ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Тарасова С.А. Email: [email protected]
Тарасова Светлана Анатольевна — преподаватель, кафедра физики, информатики и математики, Курский государственный медицинский университет, г. Курск
Аннотация: прогнозирование занимает значительное место в практическом здравоохранении. На основе прогноза рассчитывается потребность населения в различных видах медицинской помощи, организуются лечебно-профилактические мероприятия, оценивается их эффективность, проектируется работа лечебных и оздоровительных учреждений, планируется подготовка медицинских кадров. Таким образом, формирование компетентного в прогнозировании работника здравоохранения является необходимым элементом практической подготовки студентов медицинского вуза. В статье обсуждается проблема организации проектной деятельности студентов медицинского вуза как эффективного способа формирования их прогностической компетентности. Ключевые слова: прогноз, прогнозирование, прогностическая компетентность, технология обучения, метод проектов, проектная деятельность.
PROJECT METHOD IN FORMATION OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS' PROGNOSTIC COMPETENCE Tarasova S.A.
Tarasova Svetlana Anatol 'evna — Lecturer, DEPARTMENT OF PHYSICS, COMPUTER SCIENCE AND MATHEMATICS, KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY, KURSK
Abstract: prognostication is important in medical practice. Needs of the population for medical services are calculated, therapeutic and preventive measures are organized, their effectiveness is estimated, activities of medical institutions are designed, training of medical personnel is planned with the help ofprognosis. Thus, the formation of a competent doctor in the prognostication is a necessary element of practical training of medical university students. The problem of organization of medical university students' project activity as effective method offormation of their prognostic competence is discussed in the article.
Keywords: prognosis, prognostication, prognostic competence, learning technology, project method, project activity.
УДК 378
Компетентностный подход обозначил переход от формально-знаниевого к личностно-деятельностному типу ориентации профессионального образования. В данной ситуации использование старых методов обучения, нацеленных на освоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности, бесперспективно и не может обеспечить удовлетворительных результатов. Поэтому остаётся актуальной проблема поиска новых образовательных технологий, которые бы обеспечили овладение студентом будущей профессией не только на теоретическом, но и на деятельностном и рефлексивном уровнях.
С данной проблемой мы столкнулись в ходе проведения исследования «Формирование прогностической компетентности у студентов медицинского вуза». Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для обучения студентов прогнозированию авторы рекомендуют проблемные, эвристические, исследовательские методы, стимулирующие познавательную активность студентов, обеспечивающие максимальную самостоятельность в освоении новых знаний, высокую степень овладения практическими умениями, связь учебной деятельности с профессиональной. Прежде всего, это связано с тем, что прогнозирование есть творческий процесс, потому как ведёт к появлению нового, неизвестного ранее продукта, что является определяющей характеристикой творчества, а следовательно, требует творческих подходов [4] к освоению, направленных на субъективное, а иногда и объективное открытие, практическую ценность полученных результатов.
На основании этих положений нами были разработаны модель [2] и технология [3] формирования прогностической компетентности у студентов медицинского вуза, в процессуальные части которых вошли творческие методы обучения студентов медицинского вуза прогнозированию.
Одним из таких методов является метод проектов. Освоение проектной деятельности является наиболее эффективным способом развития функциональных умений и формирования компетентностей в образовании. Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы, ориентирован на самостоятельную деятельность студентов, предусматривающую интегрирование знаний и умений из различных дисциплин, относящихся к проблеме исследования. Результаты выполненных проектов должны быть значимы в практическом или теоретическом смыслах и представлены в виде доклада, статьи.
Выделяются следующие требования к использованию метода проектов [1, с. 239]:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения,
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов,
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов,
- структурирование содержательной части проекта,
- использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Согласно технологии формирования прогностической компетентности у студентов медицинского вуза [3], метод проектов реализуется на её творческом этапе, предполагает создание некоего продукта, отражающего решение актуальной проблемы прогнозирования состояния здоровья населения.
Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:
1. Сбор необходимой для исследования информации.
2. Обработка собранной информации.
3. Решение прогностической задачи.
4. Оформление результатов.
5. Представление результатов.
Данная работа требует от студентов активизации познавательных возможностей, самостоятельности в конструировании своих знаний и ориентации в информационном пространстве, включения критического и творческого мышления. Результаты своих исследований студенты представляют в виде портфолио, презентаций, выступают с докладами, публикуют статьи в материалах международных студенческих конференций. Нашими студентами были опубликованы следующие работы: «Прогноз демографического развития России», «Прогнозирование распространения онкологических заболеваний в России», «Прогностическая модель распространения наркотической зависимости в России», «Зависимость заболевания гепатитом С от употребления наркотиков», «Эпидемическая ситуация по туберкулёзу в России и ближайший прогноз», «Анализ временного ряда сезонного заболевания».
Как показала практика, проектная деятельность является эффективным методом формирования прогностической компетентности у студентов медицинского вуза, который решает сразу несколько образовательных задач: повышает мотивацию и интерес к освоению прогнозирования в медицине и здравоохранении, формирует умения самовыражения, самопроявления и рефлексии, развивает мыслительные, коммуникативные, аттенционные, мнемические, волевые качества личности.
Список литературы / References
1. Педагогические технологии: учеб. пособие / под ред. В.С. Кукушкина. Ростов н/Д: МарТ; Феникс, 2010. 333 с.
2. Тарасова С.А. Модель формирования прогностической компетентности у студентов медицинского вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. Т. 20. Вып. 12 (152). С. 48-52.
3. Тарасова С.А., Гонеев А.Д. Педагогическая технология формирования прогностической компетентности у студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования, 2016. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ra/ru/artide/view?id=24082/ (дата обращения: 28.02.2017).
4. Тарасова С.А. Творческий подход в формировании прогностической компетентности у студентов медицинского вуза // Современная педагогика, 2016. № 12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2016/12/6477/ (дата обращения: 28.02.2017).
ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ФГОС
Лагода О.А.1, Литвинова Т.В.2 Email: [email protected]
'Лагода Ольга Александровна—учитель;
2Литвинова Татьяна Владимировна — заместитель директора по учебной работе, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 38, г. Рязань
Аннотация: в современных условиях перед российским образованием поставлена новая задача: воспитать личность, готовую к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию, обучению в течение всей жизни. Технологией, закладывающей основы этого, по мнению авторов, является технология формирующего оценивания. В статье рассмотрены вопросы внедрения в школьную практику технологии формирующего оценивания, алгоритм взаимодействия учителя и учащихся и значение этой технологии для всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: формирующее оценивание, оценка, метапредметные умения, обратная связь.
FORMATIVE ASSESSMENT AS A CONDITION OF IMPLEMENTATION
OF FSES Lagoda OA.1, Litvinova T.V.2
'Lagoda Olga Aleksandrovna — teacher;
2Litvinova Tatyana Vladimirovna - Deputy of Headteacher on educational work, MUNICIPAL BUDGET GENERAL EDUCATION INSTITUTION «SCHOOL № 38», RYAZAN
Abstract: in modern conditions before the Russian education posed a new challenge: to educate a person ready for self-change, self-development and self-education throughout the whole life. Technology that lays the foundation of that, according to the authors, is the technology of formative assessment. The article discusses the implementation of formative assessment techniques into school practice, the algorithm of interaction of teachers and students and the value of this technology for all participants of the educational process.
Keywords: formative assessment, evaluation, metasubject skills, feedback.
УДК: 373
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения выдвигают в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию, готовности обучаться в течение всей жизни.
В соответствии с этими требованиями учитель должен стать организатором познавательной деятельности, в которой главным действующим лицом на уроке становится ученик.
На протяжении нескольких лет ещё до введения ФГОС нового поколения коллектив школы под руководством кафедры педагогических технологий РИРО осваивал технологию формирования метапредметного содержания образования. Созданные в процессе работы этой площадки материалы активно используются в работе педагогического коллектива.
В школе была создана творческая группа учителей, работа которых была направлена на нахождение возможности разрешения противоречий между функциями оценки и невозможностью их реализации в полной мере в действующей системе оценивания, между непрерывностью образовательного процесса и эпизодичностью и фрагментарностью процесса оценивания, между необходимостью развития УУД учащихся и отсутствием теоретических