Научная статья на тему 'Факторы и показатели эффективности внутреннего финансового контроля в учреждениях МЧС России'

Факторы и показатели эффективности внутреннего финансового контроля в учреждениях МЧС России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
739
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ПОКАЗАТЕЛИ / ФАКТОРЫ / УЧРЕЖДЕНИЯ МЧС РОССИИ / CHANGES / EFFICIENCY / INTERNAL FINANCIAL CONTROL / INDICATORS / FACTORS / ESTABLISHMENTS OFEMERCOM OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слизкая Валентина Павловна, Мажажихов Алим Аскербиевич, Костарнова Екатерина Владимировна

Рассмот рены новации в нормативно-прав ов ом регулировании го сударств енного (муниципального) финансового контроля, изменившие виды, формы и методы финансового контроля в организациях государственного сектора. Приведена классификация контроля по субъектам его организации и осуществления. Выявлены изменения в структуре МЧС России, адекватные преобразованиям подходов к организации и осуществлению финансового контроля. Предложены оценочные показатели эффективности внутреннего финансового контроля в учреждениях МЧС России, а также влияющие на них факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Слизкая Валентина Павловна, Мажажихов Алим Аскербиевич, Костарнова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The factors and indicators of the effectiveness of internal financial control in the institutions of EMERCOM of Russia

The novation in standard and legal regulation of the state (municipal) financial control which changed types of a form and methods of financial control in the organizations of public sector are considered. Classification of control by subjects of its organization and implementation is given. The changes in structure of EMERCOM of Russia adequate to transformations of approaches to the organization and implementation of financial control are revealed. The estimated indicators of efficiency of internal financial control in establishments of EMERCOM of Russia and also influencing them factors are offered.

Текст научной работы на тему «Факторы и показатели эффективности внутреннего финансового контроля в учреждениях МЧС России»

Создание сети глобального правового регулирования может позволить ее участникам применять унифицированные законодательные нормы в борьбе с ключевыми коррупционными угрозами. Международно-правовое противодействие этим угрозам способны реализовать системные новеллы принимаемых конвенций, деклараций, кодексов, модельных законов и иных публичных актов, закрепляющих единые антикоррупционные стандарты на основе принципов коллективной безопасности.

Список литературы

1. Борцев, В. В. Контагиозность коррупции: распространение между регионами // Российское предпринимательство. - 2013. - №12. - С. 157-162.

2. Кляйн, Н. Доктрина шока / пер. с англ. - М., 2009.

3. Литвиненко, А. Н., Большакова, Л. В. Типологический анализ моделей коррупционного поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - № 1 (57). - С. 91-99.

4. Наумов, Ю. Г. Институциональная коррупция как угроза экономической безопасности: тенденции и перспективы противодействия : монография. - М.: Академия управления МВД России, 2012.

5. Слотердайк, П. Критика цинического разума. - Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ, 2009.

6. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек. - М.: АСТ, 2004.

7. Фукуяма, Ф. Великий разрыв. - М.: АСТ, 2008.

8. Jain, K. Corruption: a Review // Journal of Economic Surveys. - Vol. 15. - 2001. - № 1. - P. 71-121.

УДК 657.6

В.П. Слизкая*, А.А. Мажажихов**, Е.В. Костарнова***, Факторы и показатели эффективности

внутреннего финансового контроля в учреждениях МЧС России

Рассмотрены новации в нормативно-правовом регулировании государственного (муниципального) финансового контроля, изменившие виды, формы и методы финансового контроля в организациях государственного сектора. Приведена классификация контроля по субъектам его организации и осуществления. Выявлены изменения в структуре МЧС России, адекватные преобразованиям подходов к организации и осуществлению финансового контроля. Предложены оценочные показатели эффективности внутреннего финансового контроля в учреждениях МЧС России, а также влияющие на них факторы.

Ключевые слова: изменения, эффективность, внутренний финансовый контроль, показатели, факторы, учреждения МЧС России.

V.P. Slzskaja*, A.A. Mazhazhikhov**, E.V. Kostarnova***. The factors and indicators of the effectiveness of internal financial control in the institutions of EMERCOM of Russia. The novation in standard and legal regulation of the state (municipal) financial control which changed types of a form and methods of financial control in the organizations of public sector are considered. Classification of control by subjects of its organization and implementation is given. The changes in structure of EMERCOM of Russia adequate to transformations of approaches to the organization and implementation of financial control are revealed. The estimated indicators of efficiency of internal financial control in establishments of EMERCOM of Russia and also influencing them factors are offered.

Keywords: changes, efficiency, internal financial control, indicators, factors, establishments of EMERCOM of Russia.

Изменения, внесенные в бюджетное законодательство Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ [1], преобразовали систему государственного (муниципального) финансового контроля в Российской Федерации. В результате в России в области государственного (муниципального) финансового контроля получили реализацию такие понятия как «государственный аудит» - в законе о Счетной палате РФ, «государственный финансовый контроль» - в Бюджетном кодексе РФ [2], который

* Слизкая, Валентина Павловна, доцент кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат экономических наук. Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон: 89062578494, e-mail: [email protected].

** Мажажихов, Алим Аскербиевич, заместитель начальника кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, кандидат экономических наук, доцент. Адрес: 196105, г. Санкт-Петербург, Московский проспект 149, каб. 319. Телефон: 89217921628, e-mail: [email protected].

*** Костарнова, Екатерина Владимировна, адъюнкт, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России. Адрес: 196105, г. Санкт-Петербург, Московский проспект 149, каб. 319. Телефон: 89811046066, e-mail: [email protected].

* Slzskaja, Valentina Pavlovna, Associate Professor of analysis and audit Department, St. Petersburg University, Ministry of Interior Affairs of Russia, candidate of economic sciences, associate professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilutov str., 1. Phone: 89062578494, e-mail: [email protected]

** Mazhazhikhov, Alim Askerbievich, Deputy Head of the Department of Accounting, Analysis and Audit, Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia, Ph.D., associate professor. Address: 196105, Saint-Petersburg, Moskovsky prospekt 149, office 319. Phone: 89217921628, e-mail: [email protected].

*** Kostarnova, Ekaterina Vladimirovna, adjunct, Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. Address: 196105, Saint-Petersburg, Moskovsky prospekt 149, office 319. Phone: 89811046066, e-mail: [email protected]. © Слизкая В.П., Мажажихов А.А., Костарнова Е.В., 2015

Слизкая В.П., Мажажихов А.А., Костарнова Е.В.. Факторы и показатели эффективности..

включает в себя внешний государственный финансовый контроль и внутренний государственный финансовый контроль, реализуемый внутренним финансовым аудитом и внутренним финансовым контролем [3]. Закон о бухгалтерском учете [4] обязывает экономические субъекты организовывать и осуществлять внутренний контроль, принимая во внимание, что для организаций государственного сектора имеется отдельная законодательная база - Бюджетный Кодекс РФ.

Классификация контроля по субъектам его организации и осуществления, как элемента систему управления экономического субъекта и организации государственного сектора, исходя из нормативно-правовой базы Российской Федерации, представлена на рис. 1.

Рис. 1. Классификация контроля в системе нормативно-правового регулирования

Мотивацией данной реформы явилась необходимость повышения эффективности государственного финансового контроля в части расходования бюджетных средств и управления государственным имуществом, что особенно актуально, с одной стороны, в условиях роста бюджетных расходов в последнее десятилетие, с другой стороны, оптимизации бюджетных расходов в современных условиях экономического кризиса. Однако в научном плане варианты повышения эффективности контроля как элемента системы управления организациями государственного сектора не имеют единых подходов к решению и носят дискуссионный характер. В частности, в международной практике вопросами организации и осуществления внутреннего контроля занимаются такие организации, как Комитет спонсорских организаций Комиссии Тредуэя (The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission - COSO), Международная организация высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ/INTOSAI - The International Organisation of Supreme Audit Institutions), Базельский комитет по банковскому надзору (New Basel Capital Accord - Basel II) и Международный институт внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors, USA - IIA, USA). Соответственно, отсутствуют единые подходы к определению понятия внутреннего финансового контроля, что предопределяет применение различных методов оценки внутреннего контроля. В частности, при осуществлении внешнего контроля в форме аудита необходимость оценки внутреннего контроля определяется в российской практике ФП(С) Ад № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»

[5], а в международной практике - МСА (ISA) № 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля»

[6]. При этом для организаций государственного сектора подобная практика оценки как внутреннего, так и внешнего государственного (муниципального) финансового контроля не применяется.

Среди организаций государственного сектора особую роль в части государственного финансирования ликвидаций последствий стихийных бедствий занимает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - МЧС России. Чрезвычайные ситуации вне зависимости от их вида непредсказуемы, несмотря на существующие подходы к их прогнозированию на основе оценки рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, что предопределяет актуальность вопросов оценки предварительного и последующего финансового контроля деятельности учреждений МЧС России.

Экстраполяция предложенной на рис. 1 классификации на деятельность государственных органов исполнительной власти позволяет идентифицировать субъекты и объекты государственного (муниципального) финансового контроля. В частности, вопросы организации и осуществления внутреннего государственного финансового контроля деятельности по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий находится в компетенции МЧС России.

Прошедший 2014 г. оказался переходным для МЧС России в части совершенствования государственного финансового контроля. В результате в структуре МЧС России произошли изменения - Контрольно-ревизионное управление, наделенное полномочиями по осуществлению контрольной деятельности, было реорганизовано путем ликвидации. C 2014 г. в составе Управления реализации программ и контроля эффективности бюджетных расходов МЧС России были созданы отдел организации контрольно-ревизионной работы и отдел эффективности бюджетных расходов, которые осуществляют организацию и координацию внутреннего финансового аудита в системе МЧС России. Данные изменения обусловлены совершенствованием законодательства в области государственного (муниципального) финансового контроля. В частности, с 1 января 2014 г. вступило в силу изменение в гл. 26 Бюджетного кодекса, что повлекло за собой принятие нормативных актов, реализующих эти положения, среди которых Постановление Правительства № 193 от 17 марта 2014 г. (далее - Постановление № 193) [3].

Для реализации этих нормативных актов в МЧС России были приняты Приказ МЧС России от 26 мая 2014 г. №2 258м «Об организации внутреннего финансового аудита в системе МЧС России» [7] и Приказ МЧС России от 22 августа 2014 г. № 444 «О документах по осуществлению внутреннего финансового аудита и сроках проведения аудиторских проверок в системе МЧС России» [8]. Кроме этого, учреждения МЧС России в течение 2014 г. разработали Положения о внутреннем финансовом контроле, которые вошли в состав учетной политики учреждений и вступили в силу с 1 января 2015 г.

Для проведения объективной и оперативной оценки внутреннего финансового контроля необходимо учитывать как внутреннюю среду, так и внешнюю - экстерналии в деятельности учреждений МЧС России, что предопределяет наличие эндогенных и экзогенных факторов эффективности финансового контроля. В данном аспекте под эффективностью финансового контроля понимается реализация методов финансового контроля по заранее запланированным процедурам, выявление отклонений между ними, их анализ и принятие на его основе управленческих решений по приведению в соответствие запланированным процедурам. К факторам эффективности относятся источники воздействия на учреждения МЧС России, приводящие к изменению эффективности внутреннего финансового контроля, а значит, и результатов, требуемых МЧС России, его департаментами, управлениями и структурными подразделениями.

В контексте исследуемых вопросов под фактором понимаются внутренние или внешние условия деятельности учреждений МЧС России (процесс или группа процессов), влияющие на определенные оценочные показатели эффективности внутреннего финансового контроля (далее - П). В данном аспекте под оценочным показателем эффективности внутреннего финансового контроля следует понимать количественную характеристику одного или нескольких специфических свойств внутреннего финансового контроля, составляющих его эффективность. Все факторы эффективности разделим на эндогенные (Эн), зависящие от организации деятельности самого учреждения МЧС России, и экзогенные (Эк), проявление которых зависит от окружающей учреждения МЧС России внешней среды (рис 2).

Характеристику основных показателей внутреннего финансового контроля и факторов, оказывающих на них влияние в учреждениях МЧС России, представим в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика показателей и факторов внутреннего финансового контроля в учреждениях МЧС России

Эндогенный фактор

Показатель

Экзогенный фактор

Рис. 2. Показатели и факторы внутреннего финансового контроля

Эндогенные факторы внутреннего финансового _контроля_

Эн1 - Точность и полнота документе о борота

Эн2 - Составление, утверждение и исполнение бюджетной сметы

ЭнЗ - Учетно-информационное обеспечение управления

Эн4 - Составление и представление бухгалтерской (бюджетной) и смежной отчетности

Эн5 - Исполнение предписания вышестоящих и надзорных органов, судебных актов

Показатели внутреннего финансового контроля

П1 - Соответствие внутреннего финансового контроля законодательству

П2 - Своевременность контрольных действий

ПЗ - Функциональная

соподчиненность

организационной

структуры при

осуществлении

внутреннего

финансового контроля

П4 - Профессиональная подготовка сотрудников МЧС, осуществляющих внутренний финансовый контроль

П5 - Этический кодекс сотрудника МЧС России

Экзогенные факторы внутреннего финансового контроля

Эк1 - Перманентность реформирования методологии учета и контроля уполномоченным федеральным органом

Эк2 - Стандартизация контрольных процедур уполномоченным федеральным органом и профессиональными аудиторскими СРО

ЭкЗ - Соблюдение бюджетных процедур в рамках планирования и доведения лимитов ГР (Р) бюджетных средств

Эк4 - Системность интеграции профессионального ПО по учету и контролю в учреждениях МЧС, при условии соблюдения информационной безопасности

Эк5 - Уровень развития профессиональной этики и образования

Слизкая В.П., Мажажихов А.А., Костарнова Е.В.. Факторы и показатели эффективности...

Влияние эндогенных и экзогенных факторов на оценочные показатели эффективности внутреннего финансового контроля в учреждениях МЧС России представим на рис. 3, из которого видно, что преобладает влияние эндогенных факторов на большинство приведённых оценочных показателей эффективности внутреннего финансового контроля в учреждениях МЧС России [9].

Предложенная на рис. 3 схема, лежащая в основе методических положений по оценке эффективности внутреннего финансового контроля в учреждениях МЧС России, включает пять оценочных показателей эффективности внутреннего финансового контроля (П1 - П5). По ним должностные лица, осуществляющие внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль в учреждениях МЧС России, могут оценивать фактическое состояние внутреннего финансового контроля. Система оценочных показателей эффективности внутреннего финансового контроля во взаимосвязи с выявленными факторами эффективности внутреннего финансового контроля в учреждениях МЧС России характеризуется следующим образом.

На П1 оказывают влияние Эн1, Эн2, Эн3 и Эн4. При этом влияние Эн2 происходит из необходимости соответствия требованиям нормативно-правового регулирования внутреннего финансового контроля (табл. 2). Из экзогенных факторов, оказывающих влияние на П1, можно выделить: Эк1, Эк2.

Таблица 2

Система нормативно-правового регулирования государственного

поп л финансового контроля в учреждениях МЧС России

Рис 3. Влияние эндогенных ^ г .7 г

и экзогенных факторов на оценочные показатели эффективности внутреннего финансового контроля в учреждениях МЧС России

Значение П2 зависит от подавляющего большинства описанных выше факторов: Эн1, Эн2, Эн3, Эн4. При этом на П2 влияют Эк1, Эк3, Эк4.

На П3 влияют Эн3, Эн4, Эн5, а также Эк3, Эк4, т.к. учреждения МЧС России выполняют предписания, полученные после проверок, проведённых Счётной палатой РФ и Росфиннадзором.

П4 зависит от Эк1, Эк2, Эк4, Эк5. Поскольку данный показатель зависит от кадровой политики в учреждениях МЧС России, то имеет место влияние Эн5.

Показатель П5 зависит от Эн 5 и Эк5, т.е. от уровня образования и профессиональной этики сотрудников МЧС России, задействованных в организации и осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Предложенная система оценочных показателей эффективности внутреннего финансового контроля в учреждениях МЧС России и разработанные методические положения их оценки позволят руководителям более точно оценить влияние каждого эндогенного (Эн) и экзогенного (Эк) фактора на оценочный показатель (П). Ранг (значимость) оценочного показателя определяется руководителями, исходя из возможности его положительного влияния на эффективность внутреннего финансового контроля в учреждениях МЧС России [10]. Постулируем, что ранжирование значимости оценочных показателей соответствует их нумерации табл. 1.

Под внутренней оценкой эффективности финансового контроля в учреждениях МЧС России понимается степень влияния эндогенных (Эн) и экзогенных (Эк) факторов на соответствующий оценочный показатель (П), формируемый должностными лицами учреждения МЧС России, осуществляющими внутренний финансовый контроль. С целью сопоставимости подходов к оценке предлагается использовать пятибалльную шкалу: фактор влияет очень сильно - 5 баллов; фактор влияет сильно - 4 балла; фактор влияет умеренно - 3 балла; фактор влияет слабо - 2 балла; фактор не влияет (или влияние ничтожно) - 1 балл.

Для расчета влияния эндогенных факторов (Эн) на оценочный показатель в рамках внутренней оценки используем метод рейтинговой оценки. Рейтинг эндогенных (Эн) и экзогенных (Эк) факторов определяется по формуле (1):

(1)

где: Ri-рейтинг 1-го эндогенного (Эн) и экзогенного (Эк) фактора;

Fij— оценка степени влияния эндогенных (Эн) и экзогенных (Эк) факторов на соответствующий оценочный показатель (П);

pj — ранг значимости соответствующего эндогенного (Эн) и экзогенного (Эк) фактора для оценочного показателя (П).

Предложенная система оценочных показателей эффективности внутреннего финансового контроля и разработанные методические положения их оценки позволит методом экспертных оценок выявить влияние экзогенных (Эк) факторов на основе построения аналитической таблицы и расчета рейтинга факторов на соответствующий оценочный показатель (П).

Планирование и повышение эффективности внутреннего финансового контроля в учреждениях МЧС России невозможно без его оценки по всей совокупности характеризующих его свойств, в т.ч. представленной системы оценочных показателей эффективности внутреннего финансового контроля. Для этого необходимо иметь достаточно полную и объективную информацию об эффективности внутреннего финансового контроля в учреждениях МЧС России, измеряемую количественно, т.е. удобную для использования в системе управления.

Использование расчетной формулы (1), показывающей расчет рейтинга фактора позволило предложить методические положения оценки эффективности внутреннего финансового контроля учреждения МЧС России. Практическая реализация и апробация этих положений является объектом отдельного исследования.

В рамках формируемых методических положений под внешней оценкой эффективности финансового контроля в учреждениях МЧС России понимается ранжирование по пятибалльной шкале мнения (заключения), выраженного (сформулированного) по результатам внутреннего финансового аудита и/или внешнего государственного финансового контроля.

Рис. 4. Виды финансового контроля и его оценки в учреждениях МЧС России

Для повышения объективности принимаемых управленческих решений в МЧС России на основе синергии предложенных внутренней и внешней оценок возможна комплексная оценка эффективности внутреннего финансового контроля в учреждениях МЧС России (рис. 4). Синергетический эффект в данном случае заключается в повышении эффективности внутреннего финансового контроля в учреждениях МЧС России в результате интеграции оценочных показателей (П), эндогенных (Эн) и экзогенных (Эк) факторов и результатов внутреннего финансового аудита и внешнего государственного финансового контроля в единую систему.

Список литературы

1. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. №2 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. — 2013. — № 6148.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №°145-ФЗ // Российская газета. — 1998. — 12 августа.

Фалинский И.Ю. Тенденция экономического переориентирования фиктивных схем обналичивания.

3. Постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 12. - Ст. 1290.

4. Федеральный закон от 6 декабря 2010 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 50. - Ст. 7344.

5. ФП(С)АД № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. МСА (ISA) № 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля».

7. Приказ МЧС России от 26 мая 2014 г. № 258м «Об организации внутреннего финансового аудита в системе МЧС России».

8. Приказ МЧС России от 22 августа 2014 г. № 444 «О документах по осуществлению внутреннего финансового аудита и сроках проведения аудиторских проверок в системе МЧС России».

9.Мажажихов, А. А., Костарнова, Е. В., Бубнова, М. Е. Оптимизация управления предприятиями водного транспорта на основе разработки современной методики внутреннего финансового контроля // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. - 2013. - № 2.

10. Мажажихов, А. А., Костарнова, Е. В. Тенденции развития концепции внутреннего финансового контроля экономического субъекта // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. - 2013. - № 4.

УДК 338.14 И.Ю. Фалинский*

Тенденция экономического переориентирования фиктивных схем обналичивания теневого потока в строительной отрасли

В статье рассмотрен строительный бизнес как один из основных клиентов нелегальных схем обналичивания денежных средств. Приведена характеристика незаконной банковской деятельности и типичной схемы взаимодействия организаторов «нелегального банка» и их клиентов. Описаны государственные меры противодействия незаконным банковским операциям, в т.ч. с использованием инфраструктуры ФГУП «Почта России». Обобщена практика производства судебных бухгалтерских экспертиз и показано качественное изменение методики исчисления нелегального дохода, извлекаемого при совершении экономического преступления, предусмотренного ст. 172 «Незаконная банковская деятельность» УК РФ. Описаны перспективы развития строительно-технической экспертизы. Проанализированы сведения о направлениях безналичного расходования денежных средств строительными организациями по фиктивным основаниям. Сформулирована основная тенденция экономического переориентирования фиктивных схем обналичивания теневого потока в строительной отрасли.

Ключевые слова: схема обналичивания денежных средств, незаконная банковская деятельность, фиктивное предпринимательство, подконтрольные организации, методика судебной бухгалтерской экспертизы, строительно-техническая экспертиза.

I.Y. Falinskiy*. Tendency of economic reorientation of fictitious schemes of cashing in of a shadow stream in construction branch. In article construction business as one of major customers of illegal schemes of cashing in of money is considered. The characteristic of illegal bank activity and the typical scheme of interaction of organizers of «illegal bank» and their clients is provided. The state measures of counteraction to illegal bank operations, including with use of infrastructure of Federal State Unitary Enterprise Russian Post are described. Practice of production of judicial accounting examinations is generalized and high-quality change of a technique of calculation illegally of the income taken at commission of the economic crime provided the articles 172 «Illegal Bank Activity» of the criminal code of Russian Federation is shown. Prospects of development of construction technical expertise are described. Data on the directions of a non-cash expenditure of money by the construction organizations for the fictitious bases are analyzed. The main tendency of economic reorientation of fictitious schemes of cashing in of a shadow stream in construction branch is formulated.

Keywords: scheme of cashing in of money, illegal bank activity, fictitious business, under control organizations, technique of judicial accounting examination, construction technical expertise.

* Фалинский, Илья Юрьевич, докторант факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат экономических наук. Адрес: Россия, 190121, г. Санкт-Петербург, пл. Репина, д. 1. Тел. (812) 495-2311. E-mail: [email protected].

* Falinskiy, Ilya Yurevich, Doctoral candidate of faculty of preparation of scientific and pedagogical-scientific human resources of the St.Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Economic Sciences. Address: Russia, 190121, St.-Petersburg, Repin square, 1. Phone number (812) 495-23-11. E-mail: [email protected].

© Фалинский И.Ю., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.