Научная статья на тему 'Внешкольное образование во второй половине XIX - начале ХХ века'

Внешкольное образование во второй половине XIX - начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
381
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ / SUNDAY SCHOOLS / БИБЛИОТЕКИ / LIBRARIES / ЧИТАЛЬНИ / НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ / POPULAR READING / НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / PEOPLE'S UNIVERSITIES / МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / MINISTRY OF EDUCATION / СВЯТЕЙШИЙ СИНОД / HOLY SYNOD / ЗЕМСТВА / СЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА / RURAL COMMUNITIES / ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / MUNICIPAL GOVERNMENT / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / OUT OF SCHOOL EDUCATION / READING ROOMS / LOCAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кошина Ольга Владимировна

Автор анализирует разные формы внешкольного образования: воскресные школы, народные чтения, библиотеки, общедоступные читальни, народные университеты. Они были призваны способствовать широкому распространению грамотности и общей культуры среди неграмотного взрослого населения низших сословий и отчасти компенсировать недостаток организованных начальных училищ. По наблюдениям автора статьи, внешкольное образование развивалось благодаря общественной и частной инициативе, поддержке земств, либеральной интеллигенции и духовенства. Большую роль в распространении внешкольных знаний играли Петербургский и Московский комитеты грамотности, книжные издательства, библиотеки. Исследователь приходит к выводу, что официальные школьные власти боялись распространения революционных идей через эти формы общественного образования и периодически накладывали запреты и ограничения на его институты, вводили цензуру. Несмотря на это, внешкольное просвещение послужило дополнительной формой образования и самообразования, одним из средств борьбы с вредными привычками. Оно расширяло социокультурный кругозор малограмотных низших слоев населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUT OF SCHOOL EDUCATION IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURY

The author analyzes the different forms of non-formal education: Sunday school, people reading, libraries, public reading rooms, people’s universities. They were designed to promote widespread literacy and culture among the general adult population illiterate lower classes and partly compensate for the lack of organized primary schools. According to the observations of the author, school education developed through public and private initiative, supported by the local government, the liberal intelligentsia and the clergy. An important role in the dissemination of knowledge extracurricular played Petersburg and Moscow literacy committees, publishing houses and libraries. The researcher concludes that the official school authorities feared the spread of revolutionary ideas through these forms of public education, and periodically imposed bans and restrictions on its institutions, impose censorship. Despite this, the non-formal education will be an additional form of education and self-education, a means of combating harmful habits. It expanded social and cultural horizons of uneducated lower classes.

Текст научной работы на тему «Внешкольное образование во второй половине XIX - начале ХХ века»

УДК 374(470)"18/19" ББК Ч40

О. В. Кошина

ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX века

Ключевые слова: внешкольное образование, воскресные школы, библиотеки, читальни, народные чтения, народные университеты, Министерство народного просвещения, Святейший Синод, земства, сельские общества, городское самоуправление, самообразование.

Автор анализирует разные формы внешкольного образования: воскресные школы, народные чтения, библиотеки, общедоступные читальни, народные университеты. Они были призваны способствовать широкому распространению грамотности и общей культуры среди неграмотного взрослого населения низших сословий и отчасти компенсировать недостаток организованных начальных училищ. По наблюдениям автора статьи, внешкольное образование развивалось благодаря общественной и частной инициативе, поддержке .земств, либеральной интеллигенции и духовенства. Большую роль в распространении внешкольных знаний играли Петербургский и Московский комитеты грамотности, книжные издательства, библиотеки. Исследователь приходит к выводу, что официальные школьные власти боялись распространения революционных идей через эти формы общественного образования и периодически накладывали запреты и ограничения на его институты, вводили цензуру. Несмотря на это, внешкольное просвещение послужило дополнительной формой образования и самообразования, одним из средств борьбы с вредными привычками. Оно расширяло социокультурный кругозор малограмотных низших слоев населения.

o. V. Koshina

OUT OF SCHOOL EDUCATION IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURY

Keywords: out of school education, sunday schools, libraries, reading rooms, popular reading, people's universities, Ministry of Education, The Holy Synod, local government, rural communities, municipal government, self-education.

The author analyzes the different forms of non-formal education: Sunday school, people reading, libraries, public reading rooms, people's universities. They were designed to promote widespread literacy and culture among the general adult population illiterate lower classes and partly compensate for the lack of organized primary schools. According to the observations of the author, school education developed through public and private initiative, supported by the local government, the liberal intelligentsia and the clergy. An important role in the dissemination of knowledge extracurricular played Petersburg and Moscow literacy committees, publishing houses and libraries. The researcher concludes that the official school authorities feared the spread of revolutionary ideas through these forms of public education, and periodically imposed bans and restrictions on its institutions, impose censorship. Despite this, the non-formal education will be an additional form of education and self-education, a means of combating harmful habits. It expanded social and cultural horizons of uneducated lower classes.

Во второй половине XIX - начале ХХ в. взрослого населения в детстве не прошло через большую роль в просвещении низших слоев начальную школу. Социально-экономическое населения России, помимо регулярной школы, развитие страны делало необходимым не проиграли различные формы внешкольного обра- сто распространение элементарной грамот-зования, поскольку подавляющее большинство ности, но и нравственное развитие населения,

66 ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ 4 (32) 2015

гуманитарной науки и образования - V л

включение его в социокультурные процессы [1]. Среди деятелей педагогики, науки, образования стала популярной идея не узкой профессиональной специализации, не сословного образования, а общечеловеческого воспитания для всех слоев населения.

Одной из характерных черт социокультурного развития второй половины XIX в. стала демократизация системы образования, доступность знаний низшим слоям населения, лишенным возможности учиться на протяжении долгих предшествующих столетий [3, с. 39].

Решение этих задач возлагалось не только на организованные начальные училища, но и на воскресные школы, общедоступные читальни, библиотеки, народные чтения. Первый опыт внешкольных форм образования сложился в крупных городах уже в конце 1850-х гг. Одним из главных идеологов воскресной школы как школы, приобщающей не только к основам научных знаний, но и к интеллектуальной и нравственной культуре, был Н. И. Пирогов. «Н. И. Пирогов не ограничивался декларированием своих идей в публицистике. Ознакомившись с западноевропейским опытом организации народных школ для взрослых в Дании, Германии, он в 1859 г. открыл в Киеве первую в России воскресную бесплатную школу. Будучи попечителем Киевского учебного округа, ученый сам преподавал в этой школе» [5, с. 13-14].

Вскоре воскресные школы для взрослых возникли в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. К 1862 г. по 53 губерниям таких школ было 316. Они работали в Петербургском, Московском, Казанском, Киевском, Одесском, Харьковском учебных округах и в Сибири. Воскресные школы возникли в результате общественной инициативы. Труд преподавателей был бесплатным. Им помогали не только педагоги-методисты, но и представители творческой интеллигенции, например, писатель Н. Г. Помяловский, критик В. В. Стасов и др.

В воскресных школах сложилась большая свобода преподавания, педагоги сами разрабатывали учебные программы и выбирали учебные пособия. Их образовательные программы были шире программ государственных училищ и включали основы географии, физики, химии, естественной истории. Пре-

подавательский состав в основном составляла молодая либеральная интеллигенция. Воскресные школы посещали не только взрослые люди, но и многочисленные дети и подростки, занятые наемным трудом и непрошедшие начальную школу. В воскресные школы разрешалось принимать и абсолютно неграмотных.

Первое время воскресные школы были одобрены правительством и быстро распространялись по стране. Но общественный характер воскресных школ и либеральные настроения педагогов смущали чиновников от образования: «Уже в мае 1860 года Министерство народного просвещения приравняло воскресные школы к государственным начальным училищам и устранило из учебных планов географию, историю и ряд других общеобразовательных предметов. Со стороны Министерства внутренних дел с мая 1860 года начинают приниматься репрессивные меры, вплоть до закрытия отдельных школ. Министерство народного просвещения разрешает использовать в воскресных школах только те учебники, которые одобрены Учебным комитетом» [5, с. 15].

В 1861 г. Министерством народного просвещения в воскресные школы были назначены особые наблюдатели из представителей гражданского и духовного ведомства, а 12 июня 1862 г. «по высочайшему повелению» распоряжением министра просвещения воскресные школы были закрыты.

В начале 1870-х гг. прямой запрет на воскресные школы был снят. В 1871 году издается инструкция для инспекторов народных училищ с указанием заботиться об устройстве при училищах воскресных и вечерних занятий для взрослых, города же и земства ассигнуют на занятия со взрослыми значительные суммы из средств городского самоуправления [4, с. 243-244].

По данным Министерства народного просвещения за 1905 г., воскресных школ насчитывалось по России 782. Однако, по мнению многих исследователей, в начале ХХ в. они потеряли прежнее значение. Взрослое население «переросло» эту форму просвещения и нуждалось в более систематическом образовании.

Другой формой внешкольного просвещения стали народные чтения. Помимо рас-

пространения грамотности среди взрослого населения низших сословий, целью педагогической общественности было отвлечение народа от дурных привычек: «В конце 60-х годов на народные чтения указывали, как на средство отвлечь рабочий народ от пьянства в воскресные и праздничные дни» [12, с. 127].

Ограничения и контроль администрации касались и народных чтений. По правилам 1876 года народные чтения могли устраиваться «только в губернских городах с разрешения господина попечителя учебного округа». Они находились «под надзором директора или, в случае его отсутствия, инспектора народных училищ». К прочтению допускались «только брошюры, одобренные для этой цели Министерством народного просвещения или Св. Синодом». К самому чтению допускались «духовные лица, учителя учебных заведений, а для участия частных лиц требовалось согласие директора народных училищ и губернатора» [12, с. 128]. По этим правилам народные чтения проводились почти 20 лет.

С началом массового распространения церковно-приходских школ в середине 1880-х гг., их руководителям, священникам, было дано право проводить народные чтения в селах и деревнях. Им не требовалось никакого разрешения. В 1891 г. обер-прокурор Синода К. Победоносцев признал желательным, чтобы все воскресные школы были подчинены духовному ведомству, с чем согласился министр народного просвещения. В результате духовное ведомство получило привилегии в открытии воскресных школ [8, с. 14-15].

В 1890-х гг. вышли новые правила о народных чтениях, которые допускали их проведение в уездных городах, селах и деревнях. Но разрешение чтений было «обставлено прямо невероятными трудностями: для открытия их требовалось испросить разрешение у трех министров (Народного просвещения, Внутренних дел и Обер-прокурора Св. Синода). Иногда проходили года, прежде чем ходатайство получало удовлетворение, а бывали случаи, когда после двух или трех лет хлопот и ожиданий приходил отказ в разрешении» [12, с. 129].

Приведем в качестве примера «Отношение 1897 года Буинского уездного училищ-

ного совета Симбирской губернии об ис-ходатайствовании разрешения у Губернского училищного совета на устройство народных чтений в Убеевском и Хомбуч-Батыревском сельских училищах. Устроителем чтений считать училищный совет, ответственными наблюдателями священников Добромыслова и Михайловского» [2, л. 5 об.].

Министерство народного просвещения создало специальную комиссию, которая составляла и издавала брошюры для народных чтений. В 1870-х гг. и в начале 1880-х гг. ничего, кроме изданий этой комиссии, читать в народных аудиториях было нельзя.

Несмотря на все сложности, к середине 1890-х гг. народные чтения играли заметную роль в просвещении взрослых. В городе, где публика была более подготовленная, уровень культуры выше, для оживления чтений появился «волшебный фонарь». В деревню он проник позже и не повсеместно, из-за дороговизны самых фонарей, ограниченных возможностей в провинции раздобыть сами картины, а также из-за более низкого культурного уровня публики. Из доклада Горбатовского уездного училищного собрания уездного земского собрания Самарской губернии за 1907-1908 гг.: «Чтения с туманными картинами для взрослых в начальных училищах уезда с 1905 года уменьшились и прекратились. Недостаток волшебных фонарей, теснота классов, а главным образом, некультурность публики, которая с 1905 года стала держать себя на чтениях излишне развязно» [11, л. 7 об.].

Чтения обычно проводились при школах, реже в волостных правлениях или других общественных или частных помещениях. Устраивали их чаще всего учителя, земские врачи и другие местные интеллигенты. Было немало случаев возникновения таких чтений частным образом, без всякого разрешения, если местная администрация соглашалась смотреть на это сквозь пальцы из доверия к устроителям чтений. Так, возникали чтения на фабриках, заводах, железнодорожных станциях [12, с. 130].

3 декабря 1902 г. вышли новые «Правила о народных чтениях», устраиваемых при учебных заведениях Министерства народного просвещения. В них говорилось, что чтения «проводиться могут как в помещениях

ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ 4 (32) 2015 гуманитарной науки и образования - V л

учебных заведений, так и вне. При начальных училищах - под контролем училищного совета с разрешения уездного училищного совета, в училищах, подчиненных Дирекциям, - с разрешения Инспектора, при городских 1872 года - с разрешения Дирекции, в других - необходимо довести до сведения Попечителя учебного округа. Расходы возлагаются на местные средства и могут быть пособия из сумм Министерства народного просвещения, направляемые на общие нужды народного образования в губернии. К участию привлекаются только лица педагогического и учебно-административного персонала Министерства народного просвещения. Если участвует посторонний, должно быть удостоверение от начальника губернии. Проводятся по печатным сочинениям, допущенным Министерством народного просвещения, если используются рукописные или не утвержденные - только с одобрения Директора. Можно использовать световые картины. Записи о чтениях включаются в отчет. Ответственность лежит на начальниках учебных заведений. Общий надзор осуществляют Директор и Инспектор народных училищ, высший контроль - Попечитель учебного округа. Попечитель может устранять чтецов, прекращать чтения» [7, л. 56-56 об.].

С начала 1900-х гг. положение народных чтений значительно изменилось. Расширился круг разрешенных книг, надзор за ними передавался уездным училищным советам. Было допущено произнесение чтений устно и устное объяснение картин и других наглядных пособий. Можно было читать по своей рукописи, при условии предварительного представления ее на цензуру директору народных училищ. Но, по мнению Н. В. Чехова, «...все эти льготы пришли слишком поздно, когда народные чтения уже отжили свой век, как одна из форм просвещения взрослых. У взрослого населения являются более серьезные умственные запросы, является стремление к систематическому приобретению знаний. Чтение становится низшею формою передачи этих знаний и начинает играть второстепенную роль. Только духовенство в своей религиозно-нравственной работе берет теперь эту форму себе и начинает ею пользоваться довольно широко, да для полу-казенных и полу-

общественных попечительств народной трезвости они становятся довольно обычною формою их деятельности. Попечительства эти местами создают даже целые кадры разъездных лекторов с волшебными фонарями для деревень» [12, с. 131].

Помимо воскресных школ и народных чтений, распространению грамотности и поддержанию культурного уровня взрослого населения способствовали библиотеки и читальни. Распространение библиотек тоже шло непросто, по многим причинам. Например, из-за отсутствия доступных по содержанию и дешевых книг для народа или из-за невнимания общественных и государственных структур к этой сфере просвещения. В 1870-1880-х гг. преобладало мнение, что взрослый читатель из народа тот же ребенок. Поэтому книги, приобретенные для детской школьной библиотеки, пригодны и для чтения взрослым.

Но постепенно эти стереотипы разрушались. В 1890-е гг. началось массовое создание общественных библиотек и народных читален, главным образом, благодаря частной инициативе. Сначала они появились в городах, но вскоре распространились и в сельской местности, для которой это было особенно важно. Школы были далеко не в каждом селе. Наличие библиотеки или общедоступной читальни в какой-то степени становилось для малограмотного населения способом расширения кругозора и сдерживания возвратной безграмотности.

Цивильская уездная земская управа Самарской губернии в начале ХХ в. строила планы: «Для поддержания грамотности, приобретенной в школах, нужно открыть по одной библиотеке на каждую волость, в деревнях, расположенных вдали от школ» [11, л. 14].

В сельской местности заботились о библиотеках, главным образом, земства и сельские общества, в качестве библиотекарей привлекались местные учителя. Попечителями выступали земские начальники или священники. Инспектор народных училищ Новоузенского уезда сообщал в 1898 г. в Самарскую губернскую земскую управу: «Библиотеки-читальни: город Но-воузенск - библиотека открыта попечительством о народной трезвости, заведует

учитель приходского училища; село Новорепное - библиотека при второклассной церковно-приходской школе открыта на средства сельского общества; село Кури-ловка - библиотека открыта на средства сельского общества, заведует учитель; село Николаевка - библиотека содержится на средства сельского общества, заведует учитель; село Федоровка - библиотека существует на средства земских благотворителей; село Дергачи - библиотеку открыло земство; деревня Морш - библиотека существует на средства волости; слобода Орловский Гарт -на средства сельского общества; село Чере-баево - библиотеку содержит земство; село Иловатый Ерик - тоже земство; слобода Малый Узень - библиотека на средства волости. Попечители библиотек: местные господа земские начальники и священники» [10, л. 10-11].

К 1915 г. в городах Казанской губернии было 9 библиотек и читален, поступало 7 газет и журналов. В городской местности Пензенской губернии насчитывалось 7 библиотек и читален, приходили 1 газета и 1 журнал. В городах Самарской губернии к 1915 г. было 8 библиотек и читален и присылалось 6 газет и журналов. Горожане Симбирской губернии имели 7 библиотек и читален, в которые приходило 6 газет и журналов [9, с. 10].

Заметную роль в развитии внешкольного образования на рубеже Х1Х-ХХ вв. стали играть земства. Из доклада Самарского уездного земского собрания «О внешкольном образовании в Самарской губернии» за 1907-1908 гг.: «Очередное Самарское уездное земское собрание, стремясь укрепить в народной массе приобретенные ею в школе познания, признало необходимым учредить в некоторых пунктах уезда особую организацию по проведению внешкольного образования, предварительно произведя исследование влияния школ в селениях уезда, расположенных в различных географических условиях и различных условиях по времени существования школ» [11, л. 6].

Весомый вклад в развитие различных форм внешкольного образования вносили Московский и Петербургский комитеты грамотности. Петербургский комитет грамотности ставил своей целью «содействовать материальными и нравственными средствами

распространению грамотности и полезных знаний преимущественно между крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости». Один из проектов устава комитета был составлен И. С. Тургеневым. С 1861 по 1895 г. комитет разослал свыше миллиона и издал в 1880 г. около миллиона книг, организовал 110 библиотек в разных губерниях [5, с. 19].

Петербургский комитет грамотности в 1914 г. выступил с таким предложением о распространении книг: «В каждом губернском городе при Губернском правлении есть типография с Газетной экспедицией для рассылки «Губернских ведомостей» и других работ типографии. Можно организовать продажу и рассылку книг из столицы по губернии не по почте, а при случае с чиновниками, отправляющимися или возвращающимися в уезды. За такое комиссионерство платить им 5-6 % от суммы продажи книг. Правлению выгодно, оно получит средства на устройство шкафов для хранения книг. Остаток пустить на лучшие сочинения бесплатной чиновничьей библиотеки. В качестве книжных комиссионеров могут также выступать наставники учебных заведений и мировые посредники. Объявления о книгах помещать в «Губернских ведомостях» [6, л. 13].

Одной из форм внешкольного распространения грамотности были проекты известных издательств того времени в сотрудничестве с деятелями науки и образования по развитию домашнего чтения. В издательстве И. Д. Сытина была запущена серия «Библиотека для самообразования». Комиссией домашнего чтения, в которую входили преподаватели высших и средних учебных заведений, в середине 1890-х г. была издана «Программа домашнего чтения», рассчитанная на четыре года самостоятельных занятий. Выпуски этой программы регулярно переиздавались значительными для того времени тиражами. Одновременно комитетом Педагогического музея выпускалась «Программа чтения для самообразования» (СПб., 1895), которая также выдержала несколько изданий. Большой коллектив видных ученых (И. М. Сеченов, А. Г. Столетов, К. А. Тимирязев и др.) участвовал в составлении и издании «Толкового указателя для выбора книг по важнейшим

ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ 4 (32) 2015 гуманитарной науки и образования - V л

отраслям знаний» - «Книги о книгах» (М., 1892) [5, с. 18]. Эти библиографические указатели способствовали самообразованию разных социально-демографических групп взрослого населения, их интеллектуальному развитию, расширению культурного кругозора, служили основой для пополнения домашних и общественных библиотек.

В начале ХХ в. недолго существовала еще одна форма внешкольного образования для взрослого населения - народные университеты. Первые народные университеты открылись осенью 1906 г. в Москве, потом в Санкт-Петербурге, Астрахани, Баку, Воронеже, Казани, Пскове, Ростове, Самаре, Саратове, Смоленске, Твери и других городах. Они были общедоступны. Плата за лекции в народных университетах была символической, слушатели не регистрировались, не несли каких-либо обязательств.

Таким образом, на рубеже Х1Х-ХХ вв. сложилось и с переменным успехом было опробовано несколько форм внешкольного образования: воскресные школы, народные чтения, библиотеки, общедоступные читальни, народные университеты. Они были призваны способствовать широкому распространению грамотности и общей культуры среди неграмотного взрослого населения низших сословий и отчасти компенсировать недостаток организованных начальных училищ. Внешкольное образование развивалось благодаря общественной и частной инициативе, поддержке земств, либеральной интеллигенции и духовенства. Несмотря на определенное недоверие официальных школьных властей к этим формам общественного образования, внешкольное просвещение служило дополнительной формой образования и создавало широкую образовательную среду для малограмотных низших слоев населения.

Библиографический список

1. Арсентьев Н. М. Академическая и университетская гуманитарная наука в формировании общероссийской идентичности : региональная практика гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания // Интеграция образования. - 2008. - № 4. - С. 83.

2. Государственный архив Ульяновской области. - Ф. 768. - Оп. 1. - Д. 32.

3. Кошина О. В. Развитие образования в контексте социально-экономических процессов во второй половине XIX - начале ХХ века / О. В. Кошина // Экономическая история. - 2010 (11). -№ 4. - С. 37-47.

4. Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования / Е. Н. Медынский. - М. ; Л., 1925. - Т. 1 - 3.

5. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. Т. I. Социально-экономические и правовые предпосылки развития образования взрослых. Кн. 1. История развития образования взрослых в России (Электронный ресурс). - СПб., 2000. -URL: http://iovrao.ru/

6. Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 91. - Оп. 3. - Д. 4.

7. РГИА. - Ф. 733. - Оп. 227. - Д. 2.

8. Серополко С. Внешкольное образование : сб. ст. / С. Серополко. - М. : Изд-во журн. Пед. листок, 1912. - 128 с.

9. Статистический ежегодник России 1915 г / Изд. Центр. стат. комитета МВД. - Пг, 1916. - 107 с.

10. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГА СО). - Ф. 5. - Оп. 30. - Д. 7.

11. ЦГА СО. - Ф. 372. - Оп. 1. - Д. 372.

12. Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века / сост. Н. В. Чехов. - М. : Польза, 1912. - 227 с.

References

1. Arsent'ev N. M. Akademicheskaja i universitetskaja gumanitarnaja nauka v formirovanii obshherossijskoj identichnosti : regional'naja praktika grazhdansko-patrioticheskogo i duhovno-nravstvennogo vospitanija // Integracija obrazovanija. - 2008. - № 4. - S. 83.

2. Gosudarstvennyj arhiv Ul'janovskoj oblasti. - F. 768. - Op. 1. - D. 32.

3. Koshina O. V. Razvitie obrazovanija v kontekste social'no-jekonomicheskih processov vo vtoroj polovine XIX - nachale XX veka / O. V. Koshina // Jekonomicheskaja istorija. - 2010 (11). № 4. S. 37-47.

4. Medynskij E. N. Jenciklopedija vneshkol'nogo obrazovanija / E. N. Medynskij. - M. ; L., 1925. -T. 1-3.

5. Obrazovanie vzroslyh na rubezhe vekov: voprosy metodologii, teorii i praktiki. T. I. Social'no-jekonomicheskie i pravovye predposylki razvitija obrazovanija vzroslyh. Kn. 1. Istorija razvitija obrazovanija vzroslyh v Rossii (Jelektronnyj resurs). SPb., 2000. - URL: http://iovrao.ru/

6. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA). - F. 91. - Op. 3. - D. 4.

7. RGIA. - F. 733. - Op. 227. - D. 2.

8. Seropolko S. Vneshkol'noe obrazovanie : sb. st. / S. Seropolko. - M. : Izd-vo zhurn. Ped. listok, 1912. - 128 s.

9. Statisticheskij ezhegodnik Rossii 1915 g. / Izd. Centr. stat. komiteta MVD. - Pg., 1916. - 107 s.

10. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Samarskoj oblasti (CGASO). - F. 5. - Op. 30. - D. 7.

11. CGASO. - F. 372. - Op. 1. - D. 372.

12. Chehov N. V. Narodnoe obrazovanie v Rossii s 60-h godov XIX veka / sost. N. V. Chehov. - M. : Pol'za, 1912. - 227 s.

Поступила в редакцию 5 сентября 2015 г

Сведения об авторе

кошина Ольга Владимировна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: история школьного образования во второй половине XIX - начале ХХ в. Автор 63 научных и учебно-методических работ, в том числе 1 монографии и 1 учебного пособия (в соавторстве).

Тел.: 8-927-170-26-71

E-mail: koshinaolga@rambler.ru

72 ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ 4 (32) 2015

гуманитарной науки и образования - V л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.