УДК 378 ББК 74
СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
С.А. Тарасова
Аннотация. Предлагается сущностная характеристика прогностической компетентности медицинского работника. Актуальность данного вопроса определяется потребностью современной медицины во врачах, способных предвидеть результаты своей деятельности, и необходимостью подготовки медицинских кадров, обладающих этим качеством. Анализируются основные научные подходы к интерпретации понятий «прогноз», «прогнозирование», «компетенция», «компетентность», «прогностическая компетентность», «прогностическая компетентность медицинского работника». Предлагаются следующие определения: прогнозирование - познавательная деятельность, направленная на опережающее отражение будущего на основе научного анализа прошлого и настоящего; прогноз - результат прогнозирования, вероятностная научная модель будущего; прогностические компетенции - эталоны знаний, умений, навыков, личностных свойств субъекта, необходимых для качественной, продуктивной прогностической деятельности; прогностическая компетентность - владение субъектом совокупностью прогностических компетенций; прогностическая компетентность медицинского работника - владение компетенциями, позволяющими прогнозировать: возможность возникновения и распространения заболевания, а также эффективность профилактических мер, направленных на их предотвращение, развитие и исход заболевания, а также результаты принятого лечения.
83
Ключевые слова: прогноз, прогнозирование, компетенция, компетентность, прогностическая компетентность, прогностическая компетентность медицинского работника (врача).
ESSENTIAL CHARACTERISTIC OF DOCTOR'S PROGNOSTIC COMPETENCE
I S.A. Tarasova
Abstract. The essential characteristic of doctor's prognostic competence is given. The topicality of this issue is determined by the need of modern medicine for the personnel, capable to plan their activity and predict its results, and the need for training of medical personnel, having this quality. The main scientific approaches to interpretation of the concepts "prognosis", "prognostication", "competency", "competence", "prognostic competence", "prognostic competence of a doctor" are analyzed in this article. The following definitions: prognostication is cognitive activity aimed at an ticipatory reflection of fu ture and based on scientific analysis of past and present; prognosis is the result of prognostication, the probable scientific model of future; prognostic competencies are standards of knowledge, abilities, skills, qualities of the person required for qualitative, productive prognostic activity; prognostic competence is personal possession of set of prognostic competencies; prognostic competence of a doctor is having competencies to prognosticate the possibility of the occurrence and spread of the disease and the efficiency of preven tive m easures, curren t and ou tcome of the disease and the results of its treatmen t are given in the article.
Keywords: prognosis, prognostication, competency, competence, prognostic competence, prognostic competence of a doctor.
Прогнозирование, как метод научного исследования, проникло и прочно утвердилось практически во всех сферах человеческой деятельности. Знание о будущем волновало человека разумного еще с древних времен. Анализируя прошлое и настон ящее, устанавливая прпчинно-след-ственные связи между событиями, люди научились строить прогнозы развития того или иного процесса или явления. В современном обществе умение предвидеть результаты своей работы, вовремя корректировать и совершенствовать методы н средства достижения цели является необходимым условием успешности и конкурентоспособности специалиста в .любой области. Особенно это актуально для медицин-
ского работника, когда речь идет о здоровье и даже жизни людей.
Общие вопросы теории прогнозирования изучены в научной литературе Уже давно. Даны определения сущности понятий «прогноз» н «прогнозирование», разработаны различные подходы к классификации прогнозов, методы прогнозирования, принципы разработки прогнозов. Классиками отечественной прогностики являются И.В. Бестужев-Лада,
A.B. Брушлннскнй, В.Г. Виноградов, С.М. Вишнев, А.М. Гендин, B.C. Гер-шунскнй, Г.М. Добров, В.И. Загвя-зинский, Ф.И. Кевля, M.JI. Лезгина,
B.А. Лисичкин, Б.Ф. Ломов, А.Г. Никитина, Л.А. Регуш, Е.И. Сурков, H.H. Храленко и др.
Современные исследования направлены на изучение основных положений теории н практики прогнозирования в различных сферах деятельности человека, а также вопросов профессиональной подготовки специалистов, компетентных в области прогнозирования. Здесь можно отметить труды JI.B. Акнмовой, ILA. Асеевой, И.В. Булдаковой, Т.В. Дымовой, A.B. Захарова, М.С. Ионовой, О.В. Киселёвой, К.В. Корниловой, М.Ю. Краевой, В.Е. Курочкнной, Е.В. Макаровой, М.С. Мнроновой, М.В. Москалёвой, H.H. Осиповой, Е.В. Постниковой, М.Г. Потаповой, А.Ф. Присяжной, A.B. Рождественского, Е.П. Седых, И.В. Серафнмовпч, Н.Ф. Соколовой, H.JI. Сомовой, H.A. Степановой, O.A. Сычёва, Е.О. Филипповой, A.M. Хубневой, Т.С. Шеховцовой, Т.Л. Яковлевой н до.
Целью нашего исследования является анализ сущности категории «прогностическая компетентность медицинского работника», которая непосредственно связана с понятиями «прогноз», «прогнозирование», «компетенция», «компетентность».
Сначала рассмотрим основные дефиниции первых двух понятий, имеющиеся в научной и справочной литературе.
По мнению И.В. Бестужева-Лады, прогнозирование есть специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления, а прогноз — вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того нлн иного явления в будущем н (нлн) об альтернативных путях и сроках их осуществления [1].
В Большой Советской Энциклопедии представлена следующая
трактовка: прогноз (от греч. prognosis — предвидение, предсказание), первоначально предсказание хода болезни, затем вообще всякое конкретное предсказание, суждение о состоянии какого-либо явления в будущем; ныне обычно в значении вероятностного суждения о будущем на основе специального научного исследования [2]. Прогнозирование — разработка прогноза; в узком значении — специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.
Глоссарий определяет прогноз как оценку будущей тенденции с помощью исследования и анализа доступной информации, вероятностное суждение о некотором явлении [3]. Прогнозирование — опережающее отражение будущего, вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем.
JI.A. Регуш уточняет понятие «прогнозирование», взяв за исходное положение, что прогнозирование является одним из видов человеческой деятельности [4, с. 17-18]. Знание о будущем составляет «основной продукт» познавательной прогностической деятельности, а ее цель — получение прогноза. В качестве существенных признаков прогнозирования она выделяет: родовой — познавательная деятельность и видовые — знания о прошлом; преобразование знаний; результат деятельности — прогноз, то есть знание, отражающее специфику будущего, имеющее вероятностный характер.
Анализируя и обобщая приведённые выше подходы к интерпрета-
ции понятпй «прогноз» н «прогнозирование», в нашем исследовании мы будем использовать следующее определение: прогнозирование — познавательная деятельность, направленная на опережающее отражение будущего на основе научного анализа прошлого н настоящего; прогноз — результат прогнозирования, вероятностная научная модель будущего.
Что касается медицинского прогноза, то в литературе практически нет исследований сущности данного понятия. В словарях медицинский, врачебный или клинический прогноз трактуется как предвидение вероятного развития и исхода заболевания, основанное на знании закономерностей патологических процессов н течения болезни. Мы в своем определении будем исходить из основных задач современного здравоохранения — предупреждение заболеваний и лечение больных. В соответствии с этим под медицинским прогнозом будем понимать прогноз возможности возникновения и распространения заболевания, а также эффективности профилактических мер, направленных на их предотвращение; прогноз развития и исхода заболевания, а также результатов принятого лечения. Медицинское прогнозирование — деятельность врача, направленная на осуществление медицинского прогноза.
Следующий этап нашего исследования — анализ понятий «компетенция» н «компетентность». Долгое время вопрос об их соотношении оставался спорным: многие авторы отождествляли компетенцию и компетентность, другие, напротив, разделяли. До сих пор не существует однозначности в использовании ука-
занных терминов. Мы рассмотрим лишь последние подходы к определению данных понятий, наиболее значимые для нашей работы.
H.A. Зимняя называет компетенциями некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей н отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека [5]. Впоследствии она предлагает вообще отказаться от единой формулировки понятия «компетенции» и рассматривать его в трех аспектах [6, с. 6]. В педагогическом смысле компетенции есть совокупность того содержания образования, которое должно быть освоено, это объективная данность, заранее отбираемая, структурированная н дидактически организуемая. В психолого-практическую трактовку компетенций II.A. Зимняя включает знания, умения, способности субъекта, необходимые для успешного освоения нм заданного содержания. В пснхолннгвнстпческой формулировке компетенции есть осваиваемое н освоенное, но не актуализируемое ещё содержание, представляющее собой психическое образование, образ содержания знаний, программ их реализации н алгоритмов действий (готовность). Тогда компетентность — актуализированное, ин-тегративное, интеллектуально и социокультурно обусловленное личностное качество, проявляющееся в деятельности, поведении человека в его взаимодействии с другими людьми в процессе решения разнообразных задач. Другими словами, компетентность есть лпчностно и интеллектуально обусловленное, мотнвиро-
ванное проявление компетенций субъекта образовательного процесса в деятельности и поведении
А.Ф. Присяжная подчеркивает, что компетенции — это наперед заданные, нормативные, идеальные характеристики, которые регламентируется государственными образовательными стандартами и требованиями к профессии, компетентность — владение соответствующими компетенциями, реальная характеристика, относящаяся к конкретной личности [7, с. 97].
A.B. Хуторской отмечает, что компетенции — совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов н процессов, н необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [8]. Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Далее он уточняет, что компетенция — некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке, а компетентность — уже состоявшееся личностное качество.
Мы разделяем позицию указанных авторов, в силу этого компетенциями будем считать эталоны знаний, умений, навыков, личностных свойств субъекта, необходимых для качественной, продуктивной деятельности, а компетентностью — владение субъектом совокупностью компетенций.
Теперь рассмотрим комплексное образование «прогностическая компетентность». В научной литературе
термин представлен у следующих авторов.
К.В. Корнилова прогностическими компетенциями считает виды профессиональных компетенций, определяющие требования к освоению того нлн иного компонента содержания профессиональной подготовки к прогностической деятельности [9, с. 12]. Прогностическая компетентность, по ее мнению, есть вид профессиональной компетентности, выражающийся определенной мерой владения знаниями, умениями, опытом в области прогнозирования и способностью применения данного опыта в профессиональной деятельности; сформнрованностью соответствующих рефлексивных и ценностных качеств.
Е.В. Макарова определяет прогностическую компетентность без дополнительного уточнения сущности прогностической компетенции, как системное профессионально-личностное качество, интегрирующее прогностические знания, умения, опыт н личностные особенности, обеспечивающие эффективность прогностической деятельности [10, с. 11].
А.Ф. Присяжная прогностической компетенцией называет эталон образования, при котором уровень подготовленности к деятельности, знания, умения, качества позволяют: демонстрировать действия по адекватному целеполаганню, планированию, программированию, проектированию нужных видов деятельности; владеть знаниями процесса прогнозирования, умениями и навыками сбора информации прогнозного фона, ее анализа, определения тенденций ее изменения; развить понимание своих склонностей, возможно-
стей, путей их совершенствования, которые определяют успешность личности в социуме [7, с. 97-98]. А прогностической компетентностью — качество образования, при котором уровень подготовленности к деятельности, знания, умения, качества позволяют адекватно ставить цель, планировать, программировать, проектировать деятельность; оперировать знаниями и умениями процесса прогнозирования с целью профессионального роста. На наш взгляд, такое определение явно перегружено.
Мы полагаем, что если определены базовые понятия «прогнозирование» н «компетенция», то нет необходимости дублировать их в определении понятия «прогностическая компетентность». Поэтому, согласно логике нашего исследования, мы прогностической компетентностью будем считать владение субъектом совокупностью прогностических компетенций. Тогда в соответствии с этим под прогностической компетентностью медицинского работника будем понимать владение компетенциями, позволяющими прогнозировать:
• возможность возникновения и распространения заболевания, а также эффективность профилактических мер, направленных на их предотвращение;
• развитие и исход заболевания, а также результаты принятого лечения.
Таким образом, результатом проведенного анализа являются следующие положения: прогнозирование — познавательная деятельность, направленная на опережающее отражение будущего на основе научного анализа прошлого и настоящего; прогноз — результат прогнозирования,
вероятностная научная модель будущего; прогностические компетенции — это эталоны знаний, умений, навыков, личностных свойств субъекта, необходимых для качественной, продуктивной прогностической деятельности; прогностическая компетентность — владение субъектом совокупностью прогностических компетенций; прогностическая компетентность медицинского работника — владение компетенциями, позволяющими прогнозировать: возможность возникновения н распространения заболевания, а также эффективность профилактических мер, направленных на их предотвращение, развитие н исход заболевания, а также результаты принятого лечения.
СПИСОК источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бестужев-Лада, II.B. Социальное прогнозирование. Курс лекций [Текст] / И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 392 с.
2. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://slovari. уапс!ех.ги/~книги/БСЭ/ (дата обращения: 30.11.2014).
3. Глоссарий [Электронный ресурс]. - URL: http://www.glossary.ra/ (дата обращения: 30.11.2014).
4. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] / Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2003. - 352 с.
5. Зимняя, IIA. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя // Ин-тернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. -URL: http://www.eidos.ru/joiniial/2006/0505. htm (дата обращения: 30.11.2014).
6. Зимняя, IIA. Компетенция и компетентность в контексте компетентно стного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя // Иностранные языки в школе. -2012.-№ 6.-С. 2-10.
7. Присяжная, А. Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования (методология, теория, практика): дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / А.Ф. Присяжная. - Челябинск: Челябинский гос. пед. ун-т, 2006. - 380 с.
8. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интер-нет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля.
- URL: http://www.eidos.ra/jomiial/2002 /0423.htm (дата обращения: 30.11.2014).
9. Корнилова, К.В. Формирование прогностической компетентности будущих специалистов дошкольного образовательного учреждения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / К.В. Корнилова.
- Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т, 2009. -25 с.
10. Макарова, Е.В. Формирование прогностической компетентности студентов аграрных вузов: автореф. ... канд. пед. наук [Текст] / Е.В. Макарова. - М.: Ульяновская гос. сельскохозяйственная акад. им. П.А. Столыпина, 2013. - 24 с.
REFERENCES
1. Bestuzhev-Lada I.V., Namestiiikova G.A., Sotsial'noeprognozirovanie, Moscow, 2002, 392 p.
2. Bol'shaya Sovetskaya Entsiklopediya, available at: URL: http://slovaii.yandex. ra/~kiiigi/BS.Te/
3. Glossariy, available at: http://www.glossaiy. га/(accessed: 30.11.2014).
4. Hutoiskoy A. V., Klyuchevye kompetentsii i obrazovatel'nye standaity, Intemet-zhumal "Eydos ", 2002, April 23, available at: URL: http://www.eidos.ra/jouiiial/2002/0423.htm (accessed: 30.11.2014).
5. Komilova K.V., Fonnirovanie prognos-ticheskoy kompetentiiosti budushchikh spet-sialistov doshkol'nogo obiazovatel'nogo uchrezhdeniya v vuze. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Magiiitogoisk State Uiiiveisity, 2009, 25 p.
6. Makaiova E.V., Fonnirovanie prognos-ticheskoy kompetentiiosti studentov agramykli viizov. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Moscow, 2013, 24 p.
7. Prisyazhnaya A.F., Pedagogicheskoe prog-noziiovaiiie v sisteme nepieryvnogo pedago-gicheskogo obrazovaiiiya (metodologiya, teoriya, piaktika), PhD dissertation (Pedagogy), Chelyabinsk, 2006, 380 p.
8. Regush L.A., Psihologiya prognozirovaniya: uspekhi v poznanii budushchego, St. Peter-buig, Reclf, 2003, 352 p.
9. Zimnyaya I.A., Klyuchevye kompetentsii -novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya, Intemet-zhumal 'Eydos", 2006, May 5, available at: http://www.eidos.ru/jour-nal/2006/0505.htm (accessed: 30.11.2014).
10. Zimnyaya I.A., Kompetentsiya i kompetent-nost' v kontekste kompetentnostnogo pod-hoda v obrazovanii, Inostrannye yazyki v shkole, 2012, No. 6,2-10.
Тарасова Светлана Анатольевна, ассистент, кафедра физики, информатики и математики, ГБОУВПО Курский государственный медицинский университет; соискатель, кафедра педагогики, Курский государственный университет, [email protected] Tarasova S.A., Assistant, Physics, Computer Science and Mathematics Department, Kursk State Medical University; Post-graduate Student, Department of Pedagogy, Kursk State University, [email protected]