Александр КУХИАНИДЗЕ
Кандидат философских наук, профессор кафедры политологии Тбилисского государственного университета им. Иванэ Джавахишвили (Тбилиси, Гоузия).
ГРУЗИЯ: КОНФЛИКТЫ, ПРЕСТУПНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Резюме
С окончанием холодной войны возросла роль гражданской безопасности, однако отголоски этой войны про-
являются и сегодня, во время локальных вооруженных конфликтов. В данной статье анализируются гражданские
конфликты и криминализация Грузии в постсоветский период, российско-грузинский конфликт, преступность и насилие в отношении гражданского насе-
ления в зонах конфликтов, причины военного вторжения России в Грузию и вопросы безопасности последней после войны в августе 2008 года.
В в е д е н и е
Окончание холодной войны привело к переосмыслению всей системы безопасности на глобальном, региональном, национальном и местном уровнях. С крахом коммунистической системы у международного сообщества исчез страх перед угрозой ядерной войны и на первый план вышли новые угрозы: локальные вооруженные конфликты, международный и местный терроризм, расползание радиоактивных материалов и такие формы транснациональной организованной преступности, как контрабанда оружия, наркотиков, людей, отмывание денег, насилие и нарушения прав человека в зонах вооруженных конфликтов. Подобно раковой опухоли, коррупция пронизывает собой все эти сферы криминальной деятельности, что особенно остро проявляется в зонах вооруженных конфликтов, где она несет прямую угрозу национальной безопасности. В наши дни к ним следует добавить новые угрозы, возникающие в результате глобального потепления: наводнения, засухи, а иногда, как ни парадоксально, и резкие похолодания. Участились и многие традиционные стихийные бедствия, вроде землетрясений, и техногенные катастрофы, в частности крупные пожары.
Соответственно, в последние десятилетия концепция безопасности стала существенно меняться в сторону обеспечения защиты от так называемых нетрадиционных угроз. Если в период холодной войны государство с его военными и оборонными структурами являлось главным и чуть ли не единственным «провайдером» безопасности для всего общества, то в новый период эта функция постепенно переходит к различным гражданским организациям, как государственным, так и негосударственным, а в центр концепции безопасности ставится уже не государство, а человек и его права. И в системе глобальной безопасности постепенно начинает доминировать не военная безопасность, как было во времена холодной войны, а гражданская безопасность. Однако эта тенденция противоречива и сталкивается с рецидивами холодной войны, что проявляется как в отношениях между Россией и Западом, так и в местных вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве, в первую очередь в противостоянии России и Грузии.
Гражданская безопасность — понятие довольно широкое и многоплановое, однако в данной статье рассматривается лишь один из ее аспектов — безопасность гражданского населения в зонах конфликтов на территории Грузии. Обеспечение безопасности гражданского населения имеет большое значение не только само по себе, но и как цивилизованный способ взаимодействия между сторонами конфликта. Как правило, на Кавказе стороны конфликтов игнорируют свою собственную ответственность за обеспечение гражданской безопасности, но уделяют большое внимание взаимным обвинениям в геноциде и этнических чистках, а также ведению идеологической войны. Различные вооруженные группировки очень часто совершают против мирных граждан такие преступления, как расстрелы, грабежи, насилие и сожжение домов, а также проводят целенаправленную политику по уничтожению целых населенных пунктов в целях закрепления результатов этнических чисток. Различные иррегулярные полувоенные формирования на самом деле представляют собой вооруженные отряды мародеров и националистов, которые выполняют указания и приказы своего политического руководства и при этом безнаказанно совершают тяжелейшие преступления в отношении мирного населения и его имущества.
На Кавказе, в отличие от Западной Европы, гражданским аспектам безопасности уделяется не так много внимания. Здесь вооруженные конфликты разворачиваются в условиях ограниченных демократий или откровенно авторитарных режимов, использующих риторику времен холодной войны не только как инструмент в противостоянии другой стороне, но и в целях обогащения или укрепления личной власти правителей путем подавления прав человека, насилия и преследования политических оппонентов. Соответственно, конфликты эти затрагивают как военный, так и гражданский уровень. Преступления против мирных граждан по политическим и националистическим мотивам, а также в целях наживы в таких случаях становятся неотъемлемыми спутниками конфликтов.
Кавказ — один из самых сложных регионов мира с неразрешенными конфликтами, несогласованными участками государственных границ, стратегически важными транспортными путями, запасами нефти и газа и пересекающимися местническими, сепаратистскими, национальными и глобальными интересами различных культур, этносов, конфессиональных групп и государств. Глобальные и региональные державы и корпорации конкурируют здесь между собой за газ, нефть, транспортные коридоры и политическое влияние, в то время как местные коррумпированные кланы (особенно на Северном Кавказе), организованные преступные группировки и террористические организации стараются извлечь выгоду из политической нестабильности в регионе, подогревая религиозный фундаментализм и этническую вражду как средства манипулирования общественным мнением.
Россия с ее высоким уровнем коррупции является страной, производящей ядерные материалы и технологии; Иран международное сообщество воспринимает в качестве потенциальной ядерной угрозы. Обе эти страны имеют авторитарную власть и серьезные интересы на Кавказе. Случаи контрабанды ядерных и радиоактивных материалов из России через Кавказ неоднократно фиксировались со времен крушения Советского Союза.
Кавказ также является одним из важных коридоров транспортировки афганского героина в Западную Европу и Россию. Война России в Чечне превратила весь Северный Кавказ в зону войны на фоне процветающей коррупции, организованной преступности и религиозного радикализма с повторяющимися терактами, драками и убийствами на почве национализма в других российских регионах. В 2010 и 2011 годах волна столкновений на националистической почве между этническими русскими и кавказцами прокатилась по Москве, Саратову, Ростову-на-Дону и другим городам России.
Гражданские конфликты и криминализация Грузии в постсоветский период (1991-2003 гг.)
Советский идеологический коллапс привел не только к политическому, но и к экономическому кризису в условиях все нарастающей дестабилизации, хаоса, национализма и межэтнических противоречий по поводу будущего политического устройства на постсоветских территориях. В Грузии с ее компактно проживающими этническими меньшинствами это проявлялось особенно четко. Распад государственных структур и деморализация правоохранительной системы, расползание оружия Советской армии и начавшиеся вооруженные этнополитические конфликты создали в стране все условия для широкомасштабной криминализации.
Попытки президента Грузии Звиада Гамсахурдиа создать новый авторитарный режим встретили острое сопротивление оппозиции и привели к гражданской войне в Тбилиси в декабре 1991 — январе 1992 годов. За две недели боев в столице погибло более ста молодых людей, а криминализация с этого времени стала массивно, быстро и открыто разрастаться. Обе противоборствующие стороны обращались к обществу за помощью, предоставляя каждому стороннику оружие. Многие люди, получив оружие, затем скрылись. В считаные дни Тбилиси и регионы Грузии захлестнула невиданная волна бандитизма и вооруженных ограблений. Спрос на оружие приводил к многократным нападениям на российских военнослужащих и грузинских полицейских. Но чаще всего полувоенные и полукриминальные грузинские группировки входили в преступный сговор с российскими офицерами и покупали у них оружие. В течение нескольких недель банды разрослись до размеров микроармий, вооруженных современным советским оружием — автоматами, пистолетами, гранатами, противотанковыми гранатометами и даже бронетранспортерами. Против таких группировок вооруженная пистолетами грузинская полиция была бессильна и просто исчезла, а население было брошено на произвол судьбы.
В отличие от чисто криминальных группировок, полувоенные формирования создавались для выполнения заданий различных политических групп, провозглашавших борьбу за независимость. Джаба Иоселиани создал военизированную группировку под названием «Мхедриони», а Тенгиз Китовани имел свою грузинскую «Гвардию». Оба были основными организаторами военного переворота против президента Гамсахурдиа, пользовавшегося поддержкой российских военных. Переворот привел к тотальному хаосу в стране. Помимо других полувоенных формирований, называвших себя «братствами», свои вооруженные отряды создали компактно проживающие меньшинства: на юге страны — армяне, на северо-западе — абхазские сепаратисты, а на севере — осетинские, в то время как сторонники свергнутого президента Гамсахурдиа контролировали западный регион Самегрело. Все эти группы состояли из плохо обученных и малодисциплинированных добровольцев, объединенных вокруг своих лидеров по феодальному принципу и подчинявшихся только им. Если перед ними ставились политические задачи, то их исполнение, как правило, сопровождалось мародерством, чем особенно отличалась группировка «Мхедриони», которую неоднократно посылали в западную Грузию на подавление сторонников Звиада Гамсахурдиа и которая параллельно занималась грабежами населения. Воевала эта группировка и в Абхазии. Ее лидер Джаба Иоселиани в 1950-х годах участвовал в вооруженных ограблениях квартир в Ленинграде, являлся профессиональным преступником (вором в законе), за что много лет сидел в советских тюрьмах.
Тогдашний руководитель Грузии Эдуард Шеварднадзе активно использовал военизированные формирования Иоселиани и Китовани против вооруженных отрядов экс-президента Гамсахурдиа. Эти «крестовые походы», как называли их в народе, сопровождались мародерством, насилием, грабежами и убийствами. Позже, когда начался вооруженный конфликт в Абхазии, эти формирования воевали и участвовали в грабежах местного населения, ведь Абхазия была самым роскошным регионом бывшего Советского Союза, так называемой Советской Ривьерой. Подобным образом вели себя и абхазские вооруженные группы, когда их представители селились в захваченных домах этнических грузин.
Несмотря на поражение грузинских вооруженных формирований в Абхазии, эта война помогла Шеварднадзе переключить неприязнь грузинского общественного мнения на Россию и сепаратистов как внешних врагов, а также нанести военное и идеологическое поражение сторонникам Гамсахурдиа — «звиадистам». «Мхедриони» и «Гвардия» выполнили поставленные задачи, и после окончания вооруженного конфликта Шеварднадзе в них более не нуждался1. Оба лидера этих формирований под различными предлогами были посажены в тюрьму, а группировка «Мхедриони» распущена в 1995 году. Параллельно
1 Худшая судьба ждала чеченский батальон «Восток» после нападения России на Грузию в 2008 году.
Шеварднадзе удалось провести парламентские выборы 1992 года и стать председателем парламента, а затем и президентом Грузии, укрепить полицию, создать правительственные войска и назначить на ключевые должности в правительстве своих бывших коллег.
В Грузии в 1990-х годах воры в законе, помимо контроля над преступными группировками, активно проникали в экономику страны — они участвовали в приватизации и отмывании денег, контролировали рынки, малый бизнес и контрабанду. Этот контроль осуществлялся в сотрудничестве с полицией, которая в тот период также была сильно деморализована в результате проникновения в ее ряды преступных и коррумпированных элементов. Нарушения прав человека, пытки, незаконные аресты, вымогательство денег у бизнесменов и водителей автомобилей, взяточничество, фальсификация результатов расследований, прямое участие в преступлениях и даже убийствах были в полиции обычной практикой.
Криминализация политики также была характерным явлением в 1991—2003 годах. Это проявлялось в основном в форме незаконного и несправедливого перераспределения государственной собственности в ходе ваучеризации, приватизации и аукционов, в хищениях средств, выделяемых в помощь Грузии западными донорами, в невиданных масштабах коррупции и прямом сращивании с профессиональными криминальными группами, в первую очередь с теми, что были связаны с контрабандой различных товаров через плохо охраняемые границы Грузии2.
Коррумпированность и слабость центральных государственных и силовых структур Грузии в 1990-х годах привела к усилению сепаратистских движений в Абхазии и Южной Осетии, которые всегда опирались на поддержку со стороны России. Стараясь вернуть влияние в регионе, Россия использовала все возможные методы — военную, финансовую, моральную и политическую поддержку сепаратистских режимов, а также экономическое, политическое и прямое военное давление на Грузию.
Помимо каспийской нефти в 1990—2003 годах существовали и другие факторы, которые приковали к Грузии внимание крупных государств и международных организаций: контрабанда наркотиков, оружия, ядерных и радиоактивных материалов, людей, незаконная миграция и передвижения представителей международных террористических организаций. Все эти виды преступлений представляли собой серьезную угрозу национальной безопасности как Грузии, так и других стран.
Проблема контрабандной торговли через Абхазию и Южную Осетию оказалась особенно острой, так как она была тесно переплетена с проблемой сепаратизма и приводила к росту преступного насилия в этих регионах. Самопровозглашенные республики создали неконтролируемые зоны с высоким уровнем концентрации оружия и криминальных авторитетов, что способствовало широкому распространению насилия, убийств, похищений людей, взятия заложников и многих других тяжких преступлений. Неразрешенные конфликты создали благодатную почву для удержания местными кланами власти путем недопущения или ограничения демократии, нагнетания милитаризма, а также для использования власти в целях незаконного обогащения. Такое состояние дел представляло собой серьезную угрозу национальной безопасности Грузии3.
Постоянное ухудшение состояния экономики, повторяющиеся секвестры государственного бюджета, упадок морали, социальный пессимизм и фальсификации властями результатов президентских и парламентских выборов привели к глубокому политическому кризису, смене власти и проведению радикальных антикоррупционных и антикриминальных реформ в результате «революции роз» в ноябре 2003 года.
2 См.: Кухианидзе А., Купатадзе А., Гоциридзе Р. Проблема контрабанды в Грузии: Абхазия и Цхин-вальский регион. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.) [http://traccc.gmu.edu/pdfs/publications/Georgia_Publications/ Kukhianidze_Kupatadze_SmuggHng_Georgia_Geo.pdf].
3 См.: Там же.
Российско-грузинский конфликт
Из-за открытой поддержки Россией сепаратизма на грузинской территории и стремления Грузии к интеграции в евро-атлантическое сообщество отношения между двумя странами после крушения СССР постоянно ухудшались. Напряженность достигла крайней точки в 2006 году после российского шпионского скандала в Грузии и объявления Россией экономических санкций: запрета на ввоз в Россию грузинских вин, минеральных вод и сельскохозяйственной продукции, а также на автомобильное, железнодорожное, морское, воздушное и почтовое сообщение. Российские власти инициировали также массовую депортацию из России этнических грузин. Все эти меры больно ударили по народу Грузии, а не по правительству Михаила Саакашвили, вызвав у грузинского населения глубокую обиду и резко отрицательное отношение к России.
В 2007 и 2008 годах Россия и Грузия решительно приближались к вооруженному конфликту. В 2007 году российское руководство приняло решение приостановить участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который был подписан в Париже 19 ноября 1990 года и вступил в силу 9 ноября 1992 года4, что освобождало его от необходимости закрыть российские военные базы в Грузии, в частности гудаутс-кую военную базу в Абхазии, и позволяло строить новые, что и было сделано уже после войны с Грузией в Абхазии и Южной Осетии. После Бухарестского саммита НАТО в апреле 2008 года, на котором Грузии и Украине было отказано в предоставлении статуса кандидатов на членство в НАТО, российское руководство приняло решение о выходе из договора президентов стран СНГ от 19 января 1996 года о санкциях в отношении сепаратистского режима в Абхазии, что позволяло России беспрепятственно осуществлять как гражданские, так и военные поставки в Абхазию.
После блокирования этих международных соглашений в мае — июле 2008 года российские десантные подразделения, действовавшие под видом миротворческих сил, начали открытую оккупацию территории Грузии в Абхазии, а российские железнодорожные войска под предлогом гуманитарной помощи Абхазии — восстановление железнодорожного пути от Сухуми до Очамчирского района. Эти действия рассматривались грузинским руководством как начало оккупации Грузии и подготовка военной инфраструктуры к войне, поэтому к концу июля 2008 года оно ожидало нападения России со стороны Кодорского ущелья Абхазии, которое всегда оставалось под контролем грузинского правительства и в котором проживало грузинское население. Однако с начала августа 2008 года резко обострилась ситуация в Южной Осетии, что проявилось в подрыве осетинскими сепаратистами грузинской полицейской автомашины, обстрелах грузинских населенных пунктов вокруг города Цхинвали, массовой эвакуации осетинского населения из Цхинвали в Россию, отказе российских миротворцев от своих обязанностей по усмирению сепаратистов, проведении широкомасштабных военных учений на Северном Кавказе по отработке вторжения российских войск на территорию Грузии через Южную Осетию и Абхазию, а также массированной обработке российского общественного мнения в целях идеологического оправдания нападения России на Грузию. Официальным оправданием российского вторжения в Грузию была защита «российских граждан», которым, согласно заключению международной комиссии Европейского союза под руководством Хайди Тальявини, незадолго до начала войны Россия незаконно предоставила этот статус. С юридической точки зрения это означает, что все вторжение на территорию Грузии было незаконным. Однако само грузинское руководство несет ответственность за жизнь, здоровье и имущество своих граждан на
4 См.: Баранов H.A. ДОВСЕ и проблемы ограничения обычных вооружений [http://nicbar.narod.ru/ nazbez_lekzia10.htm].
своей собственной территории, поэтому оно рассматривало пресечение преступных действий вооруженных сепаратистов, обстреливавших населенные пункты Грузии, как свою обязанность перед гражданами страны. Единственное, что оно не просчитало, — это наличие у России заранее подготовленного плана по втягиванию Грузии в широкомасштабную войну посредством провоцирования Грузии осетинскими сепаратистами. В этой войне Россия преследовала многоплановые цели: отторжение от Грузии территорий Абхазии и Южной Осетии, полный захват территории и смену правительства в самой Грузии, осуществление контроля над стратегически важным Центральным Кавказом и посредством этого расстройство планов по транспортировке каспийской и цен-тральноазиатской нефти и газа в обход России, а также недопущение Грузии в НАТО. Этот план был осуществлен лишь частично: оккупация Абхазии и Южной Осетии не привела к отказу Грузии от интеграции в евро-атлантические структуры и к ликвидации независимых от России путей транспортировки энергоресурсов из Центральной Азии и Каспия через Центральный Кавказ в Европу. Бакинский политолог Шахин Аб-басов, выступая в программе «Кавказские перекрестки» на Радио Свобода в мае 2009 года, заявил: «Россия не добилась своих целей в первой войне, их целью была не независимость Абхазии и Южной Осетии. Целью было блокировать Западу доступ в Грузию и весь регион. Эта цель не была достигнута»5.
Преступность и насилие в период российского вооруженного вторжения в Грузию в августе 2008 года
Война сама по себе есть форма грубого насилия и массовых убийств, но одно дело — столкновения военных на поле боя, другое — насилие и убийства со стороны военных и, в особенности, малодисциплинированных добровольцев в отношении мирного населения или пытки и убийства невооруженных военнопленных. В этом отношении российско-грузинский конфликт оказался классическим примером нецивилизованного отношения к гражданскому населению. Есть, правда, в нем и некоторые изменения по сравнению с вооруженными конфликтами 1990-х годов в Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе и Чечне. Эти изменения заключаются в том, что еще в 2004 году указом президента Грузии Михаила Саакашвили в Грузии были запрещены все добровольческие неформальные военизированные формирования. Наиболее крупными из них являлись такие вооруженные партизанские отряды, как «Лесные братья» и «Белый легион», которые дислоцировались в Гальском районе Абхазии и Зугдидском районе Мегрелии. Таким образом, к началу военного вторжения России на территории Грузии не было ни одного «добровольческого» негосударственного вооруженного формирования, а криминогенная ситуация, за исключением неконтролируемых сепаратистских регионов, была самой низкой за всю историю Грузии. Все вооруженные формирования представляли собой войска Министерства обороны и Министерства внутренних дел Грузии. Обе эти силовые структуры уже находились на стадии завершения реформирования, которое включало в себя как профессиональную подготовку и оснащение, так и комплекс мер по обеспечению высокого уровня дисциплины и ответственности и низкого уровня коррупции среди личного состава. К августу 2008 года Грузия имела немногочисленные, но хорошо подготов-
5 Грузию ожидает новая война с Россией? // Новый регион, 27 мая 2009 [http://www.nregion.com/txt. php?i=31523].
ленные и оснащенные по стандартам НАТО воинские подразделения и новый состав реформированной и некоррумпированной полиции, что в корне меняло характер отношений между грузинскими военными и правоохранителями и гражданским населением в зоне боевых действий. К этому времени в результате проведения антикоррупционных и антикриминальных реформ организованная преступность в Грузии (за исключением Абхазии и Южной Осетии) была полностью разгромлена и со стороны Грузии не представляла собой сколько-нибудь серьезной опасности для населения ни в зоне боевых действий, ни за ее пределами.
В ходе и по окончании боевых действий как российская, так и грузинская сторона интенсивно обвиняли друг друга в нарушении прав человека, геноциде и этнических чистках. Ввиду того что российская сторона не допустила к расследованию возможных военных преступлений на оккупированных грузинских территориях ни одну международную организацию, включая представителей нейтральных стран, расследование российской прокуратуры и заявления руководителей России и Южной Осетии о геноциде осетинского народа со стороны Грузии не вызывают доверия у международного сообщества. Международная комиссия по расследованию результатов российско-грузинского конфликта под руководством Хайди Тальявини пришла к выводу, что нет никаких доказательств геноцида в отношении осетин со стороны силовых структур Грузии.
Напротив, с самого начала боевых действий на территории Южной Осетии и Го-рийского района оказались многочисленные добровольческие вооруженные группировки с Северного Кавказа, в особенности казацкие и чеченские отряды, печально известные своей жестокостью в отношении мирного населения Северного Кавказа. Вместе с местными осетинскими криминальными группировками они развернули кампанию террора, убийств мирных граждан, разграбления и сожжения их домов, угона скота и автомобилей, а после окончания боевых действий — целенаправленного и систематического уничтожения грузинских населенных пунктов, окружавших столицу Южной Осетии Цхинвали. Все это происходило при попустительстве российской армии, а результаты целенаправленных разрушений сегодня хорошо видны, если посмотреть карту района Цхинвали в Интернете в программе Google.map. Массовое мародерство и издевательства над мирным населением со стороны российских добровольческих вооруженных подразделений стали составной частью российской операции по «принуждению Грузии к миру». Трудно предположить, что премьер-министр России Владимир Путин, который непосредственно руководил этой операцией, ничего не знал об этих преступлениях в отношении грузинского народа. В результате этнических чисток Ко-дорское ущелье в Абхазии обезлюдело и более двадцати тысяч граждан Грузии оказались изгнанными из Южной Осетии, среди них и этнические осетины. Российская армия имела свою долю в этом деле, занимаясь в основном разграблением Потийского морского порта и грузинских военных баз вплоть до унитазов и белья, и попутно — гражданских объектов, включая банкоматы. Все это хорошо задокументировано и показано по телевидению грузинскими и иностранными тележурналистами, работавшими в зоне вооруженного конфликта.
Согласно расследованию парламентской комиссии Грузии, во время войны не работала система гражданской обороны, в результате чего грузинские власти не обеспечили эвакуацию местного населения из зоны боевых действий в Южной Осетии, Горийском районе и Кодорском ущелье, а туристы из разных стран были заблокированы в зонах отдыха в Сванетии, Аджарии и других регионах Грузии. Невозможно было тушить пожары, неоднократно искусственно создаваемые российскими военными вертолетами в Национальном парке Боржомского ущелья Грузии.
После российского военного вторжения в Грузию в августе 2008 года отношения между двумя странами остаются крайне враждебными без какой-либо перспективы на улучшение в обозримом будущем.
Безопасность Грузии после российского военного вторжения в августе 2008 года
Война против Грузии привела к эйфории среди российских политиков, военных и приближенных к политическим кругам экспертов. Статьи российских военных экспертов стали доказывать необходимость уничтожения Грузии как государства, или, говоря языком российских аналитиков, десуверенизации Грузии и ее полного расчленения на вассальные квази-государства. Например, Михаил Александров, руководитель отдела Закавказья Института стран СНГ, после войны критиковал российские власти за отказ от захвата Тбилиси по причине нежелания портить до конца отношения с Западом и считал, что России следует расчленить Грузию и превратить ее в некую конфедерацию государств, связанную лишь символическим центром в Тбилиси6. Другой российский военный эксперт, Алексей Ващенко, считает, что существует антироссийская дуга, по которой реализуется проект «Шелковый путь», в котором принимают участие Запад, Китай и страны СНГ, ведущие свою работу против России, и эта дуга идет именно через Грузию, которая стала основным плацдармом НАТО в реализации этого плана и представляет наибольшую опасность для будущего России. А потому остающийся кусок Грузии Россия должна как можно скорее расчленить7. Министр обороны России во время официального визита в Анкару в ноябре 2008 года заявил, что попытка вхождения Грузии в НАТО может привести к еще более серьезному конфликту между Грузией и Россией8. И, наконец, уже в ноябре 2011 года сам президент России Дмитрий Медведев прямо заявил, что причиной войны с Грузией было предотвращение вхождения последней в НАТО9.
Такие высказывания российских руководителей по поводу недопущения Грузии в НАТО воспринимаются грузинским руководством как раскрытие истинной причины российского вторжения в августе 2008 года, а защита российских граждан оказывается лишь поводом для вторжения, подобным тому предлогу, под которым нацистская Германия вторглась в Чехословакию в 1939 году. Неоднократно выдвигаемые российским руководством идеи о неких особых сферах влияния и привилегированных интересах России на постсоветском пространстве несут в себе потенциальную опасность для Грузии и других бывших советских республик. Они «заключаются в том, что Россия будет неким евразийским полюсом, а «под ней» будут ходить другие страны постсоветского простран-ства»10.
Причиной войны между Грузией и Россией являются не защита российских граждан, а прямо противоположные ценностные ориентации и основанные на них внешнеполитические приоритеты. Грузия стремится в евро-атлантические структуры и видит себя в будущем членом НАТО и Европейского союза, Россия же враждебно относится к НАТО и противится сближению Грузии с Европейским союзом. Грузия в качестве свое-
6 См.: Александров М. Начало конца ельцинской эпохи. Как нам обустроить постсоветское пространство, 10 марта 2008 [http://www.apn.ru/publications/article20771.htm].
7 Ващенко А. (военный эксперт). Расчленение Грузии как политическая необходимость. Антироссийская дуга и ее архитекторы, 29 сентября 2008 [http://www.apn.ru/publications/article20753.htm].
8 См.: Глава МО России: втягивание Грузии в НАТО может спровоцировать более серьезный конфликт // Новый Регион, 18 ноября 2008 [http://nregion.com/txt.php?i=27870].
9 См.: Медведев: Война с Грузией предотвратила расширение НАТО // Грани.ру, 21 ноября 2011 [http:// grani.ru/Politics/Russia/d.193273.html].
10 См.: Американский эксперт об отношениях России и США: НАТО, ПРО, Грузия, Украина, Иран, Нагорный Карабах, Афганистан, 8 июля 2009 // REGNUM [http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/georgia/ 1183941.html].
го политического идеала выбрала либеральную демократию западного типа, Россия же опирается на великодержавные идеи, считая себя главным полюсом на постсоветском пространстве, и в этом состоит главный конфликт между Грузией и Россией. Руководство России и ее армия, которые уничтожили сотни тысяч человек в Чечне, а всех чеченских сепаратистов объявили террористами, которых надо «мочить в сортире»11, всегда поддерживали абхазских и осетинских сепаратистов. Скрываясь под маской миротворца и посредника, Россия незаконно снабжала последних автоматами, танками, бронетранспортерами, боевыми вертолетами и самолетами и направляла их против Грузии. Такая политика и привела к военному противостоянию между Россией и Грузией и резкому осложнению геополитической ситуации во всем Кавказском регионе, включая и Северный Кавказ.
Другой серьезной причиной конфликта между Грузией и Россией является стремление последней к монопольному контролю над энергоресурсами Каспия и Центральной Азии, который Грузия подрывает. С точки зрения России тот, кто контролирует Грузию, контролирует транзит нефти и газа из Каспия и Центральной Азии на Запад. Суть неоимпериалистических устремлений России в том, что восстановление ее доминирования на территории бывшего СССР, и в первую очередь в Грузии, необходимо ей для монопольного контроля над энергоресурсами и выкачивания миллиардов евро из Европейского союза путем произвольной установки спекулятивных цен на нефть и газ. В ходе войны Россия успела продемонстрировать свою способность парализовать работу стратегически важных транспортных коммуникаций Грузии, взорвать главную железнодорожную магистраль и произвести бомбардировки в непосредственной близости от нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан, что является своего рода угрозой остальному миру.
До войны с Россией основной угрозой безопасности местного населения в зонах конфликтов являлась связанная с контрабандой организованная преступность, а после войны на первый план вышла российская военная угроза. Согласно проведенному нами в декабре 2008 года опросу населения, проживающего у линии прекращения огня вдоль реки Ингури в Зугдидском районе Грузии, наибольшую опасность для себя население видит в расположенной на территории Гальского района российской армии — 80%, а также (по убывающей) со стороны абхазских криминальных элементов — 53%, абхазских вооруженных формирований — 41% и грузинских криминальных элементов — 17%12. Новая концепция национальной безопасности Грузии, принятая в 2012 году, рассматривает Россию как основную угрозу безопасности грузинского государства и его населения13.
Учитывая, что ни Грузия, ни Россия не добились своих целей военным путем и конфликт между ними сохраняется, возможность нового витка конфронтации и военного вторжения не снимается с повестки дня. Ситуация в Кавказском регионе ухудшается в связи с ростом напряженности вокруг иранской ядерной программы и угрозой военного
11 Русское жаргонное выражение, означающее физическое истребление людей, к которому публично призывал президент России Владимир Путин в отношении лидеров чеченского сопротивления. Данное высказывание прозвучало в комментариях Путина о событиях 23 сентября 1999 года, когда российская авиация нанесла ракетно-бомбовые удары по аэропорту города Грозного, нефтеперерабатывающему заводу и жилым кварталам в северных пригородах Грозного (см.: Мочить в сортире // Википедия [http://ru.wikipedia.org/ wiki/].
12 См.: Kukhianidze A. Ways of Resolving the Problems of Crime and Ensuring Security of the Population in the Zugdidi District of Georgia and Along the Left Bank of the River Enguri. В кн.: Georgian and Abkhaz Perspectives on Human Security and Development in Conflict-Affected Areas. A Policy Research Initiative. Madrid: CITpax, May 2009.
13 См.: National Security Concept of Georgia. P. 7—8 [http://www.nsc.gov.ge/files/files/National%20Security %20Concept.pdf].
столкновения между, с одной стороны, Ираном и, с другой стороны, Израилем и Соединенными Штатами. Россия в такой ситуации пытается усилить свои позиции, готовясь к проведению военных учений «Кавказ-2012» в сентябре 2012 года, направленных на отработку планов нового военного вторжения на Центральный Кавказ14. В свое время учения «Кавказ-2008», на которых отрабатывались планы по введению войск в Южную Осетию, переросли в нападение на Грузию.
Является ли политика нейтралитета средством обеспечения национальной безопасности для Грузии? Такой опыт у Грузии уже был в 1918—1921 годах, когда меньшевистское правительство проводило политику жесткого нейтралитета. Немецкий социал-демократ Карл Каутский, который находился в Грузии с сентября 1920 по январь 1921 года, писал о политике жесткого нейтралитета, которую в тот период проводило правительство Грузии, особенно в отношении России и Турции, что было отражено в Декларации независимости Грузии, принятой 26 мая 1921 года и провозглашавшей политику твердого нейтралитета в любых международных конфликтах, которые могут возникнуть15. Однако это не помогло Грузии предотвратить вторжение 11-й Красной Армии и советскую оккупацию в феврале 1921 года. Политика нынешнего российского руководства также направлена на подрыв государственности и территориальной целостности Грузии, не оставляя никаких шансов последней на сохранение своего суверенитета путем осуществления политики нейтралитета.
Является ли «мягкая сила» средством обеспечения гражданской безопасности и разрешения конфликтов, как это часто рекомендуют грузинскому правительству эксперты и политики Запада? Осуществление мягкой силы и создание свободного демократического общества в Грузии имеет хорошие перспективы, однако это не гарантирует возвращения Абхазии и Южной Осетии в лоно Грузии даже в отдаленном будущем — необходимо также наличие глубокого кризиса в России и сепаратистских регионах. Германия смогла объединиться лишь в результате кризиса в Советском Союзе. Несмотря на то что Южная Корея давно уже представляет собой привлекательный пример для Северной Кореи, они не смогут объединиться до тех пор, пока в результате внутреннего кризиса не рухнет коммунистическая диктатура в Северной Корее. Привлекательность американской демократии не привела к смене коммунистического режима на Кубе в течение последних пятидесяти четырех лет.
Надежды на демократическое развитие самой России и ее сближение с Западом рухнули после президентских выборов в 2012 году и победы на них Владимира Путина, поэтому в отношениях между Грузией и Россией в ближайшее десятилетие в лучшем случае можно ожидать лишь малую холодную войну, а в худшем — новое российское военное вторжение. Такого вторжения Грузия может избежать, лишь став полноправным членом Североатлантического альянса, косвенным доказательством чего является вхождение в НАТО трех прибалтийских республик, в результате которого была проведена красная линия, которую Россия пересечь не может, и стабилизировалась военно-политическая ситуация в регионе. В отношении Грузии такой красной линии нет, поэтому ситуация крайне нестабильна и в любое время Россия может осуществить военную интервенцию, для этого и созданы военные базы на территории Абхазии и Южной Осетии.
14 См.: Коновалов С.И. Маневры особой важности. Генштаб разрабатывает план масштабных стратегических учений, исходя из возможной атаки Израиля и США по Ирану, 16 января 2012 [http://www.ng.ru/ politics/2012-01-16/3_kartblansh.html].
15 См.: Kautsky К. Georgia: A Social-Democratic Peasant Republic — Impressions and Observations. Chapter X. The Foreign Policy of the Republic. London: International Bookshops Limited, 1921 [https://epress.anu.edu. au/archive/kautsky/1921/georgia/ch06.htm].
Проблема для Грузии заключается в том, что, несмотря на декларативные заявления НАТО о том, что Грузия будет ее членом, и интенсификацию интеграции Грузии в НАТО, последняя не предоставляет Грузии никаких гарантий безопасности в случае угрозы прямого российского вторжения. В результате чем ближе Грузия к НАТО, тем выше угроза вооруженного нападения России и острее проблема безопасности Грузии. На вопрос о том, кто остановит российскую армию в случае, если вопрос о принятии Грузии в НАТО в будущем встанет в повестку дня, НАТО не дает никакого ответа.
3 а к л ю ч е н и е
Реформы правоохранительной и военной системы, проведенные в Грузии после «революции роз», а также полный запрет на какие-либо негосударственные добровольческие военизированные вооруженные формирования способствовали большей защищенности гражданского населения от преступности и насилия в зонах вооруженного противостояния со стороны Грузии. Присутствие многочисленных добровольческих казацких и северокавказских вооруженных групп и местных осетинских банд привело к многочисленным преступлениям в отношении мирного населения и его собственности со стороны России и осетинских сепаратистов.
В отличие от российский стороны, которая во время подготовки к нападению заблаговременно эвакуировала подавляющее большинство населения Цхинвали, с грузинской стороны система гражданской безопасности не работала и с подконтрольной ей части зоны конфликта население не было эвакуировано, что привело к многочисленным убийствам граждан Грузии, разграблению их имущества и этническим чисткам, совершенным российскими и югоосетинскими мародерствующими добровольцами.
Политика нейтралитета не спасет Грузию от российской военной угрозы, однако и интеграция в НАТО усиливает опасность нового военного вторжения России, поэтому единственный выход — юридически обязывающие гарантии безопасности со стороны НАТО или США еще до формального вхождения Грузии в НАТО.
Политика мягкой власти и создание свободного демократического общества открывают хорошие перспективы по превращению Грузии в привлекательную страну. Однако без наличия глубокого кризиса в России и сепаратистских регионах Грузии и это не гарантирует мирного возвращения Абхазии и Южной Осетии в лоно Грузии даже в отдаленном будущем.