Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:
Пешкин В.М. — Внешнеполитическая деятельность Вишеградской группы в период 2004-2014 годы // Genesis: исторические исследования. - 2022. - № 6. DOI: 10.25136/2409-868X.2022.6.38076 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=38076
Внешнеполитическая деятельность Вишеградской группы в период 2004-2014 годы
Пеикин Виталий Михайлович
преподаватель кафедры международной журнапистмки Нижегородского государственного
лингвистического университета
603155, Россия, Ниегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а
И vitaly1209@bk.ru
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
DOI:
10.25136/2409-868X.2022.6.38076
Дата направления статьи в редакцию:
16-05-2022
Дата публикации:
21-06-2022
Аннотация: Предметом исследования являются исторические условия, в которых начался процесс проектирования и реализации программы «Восточное партнерство», ставшей единственной значимой внешнеполитической инициативой «Вишеградской четверки». Рассматривается роль Польши, позиционировавшей себя связующим звеном между ЕС и частью постсоветского пространства. Представлены планы Франции, Болгарии и Румынии в 2003-2004 гг. в отношении ряда постсоветских стран, отражающие амбиции Парижа, Софии и Бухареста в Причерноморском и Средиземном регионе. Но под давлением Еврокомиссии указанные инициативы не получили дальнейшего развития, а было принято решение о реализации проекта «Восточное партнерство». Рассматриваются применяемые У4 инструменты развития для реализации проекта «Восточное партнерство», обусловленные ограниченностью ресурсной базы стран «четверки». Изучается критика проекта «Восточное партнерство», обусловленная отсутствием единого понимания у членов ЕС, какие перспективы новый проект может предложить «странам-партнерам». Новизна научного исследования в рамках данной статьи выражается в анализе «энергетических кризисов» и изменение подходов ЕС к постсоветскому пространству в конце 2000-х годов, ставших основанием для разработки и реализации Вишеградской группой в 2004-2014 гг.программы «Восточное партнерство». В данной программе страны «четверки» играли роль кураторов и связующего звена между ЕС и постсоветским пространством. Реализация проекта
позволила У4 набрать политический вес в рамках Евросоюза. При развитии отношений со «странами-партнерами» Вишеградская группа старалась максимально использовать все имеющиеся механизмы и инструменты (например, потенциал и опыт реализации совместных проектов в рамках Международного Вишеградского фонда). В то же время собственные возможности и ресурсы (вкупе с неоднозначным восприятием «Восточного партнерства» в ЕС) не позволяли в полной мере реализовать все заявленные стратегические цели, что серьезно сказывалось на эффективности проекта и полученных результатах.
Ключевые слова: Вишеградская группа, Чехия, Польша, Восточное партнерство, постсоветское пространство, межгосударственное сотрудничество, энергетический кризис, макрорегион, соглашение об евроассоциации, страны-партнеры
Говоря о роли Вишеградской группы во внешних действиях ЕС, следует подчеркнуть, что в рамках единой Европы У4 была существенно ограничена в плане продвижения собственных инициатив. Это обуславливалось внутренними принципами, предполагающими согласованность действий стран-членов ЕС и обсуждения с Брюсселем предлагаемых планов и проектов, малым опытом участия
постсоциалистических государств в масштабных интеграционных проектах-1! и наметившимся неформальным разделением Европы на «старую» и «новую»-2!. Фактически единственной инициативой, разработанной по большей части в рамках стран «четверки», стало «Восточное партнерство».
Актуальностьданного исследования обусловлена тем, что именно «Восточное партнерство» станет одной из косвенных причин возникновения Украинского кризиса, ставшего самым серьезным и масштабным вызовом для действующей системы международных отношений. После заявления Киева о намерении «взять паузу» в переговорах о подписании Соглашения об ассоциации, намеченного на ноябрь 2013 г. на саммите в Вильнюсе, в украинской столице начались протесты, которые приведут к вооруженной борьбе самопровозглашенных республик Донбасса и началу специальной военной операции России на Украине в феврале 2022 года.
Цельюисследования является изучение процесса проектирования и реализации программы «Восточное партнерство» как единственной значимой инициативы «Вишеградской четверки» во внешней политике ЕС. Заявленная цель будет достигнута путем выполнения следующих задач:
- формулирование критического отношения других стран ЕС к проекту «Восточное партнерство»;
- изучению применяемых Вишеградской группой инструментов развития для реализации проекта «Восточное партнерство», обусловленных ограниченностью ресурсной базы стран «четверки».
Новизнанаучного исследования в рамках данной статьи выражается в анализе «энергетических кризисов» и изменения подходов ЕС к постсоветскому пространству в конце 2000-х годов, ставших основанием для разработки программы «Восточное партнерство». Также будет представлена ранее не изучавшаяся конкурентная борьба между Польшей и Чехией за лидерство при реализации программы «Восточное партнерство».
Методологической основой написания статьи являлось следование принципу историзма, применение системно-структурного подхода к изучению политических, экономических, и иных факторов, обусловивших проектирование и реализацию программы «Восточное партнерство». Из общенаучных методов в ходе работы были применены анализ и синтез, которые помогли вычленить политико-экономические меры отдельных западных стран, а затем воссоздать целостное представление об общей деятельности Запада по объединению восточноевропейских государств под свои патронажем.
Источники, использованные при написании данной работы можно разделить на две группы - 1)информационные материалы Европейского экономического сообщества и Европейского союза, а также документы непосредственно самой Вишеградской группы. 2) Научные исследования, опубликованные различными зарубежными научными институтами; статьи российских (Шишелина Л.Н.) и иностранных ученых (К. Котулевич-Вишиньска, И Артемьов), а также публикации в украинских СМИ.
Наиболее известной и получившей воплощение на практике инициативой Вишеградской группы является проект «Восточное партнерство», ставивший своей целью развитие отношений между ЕС и шестью «странами-партнерами», представлявшими постсоветское пространство (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина). Повышенный интерес У4 к западным и закавказским республикам бывшего СССР объясняется двумя факторами:
- общая граница с некоторыми из участников «Восточного партнерства», что, с одной стороны, облегчало коммуникацию и взаимодействие, а с другой, позволяло более объективно оценивать все выгоды и издержки от потенциального расширения сотрудничества ЕС с восточными соседями;-3!
- попытка Вишеградской группы повысить свой статус за счет выдвижения собственной региональной инициативы в рамках реализуемой ЕС Европейской политики соседства-4!.
Также необходимо указать, что проблема энергетической безопасности, ставшая актуальной для Вишеградской группы в середине 2000-х гг., когда начались «газовые войны» между Россией и Украиной, послужила материальной основой для разработки идей о необходимости более активной политики ЕС на постсоветском пространстве.
Страны «четверки» зависели от поставок российских энергоресурсов, в наиболее сложной ситуации оказывались Венгрия и Словакия-5!. В рамках Вишеградской группы неоднократно поднималась тема ослабления энергозависимости от России путем диверсификации поставщиков, а также отдельные представители У4 выступали с энергетическими инициативами в рамках ЕС и НАТО. Наибольшей активностью в тот период отличалась Польша.
В 2005 г. премьер-министр Польши Казимеж Марцинкевич на саммите НАТО в Риге выступил с инициативой создания «энергетического оборонного союза» («энергетического НАТО») с целью обеспечения безопасности стран Вишеградской
группы и шире - всего бывшего социалистического блока-6!. В некоторых трактовках данного предложения предлагалось включить в состав потенциального блока и
некоторые страны постсоветского пространства (Грузия, Молдова, Украина[7]. Инициатива получила поддержку от США, стран Балтии и Норвеги-8!. При этом польский проект подразумевал не создание некой новой структуры, сочетающей в себе черты энергетической организации и военно-политического союза, а расширение полномочий
и возможностей НАТО в сфере обеспечения энергетической безопасности своих членов
и потенциальных союзников альянса-9!. Однако практического воплощения данная инициатива не получила и после активного обсуждения в 2006-2007 гг. была фактически снята с повестки дня.
Также стоит отметить, что конец первого десятилетия XXI в. ознаменовался существенными изменениями в восприятии постсоветского пространства в Европе. Если до 2008 г. Брюссель не предпринимал серьезных усилий для продвижения своего интеграционного проекта в республиках бывшего СССР, то после событий августовской «Пятидневной» войны пересмотрел свой подход к региону-10!. По мнению ряда исследователей, главной целью ЕС стало превращение части постсоветского пространства в буферную территорию, отделяющую Европу от «непредсказуемой»
России-11!. Одним из инструментов «привязывания» республик бывшего СССР к ЕС стала программа «Восточное партнерство», фактически превратившая «дилемму интеграции» (выбор между европейским и евразийским интеграционными проектами) в «дилемму интеграций» (необходимость учитывания интересов третьих стран при выборе интеграционного пути, которые могут рассматривать его как угрозу своей
безопасности)-12^
Традиционно считается, что инициатором создания и выдвижения инициативы «Восточного партнерства» является Польша, разработавшая ее при поддержке Швеции. Однако, скорее, стоит говорить о параллельной подготовке двух схожих проектов одновременно в Варшаве и Праге. Польский вариант, в итоге, получил практическую реализацию, причем произошло это в период председательства Чехии в Совете ЕС.
Успеху именно польско-шведского варианта «Восточного партнерства» способствовал, в частности, уже имевшийся у Варшавы опыт разработки проектов регионального сотрудничества. В период 2002-2004 гг. Польша выступала с инициативой создания т.н. «Восточного измерения» в рамках Общей внешней политики и политики в области
безопасности (EU Common Foreign & Security Policy-13!. Тем самым Варшава (на тот момент не будучи членом ЕС) фактически презентовала себя в качестве потенциального связующего звена между объединенной Европой и западной частью постсоветского пространства. При этом помимо Беларуси, Молдовы и Украины инициатива в перспективе охватывала также Закавказье и ряд западных регионов России-14!.
Впервые проект «Восточное партнерство» был официально представлен в мае 2008 г.
министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским-15!. В тот момент еще не было четкой уверенности в том, что Брюссель и страны-лидеры ЕС поддержат новую инициативу, поскольку у проекта был серьезный конкурент в лице продвигаемого
Францией «Союза для Средиземноморья»-16^ Забегая вперед, необходимо подчеркнуть, что, несмотря на итоговый успех польско-шведского проекта, в Евросоюзе так и не сформировалось единого мнения относительно «Восточного партнерства», а сам проект воспринимался скептически и неоднократно подвергался критике. Причем среди критиков проекта выступали не только страны «старой» Европы (включая Германию и Францию), но и бывшие партнеры Польши по социалистическому блоку Болгария и Румыния, продвигавшую инициативу развития интеграционных процессов в Причерноморье-17^
В декабре 2008 г. Еврокомиссия выпустила специальное Сообщение, в котором характеризовала «Восточное партнерство» как «долговременный политический сигнал
солидарности ЕС, усиленный дополнительной значительной поддержкой проведения странами-партнерами реформ, направленных на развитие демократии и рыночных
отношений, укрепления их государственности и территориальной целостности»-18!. В то же время между странами-членами ЕС не было единого понимания того, какие перспективы новый проект может предложить «странам-партнерам». С одной стороны, Брюссель не мог напрямую обещать вхождение в состав ЕС участникам проекта. С другой, в случае незначительных эффектов о реализации программы существовал риск, что «страны-партнеры» могут разочароваться в политике Евросоюза и переориентироваться на сотрудничество с Россией.
Датой официального запуска «Восточного партнерства» является 7 мая 2009 г. В этот день в Праге состоялся учредительный саммит программы, и была принята Совместная декларация, определявшая основные сферы сотрудничества ЕС и «стран-партнеров»:
- «демократия, ответственное управление и стабильность» (фактически продвижение европейских идей и ценностей на постсоветском пространстве, а также поддержка со стороны ЕС демократических реформ и реформ государственного управления в бывших советских республиках);
- «экономическая интеграция»;
- «энергетическая безопасность» (сфера актуальная для ЕС, поскольку через территорию Беларуси и Украины осуществляется транзит российских энергоресурсов, а Азербайджан, в перспективе, мог стать альтернативным поставщиком углеводородов);
- «контакты между людьми»-19!.
Более подробно сферы, механизмы и методы взаимодействия ЕС и «стран-партнеров» были описаны в предшествующих Совместной декларации документах (меморандум и пресс-релиз), опубликованные Еврокомиссией накануне саммита в Праге. В частности, были выдвинуты т.н. «флагманские инициативы» в рамках «Восточного партнерства», раскрывавшие особенности и направления сотрудничества Евросоюза с шестью
постсоветскими республиками-20!.
Кроме того, в Совместной декларации анонсировалось, что реализация проекта «Восточное партнерство» будет реализовываться одновременно на нескольких уровнях:
- во-первых, предполагалось, что страны-партнеры будут взаимодействовать с ЕС как консолидированно, так и индивидуально. Каждая страна-партнер, заинтересованная в сближении с Брюсселем должна была реализовать комплекс реформ в различных сферах внутренней деятельности для достижения конечной цели - подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом;
- во-вторых, страны-участники «Восточного партнерства» должны были активно взаимодействовать друг с другом (в том числе и путем институционализации отношений) для более эффективной разработки и реализации внутренних реформ и выработки модели сотрудничества с ЕС. Также рассматривалась перспектива формирования на базе проекта нового макрорегиона, объединяющего в себе различные части постсоветского пространства (европейская часть, Южный Кавказ, Причерноморье и Черноморский регион, Прикаспий);
- в-третьих, «Восточное партнерство» должно было стать одним из элементов в системе региональных и международных инициатив и проектов, реализуемых в Европе. В
частности, предполагалось тесное взаимодействие с программой Черноморская синергия-21!.
Характерно, что уже первый саммит «Восточного партнерства» продемонстрировал определенные разногласия между странами-членами ЕС по поводу запуска нового проекта. Так, на заседании отсутствовали многие лидеры государств «старой» Европы (за исключением канцлера Германии А. Меркель), что подчеркивало неоднозначное восприятие в ЕС инициативы Вишеградской группы. Позицию V4 по поводу актуальности проекта фактически выразил и.о. премьер-министра Чехии Мирек Тополанек, в ходе итоговой пресс-конференции призвав ЕС «не притворяться, что на восток от на ничего нет» и что для стран-партнеров, имеющих «европейские амбиции», «Восточное партнерство» должно стать «не формальным, а прагматичным сотрудничеством»-22^
Страны-партнеры по-разному оценили запуск проекта. Если лидеры Грузии, Молдовы и Украины отнеслись к «Восточному партнерству» положительно, называя его «очередным шагом на пути в ЕС», то в Азербайджане, Армении и Беларуси отношение к новой региональной инициативе было сдержанным, а в случае Минска, скорее, равнодушным. Кроме того, Армения и Беларусь тесно сотрудничали с Россией, что существенно влияло на их восприятие новой инициативы. Азербайджан, в свою очередь, во внешней политике ориентировался на Турцию, и в «Восточном партнерстве» (за исключением отдельных сегментов) практической выгоды для себя не видел-23!.
Для Вишеградской группы выдвижение инициативы «Восточного партнерства» и ее последующее воплощение на практике стало важным событием, подчеркнувшим значимость «четверки» (и всей «новой» Европы в целом) для внутренней и внешней политики ЕС. Спустя несколько лет после вступления в Евросоюз V4 обозначила себя в качестве активного актора, способного как разрабатывать и предлагать масштабные проекты, так и выступать в качестве посредника между странами постсоветского пространства и ЕС, также фактически курировать реализацию целей и задач «Восточного партнерства». При этом Вишеградская группа и ее отдельные участники рассматривали
проект и как составную часть собственных внешнеполитических курсов-241. Как заявлял один из польских исследователей, стратегическая цель существования программы -
«иметь Запад на Востоке»-25!, что, в принципе, отвечало интересам не только Варшавы, но и других участников V4.
При этом стоит учитывать, что, несмотря на высокую степень заинтересованности Вишеградской группы в реализации проекта «Восточное партнерство» и его активном развитии, экономические и ресурсные возможности «четверки» представляются ограниченными для полноценного участия в практическом воплощении всех заявлявшихся целей и задач. Поэтому страны V4 старались использовать имеющиеся у них возможности и инструменты для развития отношений в наиболее перспективных сферах. В частности, опираясь на опыт и потенциал Международного Вишеградского фонда, «четверка» способствовала проведению различных реформ в «странах-партнерах», продвигала идеи демократии и гражданского общества, укрепляла
социальные коммуникации-26^
По линии Международного Вишеградского фонда также реализовывалось большое количество различных программ в сфере культуры и образования (программа Visegrad Four Eastern Partnership), предлагавшие участникам широкий спектр грантов, стипендий и академических стажировок. В 2011 г. также была запущена дополнительная программа для «Восточного партнерства»-27!, направленная на поддержку демократических
преобразований и формирование гражданского общества в странах «Восточного партнерства». Как отмечает К. Котулевич-Вишинська, «действия Фонда вписывались в общую стратегию ЕС по отношению к странам-партнерам и отвечали его общему подходу "большее за больше". Как известно, принцип данного подхода сводится к тому, что те страны, которые будут привержены глубоким демократическим реформам, могут ожидать большего от участия в европейской программе»-28!.
Среди достижений первых лет сотрудничества Международного Вишеградского фонда и «Восточного партнерства» стоит назвать привлечение «стран-партнеров» к участию в новых проектах, либо совместной реализации уже существовавших ранее программ:
- «Флагманские проекты» (Flagship Projects) - поддержка долгосрочных проектов, направленных на развитие политических и экономических взаимодействий ЕС и «Восточного партнерства», демократические преобразования и построение
гражданского общества;-29!
- расширенные стандартные гранты (Extended Standard Grants) - поддержка среднесрочных проектов по изучению опыта V4 в сферах демократизации, европейской и региональной интеграции с целью использования полученных результатов в развитии отношений по линии «Восточное партнерство» - ЕС;-30!
- гранты, предназначенные на ведение научных исследований (University Studies Grants)
- поддержка проектов по созданию и запуску учебных и научных курсов, программ и дисциплин;-31-
- Вишеградская стипендиальная программа (Visegrad Scholarship Program) - поддержка академического обмена между V4 и «Восточным партнерством»-32^
Кроме того, в 2011 г. при активном содействии Вишеградской группы была в рамках программы «Восточное партнерство» была создана специальная Транспортная группа для интенсификации взаимодействия по обмену опытом и информацией с ЕС. Целью программы является определение приоритетных стратегических проектов по развитию транспортных систем «стран-партнеров» и их дальнейшему сопряжению с транспортными
системами Евросоюза, Центральной и Восточной Европы-33!.
Несмотря на достигнутые результаты, программа «Восточное партнерство» столкнулась с трудностями уже в первые годы своего существования. Мнения исследователей и экспертов относительно причин расходятся. В России критика программы базируется на политизированности программы, несоответствию ее стратегических целей ресурсному и финансовому наполнению, разобщенности «стран-партнеров», внутренних разногласиях ЕС, непонимании Брюсселем особенностей развития региона постсоветского пространства и специфики отдельных стран, зависимости республик бывшего СССР от
взаимоотношений с Россией-34!. В свою очередь, европейские исследователи и эксперты, а также их коллеги из стран «Восточного партнерства» находят сложности в реализации и полноценном функционировании программы в противодействии со стороны России, неоднородности участников, сложностях в преодолении наследия советского периода, второстепенности программы для внешней политики Евросоюза, недостаточном
ресурсном обеспечении и финансировании-35^
Сложности в воплощении на практике целей «Восточного партнерства» возникли уже на первом саммите в Праге в 2009 г., когда запуск новой программы сопровождался
скепсисом со стороны многих стран ЕС. В 2011 г. во время саммита в Варшаве «страны-партнеры» данные тенденции вновь повлияли на представительность участников делегации Евросоюза (из лидеров вновь присутствовала лишь А. Меркель). Также страны «Восточного партнерства» столкнулись уже с внутренними противоречиями, не сумев, например, принять резолюцию, содержащую критику Беларуси за нарушение прав человека. Также стороны не смогли провести полноценное заседание EURONEST
(объединение парламентариев из ЕС и «стран-партнеров»)-36!.
Определенным стимулом к активизации «Восточного партнерства» стали изменения основ Европейской политики соседства в мае 2011 г., сместившие акцент на необходимость демократических преобразований и реформ в «странах-партнерах». Этот шаг был позитивно воспринят в некоторых странах «Восточного партнерства» (Грузия, Молдова, Украина) и повлиял на интенсификацию деятельности по подготовке к подписанию соглашений об ассоциации с Евросоюзом.
Впоследствии именно «Восточное партнерство» станет одной из косвенных причин возникновения Украинского кризиса, ставшего самым серьезным и масштабным вызовом для действующей системы международных отношений. После заявления Киева о намерении «взять паузу» в переговорах о подписании Соглашения об ассоциации, намеченного на ноябрь 2013 г. на саммите в Вильнюсе, в украинской столице начались протесты, которые приведут к масштабным потрясениям, смене правящего режима и ряду других последствий-37!.
Говоря о восприятии «Восточного партнерства» странами Вишеградской группы и роли данного проекта для каждой страны из «четверки», можно выделить несколько ключевых мо ме нто в :
- во-первых, главным политическим бенефициаром во взаимодействии У4 и «стран-партнеров» является Польша, инициатор проекта, и в меньшей степени Чехия. Венгрия и Словакия в меньшей степени были задействованы в реализации проекта и выступали, скорее, в качестве «группы поддержки» для Варшавы и Праги, демонстрирую своего рода «вишеградскую солидарность»;-38!
- во-вторых, экономический эффект от сотрудничества стран У4 и стран «Восточного партнерства» представляется незначительным. Согласно официальной статистики, «доля стран-партнеров в совокупном импорте каждой из стран У4 со времени их вступления в ЕС и до Кризиса на Украине колебалась в пределах 1-2%», а в случае закавказских стран этот показатель едва доходил до 0,01%»-39!. Определенным исключением можно считать Чехию, поскольку ей удалось установить относительно прочные связи с Азербайджаном и договориться о регулярных поставках энергоресурсов. Для «стран-партнеров» наибольшее значение вишеградский рынок имел лишь для приграничных
Беларуси и Украины-40^ Несколько лучше обстоят дела с экспортом из У4 в «страны-партнеры» (от 1 до 2,5%), а главным выгодополучателем является Польша (3,5-4,5%),
имеющая стабильный рынок сбыта своей продукции в Украине;-41!
- в-третьих, страны Вишеградской группы фактически разделились в вопросе о финансировании многосторонних проектов с «Восточным партнерством». Если Польша и Чехия активно вкладывались в данную сферу, то Венгрия и Словакия избрали более осторожную тактику, не предполагающую масштабное финансирование с их стороны;
- в-четвертых, вплоть до 2014 г., когда на фоне Украинского кризиса произойдет повышение внимания к «Восточному партнерству», как со стороны ЕС, так и отдельно
«Вишеградской группы», проект при всех его достижениях можно считать, скорее, больше знаковым и символическим для Польши и Вишеградской группы в целом, чем эффективной составляющей Европейской политики соседства.
Подводя промежуточные итоги внешней политики Вишеградской группы 2004-2014 гг., можно констатировать, что в первое десятилетие пребывания в составе ЕС наиболее важной инициативой Вишеградской группы стало «Восточное партнерство», в котором страны «четверки» (в первую очередь, Польша) играли роль кураторов и одновременно выступали в качестве связующего звена между ЕС и постсоветским пространством. Реализация проекта на практике позволила V4 существенно улучшить свой имидж и набрать политический вес в рамках Евросоюза. При развитии отношений со «странами-партнерами» Вишеградская группа старалась максимально использовать все имеющиеся механизмы и инструменты (например, потенциал и опыт реализации совместных проектов в рамках Международного Вишеградского фонда). В то же время собственные возможности и ресурсы (вкупе с неоднозначным восприятием «Восточного партнерства» в ЕС) не позволяли в полной мере реализовать все заявленные стратегические цели, что серьезно сказывалось на эффективности проекта и полученных результатах.
Библиография
1. Шишелина Л.Н. Вишеградская четвёрка: 25 лет на карте Европы. С.10.
2. Сарьян С. «Старая» и «Новая» Европы // Фонд Нораванк. 2006. 13 июля. URL: http://www.noravank.am/rus/issues/detail.php?ELEMENT_ID = 2886 (дата обращения: 19.01.2022).
3. Шишелина Л.Н. Вишеградская четвёрка: 25 лет на карте Европы...
4. Шумилин А.И. Европейская политика соседства: время потрясений // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2020. №4(16). С.89-91. URL: https ://cyberleninka.ru/artide/n/evropeyskaya-politika-sosedstva-vremya-potryaseniy/viewer (дата обращения: 19.01.2022).
5. Акуленко Р.Л., Фрольцов В.В. Обеспечение энергетической безопасности как приоритет внешней политики стран Вышеградской группы // Беларусь в современном мире: материалы X Международной конференции, посвященной 90-летию образования Белорусского государственного университета, 28 октября 2011 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. Минск: Изд. центр БГУ, 2011. С.19. URL: https ://elib.bsu.by/bitstream/123456789/23249/1/akulenko_froltsov_BMW_2011.pdf (дата обращения: 19.01.2022).
6. Лыкошина Л.С. Энергетическая безопасность Польши // Энергетический фактор в экономике и политике стран Восточной Европы. - М.: ИНИОН РАН, 2010. С.78. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/energeticheskaya-bezopasnost-polshi (дата обращения: 19.01.2022).
7. «Энергетическое НАТО». Польша и США научат Россию ответственности // РИА Новости. 2006. 15 апреля. URL: https://ria.ru/20060415/46449467.html (дата обращения: 19.01.2022).
8. «Энергетическое НАТО». Польша и США научат Россию ответственности // РИА Новости. 2006. 15 апреля. URL: https://ria.ru/20060415/46449467.html (дата обращения: 19.01.2022).
9. Цыбаков Д.Л. Милитаризация международной политики: последствия для интересов и безопасности России / Под ред. Р.А. Явчуновской. - М.: МАКС Пресс, 2012. С.28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id = 27209185& (дата обращения: 19.01.2022).
10. Белащенко Д.А., Толкачев В.В., Шоджонов И.Ф. Евразийский экономический союз:
перспективы и проблемы интеграции на постсоветском пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020. Т.20. №3. С. 547-548. URL: http://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/24627/18625 (дата обращения: 19.01.2022).
11. Арутюнян О.А., Сергунин А.А. Восточное партнерство ЕС: второе дыхание // Обозреватель-Observer. 2012. №1. С.90-97. URL:
https ://www.hse.ru/data/2012/04/11/1251651986/восточное%20партнерство%20Обоз реватель.pdf (дата обращения: 19.01.2022);
12. Дурдыева А.А. Дилемма интеграций на евразийском пространстве в контексте украинских событий // Вестник МГИМО-Университета. 2015. №3(42). С. 134-140. URL: https://www.vestnik.mgimo.ru/jour/article/view/361 (дата обращения: 19.01.2022).
13. Сергунин А.А. «Восточное партнерство» в контексте российско-европейских отношений // Россия и Восточное партнерство ЕС: вызов или новая платформа для сотрудничества? Сборник докладов международной конференции, Санкт-Петербург, декабрь 2009 г. СПб.: Издательство Левша, 2010. С.22. URL: http://www.cirp.ru/files/CIRP_Pub.pdf (дата обращения: 19.01.2022).
14. Карабешкин Л.А. Восточное измерение политики ЕС и Россия // Восточное измерение Европейского Союза и Россия Сборник докладов международной конференции, Великий Новгород, 14 ноября 2003 г. Под редакцией Ф. Казина, В. Кузнецова. СПб, 2004. С. 34-45. URL: http://www.cirp.ru/files/East_Dimension.pdf (дата обращения: 19.01.2022).
15. Пономарева Е.Г., Шишелина Л.Н. Председательство Латвии в ЕС-2015: «Восточное партнерство» вместо или вместе с Россией / Аналитический доклад (под ред. Гаман-Голутвиной О.). Москва, 2014. С.25. URL:
https://mgimo.ru/upload/iblock/0ec/0ecff7b99a4488a8260ff42cb75e62fa.pdf (дата обращения: 19.01.2022).
16. Квариани А.З. «Восточное партнерство» и средиземноморская политика ЕС // Политическая наука. 2015. №4. С.204-221. URL:
https ://cyberleninka.ru/article/n/vostochnoe-partnerstvo-i-sredizemnomorskaya-politika-es-sravnitelnyy-analiz (дата обращения: 19.01.2022).
17. Влах В.К. Проект «Восточное партнерство»: проблемы и перспективы развития на современном этапе // Власть. 2015. №2. С.25-32. URL:
https ://cyberleninka.ru/article/n/proekt-vostochnoe-partnerstvo-problemy-i-perspektivy-razvitiya-na-sovremennom-etape (дата обращения: 19.01.2022).
18. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council -Eastern Partnership
19. Joint Declaration of the Prague Eastern Partnership Summit. Prague, 7 May 2009. URL: https ://www.consilium.europa.eu/media/31797/2009_eap_declaration.pdf (дата обращения: 19.01.2022).
20. Сергунин А.А. «Восточное партнерство»: вызов российской дипломатии в Восточной Европе // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. №1. С.205. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/lingvo/2010/01/2010-01-48.pdf (дата обращения: 19.01.2022).
21. Конобеев В.Н. «Восточное партнерство»: новые возможности и скрытые смыслы // Беларуска думка. 2009. №7. С.46-50. URL:
https://beldumka.belta.by/isfiles/000167_539319.pdf (дата обращения: 19.01.2022).
22. В Праге завершился саммит ЕС «Восточное партнерство» // Корреспондент.net.
2009. 7 мая. URL: https://korrespondent.net/world/829648-v-prage-zavershilsya-sammit-es-vostochnoe-partnerstvo (дата обращения: 19.01.2022).
23. Гомулка К. Реализация инициатив «Восточного партнерства» в Азербайджане // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т.7. №7-1. С.46-55. URL: https ://readera.org/realizacija-iniciativ-vostochnogo-partnerstva-v-azerbajdzhane-14950902 (дата обращения: 19.01.2022).
24. Шишелина Л.Н. Вишеградская группа и Восточное партнерство // Вишеградская Европа. Выпуск. 2. Приложение к журналу Института Европы РАН «Современная Европа». 2013. №4. С. 5-19. URL: http://visegradeurope.ru/wp-content/uploads/Visegrad_Europe_Issue_2.pdf (дата обращения: 19.01.2022).
25. Вишеградская четвёрка в Европейском союзе: дилеммы конвергенции. С.116.
26. Котулевич-Вишинська К. Участие стран Вишеградской группы в программе «Восточное партнерство». С.97
27. The Visegrad Group Foreign Ministers' Joint Statement on the V4/IVF activities towards the Eastern Partnership. Prague, March 5, 2012. URL:
https ://www.visegradgroup.eu/on-v4-ivf-activities-twrds-eap (дата обращения: 19.01.2022).
28. Котулевич-Вишинська К. Участие стран Вишеградской группы в программе «Восточное партнерство». С.98.
29. Flagship Projects. URL: https://www.visegradfund.org/archive/results/flagship-projects/ (дата обращения: 19.01.2022). -30] Extended Standard Grants. URL: https ://www.visegradfund.org/archive/results/extended-standard-grants/ (дата обращения: 19.01.2022).
30. Extended Standard Grants. URL:
https ://www.visegradfund.org/archive/results/extended-standard-grants/ (дата обращения: 19.01.2022).
31. Visegrad University Studies Grants - EaP. URL:
https ://www.visegradfund.org/archive/results/visegrad-university-studies-grants-eap/ (дата обращения: 19.01.2022).
32. Visegrad Scholarship Program - EaP. URL:
https ://www.visegradfund.org/archive/results/visegrad-scholarship-program-eap/ (дата обращения: 19.01.2022).
33. Eastern Partnership Transport Panel. URL: https://transport.ec.europa.eu/transport-themes/international-relations/european-neighbourhood-policy/eastern-partnership-eap/eastern-partnership-transport-panel_en (дата обращения: 19.01.2022).
34. Борко Ю.А. Восточное партнёрство: проект, реальность, будущее / отв. ред. Е.В. Ананьева, Е.В. Дрожжина. М.: Ин-т Европы РАН, 2018. 70 с. URL:
https ://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/355.pdf (дата обращения: 19.01.2022)
35. Артьомов I. Десятил^я Схщного партнерства: проблеми та перспективи // Геопол^ика УкраТни iсторiя i сучасшсть. 2019. №1(22). С.7-29. URL: http://geopolitics-of-ukraine.uzhnu.edu.ua/article/view/2078-1431.2019.1%2822%29.7-29 (дата обращения: 19.01.2022).
36. Андреев И. «Восточное партнерство» ЕС: два года у границ России // Российский совет по международным делам. 2011. 25 октября. URL:
https ://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vostochnoe-partnerstvo-es-dva-goda-u-granits-rossii/ (дата обращения: 19.01.2022).
37. Белащенко Д.А., Егорушина Н.С. «Дилемма интеграций» как основополагающий
фактор украинского кризиса // Актуальные проблемы международных отношений и дипломатии (1918 г. - начало XXI в.) : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Витебск, 23-24 мая 2019 г.. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2019. С.194-198.
38. Вишеградская ч е тв ё рка в Европейском союзе: дилемм ы кон вергенции. С. 118.
39. Вишеградская ч е тв ё рка в Европейском союзе: дилемм ы кон вергенции. С. 118- 119
40. Вишеградская ч е тв ё рка в Европейском союзе: дилемм ы кон вергенции. С. 119.
41. Вишеградская ч е тв ё рка в Европейском союзе: дилемм ы кон вергенции. С. 119- 120
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом исследования в рецензируемой статье стала единственная успешная на данный момент программа «Восточное партнёрство», инициированная «Вишеградской группой» ^4), - объединением четырёх центральноевропейских государств - Польши, Чехии, Словакии и Венгрии. Актуальность данной темы более чем очевидна: одним из ключевых факторов наблюдаемого кризиса во взаимоотношениях между Евросоюзом и Россией стала политика в отношении Украины, особенности которой в свою очередь, были инспирированы и определены инициативами, аналогичными программе «Восточное партнёрство». Методология исследования включает помимо декларированных автором в вводной части статьи исторического и системно-структурного методов, методы контент-анализа официальных документов, а также институциональный. Корректное применение указанных методов позволили автору статьи получить результаты, не лишённые признаков научной новизны. Прежде всего, научный интерес представляет вывод о том, что одной из причин выдвижения инициатив по созданию программы «Восточного партнёрства» стал фактор энергетической безопасности для стран V4. Любопытно также представленное автором описание конкурентной борьбы между Польшей и Чехией за лидерство внутри Вишеградской группы. Эти и другие научные результаты вполне корректно оформлены в тексте статьи. Рубрикация текста отсутствует. Однако условно в работе можно выделить следующие разделы: «Введение», «Предыстория "Восточного партнёрства": проекты и условия», «Принципы "Восточного партнёрства"», «Результаты "Восточного партнёрства": успехи, проблемы и перспективы», «Заключение». В вводной части текста статьи ставится проблема исследования, обосновывается её актуальность, определяются цель и задачи, а также методологическая база и новизна полученных результатов. В первом содержательном разделе достаточно подробно описывается процесс проектирования программы «Восточное партнёрство» - единственной значимой инициативы Вишеградской группы, а также выявляются причины и условия создания этой программы. Во втором содержательном блоке проводится контент-анализ основных документов, в которых декларированы принципы программы «Восточное партнёрство» -меморандумов, пресс-релизов и особенно «Совместной декларации» в Праге от 7 мая 2009 г. Третий содержательный блок резюмирует основные достижения программ «Восточное партнёрство», трудности её реализации, а также особенности восприятия ключевых принципов этой программы странами V4. Наконец, в «Заключении» подводятся результаты проведённому исследованию и делаются выводы. По стилю статья также производит положительное впечатление: текст написан строгим научным стилем, хорошим научным языком, с корректным использованием научной терминологии. Библиография насчитывает более 40 источников (в том числе, работы на иностранных языках) и в достаточной мере репрезентирует состояние исследований по
теме статьи. Апелляция к оппонентам имеет место при определении ключевых источников, использованных в работе.
ОБЩИЙ ВЫВОД: представленную к рецензированию статью можно квалифицировать как достаточно качественно выполненную научную работу, соответствующую всем необходимым требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. Результаты проведённого исследования соответствуют тематике журнала «Genesis: исторические исследования» и будут представлять интерес для сообщества историков, политологов, социологов, специалистов в области международных отношений, а также студентов перечисленных специальностей. На основании проведённого рецензирования статья рекомендуется к публикации.