Научная статья на тему 'Внедрение спецкурса как условие формирования прогностической компетентности у студентов медицинского вуза'

Внедрение спецкурса как условие формирования прогностической компетентности у студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
118
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ПРОГНОЗ / PROGNOSIS / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / PROGNOSTICATION / ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROGNOSTIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Тарасова Светлана Анатольевна

В статье обсуждаются педагогические аспекты разработки и преподавания специального курса «Статистические методы прогнозирования в медицине» на основе проведенного анализа применения различных педагогических инструментов, показана значимость реализации прогностической функции при подготовке студентов-медиков. Оценивается эффективность формирования прогностической компетентности у студентов медицинского вуза в процессе изучения спецкурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Тарасова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF SPECIAL COURSE AS CONDITION OF FORMATION OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS’ PROGNOSTIC COMPETENCE

The pedagogical aspects of making and teaching a special course "Statistical methods of prognostication in medicine" are discussed on the basis of the analysis of the application of various pedagogical tools, shows the significance of implementing a predictive function in the training of medical students. The efficiency of formation of medical university students’ prognostic competence in the process of studying a special course is estimated.

Текст научной работы на тему «Внедрение спецкурса как условие формирования прогностической компетентности у студентов медицинского вуза»

УДК 378

Тарасова Светлана Анатольевна

преподаватель кафедры физики, информатики и математики ГБОУ ВПО Курский государственный медицинский университет

shedrina19@bk.ru

ВНЕДРЕНИЕ СПЕЦКУРСА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ

МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

В статье обсуждаются педагогические аспекты разработки и преподавания специального курса «Статистические методы прогнозирования в медицине» на основе проведенного анализа применения различных педагогических инструментов, показана значимость реализации прогностической функции при подготовке студентов-медиков. Оценивается эффективность формирования прогностической компетентности у студентов медицинского вуза в процессе изучения спецкурса.

Ключевые слова: компетентность, прогноз, прогнозирование, прогностическая компетентность.

Svetlana Tarasova

Lecturer, Department of Physics, Computer Science and Mathematics

Kursk State Medical University shedrina19@bk.ru

IMPLEMENTATION OF SPECIAL COURSE AS CONDITION OF FORMATION OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS' PROGNOSTIC

COMPETENCE

The pedagogical aspects of making and teaching a special course "Statistical methods of prognostication in medicine" are discussed on the basis of the analysis of the application of various pedagogical tools, shows the significance of implementing a predictive function in the training of medical students. The efficiency of formation of medical university students' prognostic competence in the process of studying a special course is estimated.

Keywords: competence, prognosis, prognostic competence, prognostication.

Прогнозирование как категория теории научного познания неразрывно связано со всей деятельностью врача. Врачу необходимо предвидеть исход развития болезни, возможность осложнений, эффективность и неблагоприятные воздействия выбранного метода лечения. На основе прогноза можно своевременно реализовать терапевтические мероприятия, предотвратить осложнения заболевания и побочное действие лекарств. Сбывшийся прогноз подтверждает правильность поставленного диагноза.

Поэтому одной из задач высшего медицинского образования является формирование прогностической компетентности [1] у будущих врачей.

Однако, в образовательной программе медицинского ВУЗа очень мало внимания уделяется этой проблеме. В частности, отсутствуют специальные учебные курсы по прогнозированию в медицине [2], не разработаны основные положения медицинской прогностики, а прогноз изучается лишь как заключительная часть процесса постановки диагноза.

Для повышения эффективности обучения студентов медицинскому прогнозированию и формированию у них прогностической компетентности на кафедре физики, информатики и математики ГБОУ ВПО Курский государственный медицинский университет был разработан специальный курс «Статистические методы прогнозирования в медицине», обеспеченный мультимедийным учебным пособием [3].

Перечислим основные условия, которыми мы руководствовались при отборе материала и составлении задач для специального курса.

1) Содержание задачи имеет профессиональную направленность. В учебном курсе представлены задачи о прогнозировании эпидемий, распространений наркомании и ВИЧ-инфекции, прогнозировании численности населения, а также различных заболеваний.

Реализация принципа профессиональной направленности помогает установить связь между изучаемой теорией и практическим применением теоретических знаний на практике.

2) Условие задачи содержит в основном реальные данные, полученные из открытых источников.

Для составления задач мы использовали данные ФГБУ Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России [4] и Федеральной службы государственной статистики [5].

Авторы считают важным показать студентам, что весь представленный теоретический аппарат эффективен не просто в абстрактной ситуации, пусть даже с профессиональным содержанием, но и способен обеспечить решение проблемы в профессиональной медицинской деятельности. В результате формируется ценностное отношение к прогнозированию в медицине, повышается интерес к использованию прогнозирования в медицинской деятельности, студенты видят необходимость и значимость составления прогноза для сохранения и улучшения здоровья населения.

3) Методы решения задач статистические — это методы анализа и прогнозирования временных рядов.

В основном задачи направлены на отработку умений применять такие методы прогнозирования, как моделирование и экстраполяция. В учебном курсе эти методы реализуются с помощью аналитико-статистического аппарата.

Специальный курс «Статистические методы прогнозирования в медицине» состоит из 12 часов лекций, 26 часов практических занятий и 16 часов самостоятельной работы. Учебные тематические планы лекций и практических занятий представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.

Учебный тематический план лекций по курсу «Статистические методы прогнозирования в медицине»

№ п/п Тема лекции Количество часов

1 2 3

1 Прогнозирование в медицине 1

2 Введение в анализ временных рядов 1

3 Определение наличия тренда временного ряда 1

4 Сглаживание временных рядов с помощью скользящих средних 1

5 Выделение сезонной составляющей временного ряда 1

6 Моделирование основной тенденции временного ряда с помощью кривых роста 1

7 Авторегрессионные модели 1

8 Моделирование связных временных рядов 1

9 Проверка адекватности выбранной модели 1

10 Прогнозирование временных рядов 1

11 Адаптивные модели прогнозирования 1

12 Прогнозирование временных рядов, не имеющих тенденции 1

Итого: 12

Таблица 2.

Учебный тематический план практических занятий по курсу «Статистические методы прогнозирования в медицине»

№ п/п Тема занятия Кол-во часов

1 2 3

1 Выявление аномальных значений временного ряда 2

2 Определение наличия тренда временного ряда 2

3 Сглаживание временных рядов с помощью скользящих средних 2

4 Выделение сезонной составляющей временного ряда 2

5 Моделирование основной тенденции временного ряда с помощью кривых роста 2

6 Авторегрессионные модели 2

7 Моделирование связных временных рядов 2

8 Проверка адекватности выбранной модели 2

9 Прогнозирование временных рядов методами среднего абсолютного прироста и среднего темпа роста 2

10 Прогнозирование временных рядов на основе экстраполяции тренда 2

11 Адаптивные модели прогнозирования 2

12 Прогнозирование временных рядов, не имеющих тенденции 2

13 Итоговое занятие 2

Итого: 26

Процесс изучения студентами статистических методов прогнозирования в медицине условно можно разделить на три этапа.

1) Подготовительный (лекции №1-5, практические занятия №1-4). Студенты учатся выявлять аномальные значения временного ряда (примером ряда с аномальным значением является процесс распространения кори в России); проверять ряд на наличие основной тенденции (в качестве примера ряда без тренда можно рассматривать процесс распространения туберкулёза в России); сглаживать временной ряд с помощью простого, взвешенного или экспоненциального скользящих средних (если необходимо); для сезонных заболеваний выделять сезонную составляющую (эту задачу мы решаем на примере ОРВИ).

2) Моделирование (лекции №6-9, практические занятия №5-8). Студенты учатся строить модель основной тенденции временного ряда с помощью кривых роста, таких как полиномы различных порядков, экспоненты, логистическую кривую и кривую Гомперца. Например, процесс распространения наркомании в России моделируем с помощью логистической кривой. Если не удаётся подобрать модель на основе кривой роста, то есть основание рассмотреть модели авторегрессии. Все модели должны проверяться на адекватность.

3) Прогнозирование (лекции №10-12, практические занятия №9-12). На этом этапе мы учим студентов прогнозированию методами среднего абсолютного прироста и среднего темпа роста, на основе экстраполяции тренда, рассматриваем адаптивные модели прогнозирования, а также прогнозирование временных рядов, не имеющих тенденции.

Самостоятельная работа студентов состоит в самостоятельном поиске материала, составлении и решении задач по прогнозированию в медицине. Работы исследовательского характера публикуются в материалах международных студенческих конференций.

Хочется отметить, что в результате изучения спецкурса «Статистические методы прогнозирования в медицине» наметилась устойчивая положительная динамика в личностных мотивах и потребностях студентов к использованию прогнозирования в медицине, повысился интерес к прогностическим методам. Базовые знания студентов о прогнозировании в медицине были расширены до уровня, позволяющего применять их в профессиональной деятельности. Были сформированы прогностические умения в соответствии с этапами процесса прогнозирования. Действия стали более осознанными, осуществлялись путём научного анализа.

Таким образом, была проделана системная работа по формированию прогностической компетентности у студентов медицинского вуза, но для повышения эффективности этого процесса необходимо также участие профильных кафедр, которые смогли бы дополнить статистические методы

прогнозирования инструментами анализа, применяемых в клинических исследованиях.

Литература:

1. Тарасова С. А. Сущностная характеристика прогностической компетентности медицинского работника // Преподаватель XXI век. - М., 2014.

- Т.1, № 4. - С. 83-89.

2. Тарасова С. А. Прогнозирование в клинической медицине // Инновации в науке. - Новосибирск, 2014. - № 30-2. - С. 57-61.

3. Тарасова С. А. Статистические методы прогнозирования в медицине: мультимедийное учебное пособие. - Курск: КГМУ Минздрава России, 2015. - 19 Мб.

4. ФГБУ Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России. URL: http://www.mednet.ru/ (дата обращения: 26.08.2015).

5. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 26.08.2015).

References

1. Tarasova S. A. Sushchnostnaya kharakteristika prognosticheskoy kompetentnosti meditsinskogo rabotnika // Prepodavatel' XXI vek. - M., 2014. - T.1, No 4. - pp. 83-89. (in Russian)

2. Tarasova S. A. Prognozirovanie v klinicheskoy meditsine // Innovatsii v nauke.

- Novosibirsk, 2014. - No 30-2. - pp. 57-61. (in Russian)

3. Tarasova S. A. Statisticheskie metody prognozirovaniya v meditsine: mul'-timediynoe uchebnoe posobie. - Kursk: KSMU, 2015. - 19 Mb. (in Russian)

4. FGBU Tsentral'nyy NII organizatsii i informatizatsii zdravookhraneniya Minzdrava Rossii. URL: http://www.mednet.ru/ (accessed: 26.08.2015). (in Russian)

5. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. URL: http://www.gks.ru/ (accessed: 26.08.2015). (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.