Litera
Правильная ссылка на статью:
Лобанова Т.Н. — Внешнеполитическая проблематика в китайском политическом медиадискурсе: лингвистический анализ (на примере анализа выпусков канала "CCTV^ÄB^") // Litera. - 2019. - № 2. DOI: 10.25136/2409-8698.2019.2.29074 URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=29074
Внешнеполитическая проблематика в китайском политическом медиадискурсе: лингвистический анализ (на примере анализа выпусков канала "СС^Ф^Ш ")
Лобанова Татьяна Николаевна
кандидат педагогических наук доцент, Московский государственный областной университет 129327, Россия, Москва, г. Москва, ул. Ленская, 7, кв. 118
Статья из рубрики "Дискурс"
Аннотация.
Предметом исследования является внешнеполитическая проблематика китайского политического медиадискурса. Объектом исследования является китайский политический медиадискурс. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как «аналитическая концепция китайского политического дискурса, его структура, характеристики" и "дискурсные практики". Основное содержание исследования составляет анализ выборки медиатекстов выпусков новостных и аналитических каналов «CCTV ФХИШ, «CCTV и ШШШф», доступных для просмотра c российской
территории по «горячей» внешнеполитической проблематике. В статье на объективных основаниях изучаются вопросы языкового оформления таких политических конструктов, как «Американо-китайская торговая война 2018», «Выход США из Договоров»в китайских государственных медиа. Автор, используя методы качественного и количественного контент-анализа, критического дискурс-анализа в сочетании c методами контекстуально-политического анализа, исследует сущностные особенности позиционирования Китая в международных отношениях в ходе освещения современной внешнеполитической проблематики. К основным выводам проведенного исследования можно отнести вычлененные особенности дискурсных практик в китайских медиа. Изложенная концепция китайского политического медиадискурса в сочетании c междисциплинарной методологией определяют новизну исследования, поскольку эти аспекты до сих пор не выступали предметом комплексного исследования в отечественном языкознании. Особым вкладом автора в исследование политического дискурса является дискурс-анализ непереведенных аналитических передач китайских медиа. Автор обновляет проблематику политического дискурса, выделив основные лингвистические характеристики китайских медиатекстов (на примере анализа выпусков канала «CCTV ФХНШ).
Ключевые слова: лингвистический анализ, медиатекст, Китай, контент-анализ, внешнеполитический анализ, дискурсные практики, критический дискурс-анализ, китайский политический медиадискурс, перевод, внешнеполитическая повестка
DOI:
10.25136/2409-8698.2019.2.29074
Дата направления в редакцию:
07-03-2019
Дата рецензирования:
01-03-2019
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования связана как с необходимостью расширения контактов, опосредованных китайским языком, в т.ч. в медиа, а также рядом лингвистических и экстралингвистических факторов таких как: медиатизация социальной сферы, политики и коммуникаций; трендом на медиалингвистические исследования; отсутствием лингвистического описания политического медиадискурса КНР в сопряженности с внешнеполитическим анализом; дефицитом материала теоретического и методологического характера в отношении изучения современного политического медиадискурса Китая плюс недостатком эмпирических данных.
Настоящее время исследователями обозначается как пятое поколение войн, именуемых гибридными. Конструирование событий, образов и международных акторов массмедийными средствами является основным механизмом, формирующим такое воздействие, а магистральным исследовательским взглядом на проблемы взаимосвязи массмедиа и реальности становится конструктивизм, пришедший на смену традиционной «зеркальной теории» массовой коммуникации. В научном дискурсе исследователей-филологов и политологов в 2016-2019 гг. доминирует пост-правда, фейковые новости, дигитальные и информационные войны с сочетанием военных и невоенных средств.
В основу исследования положена гипотеза о том, что китайский политический медиадискурс: 1) формируется и определяется официальным внешнеполитическим курсом КНР: он также продиктован интересами правящей элиты; 2) в КНР взаимодополняемы два процесса: медиатизация политики и политизация медиа; однако декларируемые в документах МИД приоритеты не всегда совпадают с транслируемыми в СМИ; 3) лингвомедийные технологии китайских СМИ манипулятивны -наряду с актуальной медиаповесткой выступают дискурсивным оружием и «мягкой силой» КНР; 4) анализ и выявление приоритетов или конкуренции дискурсов в медиа позволяют прогнозировать направление внешнеполитических устремлений китайского руководства.
Целью статьи является лингвистический анализ китайского политического медиадискурса (далее - КПМ) на базе выборки медиатекстов 2018 г. выпусков новостного и аналитического канала {ССТУ ФЛИ , (ШШИ и^0 Ж ^ с вычленением«горячей» внешнеполитической проблематики. В задачи входит: 1) подобрать теоретические основания и методологические принципы анализа КПМ; 2) обосновать необходимость использования междисциплинарного подхода как
методологически обеспечивающего целостность изучаемого феномена; 3) выбрать и описать релевантные методы эмпирического лингвистического анализа КПМ; 5) показать на примерах, что КПМ современных китайских медиа «ответственен» за состояние политического; 6) провести сравнительный лингвистический анализ медиатопиков по избранным параметрам на основе выпусков новостного и аналитического канала "CCTV ФХН^ "с вычленением «горячей» внешнеполитической проблематики, сопоставить результаты с гипотезой и итогами иных исследований.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
И КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕДИАДИСКУРСА
Теоретико-методологическую базу исследования составляютработы российских и зарубежных авторов, посвященные медиакоммуникациям, политическому дискурсу и лингвистическому анализу: вопросы государства, медиасреды и обеспечения информационно-коммуникационной безопасности --21; концепции политического дискурса и политической коммуникации -Ш; [6]; J91; --201; концепции «компьютерного дискурса» и «компьютерно-медийного дискурса» --81; концепции массмедийного дискурса и функционирования языка в сфере массовой коммуникации --41; --51; --61; ¿И; П51; методология текстового и дискурс-анализа И01; ИИ; ИИ; ИЗ!; Ц51; HZ1; IML методология и процедуры количественного и качественного контент-анализа -Ш1; И61; методология внешнеполитического анализа [141 и др.
С исследованием дискурса, в частности дискурс-анализом, связаны работы следующих ученых: Г. Кресс, Р. Водак, Н. Фэрклоу, М. Рэйсиглу (1989-2000). По мнению Г. Кресса критический дискурс-анализ (далее - КДА) в 1990-е гг. становится отдельной теорией,
открывающей принципиально новое направление в современной лингвистике --111. При становлении методологии КДА c 1989 г. сформировались различные подходы: нам перспективным представляется дискурсивно-исторический подход Р. Водак (the discourse-historical approach DHA) --181.
Основной задачей КДА является выявление примеров взаимного влияния языка и социального устройства, а также концептуализация языка как формы социальной практики. Важным аспектом выступает критический взгляд на социальные явления, выраженные политической установкой, т.е. он включает политический и идеологический компонент; формирует междисциплинарную процедуру. Критический дискурс-анализ рассматривает дискурс через язык как форму социальной практики. КДА рассматривает дискурс через язык как форму социальной практики. Центральными понятиями в КДА выступают власть, идеология, доминирование, предрассудки и репрезентация. Дискурсивный подход предоставляет широкий диапазон возможностей по изучению поведения коммуникантов в процессуально-деятельностном ключе. Именно поэтому сегодня в политическом дискурсе доминируют языковые знаки, выражающие не прямые предметно-логические значения, а образно-метафорические, отражающие политическую действительность образно.
В исследовании мы также исходим из того, что политический медиадискурс представляет собой пересечение политического, медийного и компьютеро-опосредованного дискурса в пространстве массовых коммуникаций. Политический медиадискурс функционирует в
межинституциональной, межкультурной и виртуальной среде -U01.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫБОРКА
Кроме медиатекстов, представленных электронными версиями периодических изданий, анализировать можно и выпуски аналитических передач центральных китайских телеканалов, посвященных внешнеполитической проблематике. Отличительной особенностью медиатекстов данного жанра является наличие невербальной визуальной части, которая в совокупности с вербальными знаками (речью и иероглифическим сопровождением) обеспечивает эффективное воздействие на массовую аудиторию (видеоряд, звуковое сопровождение и т.д.).
Процедура классического контент-анализа предполагает вычленение единицы анализа -категории - компоненты текста. Самый простой способ оценки - подсчитать частоту встречаемости категории (предполагается определенная взаимосвязь между частотой содержания и значением) [11, с 93-991. в нашем случае по типологии (аналитическим целям и инструментам анализа) контент-анализ представляет собой семантико-прагматический анализ, предполагающий соотнесение эффекта с определенными словами или предложениями, несущими значение, и такими синтаксическими единицами в нашем случае выступают заголовки выпусков передач канал С ССТУ ФЛН 1?К»за 2018 г.и предположительно семантико-прагматическими единицами выступят словосочетания ШШ ^ [американо-китайская торговая война] и ^Нй ® "[США последовательно выходят из Договоров]. С позиций контекстуально-политического анализа 2018 год ознаменовался такими событиями, как 40-летие политики реформ и открытости, 5-летие инициативы «Один пояс - один путь», внесение поправок в Конституцию КНР, период противостояния США и Китая по вопросу таможенных пошлин. Весь 2018 год имеет место торговая война между США и Китаем, которая перешла в активную фазу летом. Тогда США ввели пошлины на китайские товары на общую сумму около $34 млрд. Решение объяснено тем, что Китай пользуется открытостью американского рынка, но при этом не дает равноценного доступа иностранным компаниям. Трамп также упоминал дефицит в торговле между двумя странами, который на тот момент составлял около $340 млрд. П осле этого список товаров, на которые вводились пошлины, еще несколько раз расширялся и в итоге их общая сумма составила $200 млрд. Пекин в ответ начал вводить пошлины на американские товары.
Для исследования выбрана платформа-канал китайского медиасегмента - ССТУ4 ФЛН данный канал присутствует в трех измерениях в зависимости от территории трансляции: ССТУ4 (Азия), ССТУ4 (Америка), ССТУ4 1Ш№ (Европа).Эт
медиаресурсы напрямую связаны с правящей Коммунистической партией и государственной властью: ССТУ - это государственный канал в КНР.Критерий формирования выборки - медиаповестка по «горячей» внешнеполитической проблематике в 2018 году. ССТУФХНКк - это канал с синхронной трансляцией и записью в Youtube (для зарубежного зрителя), предлагающий циклы документальных программ длительностью сорок пять минут, посвященных анализу международных
новостей. У канала есть подраздел^^ШН^ »[221 «Международная аналитика» с ведущим Чжунминем. В программах принимают участие ведущие аналитики страны, в задачу которых входит анализ, объяснение и прогнозирование ситуации в мире. Так, одним из известных ведущих канала ССТУФХНКк выступает военно-политический обозреватель^^* Чжан Чжаочжун. В целом можно констатировать, что в Китае интерес СМИ к проблемам внешнеполитического толка не слишком высокий. В любом интернет-СМИ КНР, безусловно, есть раздел Шф («Международные новости»), но он не является
самым популярным и самым востребованным [6, с 67].
Контент-анализ как социологический метод исследования СМИ для объективного,
систематического и количественного описания позволяет получить ранжированный список медиатопиков по внешнеполитической проблематике. Проранжируем внешнеполитическую проблематику китайских медиаканалов за 2018 г. Вычлененная проблематика выборки передач 2018 г. по международной «горячей» проблематике и, так или иначе, по тем или иным параметрам затрагивает китайско-американские
интересы и противоречия 1. ±М^хШМФНШПЙЛВлиятельность внутренней
дипломатии Китая; 2.^ ib М^ Современное положение Северо-
восточной Азии и перемены; 3. М^ШШ^Ш■ Положение в Сирии остается нестабильным;4. йИШ Ж "США последовательно выходят из Договоров; 5. Щ ^ ft^ fé ^ ■ Ф^ Щ ^ ^ ■ Торговый протекционизм находится на подъеме. Китайско-американская торговая война.
Рассмотрим первый кейс-стади «Американо-китайская торговая война 2018» c позиции формализованных количественных характеристик репрезентации конфликта: контент-анализ получить количественный список выпусков передач по тематике Ф^Щ^^ [китайско-американская торговая война]. Как видно, интерес китайских СМИ к обозначенному вопросу можно считать высоким: в целом выборка за 2018 г. составила 204 выпуска передач CCTVФ£ИШ, CCTV ФХИШШШ и ШШИШ», доступных для просмотра c российской территории. Выборку составили семиотически осложненные онлайновые медиатексты 2018 г., характеризующиеся технологичностью, использованием невербальных средств выразительности, шаржирования и карикатуры. Цель контент-анализа - выявить частотность (встречаемость) упоминаний Ф^Щ^^ в свете описания в китайских медиа американско-китайского торгового конфликта 2018 г. Для достижения цели контент-анализа семантико-прагматического по своей сущности были поставлены следующие задачи: 1) выделение компонентов текстов, соотносимых с проявлением в тексте авторской позиции относительно США и их участия в описываемых событиях; 2) сбор текстового материала для дальнейшей обработки на предмет выявления положительной, отрицательной или нейтральной авторской оценки; 3) подсчет выбранных знаков-символов, синтагм и выявление закономерностей.
Использование метода анализа содержания в настоящей работе обусловлено необходимостью наиболее глубокого и объективного исследования политических медиатекстов аналитических передач на китайском языке. Для решения задач обратимся
к аналитическим процедурам качественного контент-анализа по Мэйрингу -структурированию, целью которого выступает отфильтровать определенную структуру от материала. Контент-анализ заголовков выпусков передач СС^ФХНШ, CCTV ФЛН ШШ Ж и С^ШИШ»соответствует решению этой задачи. Семантика заголовков является важным элементом контент-анализа, так как автор или журналист, учитывая беглое ознакомление c ним зрителя, выражает в заголовке идеологему передачи, концентрируя ее смысл и эмоциональный заряд. Так в качестве операционной семантической единицы анализа определен заголовок передачи, эмоциональный заряд определяем как нейтральный, Pro и Con t ra.
Табл. 1
Эмоциональный заряд заголовков в кейс-стади «Американо-китайская торговая
война 2018»
Название канала СС^ФХНШ ШШН Ш »
нейтральный 11 2
Pro (в защиту США) - -
Contra (против США) 1 82 9
j—
Общее кол-во 193 11
передач
Критический дискурс-анализ сегмента медиадискурса, специализирующегося на
внешнеполитической проблематике
Анализ особенностей речевого воздействия, аксиолого-манипулятивной составляющей и дискурсивных стратегий китайского политического медиадискурса
Контент-анализ, являясь формализованным методом исследования, может быть верифицирован данными дискурс-анализа, т.к. оба эти метода являются методами ограниченной доказательности.
Единицей анализа определен медиатекст как целый объемный семиотически осложненный продукт, разворачивающийся сразу на нескольких уровнях: вербальном,
видеографическом и уровне звукового сопровождения [3, с—158] и нацеленный на воздействие аудитории различными способами.
Рассмотрим один из выпусков передачи c военно-политическим обозревателем Чжан Чжаочжуном на канале CCTV^XH^ от 5 мая 2018 г. в рамках кейс-стади «Американо-
китайская торговая война 2018» J30!. Введение эксперта - мощный пропагандистский прием и один из видов риторического аргумента к авторитету.
E.g. &Ш»»ЖШ\10^ШШ1300$&Ш
т"[Трамп решил принять 25%-ный карательный тариф на китайскую продукцию стоимостью в 50 миллиардов долларов США, включающую более 1300 наименований в 10 различных областях ]. Номинация «карательный тариф» характеризует агрессию Трампа и США в целом в отношении Китая.
E.g. №ЫШ.~Т5°/0"[Инвесторы «Боинга» таким
образом начали противостоять сами себе...Фондовый рынок опустился на 5 % ]. Такой вывод делает Чжан Чжаочжун о результатах введения 25% пошлин на грузовые авиаперевозки для инвесторов компании «Боинг».
E.g. "щтттшжшшж ршшмРМ
fe^M^...как бы случайно навредит и этим странам. Итак, теперь мировая экономика и торговля - это словно отношения между вами и мной, между рыбой и водой, губами и зубами. Кто без кого может обойтись? ]. Так посредством стилистического тропа «сравнение» мировая торговля и торговые отношения экстраполируются на сферу международных отношений в целом.
Для дальнейшего анализа обратимся к выпуску канала CCTV^XH^ от 6 июля 2018 г.
E.g. "ФИЙМР: ШШШ^^ШШШ"Ш^Ш'М±Х"[Министерство торговли Китая: новое налогообложение США - типичное «торговое издевательство »]. Метафоризация от государственных структур КНР - сильное стилистическое средство создания образа США.
Введение китайских экспертов из сферы экономики и финансов:
E.g. йЖ^ФЭДН^"[Эксперт: это не конкуренция, это угнетение отрасли
] . E.g. ^®'5№ЕМШ"[Эксперт: в торговой войне терпят поражение
обе стороны: уже возникли негативные последствия ]. E.g. "ffl
£ШШ"[Эксперт: "Хотя экономика США и является лидирующей, но невозможно просто «закрыть страну» J.
E.g. "^Л"
[Пол Кругман, лауреат Нобелевской премии по экономике, ведущий рубрики «Нью-Йорк Таймс»: «Кажется, Трамп убежден в своей мощи: он твердо верит в то, что, опираясь на мощь и силу США, другие торговые партнеры в конечном итоге уступят» J.
Далее проанализируем цикл передач c более молодым ведущим Ли Чжунминем канала CCTV раздела ((;ЖШИ1Ш)[«Международная аналитика»}. Рассмотрим выпуск аналитической передачи --231 от Z апреля 2018 г. [Китайско-американские
торговые трения: истина и развитие событий j раздела канала CCTV(СЖШИРф)).
E.g. "ФИ^ЭДЙЩШ, ^ШШТЩШ,
Китай не провоцирует торговую войну и не желает вести торговые войны, но он не боится торговых войн. В результате две крупные державы вступили в новый раунд торговых игрищ 1.
E.g. ФИЖЙ@Я"[4 апреля 2018 г. полдень: не
прошло и 11 часов c момента как США огласили список, Китай уже выступил c ответными мерами 1.
E.g.
,£Ш11Л7"ФИФШ2025 [Когда они (китайцы)
продолжат разрабатывать и развивать аэрокосмические технологии, чтобы стать лидерами в этой отрасли ... да они не будут доминировать в аэрокосмических технологиях! ... Это у них в программе "Made in China 2025". Они (китайцы) захватят технологии, а затем вооружатся, чтобы стать основным мировым игроком 1. В данном примере вырывается из контекста спор американского торгового представителя и конгрессмена на слушаниях в конгрессе США. C помощью нагнетания и детализаций создается вербальная миф, иллюстрация «концентрации мирового зла» - образа Китая.
Рассмотрим еще выпуск аналитической передачи канала CCTV (ШШИ1Ш)от 28 июля 2018 г. I271. с первого кадра - заголовка - реализуется стратегия дискредитации США::®Щ Й"^ИШЩ" [Американская логика глобальной торговой войны 1. Так через заголовок американо-китайские торговые отношения экстраполируются на сферу международных отношений в целом.
E.g. НЛШПЙШЯ^т
намерен ограничить торговую войну между США и Европой, особенно в части ограничений в стальной и алюминиевой отраслях, не дать ей «перейти» в другие сферы, поскольку известно, что автомобилестроительная промышленность означает коммерческую прибыль для Европы и занятость. И если американо-европейская торговая война распространится на автомобильный сектор, то это негативно скажется на всей европейской экономике 1. В высказываниях китайского аналитика - перенос ситуации по ограничительным мерам со стороны США на Европу и отсылка к европейским лидерам мнений, а также прогнозирование последствий не в ыгодных для Ев ро пы и, с о о тв е тс тв е нно , Кита я .
E.g. [Америку встречают холодно 1. Выражение c образной метафорой
")ЪШ"холодный взгляд дословно можно перевести как «Америка подверглась ледяному
взгляду». Очевидно умаление авторитета США, которые плохо просчитывает последствия от своих действий в политике.
E.g. ешвтшпмх^ш^, шй-ШПЙИФ, шш^шпм^
ЙЙЙ" - подчеркивает в своем выступлении министр экономики Франции Бруно Ле Мэр [Новые пошлины США совершенно не оправданы: они наносят ущерб нашей торговле и работе, угрожают нашей деятельности c «дулом пистолета у виска »]. Бруно Ле Мэр использует образную метафору "ДШа^ШПЙ^Й'Й" «с дулом пистолета у виска », конструируя у зрителя образ США - агрессора. В данном примере репрезентируется США c отсылкой к лидерам мнений.
E.g. [На данный момент ЕС и Япония
достигли соглашения о том, чтобы в будущем вести себя прохладно по отношению к американским компаниям ]. В данном примере социоморфная метафора ийШЛФ «оставить на морозе» описывает будущие отношения в блоках США-ЕС и США-Япония: прогнозируются последствия невыгодные для США.
E.g. [На самом деле они (ЕС и
Япония) еще надеются, что «Босс» может изменить свое мнение, но проблема в том, что теперь «Босс» тверд в своих решениях ]. В данном примере явную оценочную компоненту несет в себе номинация США в качестве «Босса»; задействуется метафорика c референцией физического состояния - ^7'h «отвердеть (о сердце)».
E.g. ЙШ^ЖШЁДШ" - резюмирует аналитик западного
журналаEconomist). [«Трамп продолжает утверждать, что сможет выиграть торговую войну, - это абсолютно вздор! »]. В данном примере репрезентируется политика США c отсылкой к лидерам мнений.
E.g.
^^^ЖТЙШ^" [Соединенные Штаты слишком уверены. В некотором смысле США в прошлом больше брали на себя роль «старшего брата». <...> так они могут утратить репутацию, накопленную Соединенными Штатами за последние 100 лет ]. В примере конструируется образ США посредством прогнозирования проигрыша. Гиперболизация самооценки американцев, номинация и метафоризация в китайском медиадискурсе приписывают США качества проигрывающего политического актора. Примечательно, что в создании американской негации на протяжении всей передачи не используется ирония.
Кейс последовательно выходят из Договоров] предоставляет примеры
для анализа. Рассмотрим выпуск новостной передачи CCTV Ф^Шф раздела |^Е№;И»от 21 февраля 2019 г., в частности новость под заголовком"йжИ^^Х^^^И
Ш" [Послание Путина Федеральному собранию возмутило США: новое оружие России непобедимо! ]. Интересно, что из всего текста послания Федеральному собранию В. Путина для анализа китайскими дискурсологами отобрана исключительно информация о новом вооружении РФ и часть выпуска посвящена его анализу.
[Эксперт: траектория гиперзвуковыхракет комплекса «Авангард» непредсказуема, противоракетная система США не ничего сможет ].Так характеризует данный комплекс китайский специальный комментатор.
E.g. «Царица ракет» «Сармат»
рассматривается Западом как новая «Сатана» ]. Номинации и метафоры китайского эксперта усиливают образ российского вооружения. В номинации новая «Сатана» -
сразу два стилистических приема: сравнение с предыдущей ракетой под названием «Сатана» и метафора.
--[Эксперт: ядерная торпеда "Посейдон"
- межконтинентальная баллистическая ракета, управляемая и передвигающаяся под водой ]. В конце аналитики выделили выражение Путина об ошибочной политике США в отношении России, подчеркнув это визуально письменный комментарием "йжШмШНМ^ ^ШШШ"[Путин указывает США на то, что они настаивают на ошибочной политике ].
[Эксперт: «Ракета «Сармат» несет огромный заряд и способна нанести серьезный ущерб территории США» ]. Китайский аналитик делает заключение о мощи современных вооруженных сил РФ.
Исследованный материал китайского госканала на примере двух кейсов: «Торговые войны 2018» и «Выход США и России из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности» китайской медиасферы (аналитические выпуски передач платформ ССТУФЛН Кк и С^ШН Кк}) позволяет сделать некоторые выводы относительно китайского политического медиадискурса в целом и присущих ему дискурсных практиках в частности.
Проанализируем основные вербальные и некоторые невербальные приемы воздействия на зрителя, используемые в китайских аналитических медиа.
Табл. 2.
Основные приемы вербального воздействия на сознание зрителя
№ Приемы Образ США/примеры Образ Китая/примеры
1 Глагольная лексика 1) ФЮ^АЙ^ФН [Трамп решил, что необходимо в отношении Китая... ] 2) ш № шпм угрожают нашей деятельности... ] 3) ШЖ^ Америка развязала самую крупномасштабную в истории торговую войну ] 4 ) ШПШ^БШяЙЯ^ ЯШЯФШ [М ы наказываем Китай, облагая налогами самих себя ] 1) ШПЙШЖ-^ШФШШ [Мы также составили список ответных санкций ] 2 ) й Ф [Контратаковать Трампа ] 3) Фн^эде ^мж Пшшш [Китай не провоцирует торговую войну и не желает вести торговые войны, но и не боится торговых войн ] 4) ФНЖЙ@Я"[Китай выступил с ответными мерами ].
2 Метафоризация [А мерику «облили» ледяным взглядом ] 1) ФЮ^Я&ШФНЖЛЙ [Трамп не ожидал, что этот «ножичек» Китай вернет
2) ДШШШПЙ^Й® [с «дулом пистолета у виска »] 3) ^"[типичное «торговое издевательство »] 4) "ЙМШИ"[«закрыть страну» ] ему обратно ] 2) [вступить в новый раунд торговых игрищ ] 3) $.^±ШлШ[стать основным игроком ] 4) [война пошлин ]
3 Миф ^ [Американцы практически из всех слоев общества выступают против китайско-американской торговой войны ] " ^ Mi ( ф ил) ттштя ФШ2025 "„ [Когда они (китайцы) продолжат разрабатывать и развивать аэрокосмические технологии, чтобы стать лидерами в этой отрасли ... да они не будут доминировать в аэрокосми-ческих технологиях! ... Это у них в программе "Made in China 2025". Они захватят технологии, а затем вооружатся, чтобы стать основными мировыми игроками ].
4 Введение эксперта/неназванная экспертиза в жшшшмттш ЙШ" [Пол Кругман, лауреат Нобелевской премии по экономике, ведущий рубрики «Нью-Йорк Таймс»: «Кажется, Трамп убежден в силе: он убежден, что благодаря силе США другие торговые партнеры в конечном итоге уступят» ]. ^ЙШ® [Чжан Чжаочжун: Китай - это самый крупный зарубежный рынок США ]
наказываем Китай, облагая налогами -- самих себя ]--
Характер оценок по невербальным приемам аргументации,
метафоризации и качеству иллюстративного материала
Рассмотрим выпуски с применением критерия «знака» информации: в некоторой степени эта процедура верифицирует данные КДА.
Визуализация образа возвышающегося Китая по двум параметрам: ВС КНР и деньги.
По канонам конструирования национального дискурса конфликты оцениваются только с одной стороны, причем большая часть не верифицируется и не подтверждается реальными статистическими или историческими данными. Аналогичная тенденция наблюдается и на уровне визуального сопровождения выпусков передач. Такая организационная манипуляция переносит внимание зрителя с озвучиваемой части сообщения на иллюстрации и подписи к ним.
< -V11 ки > к жшй ех® ё % м ■ № я Я й в А т ген чвг-г) | ссту+ ^ I ч 4
ШХНВя
• V / 1
л-
• ^
ЙЖШ^ШИВ: ШШ^ТЯЙС
► М 0 -41 / 7314
Визуализация мощи вооруженных сил РФ. Аналитика китайских дискурсологов на канале ССТ^ХШШ от 21.02.2019.
такое современное средство журналистики, как инфографика и картографирование. В визуальном аспекте ключевой является фотография или карикатура, иллюстрирующая «гвоздевой» материал выпуска. Качественный графический аналитический материал обеспечивает конкурентное преимущество медиа-канала. При этом следует отметить увеличение объема информационной графики и попытки китайских дизайнеров и карикатуристов внедрять приемы нестандартной верстки и применять новые методы подачи материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследованный материал выборки медиатекстов 2018 г. выпусков новостных и аналитических каналов «ССТУ й, «ССТУ йШШ и ШШНй>, доступных
для просмотра с российской территории по «горячей» внешнеполитической проблематике позволяет сделать некоторые выводы относительно китайского политического медиадискурса в целом и присущих ему дискурсных практиках. Определяя КПМ как разновидность манипуляционного дискурса, проведен анализ заявленного кейс-стади, который позволил выявить диапазон возможностей КДА наряду с контент-анализом.
На наш взгляд, результаты качественного контент-анализа свидетельствуют о нижеследующих закономерностях в китайских медиа:
1) установлен общий интерес китайских медиа и аудитории к описываемым событиям; 2) стилистическая окрашенность подавляющего большинства аналитики относительно США - негативная, что свидетельствует о стремлении китайских дискурсологов сконструировать конкретный образ с оценкой в отношении США. Количество выпусков передач кейс-стади с отрицательной оценочностью в отношении США и Трампа доминирует при проведении анализа.
В КПМ воздействие на зрителя представляет собой комплексную лингвистическую систему и включает в себя риторику, языковое манипулирование и пропаганду. Лингвистике отводится ключевая роль при выявлении языковых воздействий: она изучает построение манипуляционного дискурса в рамках различных направлений (в нашем случае критический дискурс-анализ в сочетании с контекстуально-политическим анализом, а также количественным и качественным контент-анализом). Наиболее частотными в КПМ приемами языкового воздействия выступают метафоры концептосферы «Война», «Болезнь», «Природа», лексические единицы с отрицательными коннотациями, номинации, сочетание книжной и разговорной лексики, употребление эмфатических конструкций, неологизмов, закавычивание отдельных выражений.
Методики КДА показали, что наиболее частотной стратегией выступает стратегия дискредитации. Исследование выборки медиатекстов по тематике торговых войн за 2018 г. показывает, что в КПМ наиболее частотными дискурсивными практиками выступают тактика обвинения, умаления авторитета и прогнозирование проигрыша противника. Это обусловлено концепцией внешнеполитического курса с элементами «новой» идеологии КНР, один из пунктов которой «Переход к активной роли КНР в мировой политике», что,
в свою очередь, приводит к обострению противоречий в «двойке» КНР-США^19!. Предпочитаемые китайскими дискурсологами-аналитиками формами воздействия являются мифы, введение экспертов и обращение к прошлому историческому опыту. Мнения экспертов прагматически обусловлены и способны вводить диаметрально противоположную информацию. Язык идеологичен по своей природе и дискурсивные практики имеют существенные идеологические результаты: происходит конструирование образов, представляя вещи или позицию людей тем или иным способом.
Стратегия дискредитации помимо лексического уровня, может реализовываться также на уровне визуальной семантики, т. к. изображения наравне с линейным текстом участвуют в создании общего контента и реализации задач политического медиадискурса. Н евербальными ресурсами для реализации манипуляции являются креолизованный текст и параграфемные средства (шрифтовые выделения и специфика верстки c иероглификой на канале). Излюбленные китайскими тележурналистами и используемые китайскими медиа вставки в виде шаржирования или карикатуры лежат в основе реализации тактик «бездоказательное умаление авторитета», «оскорбление», «превращение нейтральных контекстов в дискредитирующие». Рассмотрение аналитических выпусков передач в предлагаемом методологическом ключе показывает, что официальная позиция руководящих органов Китая играет ключевую роль при формировании позиции средств массовой информации. Вместе c тем, КДА аналитических медиатекстов не позволяет сделать однозначных выводов о последствиях и влиянии выпусков передач китайских медиа на отдельных зрителей или слушателей, поскольку КДА анализирует текст (вербальный и семиотический ряд), а не фактических зрителей.
Библиография
1. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Зарубежная политическая метафорология : монография. Екатеринбург.: Уральский гос. пед. университет, 2008. 248 с.
2. Василенко В.И. Массмедиа в условиях глобализации: Информационно-коммуникационная безопасность : монография. М.: Проспект, 2015. 168 с.
3. Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М.: «Добросвет», «Издательство "КДУ"», 2014. 232 с.
4. Дискурсология и медиакритика современных средств массовой информации. URL: http://ftp.bsu.edu.ru/bsu/science/napr/detail.php?
IBL0CK_ID = 405&SECTI0N_ID = &ELEMENT_ID = 97545 (дата обращения 07.11.2018).
5. Добросклонская Т.Г. Массмедийный дискурс в системе медиалингвистики. // Медиалингвистика. 2015. № 1 (6). С. 45-56.
6. Калинин О.И. Опыт проведения контент-анализа политических медиатекстов (на примере китайского языка) // Политическая лингвистика. 2016. № 2 (56). С. 65-73.
7. Кожемякин Е. А. Медиадискурс. URL: http://www.discourseanalysis.org/st20.html (дата обращения 07.11.2018).
8. Колокольцева Т.Н., Лутовинова О.В. Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография. М.: Наука: Флинта, 2014. 328 с.
9. Лобанова Т.Н. Лингвистический анализ китайского политического медиадискурса по внешнеполитическим проблемам // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2018. № 4. с. 217-230. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения 28.12.2018).
10. Лобанова Т. Н. Политический медиадискурс КНР: теория и методология анализа: монография. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014. 124 с.
11. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса. Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2017. 356 с.
12. Чернявская В. Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса. М. : ЛЕНАНД, 2014. 200 с.
13. Hidalgo Tenorio. Critical Discourse Analysis, An overview // Nordic Journal of English Studies. Vol 10. № 1(2011). Pp. 183-210.
14. Jean-Frédéric Morin • Jonathan Paquin. Foreign Policy Analysis. A Toolbox. Palgrave Macmillan, 2018. 359 p.
15. Matheson Donald. Media Discourses: Analysing Media Texts. Maidenhead: Open University Press, 2005. 206 p.
16. Mayring Philipp. Qualitative Content Analysis. Theoretical Foundation, Basic Procedures and Software Solution. Klagenfurt, Austria, 2014. 144 p.
17. Paltridge B. Discourse Analysis. London, New Delhi, New York: Bloomsbury Academic, 2012. 282 p.
18. Ruth Wodak, Rudolf De Cillia, Martin Reisigl, Karin Liebhart. The Discursive Construction of National Identity. Edinburgh University Press, Edinburgh, 2nd ed., 2009. 276 p.
19. ШфМ^ШЬ^ЛФ^ШШ^ЙЙ [An analysis of regression of The International Relations and The Remaking of International Order] ^ШШ!. 2014.1. 328 Ж.
20. as Politics / 2017.5. 308 Ж.
21. CCTV4 URL: http://
https ://www.youtube.com/channel/UCnAsZ46UTeFEgwOEwMezngQ (дата обращения 16.02.19).
22. ШШИШ. URL: http://tv.cctv.com/lm/sdgj/
23. ШШИШ 20180407 | CCTV^ÄB^. URL: https://www.youtube.com/watch?v=rpCl_7bbJU0 (дата обращения 03.01.19).
24. | CCTV^ÄB^. URL: https://www.youtube.com/watch? v=YdiSp31yApA (дата обращения 03.01.19).
25. ШШИШ 20180310 | CCTV^ÄB^. URL: https://www.youtube.com/watch?v=V6Hkb1RGBDM (дата обращения 03.01.19).
26. | CCTV^ÄB^. URL: https://www.youtube.com/watch?v=XLf9Z9hBc2w (дата обращения 03.01.19).
27. 20180728 | CCTV^ÄB^. URL: https://www.youtube.com/watch?v=6vl7FI-4beM (дата обращения 11.11.18).
28. тш&шття.'ш^ш ФИЖ^Йф ! 20180706 | cctv^ÄB^. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=AmZtemffIsE (дата обращения 03.01.19).
29. 20180623 | СС™Ф£Шф. URL: https ://www.youtube.com/watch?
v=asCifHXFdv4&index=27&list=PLfAyWdGHnLdGyp69_4QCpHe6ojRxGopz9&t = 0s (дата обращения 03.01.19).
30. ® = Я--^mi. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=fAr8wQ-A5Gg (дата обращения 04.01.19).
31. 20190221 | CCTVФХШф. URL: https://www.youtube.com/watch?v=aWw2eAswdEo (дата обращения 21.02.19).