Научная статья на тему 'ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ'

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1324
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / ФРИТРЕДЕРСТВО И ПРОТЕКЦИОНИЗМ / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ИМПОРТНЫЕ / ЭКСПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раджабова Залпа Камаловна, Хидирова Саида Закировна, Гюльмагомедова Гюльзар Ахмедулаховна

Статья посвящена внешнеэкономической политике - политика государства по регулированию всех форм внешнеэкономических связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движение валюты и др. Основой внешнеэкономической политики страны является ее законодательная база. Основополагающие документы по этому вопросу в России были приняты в 90-е годы ХХ столетия. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России занимает одно из главных мест во внешнеэкономической политики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Раджабова Залпа Камаловна, Хидирова Саида Закировна, Гюльмагомедова Гюльзар Ахмедулаховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN ECONOMIC POLICY OF RUSSIA AND THE MAIN STAGES OF ITS DEVELOPMENT

The article is devoted to foreign economic policy - the policy of the state to regulate all forms of foreign economic relations, which determines the mode of their implementation, including the export and import of goods, services, capital, labor, currency movement, etc. The basis of the country’s foreign economic policy is its legislative framework. The fundamental documents on this issue in Russia were adopted in the 90s of the twentieth century. State regulation of Russia’s foreign economic activity occupies one of the main places in Russia’s foreign economic policy.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ»

Внешнеэкономическая политика России и основные этапы ее развития

Раджабова Залпа Камаловна,

д.э.н., проф. кафедры мировой и региональной экономики Дагестанского государственного университета E-mail: filek08@rambler.ru

Хидирова Саида Закировна,

старший преподаватель кафедры мировой и региональной экономики Дагестанского государственного университета

Гюльмагомедова Гюльзар Ахмедулаховна,

к.э.н., доцент кафедры финансы и кредит Дагестанского государственного университета

Статья посвящена внешнеэкономической политике - политика государства по регулированию всех форм внешнеэкономических связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движение валюты и др. Основой внешнеэкономической политики страны является ее законодательная база. Основополагающие документы по этому вопросу в России были приняты в 90-е годы ХХ столетия. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России занимает одно из главных мест во внешнеэкономической политики России.

Ключевые слова: Внешнеэкономическая политика, внешнеэкономические связи, геополитическое положение, законодательная база, фритредерство и протекционизм, таможенный тариф, импортные, экспортные пошлины.

со

U

со

см

см

со

Z

138

Современное мировое хозяйство представляет собой динамический мир, где взаимосвязи ассиметрич-ны. Внешнеэкономические связи представляют собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Отсюда вытекает традиционно активное государственное регулирование внешнеэкономических связей. Оно определяется государственной внешнеэкономической политикой. Важнейшими направлениями государственного регулирования внешнеэкономических связей страны является экспортно-импортное регулирование, а также правовые формы осуществления внешнеэкономических операций.

Кардинальное изменение геополитического положения России после распада СССР существенно повысили роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Внешнеэкономическими стали для России хозяйственные и торговые связи не только с дальним, но и с ближним зарубежьем. В результате зависимость России от внешних рынков более чем удвоилась. России необходима была четкая законодательная база, которая смогла бы регулировать все экономическую деятельность страны. И спустя десятилетия она появилась в Российской Федерации. Это и федеральные законы, и кодексы, и соглашения, и сформулированная налоговая база и др.

В настоящее время реформирование системы государственного управления Российской Федерации охватывает все сферы, в том числе и внешнеэкономические связи. Регулирование ВЭС позволяет обеспечить условия для нормального функционирования общества, живущего по нормативно-правовым актам, а также интеграцию России в мировое экономическое пространство. Внешнеэкономическая политика (ВЭП) - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей (ВЭС) и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими ВЭП являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика. Кроме того, ВЭП решает и задачи географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны. Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.

Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики с целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Макроэкономическая политика подразделяется на: фискальную политику; монетарную политику; политику зарплата - цены и внешнеэкономическую политику.

Основная цель внешнеэкономической политики -обеспечить благосостояние людей, жизнеспособное развитие личности, общества, государства в контек-

сте разнообразности и единства внутренних и внешних условий, которые выдвигают параметры адаптации построения внешнеэкономической политики к изменяющимся закономерностям системы международных отношений.

Внешнеэкономическая политика вырабатывается государствами и их интеграционными союзами, и объединениями, и в соответствии с ее целями используют те или иные рычаги контроля за торговлей и воздействия на ее развитие. Хотя под влиянием процессов либерализации и глобализации компетенция государств в регулировании внешнеэкономических связей ограничивается, тем не менее в их руках еще сохраняются важные властные функции, способные стимулировать или ограничивать экспорт и импорт как товаров и услуг, так и капиталов, направлять их потоки и менять товарную структуру в соответствии с национальными интересами [3].

В промышленно развитых странах сложился механизм государственного регулирования внешнеэкономической политики, который осуществляется с помощью ряда средств, контролирующих и стимулирующих внешнюю торговлю. К ним в первую очередь относятся таможенные пошлины, ограничения ввоза и вывоза определенных товаров путем установления соответствующих количественных или стоимостных лимитов (континген-тов), валютные ограничения, меры по регулированию валютного курса и различного рода обязательные правила совершения торговых и других сделок с зарубежными партнерами [5].

Во внешнеэкономической политике идет постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: политика свободной торговли - фритредерство и протекционизм, т.е. политика, ограничивающая объем торговли в целях защиты местных производителей от экспансии иностранных конкурентов [2].

В наши дни фритредерство выступает в новом обли-чии - либерализации торговли, предполагающие устранение таможенных и всех других препятствий перемещения между странами товаров, и капиталов. Это отвечает интересам промышленно развитых государств, обладающих конкурентными преимуществами, а также стран, ориентирующихся на экспортную экспансию как главный источник своего экономического роста.

С другой стороны, политика импортозамещающего индустриального развития, проводимая сегодня рядом государств, стремящихся преодолеть экономическое отставание, обычно предполагает протекционистские меры в отношении импорта и поощрительные - в отношении экспорта. Например, Аргентина и Австралия проводили индустриализацию, придерживаясь этого курса и ставя преграды на пути ввоза промышленных товаров.

Протекционистские ограничения могут существовать в виде [2]:

• импортных пошлин (тарифов) - акцизных налогов на импортируемый товар. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте. Таможенный тариф применяется на национальном уровне.

Импортные пошлины являются примером экономических ограничений, когда ввоз товаров не запрещается, но за каждую единицу ввозимого товара нужно платить. Иногда пошлина может превышать стоимость ввозимого товара;

• нетарифных барьеров, которые являются более ограничивающими методами, чем тарифы. Это уже пример административных ограничений - прямых мер воздействия, предусматривающих запреты. Виды нетарифных барьеров:

- экспортно-импортные квоты - установление количественных ограничений на объемы экспорта и импорта;

- лицензирование экспорта и импорта, подразумевающее специальное разрешение от государственных органов на ввоз или вывоз товаров, свободный ввоз или вывоз которых не допускается. Государство, через специально уполномоченное

ведомство выдает разрешение на внешнюю торговлю определенным товарам, которые включены в списки лицензируемых по экспорту и импорту:

- автоматическая лицензия - разрешение на беспрепятственный вывоз (ввоз) товара в течение определенного периода времени;

- неавтоматическая лицензия - разовый ввоз(вывоз) товара.

Западные страны активно используют такой нетарифный механизм регулирования импорта:

- антидемпинговые пошлины - при импорте товаров по ценам ниже предполагаемых издержек на их производство;

- компенсационные пошлины - когда установлено, что экспортер товара получил государственную субсидию на его производство.

Понятно, что оба названных подхода нередко уживаются друг с другом. Как либерализация, так и протекционизм носят избирательный характер, и можно говорить лишь о преобладании первого или второго.

В XX веке, особенно в его второй половине, происходило неуклонное снижение общего уровня таможенного обложения. Начиная с 1947 года, когда основные индустриальные государства Запада подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), тарифные барьеры между ними поэтапно снижались в результате нескольких раундов многосторонних переговоров. Если в 1940 году средний уровень взимаемых пошлин в группе индустриальных государств составлял 40% от стоимости облагаемого импорта, то к концу века он опустился до 3% [1].

В странах, где проблемой является не перепроизводство, а дефицит, государство проводит протекционистскую политику «с обратным знаком», когда с помощью тех же пошлин и квот ограничивается не импорт, а экспорт. Политика же свободной торговли будет представлять собой комплекс соглашений (обязательно двусторонних) по смягчению ограничений внешнеэкономической деятельности между договаривающимися странами. К примеру, международные соглашения, регулирующие эту сферу отношений, не разрешают применять количественные ограничения экспорта - импорта, т.е. квотирование и лицензирование.

Каждая страна решает внешнеэкономические задачи в соответствии с конкретно-историческими условиями своего развития. Например, США, на протяжении нескольких десятков лет занимавшие ведущее положение в мировом хозяйстве, сейчас ведут борьбу за сохранение своих позиций: поощряется ввоз наукоемких товаров производственного назначения; стимулируется приток иностранных капиталов, которые используются главным образом для оплаты технической модернизации экономики. Решающую роль во внешнеэкономических связях страны играют транснациональные корпорации, имеющие во всем мире сеть предприятий, объединенных кооперационными связями. Американское правительство в последние годы очень интенсивно поддерживает внешнеэкономическую деятельность малых и средних предприятий [2].

Япония, в силу крайней бедности природными ресурсами, традиционно ориентируется на импорт необ-

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

со

I_

и

см со

ходимых топливных и сырьевых материалов. Ее успехи в экономии всех видов ресурсов позволили сократить традиционный импорт, а «сэкономленные» платежи экспортировать как капитал для увеличения производства готовой продукции за рубежом. Конкурентоспособность Японии возросла, и в последние годы она занимает по этому показателю одно из ведущих мест в мире.

В Российской Федерации внешнеэкономическая политика отождествляется с инвестиционной и торговой политикой. В соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» торговая политика определяется как составная часть экономической политики государства. Основная цель торговой политики РФ -создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг, что во внешней торговле невозможно без либерализации валютного законодательства, но при этом необходимо учитывать государственные интересы. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью возможно в целях поддержания равновесия платежного баланса страны и защиты внешнего финансового положения. Правительство РФ может применять меры ограничения внешней торговли в случаях серьезного сокращения валютных резервов, а также для достижения разумного темпа увеличения валютных резервов.

Валютная политика - составная часть экономической и внешнеэкономической политики государства, представляющая линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции. Валютная политика страны проводится ее правительством, центральным банком, центральными финансовыми органами.

Важнейшей задачей государственного регулирования становится усиление международной конкурентоспособности «своих» предпринимателей; с этой целью национальное государство не только проводит мероприятия в области внешнеэкономических связей, но и принимает меры по форсированию накопления капитала, стимулированию технического совершенствования производства, формированию новых отраслей и видов производств. В эпоху НТР огромную роль в повышении национальной конкурентоспособности играет финансирование государством научных исследований, мероприятий по их внедрению в производство [5].

Основой внешнеэкономической политики (ВЭП) страны является ее законодательная база, т.е. система законодательных актов, определяющих правила осуществления внешнеэкономической деятельности. Основополагающие документы по этому вопросу в России были приняты в 90-е годы ХХ столетия.

Распад Советского Союза (1991) и образование на его территории большой группы суверенных государств поставили перед Россией актуальную задачу создания современной системы регулирования внешнеэкономических связей. Дело в том, что в течение более чем 70 лет все экономические контакты СССР с зарубежными странами осуществлялись на основе государственной монополии, т.е. на основе административных, внеэкономических методов, которые не подразумевали использование рыночных рычагов регулирования внешнеэкономической деятельности [3].

В существовавших в то время условиях число участников ВЭС не превышало нескольких десятков (экспортно-импортные объединения Министерства внешней торговли и Государственного комитета по внешнеэкономическим связям), а управление ими осуществлялось из единого центра на базе государственного экспортно-

импортного плана. Это обусловливало незаинтересованность непосредственных производителей в экспорте, а выделявшиеся на импорт валютные средства часто расходовались нерационально.

Первым этапом и серьезным шагом на пути создания новой системы регулирования внешнеэкономической деятельность в России стал Указ Президента России «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» (ноябрь 1991 г.). В соответствии с этим правовым актом всем предприятиям независимо от форм собственности было предоставлено право участия во внешнеэкономических связях.

На втором этапе в течение 1991-1999 гг. был принят целый ряд законодательных актов, призванных создать систему регулирования внешнеэкономических связей России. Федеральным Собранием РФ были приняты Таможенный кодекс РФ (1993), законы «О таможенном тарифе» (1993), «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992), «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (1991); «О налоге на добавленную стоимость» (1991), «Об акцизах» (1991); федеральные законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (1995), «О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении торговли товарами» (1998), «Об экспортном контроле» (1999) и ряд других [4].

На третьем этапе в результате проведенной Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ работы в течение 2003 г. были приняты новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации, федеральные законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О валютном регулировании и валютном контроле». До этого (в 1999 г.) была принята новая редакция Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [4].

Характеризуя сегодняшнее состояние внешнеэкономической политики Российской Федерации, необходимо отметить, что важнейшей составной частью ВЭС современной России является внешнеторговая деятельность (ВТД). В этой связи особо важную роль играет Федеральный закон от 08 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (вступил в силу в полном объеме с февраля 2004 г.), в котором изложены правила осуществления внешнеторговой деятельности, основные цели и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России [6].

К важнейшим целям государственного регулирования относят обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиту экономических и политических интересов Российской Федерации.

Значительную роль в развитии внешнеэкономических связей и ее регулировании играет проведение четко скоординированной, согласованной внешнеэкономической политики государства:

- защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров, и услуг;

- равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

- единство таможенной территории Российской Федерации;

- взаимность в отношении другого государства (группы государств);

- обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

- выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

- обеспечение обороны страны и безопасности государства;

- обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

- единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации. Внешнеэкономическая политика - политика государства по регулированию всех форм внешнеэкономических связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движение валюты и др. Основой внешнеэкономической политики страны является ее законодательная база. Основополагающие документы по этому вопросу в России были приняты в 90-е годы ХХ столетия. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России занимает одно из главных мест во внешнеэкономической политики России. Оно осуществляется двумя методами регулирования: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Эти методы очень важны, т.к. они обеспечивают наиболее благоприятные условия для развития экономики страны.

Экономика открытого типа в России дает ей хорошие возможности для интеграции в мировую. Однако, Россия не всегда «правильно и точно» выбирает себе партнеров ВЭС для развития. До спецоперации февраль 2022 г. наша страна концентрировалась в основном на Европе. Это, на наш взгляд, не совсем правильно, т.к. плотное сотрудничество с другими направлениями может благоприятно способствовать развитию отдаленных от центра России регионов, и тем самым, в целом, улучшая экономику страны.

На сегодняшний день Россия ценится как партнер на мировой арене. Для самой России значение внешнеэкономической сферы очень существенно. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны и поддержания благосостояния народа.

Литература

1. Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М., 2009. - 210 с.

2. Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика: учебное пособие. - М.: Экономика, 2010. -463 с.

3. Винод Т., Нэш Д. Внешнеторговая политика: опыт реформ. - М., 2009. - С. 108.

4. Жиляев К.В. Основные тенденции развития международной торговли в 90-е годы // Проблемы прогнозирования. 2010. № 6.

5. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общей ред. В.И. Кушли-на, Н.А. Волгина. - М.: «Экономика», 2008. - 345 с.

6. ФЗ № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8.12.2003 (ред. от 02.02.2006).

7. Вологдин, А.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник и практикум для вузов / А.А. Вологдин. 6-е изд., перераб. и доп. -Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 387 с.

FOREIGN ECONOMIC POLICY OF RUSSIA AND THE MAIN STAGES OF ITS DEVELOPMENT

Radzhabova Z.K., Hidirova S.Z., Gulmagomedova G.A.

Dagestan State University

The article is devoted to foreign economic policy - the policy of the state to regulate all forms of foreign economic relations, which determines the mode of their implementation, including the export and import of goods, services, capital, labor, currency movement, etc. The basis of the country's foreign economic policy is its legislative framework. The fundamental documents on this issue in Russia were adopted in the 90s of the twentieth century. State regulation of Russia's foreign economic activity occupies one of the main places in Russia's foreign economic policy.

Keywords: Foreign economic policy, foreign economic relations, geopolitical situation, legislative framework, free trade and protectionism, customs tariff, import and export duties.

References

1. Avdokushkin E.F. International economic relations. - M., 2009. -210 p.

2. Babin E.P., Isachenko T.M. Foreign economic policy: textbook. - M.: Economics, 2010. - 463 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Vinod T., Nash D. Foreign trade policy: the experience of reforms. - M., 2009. - S. 108.

4. Zhilyaev K.V. The main trends in the development of international trade in the 90s // Problems of Forecasting. 2010. No. 6.

5. State regulation of the market economy: Textbook for universities / Ed. IN AND. Kushlina, N.A. Volgin. - M.: «Economics», 2008. - 345 p.

6. Federal Law No. 164 «On the Fundamentals of State Regulation of Foreign Trade Activities» dated December 8, 2003 (as amended on February 2, 2006).

7. Vologdin, A.A. Legal regulation of foreign economic activity: textbook and workshop for universities / A.A. Vologdin. 6th ed., revised. and additional. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. - 387 p.

C3

о

u~

IE

0

1

-1 У

IE

u~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.