Научная статья на тему 'Внешнеэкономическая деятельность ОАО «Газпром» на рынках стран Европейского Союза'

Внешнеэкономическая деятельность ОАО «Газпром» на рынках стран Европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1415
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / МИРОВОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ДОЛГОСРОЧНЫЕ КОНТРАКТЫ / "ТРЕТИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ" / NATURAL GAS / EUROPEAN UNION / WORLD FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS / LONG-TERM CONTRACTS / THIRD ENERGY PACKAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоренкова Полина Геннадиевна

В статье рассматриваются основные аспекты внешнеэкономической деятельности российского газового монополиста ОАО «Газпром» на рынке природного газа стран Европейского Союза. Анализируются основные проблемы компании, связанные с мировым финансовоэкономическим кризисом, перспективы восстановления докризисных позиций, а также возможные трудности в связи с принятием Европейским Союзом ряда законодательных инициатив, направленных на реформирование газовой отрасли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign economic activity of Gazprom on the natural gas market of the European Union

The article deals with the basic aspects of foreign economic activity of the Russian gas monopolist OAO Gazprom on the natural gas market of member states of the European Union. The author analyzes the main problems of the company related to the world financial and economic crisis, prospects for recovery of pre-crisis positions and possible difficulties in connection with adoption by the European Union of several legislative initiatives aimed at reforming the gas industry.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономическая деятельность ОАО «Газпром» на рынках стран Европейского Союза»

принимательской и политической культуре.

Поведенческая культура в современной России находится в катастрофическом состоянии. По сравнению с советским периодом преступность выросла в 2 раза. Страну поразил «рок жестокости»: многочисленные убийства и похищения людей, дорожно-транспортный беспредел, дедовщина в армии, растущее безразличие родителей к судьбам своих детей. Низкий уровень предпринимательской культуры проявляется в хамском отношении работодателей к наемным работникам (задержки выплаты заработной платы), мошеннических и насильственных методах устранения конкурентов, рейдерских захватах, уходах от налогообложения, «отмывании» денег, в хищническом отношении к природной среде (15 % территории страны находится в зоне экологического бедствия). Уровень политической культуры характеризуют диффамация соперников на выборах, подкуп избирателей, подтасовки результатов выборов.

Представляется, что расчет индекса развития человеческого потенциала нуждается в совершенствовании. Необходимо принимать во внимание уровень безработицы и степень социального расслоения, показатели социальной патологии и состояние окружающей среды в каждой стране. Только это позволит объективно оценивать качество жизни населения. Гармоничное развитие человека охватывает нравственные, умственные и физические аспекты. Развитие человека не должно ограничиваться удовлетворением материальных потребностей: необходимо работать над нравственным совершенствованием людей. Именно это должно стать критерием оценки качества государственного управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. БагровН.М. Мировой кризис и социально-экономические показатели России // Известия СПбУЭФ. 2010. № 5.

2. Белик Ю. Россия в обвале // Отечественные записки. 2011. № 1.

3. СеврюковН. Нефтесвекольная державность // Там же. 2010. № 12.

П.Г. СИДОРЕНКОВА

Полина Геннадиевна Сидоренкова — аспирантка кафедры международных экономических отношений СПбГУЭФ. В 2008 г. окончила СПбГУЭФ. Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — международные экономические отношения, стратегия ОАО «Газпром» на мировом рынке природного газа.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО «ГАЗПРОМ» НА РЫНКАХ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА*

Рынок природного газа стран Европейского Союза (ЕС) вследствие его географической близости к России и доминирования на нем российского газа играет важную роль в экспортной политике АО «Газпром». Ведущими импортерами российского газа являются Германия, Италия, Великобритания и Франция. АО «Газпром» также является активным участником спотовой торговли газом в ЕС. Британское подразделение корпорации «Газпром» Gazprom Marketing & Trading Ltd осуществляет операции с газом на торговых площадках Великобритании, Бель-

ГРНТИ 06.51.51 © П.Г Сидоренкова, 2011

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.И. Евдокимова.

гии, Нидерландов и Франции, реализуя на условиях спотового рынка часть объемов российского газа, а также приобретенные в Европе объемы. Также осуществляются операции на биржевом рынке электроэнергии и лицензий на эмиссию парниковых газов.

Для повышения надежности поставок газа в ЕС АО «Газпром» реализует комплекс мер, предусматривающих систематическую работу по: а) контрактации газотранспортных мощностей; б) оптимизации и перераспределению заказанных мощностей; в) осуществлению разменных операций; г) минимизации последствий остановок работы газопроводов и других нештатных ситуаций.

К наиболее значительным мерам можно отнести: реализацию новых газотранспортных проектов, которые позволят не только диверсифицировать маршруты экспорта российского газа, в том числе снизив риски транзитных государств, но и обеспечить дополнительные возможности для увеличения экспорта газа; использование подземных хранилищ газа на территории стран ЕС, которое позволяет значительно повысить надежность экспортных поставок и обеспечить увеличение объема продаж российского газа.

Либерализация газового рынка в Европе открывает дополнительные возможности для корпорации «Газпром» по увеличению эффективности экспорта российского газа. Данное обстоятельство способствует получению дополнительной прибыли от реализации газа конечным потребителям [7].

Мировой финансово-экономический кризис привел в 2009 г. к существенному снижению (до 7 %) потребления природного газа в Европе. Это совпало со значительным увеличением производственных мощностей по сжижению газа и регазификации и ростом предложения сжиженного природного газа (СПГ), что еще больше усилило дисбаланс спроса и предложения на рынке природного газа стран ЕС. После резкого падения в I полугодии 2009 г. объема поставок газа в страны дальнего зарубежья во II полугодии наметился перелом тенденций, и поставки газа АО «Газпром» превысили уровень аналогичного периода 2008 г. В целом в 2009 г. в рамках долгосрочных контрактов в страны дальнего зарубежья было экспортировано 140,65 млрд куб. м газа, что означает уменьшение по сравнению с 2008 г. объемов отбора газа по долгосрочным контрактам АО «Газпром» на 12 % [1, с. 67].

В 2010 г. произошел рост потребления природного газа в мире, связанный с постепенным восстановлением мировой экономики. Так, согласно данным АО «Газпром», в России потребление газа выросло на 6,5 %, а рост потребления газа на европейском рынке составил около 8 %. Однако, несмотря на отмеченный рост спроса на газ, объемы экспорта российского газа в страны ЕС по сравнению с 2009 г. незначительно снизились. В 2010 г. в рамках долгосрочных контрактов АО «Газпром» в европейские страны было экспортировано 138,6 млрд куб. м природного газа, что на 1,4 % меньше показателей предыдущего года. На отбор российского газа европейскими потребителями по долгосрочным контрактам продолжали оказывать давление избыточные объемы СПГ, появившиеся на европейском рынке в результате масштабного единовременного ввода новых мощностей по сжижению газа в мире и мощностей по регазификации в странах Европы [5, с. 21].

Однако на сегодняшний день энергокатастрофа в Японии и беспорядки в Ливии привели к определенной перестановке сил на газовом рынке стран ЕС. В первую очередь это связано с тем, что избыток предложения СПГ в марте 2011 г. сократился, поскольку его значительные объемы были направлены в пострадавшую от стихийного бедствия Японию. Данное обстоятельство привело к обострению ситуации в целом и спекуляционных процессов на мировом рынке газа в частности. Как следствие, цены на спотовом рынке начали превышать контрактные цены АО «Газпром», что, в свою очередь, дало ему еще одно преимущество в отстаивании своих позиций на переговорах с потребителями.

Еще до катастрофы Япония являлась достаточно крупным импортером СПГ. Например, в 2009 г. поставки в страну составили 87,4 млрд куб. м газа (64 млн т СПГ). А в ближайшее время, как полагают эксперты, импорт в Японию вырастет в среднем на 20-30 %, т. е. до 110 млрд куб. м газа в год. Таким образом, дополнительно может потребоваться до 15 млрд куб. м в год [6].

В связи с этим корпорация «Газпром» выдвинула предложение об увеличении поставок газа в ЕС с целью высвобождения дополнительных объемов СПГ из Катара для их поставок в пострадавшую от стихийного бедствия страну. По подсчетам специалистов, может потребоваться дополнительно порядка 10 млрд куб. м российского газа европейским странам, в том числе около 8 млрд куб. м газа — Италии [там же].

Спекуляционные процессы на мировом рынке газа, вызванные стихийным бедствием в Японии, также оказали значительное влияние на восстановление позиций АО «Газпром» на газовом рынке стран ЕС. Они привели к тому, что цены на спотовом рынке значительно превысили контрактные цены АО «Газпром». А это, наряду с уменьшением избыточных объемов СПГ, еще один немаловажный фактор, влияющий на отбор российского газа европейскими потребителями. Дело в том, что с наступлением кризиса потребители начали покупать газ у других поставщиков по более низким ценам, требуя у российского монополиста отменить привязку цен на газ к ценам на нефть в долгосрочных контрактах.

Однако, по мнению специалистов корпорации «Газпром», рынок газа в условиях глобального кризиса действительно изменился, но не настолько, чтобы отказываться от проверенной, надежной и жизнеспособной систе-

мы долгосрочных контрактов, для которой, кроме всего прочего, характерно сохранение баланса интересов покупателя и продавца. АО «Газпром» все же проявил гибкость в отношениях с партнерами, временно адаптировал долгосрочные контракты к текущим условиям и предоставил некоторым покупателям скидку в размере до 15 %. При этом важно отметить, что корпорация запланировала непременно компенсировать неизбежно выпадающие объемы отбора газа покупателям после возвращения к контрактным условиям докризисного периода.

И, как может показаться на первый взгляд, для этого настал подходящий момент. У АО «Газпром» появился шанс восстановить свои позиции на рынке природного газа стран ЕС, упущенные в результате мирового финансового-экономического кризиса, и компенсировать потери. Однако полному восстановлению российско-европейских отношений в рассматриваемой области мешает ряд законодательных инициатив, принятых ЕС в 2010 г. и направленных на реформирование газовой отрасли. Нужно отметить, что газовая отрасль стран ЕС является сферой, в которой происходят наиболее радикальные изменения, отражающие основополагающие принципы энергетической стратегии ЕС [4, с. 134]. В большей степени данные изменения связаны с реализацией «Третьего энергетического пакета».

Данный пакет правовых актов, по мнению ЕС, направлен на преодоление трудностей, возникших на европейском энергетическом рынке в процессе его либерализации. Основные положения пакета подразумевают имущественно-правовое разъединение вертикально-интегрированных энергетических компаний и ограничение инвестиций из «третьих стран». Для российских компаний это означает не только прекращение доступа к конечным потребителям энергетических продуктов, но и возможные потери активов в распределительных сетях на Западе [3, с. 2].

Однако для того чтобы выявить основные трудности, с которыми предстоит столкнуться АО «Газпром» в связи со вступлением в силу «Третьего энергетического пакета», нужно учесть следующее. Реформирование европейской газовой отрасли определяется не только этим документом, но и целым комплексом законодательных инициатив органов власти ЕС, включая проект Регламента ЕС о надежности поставок газа. Лишь воспринимая эти документы в совокупности, можно оценить их влияние на деятельность АО «Газпром» на газовом рынке стран ЕС. По мнению заместителя Председателя Правления АО «Газпром» А. Медведева, в результате вступления в силу вышеназванных документов наиболее уязвимыми сферами деятельности компании могут оказаться: а) сфера имущественных прав; б) сфера оперативной деятельности; в) институт экспортных долгосрочных контрактов с нефтяной и нефтепродуктовой привязкой.

Рассмотрим данные проблемы по порядку. Очевидно, что лишение поставщиков возможности управления газотранспортными активами обесценивает осуществленные ими инвестиции в эти активы. При этом, согласно «Третьему энергетическому пакету», АО «Газпром» будет лишено доступа к управлению своими активами на территории ЕС даже в тех странах, где у него не возникнет прямых обязательств по продаже газотранспортных активов и оно останется их владельцем.

Ряд изменений придется вносить и в оперативную деятельность концерна. В рамках новой системы отношений существующий механизм обеспечения надежности долгосрочных контрактов признается противоречащим конкуренции. Следовательно, упраздняется готовность АО «Газпром» как поставщика держать запас транспортных мощностей, которые позволяют ему быстро удовлетворять спрос в рамках меняющихся дневных номинаций. Теперь, вместо права несколько раз менять свои заявки в течение дня, клиенты корпорации смогут сделать это только один раз, за день до поставки. Однако без такого резервирования мощностей проблематично обеспечить предусмотренный уровень надежности и гибкости поставок [2].

По отношению к долгосрочным экспортным контрактам с нефтяной и нефтепродуктовой привязкой формально «Третий энергетический пакет» нейтрален. Однако Европейская Комиссия рассматривает их как инструмент ограничения конкуренции среди поставщиков. И сегодня на внутреннем газовом рынке ЕС действуют в основном краткосрочные контракты. В связи с этим у экспортеров по ряду причин возникают проблемы с исполнением своих обязательств по ранее заключенным долгосрочным контрактам.

Вышеназванные изменения могут повлечь за собой определенные риски для обеспечения энергобезопасности ЕС.

Во-первых, надежность газового обеспечения ЕС будет определяться конкуренцией с другими глобальными газовыми рынками, прежде всего азиатскими. Это связано с тем, что новая модель газового рынка, скопированная с англосаксонской, имеет, по сравнению с действующей моделью, как достоинства, так и недостатки. Так, она не нуждается в долгосрочных контрактах, поскольку на ликвидном рынке объемные риски невелики. Однако без долгосрочных контрактов объем газа, поступающий на рынок, начинает зависеть от привлекательности цены. В случае высокой цены газ остается на рынке. Если же цена невысока, то рассматриваемые объемы газа могут уйти на более привлекательные рынки либо могут быть сохранены до лучших времен.

Во-вторых, появляются риски для развития мощностей по транспортировке и хранению газа. Дело в том, что развитие газовой инфраструктуры — очень дорогой, медленно окупаемый и поэтому не слишком привлекательный для рядовых инвесторов процесс. Как показывает рыночная практика, наиболее заинтересованными в

развитии рассматриваемой инфраструктуры сторонами являются газовые компании. Однако, согласно «Третьему энергетическому пакету», им будет запрещено участие в данной работе. Поставщики, в свою очередь, вряд ли захотят осуществлять столь крупные инвестиции без возможности получения разумного дохода за время функционирования трубопровода и возможности влиять на управление его работой и, как следствие, станут искать более выгодные рынки и проекты. Таким образом, данная реформа может привести к недоинвестированию в газовую отрасль ЕС [там же].

В заключение необходимо сформулировать основные выводы.

1. На протяжении долгого времени страны ЕС являются важнейшими импортерами российского природного газа. Именно поэтому основными направлениями экспортной политики АО «Газпром» являются сохранение лидирующих позиций на европейском газовом рынке, а также повышение эффективности сбытовой деятельности и надежности газоснабжения стран ЕС.

2. Мировой финансово-экономический кризис, дисбаланс спроса и предложения на рынке природного газа стран ЕС привели в 2009 г. к значительному снижению объемов экспортируемого российского газа в страны ЕС.

3. На сегодняшний день энергокатастрофа в Японии и беспорядки в Ливии привели к перестановке сил на рынке природного газа стран ЕС и предоставили АО «Газпром» возможность восстановить свои докризисные позиции на европейском газовом рынке, а также компенсировать потери. Однако принятие мер, предусмотренных комплексом законодательных инициатив органов власти ЕС и направленных на реформирование газовой отрасли, может помешать полному восстановлению российско-европейских отношений в рассматриваемой области и привести к возникновению проблем в сфере имущественных прав и оперативной деятельности АО «Газпром», а также к внесению ряда корректив в систему экспортных долгосрочных контрактов с нефтяной и нефтепродуктовой привязкой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2009 г. 164 с. URL: http://www.gazprom.rU/f/posts/95/166501/annual-report-2009.pdf (дата обращения: 11.05.2011).

2. Медведев А. Не нужно строить Великую китайскую стену на рынке газа // Информационно-аналитический портал «Энергодиалог». 20.10.2010. URL: http://www.energydialogue.ru/?module=news&action=view&id=181 (дата обращения: 27.04.2011).

3. Общественно-политическая газета «Трибуна-рт». 2011. № 7.

4. онуфриева о.А. Энергетическая стратегия России как основа развития ТЭК // Известия СПбУЭФ. 2010. № 6. С. 134-137.

5. Отчет руководства ОАО «Газпром» за 2010 г. 70 с. URL: http://www.gazprom.ru/f/posts/22/042553/gazprom-ifrs-management-report-rus_1.pdf (дата обращения: 11.05.2011).

6. Шатилова Е. Ливия и Япония принесут «Газпрому» дополнительные 3,5 млрд долларов // Ежедневная аналитическая газета «РБК daily». 04.04.2011. URL: http://www.rbcdaily.ru/2011/04/04/tek/562949979990356 (дата обращения: 19.04.2011).

7. URL: http://www.gazprom.ru/marketing/europe/ (дата обращения: 15.02.2011).

П.В. СОКОЛОВ

Павел Владимирович Соколов — стажер кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента СПбГУЭФ.

В 2000 г. окончил Мурманский государственный технический университет. Автор 6 публикаций.

Область научной специализации — стратегическое управление развитием промышленного производства. ^ ^ ^

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ГОРОДА*

Необходимостью решения проблемы модернизации российской экономики, в том числе ее городского промышленного сектора, обусловлено использование методологии стратегического управления процессом ее развития [4]. Содержательно такое управление может быть раскрыто через реализующие его функции, среди которых важное место занимает стратегический анализ развития промышленности города. К сожалению, сегодня наблюдается определенная недооценка этой функции, хотя именно на этапе аналитических работ закладываются предпосылки возникновения будущих ошибок стратегического характера в развитии городской промышленности, часто выступающей в роли структурообразующей отрасли экономики города. Все это свидетельствует об актуальности исследований, направленных на создание научного инструментария стратегического анализа развития промышленного сектора экономики города [2, с. 40].

В настоящей работе предпринята попытка содержательной трактовки основных задач стратегического анализа развития городской промышленности, раскрывающих его главные цели — оценку результатов развития промышленного развития города, определение сложившихся в сфере городской экономики тенденций и проблем, обусловленных влиянием факторов внутреннего и внешнего порядка, а также вкратце рассмотрены ключевые проблемы научного обеспечения их решения. Очевидно, что тематика таких аналитических работ весьма широка, поэтому сосредоточимся на следующих основных направлениях: исследование генезиса возникновения в городе промышленного производства; анализ и оценка основных результатов развития промышленности города; анализ и оценка основных тенденций развития городской промышленности; анализ и оценка городского промышленного потенциала; анализ и оценка системы стратегического управления развитием городской промышленности.

Исследование генезиса возникновения и развития в городе промышленного производства предполагает, прежде всего, ретроспективный анализ внутренних закономерностей формирования его современного промышленного комплекса, выявление и осмысление причинно-следственных связей, обусловивших современную траекторию промышленного развития города. При решении этих задач следует опираться на основные законы общественного развития, которые на практике проявляются через соответствующие экономические закономерности развития. Причем результаты решения этих аналитических задач важны, главным образом, с позиции определения инновационных полюсов промышленного развития города [6], активизацию которых предполагается осуществить в стратегической перспективе, поскольку возможным результатом исследования генезиса возникновения и закономерностей трансформации городской промышленности может быть «генерация» таких полюсов.

Анализ и оценка результатов развития промышленности города предполагают решение следующих основных задач: анализ и оценка основных экономических результатов развития городской промышленности; анализ и оценка вклада промышленности города в его комплексное социально-экономическое развитие, в промышленное развитие «своего» субъекта федерации, федерального округа, страны в целом; анализ и оценка основных результатов улучшения качества жизни населения города, рассматриваемого как главный итог развития промышлен-

ГРНТИ 06.61.33 © П.В. Соколов, 2011

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.Е. Карлика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.