НАУКИ О ЗЕМЛЕ
ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И
КАДАСТРЫ» Курбанова Л.К. Email: [email protected]
Курбанова Лариса Кадыровна - старший преподаватель, кафедра геодезии, землеустройства и кадастров, Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье автором рассматривается порядок интеграции современного геодезического оборудования в процессе обучения студентов по направлению «Землеустройство и кадастры». Прослеживается обоснование поэтапного внедрения геодезических приборов по принципу "от простого к сложному". Исследуется последовательность изучения оборудования, начиная от аудиторных занятий и с дальнейшим переходом к практическим работам в полевых условиях. Анализируется необходимость изучения аналоговых геодезических приборов как фундаментальная основа, на которой должно базироваться геодезическое образование.
Ключевые слова: геодезия, цифровое образование, геодезическое оборудование.
INTRODUCTION OF MODERN GEODETIC EQUIPMENT IN EDUCATION ACCORDING TO THE PROGRAM "LAND MANAGEMENT AND CADASTRE» Kurbanova L.K.
Kurbanova Larisa Kadirovna -Senior Lecturer, Department of Geodesy, Land Management and Cadastres, SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF ARCHITECTURE AND CIVIL ENGINEERING,
SAINT-PETERSBURG
Abstract: the author considers the procedure of integration of modern geodetic equipment in the process of training students in the direction of "Land Management and cadastre". the author suggests the introduction of geodetic instruments on the principle of "from simple to complex". The article deals with the sequence of studying equipment, starting with classroom classes, followed by the transition to practical work. The necessity of studying analog geodetic instruments is analyzed. Keywords: geodesy, digital education, geodetic equipment.
УДК 528.5
В концепции реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования до 2030 года приоритетным направлением в развитии и повышении качества образования является:
- формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры образовательного учреждения;
- обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг;
Повышение уровня занятости молодых специалистов.
Учитывая вышеизложенное, Санкт-Петербургским архитектурно-строительным университетом большое внимание уделяется внедрению в образовательный процесс информационных технологий и современного оборудования. В данной статье автором рассматривается последовательность введения современного геодезического оборудования при подготовке обучающихся по направлению «Землеустройство и кадастры».
Современная концепция преподавания дисциплины «геодезия» по направлению «Землеустройство и кадастры» невозможна без внедрения в образовательный процесс информационных технологий и современного геодезического оборудования.
Выпускник данной специальности, для того чтобы оставаться в «тренде» и быть востребованным на рынке труда, должен владеть современными методами определения координат пунктов съемочного обоснования, характерных точек границ объектов недвижимости, контура здания, проводить обмерные работы, определять характеристики и описание объектов недвижимости, уметь подготовить план этажа, части здания, сооружения или машино-места, определить площадь здания, земельного участка, а так же знать требования к точности определения координат и подготовке планов, обрабатывать материалы полевых и камеральных работ с использованием специализированного программного обеспечения.
Кадастровая деятельность включает в себя мероприятия, в результате которых выполняется подготовка документов, содержащих необходимые сведения для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества. И первой ступенью является, выполнение геодезических работ на местности с целью получения необходимых данных для дальнейшего оформления результатов работы.
Внедрение в образовательный процесс современных приборов позволяет выпустить специалиста, владеющего актуальными знаниями и навыками, необходимыми для успешной работы. Для эффективной организации образовательного процесса по направлению «Землеустройство и кадастры» университетом в полной мере удовлетворена потребность в современных приборах.
Однако внедрение компьютерных технологий, современного оборудования поставило под сомнение изучения аналоговых геодезических приборов. Безусловно, студенты, т.е. будущие специалисты, должны научиться владеть новым инструментом. При этом, не должно уходить понимание, что происходит только замена рабочего инструмента, а суть работы не меняется. Таким образом, происходит расширение границ технологий для эффективного решения поставленной задачи. Студенты должны представлять последовательность технологических операций, проводимых измерений и расчетов.
Выполнение работы современным оборудованием обладает рядом преимуществ и в первую очередь это работа в режиме многозадачности за определенный временной интервал. Но изучение аналоговых приборов является фундаментальной частью геодезических измерений, поскольку именно в принципах измерений на, казалось бы, простых аналоговых приборах реализованы законы геодезических измерений. С одной стороны, простота работы на современных цифровых электронных приборах типа электронный тахеометр, спутниковый определитель координат, значительно упрощает и ускоряет работу, но с другой - работа на аналоговых приборах, обработка результатов измерений, позволяют понять принцип построения геодезических сетей, создание съемочных планов. В процессе внедрения современного оборудования в обучение будущих специалистов нельзя забывать, что преподаватели должны строить процесс обучения на фундаментальных, базовых понятиях геодезии, геометрии, физики. Тут работает принцип - не навреди. В этом и заключается искусство преподавателя, ввести что - то новое в сознание студента, но в то же время не удалить основополагающих аксиом.
При проведении лабораторных и практических занятий, интеграция в образовательный процесс современного оборудования выполняется поэтапно. На
первом курсе студенты, в рамках практических и лабораторных занятий, знакомятся с аналоговыми геодезическими приборами технической точности: теодолит 4Т30, электронный теодолит VEGA TEO-20B, нивелирами VEGA L24, Н3. Первоочередной задачей учащихся является изучение конструкции приборов, умение выполнить поверки и юстировки оборудования, освоение методики угловых измерений, расстояний, выполнение съемки местности, с дальнейшей обработкой полученных данных.
Со второго курса студенты изучают построение опорных геодезических сетей, перенесение проекта землеустройства в натуру, определение координат пунктов съемочного обоснования определение координат характерных точек границ объектов недвижимости, вынос на местность границ объектов недвижимости, выполняется оценка точности данных работ. Данные работы требуют применения точных угломерных приборов. В измерительный процесс подключаются точные угломерные приборы: 3Т2КП, 2Т5К, тахеометры 2ТА5, электронный тахеометр Sokkia.
На третьем курсе в учебный цикл вводятся GPS приемники, электронный тахеометр Sokkia, и электронный нивелир. Среди основных задач, поставленных пред студентами, является применение глобальных навигационных спутниковых систем для определения местоположения пунктов ОМС, контроль выполнения кадастровых работ. С лазерным сканером учащиеся знакомятся на 4 курсе в работах по топографическим съемкам с применением (на основе) лазерного сканирования (табл. 1).
Таблица 1. Поэтапное внедрение современного геодезического оборудования в учебный процесс
Геодезическое оборудование Курс
1 2 3 4
Теодолит 4Т30, VEGA TEO-20B *
Теодолит 3Т2КП, 2Т5К *
Нивелир L24, Н3 * *
Тахеометр 2Та5 *
Тахеометр Sokkia * * *
Электронный нивелир * *
Лазерный сканер Z+F Imager 5010C *
ГНСС GPS приемник * *
Особое место в изучении инструментов уделяется самостоятельной работе, т.к. этот вид деятельности выступает как условие формирования у студентов потребности в знаниях, овладении умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечении глубины и прочности знаний. Сложность в организации самостоятельной работы по изучению геодезического оборудования, главным образом, заключается в невозможности самостоятельного выезда на полигон, т.к. должны соблюдаться условия: световой день, близость расположения полигона от учебного заведения, обеспечение материально-технической безопасности. Для решения данной проблемы преподавателями кафедры разрабатываются маршруты построения полигонометрических ходов различной точности внутри и снаружи здания университета, создается сеть пунктов планово-высотного обоснования для решения прикладных геодезических задач.
Подготовка высококвалифицированных специалистов по землеустройству невозможна без системы знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выполнять весь комплекс инженерно-геодезических работ, связанных сведением
землеустроительных работ. В связи с этим, геодезическая практика является необходимым элементом профессиональной подготовки землеустроителей, в ходе которой учащиеся закрепляют теоретические знания, приобретают практические навыки работы с современными геодезическими инструментами и принадлежностями, знакомятся с основными этапами проведения полевых и камеральных работ. Внедрение современных геодезических приборов при выполнении геодезической практики, происходит так же, последовательно. При этом, задания, выполняемые на практике организованы таким образом, что студенты 1, 2 и 3 курсов взаимодействуют между собой и получают возможность объективно оценить необходимость изучения аналогового оборудования.
К основным практическим заданиям, которые выполняют студенты первого курса, относятся:
- создание съемочных плановых сетей методом проложения теодолитных ходов 1 -го разряда, применяя теодолиты 4Т30, VEGA TEO-20B;
- создание высотного обоснования - проложением ходов технического нивелирования, применяя нивелиры L24, Н3.
На втором курсе в полевых условиях студенты создают опорные межевые сети на застроенной территории линейно-угловыми построениями с применением точных теодолитов и электронных тахеометров, определяют координаты пунктов съемочного обоснования, переносят проект землеустройства в натуру, определяют координаты и выносят на местность границы объектов недвижимости, делают оценку точности выполненных работ.
Студентам третьего курса отводится главная задача - организация выполнения полевых и камеральных кадастровых работ. Куда входит:
- полевое обследование геодезической основы;
- определение местоположения пунктов ОМС с применением современного высокоточного геодезического оборудования;
- создание опорной геодезической сети;
- вынос на местность границ объектов недвижимости;
- проведение обмерных работ, определение характеристик и описание объектов недвижимости;
- обработка материалов полевых и камеральных работ с использованием специализированного программного обеспечения (программных средств формирования межевых планов);
- контроль и приемка выполненных работ.
По окончании выполнения работ над поставленными задачами студенты имеют возможность оценить точность геодезических измерений, как аналоговым оборудованием, так и современным. Такая последовательность организации этапа практики позволяет практически доказать студентам необходимость поэтапного изучения приборов и вызвать интерес к дальнейшему изучению геодезических приборов.
Таким образом, последовательное внедрение современного геодезического оборудования уже с первого курса обучения позволяет студенту идти «в ногу со временем» и в эпоху повсеместной «цифровизации» чувствовать свою сопричастность к миру цифровых технологий. Современные приборы призваны быть не только помощниками для будущих специалистов в их дальнейшей работе по специальности, но со студенческой скамьи, от курса к курсу, поддерживать в обучающемся студенте интерес к процессу получения знаний. Утром на практических полевых занятиях записывать результаты съемки в тахеометр или контроллер, а уже днем выгружать данные в специализированные программы для обработки геодезических измерений и сразу же видеть результаты своей «полевой» работы. Вот в чем еще заключается важность введения в процесс обучения современного цифрового геодезического оборудования - в умении заинтересовать современного
студента, который не мыслит свою жизнь без смартфона, экрана компьютера, поддержать в нем интерес к знаниям, разжечь огонек интереса и не гасить его, а все время разжигать, подбрасывая в костер «цифрового обучения» все новые и новые угольки цифровых знаний.
Список литературы /References
1. Министерство просвещения Российской Федерации. Распоряжение от 15 ноября 2019 года № Р-116 // "Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".