № 4. - С.163-173.
5. Казин Ф. А. Взаимоотношения России с Южной Осетией и Абхазией в сравнительной перспективе // Полис. - 2009. - № 1 - С. 130-142.
6. Хмылев В. Л. Современные международные отношения: учебное пособие. -Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 210 с.
7. С. Лавров рассказал об открытии КПП между РФ и Грузией [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/politics/24/12/2009/357297.shtml.
8. Чарая В. Грузино-российские торговые отношения // Грузия - Россия: сборник статей две перспективы по вопросам политики, безопасности и экономики - 2014.
- С. 22-25.
9. Хадарцев Б. Б, Цогоева М. И, Цогов З. Б. Проблемы и перспективы развития российско-грузинских экономических отношений // Журнал научных прикладных исследований. - 2015. - № 9. - С.10-13.
10. Количество российских туристов в Грузии выросло на четверть [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rg.ru/2015/09/03/georgia-anons.html.
11. Гражданам Грузии будет легче получить российскую визу [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://rg.ru/2015/12/22/viza-site-anons.html.
12. Торговый оборот между Россией и Грузией за 1 полугодие 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusexporter.ru/research/country/ detail/3769.
13. Грузия решила вдвое увеличить закупки российского газа [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://rg.ru/2016/01/20/gaz-site-anons.html.
14. МИД РФ: Сотрудничество Грузии и НАТО нарушает обязательства Тбилиси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rg.ru/2015/10/08/gruzia-site-anons.html.
15. Президент Грузии: 20% территории страны оккупировано Россией [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/politics/news/2016/03/10/ n_8351651. shtml.