Научная статья на тему 'Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом пространстве'

Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом пространстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом пространстве»

РОССИЯ И МИР В НОВОМ ВЕКЕ

А.Н.Барковский, В.П.Оболенский

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ГЛОБАЛЬНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Барковский Анатолий Николаевич -доктор экономических наук, заместитель директора ИМЭПИ РАН.

Оболенский Владимир Петрович -доктор экономических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Непременное условие достижения стабильного экономического роста и повышения уровня жизни - более глубокое и разностороннее включение нашей страны в международный обмен, прежде всего усиление ее позиций в неуклонно расширяющейся торговле товарами и услугами, порожденными научно-технической и информационной революциями. Оставаясь в мировом хозяйстве в незавидном качестве поставщика энергоресурсов и полуфабрикатов и потребителя готовой продукции, Россия не сможет динамично расширять экспорт, противостоять экспансии потребительского импорта, диверсифицировать товарную и географическую структуру внешней торговли, участвовать в промышленной кооперации, эффективно подключаться к процессам экономического интегрирования.

Более активному включению России в международный обмен призвана способствовать продуманная и сбалансированная внешнеэкономическая политика, учитывающая как общемировые тенденции, так и интересы отечественной экономики.

Качественно менять характер своего участия в международном разделении труда России предстоит в ходе формирования глобального экономического пространства, которое складывается на планете в результате усиления интеграционных процессов в различных регионах и роста открытости национальных хозяйств. Полное устранение барьеров для входа на рынки либо их снижение не только расширяют возможности внешнеэкономического обмена, но и выравнивают условия конкуренции для национальных и зарубежных производителей и инвесторов, сближают требования потребителей в разных странах к цене и

качеству товаров и услуг. В таких условиях обеспечение и поддержание конкурентоспособности становится универсальным требованием, предъявляемым глобализацией к фирмам и предприятиям.

Поэтому наиважнейшая задача России состоит в повышении конкурентоспособности материального производства и сферы услуг. Степень конкурентоспособности национальных отраслей и фирм в решающей мере будет определять позиции страны в мировом хозяйстве - объемы и структуру ее экспорта и импорта, состояние торгового и платежного балансов. Современная Россия находится на стадии развития конкуренции, базирующейся в основном на факторах производства. Для укрепления позиций в мировой экономике ей жизненно необходимо приступить к расширению источников конкурентных преимуществ за счет включения в их число инвестиций и инноваций.

Важнейшие тенденции внешнеэкономического обмена

В международном экономическом обмене ныне ярко проявляются тенденции, которые возникли в ходе глобализации мировой экономики.

Мировой товарный рынок все больше превращается в сложную многоярусную систему. Нижний ее ярус - рынок базовых товаров, средний - рынок трудоинтенсивных готовых изделий и полупродуктов, или, иначе говоря, низко- и среднетехнологичных товаров. Верхний ярус мирового рынка - это рынок высокотехнологичной продукции1.

Наиболее динамично расширяются средний и верхний ярусы мирового рынка. За последние 40 лет прошлого века структура международной торговли существенно трансформировалась: доля готовых изделий в мировом экспорте выросла вдвое, а доли сельскохозяйственных товаров и продовольствия, минерального сырья и топлива соответственно сократились в 2,4 и 3,3 раза. Удельный вес готовых изделий в мировом экспорте составил в 2000 г. почти 78%, продукции добывающей промышленности - 13, аграрных товаров - 9%2. В последнее десяти-

1. К базовым товарам относятся сельскохозяйственная продукция и продукция добывающей промышленности. В категорию низкотехнологичных товаров входят продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь, другая продукция легкой промышленности, а в категорию среднетехнологичных -станки, транспортные средства, резино-технические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки. Высокотехнологичная продукция - это аэрокосмическая техника, автоматизированное конторское оборудование, информационная техника, электроника, точные измерительные приборы, электрооборудование.

2. Устинов И. Мировая торговля. Статистическо-аналитический справочник. М.: Экономика, 2000. - С. 40; Мир на рубеже тысячелетий. М.: Изд. дом Новый век. - С. 169.

летие минувшего столетия экспорт машин, оборудования и транспортных средств возрастал в среднем ежегодно на 8%. Наиболее динамично в этой товарной группе, на 12% в среднем за год, увеличивался экспорт наиболее высокотехнологичных видов оборудования - офисного и телекоммуникационного. Его удельный вес вырос за рассмотренный период в 1,6 раза. К концу века мировой экспорт товаров и услуг, относимых обычно к высокотехнологичным, превысил объем мировой торговли сельскохозяйственными товарами, автомобилями и текстилем, вместе взятыми. В 2000 г. на продукцию высокотехнологичных отраслей в целом приходилось около 1/6 всего мирового товарного экспорта - около 1 трлн. долл.3

В связи с неравномерностью технико-экономического развития различных стран ярусы мирового рынка освоены ими в неодинаковой мере. На рынке высокотехнологичной продукции конкурируют между собой в основном постиндустриальные страны, вовлеченные в гонку бесконечных научно-технических инноваций и не заинтересованные в появлении новых претендентов на какую-то долю данного рынка. На рынке средне- и низкотехнологичной продукции соперничают главным образом индустриализирующиеся страны, идущие по пути «догоняющего развития». Число участников борьбы на этом рынке расширяется за счет развивающихся и постсоциалистических стран, конкуренция здесь приобретает все более жесткий характер. На рынке базовых товаров, сфера которого непрерывно сужается в относительном измерении, сбывают основную долю своей продукции большинство латиноамериканских, африканских и развивающихся азиатских стран, а также постсоветские государства. Здесь тоже достаточно соперников, претендующих на свою долю в продажах.

В мировом экспорте готовых изделий подавляющая часть, примерно 80%, приходится на развитые страны. Естественно, что именно эти страны по существу устанавливают порядок обмена продукцией науко- и техникоемкого производства через договоренности на двусторонней или многосторонней основе. По мере продвижения по ступеням технического прогресса они постепенно утрачивают интерес к защите отечественных производителей материалоемких и трудоемких изделий, стремясь удешевить обмен ими путем снижения или даже упразднения импортных тарифов. Догоняющие страны, в меру возможностей отстаивая свои интересы, вынуждены все же воспринимать вырабатываемые мировым экономическим авангардом нормы и правила, мирясь с высокими тарифами на новые категории товаров и сниженными - на продукты, обращающиеся на нижних ярусах мирового рынка.

Завоевание и удержание позиций на мировых рынках высокотехнологичной продукции достигается в особенно жесткой конкурентной борьбе. Посколь-

3. Внешнеэкономический комплекс России: Современное состояние и перспективы. 2001. - 1 2. - М.: ВНИКИ. - С. 9.

ку инновационные процессы интенсифицируются лишь при стимулирующей роли государства, постольку за конкуренцией высокотехнологичных товаров и услуг в настоящее время все яснее проступает конкуренция налоговых систем и государственного регулирования, научных потенциалов, систем образования, здравоохранения, уровня культуры и человеческого потенциала разных стран. В конкурентной борьбе компании и фирмы используют не только свою собственную экономическую мощь, но и все национальные конкурентные преимущества и возможности государства.

В современных условиях конкуренция приобретает столь масштабный характер и ставки в ней настолько высоки, что в борьбу на мировой экономической арене все чаще вступают политические силы, включая руководителей государств. Они активно добиваются от стран-партнеров снятия или понижения барьеров доступа на их рынки, обсуждают крупные торговые сделки, выходящие за пределы традиционных сфер межгосударственного диалога, - военно-технического сотрудничества, освоения космоса и реализации масштабных энергетических проектов. Нередки случаи, когда в интересах национальных корпораций на другие страны оказывается прямое давление с целью заставить их отказаться от сотрудничества с третьими странами в конкретных высокотехнологичных отраслях, например, в атомной энергетике.

Происходящие в мировой торговле структурные сдвиги свидетельствуют о том, что классическое межотраслевое международное разделение труда все больше уступает место внутриотраслевому его разделению, возникшему в процессе перехода большинства развитых стран на рельсы постиндустриального развития. Диверсификация промышленности в этих странах на достаточно узкие обрабатывающие отрасли и подотрасли вызвала быстрый рост потребностей в обмене продукцией все более узко специализирующихся производств как внутри национальных хозяйств, так и между ними. Внутриотраслевое разделение труда в последние десятилетия начала также осваивать часть развивающихся стран, прежде всего тех, которые создавали у себя благоприятные условия для деятельности иностранного капитала. Внутриотраслевое разделение труда дает импульсы к усилению международного производственного кооперирования, главным образом в рамках транснациональных корпораций, ведущего к формированию технологически целостных производственных цепочек, звенья которых расположены в разных странах, но функционируют по единому плану и в едином ритме. Вследствие такой интернационализации производства международные потоки товаров и услуг стали интенсивнее и устойчивее: теперь существенная часть их носит внутрикорпорационный характер.

Деятельность транснациональных корпораций обусловливает еще одну особенность современной международной торговли - ее тесную связь с прямыми иностранными инвестициями (ПИИ). ТНК размещают в разных странах свои

материальные и нематериальные активы - капитал, технологию и НИОКР, организационный и управленческий опыт, торговые звенья - с целью повышения своей конкурентоспособности и эффективности. Объем долгосрочного зарубежного инвестирования в период с 1990 по 1995 г. составлял 225 млрд. долл. в среднем за год. В 2000 г. величина прямых зарубежных вложений во всем мире достигла уже почти 1492 млрд. долл., однако в следующем году в условиях снижения деловой активности она сократилась вдвое и составила 735 млрд. долл. Накопленный объем прямых иностранных инвестиций к концу 2001 г. вырос по сравнению с 1995 г. более чем в десять раз, выйдя на уровень 6,8 трлн. долл.4

Характер ПИИ за последние четверть века качественно изменился. Если до середины 80-х годов ТНК расширяли свою деятельность путем организации новых производственных площадок и создания региональных отделений, то теперь более 3/5 общего их объема в рамках США, ЕС и Японии приходится на слияния и поглощения. Одновременно корпорации начали практиковать заключение между собой разнообразных неформальных соглашений о совместной деятельности - создание стратегических альянсов, нацеленных на укрепление своих позиций на рынках.

Прямые иностранные инвестиции в сферу производства и услуг, осуществляемые ТНК, играют возрастающую роль в межстрановом перемещении капитала. Побудительными мотивами зарубежных вложений для ТНК являются стремление к технологическому лидерству, оптимизация размеров корпораций, снижение себестоимости продукции, борьба за новые рынки сбыта, доступ к иностранным природным ресурсам и некоторые другие. Принимающим странам прямые производственные инвестиции несут передовые технологии, современный опыт управления, обширные деловые связи, не сопровождающиеся ростом их внешней задолженности. Все эти процессы видоизменяют прежнюю схему международной торговли, при которой производство сосредоточивалось в пределах национальной экономики, а часть продукции сбывалась на внешних рынках. Теперь на мировых рынках все больше оперируют интегрированные международные системы производства и сбыта, части которых дислоцированы в разных странах.

Серьезные качественные изменения претерпел и неимоверно расширился международный рынок ссудных капиталов. К настоящему времени сложились и активно функционируют рынки так называемых евровалют, которых не было еще в середине прошлого века. На этих рынках национальные по принадлежности банки проводят выдачу кредитов и принятие депозитов в иностранных по

4. World Investment Report. UNCTAD, New York-Geneva, 2002. - P. 303, 307.

отношению к стране их дислокации валютах. Операции на этих рынках не регламентируются национальными законодательствами. Не подпадая под какую-либо национальную юрисдикцию, еврорынки получают конкурентные преимущества: стихийно складывающийся на них уровень процентных ставок позволяет банкам выплачивать по заемным средствам в евровалютах больший процент и предоставлять кредиты по более низким ставкам, чем в национальных валютах. В результате возникновения еврорынков значительно вырос объем кредитных ресурсов и возможности доступа к ним в любой точке мирового хозяйства, возникли возможности для более интенсивного трансграничного перемещения капиталов. Масштабы рынков евровалют расширились с 20 млрд. долл. в 1964 г. до 7 трлн. долл. в середине 90-х годов прошлого века. В результате такого стремительного развития рынка ссудных капиталов существенно выросли объемы трансграничного перемещения финансовых ресурсов, которые ныне в 50 раз превышают объемы международной торговли5.

В условиях активизировавшегося дерегулирования национальных финансовых рынков в перемещаемые потоки капитала вовлекаются большие объемы «горячих» денег, которые ориентированы, прежде всего, на извлечение максимального дохода. Такие деньги, как правило, вкладываются на короткие сроки и быстро изменяют направления при улучшении или ухудшении условий в том или ином регионе, либо в конкретной стране. Высокая мобильность капитала потенциально несет в себе угрозу абсорбирующим его странам, которые могут оказаться в сложном финансовом положении в случае его массированного оттока. Размах чисто спекулятивных операций транснационального капитала неуклонно растет. Если в 1990 г. в денежные спекуляции вовлекалось ежедневно 600 млрд. долл., то к концу прошлого века, например, - уже более 1 трлн. долл., что в 29-30 раз превышало стоимость продаваемых за день в мировой торговле товаров и услуг. Стремительно развивается международный вторичный рынок долговых обязательств, ставший огромным полем деятельности для финансовых спекулянтов. Его общий объем приближается к 100 трлн. долл.6

В последние десятилетия на планете интенсивно разворачиваются процессы региональной интеграции. В ближайшей перспективе лидерство в них сохранит за собой Западная Европа, которая после введения единой валюты и учреждения Европейского центрального банка завершает фазу окончательного форми-

5. Мир на рубеже тысячелетий. С. 176; Шишков Ю. Глобализация экономики -закономерный продукт индустриализации и информатизации социума . Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «глобальный мир». М.: Изд. дом Новый век, 2001. - С. 23.

6. Мовсесян А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства // Мировая экономика и международные отношения, 1999. - 1 6. - С. 57.

рования экономического союза. К этому союзу в 2004 г. подключились десять новых государств-членов из Центральной, Восточной и Южной Европы, включая страны бывшего СЭВ и страны Балтии. В дальнейшем к ЕС присоединятся еще три страны из этого региона. С расширением Евросоюза в Европе будет создан весьма обширный рынок, охватывающий 28 стран с 500 млн. потребителей. Доля этой торгово-экономической группировки в мировом ВВП может составить 22-23%.

На американском континенте интегрирование вряд ли выйдет на такие же высокие, как в Европе, организационно-политические ступени, предполагающие создание надгосударственных институтов. Интеграция здесь будет развиваться главным образом вширь, в форме зоны свободной торговли. Североамериканские участники уже существующей зоны свободной торговли (НАФТА) - Канада, Мексика и США - договорились в принципе с участниками подобной зоны в Южной Америке (МЕРКОСУР) и другими латиноамериканскими государствами о подготовке заключения в 2005 г. договора о зоне свободной торговли двух Америк. Эта зона будет охватывать более трех десятков стран с населением более 900 млн. человек, на нее будет приходиться 27-28% мирового ВВП.

Достаточно вероятна активизация экономического интегрирования в рамках Форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), где оно пока проходит в мягкой форме при опоре на принцип «открытого регионализма». В соответствии с ним страны-члены добровольно берут на себя односторонние обязательства по либерализации торговли, которые затем получают одобрение на многостороннем уровне и становятся частью общей программы развития свободной торговли в регионе. Страны АТЭС еще в середине 90-х годов провозгласили программу создания к окончанию второго десятилетия нынешнего века зоны свободной торговли и инвестиций. Эта зона будет включать 21 государство, в которых проживают 2,6 млрд. человек, на ее долю уже сегодня падает половина мирового ВВП.

Региональная интеграция в более определенных формах может продолжиться в Юго-Восточной Азии, в рамках существующего АСЕАН, где прогресс в технико-экономическом развитии стран создает для него реальные возможности. Не исключено, что в практическую плоскость будут переводиться договоренности руководителей этой ассоциации с лидерами Китая, Японии и Республики Корея о создании восточно-азиатского общего рынка и таможенного союза с совместным инвестиционным фондом и единой валютой.

Усиление интеграционных процессов приведет к существенным изменениям конфигурации мирового экономического пространства. В нем будут доминировать три крупных торгово-экономических блока, располагающих внушительным потенциалом. Торгово-экономические суперблоки объединят почти половину государств мира. Доминирующее положение в мировом хозяйстве

позволит региональным группировкам в еще большей мере, чем сейчас, определять правила и нормы международного перемещения товаров, услуг и капитала. Странам, не вошедшим в какой-либо из альянсов, обходить эти правила будет все труднее.

В ближайшие годы можно ожидать сохранения тенденции к дальнейшей либерализации норм и правил международного экономического обмена, которые вырабатываются на многосторонней основе в рамках ВТО. В ходе переговоров «Раунда тысячелетия», начатого в Дохе (Катар) в 2001 г., могут быть существенно смягчены режимы доступа на национальные рынки в отношении как промышленных и аграрных товаров, так и в отношении услуг. По оценке ВТО, ослабление торговых ограничений всего лишь на 1/3 даст возможность увеличивать объем мировой торговли на 600 млрд. долл. в год, а отмена вообще всех барьеров - на 1,9 трлн. долл. ежегодно. Кроме того, при условии достижения консенсуса в повестку дня в дальнейшем могут быть включены вопросы, связанные с новыми направлениями деятельности ВТО, - взаимосвязей между торговлей и инвестициями, торговлей и конкурентной политикой, торговлей и защитой окружающей среды7.

России было бы важно определить свое отношение к доминирующим в международном экономическом обмене тенденциям и последовательно реализо-вывать внешнеэкономическую политику, обеспечивающую ей подобающее место в мире. Вполне очевидно, что темпы и качество экономического развития нашей страны не в последнюю очередь будет зависеть от того, какими окажутся ее позиции в меняющемся мировом экономическом пространстве, на континентальных и трансконтинентальных рынках.

Присоединение России к ВТО и участие в интеграционных процессах

Нынешняя внешнеэкономическая политика с точки зрения взаимодействия с ВТО, ЕС, АТЭС и СНГ требует переосмысления. Если не принимать во внимание политическую риторику, то следует констатировать отсутствие в этой

7. По тематике переговоров имеются серьезные противоречия и разногласия между развитыми странами, с одной стороны, и развивающимися - с другой. Развивающиеся страны в самом начале переговоров солидарно выступили против заключения новых соглашений, расширяющих компетенцию ВТО, потребовали улучшения в свою пользу баланса интересов при реализации соглашений по сельскому хозяйству и текстилю и одежде, а также облегчения доступа на рынки товаров из своих стран. Решать вопросы, поставленные развивающимся миром, развитые страны оказались не готовы. Это дало себя знать в ходе последней министерской конференции ВТО в Канкуне (Мексика) в сентябре 2003 г., завершившейся по существу безрезультатно.

политике стратегического стержня и расплывчатость целей, вытекающие из недостаточного учета закономерностей и особенностей процессов глобализации и международного интегрирования. С одной стороны, на переговорах о присоединении к ВТО Россия отстаивает право на применение сравнительно высоких импортных тарифов по ряду чувствительных товарных позиций, ограничение допуска иностранных фирм на рынки услуг, поддержку и субсидирование сельского хозяйства, По существу проводится линия на сохранение определенного уровня протекционистской защиты. С другой стороны, идя в направлении создания зон свободной торговли со странами СНГ и ЕС, а в перспективе и с АТЭС, наша страна ведет дело к снятию тарифных и нетарифных барьеров на пути перемещения товаров и услуг почти с 60 странами мира, на которые приходится около 4/5 российского внешнеторгового оборота.

Иными словами, предпринимается попытка одновременного продвижения по пути умеренного протекционизма и масштабной либерализации торгово-политического режима для всех основных партнеров, создающей предпосылки для интегрирования с ними. В случае реализации заявленных интеграционных намерений Россия может получить возможность свободно оперировать на гигантском рынке, охватывающем примерно половину населения планеты. Естественно, что при этом ей придется полностью открыть свой внутренний рынок для стран-партнеров, что может привести к серьезным экономическим осложнениям, несоизмеримым с последствиями присоединения к ВТО. При этом в отношениях с Россией в проигрыше окажется основной массив развивающихся стран - латиноамериканские и африканские страны, страны Ближнего Востока, Индия и некоторые другие страны Азии.

В российском обществе продолжается дискуссия о наиболее приемлемых для России условиях присоединения, дальнейшей тактике и организации переговоров. В ней наряду с конструктивными предложениями все еще высказываются точки зрения, отражающие как завышенные ожидания, так и чрезмерную драматизацию последствий вхождения в ВТО8.

В принципиальном плане - признании необходимости присоединения к ВТО - власть, общественные и предпринимательские круги ныне занимают

8. Реальные и мнимые позитивные и негативные последствия присоединения к ВТО подробно рассмотрены в целом ряде исследований, опубликованных в 2001-2004 гг. См., например, Россия на пути в ВТО: Отраслевой анализ. Под ред. И.С.Королева; Ливен-цев Н.Н., Лисоволик Я. Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО; Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО. РАН - Национальный инвестиционный совет; Проблемы и перспективы присоединения России к ВТО. Под общей ред. С.И.Долгова; Спартак А.Н. Россия в международном разделении труда. Выбор конкурентоспособной стратегии и др.

солидарную позицию, но в отношении многих вопросов, которые надо решить до присоединения и в течение нескольких последующих после него лет, общий подход пока не выработан. Это относится, в первую очередь, к определению круга отраслей и производств, на которые должны распространяться временные защитные меры на внутреннем и внешнем рынках, конкретным механизмам и уровням такой защиты. Нет полной ясности с созданием общенациональной системы внешнеэкономической информации, ориентирующей отечественный бизнес в нормах и правилах ВТО, с подготовкой кадров специалистов, владеющих тематикой многостороннего регулирования мировой торговли.

По нашему мнению, в иерархии целей внешнеэкономической политики страны на ближайший период верхнюю ступень должно занимать присоединение к ВТО, условия которого определят общий режим экономического взаимодействия со всеми государствами мира, зафиксируют оптимальный уровень защиты отечественных рынков и продолжительность переходного периода -срока, в течение которого Россия обязуется снизить уровень такой защиты. Участие в ВТО, вопреки расхожим представлениям, не требует от нашей страны полного и безоговорочного таможенного разоружения. По оценке РАН и Национального инвестиционного совета, народному хозяйству не грозят сколь -ко-нибудь значительные негативные последствия в результате ожидаемого связывания импортных пошлин на сравнительно низком уровне: динамика ВВП может сократиться максимум один процентный пункт. Расширение допуска иностранных фирм на отечественные рынки товаров и услуг обострит конкуренцию, но к захвату подавляющей части рынков не приведет.

Вступление в ВТО должно стать важным шагом по пути укрепления рыночных отношений и формирования конкурентной среды в России, полноправного включения ее в систему международного экономического обмена, совершенствования хозяйственного законодательства и сближения его норм с правовой практикой других стран. Выигрыш России от вступления в ВТО будет тем весомее, чем последовательнее и эффективнее будет проводиться политика реформирования экономики. Особенно важным в этом плане представляется формирование полноценных рынков факторов производства - производственных ресурсов, земли, труда и капитала, сопровождаемое созданием систем кредитования, страхования, лизинга, внедрения инноваций. Все это - необходимые условия для проведения структурной перестройки экономики и адаптации народного хозяйства, его институтов и субъектов к деятельности в условиях дальнейшего открытия рынка и усиления конкуренции.

Вопрос о сроке присоединения России к ВТО остается открытым. России, видимо, придется корректировать нынешние предложения по уровню защиты своих рынков уже применительно к инициативам ВТО по дальнейшей либерализации внешнеэкономического оборота в рамках «Раунда тысячелетия».

Приступать в отношениях с отдельными группами стран к ликвидации тарифных и нетарифных барьеров на пути движения товаров, услуг и капиталов, т.е. начать продвижение к региональному интегрированию, можно было бы по мере роста готовности нашего предпринимательства к конкурентной борьбе. Иными словами, переходу к полному открытию внутреннего рынка для компаний определенных регионов должен предшествовать этап регулирования уровня иностранной конкуренции с помощью тарифных и нетарифных инструментов в соответствии с обязательствами, которые будут приняты нашей страной при присоединении к ВТО. При определении целесообразности участия нашей страны в интеграционных процессах следовало бы также учитывать готовность и степень заинтересованности потенциальных стран-партнеров в том или ином варианте интеграции.

Формами интегрирования являются различные межгосударственные объединения - зоны свободной торговли, таможенные, валютные и экономические союзы. На наш взгляд, наиболее реальным путем регионального интегрирования России с другими странами в ближайшие годы может стать в основном наиболее мягкая его форма - зона свободной торговли. Само собой, последствия перехода к режиму свободной торговли должны быть достаточно достоверно спрогнозированы как с точки зрения расширения притока импортных товаров и услуг на российский рынок, так и в плане уменьшения таможенных доходов бюджета, за счет которых в настоящее время осуществляется финансирование реального сектора и социальных программ.

В этой связи следовало бы определиться с возможными сроками и этапами смягчения торгово-политического режима в отношении стран ЕС, АТЭС и части стран СНГ с учетом того, что первоначальный уровень таможенных и технических барьеров для входа компаний этих стран на российский рынок будет задан обязательствами, которые Россия примет на себя при присоединении к ВТО.

Россия, как единственная в мире трансконтинентальная держава, отнюдь не стоит перед выбором, как считают многие экономисты-международники, основного или преимущественного вектора в географической ориентации своих внешнеэкономических связей как по геополитическим, так и геоэкономическим соображениям. Формула приоритетов во внешней политике с усилением процессов глобализации и регионализации приобретает все более гибкие черты, не подчиняясь узкому набору критериев. И действительно, какой выбор в пользу того или иного варианта должна сделать Россия, если она, во-первых, сохраняет свое место ведущего экономического и политического компонента на постсоветском пространстве и ей никуда от своей исторически определенной роли не уйти; если она, во-вторых, будучи частью Европы, многие столетия оказывала существенное влияние на общеевропейский процесс развития и сегодня, не вписыва-

ясь по своим масштабам в нормальное членство в составе ЕС, активно сотрудничает и с ним, и с его членами на взаимосогласованных основах; если она, в-третьих, как один из крупнейших по территории и природным ресурсам партнер в Азиатско-Тихоокеанском регионе активно проявляет заинтересованность в участии в существующих и нарождающихся интеграционных объединениях различных форматов в этой части мира? Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, в общих чертах на сегодня относительно ясен.

У России, на наш взгляд, нет необходимости в форсированной интеграции сразу на всех региональных направлениях: в отношениях с ЕС и АТЭС она не имеет пока даже формальных обязательств по формированию зон свободной торговли.

Отдельные отечественные политики и специалисты считают, что поскольку страны объединенной Европы занимают ведущие позиции во внешнеэкономических связях России, а Россия и ЕС на саммите 2001 г. выразили намерение двигаться в направлении формирования ОЕЭП, то это означает только одно: в геополитическом векторе развития России европейский азимут явно обозначен в качестве приоритета. Поэтому они пытаются реанимировать преданные было забвению планы включения России в объединенную Европу. Признавая на словах, что идея формирования общего экономического пространства не предполагает вступления РФ в Европейский союз, они, тем не менее, убеждены в том, что стратегия отношений с ЕС должна заключаться в последовательном создании зоны свободной торговли, таможенного союза, экономического и валютного союза. Фактически такая стратегия нацелена на присоединение России к единой Европе в качестве ассоциированного члена. Некоторые зарубежные исследователи также связывают перспективы стабильного экономического развития России с ее вхождением в европейскую валютную систему. Им вторят и высокопоставленные зарубежные государственные деятели, которые публично заявляют о возможности интеграции нашей страны в большую Европу.

На наш взгляд, позиция России в данном вопросе является достаточно определенной. Она изложена в «Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (20002010 годы)», которая одобрена Президентом России9 . В соответствии с этим документом партнерство с ЕС намечается строить на базе договорных отношений, главным образом на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, вступившего в силу в 1997 г. В Стратегии подчеркивается, что ее задачей не является присоединение или ассоциация России с ЕС. Пересматривать эту по-

9. Иванов И. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. М.: РОССПЭН, 2001. - С. 170-184.

зицию вряд ли оправданно. Но, конечно, речь может идти об использовании в полной мере положений имеющегося соглашения о партнерстве и сотрудничестве, а также об изучении возможностей продвижения в зоне свободной торговли после вступления России в ВТО.

Практика последнего времени показывает, что ЕС неохотно идет на открытие своих рынков перед российскими производителями, опасаясь конкуренции с их стороны. После принятия ЕС решения о предоставлении России статуса страны с рыночной экономикой, в регламенты Евросоюза, относящиеся к подобным странам, перенесены положения, которые закреплены в регламентах, касающихся нерыночных экономик. В частности, устанавливается, что при проведении антидемпинговых расследований могут использоваться «суррогатные» цены (цены третьих стран) и мировые цены, если подразумевается, что отечественная цена товара искусственно занижена, обмен товаром в стране в значительной части осуществляется по бартеру или в процессе его переработки имеют место некоммерческие расчеты. Указывается, что антидемпинговые санкции, которые обычно вводятся в отношении отдельных предприятий, могут применяться и в отношении страны в целом. Хотя в этих нововведениях в регламенты Россия прямо не упоминается, адресат их очевиден. В связи с регулированием цен на товары и услуги естественных монополий и сохранением бартерного обмена в нашей стране под дискриминационные положения регламентов могут подпадать фактически все российские предприятия-экспортеры.

Регион АТЭС для России, особенно ее Дальнего Востока, представляется весьма перспективным. Хотя межрегиональные пропорции отечественной внешней торговли в ближайшие годы вряд ли изменятся в его пользу, тем не менее, структура связей со странами АТЭС, и, прежде всего со странами СевероВосточной Азии, а также с Аляской и Канадским севером может претерпеть существенные прогрессивные преобразования. Об этом свидетельствуют потенциальные возможности российского Дальнего Востока и постоянно действующие факторы взаимодополняемости национальных хозяйственных комплексов в этом регионе.

Вступив в 1998 г. в АТЭС, Россия получила важный шанс укрепить свою роль в этом регионе, заметно расширить свои внешнеэкономические связи, в первую очередь в интересах ускоренного развития дальневосточных и сибирских районов страны, более активно подключиться к глобальным экономическим процессам. К настоящему времени на долю АТЭС приходится 47% мировой торговли, причем объемы внутрирегиональной торговли превышают 70% внешнеторгового оборота стран-участниц. В российском товарообороте на страны АТЭС стабильно падает 15-16%. Россия имеет соглашения о торговле, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования, с 13 государствами региона, что подразумевает распространение на Рос-

сию проводимого этими странами в рамках ВТО снижения таможенных пошлин. В свою очередь, Россия в соответствии с Общей системой преференций ЮНКТАД предоставляет тарифные льготы всем развивающимся странам АТЭС и получает некоторые тарифные льготы от США и Канады. Накопленные инвестиции из стран региона в российскую экономику составляют 24,5% от общего объема иностранных вложений, в том числе ПИИ - почти 40%.

В ходе последних саммитов АТЭС Россия предложила ряд новых перспективных направлений экономического сотрудничества в АТР, в том числе в сфере энергетики и энергоснабжения ряда азиатских стран, в сфере транспорта, охраны морских ресурсов, а также в области высоких технологий.

Сотрудничество в рамках АТЭС для России представляется весьма полезным, так как пока нет иных коллективных институтов в этой части мирового хозяйства, где можно было бы осуществлять продвижение своих торгово-экономических интересов, в том числе связанных с развитием Дальнего Востока и Сибири, поддержкой инициатив российских деловых кругов на товарных и инвестиционных рынках АТР.

В перспективе в АТР ставится задача формирования Восточно-азиатского общего рынка (ВАОР). Ряд российских ученых склоняется к тому, чтобы ориентировать наш Дальний Восток на будущую интеграцию в качестве составной части ВАОР. Это предложение требует детального обсуждения с точки зрения выполнения дальневосточным регионом своих финансовых обязательств перед федеральным бюджетом. Но то, что это послужит делу оживления экономической конъюнктуры в дальневосточных и сибирских краях и областях, - несомненно, ибо наши ближайшие соседи по АТР - Китай, Япония, оба корейских государства, Аляска и Западная Канада вполне способны стать потенциальными участниками этого рынка. Имеются также оценки, показывающие, что вклад российского Дальнего Востока в ВАОР может носить не только топливно-сырьевой, но и инновационный характер.

В регионе СНГ после распада СССР Россия и другие страны постсоветского пространства, за исключением стран Балтии, столкнулись с непростой задачей, заявленной в учредительных документах Содружества, - сохранить сложившиеся экономические и научно-технические связи, несмотря на государственное размежевание. К сожалению, стремление к самостоятельности (не путать с независимостью), характерное для руководства многих постсоветских стран начального периода, и не в последнюю очередь России, зачастую сводило на нет предпринимавшиеся на ранних стадиях усилия отраслевых и региональных структур, тесно взаимодействовавших ранее хозяйствующих субъектов . А ведь в новом интеграционном процессе в этой части мира наибольшая ответственность лежит именно на России - историческом ядре постсоветского пространства, - принявшей на себя наследие большинства обязательств СССР

перед остальным миром и вынужденной исходя из своих масштабов, экономического и оборонного потенциала, веса в мировой политике поддерживать своим авторитетом стабильность в Евразии.

После десяти лет стагнации и даже свертывания взаимных связей СНГ как международная организация все больше превращается в консультативный политический форум, где главы государств обсуждают наиболее острые вопросы взаимодействия в военно-политической и экономической сферах. В то же время на пространстве СНГ как совокупности независимых государств за последние годы сформировался ряд субрегиональных организаций «по интересам», с той или иной степенью глубины решающих конкретные задачи взаимного экономического и научно-технического сотрудничества между членами этих группировок. Среди них Союзное государство России и Белоруссии, внутри которого достигнута высокая степень унификации инструментов хозяйственной политики, проводится единая научно-техническая и промышленная политика, восстановлены и расширены связи в области производственной кооперации. Далее это Евразийское экономическое сообщество пяти стран (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), в основу которого положено единое таможенное и валютно-финансовое пространство, а также координация национальных мер, связанных с присоединением членов ЕврАзЭС к ВТО. Принятые решения являются обязательными для выполнения. Два других образования -это Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) в составе Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, а с 2004 г. и России претерпевшее ряд трансформаций и перешедшее на ограниченный круг взаимодействия по согласованию региональных энергетических, водохозяйственных и транспортных вопросов, и ГУУАМ, названное по первым буквам стран-участниц - Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии, созданное при поддержке США и сосредоточившее свои усилия прежде всего на разработке совместных транс-портно-энергетических проектов.

В начале 2003 г. мы стали свидетелями новой инициативы - шагов по созданию в рамках Организации региональной интеграции (ОРИ), учреждаемой Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной, Единого экономического пространства (ЕЭП) в качестве своего рода моста между СНГ и ЕС. Учредители ОРИ олицетворяют в совокупности 94% ВВП и 8 8% товарооборота всех стран СНГ и поэтому от их позиции в значительной степени зависит судьба постсоветского экономического, да и политического пространства. Важно, что участники нового интеграционного образования СНГ заявляют о готовности идти на создание наднациональных структур в области регулирования ряда направлений экономической политики.

Расслоение СНГ на субрегиональные группировки различного типа еще не означает целесообразности отказа от попыток сформировать на постсоветском

пространстве один из центров экономической силы со своим рынком в 300 млн. потребителей, а с учетом зоны притяжения, возможно, и большим. При этом вопрос не стоит ультимативно: или-или, как это зачастую формулируют крайние сторонники западноевропейской или евразийской ориентации. Необходимо использовать все полезные элементы процесса глобализации для построения долговременной системы переходной экономики. Эти элементы должны учитывать как внутринациональные ориентиры (в данном случае - удвоение ВВП за десять лет и достижение через 15 лет нынешнего нижнего предела уровня жизни в европейских странах), так и опираться на ориентиры более активного включения России в международное разделение труда на основе развития высоких технологий. Речь идет о формировании нового стержня интеграции стран СНГ, основанного на инновациях и отвечающего вызовам глобализации.

Смысл этой работы состоит в том, чтобы не возвращаться на путь реинтеграции через восстановление прежних производственно-технических связей, которые во многом уже утрачены и базировались на уже устаревших технологиях, а создавать их на новой, рыночной основе путем формирования крупных транснациональных корпораций в обрабатывающей промышленности. Они, опираясь на новые технологические уклады, были бы способны конкурировать с зарубежными фирмами, а некоторые - даже определять новейшие направления спроса и предложения на мировом рынке10.

Понятно, что на сегодня и ближайшую перспективу проблема сохранения СНГ как международного сообщества 12 стран - это прежде всего политическая проблема. Геополитические интересы России в СНГ - это сохранение постсоюзного пространства как зоны интересов России, реализуемых путем обеспечения национальной безопасности, сферы притяжения и активного использования российской культурной диаспоры. Для других стран СНГ эти интересы определяются, хотя и в разной степени, военной безопасностью и балансом политической независимости, общностью культурно-исторических ценностей, особенно связанных с новейшей историей.

В то же время нельзя сбрасывать со счетов возрастание геоэкономических интересов России на этом пространстве, которые будут определяться не только потенциально обширным рынком, установившимися за долгие годы техническими и потребительскими стандартами, сложившейся однотипной технической инфраструктурой, но и все большим осознанием того, что с нами будут считаться другие интеграционные группировки лишь в том случае, если мы из

10. Более подробно см.: Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития. М. «Наука», 2003. С. 98-8125; Экономические стратегии стран СНГ и Россия. М. Изд. РУДН, 2003.

достаточно разрозненных аутсайдеров мировой экономики превратимся в ее однородную ощутимую составляющую со своими сравнительными преимуществами и собственными нишами в глобальном инновационном процессе.

Поэтапное продвижение от умеренного протекционизма к региональному интегрированию позволит России оперировать на всех ярусах мирового экономического пространства. На первом из них, где будут взаимодействовать страны, не входящие в интеграционные группировки, она будет поддерживать торгово-экономические отношения главным образом со странами Африки и некоторыми странами Латинской Америки. На втором ярусе этого пространства, сосредоточивающем взаимодействие внутри относительно небольших интеграционных группировок, Россия может быть представлена в случае успеха в создании зоны свободной торговли «четверки» наиболее экономически развитых стран СНГ. На третий ярус она может выйти путем включения в азиатско-тихоокеанский торгово-экономический суперблок. Двигаясь по такой траектории, Россия попадет и на четвертый ярус этого пространства - ярус взаимодействия трех формирующихся центров экономической мощи. В результате она сможет влиять на модификацию механизмов регулирования международного экономического оборота не только как рядовой член ВТО, но и как участник влиятельного интеграционного объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.