ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2023. № 3
Бочарова Зоя Сергеевна
докт. ист. наук, профессор факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 13А (корпус В)
kpzg@mail.ru
Нацзыкэ Беликэ
аспирант кафедры ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 13А (корпус В) nazerkeberik0329@gmail.com
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Bocharova Zoya S.
Doctor of Historical Sciences, Professor, Faculty of Global Studies, Lomonosov Moscow State University. Moscow, Leninskie Gory, 1/13A (building B)
kpzg@mail.ru
Natzike Belike
Postgraduate Student, UNESCO Department for the Study of Global Problems,
Faculty of Global Studies, Lomonosov Moscow State University. Moscow, Leninskie Gory, 1/13A (building B) nazerkeberik0329@gmail.com
FOREIGN POLICY ORIENTATION OF THE REPUBLIC OF SERBIA AT THE PRESENT STAGE
Аннотация. Современные международные отношения переживают крайнюю неопределенность, военно-политическую поляризацию, что усиливает негативные последствия для межгосударственных отношений. Фактором нестабильности становятся геополитические изменения, связанные с распадом государств, изменением национальных границ, угрозой суверенитету малых стран. Ярким примером тому является Республика Сербия.
Цель статьи — исследование факторов, определяющих внешнеполитические ориентиры Республики Сербия на современном этапе. Специфичность места Сербии на мировой арене определяется ее стратегическим геополитическим положением и стремлением к доминированию на Западных Балканах и в Движении неприсоединения. Выявлено, что устойчивость внешней политики республики придают осознание целей национальной безопасности, мно-говекторность, стратегия «четырех столпов». Осознавая, что противостояние в мирополитических отношениях способствует их дисбалансу и дестабилизации, во избежание излишнего давления доминирующих держав, а также в целях сохранения идентичности и суверенитета, Сербия декларирует политику нейтралитета, лавирования.
Европейский внешнеполитический вектор остается для Сербии приоритетным. Но на пути к вхождению в Европейский союз стоят нерешенные проблемы, связанные с признанием независимости Косово, санкций против России, антиамериканскими настроениями большинства населения. При этом Сербия реализует экономические преимущества сотрудничества не только с ЕС, но и с Китаем, и прагматично опирается на поддержку России в решении экономических задач и косовского вопроса. Сделан вывод, что факторами формирования внешней политики Сербии является многосторонняя дипломатия и сотрудничество, отказ от применения силы, мирное посредничество и миротворчество, стремление к мирному политическому разрешению конфликтов.
Ключевые слова: внешнеполитический курс, внешнеполитические приоритеты, внешняя политика, Республика Сербия, Китай, Россия, ЕС, США.
Abstract. Modern international relations are experiencing extreme uncertainty, military and political polarization, which increases the negative consequences of interstate relations. Geopolitical changes associated with the collapse of states, changes from national borders and threats to the sovereignty of small countries are becoming a factor of instability. The Republic of Serbia is a vivid example of this regard.
The purpose of this article is to investigate the factors determining the foreign policy guidelines on the Republic of Serbia at the present stage. The specificity of the place of Serbia in the world arena is determined by its strategic geopolitical position and aspiration for dominance in the Western Balkans and the Non-Aligned Movement. It has been revealed that the stability of the foreign policy of the Republic of Serbia is given by the awareness of the goals of national security, multi-vector strategy "four pillars". Realizing that confrontation with the world political relations contributes to their imbalance and destabilization, Serbia declares a policy of neutrality and maneuvering in order to preserve its sovereignty and identity, to avoid excessive pressure of the dominant powers. The European foreign policy vectors remain a priority to Serbia. But on the way to European Union membership, there are unresolved problems related to the recognition of Kosovo independence, sanctions against Russia, anti-American sentiments of the majority of the population. At the same time, Serbia realizes the economic advantages of cooperation not only with the EU, but also with China, and pragmatically relies on Russia's support in solving economic problems and the Kosovo issue. Factors shaping Serbia's foreign policy are multilateral diplomacy, multilateral cooperation, non-use of force, peaceful mediation and peacemaking, and a desire for peaceful political resolution of conflicts.
Key words: foreign policy course, foreign policy priorities, foreign policy, Republic of Serbia, China, Russia, EU, USA.
Введение
В меняющихся с 1990-х гг. геополитических условиях, при активной динамике расстановки сил на международной «шахматной доске», обилии противоречивых экономических тенденций в ходе глобализации мирового хозяйства и многополярности международных политических отношений сохранение мира и безопасности остается важнейшей объективной необходимостью дальнейшего прогресса и процветания государств, особенно так называемых малых стран. Их роль в международных отношениях возрастает. Многосторонняя дипломатия, неприменение силы, способность инициировать новые формы взаимодействия обусловливают интерес к опыту стран, которые составляют большинство государств мира и являются существенной частью системы международных отношений. Статусность государств определяется не только размерами, но и стратегическим местоположением. Поэтому особую роль в миро-политической системе играют балканские страны.
Балканы традиционно являются многомерным коммуникационным пространством. После развала Югославии доминирующее значение в регионе приобрела Сербия. Ее расположение на полуострове обусловливает статус геополитического узла между Азией и Европой, рубежа столкновения цивилизаций между Востоком и Западом. Сербия является эпицентром нормализации отношений на Западных Балканах, «ключом» к стабильности и миру в регионе, а также двигателем европейской интеграции всех шести западно-балканских стран. Поэтому позиции страны на международной арене привлекают внимание как политиков, так и ученых.
Цель статьи — исследование факторов, определяющих внешнеполитические ориентиры Республики Сербия на современном этапе.
Материалы и методы
В силу того, что малые и средние государства составляют численное большинство, изучение их места и роли на мировой сцене представляется важным и с теоретической, и с практической точки зрения. Теории международных отношений ориентированы прежде всего на «авторов» мировой политики, т.е. крупные державы. Малые страны остаются в тени. Более того, не разработаны до конца четкие, общепринятые критерии для их идентификации.
В основуданного исследования положенатеория социального конструктивизма, которая позволяет осуществить многофакторный подход и адекватно, в полном объеме выявить условия формирования внешнеполитической стратегии Республики Сербия, и на ее примере — позиции, место и роль малых и средних стран на мировой арене. Важной пред-
ставляется теория, объясняющая диалектику взаимодействия малых и доминирующих государств. Метод компаративизма обеспечил возможность выявить уровень и эффективность взаимодействия Сербии с другими странами. Системный подход обеспечил комплексный анализ основных направлений ее мирополитической деятельности.
Признавая главными акторами международных отношений государства, авторы придерживаются той точки зрения, что на их внешнюю политику в значительной степени влияют внутренние обстоятельства.
Для реализации цели привлечены официальные заявления политического руководства Сербии, нормативные документы, статистические данные, позволившие выявить особенности внешнеполитической ориентации страны.
Результаты исследования
Как и многие малые государства, Республика Сербия выбрала мно-говекторность. Мотивация выбора приоритетов, особенности внешнеполитического курса, стратегические задачи обусловлены стремлением к форсированию интеграции с ЕС, экономическими связями, национальной безопасностью, сохранением внешне- и внутриполитической идентичности. Удержаться на позициях нейтралитета, обеспечить свою независимость Сербия стремится в союзе и при поддержке других стран, прежде всего неприсоединившихся. Перспектива встать во главе Движения неприсоединения сможет обеспечить устойчивость ее внешней политики.
Обсуждение
Политические позиции Сербии укрепляются по мере ее экономического роста. Н. Селакович, еще будучи министром иностранных дел (с 26 октября 2022 г. — министр труда, занятости, ветеранов и социальной политики) Республики Сербия, во время визита в Нью-Йорк в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН (сентябрь 2022 г.) заявил об успехах в хозяйственной жизни. Страна, стоявшая на краю пропасти и экономического коллапса еще в 2014 г., добилась лидирующих темпов роста экономики в Европе и консолидированной деловой среды [14]. Так, государственныйдолг сократился с 79 до 52% ВВП, а безработица — с 26,9 до 9,8% [3].
Но не только экономическая составляющая является ресурсом для защиты национальных интересов и аргументации выбора внешнеполитических приоритетов. Принятие решений также «обусловлено наличием суверенной воли гражданского общества» и лидеров страны [15, с. 57]. Авторитет президента Республики Сербия мало кем оспаривается, в том числе и потому, что он является сторонником увязывания внешнеполитической стратегии с национальной безопасностью. Сербский исследователь из Института стратегических исследований Университета обороны М. Митрович отмечает, что национальная безопасность сублимирует
степень защиты национальных ценностей, которые достигаются путем реализации национальных интересов в рамках внутренней функции государства и международных отношений [18]. Действительно, национальная безопасность не гарантируется и не предоставляется, ее необходимо приобретать и защищать, реализуя, таким образом, государственные интересы. По замечанию ученого, применительно к Республике Сербия внешнеполитическое влияние сосредоточено на европейской интеграции, а также статусе и отношениях с Косово и Метохией — проблемах, решение которых является основным содержанием национальной безопасности. Ключевыми акторами, участвующими во внешнеполитической сфере обеспечения национальной безопасности республики, являются, в частности, ЕС, США и Россия. Многие факторы, от объявленного нейтралитета и экономической безопасности до энергетической независимости, способствовали осознанию общественностью необходимости общей интеграции и интеграции безопасности [18]. Таким образом, актуализируется оценка в научных публикациях тенденций, важных для защиты Республики Сербии, а также процессов рационализации и достижения провозглашенных национальных целей.
Сербия—ЕС—Косово
В 2009 г. Сербия разработала стратегию «Четыре столпа внешней политики». В качестве ключевой опоры обозначен Европейский союз, три другие — Россия, Китай и США (к этому четырехугольнику ряд исследователей добавляют Движение неприсоединения). Предпосылка такого выбора довольно проста: Сербия остается на своем пути в ЕС, но будет стремиться к стратегическому партнерству с США, Китаем и Россией. Сотрудничество с Китаем и Россией является реакцией на поддержку ЕС и США отделения от Сербии Косово. Таким образом, страна старается балансировать в условиях противостояния более крупных держав, противостоять их давлению и проводить многовекторную внешнюю политику, обеспечивая тем самым не только максимальный уровень независимости, но и стабильное внутреннее развитие. Степень интенсивности сербского балансирования определяется состоянием отношений между Россией и Западом: если отношения становятся более конфронтаци-онными, Сербия склонна подстраховываться и продолжить лавировать. Существует критическая масса граждан, которые поддерживают такую стратегическую концепцию [7].
Европейский союз был и остается самым влиятельным партнером не только в политическом плане, поскольку Сербия привержена вступлению в ЕС и является государством-кандидатом, но и с учетом торговли и инвестиций, формирования единого экономического и политического пространства. Страна находится в окружении членов ЕС и НАТО, поэтому стремление к интеграции является логичной и прагматичной целью.
Объем торговли Сербии с ЕС к концу 2021 г. достиг 30,28 млрд евро, что составляет 60% от общего объема торговли страны. Экспорт Сербии
в ЕС вырос с 3,2 млрд евро в 2009 г. до 11 млрд в 2021 г. Крупнейшим торговым партнером является Германия: на нее приходится 13% сербского экспорта. В немецких компаниях, расположенных в Сербии, работает 77 тыс. граждан страны (ср.: в 2014 г. — 17 тыс.). За последние три года 56% всех инвестиций поступило из ЕС [2, 16], а по некоторым сведениям, эта цифра еще больше — 68% от общего объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Сербию. ЕС является крупнейшим направлением эмиграции для сербских граждан, а сербские предприятия, связанные с ЕС, нанимают в Сербии более 900 тыс. рабочих [16]. Таким образом, экономическая интеграция налицо.
Продвижение Сербии к членству в ЕС ускорилось за последние несколько лет. Сербия обладает развитыми человеческими ресурсами и материально-технической инфраструктурой, с помощью которых она может ответить на вызовы переговорного процесса и зарекомендовать себя как двигатель европейской интеграции на Западных Балканах.
Напомним, что на пути к ЕС Сербия предприняла следующие шаги:
• 9 сентября 2008 г. Скупщина (парламент) ратифицировала Соглашение о стабилизации и ассоциации с ЕС, которое вступило в силу 1 сентября 2013 г.;
• 30 ноября 2009 г. граждане страны получили возможность безвизового въезда в ЕС (так называемый белый Шенген);
• 22 декабря 2009 г. президент Сербии Б. Тадич подал заявку на вступление страны в ЕС;
• 1 марта 2012 г. на саммите ЕС в Брюсселе Сербия получила статус кандидата (после очередной сдачи своих позиций Белградом — подписания соглашения о совместном управлении пограничными пунктами пропуска и о региональном сотрудничестве);
• 19 апреля 2013 г. после шести месяцев трудных переговоров последовали Брюссельские соглашения, а затем 4 сентября 2020 г. и Вашингтонское соглашение о нормализации отношений между Белградом и Приштиной при содействии президента США Д. Трампа (следует отметить, что в тексте соглашения Сербия и Республика Косово фигурируют на равноправной основе и как часть нового регионального объединения «балканский мини-Шенген», куда входят также Албания и Северная Македония [13]);
• в августе 2014 г. был запущен Берлинский процесс с целью решения триединой задачи: завершение политических споров, включая вопрос о признании самопровозглашенной 17 февраля 2008 г. Республики Косово (была признана 97 государствами, но усилиями сербской дипломатии ряд государств отозвал «выданные под диктовку Вашингтона признания косовской псевдогосударственности» [4, с. 8]), модернизация экономики и форсирование демократизации.
Специалисты отмечают, что Сербия продвинулась в процессе гармонизации с требованиями относительно вступления в ЕС гораздо дальше, чем многие в Европе готовы признать. Руководство страны выполнило
ряд экономических требований, активно сотрудничало с Международным трибуналом по бывшей Югославии со всеми вытекающими последствиями, пошло на ряд уступок Приштине, чем воспользовались косовские албанцы при содействии НАТО (несмотря на сопротивление сербов, проживающих в Косово). Но символический жест по принятию Сербии в кандидаты скрывает главное препятствие к форсированной евроинтеграции страны — решение судьбы сербского края Косово и Метохия. Территориальных претензий у стран — членов ЕС не должно быть. И ни одна страна-кандидат не сталкивалась с такой проблемой во время переговоров о присоединении к ЕС.
Между тем противодействие сецессии, борьба за государственные интересы в Косово и Метохии являются одним из важнейших процессов, системно формирующих сербскую внешнюю политику. Глава комитета по Косово и Метохии Скупщины Сербии М. Дрецун заявил в ноябре 2022 г., что инициативы Приштины включить в повестку переговоров «франко-германское» предложение (при поддержке ЕС и США) о фактическом признании независимости и допущении в ООН самопровозглашенного Косово неприемлемы [6]. Эта позиция Белграда дистанцирует страну от Запада и сближает с Россией. ЕС требует от Сербии признать Косово, в то время как не может заставить сделать это пять своих членов (Испания, Словакия, Румыния, Кипр и Греция).
Россия выступает в пользу территориальной целостности и суверенитета Сербии, и главное — за приоритет резолюции 1244 Совбеза ООН от 10 июня 1999 г. в решении косовской проблемы. Согласно резолюции, центральная роль в мирном процессе закреплена за ООН и ее Советом Безопасности. В крае были развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Силы для Косово (СДК), численностью 16,5 тыс. военнослужащих, ответственные за поддержание безопасности. Далее ООН разработала «Стандарты для Косово» на основе принципов, сформулированных представителем Генерального секретаря Х. Холкери (2003), назначила специальным посланником по вопросу о статусе Косово бывшего президента Финляндии М. Ахти-саари (ноябрь 2005 г.), предложившего в 2007 г. свой план по определению будущего статуса Косово и не представлявшего иной альтернативы, кроме признания его независимости (за что получил прозвище «акушерка Косово»). Разрешение данного конфликта зашло в тупик, что дает основание констатировать ограниченные возможности ООН, «несмотря на весь ее потенциал» [8, с.40].
Усилия ЕС также пока не увенчались успехом. В соответствии с Брюссельскими соглашениями о нормализации отношений между Белградом и Приштиной от 19 апреля 2013 г. в Косово должно быть создано Сообщество сербских муниципалитетов (ССМ) — орган самоуправления сербов, живущих в непризнанной республике, чего до сих пор не произошло.
Такое положение вещей дает основание Косово вести себя как независимое самостоятельное государство, что приводит к жесткому про-
тивостоянию косовских сербов. Обострение ситуации на севере Косово в декабре 2022 г., когда спецназ непризнанного образования в сопровождении патрулей миссии Евросоюза начал захватывать помещения избирательных комиссий на севере края, а Сербия привела в боевую готовность свои силовые структуры, было урегулировано благодаря гарантиям ЕС и США. А. Вучич неоднократно заявлял, что его страна выполнила свою часть Брюссельских соглашений, тогда как косовары лишь начали разрабатывать устав ССМ, а затем приостановили этот процесс, и признавал самой большой ошибкой передачу решения вопроса Косова и Метохии на уровень ЕС.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Сербии А. Боцан-Харченко в своей статье «Косово у опасной черты. О ложных установках Запада и безальтернативности подлинного диалога» дал аналитический обзор проблемы и заметил: «официальная риторика есовских институтов пополнилась и абсурдным требованием "взаимного признания" (зачем имеющей неоспоримую международную правосубъектность Сербии "признание" от Приштины?) — это положение в июле 2022 г. было включено в одну из резолюций Европарламента. Хотя этот тенденциозный документ не имеет юридической силы, недооценивать его политическое звучание не стоит: по сути, это очередной шаг Брюсселя в сторону пересмотра статусно-нейтральной позиции, искажения выданного ГА ООН мандата» [4, с. 7].
Президент Сербии находится под сильным международным давлением. Во-первых, коллективный Запад требует признать независимость Косово, привести сербскую политику в соответствие с политикой ЕС. Министр иностранных дел Сербии И. Дачич заявил в январе 2023 г. в эфире XV Ргуя: «Мы не были в восторге от Брюссельских соглашений, это был акт доброй воли Белграда. И после всего этого мы оказались в ситуации, когда получилось, что это был большой обман, как с Минскими соглашениями» [5]. Во-вторых, ЕС вместе с США призывает Сербию также ввести санкции против России из-за специальной военной операции (СВО) на Украине. Возникает закономерный вопрос о том, что предлагается Республике Сербия взамен, и сможет ли страна по-прежнему проводить независимую внешнюю политику, самостоятельно принимать решения в соответствии со своими интересами. Те, кто знаком с политическим ландшафтом Брюсселя, считают, что даже если Сербия введет санкции против России, ничего существенного не изменится на ее европейском пути. Президент А. Вучич предсказывает следующий алгоритм поведения Запада: как только Белград поддержит санкции в отношении России, последует требование подписать соглашение с самопровозглашенной Республикой Косово. По справедливому утверждению Н.А.Нарочницкой, «подавление Сербии — для Запада особая задача не только из-за стратегического положения страны, от которой целенаправленно оторвали и включили в НАТО Черногорию с бухтой Которской, лишив Сербию выхода к морю», но и из-за морального духа сербов, не сломленного агрессией НАТО [12].
Сербия—Россия
Аналитический центр «Новая сербская политическая мысль» (NSPM) опубликовал 20 мая 2022 г. результаты опроса, которые показывают, что 82% населения против введения антироссийских санкций, а 49% поддерживают действия России в отношении Украины, 68,7% считают, что НАТО является ключевым актором, виновным в развязывании войны. Этот опрос общественного мнения был сочтен спорным, поскольку NSPM является правым и пророссийским. Однако аналитический центр «Demostat», близкий к оппозиционному, либеральному и про европейскому курсу, провел аналогичный опрос в конце июня 2022 г. и опубликовал его результаты 10 июля. Этот опрос свидетельствует, что только 30% опрошенных поддерживают вступление в ЕС, а 51% выступают против, и что 80% респондентов не поддержали санкции в отношении России [16]. Добавим, что опрос Gallup International от 2019 г. показал, что 74% граждан Сербии считали дестабилизирующей силой в мире США, в отличие от России и Китая, которых большинство граждан Сербии назвали позитивными мировыми акторами.
Уровень поддержки России — это «продукт» исторических связей стран. Современная Россия поддерживает Сербию в отношении Косово, а также автономию Республики Сербской. Эта поддержка сводится к заявлениям, голосованию в СБ ООН в пользу Сербии, использованию при необходимости права вето и т.д. Поэтому РФ рассматривается как союзник Сербии и сербов, особенно правыми избирателями.
С точки зрения экономического сотрудничества, Россия составляет всего 3,8% сербского импорта и 5,4% всего экспорта [16]. Однако Сербия зависит от российского газа, 60% нефти и удобрений поступают из России. В результате, с одной стороны, Россия является незначительным торговым партнером по сравнению с ЕС, но, с другой — она доминирует в нескольких важнейших торговых сферах, без которых сербская экономика пребывала бы в крайне тяжелом положении. Сербия имеет режим свободной торговли с РФ, получила выход на рынок Евразийского экономического союза (ЕАЭС), включая военно-техническое сотрудничество. Республика поддерживает стратегическое партнерство с Россией с 2013 г. Речь идет о проектах ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), в том числе связанных со строительством скоростной железной дороги и реконструкцией железнодорожной инфраструктуры, импорте технологий, активной инвестиционной деятельности, проектировании и строительстве Единого диспетчерского центра по управлению движением поездов в стране, о строительстве в Белграде полноценного метрополитена (план остается нереализованным с югославских времен). Немаловажное значение имеет сотрудничество в области энергетики, прежде всего по реконструкции гидроэнергетических комплексов, медицины, в гуманитарной сфере. Следует отметить также соглашение о строительстве центра ядерных исследований. Не последнюю роль играют партнерские и торговые отношения с Россией в сфере импорта военной техники, осо-
бенно авиации и зенитных систем, обучения военнослужащих для работы с советской и российской военной техникой. Всего же на 2021 г. сотрудничество подкреплено примерно 140 двусторонними соглашениями между Сербией и Россией, которые планировалось дополнить еще десятком договоров.
Сближает Сербию и Россию еще одно обстоятельство: на фрагмен-тированном постъюгославском пространстве «сербы оказались пригвождены к позорному столбу в "мировом" общественном мнении, названы, как и русские, угнетателями других народов федерации» [12].
Учитывая характер взаимоотношений Сербии с Россией, в Брюсселе опасаются, что вступление балканской республики в ЕС может быть использовано Москвой для продвижения собственных интересов в Европе (тактика «троянского коня»). Поэтому растет давление коллективного Запада с целью вытеснения РФ из зоны внешнеполитических интересов Сербии.
После начала СВО на Украине европейские страны, имеющие тесные связи с Россией, будь то страны на пути к ЕС, такие как Сербия и Турция, и страны, входящие в ЕС, такие как Венгрия, оказались в шатком положении. Правительство Сербии изначально было сдержано в своих заявлениях и призывало стороны прийти к мирному соглашению и прекратить боевые действия. Попытки удержаться на нейтральных позициях можно проиллюстрировать следующими фактами, характеризующими политику Белграда по отношению к Москве. Когда Генеральная Ассамблея ООН 2 марта 2022 г. собралась для обсуждения войны на Украине (экстренная сессия, одиннадцатая в своем роде и первая за 40 лет) и приняла резолюцию, осуждающую Россию, при этом пять стран выступили против, Сербия проголосовала за резолюцию. Резолюция не имела обязательной силы, и А. Вучич преуменьшил ее последствия, заявив, что Сербия поддержала четыре из 13 пунктов, которые не включают никаких санкций. Но 16 марта 2022 г. Комитет министров Совета Европы проголосовал за исключение России из организации, сербские представители покинули собрание на момент голосования, поэтому они не голосовали ни за, ни против исключения России. 24 марта 2022 г. Сербия проголосовала за еще одну резолюцию, осуждающую Россию за вторжение на Украину и развязывание гуманитарного кризиса. Резолюция призывала к немедленному прекращению огня, против выступили только пять стран, а 38 воздержались. Далее, 7 апреля 2022 г. Генеральная Ассамблея ООН провела голосование за исключение России из Совета ООН по правам человека. Сербия была среди 93 стран, проголосовавших за это предложение. Этот шаг был раскритикован правой оппозицией как «удар в спину» союзнику и противоречащий воле электората. Таким образом, как можно заметить, позиция Сербии в отношении СВО противоречива. С одной стороны, она идет в фарватере ЕС и США, однако, с другой — не поддерживает санкционный режим.
Сербия—НАТО—США
Следует отметить, что Сербия диверсифицирует закупки военной техники, является членом программы НАТО «Партнерство ради мира» и регулярно проводит учения с войсками НАТО. В конце апреля 2022 г., после учений «Щит-22», Сербия объявила, что ведет переговоры о покупке 12 многоцелевых истребителей «Рафаль» французского производства и 12 бывших в употреблении истребителей у других стран. Кроме того, в ходе тех же военных учений Сербия продемонстрировала пять бронемашин «ВеагСаЪ», закупленныхв США. В сочетаниисзакупкойкитайской зенитной системы БК-3 (также в конце апреля 2022 г.) это показывает, что Сербия пытается сделать свой военный импорт многовекторным.
СВО наУкраине подвергла испытанию сербскую стратегию «Четыре столпа внешней политики». При этом мнение населения по ряду вопросов расходится с проводимой руководством страны политикой. Несмотря на в целом негативное общественное восприятие СШАиз-за событий 1990-х гг., они имеют явное политическое влияние на Белград [16]. Но экономические позиции Соединенных Штатов на Западных Балканах слабее. Этот мировой лидер имеет самый низкий уровень торговли с Сербией по сравнению с тремя другими акторами (ЕС, РФ и КНР), не входит даже в первую десятку торговых партнеров Сербии, уровень обмена является самым низким по сравнению с тремя другими «столпами». Однако является важным инвестором, особенно в секторе информационных технологий. Американские компании составляют лишь 2,2% от общего объема прямых инвестиций в Сербию, и по состоянию на 2022 г. в них занято около 22 000 человек. Но эти цифры могут ввести в заблуждение, поскольку многие американские фирмы регистрируются в странах с более низкими налогами, таких как Нидерланды, и инвестируют оттуда. Фактически 15,53% всех ПИИ в Сербию поступают от компаний, зарегистрированных в Нидерландах [16].
Сербия—Китай
Усиление давления на Сербию может дестабилизировать регион Западных Балкан и поставить под угрозу и без того хрупкий мир и латентную стабильность. Современная ситуация ориентирует страну на сбалансированное развитие отношений не только с ЕС и США, но и с Россией и Китаем. Напряженность в Европе в 2022 г. была обусловлена не только конфликтом между Россией и Украиной, но и «новым» партнерством между двумя антагонистами НАТО, а именно Сербией и Китаем. Специальная военная операция на Украине предоставила Сербии возможность продолжить и активизировать развернувшуюся еще до февраля 2022 г. политику позиционирования Китая в качестве основного незападного партнера Сербии. Эта политика стала еще более привлекательной после избирательного цикла в Сербии в апреле 2022 г., что сделало Китай идеальным «инструментом» внутреннего продвижения для сербского руководства. Технически в сотрудничестве Китая с Сербией нет ничего
нового. Формально добиваясь членства в ЕС, страна уже наращивает свои вооруженные силы российским и китайским оружием, включая боевые самолеты, танки и другую технику. Действительно, в июне 2020 г. Сербия стала первой европейской страной, развернувшей китайские беспилотные летательные аппараты, когда ВВС Сербии получили шесть боевых беспилотников СН-92А, вооруженных ракетами с лазерным наведением. Такие усилия рассматриваются как признак углубления отношений между Пекином и Белградом. Доставка боевых средств в балканскую страну свидетельствует о прогрессе КНР в области военно-логистических перевозок и о том, что Белград является ориентиром для проникновения Пекина на «Старый континент». Вместе с Венгрией Сербия является одной из стран, где КНР стремится подорвать восточный фронт американской сферы влияния в Европе, особенно после того, как Белград подал заявку на вступление в ЕС в 2009 г.
Китайско-сербское сотрудничество расширилось с тех пор, как в 2013 г. две страны подписали совместную декларацию об углублении стратегического партнерства. Шесть лет спустя Сербия присоединилась к инициативе «Один пояс, один путь» и стала местом для китайского финансирования инфраструктуры (железные дороги), энергетики (включая возобновляемые источники), горнодобывающей промышленности и технологий. На Балканах Huawei реализует несколько проектов, таких как установка камер видеонаблюдения, оснащенных системой распознавания лиц (в Белграде), создание «умного города» (в Нише) и управление центром обработки данных (в Крагуеваце).
Значение соглашения между Сербией и Китаем возрастает, потому что в 2021 г. отношения между КНР и 17 странами Центральной и Восточной Европы пережили общий спад. Многие из участников так называемой платформы 17 + 1 были разочарованы «тупиком» в отношении нескольких инфраструктурных проектов, предложенных Китаем. В то же время они объединились с США в антикитайской коалиции. Показателен пример Литвы, покинувшей упомянутый выше форум, открывшей тайваньское представительство в Вильнюсе и укрепившей технологические связи с Тайбэем.
Что касается Китая, то, как уже было отмечено ранее, он в целом положительно воспринимается в Сербии, и после 2014 г. постепенно увеличивет свое присутствие. Пандемия COVID-19 и поставки Китаем вакцин 8торИагт повысили репутацию Китая в Сербии. Китай также присутствует благодаря инвестициям в инфраструктуру и нескольким ключевым инвестициям в производство. Инвестиции 2цт в горнодобывающую промышленность в Боре и шинный завод Linglong в Смедерево, приобретение Не8Ш сталелитейного завода в Смедерево являются тремя крупнейшими и наиболее известными китайскими инвестициями. В 2022 г. ПИИ КНР превысили европейские вливания. Прогнозируется развитие торговых отношений.
Поскольку сейчас основное внимание сербских СМИ и политиков уделяется СВО на Украине и ситуации в Черногории и Косово, Китай
не находится в центре их внимания, за некоторым исключением. Однако это не влияет на его репутацию в Сербии.
Сербия—Движение неприсоединения
Еще один внешнеполитический вектор Республики Сербия — это приверженность Движению неприсоединения (ДН), у истоков которого стояла Югославия и ее лидер И. Броз Тито. Именно в Белграде состоялась первая конференция ДН в составе 25 государств. После достаточно длительного периода кризиса, связанного с исчезновением биполярного мироустройства, Движение приобретает в современных условиях особое значение как фактор консолидации. В него входят 120 стран, что составляет почти две трети от общего числа членов ООН. Его историческая роль в международных отношениях определяется значительным вкладом в прекращение процесса деколонизации, сокращение политического разделения мира, укрепление солидарности между развивающимися странами (сотрудничество Юг—Юг), а также достижение более справедливого мирового порядка.
В отличие от нейтралитета как концепта и юридической категории, возникшей еще в средние века, неприсоединение является «новым ци-вилизационным явлением» [10]. Если страны, заявившие о своем нейтралитете, никогда не объединялись, то Движение неприсоединения концептуально автономно, выступает в качестве группы международного давления [9]. Нейтралитет предполагает пассивную позицию, часто навязанную модель геополитического позиционирования, ДН — это активная борьба за мирное урегулирование конфликтов. По определению М. Малешевича, «нейтральный статус Сербии в глазах Запада означает нейтрализованное и безобидное государство, безоговорочно принимающее правящий порядок» [11]. Поэтому нейтралитет без «группы поддержки» неприсоединившихся стран не сможет обеспечить Сербии независимость. Многие эксперты видят выход в восстановлении статуса государства — преемника Югославии как основателя и лидера Движения неприсоединения, значимого игрока мировой истории, осуществленного за счет сербства и сербской истории. Более того, раздаются голоса в пользу приглашения России для укрепления позиций Движения. РФ летом 2021 г. получила статус наблюдателя в ДН, а в октябре впервые участвовала в прошедшем в Белграде форуме, посвященном 60-летию основания Движения.
В изменившихся геополитических обстоятельствах, ведущих к многополярности международных политических отношений и глобализации мировой экономики, роль Движения неприсоединения становится все более важной. Его деятельность через развитие многостороннего сотрудничества должна устранять разного рода угрозы и риски для международного мира и безопасности, отмечает Д. Димитриевич [17].
В конце января 2023 г. президент Азербайджана И. Алиев выступил с предложением расширить Совет Безопасности ООН, предоставив одно постоянное место члену Организации исламского сотрудничества и еще
одно — Движению неприсоединения, и это место должна занимать страна, председательствующая в Движении [1].
Международный институт изучения Ближнего Востока и Балкан (Любляна, Словения) регулярно анализирует события на Ближнем Востоке, Балканах и во всем мире. В 2021—2022 гг. проводился анализ текущей ситуации в Сербии в контексте укрепления ее внешней политики и утверждения международного статуса страны. Аналитики считают, что Сербия внимательно следит за мировыми событиями и тенденциями, а также проводит тщательно продуманную, спланированную и долгосрочную внешнюю политику, чтобы лучше позиционировать себя в рамках Движения неприсоединения, а также в исламско-арабском мире и на Ближнем Востоке. Сербии удалось укрепить свои отношения с этой частью мира, и она в данном аспекте может служить примером для многих стран Европы.
Учитывая, что привлекательность Движения неприсоединения проистекает из его исторической преемственности и приверженности установлению мирногоидемократического миропорядка, атакже его политической гибкости для приспособления к противоборствующим отношениям великих держав и других важных международных акторов, Сербия как правопреемница югославской традиции нейтральной внешней политики стремится активизировать сотрудничество с неприсоединившимися странами, чтобы укрепить свои позиции в современных международных отношениях.
Заключение
Сербия имеет стратегически продуманные ориентиры развития, проводит многовекторную внешнюю политику, опираясь на стратегию «четырех столпов». В этой сложной системе становится очевидной главная задача — сохранение суверенитета страны, который «становится "видимым" только в контексте его использования» [15, с. 66].
Факторами формирования внешней политики Сербии является многосторонняя дипломатия, сотрудничество в международных организациях, отказ от применения силы, мирное посредничество и миротворчество, стремление к мирному политическому разрешению конфликтов. Чтобы избежать излишнего давления доминирующих акторов международных отношений, президент А. Вучич декларирует политику нейтралитета и применяет тактику лавирования. Сербия выбрала модель внешнеполитического поведения, которая позволяет ей сохранить идентичность, претендовать на первенство в региональных процессах, в Движении неприсоединения, реализовывать экономические преимущества сотрудничества с Европейским союзом, Китаем и прагматично опираться на поддержку России в решении экономических задач и косовского вопроса. Россия является основным источником газа, нефти и удобрений и ключевым союзником Сербии в СБ ООН, поддерживает интересы Сербии в Косово.
Китай важен своими стратегическими инвестициями в ряд компаний и ключевые инфраструктурные проекты. СВО России на Украине и рост напряженности между ЕС и США, с одной стороны, и Россией, с другой, заставили Сербию пересмотреть свою внешнеполитическую стратегию. Отмечается решимость и в будущем сохранять позицию нейтральной в военном отношении и политически независимой страны. На внешнеполитическом уровне Сербия сегодня выступает как конструктивный актор, а также как страна, имеющая четкие интересы, отстаивающая и защищающая их законным путем на основе международного права. В данной связи Сербия ориентирована не только на улучшение и обновление политических связей со многими странами, но и на повышение потенциала экономической дипломатии. Укрепление международного положения, несмотря на давление, становится гарантом стабильности в условиях, когда мир находится на историческом поворотном этапе и стоит перед установлением нового международного порядка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиев предложил расширить Совбез ООН за счет исламских и неприсоединившихся стран. URL: https://news.rambler.ru/conflicts/50110824-aliev-predlozhil-rasshirit-sovbez-oon-za-schet-islamskih-i-neprisoedinivshihsya-stran/ (дата обращения: 23.01.2023).
2. Астапов А. В этом году в Сербии преобладают инвестиции из Китая, на втором месте — ЕС. URL: https://internationalwealth.info/offshore-investments-abroad/naibolshij-pritok-pii-v-serbiju-daet-kitaj/ (дата обращения: 02.01.2023).
3. Бобров В. Уровень безработицы в Сербии снизился до 10%. URL: https:// dzen.ru/a/YiDuonjH7EL14ISM] (дата обращения: 23.01.2023).
4. Боцан-Харченко А. Косово у опасной черты. О ложных установках Запада и безальтернативности подлинного диалога // Международная жизнь. 2023. № 1. С. 4—11.
5. В Сербии заявили, что брюссельские соглашения стали таким же обманом, как и минские // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/ 16794525 (дата обращения: 23.01.2023).
6. Вучич поблагодарил Россию за помощь по Косово на международной арене // РИА Новости. URL: https://news.mail.ru/politics/54662773/?frommail=1 (дата обращения: 23.01.2023).
7. Иванова С.В. Внешняя политика Республики Сербии по вопросу ее вхождения в Европейский союз // Актуальные проблемы международных отношений, международного права и безопасности: Сб. статей: В 2 т. Т. I. М.: РОП, 2021. С. 292—299.
8. Катков А. Д. Влияние принципа суверенитета на политику признания государств (на примере конфликта в Косово) // Вестник ННГУ 2018. № 4. С. 37—48.
9. Крылов С.А. Движение неприсоединения: История и современность // Обозреватель — Observer. 2018. № 3(338). С. 26—43.
10. Малешевич М. Доктрина неприсоединения: Прошлое или будущее? К 60-летию Движения // РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/postsoviet/doktrina-neprisoedineniya-proshloe-ili-budushchee-k-60-letiyu-dvizheniya/ (дата обращения: 23.01.2023).
11. Малешевич М. Доктрина неприсоединения и украинский кризис // РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/blogs/m-malesevich/35717/ (дата обращения: 23.01.2023).
12. Нарочницкая Н. А. Россия и Сербия в эпоху перемен: Линии напряжения истории XIX—XXI вв. Ч. 1 //Перспективы. Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. URL: https://www.perspektivy.
info/history/_rossija_i_serbija_v_epohu_peremen_linii_naprazhenija_istorii_xix_
xxi_vv_chast_1_2022-12-30.htm (дата обращения: 23.01.2023).
13. Пивоваренко А. А. К вопросу о внешней политике Сербии на юго-западном направлении // Международная аналитика. 2021. Т. 12, № 1. С. 162—175. doi.org/10.46272/2587-8476-2021-12-1-162-175
14. Селакович в Нью-Йорке с 28 министрами иностранных дел беседовал об экономических успехах Сербии и ситуации в КиМ // Сайт Посольства Республики Сербия в Российской Федерации. URL: http://moskva.mfa.gov.rs/lat/ newstext.php?subaction=showfull&id=1632902698&ucat=118&template=Headlines Lat&#disqus_thread (дата обращения: 30.01.2023).
15. Федосова В. А. Трансформация суверенитета в контексте ЕС // Вестник Московского университета. Сер. 27. Глобалистика и геополитика. 2022. № 1. С. 55—71.
16. Beckmann-Dierkes N, Rankic S. The Four Pillars of Foreign Policy, the Kosovo Issue, and the War in Ukraine // Сайт Conrad Adenauer stiftung. URL: https:// www.kas.de/de/laenderberichte/detail/-/content/serbian-foreign-policy-in-the-wake-of-the-war-in-ukraine (дата обращения: 26.11.2022).
17. Dimitrijevic D. The Non-Aligned Movement and Serbian Foreign Policy // European Perspectives — International Scientific Journal on European Perspectives. 2021. Vol. 12, N 2 (22). P. 41—46.
18. Mitrovic M. Assessments and foreign policy implications of the national security of Republic of Serbia // Security and Defence Quarterly. 2021. N 34 (2). P. 7—19.
REFERENCES
1. Aliyev proposed to expand the UN Security Council at the expense of Islamic and non-aligned countries. 2023. Available at: https://news.rambler.ru/conflicts/50110824-aliev-predlozhil-rasshirit-sovbez-oon-za-schet-islamskih-i-neprisoedinivshihsya-stran/ (accessed: 30.01.2023). (In Russ.)
2. Astapov A. 2022. This year, investments from China predominate in Serbia, with the EU in second place. Available at: https://internationalwealth.info/offshore-in-vestments-abroad/naibolshij-pritok-pii-v-serbiju-daet-kitaj/ (accessed: 02.01.2023). (In Russ.)
3. Bobrov V. 2022. The unemployment rate in Serbia has dropped to 10%. Available at: https://dzen.ru/a/YiDuonjH7EL14ISM] (accessed: 23.01.2023). (In Russ.)
4. Bocan-Kharchenko A. 2023. "Kosovo at the dangerous line. About the false attitudes of the West and the lack of alternative to genuine dialogue". International-Life, no. 1, pp. 4—11. (In Russ.)
5. Serbia declared that the Brussels agreements had become the same deception as the Minsk agreements. 2023. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-pano-rama/16794525 (accessed: 23.01.2023). (In Russ.)
6. Vucic thanked Russia for its assistance on Kosovo in the international arena. 2023. Available at: https://news.mail.ru/politics/54662773/?frommail=1 (accessed: 23.01.2023). (In Russ.)
7. Ivanova S.V. 2021. "Foreign policy of the Republic of Serbia on the issue of its entry into the European Union". In Actual problems of international relations, international law and security, collection of articles in 2 vol., vol. 1. Moscow, Russian Society of Political Scientists, pp. 292—299. (In Russ.)
8. Katkov A.D. 2018. "The influence of the principle of sovereignty on the policy of recognition of states (on the example of the conflict in Kosovo)". Bulletin of the UNN, no. 4, pp. 37—48. (In Russ.)
9. Krylov S.A. 2018. "The Non-Aligned Movement: History and modernity". Observer— Observer, no. 3(338), pp. 26 — 43. (In Russ.)
10. Maleshevich M. 2021. The Doctrine of Non-alignment: past or future? To the 60th anniversary of the Movement. Available at: https://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/columns/postsoviet/doktrina-neprisoedineniya-proshloe-ili-budushchee-k-60-letiyu-dvizheniya/ (accessed: 23.01.2023). (In Russ.)
11. Maleshevich M. 2022. The Doctrine of Non-Alignment and the Ukrainian crisis. Available at: https://russiancouncil.ru/blogs/m-malesevich/35717/ (accessed: 23.01.2023). (In Russ.)
12. Narochnitskaya N. A. 2022. Russia and Serbia in the era of change: tension lines of the history of the XIX—XXI centuries, part 1. Available at: https://www.perspektivy.
info/history/_rossija_i_serbija_v_epohu_peremen_linii_naprazhenija_istorii_xix_
xxi_vv_chast_1_2022-12-30.htm (In Russ.)
13. Pivovarenko A. A. 2021. "On the issue of Serbia's foreign policy in the southwest direction". International analytics, vol.12, no. 1, pp. 162—175. doi.org/10.46272/ 2587-8476-2021-12-1-162-175 (In Russ.)
14. Selakovich spoke with 28 foreign Ministers in New York about Serbia's economic success and the situation in KiM. Available at: http://moskva.mfa.gov.rs/lat/newstext. php?subaction=showfull&id=1632902698&ucat=118&template=HeadlinesLat&# disqus_thread (accessed: 30.01.2023) (In Russ.)
15. Fedosova V.A. 2022. "Transformation of sovereignty in the context of the EU". Bulletin of the Moscow University. Series 27. Globalistics and Geopolitics, no. 1, pp. 55—71. (In Russ.)
16. Beckmann-Dierkes N., Rankic S. 2022. The Four Pillars of Foreign Policy, the Kosovo Issue, and the War in Ukraine. Available at: https://www.kas.de/de/laen-derberichte/detail/-/content/serbian-foreign-policy-in-the-wake-of-the-war-in-uk-raine (accessed: 26.11.2022).
17. Dimitrijevic D. 2022. "The Non-Aligned Movement and Serbian Foreign Policy". European Perspectives — International Scientific Journal on European Perspectives, vol. 12, no. 2(22), pp. 41—46.
18. Mitrovic M. 2021. "Assessments and foreign policy implications of the national security of Republic of Serbia". Security and Defence Quarterly, no. 34 (2), pp. 7—19.
ТРАНСЛИТЕРАЦИЯ
1. Aliev predlozhil rasshirit' Sovbez OON za schet islamskih i neprisoedinivshih-sya stran. URL: https://news.rambler.ru/conflicts/50110824-aliev-predlozhil-rasshi-rit-sovbez-oon-za-schet-islamskih-i-neprisoedinivshihsya-stran/ (data obrasche-niya: 23.01.2023).
2. Astapov A. V etom godu v Serbii preobladayut investicii iz Kitaya, na vtorom meste — ES. URL: https://internationalwealth.info/offshore-investments-abroad/ naibolshij-pritok-pii-v-serbiju-daet-kitaj/ (data obrascheniya: 02.01.2023).
3. Bobrov V. Uroven' bezraboticy v Serbii snizilsya do 10%. URL: https://dzen.ru/ a/YiDuonjH7EL14ISM] (data obrascheniya: 23.01.2023).
4. Bocan-Harchenko A. Kosovo u opasnoj cherty. O lozhnyh ustanovkah Zapada i bezal'ternativnosti podlinnogo dialoga // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2023. № 1. S. 4—11.
5.V Serbii zayavili, chto bryussel'skie soglasheniya stali takim zhe obmanom, kak i minskie//TASS. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16794525 (data obrascheniya: 23.01.2023).
6.Vuchich poblagodaril Rossiyu za pomoshch' po Kosovo na mezhdunarodnoj arene // RIA Novosti. URL: https://news.mail.ru/politics/54662773/?frommail=1 (data obrascheniya: 23.01.2023).
7. Ivanova S.V. Vneshnyaya politika Respubliki Serbii po voprosu ee vhozhdeniya v Evropejskij soyuz //Aktual'nye problemy mezhdunarodnyh otnoshenij, mezhduna-rodnogo prava i bezopasnosti: Sb. statej: V 2 t. T. I. M.: ROP, 2021. S. 292—299.
8. Katkov A.D. Vliyanie principa suvereniteta na politiku priznaniya gosudarstv (na primere konflikta v Kosovo) //Vestnik NNGU. 2018. № 4. S. 37—48.
9. Krylov S.A. Dvizhenie neprisoedineniya: istoriya i sovremennost' // Obozre-vatel' — Observer. 2018. № 3(338). S. 26—43.
10. Maleshevich M. Doktrina neprisoedineniya: proshloe ili budushchee? K 60-le-tiyu Dvizheniya // RSMD. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ columns/postsoviet/doktrina-neprisoedineniya-proshloe-ili-budushchee-k-60-letiyu-dvizheniya/ (data obrascheniya: 23.01.2023).
11. Maleshevich M. Doktrina neprisoedineniya i ukrainskij krizis // RSMD. URL: https://russiancouncil.ru/blogs/m-malesevich/35717/ (data obrascheniya: 23.01.2023).
12. Narochnickaya N.A. Rossiya i Serbiya v epohu peremen: Linii napryazhe-niya istorii XIX—XXI vv. Ch. 1 // Perspektivy. Setevoe izdanie Centra issledovanij i analitiki Fonda istoricheskoj perspektivy. URL: https://www.perspektivy.info/history/
_rossija_i_serbija_v_epohu_peremen_linii_naprazhenija_istorii_xix_xxi_vv_chast_1
_ 2022-12-30.htm (data obrascheniya: 23.01.2023).
13. Pivovarenko A.A. K voprosu o vneshnej politike Serbii na yugo-zapadnom napravlenii // Mezhdunarodnaya analitika. 2021. T. 12, №1. S. 162—175. doi.org/ 10.46272/2587-8476-2021-12-1-162-175
14. Selakovich v N'yu-Jorke s 28 ministrami inostrannyh del besedoval ob ekono-micheskih uspekhah Serbii i situacii v KiM [sajt Posol'stva Respubliki Serbiya v Rossij -skoj Federacii] //URL: http://moskva.mfa.gov.rs/lat/newstext.php?subaction=show-full&id=1632902698&ucat=118&template=HeadlinesLat&#disqus_thread (data ob-rascheniya: 30.01.2023).
15. Fedosova V. A. Transformaciya suvereniteta v kontekste ES // Vestnik Moskov-skogo universiteta. Ser. 27. Globalistika i geopolitika. 2022. № 1. S. 55—71.