с опорой на качество
внедрение системы менеджмента качества в вузе
(на примере КГТУ имени АНТуполева)
Идея управления качеством продукции, а затем и труда, впервые нашла свое применение в промышленности, где в рамках ее реализации решались различные экономические задачи. Но по мере развития и освоения системного управления качеством круг решаемых задач расширялся и в результате охватил сферы управления качеством окружающей среды, жизни, образования... И это естественно, так как данный вид менеджмента отражает всеобщую
тенденцию системного охвата явлений.
Основная проблема высшего образования связана с изменениями требований потребителей к его качеству и замедленной реакцией на это самой системой обучения. Участие в Болонском процессе и вхождение в единое образовательное пространство - выбранный на сегодня государством путь к повышению качества образования. Однако проводимые реформы недостаточно эффективны. Российское образование имеет не только признанные в мире достоинства, но и недостатки, препятствующие его интеграции в европейское образовательное пространство, эффективное вхождение в которое возможно лишь при внедрении во всех учреждениях системы менеджмента качества (СМК), основанной на европейских стандартах ИСО серии 9000. Сегодня внедрению СМК большое внимание уделяется даже в тех странах, чей уровень образования соответствует мировым стандартам, т.к. это один из путей повышения их устойчивости в конкурентной борьбе. Однако подходы к решению задач повышения качества у них различны. Специалисты Министерства образования и науки Республики Татарстан (РТ) настроены на выполнение положений Болонской декларации, тогда как специалист в области СМК считает, что решением проблемы повышения качества обра-
Ибрагимова А.Н.
ассистент кафедры
"Промышленная
коммерция
и маркетинг"
Казанского
государственного
технического
университета
им. АН. Туполева
(КГТУ-КАИ)
зования, развития и совершенствования личности выпускника является поэтапное внедрение принципов Total Quality Management (TQM) в образовательную сферу.
Серьезной проблемой любой СМК является необходимость документирования процессов и видов деятельности, результатов аудитов и анализа, а также постоянная регистрация данных о качестве, что требует от организации регулярного переобучения персонала и дополнительных временных и финансовых затрат. Предложенный Институтом радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ) КГТУ имени АН.Туполева проект структуры СМК позволяет определять степень подготовленности персонала, финансовых, интеллектуальных и материальных ресурсов, тех-ческих и программных средств вуза к таким реобразованиям.
ведение в практику предоставления образовательных услуг нового процесса «Обучение с использованием дистанционных технологий» улучшает систему менеджмента качества, так как использование таких технологий успешно сочетается с требованиями СМК по обеспечению результативности обучения и постоянного повышения качества образования. На основе проведенных исследований автором сделан ряд выводов, которые могут оказаться полезными при разрешении проблем повышения качества высшего образования в России.
_ 1. Анализ показал, что в настоящее время можно
говорить о целесообразности внедрения системы менеджмента качества на основе стандартов
_ ИСО серии 9000 в процесс высшего образования
__с учетом специфики рос-
российское образование имеет сийских реформ и имеющегося положительно-
ЩЩ ï
не только признанные в мире го опыта отечественного
образования. Разработка
достоинства, но и недостатки, и внедрение Системы
менеджмента качества в
препятствующие его высших учебных заведениях позволит учиты-
интеграции в европейское вать изменяющиеся потребности, конкретные
образовательное пространство цели, требования к обра-
зовательному учрежде- внедрение СМК в вузе нию, применяемые про-
цессы и ресурсы, а также невозможно без инициативы
количество и структуру
документации, необхо- руководителя, которая должна
димой для определения _
результативности и эф- привести коллектив фективности обучения.
2. Внедрение смк в вузе в состояние творческого
невозможно без инициа- _
тивы руководителя, чья энтузиазма, основанного
убежденность в необхо-
димости преобразова- на тщательном анализе
ний для повышения ка- _
чества образования проблем вуза _
должна привести коллектив в состояние творческого энтузиазма, ос- _
нованного на тщательном анализе проблем вуза, _
финансово-экономическом расчете и принятии _
адекватного решения о путях дальнейшего развития. Руководитель должен быть лидером изме- _
нений в своей структуре, ему необходимо обучаться самому и обучать подчиненных. В противном случае коллективное сознание не вос- _
примет эти изменения и будет противодействовать преобразованиям.
3. Коллектив вуза должен знать терминологию _
менеджмента качества, принятую в мире, уметь разрабатывать внутренние нормативные документы, на основе которых будет функционировать СМК. Поэтому целесообразно в организаци- _
онной структуре предусмотреть службу качества
(отдел или управление), фонд его оплаты, рабо- _
чие места, оргтехнику, связь, выход в Интернет. _
Это первый шаг к развитию СМК, т.к. без подоб- _
ного подразделения ни один сотрудник вуза не будет изучать международные стандарты, на их основе обеспечивать прозрачность своих процессов, поскольку опыт нашей страны приучил людей не доверять своему руководству. _
4. Внедрение СМК в вузе позволит создать корпо- _
ративную культуру, основанную на принципах
TQM, атмосфере уважения и доверия, признания _
и поощрения заслуг, инициативы и творчества _
персонала. С этой целью целесообразно провести ряд совещаний, связанных с необходимостью
повышения авторитета специалистов в области качества, признания их способности разработать и внедрить новую концепцию развития вуза, основанную на мировых процессах созидания.
5. Руководству вуза важно осознать необходимость инвестиций в реализацию и развитие кадровой политики. В рамках СМК целесообразно создать систему «Управление персоналом» на базе новейших достижений, которые предполагают подбор кадров, основанный на выявлении таланта человека (как правило, скрытого) с помощью специальных Human Recearch-твхнслогий. В дальнейшем этот талант будет использован в профессиональной деятельности.
6. СМК, разработанная на основе опыта зарубежных и отечественных лидеров в этой области, безусловно, даст наибольший эффект в процессе ее использования. Это обусловлено применением бенчмаркинга, который является одним из тех элементов СМК, что используются при оценке усилий по сокращению затрат, управлению процессом качества и выполнению стратегии (политики и целей в области качества).
7. Деятельность ИРЭТ уже ориентирована на путь сближения образования и производства. Как показывает практика, молодой специалист при поступлении на работу не ориентируется в специфике работы организации и мало знаком с требованиями современного производства. Для устранения подобных проблем и эффективного удовлетворения требований потребителей целесообразно заключить договора с организациями-заказчиками, оплачивающими образование необходимых им специалистов. Взаимоотношения
ИРЭТ с заказчиком образовательной услуги может происходить через представителя заказчика, деятельность которого, должна быть направлена на обеспечение выполнения требований заказчика по подготовке специалистов для его фирмы, указанных в контракте, посредством:
коллектив вуза должен знать терминологию менеджмента
качества, принятую в мире, и уметь квалифицированно разрабатывать внутренние нормативные документы
рсссийсксе предпринимательстве
- участия в согласовании руководству вуза важно планов мероприятий по
вопросам повышения ка- осознать необходимость
чества образовательной
услуги; инвестиций в реализацию
- согласования входных
данных (требований к и развитие кадровой политики
специалисту);
- участия во внутренних и внешних проверках
СМК (при необходимости); _
- участия в оценке производственной практики студента на предприятии заказчика;
- участия в итоговой аттестации «своих» выпу- _
скников (ГАК, защита дипломных проектов) и _
промежуточных испытаниях (при необходимости) и др.
Для успешного внедрения СМК необходимо вы- _
делить элементы дистанционных технологий, которые необходимы для процессов мониторинга и контроля, регистрации данных о качестве и при создании базы данных для составления регулярных отчетов руководству со стороны службы качества.
Обучение с использованием дистанционных _
технологий требует решения сложных задач. В___
связи с тем, что в России качественные компьютерные обучающие программы редки, руководству вуза целесообразно предусмотреть затраты на разработку или приобретение перспективных программных средств, в том числе по доставке данных по сети потребителю. Для качественного обучения с использованием дистанционных технологий важно разработать специализированные курсы (в частности, по
дисциплинам ИРЭТ) со своей программной сис-____
темой. Учитывая, что изменения учебного плана
из года в год не бывают резкими и принципиаль- _
ными, целесообразно также корректировать, дорабатывать и улучшать специализированные курсы с учетом предыдущего опыта, анализа удовлетворенности потребителей и всеобщей компьютеризации с целью повышения качества этих курсов.
Обучение с применением дистанционных технологий неотделимо от преподавателей, поэтому целесообразно подготовить преподавателей
и сотрудников ИРЭТ к организации и осуществлению обучения с применением дистанционных технологий. Кроме того, руководству ИРЭТ нужно предусмотреть расходы по оплате преподавателям мероприятий, связанных с разработкой и обеспечением качественного функционирования своего электронного курса в центрах обучения.
Обучение с применением дистанционных технологий имеет своей задачей передать студентам знания, умения и навыки по будущей специальности. Для контроля знаний и умений целесообразно разработать тестирующую программу. Навыки же связаны с межличностным взаимодействием студента с преподавателем. Поэтому в учебных планах целесообразно выдержать соотношение виртуального и реального общения с преподавателем не менее 70% к 30%. Эффективной будет подготовка специалистов в области СМК для сферы образования, базирующаяся на специальности «Менеджмент организации» со специализацией «Управление образованием». В этом случае УКЦ-КАИ необходимо разработать проект программы этого курса с включением сопредельных дисциплин и вынести ее на обсуждение преподавателей и ученых КГТУ им. А.Н. Туполева.
Необходимые «локальные» действия вуза в области качества будут иметь максимальную эффективность при поддержке руководства КГТУ им. А.Н.Туполева и региональных властей. Для этого целесообразно разработать комплексную программу поддержки экономики вуза и повышения качества образования.
Наиболее перспективной может стать государственная поддержка программ повышения качества образования в виде нормативных актов, охватывающих принципиально важные элементы образовательной сферы (в том числе национальных стандартов по СМК, учитывающих специфику развития российского общества).
российское предпринимательство