Кузьмичева Ирина Александровна, Шишленко Ксения Витальевна ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ...
УДК 339.9:334.72
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
© 2017
Кузьмичева Ирина Александровна, кандидат экономических наук, доцент Шишленко Ксения Витальевна, бакалавр 4 курс, кафедра экономики Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, Гоголя д.41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Развитие человечества представляется возможным в случае развития мирового хозяйства, элементами которого выступают национальные экономики. Для того чтобы занимать лидирующие позиции на мировом рынке, государства стран активно расширяют внешнеэкономические связи. Компании, осуществляя свою деятельность, стремятся к получению прибыли. Поэтому с целью улучшения своего экономического положения они выходят на мировой уровень или внедряют знания из-за рубежа, что благотворно влияет не только на предприятия, но и страну в целом. Как и любую другую деятельность, внешнеэкономическую - регулирует государство с помощью приведенных в статье инструментов, которые выполняют защитную, фискальную и регулирующую функции, помогая отечественным предприятиям быть конкурентоспособными на мировом рынке и устанавливая равенство на внутреннем[1]. В случае возникновения напряженных внешнеэкономических отношений с одной из стран, государство расширяет и укрепляет национальное производство, либо пытается найти альтернативу прежним отношениям в лице других стран. Иногда такие проблемы в конечном счёте оказываются толчком для развития внутреннего производства, а порой наоборот оказывают отрицательное влияние. Именно поэтому внешнеэкономическая деятельность способствует не только процветанию предприятий в экономическом плане, но и сохранению экономического равновесия и социальной стабильности в стране.
Ключевые слова: мировая экономика, международное разделение труда, внешнеэкономическая деятельность, внешнеторговая деятельность, импорт, экспорт, регулирование, налогообложение, налог на добавленную стоимость, электронная коммерция, пошлины, эмбарго, последствия введения санкции, импортозамещение.
FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY AS BUSINESS ACTIVITY OF THE ORGANIZATIONS IN THE CONDITIONS OF WORLD MANAGING
© 2017
Kuzmicheva Irina Aleksandrovna, candidate of economic sciences, associate professor Shishlenko Ksenia Vitalievna, bachelor, department of economics Vladivostok State University of Economy and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya 41, e-mail: [email protected])
Abstract. Development of humanity is obviously possible in case of development of the world economy which elements are national economies. To take the leading positions in the world market countries actively expand foreign economic relations. The companies carrying out the activity seek for receiving profit. Therefore for the purpose of economic situation improvement they reach world level or introduce knowledge from abroad that well influences not only the enterprises, but also the country in general. As well as any other activity, external economic is regulated with the country using means of the tools given in article which perform the protective, fiscal and regulating functions ,help the domestic enterprises to be competitive in the world market and establish equality on internal[1]. In case of the intense external economic relations with one of the countries the state expands and strengthens national production, or tries to find an alternative to the former relations in the person of other countries. Sometimes such problems eventually are a push for development of internal production, and at times exert negative impact on the contrary. For this reason, foreign economic activity promotes not only to enterprises' prosperity in the economic plan, but also to preservation of economic balance and social stability in the country.
Keywords: world economy, international division of labor, foreign economic activity, foreign trade activity, import, export, regulation, taxation, value added tax, electronic commerce, duties, embargo, consequences of imposition of a sanction, import substitution.
Перед человечеством стояло на протяжении многих лет и будет продолжать стоять важнейшее для него задание - развиваться. Его (всего человечества) развитие невозможно без развития стран, находящихся на одной планете и граничащих между собой. Отсюда следует, что социально-экономическое развитие каждого национального хозяйства, принимающего участие в международном разделении труда, в большей или меньшей степени оказывает влияние на состояние мировой экономики. Конечно же, все страны стремятся достигнуть развитой экономики, а именно, оказывая самое большое влияние на систему мировой экономики, занять лидирующую позицию на мировых рынках. Взаимосвязь между главными составляющими мирового хозяйства, национальными экономиками, осуществляется с помощью трансграничного передвижения информации, товаров, услуг, рабочей силы и результатов интеллектуальной деятельности. Именно поэтому характеристикой одного из этапов развития мировой экономики, начавшегося в 50-х г.г. XX в. и продолжающегося по сей день, является действие системы общемирового разделения труда, вследствие которой экономики всех стран становятся взаимозависимыми ввиду научно-технической революции, а также процессов интернационализации и интеграции. Последние из перечисленных являются обязательным условием успешного развития и позво-
ляют получить новые технологии и ноу-хау. Отсюда следует, что благодаря действию механизма международного разделения труда и интеграции стран во внешнеэкономическую деятельность они заимствуют другие технологии для своего развития и извлекают прибыль из тех отраслей производства, в которых они преуспевают [2]. Внешнеэкономические связи направлены на развитие системы международного разделения труда для обмена её результатами и выступают её высшей ступенью. А внешнеэкономическая деятельность, в отличие от внешнеэкономических связей, выполняется на уровне производственных структур (фирм, организаций и предприятий) [3].
Именно поэтому исходя из нынешних экономических отношений РФ с другими государствами особое внимание стали уделять развитию и регулированию ВЭД, что поможет укрепить внешнеэкономические связи национальной экономики нашей страны и мировой экономики, а также сохранить экономическое равновесие и социальную стабильность внутри государства.
Под внешнеэкономической деятельностью понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) [4]. Позиция, которую
Кузьмичева Ирина Александровна, Шишленко Ксения Витальевна жонжт^кш
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ... науки
будет занимать государство в современной мировой экономике, зависит от того, насколько эффективно оно ведёт внешнюю торговлю [5]. Внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью [6]. При этом под внешней торговлей товарами понимается импорт или (и) экспорт товаров. Государство РФ поддерживает внутренний рынок и стимулирует развитие экономики с помощью: таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли, а также мер экономического и административного характера [7].
Налогообложение является одним из компонентов регулирования внешнеэкономической деятельности. На сегодняшний день налог на добавленную стоимость играет важнейшую роль во всей системе налогообложения и экономике РФ и занимает основную долю в доходной части бюджета [8]. А основными налоговыми инструментами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность являются:
- применение нулевой ставки НДС (и акцизов) для национальных экспортёров, т.е. экспортируемый товар подлежит обложению по нулевой ставке, при этом экспортёр сохраняет право на вычет налога, уплаченного при приобретении или производстве экспортируемого товара. В результате действия данного механизма налогом облагается лишь потребление внутри страны, причём национальный производитель ставится в равные условия с иностранным, что является проявлением стимулирующей функции налогообложения внешнеэкономической деятельности [9]. Это объективно в отношении конкурентоспособности отечественной продукции с импортом, так и в отношении экспортируемой отечественной продукции в другие страны;
- обложение НДС (и акцизами) импортных товаров. Уплата ввозного НДС и акцизов увеличивает затраты на ввозящие блага в страну и уменьшает их конкурентные позиции по сравнению с местными производителями. Поэтому этот инструмент можно назвать применением политики протекционизма, а то есть уменьшение импорта для защиты интересов фирм своей страны от конкуренции иностранных производителей и от возможного закрытия. Стоит отметить, что политику протекционизма нужно применять очень грамотно в силу того, что поддержание относительно неэффективных отраслей может быть вредно для всего хозяйства, но и её неприменение может отрицательно сказываться на развитии молодых и приоритетных для страны отраслей.
Наибольшие трудности встречаются при обложении НДС электронной коммерции, которая становится так популярна по всему миру и удобна для потребителей, находящихся в любой точке земного шара. Она начинает создавать все более серьёзную конкуренцию традиционному бизнесу. Бил Гейтс пишет, что скоро в скором будущем на рынке останется два типа компаний: те, кто реализует себя в Интернет-торговле и те, кто вынужден был выйти из бизнеса. Именно поэтому на протяжении 10 лет в силу развития Интернет-торговли особую заинтересованность проявляют внимание налоговые администрации наиболее развитых стран, а также международные организации. В силу сложившейся экономической ситуации в РФ заметно повышение интереса национальных жителей к таким сайтам интернет-покупок как Aliexpress, 100 сп, ТаоЬао, где импортные товары предложены дешевле, чем в обычных торговых магазинах [10]. Очевидно, что и в виду специфики торговли в виртуальном пространстве и отсутствия многофункционального механизма контроля уплаты налогов даже передовые страны несут налоговые потери. А ведь, в настоящее время налоговые риски сильно влияют на развитие и экономическую безопасность государства в целом, следовательно работа налоговых органов должна быть более качественной, чтобы обеспечить наполняе-312
мость федерального, регионального и местного бюджета [11]. С такой проблемой и столкнулась наша страна. В ноябре 2016 года Владимир Владимирович Путин, президент РФ, дал указание правительству подумать о введении НДС на покупки в зарубежных интернет-магазинах. Это говорит о том, что стоимость импортных товаров, продаваемые через интернет, станет выше, а следствием этого послужит установление равенства между российскими и иностранными компаниями как главного принципа ВТО. Кроме того, распространение налога на добавленную стоимость началось с подписания договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому все подписавшие его страны должны организовать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка [12]. Поэтому еще одним налоговым инструментом, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, выступает необходимость обложения НДС товаров и услуг, реализуемых с помощью инструментов электронной коммерции.
Кроме того, одна из наиболее важных ролей в регулировании внешней торговли принадлежит таможенным пошлинам. Они выступают основой таможенно-тарифного регулирования и выполняют защитную, фискальную и регулирующую функции. Так как одним из способов пополнения доходной части бюджета страны является взимание таможенных пошлин, то, можно сказать, что активно реализуется фискальная функция. При этом важно отметить, что фискальная и регулирующая функции относятся как к ввозной, так и к вывозной таможенной пошлине, в то время как защитная - реализуется только в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС. Поэтому, для сохранения соответствующего уровня цен на ввозимую из-за границы и отечественную продукцию на внутреннем рынке страны устанавливают импортные пошлины, а для выравнивания низкой внутренней цены относительно внешнего рынка - экспортные. Для России экспортные пошлины применимы в основном к сырьевым товарам (нефть). Применять экспортные пошлины необходимо, если отечественный товар пользуется высоким спросом на импортных рынках, а также, если расширение экспорта нецелесообразно вследствие падения мировых цен, вызванным избыточным предложением товаров на рынке [13]. Как уже отмечалось выше, чтобы защитить производителей РФ от иностранной конкуренции, государство поднимает импортные пошлины на ввозимые в страну товары, которые не влияют на развитие отечественного производства, такие как предметы роскоши и готовая продукция, а также на акцизные товары. Не стоит забывать, что в 2012 году Россия вступила в ВТО, взяв на себя определенные обязательства. К примеру, одним из таких обязательств является снижение таможенных ставок на ввоз иномарок до 12,5 % к 2019 году. В то же время, для защиты внутреннего рынка и развития отечественного производства российские власти ввели на территории ЕАЭС как заградительный барьер разработанную в России систему экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС, без которой невозможно получение ПТС и соответственно эксплуатация привезённого из-за границы как нового, так и подержанного автомобиля. В силу действия данной меры регулирования внешнеэкономической деятельности на таможнях Дальнего Востока на конец января по словам начальника Дальневосточного таможенного управления, Юрия Ладыгина, задержано более 60 % автомобилей, ввезенных из-за рубежа с начала 2017 года. Это нововведение можно назвать еще одним механизмом регулирования внешнеэкономической деятельности [14].
Наряду с существующими механизмами регулирования внешнеэкономической деятельности, особое внимание следует уделить санкциям, введенным в 2014 году в отношении России со стороны США и Европейского союза и оказавшим существенное влияние на международные торговые отношения, представленные состоянием АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2(19)
Кузьмичева Ирина Александровна, Шишленко Ксения Витальевна ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ...
внешнеторгового оборота и развитием экономических отношений с зарубежными партнёрами [15]. По своей сути экономические санкции являются мерой принудительного характера при условии запрета на импорт из стран, а также экспорт в эти страны товаров, применяемой группой стран или в лице одной страны по отношению к стране, текущую политику которой необходимо изменить[16]. Согласно распространённой в экспертном сообществе точки зрения введение в 2014 году санкций против РФ связано главным образом с политической позицией России касательно украинского кризиса [17]. В связи с этим Россия столкнулась с наибольшими сложностями в сфере импорта из-за её зависимости от ввоза наукоёмких технологий, продукции машиностроения, лекарств, в значительной степени и продовольствия. Примером существенного влияния последствий введенных санкций на сырьевую, добывающую, перерабатывающую и машиностроение можно выступают трудности в работе российских компаний из-за недоступности определённых технологий. Уже можно привести конкретные примеры существенного влияния последствий введенных санкций на сырьевую, добывающую, перерабатывающую промышленность и машиностроение и можно выделить отдельные случаи, когда российские компании сталкиваются с трудностями в работе из-за отсутствия доступа к определенным технологиям. Последствие ведения санкций связано с обесценением рубля, от которого зависит стоимость всех импортных товаров. По данным Федеральной антимонопольной службы выросли цены на мясные, молочные продукты, а также на фрукты и овощи. Массово влияние санкций ощутили жители России лишь после введения ответных реакций. Около восемнадцати процентов усреднённой потребительской корзины до начала эмбарго и кризиса составляли продукты, включенные в «запретный» список. В обычных же продуктовых магазинах на конец 2013 года на долю товаров иностранного происхождения приходилось около 10-20 %. Остальные товары можно разделить на пять групп (рисунок 1):
- к первой группе относится производство товаров в России импортными компаниями, которые в любой момент могут закрыться и товара больше не будет;
- вторую группу составляют товары с импортными составляющими;
- третья группа включает в себя импортный товар, расфасованный в России;
- в состав четвертой группы входит импортный товар, предназначенный для граждан России, упакованный в стране производителя, но с указанием российского производства;
- пятая группа это товар чисто российского производства.
Рисунок 1- Структура товаров для потребления в России в 2013 году
Соответственно, отсюда следует вывод о том, что на прилавках наших магазинов 80-90 % импорта, что и ока-
зало значительное влияние санкций на россиян.
Несомненно, от введения ответных санкций несут экономические потери все стороны данного процесса. Потери ЕС от введения запрета поставки продовольствия в Россию значительны, т.к. больше половины экспорта многих европейских компаний предназначено для России и достаточно сложно найти альтернативные рынки сбыта в силу маленького количества потребителей некоторой продукции в Европе и роста логистических издержек для поставок в другие страны. Среди таких компаний финская компания Westfjord, производитель рыбной продукции. Примером борьбы с продуктовым эмбарго стал ведущий производитель молочных продуктов Финляндии, компания Valio. Приостановив все линии по производству продукции на финских заводах, она направила свои мощности на существующий завод в Московской области, приносящий в настоящее время 60 % всей прибыли, которую зарабатывает организация. Для России, молниеносно предпринявшей меры переориентации своих интересов на азиатский регион, многие товары из стран Балтии стали попросту не интересны. Стоит отметить, что в 2016 году в Астраханской области рыбный завод компании «Каспрыба» начал производство экологически чистого, лучшего по вкусу и качественней по составу аналога популярных ранее в России «Рижских шпрот» из каспийской кильки, закупаемой в Дагестане. Это в очередной раз подчёркивает эффективность работы программы импортозамещения и развития различных отраслей производства.
Последствия введения санкций отлично показывает, почему так важно развивать внешнеэкономическую деятельность для стран и в том числе для России. На сегодняшний день внешнеторговая деятельность - важная составляющая, влияющая на формирование структуры, динамики и устойчивости национальной экономики [18]. Для нашей страны, которая в своём экспорте отдаёт преимущество сырьевому товару, такому как нефть, по мнению ряда экономистов санкции ЕС это стимул для развития её экономики. Наибольший потенциал, полагали аналитики, присутствовал в сфере как раз таки импортозамещения [19]. Впрочем обоснованный рост цен из-за падения предложения в силу эмбарго повысил рентабельность отечественной сельскохозяйственной и продовольственной продукции[20]. Отрасли и компании, которые осуществляли инвестиции в расширение мощностей до девальвации рубля или имели незагруженные мощности, смогли расширить производство. Одновременно со снижением объёма импорта иностранной продукции значительно увеличился объёма экспорта товаров российского производства. На сегодняшний день не менее 45% российских предприятий получают прибыль от экспорта.
Как уже было отмечено в начале, внешнеэкономическая деятельность представляет собой динамично изменяющийся и важнейший сектор экономики любой страны, а внешнеторговая политика является важной частью экономической политики государства в целом, от эффективности которой зависит как экономическое развитие страны, так и позиция государства на мировом рынке товаров и услуг [16].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2010. № 5. С. 9-16.
2. Филатова Т.В., Цороева З.Б., Мосаева С.Р. Международное разделение труда и его значение в экономике // Вестник Академии. 2014. № 1. С. 79-83.
3. Тулум М.А. Налоговые ограничения организации бухгалтерского учёта реэкспорта и реимпорта товаров // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2016. №4.
4. Федеральный закон «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 N 183-Ф3 (ред. от 13.07.2015) [Электронный
Кузьмичева Ирина Александровна, Шишленко Ксения Витальевна ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ...
ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_23850/
5. Даниловских Т.Е., Кузьмичева И.А., Флик Е.Г., Кузьмичев Д.И. Этапы развития и формы приграничной торговли между Китаем и Россией // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. Т. 8. № 3 (2016). С. 16-22.
6. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003г. №164-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_45397/
7. Брутян М.М., Головчанская Е.Э., Даниловских Т.Е. и др. Инновационный потенциал национальной экономики: приоритетные направления реализации. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2015. 164 с.
8. Кандакова А.А., Пелькова С.В. Сравнительный анализ налогообложения НДС экспорта и импорта в РФ и её стратегического партнёра Китая // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016 г. №1-2. С.227-231.
9. Швыдский В.В. Стратегическое управление внешнеэкономической деятельностью предприятий // Экономические исследования. Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 1. С. 186-189.
10. Корнейко О.В., Ма Б. Оценка состояния и перспектив экономического сотрудничества России и Китая //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016. № 3 (26). С. 39- 45.
11. Кузьмичёва И.А., Замула Е.В. Налоговые риски предприятия и пути их минимизации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014 г. №8-3. С.118-122.
12. Кузьмичёва И.А., Быкова М.А. Налог на добавленную стоимость: проблемы и возможные пути развития // Фундаментальные исследования. 2014 г. №8-4. С.923-927.
13. Лохматова Е.А. Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД // Молодой учёный. 2016 г. №10.1. С.42-44.
14. Корень А.В., Нефедьева А.С. Региональная налоговая политика как инструмент динамичного развития территории Дальнего Востока // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 37. С. 172-177.
15. Корнейко О.В. Экономика внешнеторгового предприятия: учебное пособие. Владивосток: Изд-во: ВГУЭС, 2015. 146 с.
16. Амирова Д.Р., Гудкова В.С. Современные особенности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2014г. №12-2 (40). С.86-92.
17. Влияние санкций на экономику России. Последствия введения санкций. Экономика РФ сегодня. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http:// fb.ru/article/159526/vliyanie-sanktsiy-na-ekonomiku-rossii-posledstviya-wedeniya-sanktsiy-ekonomika-rossii-segodnya
18. Семенихин В.В. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. М.: Эксмо, 2012г. 320 с.
19. Строганов А.О., Жилина Л.Н. К истории вопроса об импортозамещения в России // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-6. С. 1278-1282.
20. Милосердов В.В. Санкции, эмбарго продовольствия, импортозамещение // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 11. С. 13-20.
Статья поступила в редакцию 10.05.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.