Научная статья на тему 'Внедрение технологий дистанционного обучения через программу повышения квалификации преподавателей'

Внедрение технологий дистанционного обучения через программу повышения квалификации преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / E-LEARNING / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / MIXED LEARNING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкина Е. В., Соколова Е. И., Швецов В. И.

В статье представлен опыт ННГУ им. Н. И. Лобачевского по разработке и внедрению дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малкина Е. В., Соколова Е. И., Швецов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction of technologies of distance learning through the program of professional development of teachers

The article presents the experience of the N. I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod in development and implementation of distance learning technologies.

Текст научной работы на тему «Внедрение технологий дистанционного обучения через программу повышения квалификации преподавателей»

3. Калинкина, Е. Г. Дистанционное обучение в процессе повышения квалификации педагогов Нижегородской области: модели, технологии, направления развития / Е. Г. Калинкина, Н. И. Городецкая / /

4. Калинкина, Е. Г. Специфика подготовки педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий в работе с одаренными детьми и детьми-инвалидами / Е. Г. Калинкина, Н. И. Городецкая //

5. Сековец, Л. С. Специальное образование детей с ОВЗ в контексте развития образовательного комплекса Нижегородской области / Л. С. Сековец // Нижегородское образование. — 2010. — № 3. — С. 9—13.

6. Gilbert, L. Building interactivity into web courses: Tools for social and instructional interaction / L. Gilbert, D. R. Moore // Educational Technology. — 1998. — № 38 (3). — P. 29—35.

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОГРАММУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

В статье представлен опыт ННГУ им. Н. И. Лобачевского по разработке и внедрению дистанционных образовательных технологий.

The article presents the experience of the N. I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod in development and implementation of distance learning technologies.

Е. В. МАЛКИНА,

кандидат педагогических

наук, доцент кафедры

математического

обеспечения ЭВМ,

заведующая

лабораторией

мультимедийных

разработок ННГУ

им. Н. И. Лобачевского

malkina@unn.ru

Е. И. СОКОЛОВА,

заведующая лабораторией web-разработок ННГУ им. Н. И. Лобачевского esok@unn.ru

В. И. ШВЕЦОВ, доктор технических наук, профессор, проректор по информатизации и довузовской подготовке, начальник управления

информатизации ННГУ им. Н. И. Лобачевского shvetsov@unn.ru

Ключевые слова: электронное обучение, E-learning, дистанционные образовательные технологии, смешанное обучение, повышение квалификации

Key words: E-learning, distance education technologies, mixed learning, professional development

Решением Правительства Российской Федерации № 1613-р от 2 ноября 2009 года Нижегородскому государственному университету им. Н. И. Лобачевского по результатам конкурсного отбора установлена категория «Национальный исследовательский университет». Приказом министра образования и науки РФ от 16 ноября 2009 года была утверждена Программа развития ННГУ им. Н. И. Лобачевского как Национального исследовательского университета. Указанная программа предусматривает существенное увеличение вклада университета в инновационное развитие Нижегородского региона и всей страны, в обеспечение национальной безопасности и в повышение конкурентоспособности российской науки и образования на глобальных рынках знаний и технологий.

Одной из основных задач Программы развития Нижегородского национального исследовательского университета им. Н. И. Лобачевского является совершенствование образовательной деятельности.

В последние годы все большую роль в модернизации образовательной деятельности играют технологии электронного обучения. Электронное обучение (Е-!еагп1пд) — это использование информационно-коммуникационных технологий, мультимедийных технологий и Интернета для создания системы массового обучения и переподготовки населения, для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также для удаленного обмена знаниями и совместной работы. Электронные технологии могут использоваться при любой форме обучения (очной, очно-заочной, заочной); они не заменяют традиционные технологии обучения, а дополняют их.

В ННГУ им. Н. И. Лобачевского уже достаточно давно ведется работа по раз-

витию электронного обучения. Преподавателями университета разработано и зарегистрировано в фонде алгоритмов и программ более 100 имитационных учебно-исследовательских систем, дающих возможность наглядного изучения явления на динамических компьютерных моделях. В компьютерном фонде учебно-методических разработок на сайте ННГУ им. Н. И. Лобачевского зарегистрировано и хранится более 200 разработок.

Электронное обучение (Е-1еатт§) — это использование информационно-коммуникационных технологий, мультимедийных технологий и Интернета для создания системы массового обучения и переподготовки населения, для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также для удаленного обмена знаниями и совместной работы.

В 2009 году в целях повышения качества подготовки специалистов-политологов с углубленным изучением истории и культуры ислама, а также для создания возможностей дистанционного обучения по указанному направлению другим категориям слушателей в ННГУ им. Н. И. Лобачевского была разработана портальная система дистанционного обучения студентов-политологов (СИДОП) [2].

Многие преподаватели университета используют при чтении лекций электронные презентации, а также размещают на сайте ННГУ им. Н. И. Лобачевского полные тексты курсов лекций и презентации. В разделе электронных ресурсов создаются новые учебные курсы для смешанного обучения и обеспечения студентов учебно-методическими материалами в современной электронной форме. В ННГУ им. Н. И. Лобачевского создано несколько специализированных аудиторий, позволяющих читать лекции с использованием электронных презентаций и Интернета. Ведется работа по созданию виртуальных учебных сред по отдельным учебным курсам или комплексам курсов, обеспечивающих эффективное взаимодействие уча-

В Программе развития ННГУ им. Н. И. Лобачевского как Национального исследовательского университета отмечается, что совершенствование образовательных технологий является действенным направлением повышения качества подготовки специалистов.

щихся и преподавателя (предоставление электронных материалов занятий, тестирование, контроль успеваемости, интерактивное взаимодействие преподавателя и студентов, сбор статистики и т. д.) [1]. Электронные материалы преподавателей ННГУ им. Н. И. Лобачевского востребованы в масштабах страны. По просьбе организации-разработчика портала «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» университет передал ему соответствующие материалы [4]. Ряд материалов преподавателей ННГУ им. Н. И. Лобачевского выставлен на портале интернет-университета информационных технологий [5].

В Программе развития ННГУ им. Н. И. Лобачевского как Национального исследовательского университета отмечается (Мероприятие 1.4), что совершенствование образовательных технологий является действенным направлением повышения качества подготовки специалистов. В рамках этого мероприятия предполагается разработка новых и модернизация существующих образовательных ресурсов с последовательным их преобразованием к электронному представлению, при этом осуществляются качественное расширение форм и методов представления образовательных материалов: электронных учебников, систем имитации, экспертных систем, программных систем поддержки лабораторных практикумов, тренажеров и др. — и расширение использования современных информационных методов, в том числе использование технологий дистанционного обучения, средств видео и мультимедиа, автоматизированного контроля.

Основными видами электронного обучения, распространенными в настоящее время в мире, являются:

3 электронное обучение (E-learning) — обучение с помощью ИКТ;

3 мобильное обучение (mobile learning) — электронное обучение с помощью мобиль-

ных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося;

3 автономное обучение (offline learning) — обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной среде;

3 смешанное обучение (blended learning) — сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением.

Формирование нормативно-правовой базы для использования электронного обучения в Российской Федерации началось в середине 90-х годов XX века. Однако Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» был принят Государственной Думой только 14 февраля 2012 года и одобрен Советом Федерации 22 февраля 2012 года.

В Законе определено, что понимается под электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями, также закреплено, что они могут применяться при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования, и, в частности, сказано: «При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения» [3].

Необходимость использования электронного обучения и внедрения дистанционных образовательных технологий в ННГУ им. Н. И. Лобачевского обусловлена следующими факторами:

3 необходима информационная поддержка традиционных форм обучения;

3 наличие филиалов ННГУ им. Н. И. Лобачевского в Нижегородской области. Чтение лекций в режиме видеоконференций позволяет преподавателю общаться со студентами, обучающимися в филиалах;

3 распространение знаний в мультимедийных форматах;

3 проведение онлайн-экспериментов;

3 быстрое устаревание учебников в твердых копиях;

3 наличие домашних, портативных компьютеров с выходом в Интернет у подавляющего большинства студентов.

Преподаватели университета, имея многолетнюю практику и навыки традиционных форм обучения студентов, не всегда готовы использовать дистанционные образовательные технологии и электронное обучение. Причины заключаются в инерции по отношению к изменениям, в занятости текущей работой, в отсутствии квалификации для работы в новых технологиях и в заинтересованности в недисциплинированности. Поэтому обучение работников новым идеям и технологиям, создание системы управления академическими знаниями и комплексной системы мотивации, сохранение сложившихся традиций также являются важными управленческими задачами.

В целях реализации вышеуказанных задач Программы развития ННГУ им. Н. И. Лобачевского как Национального исследовательского университета, а также с учетом опыта работы по развитию электронного обучения Ученым советом университета принято решение считать развитие системы электронного обучения (E-learning) одним из важнейших направлений совершенствования образовательной деятельности и повышения качества подготовки специалистов в рамках работы этого образовательного учреждения.

Таким образом, ННГУ им. Н. И. Лобачевского внедряет смешанное обучение (blended learning) — сочетание сетевого электронного обучения E-learning с очным.

В 2011 году здесь впервые были организованы курсы по программе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «Дистанционные технологии в образовании». В разработке программы принимала участие группа авторов (В. И. Швецов, В. П. Гергель, С. Н. Карпенко, Е. В. Малкина, Г. В. Кузенкова). Учебные занятия с преподавателями проводят и сами авторы программы, и специальные тьюторы, организующие виртуальное взаимодействие пользователей, анализ и учет их активности.

Программа охватывает вопросы интерактивных методов обучения, базирующихся на использовании информационно-коммуникационных технологий, и методов разработки электронных средств обучения. Она ориентирована на преподавателей и научных работников, имеющих базовые знания и навыки применения компьютеров в профессиональной деятельности, желающих расширить теоретическую подготовку и приобрести дополнительные навыки по применению дистанционных форм обучения и по разработке электронных обучающих средств с помощью современных систем управления обучением. Важной задачей курса является подготовка преподавателей к самостоятельной разработке электронного учебного курса. В качестве выпускной работы слушатели должны создать фрагмент — прототип своего курса.

Особенностью данного курса явилось то, что в процессе его реализации он сам стал электронным курсом, доступным для дистанционной технологии обучения. Это приветствовалось слушателями, посещающими курсы после работы. По отношению к изучаемому материалу и к возможности создавать собственные курсы в дистанционной технологии слушатели поделились на несколько категорий в зависимости от

Обучение работников новым идеям и технологиям, создание системы управления академическими знаниями и комплексной системы мотивации, сохранение сложившихся традиций также являются важными управленческими задачами.

своей компьютерной квалификации, возраста, мотивации в достижении результата обучения и других параметров. Всего курсы прошли 85 преподавателей, из них

77 человек из ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Распределение слушателей по факультетам представлено на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Распределение слушателей по факультетам

Количество слушателей,

30

25

20

15

10

5

0

П П

Г! П

Факультеты

К

ш

Ф

го

§

аа ■& 2

ср х ®

к а ф к а ф О к а ф ы со у

о о Ф л в

и и и

ш д а Ф а Д

Как видно из диаграммы, курсами наиболее заинтересовались преподаватели факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМК) и филологического факультета (филфак). Интерес сотрудников ВМК связан с профессиональной деятельностью как программистов, так и

преподавателей одновременно, а сотрудники филфака постоянно анализируют и обрабатывают большие объемы литературных произведений, поэтому больше других понимают удобство использования интернет-технологий, электронных библиотек и гиперссылок.

Диаграмма 2

Распределение слушателей по должностям

Количество слушателей, %

50 40 30 20 10

Должности

Профессора

Доценты

Старшие преподаватели

Аспиранты

Эта диаграмма показывает, что именно доценты, которые читают большую часть лекций, наиболее заинтересованы в раз-

работке электронных ресурсов для поддержки традиционных форм обучения. По завершении курса все слушатели

отметили, что он в целом понравился, 64 % из них собираются использовать дистанционные образовательные технологии, 27 % еще не решили и только 9 % отказались использовать их.

Семь преподавателей (8 % из числа закончивших обучение) уже создали и используют в учебном процессе собственные курсы: М. А. Сметанина («История чешской литературы»), И. Ю. Абрамова («Болгарский язык»), В. А. Чащин («Самостоятельная работа по английскому языку: SALISBURY PLAIN»), И. В. Кузьмин («Историческая грамматика русского языка»), М. А. Толстунова («Культура и СМИ»

ЛИТЕРАТУРА _

1. Швецов, В. И. Использование ресурсов интернета в образовании / В. И. Швецов, С. В. Горохов // Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского. — 2003. — Вып. 1 (4). — С. 198—206.

2. Швецов, В. И. Программная система дистанционного обучения специалистов-политологов с углубленным изучением истории и культуры ислама / В. И. Швецов, С. В. Горохов, Е. И. Соколова, Е. В. Малкина / / Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского. — 2010. — № 1. — С. 196—201.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений

в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» / / URL:http://www. rg.ru/2012/03/02/elektronnoe-obuchenie-dok. html.

4. http://window.edu.ru//.

5. http://www. intuit.ru/.

ЭЛЕКТРОННО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ БИБЛИОТЕКИ НИРО И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

М. В. ВЕСЕЛОВА, заведующая библиотекой НИРО bib lion iro @ mail. ru

В статье рассматривается опыт работы библиотеки НИРО по формированию и развитию информационной среды повышения квалификации педагогов, дается характеристика электронно-информационных ресурсов библиотеки и возможности их использования всеми участниками образовательного процесса института.

и «Деловая журналистика»), Г. В. Кузен-кова («Информационные технологии в подготовке публикаций») и Е. Ю. Кадина («Дифференциальные уравнения»). Первые три курса в конце 2011/2012 учебного года участвовали в конкурсе учебно-методических разработок, который проводился в ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

Таким образом, цель курсов повышения квалификации — повышение мотивации и достижение достаточного уровня готовности использовать дистанционные образовательные технологии в своей педагогической деятельности, — по нашему мнению, была достигнута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.