Научная статья на тему 'Внешкольное обучение и непрерывное образование в педагогических идеях и деятельности Хелены Радлиньской'

Внешкольное обучение и непрерывное образование в педагогических идеях и деятельности Хелены Радлиньской Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешкольное обучение и непрерывное образование в педагогических идеях и деятельности Хелены Радлиньской»

ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЯХ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХЕЛЕНЫ РАДЛИНЬСКОЙ

В. Ямрожек К. Якубяк

В современной истории педагогической теории и практики Польши Хелена Радлиньска (1879-1954) принадлежит к числу наиболее известных деятелей в сфере внешкольного обучения и непрерывного образования. Педагогическая деятельность и работы этой создательницы польской социальной педагогики относятся к первой половине XX в.

Хелену Радлиньску интересовали различные направления образования и социально-культурной жизни, которые тесно связаны между собой, а само образование она считала основным движущим фактором изменений в социальной, политической, культурной и экономической жизни. В понимании Хелены Радлиньской, сформировавшемся под влиянием польского философа, психолога и социолога Эдварда Абрамовского1, образование направлено на «развитие силы человека» и духовное изменение, гарантирующее построение «лучшего будущего»2. Особенно большое значение Радлиньска придавала внешкольному обучению и непрерывному образованию. Об этом свидетельствуют ее деятельность и взгляды в период восстановления независимости Польши, когда она активно занималась вопросами внешкольного образования в австрийской части страны, в частности в Кракове. Свои взгляды на данную сферу образования Радлиньска представила на Втором педагогическом конгрессе (в 1909 г. во Львове), подчеркнув, что несмотря на то, что школа является важнейшей частью образования (призванной «пробудить и высвободить дремлющую силу народа»), это не единственная организационная форма образования; она также указала и на другие факторы, влияющие на воспитание, такие как окружающая обстановка и общая атмосфера, которые дополняются, а часто даже заменяются учреждениями внешкольного образования, библиотеками, музеями, высшими народными школами. Радлиньска считала, что образование нельзя ассоциировать исключительно со школой. Принимая во

1 Радлиньска сама признавала его влияние на свои взгляды (см.: H. Radlinska, Z dziejow pracy spotecznej i oswiatowej, ed. by W. Wyrobkowa-Pawtowska, Wroclaw 1968, p.308309).

2 См.: W. Theiss, Radlinska, Warszawa 1984, с. 7 и др.

230

внимание исторические условия и состояние школы на территории Польши, подчиненной политике оккупантов, она отмечала, что «в настоящее время они даже важнее для нас, поскольку дают большую свободу для удовлетворения первоочередных потребностей нации»1.

В последующие годы Хелена Радлиньска неоднократно заявляла описанную выше позицию, дополняя ее новыми элементами. В 1910 г., высказывая свое мнение в одном из журналов, выходящих в австрийской части Польши (Krytyka), она еще раз подтвердила, что школа является важнейшим, но не единственным институтом образования, и отметила, что «ценность образования в стране может измеряться количеством читательских кружков, обществ самообразования, союзов свободного образования, объединяющих бывших студентов или создающих новые общества. Самостоятельная, свободная духовная деятельность взрослых является подтверждением жизнеспособности нации, залогом комплексного развития ее культуры». Она отмечала тесную связь между наукой и жизнью, а также то, что данный вид образования «является наиболее действенным инструментом пробуждения дремлющего народа к созиданию»2. Выступая одним из (основных) соавторов работы, опубликованной в 1913 г. Народным университетом имени Адама Мицкевича (Uniwersytet Ludowy im. Adama Mickiewicza) в австрийской части Польши, Радлиньска обращала внимание на определенные ограничения, связанные со школьным образованием. Она писала: «... даже самая лучшая начальная школа - хотя пока сложно найти даже хорошую - заботится о ребенке, школа высшей ступени заботится о молодых людях, которые только что вышли из детства, поэтому она не может охватить все сферы жизни, объяснить все соображения и переживания, которые возникнут у человека позднее, когда он достигнет полного развития и столкнется с различными проблемами. Общего образования детей недостаточно для создания "атомов”, подготовленных к современному движению, подготовленных работников завтрашнего дня, оно лишь может внушить идею о необходимости знаний, подготовить к их поискам»3.

В новых политических условиях после восстановления независимости Польши Радлиньска продолжила пропаганду аналогичных взглядов. В 1919 г. она писала: «Организация школьного обучения

1 Ksi^ga pami^tkowa II Polskiego Kongresu Pedagogicznego, ed. by J. Kornecki, [место и год публикации не указаны], с. 66

2 Orsza H. (Radlinska). Wychowanie narodowe, „Krytyka”. 1910. Т. III. Вып. 7-8. С. 44.

3 Praca oswiatowa. Jej zadania, metody, organizacja, Krakow 1913, с. 333.

231

пока еще не предусматривает всего, что необходимо сделать. Людей, пробужденных школой, нельзя затем бросить на произвол интеллектуальной комы. Мы не можем довольствоваться обучением только детей, поскольку новую жизнь для будущих поколений строят именно взрослые»1. С самого начала своей педагогической деятельности и работы Хелена Радлиньска пропагандировала идею огромного образовательного потенциала старшего поколения. Она заявляла, что образование и воспитание старшего поколения возможно и эффективно, поскольку оно обладает необходимой ментальной и физической гибкостью2.

Вопросы внешкольного образования стали важной частью теоретических и методологических исследований Хелены Радлинь-ской, когда после 1925 г. она стала принимать более активное участие в научно-исследовательской деятельности, проводимой, главным образом, частным высшим учебным заведение - Польским вольным университетом (Wolna Wszechnica Polska). Она взяла на себя определение основных понятий, связанных с данным направлением образования, описание его форм, методов, инструментов и ресурсов. В одной из работ, опубликованной в 30-е гг. прошлого столетия («Современные формы образования»), Радлиньска писала: «Понятие <внешкольное образование> включает в себя различные формы образования, выходящие за рамки формальной организации школьного обучения. Одним из наиболее важных качеств внешкольной организации в сфере образования является обеспечение деятельности тех, кто не смог найти свое место в школах, а также тех, кого не удовлетворяет сущность школы (начальной или высшей)»3. Важную задачу в этой области образования Радлиньска видела в том, чтобы сбалансировать и расширить учебную программу. В то же время, однако, она считала, что образование не может ограничиваться пропагандой ценностей и идей, а должна также способствовать их формированию, повышая естественные творческие способности отдельных людей и социальных групп. В той же работе она поясняла, что истинный характер внешкольного образования выражается в «(1) обеспечении единства культуры и в (2) укреплении усилий по внесению изменений, ведущих к возникновению различий вследствие разных направлений развития, или

1 Radlinska H. Oswiata i kultura wsi polskiej. Wybor pism / ed. by H. Brodowska and L. Wojtczak. Warszawa 1979. С. 170.

2 См.: W. Theiss, в цит. работе, С. 41-42.

3 Radlinska H. Wspotczesne formy pracy oswiatowej, [в:] Encyklopedia wychowania, ed. by S. tempicki. Т. III. Warszawa 1937. С. 611.

232

поддержании и популяризации достижений, или стимулировании новых творческих способностей»1. Такое мнение соответствовало взглядам на внешкольное образование Казимира Корниловича, известного деятеля образования (особенно в сфере образования взрослых), с которым Радлиньска тесно сотрудничала, в том числе в Польском вольном университете. Именно благодаря им теория и практика внешкольного образования в послевоенной Польше были направлены на разработку программ, закладывающих основу созидательных функций образования.

Радлиньска предложила целый ряд направлений в сфере «внешкольного образования». По ее мнению, оно переплетается с «различными видами социальной работы, является частью трудовой деятельности и досуга, становится важным компонентом многих культурных событий»2. Хелена Радлиньска часто использовала понятие «внешкольное образование» для описания учебной деятельности, организованной за пределами системы школьного обучения, «в которую вовлечены люди всех поколений»3. В этом контексте образование взрослых могло являться его важной составной частью. Однако в различных работах и выступлениях Радлиньской (особенно на раннем этапе ее педагогической деятельности) данные понятия использовались как взаимозаменяемые. Один из ее биографов также отмечает, что «связующим элементом между внешкольным образованием и образованием взрослых в проектах Радлиньской является образовательное движение. Существует два основных направления. Первое реализуется через организации, политические, социальные, культурные, экономические или религиозные объединения для <народа>, <молодежи>, <масс>... Его главной характеристикой является пассивная принадлежность, способствующая появлению <ярых приверженцев> или членов группы, подчиняющихся лидеру>... Другой вид образовательного движения представляют организации, реализующие свои цели <через> своих членов. Они привлекают активистов, беря на себя задачу подготовки самостоятельных созидателей новой жизни>»4.

Важным инструментом образования, по мнению Х. Радлиньской, является книга (а библиотеки - это «учреждения, предоставляющие инструментарий»5). С учетом уровня развития средств

1 Radlinska H. Wspotczesne formy pracy oswiatowej, [в:] Encyklopedia wychowania, ed. by S. tempicki. Т. III. Warszawa 1937. С. 612.

2 Там же. С. 611.

3 Theiss W. Указ. соч. С. 92.

4 Там же. С. 97-98.

5 Radlinska H. Wspotczesne formy pracy oswiatowej... С. 623.

233

массовой информации, это имело особое значение для населения, проживающего вдали от традиционных центров образования и науки (в сельских районах). Она справедливо понимала, что в этих условиях книга и печатное слово являются важным фактором преодоления социально-культурной изоляции жителей сельской местности - крестьян, расширяют их среду обитания, обогащают их ценностями национальной культуры и являются «связующим звеном с остальным миром»1. Для развития культуры чтения в данных условиях она продолжала продвигать идею «мобильных библиотек», подчеркивая, что данный способ популяризации книг и печатного слова не только позволяет привлечь наименее подготовленных читателей, но и направлен на «удовлетворение интеллектуальных потребностей пробужденных слоев населения, жаждущих серьезной литературы»2.

В послевоенный период Хелена Радлиньска поднимала проблему внешкольного обучения и непрерывного образования на многочисленных национальных конференциях и совещаниях, посвященных обсуждению этого вопроса. Кроме того, она принимала участие во многих международных встречах, в том числе в конференциях Всемирной ассоциации образования взрослых в Кембридже (1929 г.) и Дюрбюи-на-Урте (Бельгия, 1932 г.).

После Второй мировой войны Радлиньска работала над этой проблемой (образования взрослых) в Университете Лодзя. В 1947 г. она опубликовала знаменитый справочник, посвященный образованию взрослых: «Oswiata doroslych. Zagadnienia - dzieje - formy -pracownicy - organizacja» («Образование взрослых. Проблемы - история - формы - работники - организация»), в котором были отражены ее более ранние идеи и концепции.

Практическая деятельность в области внешкольного обучения и непрерывного образования в Польше - и особенно образования взрослых - тесно связаны с именем Хелены Радлиньской. Она внесла значительный вклад в развитие культуры чтения и движения самообразования (еще до восстановления независимости Польши), а также в работу различных образовательных объединений, в том числе упоминавшегося выше Народного университета имени Адама Мицкевича, основанного в 1898 г., который связан с развитием концепции «расширения университета», зародившейся в Великобритании во второй половине XIX в. С одной стороны, это было учрежде-

1 Radlinska H. Oswiata i kultura wsi... С. 257.

2 Radlinska H. Zagadnienia bibliotekarstwa i czytelnictwa / ed. by I. Lepalczyk. Wroclaw, 1961. С. 147-148.

234

ние, в котором учебный процесс был направлен не на получение свидетельства, а, в основном, на удовлетворение интеллектуальных интересов и познавательных потребностей людей (с помощью лекций и дискуссий), а с другой стороны, университет стал учебным заведением, открытым для всех желающих самостоятельно углубить свои знания, независимо от возраста, рода занятий, профессии и образования1. При значительной поддержке Х. Радлиньской Народным университетом им. А. Мицкевича была создана относительно хорошо организованная сеть библиотек (в том числе мобильных) и читальных залов, в задачи которой входила популяризация литературы. Опираясь на зарубежный опыт, Радлиньска создала так называемую "краковскую систему" организации библиотечного дела2.

После восстановления независимости Польши Радлиньска сотрудничала с народным движением по организации Института образования и культуры им. Станислава Сташица (Instytut Oswiaty i Kultury im. Stanislawa Staszica), руководила отделом образования Центральной ассоциации фермеров (Dzial Oswiaty Centralnego Zwi^zku Kolek Rolniczych), оказывала поддержку при реализации инициатив в области образования сельской молодежи. Когда после закрытия школы в Шице в 1931 г. молодые крестьяне решили создать новую высшую народную школу-пансион, Х. Радлиньска вошла в совет Кооператива фермеров по управлению высшими народными школами (Spoldzielnia Rolnicza dla Prowadzenia Uniwersytetow Wiejskich). Именно благодаря значительной помощи со стороны этого кооператива в 1932 г. новая высшая народная школа открылась в поселке Гач Пшевосрка.

В 1925 году Х. Радлиньска основала колледж образования и социальной работы (Studium Pracy Spoleczno-Oswiatowej) при педагогическом факультете Польского вольного университета (Wydzial Pedagogiczny Wolnej Wszechnicy Polskiej) в Варшаве и руководила им до 1939 г. Колледж осуществлял подготовку работников для различных сфер социально-культурной жизни (инструкторов по организационной и социально-воспитательной работе, преподавателей высших народных школ и народных университетов, руководителей благотворительных домов и клубов молодежи, работников фермерских кооперативов, сельских библиотекарей).

1 См.: Wroczynski R. Praca oswiatowa. Warszawa, 1965. С. 77 и др.; J. Mi^so, Geneza i rozwoj uniwersytetow powszechnych w Anglii, „Rozprawy z Dziejow Oswiaty” 1984, т. XXVI, С. 109, 122 и др.

2 См. дополнительно: H. Radlinska, Z dziejow pracy spotecznej..., с. 352.

235

Хелена Радлиньска не прекращала свою практическую педагогическую деятельность и во время нацистской оккупации и Второй мировой войны. Она сотрудничала с секретным Народным институтом образования и культуры (Ludowy Instytut Oswiaty i Kultury), читала лекции и руководила социально-образовательными исследованиями в области подпольного образования1. По окончании войны она также занималась вопросами внешкольного образования, помогала восстанавливать Ассоциацию рабочих университетов (Towarzystwo Uniwersytetu Robotniczego) и Ассоциацию высших народных школ Польши (Towarzystwo Uniwersytetow Ludowych Rzeczypospolitej Polskiej). Однако данные учреждения не смогли пережить начало новой, непростой социально-политической эпохи, а самой Радлиньской в 1950 г. было запрещено преподавать в Университете Лодзя.

1 Radlinska H. Oswiata i kultura wsi polskiej...C. 38-39.

236

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.