Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОТНОШЕНИЙ УКРАИНЫ СО СТРАНАМИ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ В 1990-Х -НАЧАЛЕ 2000-Х ГГ'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОТНОШЕНИЙ УКРАИНЫ СО СТРАНАМИ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ В 1990-Х -НАЧАЛЕ 2000-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИШЕГРАДСКАЯ ГРУППА / УКРАИНА / ЕВРОСОЮЗ / ПОЛЬША / ЧЕХИЯ ВЕНГРИЯ / СЛОВАКИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Левченков Александр Станиславович, Гущин Александр Владимирович

В статье рассматриваются ключевые направления отношений Украины со странами Вишеградской группы. Отношения с этими странами всегда являлись одними из приоритетных для внешней политики Украины как по причине важности в экономическом плане, так и в контексте историко-культурных и социальных связей. При этом страны Вишеградской группы представляли особый интерес для Киева с позиции успешной интеграции в ЕС и НАТО. Также большую роль играло стремление Киева заинтересовать партнеров из Вишеградской группы перспективами укрепления роли Украины как крупного транзитного государства, для чего требовалось расширение возможностей поставок на европейские рынки энергоносителей в обход России. Авторы отмечают, что отношения Киева и стран Вишеградской группы не были безоблачными, прежде всего, в контексте вопросов защиты национальных меньшинств, исторической политики, однако, к середине 2000-х гг. определились основные стратегические задачи, которые преследовал Киев в отношениях со странами Вишеградской группы. В число этих задач неизменно входило обеспечение поддержки со стороны последних прозападного курса украинской внешней политики, выражавшейся в разнообразных формах, но прежде всего, в лоббировании четверкой политической и финансовой помощи со стороны общеевропейских и других международных финансовых институтов, включения в различные программы Евросоюза и США, направленные на сближение с ЕС и НАТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS IN UKRAINE'S RELATIONS WITH THE VISEGRAD GROUP COUNTRIES IN THE 1990S-EARLY 2000S

The article discusses the key areas of Ukraine's relations with the Visegrad Group countries. Relations with these countries have always been one of the priorities for Ukraine's foreign policy, both because of their importance in economic terms and in the context of historical, cultural and social ties. At the same time, the Visegrad Group countries were of particular interest to Kiev from the position of successful integration into the EU and NATO. Kiev's desire to interest partners from the Visegrad Group in the prospects of strengthening Ukraine's role as a major transit state also played an important role, which required expanding the possibilities of energy supplies to European markets bypassing Russia. The authors note that relations between Kiev and the Visegrad Group countries were not cloudless, primarily in the context of issues of protection of national minorities, historical policy, however, by the mid-2000s, the main strategic objectives that Kiev pursued in relations with the countries were determined. These tasks invariably included ensuring the support of the latter for the pro-Western course of Ukrainian foreign policy, expressed in various forms, but above all, in lobbying the Quartet for political and financial assistance from pan-European and other international financial institutions, inclusion in various programs of the European Union and the United States aimed at rapprochement with the EU and NATO.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОТНОШЕНИЙ УКРАИНЫ СО СТРАНАМИ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ В 1990-Х -НАЧАЛЕ 2000-Х ГГ»

УКРАИНА / UKRAINE

Научная статья / Research article

Основные тенденции отношений Украины со странами Вишеградской

группы в 1990-х - начале 2000-х гг.

А. С. Левченков

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия ORCID: 0000-0002-0058-9391 e-mail: bohem2001@mail.ru

А. В. Гущин

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия ORCID: 0000-0002-4582-1692 e-mail: aguschin78@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые направления отношений Украины со странами Вишеградской группы. Отношения с этими странами всегда являлись одними из приоритетных для внешней политики Украины как по причине важности в экономическом плане, так и в контексте историко-культурных и социальных связей. При этом страны Вишеградской группы представляли особый интерес для Киева с позиции успешной интеграции в ЕС и НАТО. Также большую роль играло стремление Киева заинтересовать партнеров из Вишеградской группы перспективами укрепления роли Украины как крупного транзитного государства, для чего требовалось расширение возможностей поставок на европейские рынки энергоносителей в обход России. Авторы отмечают, что отношения Киева и стран Вишеградской группы не были безоблачными, прежде всего, в контексте вопросов защиты национальных меньшинств, исторической политики, однако, к середине 2000-х гг. определились основные стратегические задачи, которые преследовал Киев в отношениях со странами Вишеградской группы. В число этих задач неизменно входило обеспечение поддержки со стороны последних прозападного курса украинской внешней политики, выражавшейся в разнообразных формах, но прежде всего, в лоббировании четверкой политической и финансовой помощи со стороны общеевропейских и других международных финансовых институтов, включения в различные программы Евросоюза и США, направленные на сближение с ЕС и НАТО.

Ключевые слова: Вишеградская группа, Украина, Евросоюз, Польша, Чехия Венгрия, Словакия.

Для цитирования: Левченков А. С. Гущин А. В. Основные тенденции отношений Украины со странами Вишеградской группы в 1990-х - начале 2000-х гг. Постсоветские исследования. 2022;3(5):240-251.

The main trends in Ukraine's relations with the Visegrad Group countries in the

1990s - early 2000s

Alexander S. Levchenkov

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-0058-9391 e-mail: bohem2001@mail.ru

Alexander V. Gushchin

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-4582-1692 e-mail: aguschin78@mail.ru

Abstract: The article discusses the key areas of Ukraine's relations with the Visegrad Group countries. Relations with these countries have always been one of the priorities for Ukraine's foreign policy, both because of their importance in economic terms and in the context of historical, cultural and social ties. At the same time, the Visegrad Group countries were of particular interest to Kiev

from the position of successful integration into the EU and NATO. Kiev's desire to interest partners from the Visegrad Group in the prospects of strengthening Ukraine's role as a major transit state also played an important role, which required expanding the possibilities of energy supplies to European markets bypassing Russia. The authors note that relations between Kiev and the Visegrad Group countries were not cloudless, primarily in the context of issues of protection of national minorities, historical policy, however, by the mid-2000s, the main strategic objectives that Kiev pursued in relations with the countries were determined. These tasks invariably included ensuring the support of the latter for the pro-Western course of Ukrainian foreign policy, expressed in various forms, but above all, in lobbying the Quartet for political and financial assistance from pan-European and other international financial institutions, inclusion in various programs of the European Union and the United States aimed at rapprochement with the EU and NATO.

Keywords: Visegrad Group, Ukraine, European Union, Poland, Czech Republic, Hungary, Slovakia

For citation: Alexander S. Levchenkov, Alexander V. Gushchin. The main trends in Ukraine's relations with the Visegrad Group countries in the 1990s - early 2000s. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022;3(5): 240-251. (In Russ.)

Государства Центрально-Восточной Европы и, в первую очередь, страны Вишеградской группы, созданной в 1991 г., воспринимались Киевом как важные политические и экономические партнеры как с точки зрения историко-культурных связей, так и в контексте схожих социально-экономических проблем, вызванных распадом социалистического блока, хотя эти проблемы отличались разной степенью остроты. Масштаб территории Украины и ее геополитическое положение, близость к важнейшим геостратегическим точкам и расположение на пути пересечения геоэкономических маршрутов делают Украину незаменимым участником любых процессов, связанных с обеспечением безопасности как на субрегиональном уровне. [Курылев 2018, 20]

Вишеградская четверка неизбежно должна была занять особое место в украинской внешнеполитической стратегии. Прежде всего В-4 представляла для Киева интерес как пример объединения, успешно реализовавшего основную цель — европейскую и евроатлантическую интеграции всех своих членов, а после вступления ее членов в состав ЕС функционирующего в его рамках в качестве внутреннего международного регионального

1 Л. Шишелина. Отношения России и стран Вишеградской группы: испытание Украиной. Рабочая тетрадь РСМД, [электронный ресурс] // URL:

объединения, лоббирующего взаимные интересы [Савельев, Куриляк , Лизун, Лщинський 2019,116]. Развитие сотрудничества со странами В-4 было обусловлено прежде всего природными, географическими и политическими факторами: с тремя государствами Украина имела общую границу (Венгрия, Польша, Словакия), а отсутствие общих границ с Чехией компенсировалось хозяйственными и культурными связями [Soko^:owicz, Lishchynskyy 2018,45-65]. Кроме того, Вишеградской группе выпала одна из главных ролей в воплощении интересов расширяющейся европейской интеграции на востоке1.

Свидетельством заинтересованности со стороны стран Вишеградской группы к Киеву служило как активное установление политических отношений между ними и Украиной еще до распада СССР, так и сам процесс признания ими украинской независимости. В то же время системный характер западному вектору внешней политики Киева был придан уже в период президентства второго лидера независимой Украины Л. Д. Кучмы в 1994-2004 гг. [Левченков, Гущин 2019: 123].

Польша первой в мире официально признала государственную независимость

https://russiancouncil.ru/activity/publications/otnosheniy a-rossii-i-stran-vishegradskoy-gruppy-ispytanie-uk/ (дата обращения 14.04.2022)

Украины 2 декабря 1991 г., практически сразу после оглашения результатов декабрьского референдума, то есть формально еще до роспуска Советского Союза. Первым официальным документом, закрепляющим отношения двух стран, стала подписанная 13 октября 1990 г. Декларация о принципах и основных направлениях развития польско-украинских отношений, в которой обозначалось отсутствие территориальных претензий, а также желание начать переговоры по установлению дипломатических и торговых отношений. 4 января 1992 г. между странами были установлены дипломатические отношения, а 18 мая 1992 г. был заключен межгосударственный украинско-польский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве1. Дополнительный импульс развитию польско-украинских связей придавало желание Польши приобрести больший вес на европейском пространстве за счет активной «восточной политики», а также пропольские симпатии президента Украины Леонида Кравчука. Вместе с тем, несмотря на заявления Киева и Варшавы об отсутствии исторических претензий и необходимости налаживать будущее сотрудничество, в польском и украинском обществах сохранились издавна

сложившиеся стереотипы взаимной неприязни, даже несмотря на то, что украинская элита состояла в основном из представителей восточной и центральной части страны, а они имели гораздо более лояльное отношение к Польше, чем жители и элиты западных областей

[ВигаШ,1993Д26]

Как подчеркивается на официальном сайте украинского посольства в Варшаве, «следует отметить динамичный,

поступательный характер развития украинско-польского сотрудничества, что обусловливается совпадением национальных интересов стран-соседей во многих сферах, их глубинными историческими и культурными связями»2. При этом официальная украинская дипломатия условно делила процесс развития отношений украинско-польских отношений на три периода:

1992-1993 гг. — установление контактов, «открытие» Украины для широкого круга польской политической элиты, подписание первых двусторонних документов, обоюдное изучение потенциальных возможностей для сотрудничества;

1993-1999 гг. — развитие договорно-правовой базы, вывода двусторонних отношений на уровень стратегического партнерства;

Наконец, с 1999 -по настоящее время -со вступлением Польши в НАТО и обретением в 2004 г. членства в Европейском Союзе, официальная Варшава стала рассматриваться как один из важнейших партнеров Украины на международной арене, являясь «активным и последовательным партнером ... в вопросах реализации евроинтеграционных

3

устремлений...».

На протяжении 1990-х гг. были заключены Соглашение между

Правительством Украины и Правительством Республики Польша о пунктах пропуска через государственную границу 18.05.1992 г.4; Соглашение между Правительством Украины и Правительством Республики Польша о взаимном поощрении и защите инвестиций 12.01.1993 г.5; Договор между Украиной и Республикой Польша о правовой

1 Договiр м1ж Украшою i Республжою Польщею про добросусвдство, дружш вщносини i сшвробггництво. Законодавство Укра1ни [электронный ресурс] // URL: https://ips.ligazakon.net/document/MU92128U (дата обращения 14.04.2022)

2 Полтгачш вщносини мiж Украшою та Польщею. Посольство Украши в Республщ Польща [электронный ресурс] // URL: https://poland.mfa.gov.ua/ua/ukraine-pl/diplomacy (дата обращения 15.12.2021)

3 Там же.

4 Угода мгж Урядом Украши i Урядом Республши Польщi про пункти пропуску через державний кордон. Законодавство Украши [электронный ресурс] // URL: http://search.ligazakon.ua/l_doc2. nsf/link1/MU92126U.h tml (дата обращения 10.01.2022)

5 Угода м1ж Урядом Украши тa Урядом Республши Польща про взаемне заохочення тa захист швестицш. Л1га Закон - Законодательство Украины [электронный ресурс] // URL: http://search.ligazakon.ua/l_doc2. nsf/link1/MU96645. ht ml (дата обращения 11.01.2022)

помощи и правовых отношениях в гражданских и уголовных делах 24.05.1993 г.1; Соглашение между Правительством Украины и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в области культуры, науки и образования 20.05.1997 г2. и ряд других. В 1996 г. в ходе визита Леонида Кучмы в Польшу обе страны договорились реализовывать идею единой Европы и новой системы европейской безопасности. Между Киевом и Варшавой были заключены соглашения о безвизовом режиме, организации институтов польской культуры на Украине и украинской культуры в Польше, а также о сотрудничестве в вопросах возврата культурных ценностей, утерянных или перемещенных в ходе Второй мировой войны. В рамках ответного визита в Киев президента Польши А. Квасьневского в 1997 г. было подписано совместное заявление о согласии и единении. Однако реализация этого документа столкнулась с рядом препятствий, в том числе в украинском Львове, где произошел ряд громких антипольских инцидентов. [Чернова 2012, 32]. К 2002 г. относится новый этап интенсификации украино-польских

отношений. Варшава активно поддерживала прозападные тенденции

внешнеполитического курса Киева. Но настоящим поворотом в ходе событий явилась в 2004 г. «оранжевая революция». Кризис, разразившийся в Украине, был улажен при самом непосредственном участии польской стороны, в частности президента Квасьневского, а Польша зарекомендовала себя в ЕС как главного специалиста по украинскому вопросу, сделав его еще более стержневым элементом своей восточной политики.

В то же время отдельные представители украинской политической мысли

использовали положения «Междуморья» и «Прометеизма» для выработки и популяризации своих вариаций концепции

«Балто-Черноморской дуги» - масштабного регионального геополитического

конструкта, в котором нашла отражение мысль о решающей во многом роли Украины как самого крупного по территории и одного из крупнейших по населению государства Восточной Европы. Идея формирования вариантов Балто-Черноморской дуги, хотя и не в явном антироссийском ключе, периодически озвучивалась также действующими украинскими президентами. К примеру, выступая на саммите «Балтийско-Черноморское сотрудничество: в интегрированную Европу ХХ1 века без линий распределения», Леонид Кучма отметил, что «Балто-Черноморская ось может и должна стать одним из консолидирующих и стабилизирующих стержней новой Европы, а, следовательно, неотъемлемой ее составляющей». Однако формализации и институциализации Балто-Черноморского сотрудничества во время саммита в Ялте не произошло [Левченков 2020, 89].

В целом, после обретения Украиной независимости Польша осуществляла в отношении Украины достаточно активную политику, что было обусловлено историко-географическими факторами и целиком вписывалось в общие принципы «восточной политики» Варшавы. В то же время польское посредничество по налаживанию связей между Киевом и Брюсселем тормозилось нечеткой позицией украинского

руководства, тяготевшего скорее к сотрудничеству с Россией, а также позицией самого ЕС, не до конца доверявшего Украине и не желавшего портить отношения с Москвой. Вместе с тем, несмотря на активность политики Польши по отношению к Украине на данном этапе, она еще не носила такого прямого и интенсивного характера, который обрела позднее, начиная с 2004 г.

1 Договiр м1ж Украною i Республжою Польща про правову допомогу та правовi вщносини у цив№них i кримшальних справах. Законодавство Укра1ни [электронный ресурс] // URL:

http://search.ligazakon.Ua/l_doc2.nsf/link1/MU93124U.h tml (дата обращения 12.01.2022)

2 Угода мгж Урядом Украши i Урядом Республши Польща про ствробггаицтво в галузi культури, науки i освгга. Законодавство Украши [электронный ресурс] // URL:

http://search.ligazakon.ua/l_doc2. nsf/link1/MU97482. ht ml (дата обращения 12.01.2022)

Официальная украинская дипломатия определяла периодизацию современных украинско-венгерских отношений, начиная с середины 1989 г., когда в Венгрию прибыла делегация из УССР во главе с министром культуры УССР Юрий Олененко, подписавшая протокол о сотрудничестве в сфере культуры1. В августе 1990 г. в Будапеште побывала делегация МИД УССР во главе с министром Анатолий Зленко, а в сентябре того же года Украину с официальным визитом посетил президент Венгрии Арпад Генц. В мае-июне 1991 г. Венгрию посетил с визитом председатель Верховного Совета УССР Леонид Кравчук, подписавший ряд документов фактически межгосударственного характера, включая Декларацию об основах отношений и ряд других.

Будапешт установил дипломатические отношения с Киевом также практически сразу после получения информации о результатах референдума о независимости, а 6 декабря 1991 г. Киев посетила делегация во главе с премьер-министром Венгрии Йожефом Анталлом, с которой был подписан Договор об основах добрососедства и сотрудничества (с точки зрения официальной истории современной украинской дипломатии это был первый базовый межгосударственный договор), а также открыто посольство Венгрии (оно также стало первым официальным посольством на территории Украины)2.

Второй этап современных украинско-венгерских отношений официальная украинская дипломатия определяла с апреля 1992 г. до марта 1999 г., когда Венгрия стала членом НАТО3. В этот период состоялось

несколько визитов президентов и премьеров соседних государств, развивались межпарламентские связи (в частности, в парламентах двух государств были созданы группы депутатов соответственно «Украина - Венгрия» и «Венгрия - Украина», украинско-венгерские парламентские

группы по защите прав нацменьшинств, экономического сотрудничества), были подписаны соглашения экономическом, научно-техническом и производственном сотрудничестве, о передаче-приеме лиц через государственную границу, о пунктах пропуска через государственную границу, об упрощенном порядке пересечения государственной границы гражданами, проживающими в приграничных областях.

Третий этап украинско-венгерского сотрудничества официальная хроника украинской дипломатии определяет в рамках марта 1999 г. - мая 2004 г., выделяя в его рамках прежде всего попытки Будапешта пересмотреть состояние украинско-венгерских отношений с позиции перспектив членства страны в Альянсе и будущего членства в Союзе4. Наконец, с середины 2004 г. начался новый этап, который завершился после государственного переворота на Украине в 2014 г. и вызванного им роста напряжения в венгерско-украинских отношениях на почве языковой и национальной политики новых киевских властей.

В 1989 г. на территории Украины проживало 163,1 тыс. венгров5. Всеукраинская перепись 2001 г. зафиксировала 156,6 тыс. венгров6 . Венгры являются самым крупным меньшинством в Закарпатье. Из-за компактного проживания,

1 Полтшчне сшвробггаицтво м1ж Украшою та Угорщиною. Посольство Украши в Угорщиш [электронный ресурс] // URL: https://hungary.mfa.gov.ua/ua/ukraine-hu/diplomacy (дата обращения 18.02.2021)

2 Договiр про основи добросуадства та сшвробггаицтва мiж Украшою i Угорською Республжою. Законодавство Украши [электронный ресурс] // URL: https://zakon.rada.gov.ua/rada/show/348_004 (дата обращения 22.12.2021)

3 Полтгачне сшвробггаицтво мгж Украшою та

Угорщиною. Посольство Украши в Угорщиш

[электронный ресурс] // URL:

https://hungary.mfa.gov.ua/ua/ukraine-hu/diplomacy (дата обращения 22.12.2021)

4 Там же.

5 Итоги переписи населения Украины 2001 года [электронный ресурс] // URL: http://www.demoscope.ru/

weekly/2004/0173/analit05.php (дата обращения 19.12.2020).

6 Про кшьшсть та склад населения Украши за шдсумками Всеукрашського перепису населення 2001 року. URL: http://2001.ukrcensus.gov.ua/results/general/nationality/ (дата обращения 11.12.2020).

последовательного сопротивления

ассимиляции и благодаря поддержке, которую венгерской общине оказывал Будапешт, в образовательной сфере венгры сумели добиться определенных

преимуществ, в рассматриваемый нами период, прежде всего в образовательной сфере [Пивовар, Левченков, Гущин 2021, 318]. Совершенствуя собственное законодательство, Венгрия ожидала ответных действий и со стороны своих соседей, включая Киев [Строгальщикова 2015, 102]., однако шагов со стороны Киева, которые бы, по мнению Будапешта, гарантировали в полной мере права венгерского меньшинства в украинских землях, не последовало. Это стало причиной многолетних противоречий, периодически перетекавших в межгосударственные конфликты, серьезно осложняющие двусторонние отношения и влияющие на результаты украинской политики на западном направлении.

Становление прямых украинско-чешских и украинско-словацких отношений также началось еще до распада Советского Союза, весной 1991 г., когда Киев посетил посол Чешской и Словацкой Федеративной Республики в СССР Рудольф Сланский. 8 декабря 1991 г. ЧСФР признала независимость Украины, вскоре последовало признание независимости, а 25 мая 1992 г. был подписан Договор о дружбе и добрососедских отношениях двух стран [Левченков 2012, 234]. Однако вскоре последовал распад единого чешско-словацкого государства.

Украина была одной из первых стран, установивших с Чешской Республикой дипломатические отношения - 1 января 1993 г., в первый день существования Чехии как самостоятельного государства. За период с 1993 по 2004 г. стороны обменялись

государственными визитами. 25-26 апреля 1995 г. состоялся государственный визит украинского лидера Леонида Кучмы в Чешскую Республику, в ходе которого был подписан базовый межгосударственный Договор о дружеских отношениях и сотрудничестве1. 30 июня — 2 июля 1997 г. Украину с государственным визитом посетил президент Чешской Республики Вацлав Гавел, с которым, а впоследствии с его преемником Вацлавом Клаусом Леонид Кучма также встречался в рамках различных международных форумов.

Украинская дипломатия подчеркивала, что широкие возможности для всестороннего взаимовыгодного сотрудничества между Украиной и Чешской Республикой обусловлены многими объективными факторами: глубокими историческими и культурными связями, отсутствием каких-либо территориальных претензий, традиционными дружескими и

партнерскими политическими отношениями, хозяйственными контактами и

взаимодополняющим характером

национальных экономик, общими целями в реализации курса на европейскую и евроатлантическую интеграцию, общими региональными интересами,

существованием украинского национального меньшинства в Чехии и чешского в Украине2.

Украина одной из первых стран мира 1 января 1993 г. признала государственную независимость Словацкой Республики. Во время визита в Киев 29-30 июня 1993 г. словацкого президента Михала Ковача был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, заложивший базу для экономического сотрудничества и констатировавший отказ обеих сторон от территориальных претензий3.

1 Договiр про дружш ввдносини i ствробггаицтво мiж Украшою та Чеською Республжою. Законодавство Укра1ни [электронный ресурс] // URL: https://zakon.rada.gov.ua/rada/show/ru/203_101 (дата обращения 12.01.2022)

2 Полтгачш ввдносини мГж Украшою та Чехieю.

Посольство Украши в Чеськш Республщ [электронный ресурс] // URL:

https://czechia.mfa.gov.ua/ua/ukraine-czechia/diplomacy (дата обращения 12.12.2021)

3 ДоговГр про добросуадство, дружш вщносини i ствробггаицтво мГж Украшою та Словацькою Республжою. Законодавство Украши [электронный ресурс] // URL:

https://zakon.rada.gov.ua/rada/show/703_150 (дата обращения 12.12.2021)

Вместе с тем в начальный период развития украинско-словацких

политических отношений им не хватало должной динамичности, на определенных этапах сказывались проблемы внутренней трансформации, отсутствие четкой стратегии отношений и координации в реализации стратегических внешнеполитических

приоритетов, внешние факторы1. В частности, в конце 1990-х гг. двусторонний политический диалог имел негативную окраску из-за соперничества двух стран на выборах главы 52-й сессии ГА ООН в 1998 г. и непостоянного члена Совета Безопасности ООН в 1999 г., введения Словакией в 2000 г. визового режима, денонсации Украиной межгосударственного Соглашения о передаче и приеме лиц через общую государственную границу, конфликт вокруг энергетического проекта «Ямал» (Украина изначально рассматривала его строительство как угрозу своим интересам в качестве транзитного государства, опасаясь уменьшения потоков идущих транзитом энергоносителей в страны Центральной Европы через свою территорию)2.

Ситуация стала меняться к лучшему с начала 2000-х гг., когда состоялись официальные визиты в Словакию премьер-министра Украины Виктора Ющенко в декабре 2000 г., министра иностранных дел Анатолия Зленко в апреле 2001 г., президента Леонида Кучмы в июне 2001 г., а также официальный визит в Украину словацкого лидера Рудольфа Шустера в декабре 2002 г. Важно отметить, что в октябре 2001 г. Братислава приняла «Стратегию развития отношений с Украиной», где декларировалось, что национальным интересам Словакии соответствовало максимальное сближение Украины с НАТО и ЕС.

Экономическое сотрудничество между Украиной и Словакией во второй половине

1 Полтшчш вiдносини мiж Украшою та Словаччиною. Посольство Украши в Словацькш Ресиублщ [электронный ресурс] // URL: https://slovakia.mfa.gov.ua/ua/ukraine-sk/diplomacy (дата обращения 18.12.2021)

2 Там же.

3 Словакия поддерживает введение бесплатных виз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

для граждан Украины. Четверта Влада [электронный

1990-х-начале 2000-х гг. в значительной степени опиралось на соглашения об избежании двойного налогообложения (январь 1997 г.), Взаимном трудоустройстве граждан (февраль 1998 г.), о сотрудничестве в области машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии, торговли, науки и техники и т.д. Украинский экспорт в Словакию составляли в основном сырьевые материалы, электроэнергия, минеральные удобрения и полуфабрикаты. В частности, Украина поставляла Словакии 80% от всего импорта железной руды последней. В Украину из Словакии поступали преимущественно продукция машиностроения, товары широкого потребления и т.д.

Словакия поддержала Украину в ее стремлении вступить в ВТО (21 марта 2003 г. в Женева был подписан Протокол о взаимном доступе на рынки товаров и услуг между Украиной и Словакией, что было обязательным условием претензий на членство в ВТО). 7-8 октября 2003 г. Братиславу посетил с официальным визитом председатель Верховной Рады Украины Литвин, в ходе которого Словакия продемонстрировала поддержку

евроинтеграционных стремлений Украины. По его словам, «со стороны руководства Словацкой Республики есть политическое решение относительно введения

упрощенного визового режима между Украиной и Словакией после вступления этой страны в Европейский Союз»3. 7 июня 2004 г. в Украине с рабочим визитом находился Рудольф Шустер, отметивший, что Словакия намерена активно поддерживать евроинтеграционный курс Украины и готова передать накопленный интеграционный опыт, в частности, в организации переговорного процесса с соответствующими структурами ЕС4. В ходе его переговоров с Леонидом Кучмой была

ресурс] // URL: http://4vlada.net/vneshnyaya-politika/slovakiya-podderzhivaet-vvedenie-besplatnykh-viz-dlya-grazhdan-ukrainy (дата обращения 18.04.2022) 4 Полггачш вщносини мш Украшою та Словаччиною. Посольство Украши в Словацькш Республщ [электронный ресурс] // URL:

https://slovakia.mfa.gov.ua/ua/ukraine-sk/diplomacy (дата обращения 18.12.2021)

отмечена необходимость гармонизации двусторонней договорно-правовой базы с законодательством Евросоюза и либерализации визового режима1.

Расчеты Киева на вхождение в перспективе в единую Европу строились на положениях Маастрихтского договора 1992 года, практически совпавшего с распадом СССР и социалистической системы. Исследователи обращают особое внимание на то, что договор внес существенные изменения в философию интеграции: на смену принципа равноправного объединения всех государств-членов пришел принцип «Европы нескольких скоростей» [Модели региональной интеграции 2010, 111]. Это предопределило последующее расширение Евросоюза путем включения новых членов из числа центрально-восточноевропейских государств.

Стремление Киева к развитию отношений с западными партнерами нашло определенную поддержку у стран В-4. Во многом благодаря активной поддержке Вишеградской группы в 1996 году Украина была принята в ряды членов Центральноевропейской инициативы -межправительственной организации по политическому, экономическому и культурному сотрудничеству, созданной в 1989 г. и охватившей практически все страны региона.

Хотя до середины 2004 г. страны В-4 не являлись членами Европейского Союза, Киев в ключевых официальных документах, отражающих евроинтеграционный вектор украинской внешней политики, определял четверку и другие региональные объединения, ключевыми участниками которых являлись страны В-4, в качестве важных партнеров в проведении политики по сближению с ЕС, что было связано с достаточно быстрыми успехами,

достигнутыми Вишеградом в реализации евроинтеграционных целей.

В частности, в разделе №16 «Внешнеэкономическая деятельность»

Программы интеграции Украины в Европейский Союз применительно к развитию сотрудничества с государствами Центрально-Европейской ассоциации

свободной торговли (CEFTA)

анализировались перспективы

присоединения Украины к данному объединению, основанному в марте 1993 г. Вишеградской группой, к которой присоединились впоследствии Словения, Румыния и Болгария. В документе отмечалась важность и перспективность развития экономического сотрудничества с Киевом2.

В Указе президента Украины «О подтверждении Стратегии интеграции Украины в Европейский Союз» отмечалось, что «в результате ожидаемого в ближайшие годы расширение ЕС - вступления в ЕС Польши и Венгрии - Украина будет граничить с ЕС, что создаст принципиально новую геополитическую ситуацию. В связи с этим необходимо четкое и всестороннее определение внешнеполитической стратегии по интеграции Украины в европейское политическое (в том числе, в сфере внешней политики и политики безопасности), информационное, экономическое и правовое пространство»3.

Украинское руководство вынашивало и планы ускорения процессов евроинтеграции также посредством подключения к работе Вишеградской группы. Однако из-за большой разницы в экономическом положении члены В-4 осторожно отнеслись к предложениям украинской стороны относительно участия в данном объединении. Не были поддержаны и планы Киева по присоединению к Центральноевропейскому соглашению о

1 Визит Президента Словакии в Украину. Електронт В1сл [электронный ресурс] // URL: http://elvisti.com/news/2004/6/8/vizit-prezidenta-slovakii-v-ukrainu (дата обращения 21.04.2022)

2 Програма штеграци Украни до Свропейського

Союзу. Законодавство Украши [электронный ресурс]

// URL: https://ips.ligazakon.net/document/u1072 (дата обращения 25.04.2022)

3 Про затвердження Стратеги штеграци Укрш'ни до Свропейського Союзу. Законодавство Укра1ни [электронный ресурс] // URL:

http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/U615_98.htm l (дата обращения 12.04.2022)

свободной торговле (ЦЕФТА). Помимо экономических, другими важными причинами сомнений являлись нестабильная система государственного управления, а также сам характер внешней политики Киева, который, следуя концепции многовекторности, балансировал между Западом и Россией. Некоторые западные исследователи стали именовать это «двузначностью многовекторной политики» [Постсоветские государства 2008, 59].

В целом на протяжении 1990-х-начала 2000-х гг. Украина заключила со странами Вишеградской группы достаточно большое количество межгосударственных

соглашений. На дальнейшее развитие сотрудничества Украины со странами В-4 в начале 2000-х гг. существенное влияние оказал процесс интеграции последних в Европейский Союз и НАТО. В соответствии с требованиями Евросоюза страны Вишеградской четверки денонсировали договоры о безвизовом режиме с Украиной, в связи с вхождением в единое европейское экономическое пространство страны В-4 вынуждены были подвергнуть пересмотру и условия договоров о торгово-экономическом сотрудничестве.

Тем не менее, работа по анализу перспектив развития отношений с Украиной в контексте расширения ЕС на Восток странами четверки, особенно Польшей, проводилась. Так, по инициативе Варшавы осенью 2000 г. в Варшаве были проведены консультации между министерствами иностранных дел Вишеградских государств и Украины по вопросам планирования политики, в марте 2001 г. по приглашению Швеции как председательствующей в тот момент в ЕС представители Вишеградской группы провели в шведском МИД в Стокгольме консультации по стратегии ЕС в отношении Украины1.

Словакия организовала встречу государственных секретарей стран В-4 и

1 2000/2001 Polish Presidency. (Krakow, 1 June 2001) Visegrad Group - the official site. [электронный ресурс] // http://www.visegradgroup.eu/documents/annual-reports/2000-2001-polish-110412 (дата обращения 02.05.2022)

2 2002/2003 Slovak Presidency. Annual Report of the

Slovak Presidency in the Visegrad Group (2002-2003).

Украины 8-9 июля 2002 г. в Кошице, основной темой которого стало сотрудничество между четверкой и Украиной в широком контексте европейской интеграции, состоялся обмен мнениями по вопросам сотрудничества в формате В4 + Украина, по вопросам регулирования приграничных вопросов в условиях Шенгенской зоны, включая визовый режим и трансграничное сотрудничество2. В июле 2002 г. в Словакии прошло совещание экспертов из стран Вишеградской группы и V4 и Украины по вопросам взаимодействия в области незаконной миграции, при этом Словакия рассматривала Украину в качестве одного из трансграничных партнеров инициативы INTERREG в контексте программы Европейского территориального сотрудничества3. Как видно из тематики перечисленных встреч, они имели серьезное значение для отношений с Украиной, однако были направлены прежде всего на минимизацию отрицательных последствий, связанных с процедурой вхождения Вишеградских государств в единое экономическое и визовое пространство ЕС, а не на обозначение каких-либо четких перспектив движения Киева в Евросоюз.

В целом же состояние взаимодействия и общего уровня официальных и неофициальных контактов между Вишеградской группой как неформальной организацией и Украиной перед событиями Оранжевой революции 2004 г. было кратко и емко отражено в докладе по итогам председательства Чехии в четверке в 20032004 гг. В частности, в документе отмечалось, что «Вишеградская группа также приветствовала заявленную Украиной заинтересованность в сотрудничестве, но на данный момент она еще не достигла в отношении Украины практического уровня сотрудничества» 4.

На уровне двухсторонних отношений Украина в целом на протяжении первых

Visegrad Group - the official site. [электронный ресурс] // http://www.visegradgroup.eu/documents/annual-reports/2002-2003-slovak-110412 (дата обращения 02.05.2022)

3 Там же.

4 2003/2004 Czech Presidency. Report on Activities of the Czech Presidency of the Visegrad Group (2003-2004).

полутора десятилетий независимости больше тяготела к Польше, позиция которой отличалась большей решительностью в тех случаях, когда речь шла о возможных или уже имеющих место геостратегических противоречиях с Россией. При этом сама Варшава в значительной степени в силу экономико-географических факторов

тяготела к более плотному сотрудничеству как с Киевом, так и с прибалтийскими республиками. Наличие особых надежд на поддержку Польши хорошо

продемонстрировало заявление Леонида Кучмы в ходе визита в Литву в апреле 2001 г., в рамках которого он обсудил с европейскими партнерами вопросы активизации диалога о перспективах интеграции Украины в ЕС, отметив, что именно «Литва и Польша могут содействовать интеграции Украины в Европу, так как они ближе к Европейскому Союзу»1.

В целом с начала 1990-х гг. отношения между Украиной и странами Вишеградской группы формировались, прежде всего, на основе заинтересованности в заполнении внешнеполитического вакуума, возникшего после распада социалистического блока и СССР, и поиска новых торгово-экономических партнеров. При этом отношения Украины со странами Вишеградской группы в значительной степени определялись глобальными геополитическими изменениями,

произошедшими в результате распада советского блока и стартом процессов расширения ЕС и НАТО на Восток. Государства-члены четверки

сфокусировались на достижении целей по интеграции в Евросоюз и

Североатлантический альянс, которая проходила хотя и не без проблем, но в целом достаточно успешно, демонстрируя Киеву пример эффективного прохождения

согласовательных процедур в европейских и НАТОвских наднациональных структурах.

Это совпало по времени с затянувшимся практически на целое десятилетие 1990-х гг. отсутствием у России конкретных эффективных проектов и возможностей по повышению эффективности

интеграционных процессов на

постсоветском пространстве, что создало условия для формирования на Украине мощного крыла сторонников европейской и евроатлантической интеграции. Отдельные масштабные инициативы на постсоветском пространстве, такие как Содружество Независимых государств, у истоков создания которого формально стояла и сама Украина, а также договор о коллективной безопасности, к которому Киев изначально отказался присоединяться, оказались не способны выполнить задачу по вовлечению украинских политических элит в более тесное сотрудничество по развитию интеграции.

С начала 1990-х гг. украинское руководство и дипломатия видели в странах Вишеградской группы прежде всего опору для осуществления евроинтеграционных замыслов и сближения с

Североатлантическим альянсом. Обладая, как казалось в момент распада СССР, солидным экономическим потенциалом и объемным рынком, Киев стремился убедить Вишеградскую четверку принять Украину в состав группы, а также интегрироваться в другие форматы регионального

экономического взаимодействия, например, в Центрально-европейскую ассоциацию свободной торговли, но безуспешно. Вместе с тем, постепенное усиление прозападной ориентации украинской внешней политики по мере реанимации российской дипломатии неизбежно приводило к росту конфликтного потенциала в российско-украинских отношениях.

Visegrad Group - the official site. [электронный ресурс] // http://www.visegradgroup.eu/documents/annual-reports/2003-2004-czech-110412 (дата обращения 02.05.2022)

1 Чтобы сделать европейский вектор в украинской внешней политике весомым, президент будет

вынужден договариваться с оппозицией. Companion UA. Новини украшського бiзнесу. [электронный ресурс] // URL: https://companion.ua/4253/ (дата обращения 18.04.2022)

При этом к середине 2000-х гг. определились основные стратегические задачи, которые преследовал Киев в отношениях со странами Вишеградской группы. В число этих задач неизменно входило обеспечение поддержки со стороны последних прозападного курса украинской внешней политики, выражавшейся в разнообразных формах, но прежде всего, в лоббировании четверкой политической и финансовой помощи со стороны общеевропейских и других международных финансовых институтов, включения в различные программы Евросоюза и США, направленные на сближение с ЕС и НАТО.

Также большую роль играло стремление Киева заинтересовать партнеров из Вишеградской группы перспективами укрепления роли Украины как крупного транзитного государства, для чего требовалось расширение возможностей поставок на европейские рынки энергоносителей в обход России при оказании давления на Москву в целях обеспечения выгодного ценообразования при расчетах за потребляемые и транспортируемые через свою территорию российские (и другие поставляемые Украине через Россию) энергоносители.

Страны Вишеградской группы с начала 1990-х гг. и на протяжении рассматриваемого периода исходили из

решения собственных задач при выстраивании отношений с Украиной, при этом механизмы воздействия украинской дипломатии на четверку были довольно ограниченными. До начала 2000-х гг. государства четверки рассматривали Украину преимущественно как

периферийный объект в своей внешней политике. Приоритетом для Вишеградской группы было решение задач по завершению процесса собственного включения в состав Евросоюза и Североатлантического альянса.

Ситуация начнет меняться в 2004 г., когда все страны Вишеградской четверки станут членами и Евросоюза, и НАТО (Венгрия, Польша и Чехия были приняты в альянс в 1999 г., в то время как Словакия интегрируется в североатлантический блок в 2004 г.), причем границы

североатлантического альянса резко расширятся за счет одновременного вступления семи стран, из которых три имеют общую границу с Российской Федерацией или Союзным Государством России и Белоруссии (Латвия, Литва и Эстония). Резкое усиление влияния Вашингтона и Брюсселя на политику стран четверки проявится в их активности в ходже так называемой «Оранжевой революции» на Украине и положит начало новому этапу отношений между Киевом и странами В-4.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Burant S. Problematyka wschodnia. Studium porowancze stosunkow polski z Litwa, Bialorusia I

Ukraina. Polski instytut spraw miedzynarodowych. Warszawa, 1993. S.26. Sokolowicz M., Lishchynskyy I. Are Poland and Ukraine Gravity Centres for Each Other? Study on the Labour Migration Patterns. Comparative Economic Research. Vol. 21. No 1. 2018. P. 45— 65.

Курылев К. П. Факторы, детерминирующие перманентную нестабильность на Украине.

Постсоветские исследования. №1.2018 c.20 -31. Левченков А. С. Концепция Балто-Черноморской дуги и украинская внешняя политика (1990-

е - начало 2000-х гг.)// Вестник РГГУ. Евразийские исследования. №4 2020. с 89 Левченков А.С. Украинско-чешские отношения: 1991-2010 гг. // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2012. № 7 (87). С. 233-244. Левченков А.С., Гущин А.В. Отношения Украины со странами Вышеградской группы в контексте украинского кризиса 2014-2018 годов // Новая и новейшая история. 2019. № 6. С.122-133.

Модели региональной интеграции: прошлое и настоящее. Под редакцией А.С. Маныкина. М.

Ол Би Принт. 2010. 626 с. Пивовар Е.И., Левченков А.С., Гущин А.В. Венгры Закарпатья и отношения Украины и Венгрии на рубеже XX-XXI вв. // Ежегодник финно-угорских исследований. Номер 2. 2021 С. 318.

Постсоветские государства/ Под редакцией Жана Радвани. М.: NOTA-BENE. 2008. 288 с.

Савельев С.В., Куриляк В.С., Лизун М.В., Лщинський 1.О. Концепщя «Вишеградська четвiрка + Украша»: реальнiсть i перспективи. Вюник економiчноi науки Украши. №1. 2019. С.115-121.

Строгальщикова П. Б. Венгры за пределами Венгрии: национальные меньшинства, диаспора, часть венгерской нации // Ежегодник финно-угорских исследований. 2015. №2. С. 100-107.

Чернова А.В. «Польский фактор» в формировании и продвижении политики ЕС в отношении Украины в 1991-2011 годах // Вестник МГИМО 2012. (2(23) С 32-33.

REFERENCES

Chernova A.V.«Pol'skij faktor» v formirovanii i prodvizhenii politiki ES v otnoshenii Ukrainy v 1991-2011 godah // Vestnik MGIMO 2012. 2(23)) S 32-33.

Kurylev K.P. Faktory, determiniruyushchie permanentnuyu nestabil'nost' na Ukraine. Postsovetskie issledovaniya. №1.2018 c.20 -31.

Levchenkov A.S. Koncepciya Balto-CHernomorskoj dugi i ukrainskaya vneshnyaya politika (1990e - nachalo 2000-h gg.)// Vestnik RGGU. Evrazijskie issledovaniya. №4 2020. S. 89

Levchenkov A.S. Ukrainsko-cheshskie otnosheniya: 1991-2010 gg. // Vestnik RGGU. Seriya: Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. Zarubezhnoe regionovedenie. Vostokovedenie. 2012. № 7 (87). S. 233-244.

LevchenkovA.S., GushchinA.V. Otnosheniya Ukrainy so stranami Vyshegradskoj gruppy v kontekste ukrainskogo krizisa 2014-2018 godov // Novaya i novejshaya istoriya. 2019. № 6. S. 122-133.

Modeli regional'noj integracii: proshloe i nastoyashchee. Pod redakciej A.S. Manykina. M. Ol Bi Print. 2010. S.626

Pivovar E.I., Levchenkov A.S., Gushchin A.V. Vengry Zakarpat'ya i otnosheniya Ukrainy i Vengrii na rubezhe XX-XXI vv. // Ezhegodnik finno-ugorskih issledovanij. Nomer 2. 2021 S. 318.

Postsovetskie gosudarstva/ Pod redakciej ZHana Radvani. M.: NOTA-BENE. 2008. S. 288

Strogal'shchikova P. B. Vengry za predelami Vengrii: nacional'nye men'shinstva, diaspora, chast' vengerskoj nacii // Ezhegodnik finno-ugorskih issledovanij. 2015. №2. S. 100-107.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Левченков Александр Alexander S. Levchenkov, PhD in History,

Станиславович, к.и.н., доцент кафедры Associate Professor of the Department of post-

стран постсоветского зарубежья Института Soviet Countries abroad Institute of Post-Soviet

постсоветских и межрегиональных and Interregional Studies of Russian State

исследований Российского University for the Humanities, Moscow, Russia.

государственного гуманитарного E-mail: bohem2001@mail.ru университета, Москва, Россия. E-mail: bohem2001@mail.ru

Гущин Александр Владимирович, Alexander V. Gushchin, PhD in History,

к.и.н., доцент кафедры стран постсоветского Associate Professor of the Department of post-

зарубежья Института постсоветских и Soviet Countries abroad Institute of Post-Soviet

межрегиональных исследований and Interregional Studies of Russian State

Российского государственного University for the Humanities, Moscow, Russia.

гуманитарного университета, Москва, E-mail: aguschin78@mail.ru Россия. Москва, Россия. Е-mail: E-mail: aguschin78@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.