Научная статья на тему 'Внешкольная и общественная работа костромского учительства в социокультурном контексте жизни послевоенной провинции (1945 1953)'

Внешкольная и общественная работа костромского учительства в социокультурном контексте жизни послевоенной провинции (1945 1953) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пигалева Надежда Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешкольная и общественная работа костромского учительства в социокультурном контексте жизни послевоенной провинции (1945 1953)»

35.См.: Народное образование в СССР. Сб. с. 94.

док. 1917-1973 гг., с. 424. 38. См.: 18 съезд ВКП(б). Стенографический

36. Там же, с. 426. отчёт. М.,1939, с. 37.

37. См.: Советская интеллигенция. М., 1977,

Н.П. ПИГАЛЕВА

ВНЕШКОЛЬНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА КОСТРОМСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ ЖИЗНИ ПОСЛЕВОЕННОЙ ПРОВИНЦИИ (1945 - 1953)*

Образование как процесс обучения, просвещения, усвоения совокупности знаний, приобщения к культуре, в широком смысле слова, является важным фактором развития цивилизованного общества и государства. Экономическое состояние общества, социально-политическая ситуация, ценностные ориентации, господствующая мораль и идеология в числе основных факторов оказывают мощное воздействие на функционирование и развитие системы формирования личности. В любом государстве и обществе существует определённый эталон нужного ему человека. Идеологическая направленность всей работы советской школы диктовала определенные требования к деятельности учителя как на уроках, так и во внеурочное время.

Практически все учителя послевоенного времени были классными руководителями, осуществляли как учебную, гак и внеклассную работу. Из воспоминаний Суворова Андрея Андреевича, учителя истории Ореховской средней школы Костромской области: «Большая роль принадлежала классному руководителю. Он подводил итоги учёбы класса, отчитывался перед администрацией. В плане урока была «воспитательная минутка», в содержании которой прослеживалась связь школьной жизни с районом, областью. Под руководством классного руководителя, а также при участии учкома и комитета комсомола в школе выходили стенгазеты. Отстающих учеников рисовали в виде черепахи и выдавали им знамя

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследова-тельского проекта «Костромское учительство в XX веке», проект № 07-01-54002а/Ц.

1 Интервью из архива автора

2 Там же. - Ф. 765. - Оп. 3. - Д. 7. - Л. 54.

из рогожи»1.

У заинтересованных и подготовленных к работе учителей были достаточно интересные методы внеурочной работы по своим предметам. Например, преподаватели географии практиковали «путешествия по карте», допустим, из Костромы до Сталинграда, с заданием рассказать -какая встречалась пою да на пути, какой климат и т.п. Осуществлялось практическое ознакомление учащихся с глазомерной съемкой местности: применялось умение пользоваться топографическим планом, ориентацией на местности по компасу, солнцу и Полярной звезде. Проводились экскурсии на природу, учащиеся посещали метеорологическую станцию, где знакомились с приборами для изучения природы. Это позволяло увидеть применение знаний на практике.

Во внеурочное время учителя вместе с учениками изготовляли наглядные пособия (например, формы рельефа земной поверхности), организовывали просмотры кинофильмов на исторические темы. Преподаватели составляли головоломки, шарады, географические задачи, которые ученики решали на проводившихся олимпиадах. Организовывались совместные выпуски художественно оформленных научных викторин. Часто проходили практикумы по пению, рисованию, физкультуре.

В некоторых районах возникали свои традиции в работе, например, в школах Нейсюого и Парфеньевского районов Костромской области ежегодно проводили «Неделю сада»2.

В большинстве школ существовали свои газеты, это была «настенная печать». Для некоторых учеников это был важный источник информации, т.к. в большинстве семей не было ни радио, ни газет. В Костроме постоянно проходили

© Н.П. Пигалева, 2008

243

смотры лучших школьных стенных газет городов и районов. Нужно отметить, что такая работа значительно раздвигала рамки воздействия школы, способствовала сближению учителей и учеников, формировала умения взаимодействовать с разными людьми, активность и неравнодушие учащихся. Учитель в этой ситуации был связующим звеном между школой и обществом, как в широком, так и в узком смысле.

Внеклассная работа велась, прежде всего, через кружки. В маленьком Кадыйском районе Костромской области из 2 222 учащихся в 49 кружках тридцать одной школ было занято 807 человек:

Всего же в 14 районах Костромской области из 43 229 человек в 1946 г. в кружках участвовало 14 483 человека. Хоровые и драматические кружки обеспечивали выступлениями не только школьные праздники, но и почти все концерты в

8 рукодельных кружков

11 драматических

9 литературных

17 хоровых

1 пожарный

1 исторический

2 кружка юннатов

В Костромской области можно отметить деятельность кружков юннатов. Учащиеся средних школ Сусанинского района, посещавшие такой кружок, знакомились с уходом за плодовыми садами, собирали семена яблок на пришкольных участках и, засеяв их, выращивали новые деревья. Ребята собирали гербарии дикорастущих трав, гербарии по морфологии цветковых растений, культурных злаков. Весной ученики под руководством учителей выращивали рассаду для школьного цветника, засаживали участки яровизированного картофеля, голозерного ячменя и

ГГАНИКО. - Ф. 765. - Оп, 2. - Д. 243. - Л. 5 (об)

2 Е. Грязев. Школьники помогают ухаживать за лесами // Северная правда - 1951. - 21 августа.

3 См.: Приложение №16.

4 История Костромского края: XX век / Под. ред. В.Р. Веселова. - Кострома, 1997. - С. 134.

городских и сельских клубах, приуроченные к датам «красного календаря». Конечно, о профессиональном обучении пению и драматическому искусству здесь речь не идет, так как учителя-руководители не являлись специалистами. Часто они лишь направляли детскую самодеятельность, причём музыкальные инструменты в этих кружках были лишь в школах Костромы, да и то не во всех. Художественные кружки иногда точнее было бы назвать кружками чтения. На них собирались после уроков, и учителя зачитывали отрывки из тех или иных произведений. Это было близко к внеклассному чтению и служило углубленному изучению программного материала. Похожая ситуация возникала и на исторических, географических и других кружках, которые создавались по предметам школьной программы1 .

130 чел. 121 чел. 158 чел.

35 чел.

14 чел. 35 чел.

овса. За посевами вёлся уход и наблюдение1.

Внешкольная деятельность учителей и учащихся часто была направлена на конкретные результаты. Реальную помощь Костромскому лесхозу оказывали две бригады школьников, которые ухаживали за лесокультурными посадками на площади 35 га 2.

Сельские учителя вместе с учащимися оказывали большую помощь колхозам. В 1948 году учителя Нейского района за лето выработали

1 627 трудодней, выжав вручную площадь в 27 га 3. Под руководством учителей в некоторых районах пионеры брали шефство над животноводческими фермами, где за каждым учеником был закреплён свой питомец4.

Одной из форм внеклассной работы учителей с учащимися в Костроме были лектории, ко-

торые устраивались как в школе, так и в Доме

пионеров. Темы лекций-разные: научного, исторического, литературного и другого харакхе-

314 чел.

ра, Их посещало в среднем от 100 до 300 человек. К конкретным датам и юбилеям организовывались школьные вечера, осуществлялся просмотр кинокартин и театральных постановок с последующим их обсуждением.

При школах №№ 18,26,31 г. Костромы были созданы три туристических отряда, кошрые периодически совершали походы за пределы Костромы и включились во всесоюзное движение под девизом «Путешествие по родному краю»5. Большое внимание уделялось спорту и развитию физкультуры. Часто спортивные и другие мероприятия проходили во время каникул на базе ютуба «Красный ткач»6.

Активное участие принимали учителя и в библиотечной работе. Правда, библиотекари имелись только в крупных школах города. В остальных же учебных заведениях учётом и выдачей книг занимались сами преподаватели. Работа была не из легких, В 1949 г. в школах Костромской области насчитывалась 941 библиотека с книжным фондом в 91 250 экземпляров. По статистике, один ученик читал в среднем за год до 30 книг Помимо обслуживания и учёта читателей, учителя, занятые библиотечным делом, регулярно проводили читательские конференции с обсуждением прочитанных книг7.

В послевоенное время внеурочная работа учительства была очень важна, поскольку остро стояла проблема детской беспризорности и безнадзорности детей, оставшихся с одним из родителей. Даже в полных семьях занятые работой родители не всегда уделяли должное внимание детям. Вся внеклассная работа учительства способствовала нормализации и стабилизации послевоенного провинциального общества.

Учителя обязаны были вести постоянную работу с родителями. От них требовали добиваться того, чтобы родители постоянно контролировали своих детей, проверяли их дневники, как

5 ЦДНИЯО. - Ф. 272. - Оп. 2. - Д. 23. - Л. 17.

6 Зимний праздник школьников // Северная правда. —1951. - 6 января; См.: Приложение №16.

7 ГАНИКО. - Ф. 765. - Оп. 1. Д. 890.-Л. 125.

8 ЦДНИЯО. - Ф. 272. - ОП. 226. -Д. 345. -Л.

15.

9 ЦДНИЯО. - Ф. 272. - ОІ1. 226. -Д. 557. -Л.

87 (об).

10 См.: Приложение №12.

11 ЦДНИЯО. - Ф. 272. - ОГ1.226 .-Д. 557. -Л.

117.

можно чаще сами встречались с преподавателями и классными руководителями*. У некоторых учителей работа, в основном, сводилась к родительским собраниям, темы могли быть такие: «Поведение взрослых - пример для ребёнка», «Сознательная дисциплина и пути её воспитания», «Воспитание моральных качеств» и др. Более опытные классные руководители знакомили родителей с инструкцией по экзаменам и проверочным испытаниям, анализировали состояние успеваемости, посещение уроков и дисциплину в классе, рассказывали родителям об их детях.

В обязанности классных руководителей входило посещение ссмей учащихся, знакомство с условиями их жизни. В некоторых школах учителя были обязаны писать характеристики семейного воспитания на каждого ученика своего класса9 . Если у учеников были проблемы в школе, то с родителями проводились беседы с целью исправить положение (например, изменить отношение к учебе, а если ученик не посещает школу, то вернуть его туда)10. Но чаще всего индивидуальная рабога с родителями ограничивалась вызовом к директору с требованиями «повлиять» на ученика11.

В сельских школах Костромской области учителя при помощи сельсоветов по местному радио, если такая возможность существовала, про-водили передачи для родителей, носившие воспитательный, идейно-пропагандистский характер12 . Кроме этого, через печать и радио, накануне учебного года учителя вели активную пропагандистскую деятельность, выступая с докладами и сообщениями просветительского характера: «Труд советского учителя», «Задачи педагогических учебных заведений», «О значении профессии учителя» и т.п.

С 1950 года стали появляться родительские комитеты, это ещё больше сближало школ)' с социумом, способс твовало активному взаимодействию учительского, ученического и родительского коллективов. Учителя выступили здесь связующим звеном между родителями и детьми, стали организаторами совместных дел, направленных как на развитие образования, так и на обустройство жизни в своих городах, сёлах и деревнях.

Классные руководители были не только в школах, но и в педагогических училищах. Документ с обязанностями классного руководителя,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2008

245

принятый решением Костромского областною совещания заместителей директоров по учебной части и преподавателей педагогических училищ 12-13 августа 1947 г., позволяет судить, что на первом мес те стояла идейно-политическая работа, поскольку речь шла о подготовке будущих учителей13. Правда, принять можно было любое решение. Какова была степень его выполнения, сказать трудно. Многое зависело от личных качеств преподавателя, условий работы, то есть наряду с объективными обстоятельствами почти всегда присутствовал и субъективный фактор.

Учительская интеллигенция принимала самое активное участие во всех важных общественных мероприятиях. Как уже было сказано, в первые послевоенные шды актуальной была проблема детской беспризорности. Над её решением работали не только органы власти, правоохранительные органы, но и педагоги, вовлекая неохваченных учёбой детей в школы-интернаты, детские колонии, ведомственные детские дома. Работа шла непросто, часто не хватало средств, кадров. Но после того как на основании приказа Министерства просвещения РСФСР от 12 мая 1947 г. за№ 273, изданного для исполнения Постановления Совета Министров от 19 апреля 1947 г. за № 204 «Об улучшении работы детских домов»14, были проведены массовые проверки состояния детских домов, выявились причины и другого характера.

В селе Пегрилове Кос тромской области выявили массу недостатков. Директор детского дома В.В. Ванников, как отмечалось по итогам проверки, «...имеет высшее образование, но руководит плохо, заботы о детях не проявляет, перед облоно ни разу не поставил вопрос о бедственном положении детского дома. Обращает на себя

12 Северная правда. - 1948. - 23 сентября; Северный рабочий. - 1949. - 19 апреля; 1951. - 5 января и др.

13 См.: Приложение №11.

и КПСС о культуре, просвещении, науке: Сб-к документов. - М., 1963.-С. 256.

15 ГАНИКО. - Ф. 765. - Оп. 2. - Д. 322. - ЛЛ.

1-3.

16 Там же. - Ф. 765. - Оп. 2, - Д. 322. - ЛЛ. 91-

92.

17 ГАНИКО. - Ф. 765. - Оп. 2. - Д. 322. - ЛЛ. 204-210.

18 Там же. - Ф. 765. - Оп. 1. - Д. 447. - Л. 15; ЦДНИЯО. - Ф. 272. - ОП. 224. - Д. 226. - Л. 48.

внимание то, что т. Ванчиков за время своего заведования, с августа по январь, купил себе и жене золотые часы, шубу на лисьем меху, аккордеон. Зато в спальных комнатах детского дома клопы, на кухне обилие тараканов. Меры к их уничтожению не применяются, все полотенца 1рязные. У детей чесотка, трое больны туберкулёзом. Помещение для кухни не приспособлено и мало по площади. На стенах висит верхняя одежда поваров и рабочих. Идейно-политическое воспитание обслуживающего персонала поставлено плохо. Сам директор уже 4-й месяц изучает первую главу «Краткого курса истории ВКП(б)». В свою очередь воспитатели, в процессе учебно-воспи-тательной работы, могли на всю неделю запланировать только «чтение книг» и всё. А в плане работы по организации детей ставят целью -«... 1ХУГ0ВИТБ детский коллектив для защиты своих интересов от директора»15. По итогам проверки были сделаны следующие выводы: один из самых существен ных недостатков работы детских домов и школ, где обучались воспитанники детских домов, - это неудовлетворительное состояние учебно-воспитательной работы. Чаще всего это объяснялось слабым руководством и контролем со стороны облоно и районных отделений народного образования, а также непродуманным подбором руководящих кадров детских домов и наличием большого количества воспитателей без соответствующею образования.

С апреля по май 1947 г. в Костромской области из 78 директоров детских домов было сменено 14, из которых 10 - за профессиональную непригодность, за бытовое разложение и хищения. Два директора, совершивших хищение ценностей, скрылись, а три директора - отданы под суд16. Качество подготовки администрации детских домов было не всегда удовлетворительным. По представленным данным Костроме кою облоно, из 78 директоров с высшим образованием было всего 6 человек, а из 53 завучей - только четверо были с высшим образованием. У воспитателей высшее педагогическое образование из 477 человек имел лишь 21 человек, тогда как треть воспитателей работали с незаконченным средним образованием17.

С начала 1950-х гг такое положение дел меняется: количественно персонал детских домов возрастает, а качественно - улучшается. Подтверждением служат ежегодные отчёты отделов народного образования всех уровней18. Улучше-

нюо ситуации способствовало появление специальных отделений в педагогических училищах.

Другим решением этой проблемы стало патронирование детей-сирот. Часто именно благодаря учителям они находили приёмные семьи. Например, в Пыщугском районе Костромской области в 1946 г. руководители школ должны были проводить переучёт всех детей, оставшихся без родителей. Особо нуждающиеся дети были зачислены на патронаж. Они ежемесячно получали через райотдел образования ио 50 рублей и ежедневно через сельсоветы по 400 г хлеба. На учёт было поставлено 25 детей. С 1 февраля 1947 года на патронирование было взято уже 35 детей-сирот.

Ещё одной формой внешкольной деятельности учительства являлась идейно-политическая и агитационная работа с взрослым населением. Исходные позиции для такой работы в это время были неоднозначны. С одной стороны — моральный фактор Победы способствовал росту национальной гордости, появлению пафосных произведений, что создавало впечатление благополучия. С другой - серьёзные материальные трудности, отсутствие электричества, радио и др. Но, несмотря на это, многие проблемы решались именно учительством, которое было связующим звеном между взрослыми и детьми. М.И. Калинин, которого называли «всесоюзным старостой», писал, что «советский учитель должен нести свои знания в народные массы, повседневно участвовать в общественной жизни и тем самым помогать большевистской партии в коммунистическом воспитании нашего народа»19. Многие сельские учителя не просто агитировали детей и взрослых, а включались в общеколхозную деятельность, вместе с учениками в каникулы работали в колхозах, помогая выполнять план. В Костромской области организовывалась работа не только осенью, но и в летний период20.

Другая сфера внешкольной деятельности

19 Учительская газета. - 1948, - 24 ноября.

20 ГАКО. - Ф-р. 1291. - Оп. 1. - Д. 6. - Л. 47 (об).

21 Северная правда. - 1946. - 23 сентября; Северный рабочий. - 1947. - 12 октября.

22 ГАНИКО. - Ф. 765. - Оп. 1. - Д. 470. - Л. 42.

23 ГАКО.-Ф-р. 1291.-Оп. 1.-Д.5.-Л. 19.

24 Северная правда. - 1947. - 21 мая.

25 См.: Приложение №21.

26 См.: Приложение №20.

учителей — ликвидация не!рамотности и малограмотности взрослого населения. Эта проблема, вопреки утверждениям агитационно-пропагандистского характера, не была решена к концу 1930-х гг. В годы Великой Отечественной войны, в силу объективных причин, решением данной проблемы на государственном уровне комплексно не занимались. После окончания войны задача завершения ликвидации неграмотности стала очень актуальной. Костромские учителя, особенно в сельской местности, организовывали при сельсоветах «кружки помощи» для неграмотных и малограмотных колхозников21. Учителя занимались со взрослыми индивидуально, по вечерам посещая дома тех, с кем установлено было заниматься по определённому графику. Особое внимание уделялось подготовке допризывников22 .

В Костромской области преподаватели обязаны были ходить на сессии сельского совета, на заседания правления колхоза, на собрания колхозников. Они выступали главными источниками информации там, где не было радио, принимали активное участие в художественной самодеятельности. Учителя Самыловской семилетней школы Мантуровского района вели активную агитационную работу. Они информировали население о ходе восстановительных работ, распространяли облигации государственного займа. Каждый учитель был закреплён за населенным пунктом, бригадой, фермой23. «В колхозе имени Кирова Шарьинского района, - сообщается в «Северной правде», - учитель В.И. Панов читает политические доклады, организует читки газет, ведёт семинары с колхозниками»24.

Роль учителя на селе нужно подчеркнуть особо. Как уже говорилось, часто это был один из главных источников информации. От его настроения, позиции зависело отношение людей к определённым вопросам. Учителей уважали, на них равнялись, с них брали пример. Учителя отличались от остальных даже внешним видом: причёской, аккуратной одеждой. По воспоминаниям ученика послевоенного времени Лебедева Анатолия Александровича, родившегося 24 января 1935 г. в деревне Плетюково Антроповско-го района: «Одевались учителя хорошо. Обычно в деревне они выделялись из общей массы молодёжи своей модой одежды и манерами поведения»2* .

А вот взгляд ученицы: «Одежда была из сит-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеноло! ия. Социокинетика, 4, 2008

247

ца, но старались выглядеть нарядными, одевались по моде. Все были подтянутыми, аккуратными. Подавали пример своим поведением»26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При существующем тогда снабжении выглядеть нарядным и аккуратным было достаточно сложно, но общее впечатление складывалось не только по внешнему виду, но и по отношению к своему делу, мировосприятию.

Значительной была роль учителя в работе комсомольской и пионерской организаций. Первое место здесь было отведено классным руководителям и учителям-комсомольцам, членам ВКП(б). В Постановлении августовского совещания 1950 г. «О работе комсомольской и пионерской организаций в школе» записано: «Учительское совещание отмечает, что работе школьных комсомольских и пионерских организаций недостаточно уделяется внимания со стороны РК ВЛКСМ, директоров и завучей школ». Совещание постановило: всю работу школ, учительских комсомольских организаций, работу школьных комсомольских и пионерских организаций направить на решение следующих задач:

- повышение успеваемости учащихся;

- повышение идейно-политического воспитания;

- проведение в жизнь правил для учащихся;

- организация общественно-полезной работы учащихся;

- организация школьной стенной печати.

Костромские и ярославские учителя организовывали и принимали участие в различных пионерских и комсомольских слётах, приуроченных к значимым событиям и датам. Важной частью внеклассной общественно-политической деятельности учителей было торжественное принятие учеников в пионеры и комсомольцы27.

С начала 50-х гп пионерские и комсомольские организации Костромской области под руководством учителей принимали активное участие в оказании тимуровской помощи инвалидам Великой Отечественной войны, старикам, кото-

27 Северный рабочий. - 1951. - 14 марта; Северная правда. - 1952. - 14 февраля.

28 ГАНИКО. - Ф. 765. - Оп. 2. - Д. 772. - Л. 14-15; Оп. 1. - Д. 890. - Л. 6; ЦДНИЯО. - Ф. 272. -ОП. 226.-Д. 115.

29 Сельская учительница // Северная правда. — 1951. - 1 августа.

30 ГАНИКО. - Ф. 765. - он. 3. - Д. 614. - Л. 55.

рые остались без попечения, больным и т.п.2*

Работа учителя оценивалась комплексно. Хороший учитель-предметник, как правило, был и хорошим классным руководителем, общественником, пропагандистом. Таких учителей поощряли благодарностями, грамотами, государственными наградами, часто о них писали в газетах. «Учитель истории в Кадыйской средней школе Анна Ивановна Левина. Уроки проходят интересно, <...> работает исторический кружок. На экзаменах по истории из 18 учеников большинство получило «4» и «5». Она не только учит, но и сама все время учится. Является одной из активнейших общественниц и агитатором. Часто беседует с людьми о событиях в стране и за рубежом», - это выдержка из областной газеты «Северная правда»29.

Каждый год лучшие учителя представлялись к наградам. В 1950 г. в Костромской обком ВКП(б) из областного отдела народного образования были направлены данные на учителей, представленных к на1раде «Заслуженный учитель школы РСФСР». Это были 18 учителей из Вохомсшго, Островского, Костромского, Нерех-тского, Пар феньевскош, Поназыревского и Ней-ского районов30.

Таким образом, внешкольная, общественнополезная и внеурочная деятельность костромских педагогов была достаточно разнообразной. Учителя изыскивали новые методические приёмы, активно участвовали в работе кружков и клубов. Практически все преподаватели, будучи классными руководителями, много времени отдавали индивидуальной работе с учениками и родителями, несли в массы кулыуру, воспитание и образование. Многие учителя выступали в качестве пропагандистов, организаторов праздников, различных политических мероприятий, участвовали в помощи колхозам и т.д. Конечно, нельзя всё идеализировать и абсолютизировать. Встречались и нерадивые учителя, сами плохо образованные, не желающие выйти за рамки учебного плана. Многие элементы внеклассной и внешкольной деятельности, как и весь учебно-воспитательный процесс, были идеологизированы, что было характерным явлением той эпохи. Но всё-таки анализ источников показывает, что внеурочная, общественная деятельность костромского учительства была очень плодотворной, общественно полезной и способствовала стабилизации послевоенного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.