Научная статья на тему 'Внедрение внутреннего финансового контроля в систему безопасности организаций государственного сектора'

Внедрение внутреннего финансового контроля в систему безопасности организаций государственного сектора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
270
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение внутреннего финансового контроля в систему безопасности организаций государственного сектора»

ВНЕДРЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМУ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

Е.В. Костарнова, адъюнкт Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,

г. Санкт-Петербург

На сегодняшний день организации государственного сектора включают в себя: вооруженные силы, правоохранительные органы, систему исправительных учреждений, разведывательные службы, а также органы, ответственные за пограничный контроль, таможенную службу и защиту населения в чрезвычайных ситуациях, также сюда входят судебные органы, ответственные за рассмотрение дел по обвинению в преступном поведении и злоупотреблении властью. В каждой из этих организаций существует система обеспечения безопасности, которая перманентно регулируется законодательством.

С вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в организациях государственного сектора появилась обязанность организовать внутренний контроль ведения бухгалтерского учета, фактов хозяйственной жизни и составления бухгалтерской отчетности. Нужно сказать, что и ранее требования о контроле фактов хозяйственной жизни и годовой бухгалтерской отчетности были определены различными нормативными правовыми актами. Однако ни один действующий нормативный акт не устанавливает порядок осуществления такого контроля.

Система органов государственного финансового контроля Российской Федерации, установленная Бюджетным кодексом РФ, предусматривает разграничение понятия внешнего и внутреннего государственного финансового контроля. Под внешним государственным (финансовым контролем предлагается понимать финансовый контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами и созданными ими органами государственного (муниципального) финансового контроля. Под внутренним государственным финансовым контролем - финансовый контроль, осуществляемый исполнительными органами государственной власти.

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был скорректированы Бюджетный кодекс в части, касающейся государственного и муниципального финансового контроля. Так, в Бюджетный Кодекс РФ вводятся 7 новых статей.

Первая касается полномочий распорядителей бюджетных средств,

администраторов доходов бюджета и источников финансирования его дефицита по внутреннему финансовому контролю и аудиту.

Вторая устанавливает объекты государственного (муниципального) финансового контроля. Это участники бюджетного процесса, государственные (муниципальные) учреждения, государственные (муниципальные) унитарные предприятия, государственные корпорации, хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в уставных (складочных) капиталах, органы управления внебюджетными государственными фондами и др.

Третья определяет методы государственного (муниципального) финансового контроля (проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций).

Четвертая закрепляет полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. В частности, это контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета.

Пятая устанавливает полномочия Федерального казначейства (регионов, муниципалитетов) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Сюда входят контроль за не превышением суммы по фактам хозяйственной жизни над лимитами обязательств и (или) ассигнованиями, за соответствием содержания факта хозяйственной жизни коду бюджетной классификации из платежного документа, представленного в Федеральное казначейство бюджетополучателем, за наличием документов, подтверждающих возникновение обязательства, подлежащего оплате.

Шестая определяет полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Седьмая касается представлений и предписаний органов государственного (муниципального) финансового контроля.

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193 [1]. В соответствии с данным постановлением на Управление реализации программ и контроля эффективности бюджетных расходов МЧС России организацию и осуществление внутреннего финансового аудита в системе МЧС России были возложены обязанности по организации внутреннего финансового аудита в МЧС России [2].

Обеспечение внутреннего финансового контроля является обязательной процедурой для организаций государственного сектора, так как способствует обеспечению надежной системы безопасности. Согласно

п. 6 Инструкции №157н [3] порядок организации и обеспечения учреждением внутреннего финансового контроля устанавливается в составе учетной политики. Следует отметить, что учетная политика - это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета [4]. Следовательно, в учетной политике должен быть подраздел, посвященный внутреннему контролю. В этом подразделе должны прописываться основные правила проведения внутренних контрольных мероприятий, в том числе устанавливаются [3]:

- цели, задачи и принципы функционирования внутреннего контроля;

- порядок организации внутреннего контроля;

- требования, предъявляемые к участникам системы внутреннего контроля;

- права и обязанности контролирующих и контролируемых лиц;

- отчетность по соблюдению положения о внутреннем контроле.

Наличие эффективной и четко работающей системы внутреннего

финансового контроля должно обеспечивать управление бюджетом и способствовать повышению эффективности государственных (муниципальных) учреждений. При этом реализация данных функций и полномочий может реально осуществляться только финансовыми органами, обладающими полномочиями по предварительному, текущему и последующему государственному финансовому контролю.

Список использованной литературы

1. Постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193 // Собрание законодательства Российской Федерации. Издательство «Юридическая литература», 24 марта 2014, - № 12. - Ст. 1290.

2. Приказ МЧС России от 26.05.2014 г. № 258 «Об организации внутреннего финансового аудита в системе МЧС России».

3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» // Российская газета, 2010. - № 5384.

4. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, 2013. -№ 6148.

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года

№ 145-ФЗ // Российская газета. 12.08.1998.

6. Федеральный закон от 06.12.2010 № 402-ФЗ <О бухгалтерском учете> // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 50. - Ст. 7344.

7. Мажажихов А.А. Оптимизация управления предприятиями водного транспорта на основе разработки современной методики внутреннего контроля / А.А. Мажажихов, Е.В. Костарнова, М.Е. Бубнова // Вестник СПб УГПС МЧС России, 2013. - №2.

8. Мажажихов А.А., Костарнова Е.В. Тенденции развития концепции внутреннего контроля экономического субъекта / А.А. Мажажихов, Е.В. Костарнова // Вестник СПб УГПС МЧС России, 2013. -№ 4.

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ

ЭПИСТЕМОЛОГИИ

Е.Н. Котова, доцент, канд.культорологии ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

Традиционная теория познания, сформировавшаяся на основе классического естествознания ХУП-ХУШ вв., предполагает разделение всего сущего по принципу субъектно-объектных отношений, т.е. на основе противопоставления мышления и бытия. Результатом данного теоретического подхода становятся те или иные высказывания о структуре сущего, внешнего для человека бытия, которые оформляются в виде системы категорий и законов. Наука изучала явления природного, объективного мира, и определение его характеристик и закономерностей не должно было зависеть от субъективных предпочтений ученого как стороннего наблюдателя. Только в таком случае понятийные описания реальности признавались достоверными и универсальными.

Классическая рациональность сформулировала достаточно жесткие критерии познавательного процесса, исключавшие личностные свойства исследователя, которые могли бы исказить восприятие и описание внешнего мира. Наука и философия, напрямую связанные с естествознанием, сознательно элиминировали субъективные характеристики человека из познавательного процесса и создаваемого им аппарата итоговых описаний, рассматривала его в качестве второстепенного фактора в изучении объективной реальности. Данные гносеологические установки определялись философской методологией, родоначальником которой в XVII веке стал Р.Декарт, считавший, что мышление эмпирического субъекта, замутненное предрассудками, эгоистическими интересами и предпочтениями, не соответствует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.