Научная статья на тему 'Внедрение современных технологий развития творческого потенциала менеджера по персоналу'

Внедрение современных технологий развития творческого потенциала менеджера по персоналу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР / ПЕРСОНАЛ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / MANAGER / STAFF / CREATIVITY / INNOVATION / TECHNOLOGY / METHODS / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшкова Елена Вячеславовна, Синева Надежда Леонидовна, Исламова Гузаль Илгизовна

В статье рассматривается проблема повышения творческого потенциала менеджера по персоналу. Выделяются подходы к определению понятия «творческий потенциал»: аксиологический, развивающий, ресурсный, компетентностный. Определяются понятия «творческий процесс» и «креативность». Выявляются факторы, влияющие на эффективность развития творческого потенциала менеджера по персоналу. Предлагаются к внедрению методы и технологии по развитию творческого потенциала сотрудников. Авторы акцентируют внимание на проблемах внедрения технологий развития творческого потенциала. Доказана необходимость применения таких инновационных технологий в деятельности менеджера по персоналу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яшкова Елена Вячеславовна, Синева Надежда Леонидовна, Исламова Гузаль Илгизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF MODERN TECHNOLOGIES OF DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF A PERSONNEL MANAGER

The article deals with the problem of increasing the creative potential of the personnel manager. The approaches to the definition of the concept “creative potential” are distinguished: axiological, developing, resource, and competence. The concepts of "creative process" and "creativity" are defined. The factors influencing the effectiveness of the development of the creative potential of the personnel manager are identified. Methods and technologies for the development of the creative potential of this category of employees are proposed for implementation. The authors focus on the problems of introducing technologies for the development of creative potential. Proved the need to use such innovative technologies in the activities of the personnel manager.

Текст научной работы на тему «Внедрение современных технологий развития творческого потенциала менеджера по персоналу»

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Яшкова Елена Вячеславовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Синева Надежда Леонидовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); ассистент кафедры экономики и менеджмента Исламова Гузаль Илгизовна

ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) (г. Москва)

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

МЕНЕДЖЕРА ПО ПЕРСОНАЛУ

Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения творческого потенциала менеджера по персоналу. Выделяются подходы к определению понятия «творческий потенциал»: аксиологический, развивающий, ресурсный, компетентностный. Определяются понятия «творческий процесс» и «креативность». Выявляются факторы, влияющие на эффективность развития творческого потенциала менеджера по персоналу. Предлагаются к внедрению методы и технологии по развитию творческого потенциала сотрудников. Авторы акцентируют внимание на проблемах внедрения технологий развития творческого потенциала. Доказана необходимость применения таких инновационных технологий в деятельности менеджера по персоналу.

Ключевые слова: менеджер, персонал, творческий потенциал, инновации, технологии, методы, эффективность.

Annotation. The article deals with the problem of increasing the creative potential of the personnel manager. The approaches to the definition of the concept "creative potential" are distinguished: axiological, developing, resource, and competence. The concepts of "creative process" and "creativity" are defined. The factors influencing the effectiveness of the development of the creative potential of the personnel manager are identified. Methods and technologies for the development of the creative potential of this category of employees are proposed for implementation. The authors focus on the problems of introducing technologies for the development of creative potential. Proved the need to use such innovative technologies in the activities of the personnel manager.

Keywords: manager, staff, creativity, innovation, technology, methods, efficiency.

Введение. В современной действительности все острее возникает необходимость во внедрении нестандартных подходов, инициативных и самостоятельных решений субъектов управления, мыслящих творчески, активных во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в эффективном управлении человеческими ресурсами. К числу важнейших задач на пути инновационного развития относятся разработка и внедрение технологий развития творческого потенциала менеджеров по персоналу во всех отраслях экономики и социальной сферы, способствующих эффективности кадровых процессов.

Обозначенная проблема актуальна, поскольку от того, насколько менеджер по персоналу обладает творческим потенциалом будет зависеть профессионализм привлеченного контингента сотрудников и эффективность деятельности всей организации в целом.

Изложение основного материала статьи. Само понятие «творческий потенциал» довольно трудно поддается точному описанию. Его можно определить, как качественную характеристику деятельности человека, которая отличается новизной, это определенный трудовой уровень работника, на котором он активно саморазвивается и исследует свои трудовые возможности.

Строго научным предметом исследования творческий потенциал становится в начале XX века. Одним из первых в своем научном труде «Творческая личность и среда в области технических изобретений» П.К. Энгельмейер определил творческий потенциал, как прогрессивный элемент, дающий все новое [151.

Выделяют несколько подходов к определению понятия «творческий потенциал». Так, сторонники аксиологического подхода, такие как М.С.Каган и А.В. Кирьякова, определяют творческий потенциал как репертуар полученных и самостоятельно выработанных умений и навыков, как способности к действию и мера их реализации в определенной сфере деятельности и общения [5, 10].

Такие ученые, как О.С. Анисимов и В.В. Давыдов, определяют творческий потенциал личности, с позиции развивающегося подхода, как совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определенный уровень их развития [2, 31.

Исследователи [6, 13] выделяют ресурсный подход, с позиции которого утверждают, что потенциал, являясь ресурсным показателем, постоянно расходуется и возобновляется в течение жизни человека и реализуется во взаимоотношениях с окружающим миром.

По мнению В.С. Окунева и И.В. Янченко творческий потенциал понимается как внутренний ресурс личности, позволяющий удовлетворить потребность в профессионально-творческом самовыражении [71.

В настоящее время многие научные деятели рассматривают понятие «творческий потенциал» с позиции менеджмента. Так, М.Ю. Павлов говорит о том, что именно творческий потенциал способствует успешному развитию новой экономики [8, 91. Это связано с тем, что в современном мире в условиях быстро меняющейся среды менеджерам все труднее становится принимать управленческие решения, необходимо постоянно повышать свой творческий потенциал.

В различных организациях предъявляют требования к менеджеру персоналу с позиции оценки его компетенций, а применение компетентностного подхода является инновационным подходом способствующий эффективности в управлении персоналом.

Менеджеры ведущих компаний понимают, что их ресурс - это креативные способности и творческие идеи персонала, причем этот ресурс можно рассматривать как неисчерпаемый. Творчество сегодня становится основным конкурентным преимуществом современного бизнеса, важным экономическим ресурсом и условием интенсивного развития экономики.

Эффективность развития творческого потенциала менеджера по персоналу напрямую зависит от уровня развития культуры личности, и в частности, от её рефлексивной составляющей. Культура - это предельно широкое многоуровневое понятие, связанное с производительной творческой деятельностью человеках [16].

В современной организации должна присутствовать «культура перемен», «культура изменений» (Т. Амблер), когда культивируется творчество и положительное отношение к новшествам и переменам со стороны персонала и руководства. Игнорирование творчества и возможностей, которые приходят с ним в организацию, приводит ее к стагнации и потере имеющихся позиций па рынке, поскольку для современного бизнеса «творчество - это то, что можно либо использовать, либо навсегда потерять».

Мастерство в творческой деятельности подразумевает высокий уровень владения изобразительно-выразительными, литературно-художественными и др. средствами и техникой исполнения в том или ином виде искусства. Как об одном из многих, но важном навыке мастерства в творческой деятельности, необходимо сказать о творческом методе. Под этим понятием (познавательные основы, направления исследования) подразумевают систему идейно-эстетических и морально-этических установок и принципов, которыми сознательно или чаще неосознанно руководствуется человек входе творческого процесса. В творческом методе наиболее определённо и полно отражается отношение субъекта творческого процесса к действительности, духовно-творческое кредо автора.

Что же собой представляет творческий процесс? По определению учёных, - это духовно-практическая деятельность, связанная с созданием и/или исполнением художественного произведения. Индивидуальные формы творческого процесса крайне разнообразны и разнохарактерны. Они зависят от своеобразия личности, занимающейся данным видом выполнения своей трудовой функции, а также вида и жанра искусства, в котором эта функция осуществляется.

Значительную роль в продуктивности и успехе творческого процесса играют воображение, фантазия, интуиция и вдохновение (работа правого полушария мозга), а также логика, анализ, системность в построении причинно-следственных связей и др. (работа левого полушария). В творческом процессе отчётливо различимы несколько стадий - замысел, вынашивание идеи произведения, сбор информации и планирование и осуществление задуманного (подготовительный период); реальная организация деятельности - «чистовое» воплощение произведения, непосредственное его исполнение в соответствии с мотивирующими аспектами; промежуточное и окончательное контролирование деятельности.

В современной действительности человек, который обладает знаниями, умеет их применить в «нужном месте» и в «нужное время», становится главным субъектом социального процесса. В этой связи возникает необходимость вспомнить понятие креативности как о важнейшем характеристике личности. Креативность личности (от лат. creatio - создание, сотворение) - способность человека к творчеству, к творческой деятельности, связанной с производством материально-духовных ценностей, имеющих ярко выраженное общественное значение - от новых художественно-эстетических идей и подходов до конкретных произведений и формообразования предметной среды (сравнимо с понятием репродуктивность).

Рассмотрим предложенные к внедрению методы и технологии по развитию творческого потенциала менеджера по персоналу.

Во-первых, методы по выявлению тех сотрудников, которые больше всего отличается склонностью к творческой работе, а также тех, кто мог бы стать так называемым резервом. К таким методам относится: проведение соревнований среди управленческих работников; проведение тренингов и тимбилдингов; творческие командировки; участие организации в проектной деятельности; проведение встреч и конференций с целью обмена опытом.

Во-вторых, методы выявления мотивов, побуждающих к творческой деятельности. Эти мотивы можно разделить на три вида:

1. Интерес к самому творчеству. Для людей с этим мотивом единственное желание - быть полезным организации. Они постоянно выдвигают всевозможные идеи, стараются внедрить инновации в организацию. Так же им важно признание высшего руководства.

2. Интерес к вознаграждению. Само по себе данное стремление вполне безобидно. Но часто получается так, что работники с подобным мотивом видят смысл участия в творческой деятельности исключительно ради вознаграждения. Таким образом, они играют на потребностях организации.

3. Амбиции. Для сотрудников с данным мотивом важно то, что они смогут получить признание руководства за продуктивную работу. Ради этой похвалы они будут работать максимально усердно и качественно. С одной стороны, это не плохо, но важно помнить, что ради вознаграждения они могут идти по головам, при этом отодвигая на второй план действительно талантливых сотрудников. Руководителю всегда необходимо помнить об этих мотивах и в первую очередь обращать внимание на подчиненных, которые действительно увлечены творческим процессом [4, 11].

В-третьих, технологии, связанные с обучением, подготовкой людей к творчеству, так как процесс использования творческого потенциала работников не должен идти сам по себе. Любой работник организации должен владеть определенными навыками, уровнем подготовки, чтобы грамотно выдвигать свои идеи. Для обмена опытом и продуктивной работы можно создавать некие объединения специалистов, в которых они совместно будут решать возникающие проблемы, а параллельно с этим развивать свой творческий потенциал.

В-четвертых, наиболее значимой является методика стимулирования творческого потенциала. Стимулирование - это всегда индивидуальный процесс, который зависит от вклада каждого человека в работу организации в целом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что стимулировать нужно не всю работу, а в данном случае только ту, которая представляет собой творческую деятельность [14].

Кроме вышеперечисленных методик и технологий, так же есть более узконаправленные подходы развития творческого потенциала руководителей. Они направлены на фокусировку внимания и активизацию творческого подхода для выполнения качественной работы в отдельных направлениях. К ним относится:

- метод мозгового штурма, как оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности,

- ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, как область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач за счет усиления творческого воображения. К ним относят: решение задач любой сложности, побуждение и тренировка собственных творческих возможностей, прогнозирование развития технических систем [1, 12];

- метод синектики - метод поиска идей путем атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов. Профессионалы используют в поиске идей аналогии и ассоциации. У. Гордон,

автор метода синектики, в своей работе говорит о том, что в процессе решения поставленной задачи обсуждение проходит через четыре этапа:

1. Прямые аналогии. Рассматриваемый предмет проходит сравнение с другими наиболее похожими реально существующими предметами.

2. Субъективные аналогии. Специалист моделирует образ нового продукта, опираясь на собственные размышления о том, как на данный продукт могли бы реагировать потенциальные потребители.

3. Символические аналогии. Используются сравнения, аллегории и метафоры, где свойства одного отождествляются со свойствами другого.

4. Фантастические аналогии. На данном этапе специалист представляет продукт таким, каким он не может быть по определению.

Несомненно, внедрение различных технологий и методик помогают менеджеру по персоналу развивать как собственный творческий потенциал, так и потенциал своих сотрудников. Но так же важно помнить о различных сложностях процесса применения этих технологий. В основном эти сложности связаны со следующими причинами:

- наличие четкой стратегии только у крупных предприятий;

- высокий уровень централизации управления;

- технократический подход к подбору персонала;

- сопротивление изменениям и т.д.

Тем не менее, с применением технологий в кадровой деятельности организации, открываются новые возможности, появляются улучшения в сфере деятельности, а всё это благодаря тому, что менеджеры, сотрудники, клиенты учувствуют в выработке новых предложений. Участвуя в данном виде деятельности, обмениваться опытом друг с другом, изобретать новые технологии, высказывать и дарить предприятию новые идеи по созданию или улучшению продукта и услуг.

Выводы. 2018 год назвали годом прорывных HR-технологий и стремительной цифровизации, когда все отрасли совершили квантовый скачок. Новые технологии, новые продукты, которые появляются на рынке, способствуют переходу на новый качественный уровень в развитии и как организаций, так и стран в целом.

Современные технологии по развитию творческого потенциала менеджера по персоналу рассматриваются в качестве инновационного продукта, способствующий повышению рентабельности и конкурентоспособности производства, а в условиях экономического кризиса указанные технологии - это еще и механизм снижения затрат организации.

Литература:

1. Альтшуллер Г.С. Найди идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач [Электронный ресурс] - URL: http://avidreaders.ru/read-book/nayti-ideyu-vvedenie-v-triz-teoriyu.html (дата обращения: 25.12.18).

2. Анисимов О.С. Мышление стратега: модельные сюжеты [Электронный ресурс] - URL: http://www.metodologika.ru/node/192 (дата обращения: 20.11.18).

3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии [Электронный ресурс] - URL: http://www.academia-media.kz/ ftp_share/_books/fragments/fragment_ 1719.pdf (дата обращения 20.12.18)

4. Инновационный менеджмент: учебник / ред. В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 392 с.

5. Каган М.С. Философская теория ценности [Электронный ресурс] - URL: http://www.logic-books.info/sites/default/files/kagan._filosofskaya_teoriya_cennosti.pdf (дата обращения: 20.12.18).

6. Марков В.Н. Ресурсный подход к психологической диагностике: основные принципы [Электронный ресурс] - URL: me:///C:/Users/%D0%90%D0%BB%D1%91%D0%BD%D0%B0/Downloads/7849-7315-1-PB.pdf (дата обращения: 18.12.18).

7. Окунева В.С., Янченко И.В. Творческий потенциал личности в контексте инженерного творчества [Электронный ресурс] - URL: https://www.science-education.ru/pdf/2018/4/27884.pdf (дата обращения: 12.12.18).

8. Павлов М.Ю. Экономика знаний: творческий потенциал человека [Электронный ресурс] - URL: https://istina.msu.ru/publications/book/5817028/ (дата обращения: 05.12.18).

9. Павлов М.Ю. Формирование и использование творческого потенциала человека в экономике, основанной на знаниях - Москва: Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016. - 177 с.

10. Педагогическая аксиология. Учебное пособие / Кирьякова А.В [и др.]. - М.: Инфра - М, 2018. - 283 с.

11. Прохорова М.П., Семченко А.А. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. №4 - URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/kontseptualnye-osnovy-i-mekhanizmy-realizatsii-inn/ (дата обращения: 28.12.18).

12. Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Опыт формирования управленческих компетенций слушателей бизнес-тренинга методами теории решения изобретательских задач Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 51. - Ч. III. -С. 508-515.

13. Синягин Ю.В. Современные механизмы диагностики и оценки компетенций государственных служащих [Электронный ресурс] - URL: https://docplayer.ru/30885894-Sinyagin-yu-v-pereverzina-o-yu-sovremennye-mehanizmy-diagnostiki-i-ocenki-kompetenciy-gosudarstvennyh-sluzhashchih.html (дата обращения: 22.12.18).

14. Тощенко Ж.Т. Социология труда: учебник - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 424 с.

15. Энгельмейер П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений [Электронный ресурс] - URL: https://www.metodolog.ru/00824/00824.html (дата обращения 22.11.18).

16. Яшкова Е.В., Перова Т.В., Синева Н.Л. Корпоративная культура инновационной организации как фактор эффективного функционирования персонала в системе внутреннего маркетинга // Вестник Чувашского университета. 2014. № 3. С. 240-246.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.