Научная статья на тему 'Внеконкурсный прием в вуз в механизме реализации конституционного права на образование'

Внеконкурсный прием в вуз в механизме реализации конституционного права на образование Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
72
45
Поделиться

Текст научной работы на тему «Внеконкурсный прием в вуз в механизме реализации конституционного права на образование»

Матюшева Татьяна Николаевна

кандидат юридических наук, заведующая кафедрой теории права и конституционного права ИнЭПа

Внеконкурсный прием в вуз в механизме реализации конституционного права на образование

За прошедшие годы законодательство российского образования претерпело значительные изменения, обусловленные «необходимостью совершенствования нормативно-правового регулирования в области образования в условиях стремительной демократизации жизни общества» . Особого внимания требует анализ изменений закона «Об образовании», их целесообразности, которыми сопровождались очередные реформы образования или модернизации. Сравнительный анализ статей Закона РФ от 10.07.1992 «Об образовании» в редакции ФЗ от 16.11.1997 (далее - ФЗ № 144) и в редакции ФЗ от 20.07.2000 (далее - ФЗ № 102) позволяет отметить, что п.3 ст. 16 новой редакции, посвященный приему граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на конкурсной основе и вне конкурса. Конституционным Судом РФ выработана позиция по определению юридического значения льгот, которые рассматриваются не как право того или иного субъекта, а как «средство, институт их гарантирования в той или иной специфической ситуации (с социально-демографическими особенностями и особенностями физического состояния субъектов социальных прав, их территориальной принадлежностью, например, к районам Крайнего Севера, и т.д.)» . Закон РФ «Об образовании» в редакции ФЗ № 144 определял два вида субъектов, которые имеют право поступать вне конкурса: «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым, согласно заключению врачебно-трудовой комиссии, не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях». Новая редакция Закона РФ «Об образовании» (в ред. фЗ № 102) расширяет круг данных субъектов сферы образования, включая, кроме указанных ранее: 1. Граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; 2. Граждан, уволенных с военной службы и поступающих в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей; 3. Участников боевых действий и инвалидов боевых действий. По первому дополнительно включенному типу субъектов возникают вопросы: «Сколько семнадцати-девятнадцатилетних абитуриентов имеют

29

подобную льготу? Способны ли вузы РФ принять к обучению всех желающих вне конкурса на избранные специальности?» По второму дополнительно включенному типу субъектов отметим, что введена дополнительная льгота, напоминающая льготы абитуриентов системы образования бывшего СССР, о преимущественном праве на поступление в вузы граждан, уволенных с военной службы. Вполне резонно предположить, что данная льгота способствовала бы получению образования за счет бюджетных средств бывшими военнослужащими, что справедливо. Государство определяет льготы тем, кто его защищает, выполняя свой конституционный долг. Но возникает вопрос: «Сколько уволенных с военной службы и

поступающих в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участников и инвалидов боевых действий имеют льготу?» ФЗ от 25.06.2002 «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» снова расширяет круг обучающихся, пользующихся правом льготного внеконкурсного поступления в вузы, включая в их число победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и членов сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по соответствующим предметам. Эта норма способствует выявлению одаренных детей, созданию необходимых условий для их самореализации, привлечению значительного количества обучающихся к участию в олимпиадах, повышению требования к отбору участников, качеству организации проведения всесоюзных и международных олимпиад, Поправка касается легализации приема в вузы на льготных условиях победителей всероссийских и международных олимпиад, так как эта практика уже сложилось. Теперь же все вузы должны принимать победителей всероссийских и международных олимпиад вне конкурса . Ректор МГУ В. Садовничий посчитал правильным сделать еще один шаг навстречу ребятам из провинции: «Если раньше к нам без экзаменов могли поступать только победители Всероссийских олимпиад школьников, то теперь я направил письма во все субъекты РФ, что победители и призеры региональных олимпиад школьников тоже смогут поступить в МГУ, минуя вступительные испытания». Победители и призеры региональных олимпиад принимаются на места, выделенные Центральной приемной комиссией в рамках контрольных цифр . Вуз, который заботится о качестве образования, будет проводить поиск одаренных детей по принципам, описанным ректором МГУ или иным. В этом факте видится то, что норма о внеконкурсном приеме в вуз уже заняла должное место в механизме реализации Конституционного права на образование.

30