Научная статья на тему 'Внешнеэкономическая деятельность предприятий малого и среднего бизнеса Российской федерации: региональные аспекты'

Внешнеэкономическая деятельность предприятий малого и среднего бизнеса Российской федерации: региональные аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3299
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES / REGIONAL ASPECTS / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фадеева Ольга Владиславовна

В статье рассмотрены региональные аспекты внешнеэкономической деятельности предприятий малого и среднего бизнеса (МСП) в Российской Федерации. Раскрыты основные проблемы создания и функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, возможности и перспективы их выхода на внешние рынки. Отмечена необходимость усиления государственной поддержки экспортно-ориентированных малых и средних предприятий в условиях перехода России к инновационной модели развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign economic activities of small and medium enterprises in the Russian Federation: regional aspects

The article analyses regional aspects of the foreign economic activities of small and medium enterprises (SMEs) in the Russian Federation. Main challenges of starting and running small and medium enterprises as well as abilities and perspectives to explore foreign markets by SMEs are studied. The study emphasizes the role of government support for export-oriented SMEs at the time of Russian economic transformation towards innovation development model.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономическая деятельность предприятий малого и среднего бизнеса Российской федерации: региональные аспекты»

ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ

ВАК 08.00.14

о.В. Фадеева

главный специалист-эксперт Департамента имущественных отношений Минэкономразвития России

внешнеэкономическая деятельность предприятий малого и среднего бизнеса российской федерации:

региональные аспекты

По мере ослабления системы централизованного управления и планирования в сфере внешнеэкономической деятельности, ещё в рамках СССР многие российские регионы начали переориентировать свои внешнеэкономические связи на зарубежные страны. Эта тенденция продолжилась после распада СССР и начала рыночных реформ. Отказ от государственной монополии во внешней торговле и либерализация внешнеэкономических связей привели к увеличению торгового оборота со странами дальнего зарубежья и, соответственно, к его сокращению со странами бывшего социалистического содружества и странами СНГ. Объёмы экспорта и импорта увеличивались в абсолютном выражении, особенно относительно резко падающих объёмов производства. Достаточно напомнить, что только в 2008 г. России удалость достичь производственных показателей 1991 г. При этом импорт интенсивно вытеснял с внутреннего рынка отечественных товаропроизводителей - этому способствовали снижение таможенных тарифов и отмена большинства нетарифных ограничений на импорт. В свою очередь экспорт приобрёл, в основном, сырьевую направленность. Эти тенденции получили долгосрочный характер и сохраняются до настоящего времени. Таким образом, несмотря на рост абсолютных показателей внешней торговли России, её товарная и географическая структура в начале XXI века по-прежнему не соответствует целям и задачам экономической политики, призванной решить проблему перехода экономики России к инновационной модели развития.

Диверсификация экспорта и переход к инновационной модели развития являются основными

стратегическими задачами модернизации экономики России, что неоднократно подчёркивали в своих выступлениях руководители страны. Стимулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятий малого и среднего бизнеса (МСП) на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном должно способствовать достижению данной цели. Необходимо отметить, что малому и среднему бизнесу в России в последние годы уделялось значительное внимание со стороны государственных структур власти. Был принят Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Во втором разделе - «Этапы инновационного развития» Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) указано на необходимость содействия развитию малого и среднего бизнеса. Как отметил заместитель Министра экономического развития РФ Слепнев А. 30 октября 2009 г. на расширенном заседании Совета по внешнеэкономической деятельности при Минэкономразвития России в Нижнем Новгороде - приоритетными программами государства по развитию внешнеэкономической деятельности являются региональные программы, в том числе по поддержке экспортно-ориентированных малых и средних предприятий [1].

Деятельность МСП должна способствовать решению одной из основных проблем отечественной экономики - товарной и географической диверсификации экспорта и импорта, поскольку

Таблица

Количество микро- и малых предприятий в некоторых регионах России в 2009 г.

Регион Количество микро- и МП В % от общего количества в России

Москва 217,5 16,3

Московская обл. 53,7 4,0

Санкт-Петербург 126,8 9,5

ЦФО 410,1 30,7

Россия 1135,0 100

Источник: Сравнительный анализ деятельности малых предприятий г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга, Центрального федерального округа и России в целом. http://giac.ru/content/document_r.

доля топлива, сырья и полуфабрикатов в последние годы составляет более 90% экспорта Российской Федерации в страны дальнего зарубежья, и она не имеет тенденции к снижению. Импорт, в свою очередь, в настоящее время является основным сдерживающим фактором развития отечественного производства, поскольку ориентирован на насыщение потребительского рынка (примерно 40% от общего импорта России, что в несколько раз выше, чем в развитых странах).

В России для решения данной проблемы крайне необходимо активизировать деятельность МСП, так как они в начале XXI века обеспечивали только 13-17% ВВП, что в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах. Среднемировой показатель экспорта малых предприятий составляет 15-20%, в России же МСП направляют на экспорт менее 5% своей продукции [2]. Именно поэтому в начале 2009 г. Президент РФ Медведев Д.А. в интервью компании Би-Би-Си отметил: «для России важнейшая задача на будущее -двигаться по пути диверсификации экономики, поддерживать внутренний спрос, развивать малые и средние предприятия, потому как они в меньшей степени зависимы от мировой конъюнктуры» [3].

Решение данной задачи затруднено тем обстоятельством, что условия для создания и функционирования МСП, в том числе и в экспортно-ориентированных производствах, существенно различаются в регионах России. Наибольшее количество малых предприятий находится в Центральном Федеральном округе (ЦФО), как указано в таблице.

Данное положение является следствием того, что в настоящее время в наиболее благоприятном экономическом положении находятся регионы -экспортёры продукции с невысокой степенью добавленной стоимости, пользующейся устойчивым внешним спросом (нефти, газа, металлов, алмазов), а также крупные торгово-посреднические центры (Москва, мегаполисы и портовые города). В трудное положение попали регионы, в которых местные производства испытывают жёсткую конкуренцию со стороны импорта или сильно зависят

от дорогого импортного сырья (например, «текстильные» районы), а также многие градообразующие предприятия оборонно-промышленного комплекса и высокотехнологичных отраслей.

Таким образом, участие отдельных регионов России во внешнеэкономической деятельности крайне неравномерно. По данным Госкомстата РФ на долю первых пяти регионов (Иркутская обл., Ханты-Мансийский АО, Самарская и Челябинская обл., Красноярский край) приходилось в начале XXI века до 30% всего экспорта, 11 регионов давали свыше 50%, другую половину - остальные субъекты федерации. Позиции восточных регионов России на мировом рынке и в настоящее время определяются, в основном, экспортом сырья и энергоносителей. Доля Сибири в экспорте природного газа составляет почти 100%, нефти и алюминия - более 80%, меди - свыше 70%. Велика доля в экспортных поставках страны угля, никеля, продукции нефтеперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, азотных удобрений, нефтепродуктов. Однако экстенсивные факторы наращивания экспорта углеводородного сырья практически исчерпаны, что не может не отразиться на стоимостном объёме сибирского экспорта, что, в свою очередь, создаёт благоприятную основу для активизации МСП.

Вместе с тем, активизации внешнеэкономической деятельности МСП препятствует значительная региональная асимметрия не только в экономической, но и в социальной сфере, которая постоянно увеличивается. Так, по уровню бедности населения в 2008 г. различие составляло от 3,1 до 55,6% бедных, то есть более чем в 18 раз. Официальный уровень бедности, рассчитанный по доходам, показывает разброс от 7 до 87% - различие почти в 12 раз. По состоянию на 1 января 2009 г. общая численность безработных в процентах к экономически активному населению в субъектах РФ колебалась от 0,9% в Москве, до 55% в Ингушетии. Наблюдается также и постоянное увеличение разрыва валового регионального продукта (ВРП) на душу населения между субъектами РФ. Выделяются только два субъекта Российской Фе-

ВЕСТНИК ФА ♦ 4'2010

дерации с наиболее высоким ВРП на душу населения: Москва и Тюменская область. Минимальное и максимальное значения ВРП на душу населения в субъектах Российской Федерации различались в 2004 г. в 73 раза, в 2006 г. - в 117 раз, в 2008 г. -в 272 раза [4]. В этих условиях именно МСП способны обеспечить занятость широких слоёв населения и, тем самым, социально-экономическую стабильность в регионах.

Кроме отмеченных обстоятельств, препятствуют активизации ВЭД МСП условия вступления России в ВТО, выдвигаемые развитыми странами, которые, на наш взгляд, не в полной мере учитывают региональные особенности российской экономики, её географическую специфику, что в будущем может негативно отразиться на ВЭД МСП. Особенно это относится к отдельным видам наукоёмкой продукции, в частности, к автомобилям. В восточных регионах страны, покупающих исключительно японские или корейские машины, повышенный импортный тариф только удорожает покупки и ограничивает покупательский спрос на другие товары, но никак не защищает отечественных производителей. Вместе с тем, попытки ограничить ввоз подержанных иномарок из Японии в Россию поставили под вопрос перспективы внешнеэкономической деятельности МСП в данной сфере. В июне 2009 г. после заседания Правительственной комиссии по техническому регулированию первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил: «Могу сказать совершенно определённо, что административных ограничений мы не планируем. Запреты на эксплуатацию средств с правым рулём в РФ введены не будут». После чего добавил: «В целом мы понимаем, что в странах с правым рулём, таких как Япония, Австралия и Великобритания, нет ограничения административного характера на ввоз и эксплуатацию автомобилей с левым рулём, мы будем придерживаться аналогичных требований» [5]. Таким образом, Правительство России в настоящее время стремится обойтись без административных запретов, а переориентировать деятельность МСП в этом регионе на отечественный автопром, что во многом зависит, по мнению автора, от региональных властей. Между тем, как указано в отчёте общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» за 2008 г. - «региональные программы поддержки предпринимательства, как свидетельствуют предприниматели, работают не так хорошо как задумывалось» [6].

Необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что экономика России является более открытой, чем экономики многих развитых стран, поэтому руководство страны и российский бизнес, в том числе и МСП, должны проводить более активную

внешнеэкономическую политику. Этому в настоящее время препятствует отсутствие членства России в ВТО, поскольку, как указывалось выше, условия вступления России в данную организацию не учитывают в полной мере её экономические интересы. Президент Д.А. Медведев на саммите России и ЕС в Ростове-на-Дону (31 мая - 1 июня 2010 г.) так определил позицию России в данном вопросе: «Мне кажется, что всем, в том числе, и американским партнерам пора бы определиться, что членство России в ВТО - это не морковка, которую нам все время предлагают в качестве такого приза за хорошее поведение. А это просто необходимость для того, чтобы Россия была полноценным, интегральным участником в международных экономических процессах. Я не буду называть ряд стран, которые вступили в ВТО, и которые по степени вовлеченности в международную экономическую жизнь и современности правил отстоят от России на десятилетия» [7].

Таким образом, внешнеэкономические интересы России не могут быть актуализированы в полной мере без учёта её региональных особенностей, в том числе геополитической и геоэкономической специфики. С этой точки зрения в России различают две группы регионов: периферийные (пограничные) и внутренние. Определённая часть первой группы регионов благодаря своему географическому положению обладает некоторыми конкурентными преимуществами во внешнеэкономической деятельности. В первую очередь это относится к приграничным территориям, соседствующим с развитыми или динамично развивающимися странами (на Северо-Западе - с Норвегией и Финляндией; на Дальнем Востоке - с Китаем, Японией, США) и имеющим морские выходы на мировые рынки (Санкт-Петербург, Новороссийск, юг Дальнего Востока). Однако выгодное положение по отношению к внешним рынкам, по нашему мнению, не должно сопровождаться свёртыванием связей с внутренними регионами. Такое развитие ситуации создало бы угрозы сохранению единства экономического пространства России. К сожалению, ситуация здесь сложилась достаточно неблагоприятная. Дальний Восток, некоторые северные регионы России в экономическом отношении в большей степени привязаны к своим соседям, чем к федерации в целом, что отражается на перспективах внешнеэкономической деятельности МСП. Способствуют созданию данной ситуации и пробелы в существующей нормативно-правовой базе. Совершенствование законодательства, особенно по таким направлениям, как экологическое право, разграничение прав собственности и т.д. является весьма насущной проблемой. Измене-

ния нормативной базы необходимо провести и на региональном уровне. Работа в данном направлении особенно важна для МСП, поскольку общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» полагает, что административные барьеры являются одними из основных препятствий в России на пути роста малого и среднего бизнеса [8].

Особое положение в Российской Федерации, существенно влияющее на характер внешнеэкономической деятельности, в том числе МСП, занимают приграничные регионы. Понятие «приграничный регион» подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние соседнего государства. Учитывая ослабление внутриэкономических связей в Российской Федерации, многие соседние государства стремятся создать субрегиональные объединения с участием российских регионов. По инициативе Норвегии, Швеции, Финляндии, России и ЕС образован Ба-ренц-Евроарктический регион. От России в него входят Республика Карелия, Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ. Принята Программа Баренц-региона, стимулирующая региональное сотрудничество по выбранным приоритетным направлениям: экологические проблемы, забота об интересах и потребностях коренных народов, многосторонние инфраструктурные проекты, информационный сервис. Несколько лет функционирует Совет государств Балтийского моря, который рассматривает вопросы регионального экономического сотрудничества. Соглашения о приграничном сотрудничестве заключены также с другими соседними государствами: Финляндией, Польшей, Монголией, Китаем.

Осложняет положение приграничных российских регионов то обстоятельство, что границы России во многих направлениях являются абсолютно

открытыми, что способствует развитию нелегальной торговли и теневой экономики в целом, соответственно, ограничивая возможности ВЭД МСП. В приграничных регионах существует необходимость изменения направлений транспортных и инженерных коммуникаций, переориентации местной экономики на внутренний рынок и рынки ближнего и дальнего зарубежья, изменения режима природопользования, размещения переселенцев.

Значительным препятствием для развития эффективных внешнеэкономических связей являются и высокие транспортные тарифы при недостаточно развитой транспортной инфраструктуре, вследствие чего Россия не может использовать своё преимущество транзитной страны. Поэтому важнейшей задачей для центра и заинтересованных регионов является создание современных международных транспортных путей (железнодорожных, водных), дающих прямые выходы в страны Северной и Центральной Европы, Ближнего Востока, АТР, что, безусловно, положительно отразится на ВЭД МСП.

В качестве вывода следует подчеркнуть, что региональная специфика внешнеэкономической деятельности МСП России существенно зависит от целей и задач, определяемых руководством страны, от общей экономической политики и стратегии государства. Важнейшей задачей государства в этой связи является уменьшение асимметричности развития российских регионов, укрепление единого экономического пространства, развитие взаимовыгодных экономических связей со странами дальнего и ближнего зарубежья. Эти меры должны способствовать повышению эффективности внешнеэкономической деятельности МСП в рамках принятой государственной стратегии перехода экономики России на инновационный путь развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Среди приоритетов государства в сфере ВЭД - поддержка экспортно-ориентированных МСП. 03.11.2009 г. http://hghltd.yandex.net/yandbtm?qtree.

2. Ермошин А.М. «Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса России и меры государственной поддержки». www.aisme.ru/doc/080705_Article_1.pdf.

3. Задача на будущее - развивать малые и средние предприятия (30.03.2009 г.) http://allmedia.ru/newsitem. asp?id=846036.

4. Игнатов В.Г. «Асимметрия социально-экономического развития регионов РФ и основные направления ее ослабления» // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2009. Т. 7. № 2. - С. 132-133.

5. «Правый руль одерживает победу на правительством». http://1nsk.ru/news/russia/23514.html.

6. «Опора России. Малое и среднее предпринимательство в развитии промышленности и технологий». Отчет по результатам исследования. - М., 2008. - С. 114.

7. г. Ростов-на-Дону саммит Россия - ЕС, на котором обсуждался безвизовый режим и другие вопросы. http:// www.1tv.ru/news/polit/155613.

8. Сравнительный анализ деятельности малых предприятий г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга, Центрального федерального округа и России в целом. http://giac.ru/content/document_r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.