УДК 379.85; 374.1; 331.548
А. В. Романенко, К. А. Кащук
ВНЕКЛАССНОЕ И ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК ПРОФОРИЕНТАЦИИ СФЕРЫ ТУРИЗМА
Данная работа посвящена поиску эффективных методик профориентации сферы туризма на примере деятельности общеобразовательных и внешкольных учебных заведений Шевченковского района г. Киева. Выделен ряд методик, направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. Представлен авторский коллектив учебных программ для кружков туристско-краеведческого направления внешкольного образования, и предложено взаимодействие учителей общеобразовательных учебных заведений внеклассного образования с руководителями кружков внешкольных заведений, представителями бизнеса и властью на всех уровнях по вопросу развития туризма.
Hired sanctified to the search of effective methodologies of vocational orientation of sphere of tourism on the example of activity of general and out-of-school educational establishments of Shevchenko area Kyiv. The row of methodologies, directions assisting the decision of practical questions of professional self-determination of rising generation is distinguished. The authorial collective of the On-line tutorials is presented for the groups of tourist-regional direction of out-of-school education and co-operating of teachers of general educational establishments of extracurricular education is offered with the leaders of groups of out-of-school establishments, business representatives and power on all levels through question of development of tourism.
Ключевые слова: методика, профориентация, сфера туризма, ученики старшей школы, внеклассное и внешкольное туристско-краеведческое образование, Шевченковский район.
Keywords: methodology, vocational orientation, sphere of tourism, students of senior school, extracurricular and out-of-school tourist-regional education, Shevchenko district.
Актуальность проблемы заключается в поиске эффективных методик профориентации сферы туризма как общественной проблемы, где проявляется необходимость преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и субъективными профессиональными устремлениями учеников старшей школы.
Сфера туризма - широкое понятие, включающее в себя не только составляющие непосредственно путешествий, но также и множество факторов, влияющих на различные индустрии и продукты человеческой деятельности. Сфера туризма в столице сегодня не способна обеспечить полноценного выполнения экономических, социальных и гуманитарных функций, не способствует сохранению окружающей среды и культурного наследия. В таком же состоянии и профориентация учебных заведений в сфере туризма.
Внеклассное образование является целенаправленным процессом овладения систематизированными знаниями о культуре, природе, человеке, обществе. Также она обеспечивает применение знаний на практике, овладение 62
умениями и навыками творческой деятельности. Внеклассное образование решает вопрос эмоционального, физического и интеллектуального развития личности, формирования ее компетенций. В то же время внеклассное образование способствует обеспечению потребностей личности в творческой самореализации, ее социализации, включению в общественные отношения, вхождению в широкий мир.
Комитет по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма на своем заседании в апреле этого года рассмотрел ряд вопросов, в том числе и вопрос о развитии туризма, после чего документ был отложен «далеко» на перспективу, так как «длинные» деньги неинтересны, нужны проекты «быстрой» прибыли. Также Министерством образования и науки представлен проект Концепции развития образования на период 2015-2025 гг. Если вкратце: младшая школа - научить детей читать, писать и считать. Средняя школа -привить любовь к профессиям штукатура, каменщика, продавца, охранника и т. д. Старшая школа - высшее образование для «золотой элиты», не уехавшей молодежи в европейские вузы. Для справки, в Германии - общее финансирование образования составляет около 6,2% ВВП. В Англии финансирование образования составляет 5,3% ВВП. В США - около 7,6% ВВП. В Финляндии составляет 5,9% ВВП. В Канаде государство тратит на образование 6,8% ВВП. В Израиле судьба государственного финансирования образования составляет 7,4% ВВП. В Китае общий уровень бюджетного финансирования составляет 4% ВВП. На Украине к 2015 г. состоялось увеличение до 6,4% ВВП (по данным Татьяны Ефимовой, руководителя проекта EduPay). Да, если сопоставить данные профессора, доктора экономических наук Аллы Александровны Касич (за период 2010-2013 гг.), где финансирование образования составляло 5,3% ВВП, действительно - рост. Бумага все стерпит, не учитывая массовых закрытий школ, их объединений, сокращения педагогических кадров и оплату родителями ежегодных нужд оставшихся действующих школ.
Нельзя не согласится с мнением заслуженного деятеля науки и техники Украины, профессора Варналия Захария Степановича о «государственном пофицизме...» (из доклада на XV Международной научно-практической конференции от 26-27 марта 2015 года на базе КНУ имени Тараса Шевченко, при участии Юрия Ивановича Еханурова, Анатолия Кирилловича Кинаха и многих других ученых), где также были обозначены основные проблемы, которые тормозят развитие современного образования, в том числе отсутствие сотрудничества власти на всех уровнях управления с учеными-преподавателями и практиками.
Профессиональная ориентация - система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии, формирование у них умения анализировать требования различных профессий к психологической структуре личности, а также профессионально значимые качества, пути и средства их развития.
Правильный выбор профессии предопределяет моральное удовлетворение, позитивную самооценку, высокую производительность труда, качество продукции. Он является точкой, в которой сходятся интересы личности и общества, сочетание личных и общих интересов.
Задача профориентации заключается в ознакомлении учащихся с профессиями и правилами их выбора, воспитании направленности на самопознание как основу профессионального самоопределения; формировании умения сопоставлять свои способности с требованиями относительно приобретения конкретной профессии, составлять на этой основе реальный план овладения профессией, а также обеспечении развития профессионально важных качеств личности [1].
Наблюдается практика позитивного отношения к созданию и эффективному использованию информационного, методического и материального обеспечения профессиональной ориентации школьников. Цель профориентации - безошибочный выбор выпускником школы своего жизненного пути. Цель определяет главную задачу - осознанное самоопределение молодого человека [2].
Целью данного исследования является поиск эффективных методик профориентации сферы туризма на примере внеклассного образования Шевченковского района г. Киева, раскрытие проблем организации профориентации старшей школы с целью формирования у школьника сознательного профессионального выбора специальности в сфере туризма и воспитание стремления быть профессионально востребованным в обществе.
В настоящее время специалисты в сфере туризма довольно высоко востребованы. Это связано, прежде всего, с тем, что у людей появилось больше возможностей путешествовать. Турист - это свободный человек, который самоопределяется, туризм становится уникальным средством самообразования и самовоспитания [3]. Профессия туризм или специалист в сфере туризма популярна у гуманитариев. Специалисты в сфере туризма берут на себя все заботы в решении вопросов организации путешествий. А вот такое направление, как профориентация инструктора детско-юношеского туризма с целью сохранения и дальнейшего развития туристско-краеведческой работы в образовательных учреждениях, судьи спортивного туризма, имеет целый ряд нерешённых проблем. Ощущается явный недостаток новых методик, предполагающих активизацию выпускников на рассмотрение проблем самоопределения в плане реализации возможностей и способностей.
Так, например, С. В. Малин и А. А. Поляруш отмечают, что необходимо обеспечить формирование системы взаимодействия образовательных учреждений, властных структур, родителей и потенциальных работодателей [4].
Исследования прошлого года школ № 95, 28, 25, 106 и 112 Шевченковского района г. Киева показали достаточную активность в экскурсионной деятельности педагогов данных заведений, чего нельзя сказать аналогично о профориентации сферы туризма, об организации, подготовке и 64
проведении однодневных походов, участии учащихся в туристских слетах, подготовке помощников руководителя тургруппы и др. [5]
Значительную роль в системе внешкольного образования играют внешкольные учебные заведения туристско-краеведческого направления, а в них немалое место занимают кружки туристского профиля. Занятия в туристских кружках, участие в соревнованиях способствуют самоутверждению воспитанников, формированию у них лидерских качеств, устойчивого стремления к здоровому образу жизни. Во время туристских походов и экскурсий дети и молодежь познают историю родного края, знакомятся с памятниками истории, природы и культуры.
Предлагаем обратить внимание на авторский коллектив учебных программ для кружков туристско-краеведческого направления внешкольного образования за 2013 г., ученых, преподавателей, учителей-практиков, на ком в принципе и держится инициатива профессионального развития туризма: Олег Степанович Бондарчук, Валерий Иванович Глей, Александр Викторович Иванов, Александр Колотуха, Александр Николаевич Кондратенко, Андрей Владимирович Куцевалов, Олег Сергеевич Матюшков, Владимир Валентинович Мельник, Александр Данилович Наровлянський, Владимир Геннадьевич Полохин, Богдан Олегович Пшинка и др.
Шевченковский район имеет 37 общеобразовательных школ, 13 лицеев, 9 техникумов и только два внешкольных учебных заведения - Дом детского творчества и Центр творчества детей и юношества. Возьмем, к примеру, деятельность внешкольных учебных заведений Соломенского района, где в наличии Центр детского и юношеского творчества, Учебно-воспитательный комплекс допрофессиональной подготовки и творчества молодежи, Центр технического творчества для детей и юношества «Юность» и Межшкольный плавательный бассейн «Олимпик». Особенно хотелось отметить деятельность туристского отдела Дворца детского и юношеского творчества (руководитель Игорь Николаевич Рудев), филиал школы туризма Киевской городской федерации спортивного туризма, который активно, ежегодно проводит набор на подготовку инструкторов детско-юношеского туризма, судей спортивного туризма на достаточно высоком профессиональном уровне. Это еще один положительный пример профессионализма в популяризации туризма среди молодёжи.
Также можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности (Б. А. Федоришин, Киев); диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В. Д. Шадриков, Москва; Н. П. Воронин, Ярославль); теоретические и методические основы профессиональной консультации молодежи (Е. А. Климов, Москва); системный подход к профориентации школьников (В. Ф. Сахаров, Н. К. Степаненков, Минск) и др.
Итак, во-первых, методы воспитания и обучения, применяемые педагогом в работе с молодёжью, приносят свои положительные результаты и реализуются наиболее эффективно, если их проводят профессионалы, «фанаты» своего дела; во-вторых, есть необходимость восстановить для учеников раз в неделю один рекреационный (свободный) день, который, в основном, используется для прогулок и походов с познавательными целями; в-третьих, кроме курсов, семинаров, экспериментальных площадок, мониторинг и другое обязательное взаимодействие учителей ОУЗ внеклассного образования с руководителями кружков внешкольных заведений, представителей бизнеса и власти на всех уровнях по вопросу развития туризма.
Примечания
1. Фицула М. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений образования. Киев : Изд. центр «Академия», 2002. С. 289.
2. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М. : Просвещение, 1990. 156 с.
3. Романенко А. В. Туризм: коррекционная педагогика, физическое воспитание // Практикум научных исследований : учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. завед. Киев : НПУ им. М. П. Драгоманова, 2012. С. 222.
4. Малин С. В., Поляруш А. А. Активизирующие технологии профориентационной работы со старшеклассниками в современной школе // Теория и практика общественного развития. 2010. № 4 С. 116. URL: http: //cyberleninka.ru.
5. Кащук К. А. Особенности организации внеклассной работы в Шевченковском районе г. Киева : курсовой проект / НПУ им. М. П. Драгоманова. Киев, 2015. С. 28-34.