Научная статья на тему 'Идеологические результаты дискурсивных практик китайских медиа: стратегия и методология исследования'

Идеологические результаты дискурсивных практик китайских медиа: стратегия и методология исследования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
244
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕДИАДИСКУРС / КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС-АНАЛИЗ / ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ / CHINESE POLITICAL MEDIA DISCOURSE / CRITICAL DISCOURSE ANALYSIS / DISCURSIVE PRACTICES IN THE MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лобанова Татьяна Николаевна

В статье китайские медиа рассматриваются в сопряжении дискурса, идеологии и языка. Исследовательский вопрос: насколько китайские медиа формируют политическую реальность в Китае сегодня. В качестве методологического ключа автор обращается к двум подходам: к критическому дискурс-анализу КДА-подходу Н. Фэркло и историческому дискурс-методу Р. Водак. Используя аналитическую процедуру данных КДА-подходов, автор на примере двух кейсов внешнеполитического и внутриполитического демонстрирует дискурсивные практики китайских медиа c вычленением конкретных идеологических эффектов. Автор обновляет проблематику политического дискурса в аспекте применения дискурс-технологий к интерпретации идеологического контента китайских медиатекстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL RESULTS OF DISCURSIVE PRACTICES IN THE CHINESE MEDIA: STRATEGY AND METHODOLOGY OF RESEARCH

The article considers the Chinese media through the discourse, ideology and language linked together. The investigation question: to what extent the Chinese media form the political reality in China today. As a methodological key the author has chosen two approaches: the CDA (critical discourse analysis) by N. Fairclough and historical discourse-method by R. Wodak. Using the analytical procedure of the CDA-approaches the author demonstrates the discursive practices of the Chinese media singling out concrete ideological effects on the example of two cases foreign and domestic political ones. The author implements new research on political discourse and shows the new aspect of the use of the discourse-technologies to the interpretation of the ideological content of the Chinese media texts.

Текст научной работы на тему «Идеологические результаты дискурсивных практик китайских медиа: стратегия и методология исследования»

УДК: 81.33 Лобанова Т. Н.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИСКУРСИВНЫХ ПРАКТИК КИТАЙСКИХ МЕДИА: СТРАТЕГИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

АННОТАЦИЯ

В статье китайские медиа рассматриваются в сопряжении дискурса, идеологии и языка. Исследовательский вопрос: насколько китайские медиа формируют политическую реальность в Китае сегодня. В качестве методологического ключа автор обращается к двум подходам: к критическому дискурс-анализу - КДА-подходу Н. Фэркло и историческому дискурс-методу Р. Водак. Используя аналитическую процедуру данных КДА-подходов, автор на примере двух кейсов - внешнеполитического и внутриполитического - демонстрирует дискурсивные практики китайских медиа с вычленением конкретных идеологических эффектов. Автор обновляет проблематику политического дискурса в аспекте применения дискурс-технологий к интерпретации идеологического контента китайских медиатекстов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

китайский политический медиадискурс, критический дискурс-анализ, дискурсивные практики

СТРУКТУРА

Введение

Критический дискурс-анализ как исследовательская стратегия. Концепции и подходы

Китайские медиа: дискурсивные практики и идеологические результаты Выводы

T. Lobanova

Moscow Region State University

24 Veri Voloshinoy ul., Mytischi 141014, Moscow region, Russian Federation

IDEOLOGICAL RESULTS OF DISCURSIVE PRACTICES IN THE CHINESE MEDIA: STRATEGY AND METHODOLOGY OF RESEARCH

ABSTRACT

The article considers the Chinese media through the discourse, ideology and language linked together. The investigation question: to what extent the Chinese media form the political reality in China today. As a methodological key the author has chosen two approaches: the CDA (critical discourse analysis) by N. Fairclough and historical discourse-method by R. Wodak. Using the analytical procedure of the CDA-approaches the author demonstrates the discursive practices of the Chinese media singling out concrete ideological effects on the example of two cases - foreign and domestic political ones. The author implements new research on political discourse and shows the new aspect of the use of the discourse-technologies to the interpretation of the ideological content of the Chinese media texts. KEY WORDS:

Chinese political media discourse, critical discourse analysis, discursive practices in the media

ВВЕДЕНИЕ

Категория дискурса сегодня в научных изысканиях - база для создания и проведения междисциплинарных исследований на стыке лингвистики и политологии, социолингвистики и медиа. Китай - это государство с многовековой историей, традициями, укладом, «социализмом с китайской спецификой» и социальными проблемами. Американо-китайское торговое противостояние в 2018-2019 гг. чётко транслировало миру мысль о том, кто выступает сегодня мировой державой, а также о том, что Поднебесная намерена перейти к перестройке мировых реалий в соответствии со своими интересами.

Исследование посвящено изучению диалектического соотношения дискурсивных практик китайского политического медиадискурса с идеологическими результатами. В задачи входит: 1) обоснование методологических принципов критического дискурс-анализа; 2) апробация предложенной концептуально-методологической схемы анализа на кейсах.

Комплексное изучение и анализ взаимодействия трёх подсистем - медиадискурса, современных интернет-медиа и медиасистемы КНР, - а также политики современного Китая являются актуальной проблемой. Медиатизация коммуникаций с её фейк-ньюс, доминирующей медиаповесткой и техно-

логизацией коммуникационных каналов позволяет мультимедийными средствами конструировать новую или иную политическую реальность.

Ядром любой информационной войны является язык, а языковая политика есть «сильнейшая технология влияния на целые народы» [3]. Формирование собственной дискурс-ниши [14] и в тоже время определённая закрытость Китая обусловливают необходимость квалифицированного рассмотрения медиадискурса [4; 6; 10] в КНР.

КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС-АНАЛИЗ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТРАТЕГИЯ.

КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ

Два варианта исследований - критический дискурс-анализ (сокращённо КДА) и дескриптивный дискурс-анализ - составляют дискурсивное направление.

Представители КДА предлагают свои дискурс-подходы как методологический инструментарий или ключ для критического разоблачения закодированных в дискурсивных практиках отношений социального неравенства или дискриминации. Так, по мнению Г. Кресса, критический дискурс-анализ в 1990-е гг. становится отдельной теорией, открывающей принципиально новое направление в современной лингвистике [12]. При становлении методологии КДА c 1989 г. формируются различные научные подходы. Так, большинство современных медиа- и политических исследований, выполненных в русле дискурс-анализа, имеют отсылки к работам Фэркло и Водак (19902014) [5; 7; 8; 13]. Современные медиаисследования характеризует также тенденция изучения медиаэффектов и аудитории [11].

Так, Б. Палтридж суммирует выдвинутые Н. Фэркло и Р. Водак принципы КДА: 1) социальное и политическое конструируется и отражается дискурсом; 2) посредством дискурса реализуются властные отношения; 3) дискурс отражает и воспроизводит социальные отношения; 4) дискурсивные практики «производят» идеологию, которая отражается в ходе дискурса [12, p. 187].

Идеологии тесно связаны с практикой, которые институты проводят. Поэтому они также тесно связаны с дискурсом, который рассматривают как тип социальной практики [8].

Дискурсивные практики анализируются с позиции производимых ими идеологических эффектов: они способны формировать и воспроизводить неравенство в социальных отношениях, создают идентичности путём позиционирования и категориальной классификации групп и людей.

В дальнейшем в поисках методологического ключа мы также обратимся к теории критического дискурс-анализа Нормана Феркло и Рут Водак [7]. Подход Фэркло к критическому дискурс-анализу называют "Fairclough Dialectical-Relational Approach to CDA" [9, p. 190] и связывают его с такими понятиями, как доминирование, сопротивление, гибридизация дискурсивных практик, технологизация дискурса и конверсационализация публичного дискурса.

Рут Водак и её коллеги выступают апологетами исторического дискурс-подхода к коммуникации ("The Discourse-Historical Approach" (DHA)). Данный подход выделяет шесть стратегий при раскодировании идеологического позиционирования: номинация, утверждение, аргументация, перспективиза-ция, интенсификация и смягчение. Стратегии выступают частью трёхмерного анализа: характеристики дискурса, языковые средства выражения, лингвистическая репрезентация стереотипов в связи с фоновыми знаниями и контекстом [9, p. 192].

Немаловажное свойство КДА заключается в том, что он рассматривает тексты как исторические, и потому их можно анализировать только в контексте: КДА учитывает более широкий ряд факторов, которые влияют на текст. И здесь необходимо указать на принципиальное различие между подходами Рут Водак и Нормана Фэркло: Фэркло опирается на многофункциональную лингвистическую теорию Холлидея и концепты дискурса Фуко: он подчёркивает значимость текстового уровня в дискурс-анализе и указывает на «лингвистический поворот в социальных науках» [7]. Р. Водак ближе социо-когнитивный уровень. Вместе с тем оба подхода представляют собой герменевтическую процедуру анализа. Фэркло и Водак говорят о «дискурсивном событии» и его диалектической природе: ситуации, институты и социальные структуры формируют дискурсивное событие, а дискурсивное событие в то же время формирует их [7; 13].

В российском научном дискурсе присутствуют работы, посвящённые исследованиям китайского политического дискурса посредством КДА с целью выявления различных содержащихся в текстах культурно-семантических пластов.

Используя метод КДА при выявлении традиционного китайского дискурса в современном политическом дискурсе КНР, У. И. Берзиня обоснованно поднимает вопрос равнозначности / неравнозначности западного политического дискурса и традиционного китайского политического дискурса, а также указывает на определённую последовательность операций при проведении процедуры КДА к китаеязычным материалам [1].

В своей работе «Дискурс и доминирование» Тён ван Дейк [2] повествует о вопросе методологии критических дискурс исследований (КДИ): «Как и в дискурсных исследованиях в целом, так и в КДИ в частности мы можем обнаружить ставшее уже привычным пересечение теории, методов наблюдения, описания и анализа, а также их практического применения. Так, не существует "одного" дискурс-анализа как некого метода, также как и не существует "одного" социального или когнитивного анализа».

Резюмируя данный раздел, подчеркнём, что КДА концептуализирует язык как форму социальной практики и направлен на то, чтобы показать, как социальные структуры и язык взаимно влияют друг на друга. При концептуальной и методологической близости КДА к политлингвистической и меди-алингвистической проблематикам его процедура и методика всё же имеют

существенные ограничения. КДА в отличие от некоторых других методик не имеет чётких границ в аспекте регламентирования самой процедуры анализа, т. е. на этапе отбора материала и формирования выборки, также как и на этапе вычленения единицы анализа исследователь зачастую самостоятелен в своём выборе, что предопределяет некоторый «крен» КДА-подходов. Поэтому основная научная критическая дискуссия вокруг КДА связана c субъективизмом исследователя, его «заточенностью» на конкретный результат и предвзятостью из-за идеологического ангажирования.

КИТАЙСКИЕ МЕДИА: ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Первым в данном разделе статьи стоит вопрос «что считать единицей анализа?», который зависит от формулировки вопроса исследования. В нашем случае медиатексты как материал для анализа могут быть представлены электронными версиями периодических изданий и выпусками аналитических передач центральных китайских телеканалов. Отличительной особенностью медиатекстов - выпусков передач - является наличие невербальной визуальной части. Рассмотрим, каким образом в медиатекстах происходят конструирование политически-значимых событий и формирование образов на вербальном уровне.

Обозначенный нами в предыдущем разделе дискурс-подход Р. Водак предлагает шесть стратегий при процедуре анализа (Constructive strategy) [13].

В качестве иллюстративной части отобраны 2 топовых кейса за 2018 г.: один - внешнеполитический, один - внутриполитический. C позиций контекстуально-политического анализа 2018 г. для Китая ознаменовался такими событиями, как 40-летие политики реформ и открытости, 5-летие инициативы «Один пояс - один путь», внесение поправок в Конституцию КНР, период противостояния США и Китая по вопросу таможенных пошлин. При выборе внутриполитического кейса мы руководствовались доминирующей медиапо-весткой за 2018 г. и выбрали кейс «40-летие политики реформ и открытости». Критерием для отбора внешнеполитического кейса послужил список «2018^ 1 китайского сетевого издания [«Вооружённые

силы Китая»], в котором данный кейс занимают 1-е место соответственно.

Выборку составили медиатексты электронного издания за 2018 г. «Ч^ВВЖ» - газета, основанная в 1993 г., и медиаплатформа-аналог 2, доступная зарубежному читателю и исследователю.

Семиотически-осложнённые медиатексты представлены выпусками платформы-канала китайского медиасегмента - «CCTV4 Ф^ЦЩ 3: этот ме-

1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.81.cn/gfbmap/content/2018-12/28/ content_224146.htm (дата обращения: 20.07.2019).

2 World.huanqiu.com. URL: http://world.huanqiu.com (дата обращения: 20.07.2019).

3 CCTV4 Ф^ЯИЭлектронный ресурс]. URL: http:// https://www.youtube.com/channel/ UCnAsZ46UTeFEgwOEwMezngQ (дата обращения 16.02.2019).

диаресурс напрямую связан с правящей Коммунистической партией и государственной властью.

Приведём примеры анализа:

Е. д. В статье [«Трамп: убийство Хашокджи - это одно из вопиющих примеров в истории как «спрятать концы в воду»]. Медиаповестка определяет исследуемый кейс «убийство саудовского журналиста Джамаля Хашокджи в генконсульстве в Стамбуле» как «событие-конфликт», о чём свидетельствует обращение к бес-прецедентности уже в заголовке.

Е. д. Рассмотрим заявленный кейс при помощи критической дискурс-процедуры на примере выпуска

'ШЫ№тЖ*А>&Х\ШЖ» [Обеспокоенные гибелью саудовского репортера Хашокджи, турецкие СМИ обнародовали данные видеонаблюдения, разоблачающие причастные к делу автомобили и горящие документы] телеканала 4. Это пример реализации страте-

гии аргументации с включением фактора невербальной визуальной части (съёмки камеры видеонаблюдения).

Е. д. Рассмотрим аналитический выпуск +0" [«Турция объявит правду о смерти репор-

тера: ожесточится ли Трамп на Саудовскую Аравию?»] от 22 октября 2018 г.

Введение экспертов-международников по Ближнему Востоку в контекст передачи реализует стратегии утверждения и перспективизации (Р. Водак). Е. д. "^Ш^Ш№Ш№$ШЛ7П№Ш№ШШИнцидент с Хашокджи привёл Саудовскую Аравию к серьезному политическому кризису].

Е. д.

[Официальные СМИ Саудовской Аравии угрожают использовать так называемое «нефтяное оружие» для борьбы с санкциями... Американские СМИ: Саудовская Аравия - это «краеугольный камень» политики Трампа на Ближнем Востоке]. В данном примере китайские дискурсологи ме-тафоризируют виды оружия в случае потенциального конфликта между США и Саудовской Аравией.

Е. д. "^Ж® " [Неоднократные вы-

сказывания Трампа в связи со смертью журналиста очень «противоречивы»?]. Номинация медиаречи Трампа как противоречивой в целом отражает характер сложившейся ситуации вокруг Саудовской Аравией и США после инцидента.

Е. д.

мщ?»- и

"[Если Соединенные Штаты введут санк-

4 [Электронный ресурс]. URL: http://world.

huanqiu.com/exclusive/2018-10/13345142.html?agt=15438 (дата обращения: 19.07.2019).

ции против Саудовской Аравии, не будут ли они беспокоиться о том, что потеряют важного союзника на Ближнем Востоке?... Перед лицом угрозы введения санкций со стороны США, сможет ли Саудовская Аравия укрепить отношения с Россией?. Россия и Саудовская Аравия могут сблизиться? Ожидаются ли глобальные изменения вокруг ситуации по Ближнему Востоку?]. Многочисленные риторические вопросы от китайских экспертов-международников реализуют стратегии перспективизации и интенсификации (Р. Водак).

Е. д.

[Верить или не верить объяснениям Саудовской Аравии зависит от степени выгоды для США]. Через реализацию стратегии утверждения конструируется образ США как государства с двойными стандартами.

е. д.

[Так или иначе Соединенные Штаты несут ответственность за гибель саудовских журналистов: Соединенные Штаты применяют двойные стандарты в решении проблем]. Таков резюмирующий абзац экспертов-международников в выпуске5.

Приведём примера анализа по внутриполитическому кейсу «40-летие политики реформ и открытости»:

Е. д.

[Поэтому мировые СМИ уделяют такое же внимание этой дате, как и китайцы.]. Отсылка ко всем мировым СМИ и стратегия утверждения подчёркивают доминирующую позицию Китая в мире.

е. д.

"7 [От возможно-

5 ^ШЙ^ЯЖЖ^Ш^

[Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=exQJ7OZFN4A (дата обращения: 19.07.2019).

6 [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=6F9aqVTv1uohttps://www.youtube.com/ watch?v=6F9aqVTv1uo (дата обращения: 20.07.2019).

7 ffiSH+^fl^SÄg^ «ШФЯЙ^Ж^Й [Электронный ресурс]. URL: http://world.huanqiu.com/exclusive/2018-12/13833964.html?agt=15438 (дата обращения: 21.07.2019).

стей для фермеров продавать излишки сельскохозяйственной продукции, создание первой особой экономической зоны, открытие Шанхайской фондовой биржи до проведения в Пекине Олимпийских игр 2008 года Китай обогнал Японию и стал второй экономикой мира. Си Цзиньпин выдвинул инициативу «Китайская мечта». Зарубежные СМИ посчитали ключевые слова за 40 лет реформ и открытости: 800 миллионов человек, живущих за чертой бедности; «четыре великих китайских вещи» (швейная машинка, велосипед, часы и радиоприемник 70-80-х гг.) превратились в 40 великих дел»; «чудо китайских сельских детей, превратившихся в элиту Уолл-стрит», также с нетерпением ожидающих сегодняшнего празднования из Дома народных собраний КНР, чтобы услышать четкий курс дальнейшей реформы Китая.]. Данный абзац изобилует идеологемами, исходящими от китайского партийного руководства: они, как правило, закавычиваются в китайском и русском варианте. Идеологемы обладают обширной семантической насыщенностью, и перевод их на другие языки c китайского языка - достаточно сложный процесс. В частности, номинация от китайского лидера Си «Китайская мечта» - это совсем не «Американская мечта», и связана она c культурно-историческими ценностями китайского общества: воссоздание исторической справедливости, общественная гармония и благополучие и т. д.

e. g. "^тш^йтй^й^шьш^жаш^а^ж^

"[Помимо интеллектуальных, высококачественных потребительских товаров, обучение за рубежом, поездки за границу, владение иностранными домами, инвестиции стали сегодня целями для людей среднего класса]. Так сконструированы потребности среднестатистического китайца по результатам реформ открытости.

М^Ш^ЙМ^ЯЙ^^И^'Ло "[Фан Пэн, научный сотрудник Института политических наук Китайской академии социальных наук, рассказал «Глобал таймс», что политический прогресс и защита прав человека за последние 40 лет возникли вследствие перехода от плановой экономики к социалистической рыночной экономике с китайской спецификой и динамичным многослойным обществом. Это все достижения реформ открытости. Хотя мы добились некоторых результатов, наши национальные цели возрождения и построения идеального общества еще далеки от реализации, поэтому нам необходимо продолжать реформы открытости. В будущем возникнет еще много новых вызовов и потребуется отреагировать на них в духе реформ открытости]. Таков резюмирующий абзац от экспертов-политологов в данной статье по внутриполитической повестке. В абзаце присут-

ствует культуро-специфичное выражение "^тШМ#ФА+"«девяносто ли пройдено из ста - считай за половину пути», т. е. чем ближе к возрождению китайская нация, тем более недопустима нерадивость, тем более необходимо удваивать усилия и тем активнее следует мобилизоваться молодёжи для достижения цели. Подобные выражение подчёркивают ориентированность исключительно на «внутреннего» читателя, его мобилизацию и внутриполитическую повестку в целом.

Понятно, что чем больше анализируемый материал, тем выше достоверность выводов. При значительных объёмах иноязычного медийно-визуаль-ного материала КДА становится достаточно затратным по времени инструментом как при сборе, так и при обработке данных. Основная критическая дискуссия относительно КДА связана с его качественными характером по методике и отсутствием опоры на математические платформы, а также предвзятостью и субъективизмом исследователя. В то же время он может послужить существенным дополнением верификации исследований при интерпретации количественных данных.

ВЫВОДЫ

Представленный материал позволяет сделать некоторые выводы относительно дискурсивных практик, присущих китайскому политическому медиадискурсу. Анализ выборки показал, что китайские медиа-дискурсо-логи руководствуются заданными фреймами при создании своих медиатек-сто-тематических передач, направленных на анализ внешнеполитических топиков, и в то же время контент по внутриполитической проблематике отличается культурно-семантической насыщенностью. КДА-подход Р. Во-дак в его трёхмерной аналитической модели - содержание, стратегии и их лингвистическая реализация - позволяет интерпретировать образы и вычленять доминирующие установки и ценности власти, транслируемые при помощи СМИ. КДА Р. Водак подразумевает систематическую методологию и связь между текстом, его социальными условиями, идеологией и отношениями власти; он также предполагает точное описание текста на различных лингвистических уровнях с помощью различий между стратегиями и лингвистическими реализациями.

Китайский медиаканал «СС17ф^Я1Ш) как технический канал интернет-коммуникации оказывает существенно большее влияние на массовую аудиторию, чем электронное периодическое издание , за счёт

фактора визуализации. Китайский политический медиадискурс продуцирует дискурсивные практики с идеологическими результатами и, соответственно, обладает дискурсообразующими свойствами. Идеологические результаты способствуют воспроизводству симулякров и неравных отношений, в том числе в международной сфере и отношениях. Язык идеологичен по своей природе, и дискурсивные практики имеют существенные идеологические

результаты: посредством СМИ возможно конструирование образов представлением вещей или позиций людей тем или иным способом и, соответственно, конструирование новой политической реальности. Однако выводы о влиянии медиатекстов на отдельных или конкретных читателей сделать не представляется возможным при таком подходе, поскольку КДА «анализирует» текст, а не читателей или зрителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берзиня У. А. Традиционный китайский дискурс в современном политическом дискурсе КНР (постановка проблемы) [Электронный ресурс]. URL: http://www.synolog¡a.ru/aЯрадиционный_китайский_дискурс_ (дата обращения: 15.07.2019).

2. Дейк Т. ван. Дискурс и доминирование [Электронный ресурс] // Современный дискурс-анализ. URL: http://discourseanalysis.org/ada1/st1.shtml (дата обращения 20.07.2019).

3. Костюк М. Е. Языковые войны. Западные политические технологии // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2009. № 4. С. 93-100.

4. Лобанова Т. Н. Лингвистический анализ китайского политического ме-диадискурса по внешнеполитическим проблемам // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2018. № 4. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 20.07.2019).

5. Angermuller J. Maingueneau D., Wodak R. The Discourse Studies Reader: Main currents in the theory and analysis. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2014. 428 p.

6. Dzyaloshinsky I., Dzyaloshinskaya M. Participation of the Public in Social Development: the Role of Media // World of Media. Journal of Russian Media and Journalist Studies. 2016. P. 209-233.

7. Fairclough N. Critical Discourse Analysis. London, 1995. 220 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Fairclough N. Discourse and Social Change. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. 269 p.

9. Hidalgo T. Critical Discourse Analysis: An overview // Nordic Journal of English Studies. 2011. Vol 10. № 1. P. 183-210.

10. Matheson D. Media Discourses: Analysing Media Texts. Maidenhead: Open University Press, 2005. 206 p.

11. Mytton G., Diem P., Dam P. H. van. Media Audience Research: A Guide for Professionals. London: SAGE, 2016. 296 p.

12. Paltridge B. Discourse Analysis. London, New Delhi, New York: Bloomsbury Academic, 2012. 282 p.

13. Wodak R., Cillia R. de, Reisigl M., Liebhart K. The Discursive Construction of National Identity. 2nd ed. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2009. 276 p.

14. №»^WWrii:№KB#ii»#i.Communication as Politics: an interpretive history of journalism in China.

ЖШ±> 2017. 308 Ж.

REFERENCES

1. Berzinya U. A. Traditsionnyi kitaiskii diskurs v sovremennom politicheskom diskurse KNR (postanovka problemy) [Traditional Chinese discourse in the modern political discourse of the PRC (the problem statement)]. Available at: http://www.synologia.ru/a/Tpafl^MOHHbiM_KMTaMCKMi/i_fli/icKypc_ (accessed: 15.07.2019).

2. Dijk T. van. [Discourse and dominance]. In: Sovremennyi diskurs-analiz [Modern discourse analysis]. Available at: http://discourseanalysis.org/ada1/ stl.shtml (accessed: 20.07.2019).

3. Kostyuk M. E. [The language of war. Western political technologies]. In: Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12. Politicheskie nauki [Bulletin of Moscow University. Series 12. Political Sciences], 2009, no. 4, pp. 93-100.

4. Lobanova T. N. [Linguistic analysis of Chinese political discourse on foreign policy issues]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta (elektronnyi zhurnal) [Bulletin of Moscow Region State University (e-journal)], 2018, no. 4. Available at: www.evestnik-mgou.ru (accessed: 20.07.2019).

5. Angermuller J. Maingueneau D., Wodak R. The Discourse Studies Reader: Main currents in the theory and analysis. Amsterdam, John Benjamins Publishing Company, 2014. 428 p.

6. Dzyaloshinsky I., Dzyaloshinskaya M. Participation of the Public in Social Development: the Role of Media. In: World of Media. Journal of Russian Media and Journalist Studies, 2016, pp. 209-233.

7. Fairclough N. Critical Discourse Analysis. London, 1995. 220 p.

8. Fairclough N. Discourse and Social Change. Cambridge, Cambridge University Press, 1992. 269 p.

9. Hidalgo T. Critical Discourse Analysis: An overview. In: Nordic Journal of English Studies, 2011, vol 10, no. 1, pp. 183-210.

10. Matheson D. Media Discourses: Analysing Media Texts. Maidenhead, Open University Press, 2005. 206 p.

11. Mytton G., Diem P., Dam P. H. van. Media Audience Research. London, SAGE, 2016. 296 p.

12. Paltridge B. Discourse Analysis. London, New Delhi, New York, Bloomsbury Academic, 2012. 282 p.

13. Wodak R., Cillia R. de, Reisigl M., Liebhart K. The Discursive Construction of National Identity. Edinburgh, Edinburgh University Press, 2009. 276 p.

14. №»^WWrii:+HKB#ii»#i.Communication as Politics: an interpretive history of journalism in China.

2017. 308

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

Статья поступила в редакцию: 25.07.2019 Статья размещена на сайте: 27.12.2019

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ I INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Лобанова Татьяна Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры индоевропейских и восточных языков Московского государственного областного университета, магистр политологии, докторант кафедры теоретической и прикладной лингвистики МГОУ, директор Регионального центра китайского языка и китаеведения МГОУ; e-mail: lobanovaty@mail.ru

Tatyana N. Lobanova - PhD in Pedagogical sciences, associate professor at the Department of Indo-European and Oriental languages, Moscow Region State University, Master's Degree in Political Science, Director of the Regional Center for Chinese Language and Sinology; Doctoral Student Fellow at the Department of Theoretical and Applied Linguistics, Moscow Region State University; e-mail: lobanovaty@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ / FOR CITATION

Лобанова Т. Н. Идеологические результаты дискурсивных практик китайских медиа: стратегия и методология исследования // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2019. № 4. URL: www.evestnik-mgou.ru Lobanova T. N. Ideological results of discursive practices in the Chinese media: strategy and methodology of research. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2019, no. 4. URL: www.evestnik-mgou.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.