Научная статья на тему 'Внедрение системы менеджмента качества в вузе (на примере КГТУ имени А. Н. Туполева)'

Внедрение системы менеджмента качества в вузе (на примере КГТУ имени А. Н. Туполева) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова А.Н.

Идея управления качеством продукции, а затем и труда, впервые нашла свое применение в промышленности, где в рамках ее реализации решались различные экономические задачи. Но по мере развития и освоения системного управления качеством круг решаемых задач расширялся и в результате охватил сферы управления качеством окружающей среды, жизни, образования... И это естественно, так как данный вид менеджмента отражает всеобщую тенденцию системного охвата явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение системы менеджмента качества в вузе (на примере КГТУ имени А. Н. Туполева)»

с опорой на качество

внедрение системы менеджмента качества в вузе

(на примере КГТУ имени АНТуполева)

Идея управления качеством продукции, а затем и труда, впервые нашла свое применение в промышленности, где в рамках ее реализации решались различные экономические задачи. Но по мере развития и освоения системного управления качеством круг решаемых задач расширялся и в результате охватил сферы управления качеством окружающей среды, жизни, образования... И это естественно, так как данный вид менеджмента отражает всеобщую

тенденцию системного охвата явлений.

Основная проблема высшего образования связана с изменениями требований потребителей к его качеству и замедленной реакцией на это самой системой обучения. Участие в Болонском процессе и вхождение в единое образовательное пространство - выбранный на сегодня государством путь к повышению качества образования. Однако проводимые реформы недостаточно эффективны. Российское образование имеет не только признанные в мире достоинства, но и недостатки, препятствующие его интеграции в европейское образовательное пространство, эффективное вхождение в которое возможно лишь при внедрении во всех учреждениях системы менеджмента качества (СМК), основанной на европейских стандартах ИСО серии 9000. Сегодня внедрению СМК большое внимание уделяется даже в тех странах, чей уровень образования соответствует мировым стандартам, т.к. это один из путей повышения их устойчивости в конкурентной борьбе. Однако подходы к решению задач повышения качества у них различны. Специалисты Министерства образования и науки Республики Татарстан (РТ) настроены на выполнение положений Болонской декларации, тогда как специалист в области СМК считает, что решением проблемы повышения качества обра-

Ибрагимова А.Н.

ассистент кафедры

"Промышленная

коммерция

и маркетинг"

Казанского

государственного

технического

университета

им. АН. Туполева

(КГТУ-КАИ)

зования, развития и совершенствования личности выпускника является поэтапное внедрение принципов Total Quality Management (TQM) в образовательную сферу.

Серьезной проблемой любой СМК является необходимость документирования процессов и видов деятельности, результатов аудитов и анализа, а также постоянная регистрация данных о качестве, что требует от организации регулярного переобучения персонала и дополнительных временных и финансовых затрат. Предложенный Институтом радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ) КГТУ имени АН.Туполева проект структуры СМК позволяет определять степень подготовленности персонала, финансовых, интеллектуальных и материальных ресурсов, тех-ческих и программных средств вуза к таким реобразованиям.

ведение в практику предоставления образовательных услуг нового процесса «Обучение с использованием дистанционных технологий» улучшает систему менеджмента качества, так как использование таких технологий успешно сочетается с требованиями СМК по обеспечению результативности обучения и постоянного повышения качества образования. На основе проведенных исследований автором сделан ряд выводов, которые могут оказаться полезными при разрешении проблем повышения качества высшего образования в России.

_ 1. Анализ показал, что в настоящее время можно

говорить о целесообразности внедрения системы менеджмента качества на основе стандартов

_ ИСО серии 9000 в процесс высшего образования

__с учетом специфики рос-

российское образование имеет сийских реформ и имеющегося положительно-

ЩЩ ï

не только признанные в мире го опыта отечественного

образования. Разработка

достоинства, но и недостатки, и внедрение Системы

менеджмента качества в

препятствующие его высших учебных заведениях позволит учиты-

интеграции в европейское вать изменяющиеся потребности, конкретные

образовательное пространство цели, требования к обра-

зовательному учрежде- внедрение СМК в вузе нию, применяемые про-

цессы и ресурсы, а также невозможно без инициативы

количество и структуру

документации, необхо- руководителя, которая должна

димой для определения _

результативности и эф- привести коллектив фективности обучения.

2. Внедрение смк в вузе в состояние творческого

невозможно без инициа- _

тивы руководителя, чья энтузиазма, основанного

убежденность в необхо-

димости преобразова- на тщательном анализе

ний для повышения ка- _

чества образования проблем вуза _

должна привести коллектив в состояние творческого энтузиазма, ос- _

нованного на тщательном анализе проблем вуза, _

финансово-экономическом расчете и принятии _

адекватного решения о путях дальнейшего развития. Руководитель должен быть лидером изме- _

нений в своей структуре, ему необходимо обучаться самому и обучать подчиненных. В противном случае коллективное сознание не вос- _

примет эти изменения и будет противодействовать преобразованиям.

3. Коллектив вуза должен знать терминологию _

менеджмента качества, принятую в мире, уметь разрабатывать внутренние нормативные документы, на основе которых будет функционировать СМК. Поэтому целесообразно в организаци- _

онной структуре предусмотреть службу качества

(отдел или управление), фонд его оплаты, рабо- _

чие места, оргтехнику, связь, выход в Интернет. _

Это первый шаг к развитию СМК, т.к. без подоб- _

ного подразделения ни один сотрудник вуза не будет изучать международные стандарты, на их основе обеспечивать прозрачность своих процессов, поскольку опыт нашей страны приучил людей не доверять своему руководству. _

4. Внедрение СМК в вузе позволит создать корпо- _

ративную культуру, основанную на принципах

TQM, атмосфере уважения и доверия, признания _

и поощрения заслуг, инициативы и творчества _

персонала. С этой целью целесообразно провести ряд совещаний, связанных с необходимостью

повышения авторитета специалистов в области качества, признания их способности разработать и внедрить новую концепцию развития вуза, основанную на мировых процессах созидания.

5. Руководству вуза важно осознать необходимость инвестиций в реализацию и развитие кадровой политики. В рамках СМК целесообразно создать систему «Управление персоналом» на базе новейших достижений, которые предполагают подбор кадров, основанный на выявлении таланта человека (как правило, скрытого) с помощью специальных Human Recearch-твхнслогий. В дальнейшем этот талант будет использован в профессиональной деятельности.

6. СМК, разработанная на основе опыта зарубежных и отечественных лидеров в этой области, безусловно, даст наибольший эффект в процессе ее использования. Это обусловлено применением бенчмаркинга, который является одним из тех элементов СМК, что используются при оценке усилий по сокращению затрат, управлению процессом качества и выполнению стратегии (политики и целей в области качества).

7. Деятельность ИРЭТ уже ориентирована на путь сближения образования и производства. Как показывает практика, молодой специалист при поступлении на работу не ориентируется в специфике работы организации и мало знаком с требованиями современного производства. Для устранения подобных проблем и эффективного удовлетворения требований потребителей целесообразно заключить договора с организациями-заказчиками, оплачивающими образование необходимых им специалистов. Взаимоотношения

ИРЭТ с заказчиком образовательной услуги может происходить через представителя заказчика, деятельность которого, должна быть направлена на обеспечение выполнения требований заказчика по подготовке специалистов для его фирмы, указанных в контракте, посредством:

коллектив вуза должен знать терминологию менеджмента

качества, принятую в мире, и уметь квалифицированно разрабатывать внутренние нормативные документы

рсссийсксе предпринимательстве

- участия в согласовании руководству вуза важно планов мероприятий по

вопросам повышения ка- осознать необходимость

чества образовательной

услуги; инвестиций в реализацию

- согласования входных

данных (требований к и развитие кадровой политики

специалисту);

- участия во внутренних и внешних проверках

СМК (при необходимости); _

- участия в оценке производственной практики студента на предприятии заказчика;

- участия в итоговой аттестации «своих» выпу- _

скников (ГАК, защита дипломных проектов) и _

промежуточных испытаниях (при необходимости) и др.

Для успешного внедрения СМК необходимо вы- _

делить элементы дистанционных технологий, которые необходимы для процессов мониторинга и контроля, регистрации данных о качестве и при создании базы данных для составления регулярных отчетов руководству со стороны службы качества.

Обучение с использованием дистанционных _

технологий требует решения сложных задач. В___

связи с тем, что в России качественные компьютерные обучающие программы редки, руководству вуза целесообразно предусмотреть затраты на разработку или приобретение перспективных программных средств, в том числе по доставке данных по сети потребителю. Для качественного обучения с использованием дистанционных технологий важно разработать специализированные курсы (в частности, по

дисциплинам ИРЭТ) со своей программной сис-____

темой. Учитывая, что изменения учебного плана

из года в год не бывают резкими и принципиаль- _

ными, целесообразно также корректировать, дорабатывать и улучшать специализированные курсы с учетом предыдущего опыта, анализа удовлетворенности потребителей и всеобщей компьютеризации с целью повышения качества этих курсов.

Обучение с применением дистанционных технологий неотделимо от преподавателей, поэтому целесообразно подготовить преподавателей

и сотрудников ИРЭТ к организации и осуществлению обучения с применением дистанционных технологий. Кроме того, руководству ИРЭТ нужно предусмотреть расходы по оплате преподавателям мероприятий, связанных с разработкой и обеспечением качественного функционирования своего электронного курса в центрах обучения.

Обучение с применением дистанционных технологий имеет своей задачей передать студентам знания, умения и навыки по будущей специальности. Для контроля знаний и умений целесообразно разработать тестирующую программу. Навыки же связаны с межличностным взаимодействием студента с преподавателем. Поэтому в учебных планах целесообразно выдержать соотношение виртуального и реального общения с преподавателем не менее 70% к 30%. Эффективной будет подготовка специалистов в области СМК для сферы образования, базирующаяся на специальности «Менеджмент организации» со специализацией «Управление образованием». В этом случае УКЦ-КАИ необходимо разработать проект программы этого курса с включением сопредельных дисциплин и вынести ее на обсуждение преподавателей и ученых КГТУ им. А.Н. Туполева.

Необходимые «локальные» действия вуза в области качества будут иметь максимальную эффективность при поддержке руководства КГТУ им. А.Н.Туполева и региональных властей. Для этого целесообразно разработать комплексную программу поддержки экономики вуза и повышения качества образования.

Наиболее перспективной может стать государственная поддержка программ повышения качества образования в виде нормативных актов, охватывающих принципиально важные элементы образовательной сферы (в том числе национальных стандартов по СМК, учитывающих специфику развития российского общества).

российское предпринимательство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.