Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ'

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СТРАТЕГИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швайко Б.А., Герцик Ю.Г.

В машиностроительной отрасли наиболее развитых стран активно внедряются цифровые технологии. Цифровизация основных производственных и экономических процессов развивается и в России, однако, не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Необходимость усиления роли цифровых технологий в отечественном машиностроении и обусловило актуальность настоящего исследования. Внедрение инноваций в производство предполагает соблюдение баланса между четко сформированными процессами выпуска готовой продукции надлежащего качества и ее последующим сервисным обслуживанием, которое является одним из важнейших объектов деятельности любой производственной компании. Основной целью данной работы является определение роли цифровых технологий при разработке и внедрении стратегии сервисного обслуживания предприятий машиностроительного комплекса и обеспечении надлежащего качества предоставляемых сервисных услуг при условии внедрения системы менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Швайко Б.А., Герцик Ю.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF A QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT A MACHINE-BUILDING ENTERPRISE AS A PART OF THE FORMATION OF A SERVICE MAINTENANCE SYSTEM

In the machine-building industry of the most developed countries, digital technologies are being actively introduced. The digitalization of the main production and economic processes is also developing in Russia, however, not as fast as we would like. The need to strengthen the role of digital technologies in the domestic engineering industry determined the relevance of this study. The introduction of innovations in production involves maintaining a balance between well-defined processes for the production of finished products of good quality and its subsequent after-sales service, which is one of the most important objects of activity for any manufacturing company. The main purpose of this work is to determine the role of digital technologies in the development and implementation of a strategy for servicing enterprises of the machine-building complex and ensuring the proper quality of services provided, subject to the implementation of a quality management system

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ»

EDN: YOSYGH

Б.А. Швайко - аспирант кафедры «Промышленная логистика», МГТУ им. Н.Э. Баумана, b.shvayko@bmstu.ru,

B.A. Shvaiko - postgraduate student of the department «Industrial Logistics», Bauman Moscow State technical University;

Ю.Г. Герцик - д.э.н., к.б.н., профессор кафедры «Промышленная логистика», МГТУ им. Н.Э. Баумана, ygerzik@bmstu.ru,

Y.G. Gerzik - doctor of economic sciences, candidate of biologic sciences, professor of «Industrial logistics» department, Bauman Moscow State technical University.

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ IMPLEMENTATION OF A QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT A MACHINE-BUILDING ENTERPRISE AS A PART OF THE FORMATION OF A SERVICE MAINTENANCE SYSTEM

Аннотация. В машиностроительной отрасли наиболее развитых стран активно внедряются цифровые технологии. Цифровизация основных производственных и экономических процессов развивается и в России, однако, не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Необходимость усиления роли цифровых технологий в отечественном машиностроении и обусловило актуальность настоящего исследования. Внедрение инноваций в производство предполагает соблюдение баланса между четко сформированными процессами выпуска готовой продукции надлежащего качества и ее последующим сервисным обслуживанием, которое является одним из важнейших объектов деятельности любой производственной компании. Основной целью данной работы является определение роли цифровых технологий при разработке и внедрении стратегии сервисного обслуживания предприятий машиностроительного комплекса и обеспечении надлежащего качества предоставляемых сервисных услуг при условии внедрения системы менеджмента качества.

Abstract: In the machine-building industry of the most developed countries, digital technologies are being actively introduced. The digitalization of the main production and economic processes is also developing in Russia, however, not as fast as we would like. The need to strengthen the role of digital technologies in the domestic engineering industry determined the relevance of this study. The introduction of innovations in production involves maintaining a balance between well-defined processes for the production of finished products of good quality and its subsequent after-sales service, which is one of the most important objects of activity for any manufacturing company. The main purpose of this work is to determine the role of digital technologies in the development and implementation of a strategy for servicing enterprises of the machine-building complex and ensuring the proper quality of services provided, subject to the implementation of a quality management system.

Ключевые слова: машиностроительное предприятие, система менеджмента качества, стратегия сервисного обслуживания, цифровые технологии.

Keywords: machine-building enterprise, quality management system, service maintenance strategy, digital technologies.

Введение. В настоящее время большинство машиностроительных предприятий как в России, так и за рубежом, уделяют повышенное внимание формированию и реализации собственной сервисной стратегии, так как сервисное обслуживание продукции представляет собой, наряду с промышленным производством и оказанием услуг, один из важнейших объектов деятельности компании [1]. Под сервисным обслуживанием будем понимать такое направление деятельности предприятия, при котором обеспечивается взаимосвязь предприятия и потребителей для выполнении своих функций в сфере технического обслуживания (ТО) в условиях рыночных отношений [2]. В свою очередь, основным назначением ТО в перечне функций сервисной службы машиностроительного предприятия является проводить работу по предупреждению неисправностей путем контроля и анализа состояния выпускаемой продукции, а также своевременно обнаруживать неисправности и проводить соответствующие регламентные работы.

В условиях усиливающейся конкуренции одними из основных приоритетов развития машиностроительных предприятий является увеличение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Для этого необходимо производить продукцию, которая соответствовала бы потребностям и ожиданиям клиентов по таким основным показателям, как: номенклатура, качество, количество, время, цена, место и т.д.

Актуальность настоящего исследования обусловлена стремительным развитием машиностроительной отрасли, что предполагает соблюдение баланса между внедрением инноваций в производство и четко сформированными процессами выпуска готовой продукции надлежащего качества и ее сервисного обслуживания. Известно, что большую роль в организации сервисного

обслуживания высокотехнологичной продукции машиностроительных предприятий играет система менеджмента качества (СМК) [3].

Основной целью данной работы является определение роли цифровых технологий при разработке и внедрении стратегии сервисного обслуживания предприятий машиностроительного комплекса и обеспечении надлежащего качества предоставляемых сервисных услуг при условии внедрения СМК.

Для достижения этой цели были сформулированы и решены следующие задачи:

- проведен обзор форм организации сервисного обслуживания предприятий машиностроительного комплекса;

- рассмотрены предпосылки внедрения СМК на машиностроительном предприятии в условиях цифровизации основных экономических процессов для обеспечения неизменного качества и эффективности сервисного обслуживания и ТО;

- определены основные этапы внедрения СМК на машиностроительном предприятии исходя из необходимости обеспечения непрерывности процессов производства и сервисного обслуживания;

- проанализирована роль цифровых технологий в поддержании актуального состояния СМК предприятий машиностроительного комплекса.

В процессе решения вышеуказанных задач были сформулированы рекомендации по разработке стратегии и предложена модель сервисного обслуживания высокотехнологичного оборудования с учетом особенностей машиностроительной отрасли, что и составляет научную и практическую значимость данного исследования.

Результаты и обсуждение. В настоящее время внедрение в производственные процессы предприятия различных цифровых технологий характеризует уровень использования инноваций на всех этапах жизненного цикла изделия, включая послепродажное или сервисное обслуживание. При формировании и последующей реализации стратегии сервисного обслуживания, менеджменту машиностроительного предприятия необходимо, по мнению авторов, последовательно решать следующие ключевые задачи:

- выбрать виды сервисного обслуживания, которые предприятие рассматривает в качестве основных и вспомогательных сервисных услуг;

- определить предпочтительную форму и модель организации сервисного обслуживания на основе анализа факторов внутренней и внешней среды предприятия;

- установить доступные предприятию методы и подходы, применяемые при организации сервисного обслуживания на основе цифровых технологий;

- определить на основе вышеперечисленных задач основные этапы внедрения и поддержания в актуальном состоянии системы менеджмента качества предприятия.

Далее будут рассмотрены основные этапы формирования и реализации сервисной стратегии машиностроительного предприятия с учетом цифровизации экономической среды.

Выбор вида сервисного обслуживания. В качестве видов сервисного обслуживания выделяют [1]:

- сервис удовлетворения потребительского спроса, характеризующий в конечном итоге уровень обслуживания потребителей и определяемый по таким показателям, как: время, частота, готовность, безотказность и качество поставок, готовность обеспечения комплексности и т.д.;

- сервис оказания услуг производственного назначения, представляющий собой набор услуг, предоставляемых потребителю с момента заключения договора на покупку до момента поставки продукции;

- сервис послепродажного обслуживания осуществляется как до, так и после продажи продукции и включает в себя совокупность всех предоставляемых услуг, необходимых для обеспечения эффективного функционирования машиностроительной продукции в существующих экономических условия условиях в течение всего жизненного цикла этой продукции;

- сервис информационного обслуживания представляет собой, с одной стороны, совокупность актуальной информации, предоставляемой потребителю о выпускаемой предприятием

продукции и ее обслуживании, а, с другой стороны, хранение и обработку информации, поступающей в результате мониторинга работы поставленной продукции в процессе эксплуатации и технических средств, применяемых для сбора информации;

- сервис финансово-кредитного обслуживания, который является совокупностью разнообразных вариантов оплаты продукции с привлечением финансово-кредитных организаций или без них, а также систему скидок и льгот, предоставляемых потребителям.

Для выбора видов сервисного обслуживания важно понимать текущее финансовое состояние предприятия, его сильные и слабые стороны, факторы внешней среды, уровень конкуренции в соответствующем сегменты. Представляется очевидным, что предприятие сможет предложить потребителю тем большее количество видов сервисного обслуживания, чем большими финансовыми, материальными, технологическими и другими возможностями оно обладает. По мнению авторов статьи, максимальное количество видов сервисного обслуживания могут предложить крупные корпорации или интегрированные производственно-корпоративные структуры, включая стратегические альянсы и кластеры [4].

Выбор формы и модели организации сервисного обслуживания. Согласно [2], к основным принципам, положенным в основу современного сервиса, являются:

- максимальное соответствие характеристик выпускаемой машиностроительной продукции требованиям потребителей;

- направленность сервиса на учет меняющихся требований рынка;

- совершенная логистика - доставка продукции на место эксплуатации таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность его повреждения в пути;

- обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации в течение всего срока нахождения его у потребителя;

- оперативная поставка запасных частей и создание для этого необходимой базы, тесный контакт с изготовителями запасных частей;

- сбор и систематизация информации о том, как эксплуатируется техника потребителями (условия, продолжительность, квалификация персонала и т.д.) и какие они при этом высказывают замечания, жалобы, предложения;

- помощь службе маркетинга предприятия в анализе и оценке рынков, потребителей и выпускаемой продукции.

На сегодняшний день можно выделить несколько основных форм организации сервисного обслуживания, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками [5].

1. Сервис ведется исключительно персоналом предприятия-производителя. Такой метод имеет несколько значительных преимуществ. Во-первых, с точки зрения качества, такой метод наиболее предпочтителен, так как качество сервисного обслуживания при применении данной структуры будет стабильно высоким. Этому будут способствовать, в первую очередь, высокая квалификация персонала и его постоянное обучение. Во-вторых, при обслуживании сложных механизмов и высокотехнологичного оборудования часто возникают нестандартные ситуации быстро разрешить которые может непосредственно тот человек или подразделение, участвовавшее в создании установки. Поэтому прямое участие предприятия-производителя в ремонте и обслуживании техники будет характеризоваться значительно более быстрым и надежным ремонтом. Среди основных минусов данного подхода можно выделить то, что для его реализации необходимо создание отдельного структурного подразделения на базе предприятия-производителя, что влечет за собой значительные материальные вложения. Помимо этого, каждая проданная единица продукции которой предстоит ремонт или техническое обслуживание, должна транспортироваться на ремонтную базу предприятия-производителя, что не всегда удобно.

2. Сервис осуществляется сотрудниками филиалов предприятия-производителя. При данном подходе предприятие-производитель не контактирует напрямую с конечным покупателем, за исключением решения нестандартных ситуаций. Контакт осуществляется через предприятия-филиалы, расположенные в разных регионах страны. Ключевой функцией данных

филиалов, помимо отгрузки нового оборудования конечным покупателям является техническое обслуживание и ремонт проданной техники, в редких случаях и продаже новой техники. Среди основных преимуществ данного метода можно выделить то, что в отличие от ремонта силами предприятия-производителя, срок обслуживания техники значительно сокращается, так как нет необходимости долгой транспортировки техники на предприятие, которое произвело данный продукт. Но у данного подхода есть несколько значительных недостатков. Во-первых, качество ремонта при таком подходе будет значительно ниже. Это обусловлено тем, что в регионах гораздо сложнее подобрать высококвалифицированный персонал на филиалы. Помимо этого, предприятие-производитель может принять решение не открывать филиал в каком-либо регионе, так как проанализировав базу проданной техники в каждом регионе поймет, что открывать филиал просто не выгодно. В таком случае, ремонт будет возможет только путем транспортировки оборудования в соседний регион.

3. Сервис поручается независимой специализированной фирме. При использовании данного метода предприятие-производитель принимает решение о том, чтобы не создавать свою собственную сеть по ремонту и техническому обслуживанию, а поручить выполнение данных работ стороннему предприятию. Сотрудники компании, получившей право на обслуживание техники предприятия-изготовителя, проходят курс по повышению квалификации и работе с производимым оборудованием, а на базе таких предприятий организуются ремонтные станции. Обязательным условием для специализированной фирмы также является значительная география присутствия, Преимуществом данного метода, в первую очередь, можно назвать низкие начальные инвестиции в развитие данного направления. Нет нужды создавать множество ремонтных цехов, платить заработную плату сотрудникам каждого из филиалов. Все издержки берет на себя предприятие, выполняющее данные услуги. Зачастую с таким предприятием можно работать либо на контрактной основе, либо по факту выполненных работ. Основным недостатком такого подхода можно считать зачастую низкое качество выполненного ремонта и невыполнение обязательств по обслуживанию техники за счет неимения у специалиста на таком предприятии судить о состоянии оборудования в динамике. Такие предприятия часто не заинтересованы в качественном выполнении работ. Помимо этого, сотрудники таких предприятий не могут судить о состоянии ремонтируемого оборудования в динамике, поэтому в случае возникновения не стандартных поломок, вероятность быстрого качественного ремонта стремится к нулю.

4. Работы по техническому обслуживанию поручают персоналу предприятия-покупателя. Применение такого подхода кажется наиболее желанным с точки зрения предприятия-производителя. При использовании данного метода, на базе предприятия, которому было продано данное оборудование, создается отдел по техническому обслуживанию и ремонту данной техники. Такой подход имеет место быть только в случаях, когда парк насчитывает значительное количество единиц оборудования. В случаях, когда на предприятие продано несколько единиц, содержание целого отдела кажется не совсем рациональным. Если руководством принимается решение о создании такого отдела, его сотрудники постоянно совершенствуют навыки обслуживания техники используя различные методы повышения квалификации силами предприятия-производителя. Основным преимуществом при выборе данного метода являются низкие инвестиции. Основным минусом, помимо низкого качества ремонта, является специфичность данного метода. Он подойдет не всем, а только предприятиям, имеющим значительный парк техники данного производителя. Предприятия, имеющие одну или несколько единиц, такой подход не примут.

5. Создается интегрированная производственно-корпоративная структура, включающая в себя производителей машиностроительного оборудования, а также запасных деталей и узлов. Это позволяет снизить логистические издержки, затраты на обучение персонала, которые могут быть существенными с учетом сложности обслуживаемого оборудования. В качестве таких структур также могут выступать стратегические альянсы, инновационные и промышленные кластеры.

При выборе любой из рассмотренных форм организации сервисного обслуживания машиностроительной продукции необходимо постоянно развивать и улучшать уже имеющиеся механизмы и мероприятия по проведению технического и сервисного обслуживания.

Для обеспечения функционирования выбранной формы организации сервисного обслуживания авторы предлагают использовать универсальную модель EFQM (European Foundation for Quality Management - Европейский фонд управления качеством), представленную на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структурная схема модели EFQM на основе руководящих принципов [6]

Модель основывается на таких положениях и руководящих принципах, как [6]:

- приоритет потребителя;

- удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон для достижения долгосрочного успеха;

- важность понимания причинно-следственных связей между тем, почему организация делает что-то, как она это делает и чего она достигает в результате своих действий.

В содержание ключевых критериев модели EFQM была включена, например, цифровиза-ция, которая рассматривается в качестве ресурса для повышения производительности, улучшения или расширения возможностей бизнес-модели предприятия. Основные руководящие принципы и концепция модели EFQM представлены в [6, 7].

Предпосылки внедрения системы менеджмента качества на машиностроительном предприятии. В современном мире потребности и ожидания потребителей со временем меняются, а машиностроительные предприятия также испытывают давление, обусловленное конкуренцией и техническим прогрессом. Совокупность этих факторов существенно влияет на качество продукции, выпускаемой машиностроительными и производственными предприятиями. Для того чтобы выявлять изменения потребностей покупателей, а также поддерживать качество производимых продуктов на стабильно высоком уровне, современным машиностроительным и производственным предприятиям необходимо разработать и внедрить алгоритм на основе стандартов качества.

Производственным и машиностроительным предприятиям в современном мире необходимо постоянно проводить анализ окружающей среды компании. Анализ окружающей среды должен включать в себя анализ внешних и внутренних факторов, способствующих получению информации, которая позволяет понять положение предприятия на рынке. Внешними факторами являются условия, которые предприятие не в силах изменить, но должно отслеживать в своей

работе. Примерами таких факторов могут служить потребители, правительство, экономические условия и т.д. [5]. Внутренняя среда предприятия является результатом принятия различных управленческих решений на производстве. Существует несколько методов, с помощью которых можно провести анализ внутренней и внешней среды машиностроительного предприятия. К таким методам относятся SWOT-анализ, PEST-анализ, SNW-анализ, ЕТОМ-анализ. Применение данных методов позволяет современному предприятию напрямую влиять на качество выпускаемой продукции за счёт выявления негативных факторов среды.

После выявления сильных и слабых сторон на предприятии, а также при формировании запроса на улучшение результатов работы предприятия, возникает необходимость во внедрении на предприятии системы менеджмента качества. Система менеджмента качества - часть глобальной системы управления предприятием. С помощью данной системы поддерживается стабильно высокое качество выпускаемого продукта либо услуг, оказываемых компанией. Система менеджмента качества включает действия, с помощью которых организация устанавливает свои цели и определяет процессы и ресурсы, требуемые для достижения желаемых результатов. Применение СМК - стратегическое решение для производственных и машиностроительных предприятий, так как позволяет улучшить результаты их деятельности а также сформировать тенденцию на устойчивое развитие организации [8].

Необходимость в создании СМК зависит от множества факторов, в частности от номенклатуры выпускаемой продукции, от возможных изменений. Роль высшего руководства в процессе внедрения системы имеет ключевое значение, поскольку только оно способно увидеть и оценить потребность в трансформации.

Основные этапы и алгоритм внедрения СМК на машиностроительном предприятии. Подход, необходимый для облегчения управления процессами на предприятии, повышения качества выпускаемой продукции описан в стандартах ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Система менеджмента качества управляет взаимодействующими процессами и ресурсами, требуемыми для обеспечения ценности и реализации результатов для соответствующих заинтересованных сторон. Помимо этого, СМК предоставляет средства управления для идентификации действий в отношении преднамеренных или непреднамеренных последствий в предоставлении продукции и услуг [9]. Согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2015, современная система менеджмента качества должна основываться на следующих принципах:

• ориентация на потребителя;

• лидерство;

• взаимодействие людей;

• процессный подход;

• улучшение;

• принятие решений, основанных на свидетельствах;

• менеджмент взаимоотношений.

Международные стандарты ИСО в области менеджмента качества уже давно активно внедряются в России, в том числе, благодаря своей универсальности. Управление качеством является необходимой и существенной частью менеджмента любого высокотехнологичного производства, например, в авиационной и космической промышленности. С целью повышения качества производимой продукции, а также для достижения целей устойчивого развития, все чаще стали применяться так называемые контракты полного жизненного цикла, которые включают в себя не только поставку и монтаж оборудования, но и сервисное обслуживание в течение всего срока эксплуатации. При этом, все процессы на этапах разработки, производства, сервисного обслуживания и утилизации оборудования должны отвечать требованиям системы менеджмента качества, как показано на рисунок 2.

Предложенный алгоритм на основе вышеперечисленных этапов представлен на рисунке 3.

Рисунок 2 - Модель системы менеджмента качества машиностроительного предприятия на основе стандартов ИСО серии 9001 и 9004 (разработано авторами на основе [10])

Аналк; ,*4>Ф=жткбкостк сгрБкскок стратегии поо:е ьк=Ер^кия СМК ь ПрСШ5ССЫ 1:ОГНСТНЧ5СЕОН СКСТ=\Ш [IpíECIplLiriLI Н ДЗЛ== ЕЖЕГОДНО

Прсгодж =кк=

Пр{Ж*БОГСТЪ5КЕ«Ж

деятельности

Пр=Е ПрНЯГНЯ

ííT

Аналк; причин н=*фф=жтнЕностн СЕрьнснон стргтггнн к прннягн^

рЕШЕККК О КОррЕКТКруКЗШ НХ ЫНДЕКСГБКЯЗ;

Рисунок 3 - Алгоритм внедрения системы менеджмента качества на машиностроительном предприятии (разработано авторами)

Среди основных мероприятий, помимо анализа внутренних и внешних факторов, которые необходимо провести в процессе внедрения СМК на машиностроительном предприятие, авторы считают нужным включить в соответствующий алгоритм следующие:

1. Для создания системы менеджмента качества высшему руководству необходимо принять стратегическое решение о создании системы в рамках предприятия.

2. Принятие решения о назначении ответственного сотрудника за внедрение системы менеджмента качества на предприятии. Существует несколько возможных сценариев назначения ответственного.

Первый, и самый простой сценарий - когда роль ответственного делегируется организации, специализирующейся на внедрении СМК на предприятиях. Второй возможный сценарий - создание нового отдела в структуре предприятия, занимающийся менеджментом качества. Роль ответственного сотрудника за внедрение в данном случае отводится руководителю созданного отдела. Для производственных и машиностроительных предприятий данный сценарий наиболее распространен. Как правило, предприятия из данных сфер взаимодействуют с государственными предприятиями, требующими соблюдения секретности. Из этого следует, что нанимать сторонние организации не желательно. В исключительных случаях ответственным за внедрение остается непосредственно высшее руководство предприятия.

3. Создание внутренних регламентов, включающей цели внедрения СМК, на основании анализа существующей нормативно-правовой базы. Совокупность предыдущих шагов и действий, направленных на внедрение системы менеджмента качества, позволяет сформировать нормативную базу документов, содержащих [11]:

- описание основных целей и политики производственного предприятия;

- документы, содержащие описание всех структурных подразделений на предприятии;

- описание всех процессов на предприятии;

- должностные инструкции для работников;

- отчеты о проверках различных контролирующих органов.

4. Обучение и повышение квалификации работников предприятия. После создания структуры системы качества возникает необходимость в повышении квалификации сотрудников предприятия. Предпосылкой для этого служит то, что, к примеру, в ходе разработки нормативной документации, зачастую меняется процесс производства продукции, а следовательно, меняются и должностные инструкции сотрудников.

5. Непосредственно внедрение системы качества. Процесс внедрения СМК следует начать с интеграции в логистическую систему предприятия и стратегию сервисного обслуживания. Необходимость этого обусловлена тем, что логистическая система реализует цели предприятия от производства до конечного потребителя и требует решения множества проблем логистических систем, в том числе: устранение брака, ликвидация избыточных запасов на предприятии, низкая удовлетворенность потребителей [12].

6. Получение обратной связи. Данный этап является исключительно важным, так как позволяет получить непредвзятую оценку проделанной работы и скорректировать действия при необходимости.

Целью внедрения любой из перечисленных структур является прежде всего повышение качества производимой продукции. Помимо непосредственно внедрения, руководству необходимо провести ряд мероприятий, необходимых для корректного внедрения любой из представленных структур. Среди основных мероприятий можно выделить следующие: анализ внутренних и внешних факторов предприятия, назначение ответственного за внедрение, создание нормативно-правовой базы, обучение персонала, внедрение в процессы логистической системы предприятия.

Анализ цифровых технологий в поддержании актуального состояния системы менеджмента качества предприятий машиностроительного комплекса. Рассмотрим современные цифровые технологии, которые уже нашли свое применение в экономике большинства развитых и развивающихся стран, что обусловлено цифровизацией или цифровой трансформацией основных экономических и производственных процессов.

Термин «цифровая трансформация» возник в следствие существенного развития многих отраслей современного мира, в том числе развития машиностроительных технологий. Из открытых источников можно привести массу определений термина «цифровая трансформация»:

Forrester - достижение операционной эффективности и гибкости с использованием цифровых технологий; Gartner - бизнес-модель, которая позволяет создавать ценности и получать доход; Deloitte - экспоненциальный рост связей; Altimeter Group - привлечение клиентов в любой точке соприкосновения. Со временем появляется все больше толкований этого популярного термина.

Цифровая трансформация дает возможность перевести ручные операции управления качеством предприятия в цифровой вид. В менеджменте качества есть огромный спектр задач, которые требуют значительных затрат человеческих ресурсов. Примером таких задач может служить сбор и анализ данных о продукции и процессах, управление процессами и мониторинг данных процессов, масштабирование требований СМК на изменяющиеся процессы [13]. Цифровая трансформация позволяет построить более эффективную систему менеджмента качества, которая прежде всего поможет решать ряд задач, среди которых:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ускорение процесса разработки регламентной документации;

- проведение более эффективного обучения сотрудников в более короткие сроки;

- создание эффективного механизма стратегического управления предприятием.

Цифровая экономика не только будет расти быстрее остальных нецифровых отраслей, но

и создаст новые условия и возможности для их роста. Искусственный интеллект, нейросети, блокчейн-технологии, цифровые двойники - эти технологии уже признаны долгосрочными тенденциями. За новыми технологиями придут новые бизнес-модели и это произойдет очень быстро. О значимости цифровой экономики для России говорит ежегодный рост ее доли в ВВП страны. Так, по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) объем цифровой экономики увеличился с 2,6 % до 3,9 % от ВВП с 2011 по 2015 годы [14]. В 2018 году это число составило уже 5,1 %. Эксперты консалтинговой компании McKinsey в своем отчете «Цифровая Россия: новая реальность» прогнозируют к 2025 году рост доли цифровой экономики до 8-10 % По данным [15] внутренние затраты российских предприятий на создание, распространение и использование цифровых технологий, измеренные в процентах к ВВП, выросли с 1,9 в 2017 году до 2,2 в 2019 году.

Как правило, продукция, выпускаемая машиностроительными предприятиями, отражает ошибки, которые были сделаны на этапе проектирования только с выпуском прототипа выпускаемого изделия [16]. Такой подход к производству продукции подразумевает наличие значительных издержек и для их нивелирования необходимо внедрение цифровой трансформации предприятия, включающих в том числе концепции «цифровых двойников».

«Цифровой двойник» изделия - виртуальная модель, которая описывает поведение выпускаемого изделия в реальной жизни и является его прототипом. Цифровой двойник изделия применяется на всех этапах жизненного цикла продукта, включая проектирование, производство, эксплуатацию и утилизацию. Среди основных преимуществ можно выделить следующие:

• виртуальный ввод в эксплуатацию производимого продукта. При производстве продукта отпадает необходимость создавать физический прототип изделия. Цифровой двойник позволяет инженерам производить необходимые тесты в виртуальной среде;

• диагностика онлайн. Применение данной технологии предполагает запуск физического изделия вместе с «цифровым двойником», что позволяет проводить диагностику виртуально;

• профилактическое обслуживание. Моделирование «цифрового двойника» позволяет предугадать износ отдельных агрегатов установки и сформировать программу профилактического обслуживания для нивелирования риска простоя оборудования из-за отказа определенных узлов.

Блокчейн. По определению Алекса Тэпскотта и Дона Тэпскота, авторов книги «Революция блокчейна» блокчейном является вечный цифровой распределенный журнал экономических транзакций, основной функцией которого является программирование для записи всего, что имеет ценность, в частности, финансовых операций [17]. Говоря простым языком, блокчейн является распределенной базой данных, устройства хранения информации у

которой не являются частью общего сервера и не подключены к нему. Данная база данных сохраняет постоянно увеличивающийся массив упорядоченных записей (блоков), каждому из которых присвоен параметр времени и ссылка на предыдущий блок. Шифрование данных блоков гарантирует доступ только тем пользователям, у которых есть закрытые ключи. Изучение технологии блокчейн применительно к машиностроительной отрасли позволяет выделить несколько основных преимуществ:

• безопасность. Ввиду высокой конкуренции в машиностроительной отрасли, доступ к информации о производимой продукции, о технологии производства третьими лицами является критической уязвимостью машиностроительных предприятий. Внедрение блокчейн технологии позволяет ограничить круг лиц, имеющих доступ к цепочке блоков;

• доступ к достоверной истории изменений. При применении технологии блокчейн, в процессе разработки продукции машиностроительных предприятий появляется возможность быстрого доступа к отслеживанию изменений в процессе производства и нахождения причины возникающих неполадок, что позволяет повысить надежность системы в целом.

Технология Биг дата (Bigdata) - технология анализа и обработки больших объемов данных. Данная технология, при правильном ее использовании позволяет отслеживать огромное количество параметров и процессов производства [18]. В накопленных данных можно выявить ключевые зависимости и тенденции, которые влияют на различные аспекты производства. На сегодняшний день разделяют два подхода к анализу и обработке данных. Первый - подход, при котором данные собираются и обрабатываются аналитиками вручную на основе известных им моделей и предположений. Второй, наиболее применимый подход - создание алгоритма искусственного интеллекта. Созданный алгоритм самостоятельно обучается решений возложенных на него задач и часто позволяет увидеть зависимости, не очевидные при обработке данных вручную аналитиками. При всех очевидных достоинствах технологии, она обладает существенным минусом - ее недоступностью, которая связана с высокой стоимостью ее обеспечения. Ключевым фактором качественного применения данной технологии является наличие высококвалифицированного персонала, который способен внедрить технологию на производство и поддерживать ее работоспособность

Интернет вещей (IoT) - концепция вычислительной сети физических «вещей», оснащенных технологиями, позволяющими взаимодействовать предметам друг с другом либо с внешней средой. Данную технологию, как правило, рассматривают в совокупности с Big Data и представляют собой полноценную экосистему, включающую совокупность устройств связи, хранения и аналитики данных. Совокупность данных технологий, принятых на машиностроительном предприятии в рамках цифровой трансформации, позволяет машиностроительным предприятиям контролировать весь процесс производства и постоянно повышать не только качество выпускаемой продукции, но и качество сервисного обслуживания. В последнее время активнее применяется понятие промышленный интернет вещей (Industrial Internet of Things - IIoT) под которым понимается использование сети вычислительных устройств непосредственно в производственном процессе. Можно выделить несколько основных категорий, как основных методов использования технологии в разных сферах деятельности компании:

1) оптимизация утилизации материальных ценностей предприятия (удаленный контроль состояния производственных мощностей);

2) снижение операционных затрат функционирования производственной инфраструктуры (автоматизация производственных мощностей, контроль результатов их работы);

3) повышение безопасности на производстве (системы камер наблюдения);

4) автоматизация логистических процессов предприятия.

Искусственный интеллект (ИИ). Впервые понятие «искусственный интеллект» ввёл Д. Маккарти в 1956 г. В то время под этим термином подразумевали способность машин заменить человека в выполнении задач, требующих обработки большого объема информации. На

сегодняшний день под искусственным интеллектом понимают совокупность научных знаний и подходов, позволяющих решать интеллектуальные задачи с применением вычислительной техники и искусственных нейронных сетей (ИНС). Среди основных технологий искусственного интеллекта, применимых в машиностроительной области, можно выделить следующие [19]:

• Технологии распознавания образов и компьютерное зрение. Базовой задачей данной технологии является детектирования различных объектов сегментация изображения на различные объекты и определение расстояния до них. При грамотном применении технологии компьютерного зрения в машиностроении позволяет значительно повысить качество выпускаемой продукции за счет передачи контроля человеком различных процессов контроля. К примеру, это может быть контроль брака при выполнении технологической операции.

• Технология принятия решений. Применимо к машиностроительной отрасли данная технология предполагает автоматизацию некоторых процессов производства, т.е. когда эти процессы происходят без вмешательства человека. Примером применения технологии может быть обучение методом демонстраций, когда система ИИ «заучивает» механические действия и использует их непосредственно в производстве. Точность исполняемой операции также позволит повысить качество выпускаемой продукции, а как следствие увеличить срок безотказной работы.

• Рекомендательные системы. Данная технология подразумевает под собой анализ ключевых параметров в производстве, их контроль и оповещение оператора в случае изменений. Помимо этого, есть опция самообучения системы на основе имеющихся данных. Как и во многих производственных отраслях, в машиностроении существует огромное количество областей применения данной технологии, в частности, при сервисном обслуживании высокотехнологичного оборудования.

Отдельного внимания заслуживает расширение применения технологий ИИ при формировании и реализации стратегии сервисного обслуживания сложного технического оборудования в машиностроении, что позволяет снижать затраты на ремонт и обслуживание техники. Это достигается за счет предварительного обучения ИНС на цифровых двойниках оборудования, которое будет проходить в дальнейшем техническое обслуживание. На этом этапе изучаются все возможные сбои и неполадки в режиме реального времени, что позволит в дальнейшем определять техническое состояние оборудование и заблаговременно устранять потенциальные угрозы его работоспособности без необходимости остановки и дорогостоящего ремонта. ИНС обучается по данным, которые заложены производителем оборудования и показателям технического состояния цифровых двойников и образцов, находящихся в эксплуатации, до и после различных нештатных ситуаций, что позволяет осуществлять планирование проведения работ по обслуживанию и логистике запасных частей [20].

Заключение. В условиях развития цифровой экономики и вызванной ею цифровой трансформацией в промышленности, необходимо учитывать новые возможности информационных технологий для более эффективного внедрения и поддержания в актуальном состоянии системы менеджмента качества на машиностроительном предприятии, а также учитывать их при разработке стратегии сервисного обслуживания с учетом выбранной формы организации и модели функционирования. В этом случае сервисное обслуживание может создавать для машиностроительных предприятий дополнительный источник дохода и обеспечивать их организационно-экономическую устойчивость. В заключение необходимо отметить, что развитие цифровой экономики обуславливает применение технологий искусственного интеллекта на всех этапах жизненного цикла высокотехнологичной продукции, включая его сервисное обслуживание.

Источники:

1. Стратегическое управление организационно-экономической устойчивостью фирмы: Логистикоориентированное проектирование бизнеса / А.Д. Канчавели, А.А. Колобов, И.Н. Омельченко и др.; Под ред. А.А. Колобова, И.Н. Омельченко. -

М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. - 600 с.

2. Герцик Ю.Г., Герцик Г.Я. Принципы функционирования сервисной службы, ее роль в повышении конкурентоспособности предприятий медицинской промышленности. Вестник академии знаний. 2020. №2 (37). С. 76-81.

3. Gertsik Y.G. Competitiveness Management of Medical Industry Enterprises in Integrated Structures. In: Bogoviz A., Ragulina Y. (eds) Industry Competitiveness: Digitalization, Management, and Integration. ISCI 2019. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 115. Springer, Cham. Doi: 10.1007/978-3-030-40749-0_35.

4. Герцик Ю.Г., Омельченко И.Н. Устойчивое управление проектами высокотехнологичных предприятий в кластерных структурах. В книге: XLV Академические чтения по космонавтике, посвященные памяти академика С.П. Королёва и других выдающихся отечественных ученых - пионеров освоения космического пространства. Сборник тезисов : в 4 т. Москва, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2021. С. 192-193.

5. Вигман С.Л. Стратегическое управление: учеб. Пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 296 с.

6. Европейский фонд управления качеством. Модель EFQM. URL. www.efqm.org (дата обращения 21.01.2022).

7. Сафронов А.А. Новая модель EFQM 2020: инновационные темы и концепции менеджмента. Стандарты и качество. 2021. №2 (1004). С. 82-87.

8. Герцик Ю.Г. Использование стандартов ИСО как метод повышения эффективности управления кластерными структурами в сфере здравоохранения / В сборнике: Контроллинг в экономике, организации производства и управлении. Материалы VII международной конференции по контроллингу. 2018. С. 59-62.

9. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования (Переиздание) // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200124394 (дата обращения 21.01.2022).

10. Герцик Ю.Г. Интеграция концепций устойчивого развития и менеджмента качества // Экономика, предпринимательство и право. - 2022. - Том 12. - № 1. - doi: 10.18334/epp. 12.1.114089.

11. Фейгенсон Н.Б., Мацкевич И.С., Липецкая М.С. Бережливое производство и системы менеджмента качества: серия докладов (зеленых книг) в рамках проекта «Промышленный и технологический форсайт Российской федерации» / Н.Б. Фейгенсон, И.С. Мацкевич, М.С. Липецкая; Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» - СПб., 2012. -Вып. 1 - 71 с.

12. Инновационный менеджмент в медицинской промышленности / Ю. Г. Герцик, И. Н. Омельченко. - Москва: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. -190, [2] с.: ил.

13. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: ООО «КомНьюс Груп», 2019. — 368 стр., ил.

14. Волков Н.Н., Герцик Ю.Г. Проблемы цифровизации экономики в России: Материалы VII международной конференции «Контроллинг в экономике, организации производства и управлении», Нижний Новгород, 27 октября 2018 года / Изд-во НП «Объединение контроллеров», 2018. - С. 48-54.

15. Цифровая экономика: 2021 : краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. - 124 с.

16. Швайко Б.А. Организация технического сервиса как ключевое направление повышения качества машиностроительной продукции сельскохозяйственной отрасли. Наука и бизнес: пути развития. 2021. № 5 (119). С. 72-75.

17. D. Tapscott, A. Tapscott, Blockchain Revolution: How the Technology Behind Bitcoin Is Changing Money, Business, and the World, London Portfolio/Penguin, 2016.

18. Петрунин Ю. Ю., Рязанов М. А., Савельев А. В. Философия искусственного интеллекта в концепциях нейронаук. (Научная монография). — М.: МАКС Пресс, 2010.

19. Корнеев Н.В. Принципы построения современных технических систем с элементами искусственного интеллекта. Техника машиностроения. 2008. №2. С. 2-7.

20. На ошибках учатся: российские ученые обучили искусственный интеллект предсказывать неполадки в техническом оборудовании. Информационный портал Санкт-Петербург.ру. URL. https://m.saint-petersburg.ru/m/science/glavred/387575/ (дата обращения 21.01.2022).

References:

1. Strategic management of the organizational and economic sustainability of the company: Logistics-oriented business design/ A.D. Kanchaveli, A.A.Kolobov, I.N. Omelchenko and etc.; Publishing house of BMSTU, 2001. - 600 p.

2. Gertsik Y.G., Gertsik G.Y. Principles of functioning of the service department, its role in increasing the competitiveness of medical industry enterprises. Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 2 (37). pp. 76-81

3. Gertsik Y.G. Competitiveness Management of Medical Industry Enterprises in Integrated Structures. In: Bogoviz A., Ragulina Y. (eds) Industry Competitiveness: Digitalization, Management, and Integration. ISCI 2019. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 115. Springer, Cham. Doi: 10.1007/978-3-030-40749-0_35.

4. Gertsik Yu.G., Omelchenko I.N. Sustainable project management of high-tech enterprises in cluster structures. In the book: XLV Academic readings on astronautics dedicated to the memory of Academician S.P. Korolev and other outstanding domestic scientists - pioneers of outer space exploration. Collection of abstracts: in 4 volumes. Moscow, Publishing house of MSTU im. N.E. Bauman. 2021. S. 192-193

5. Wigman S.L. Strategic management: textbook. Benefit. - M.: TK Velby, Prospekt Publishing House, 2010. - 296 p.

6. European Foundation for Quality Management. EFCM model. URL. www.efqm.org (accessed 01/21/2022).

7. Safronov A.A. New EFQM 2020 Model: Innovative Topics and Management Concepts. standards and quality. 2021. No. 2 (1004). pp. 82-87.

8. Gertsik Yu.G. The use of ISO standards as a method to improve the efficiency of managing cluster structures in the healthcare sector / In the collection: Controlling in Economics, Organization of Production and Management. Proceedings of the VII International Conference on Controlling. 2018. S. 59-62.

9. GOST R ISO 9001-2015 Quality management systems. Requirements (Reprint) // Tekhekspert. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200124394 (Accessed 01/21/2022).

10. Gertsik Yu.G. Integration of the concepts of sustainable development and quality management // Economics, entrepreneurship and law. - 2022. - Volume 12. - No. 1. - doi: 10.18334 / epp. 12.1.114089.

11. Feigenson N.B., Matskevich I.S., Lipetskaya M.S. Lean production and quality management systems: a series of reports (green books) within the framework of the project "Industrial and technological foresight of the Russian Federation" / N.B. Feigenson, I.S. Matskevich, M.S. Lipetsk; Foundation "Center for Strategic Research "North-West" - St. Petersburg, 2012. - Issue. 1 - 71 s.

12. Innovative management in the medical industry / Yu. G. Gertsik, I. N. Omelchenko. - Moscow: Publishing house of MSTU im. N.E. Bauman, 2020. -190, [2] p.: ill.

13. Prokhorov A., Konik L. Digital transformation. Analysis, trends, world experience. Second edition, corrected and enlarged. - M .: KomNews Group LLC, 2019. - 368 pages, ill.

14. Volkov N.N., Gertsik Yu.G. Problems of digitalization of the economy in Russia: Proceedings of the VII International Conference "Controlling in Economics, Organization of Production and Management", Nizhny Novgorod, October 27, 2018 / Publishing House of NP "Association of Controllers", 2018. - P. 48-54.

15. Digital economy: 2021: a brief statistical collection / G. I. Abdrakhmanova, K. O. Vishnevsky, L. M. Gokhberg and others; National research University "Higher School of Economics". - M.: NRU HSE, 2021. - 124 p.

16. Shvaiko B.A. Organization of technical service as a key direction of improving the quality of engineering products in the agricultural industry. Science and business: ways of development. 2021. No. 5 (119). pp. 72-75.

17. D. Tapscott, A. Tapscott, Blockchain Revolution: How the Technology Behind Bitcoin Is Changing Money, Business, and the World, London Portfolio/Penguin, 2016.

18. Petrunin Yu. Yu., Ryazanov M. A., Savelyev A. V. Philosophy of artificial intelligence in the concepts of neuroscience. (Scientific monograph). — M.: MAKS Press, 2010.

19. Korneev N.V. Principles of construction of modern technical systems with elements of artificial intelligence. Mechanical Engineering. 2008. No. 2. pp. 2-7.

20. Learn from mistakes: Russian scientists have trained artificial intelligence to predict malfunctions in technical equipment. Information portal St. Petersburg.ru. URL. https://m.saint-petersburg.ru/m/science/glavred/387575/ (accessed 21.01.2022).

EDN: ZJUKVZ

Юйчань Ван - аспирант 3 курса экономического факультета Южного федерального университета, yuvan @sfedu.ru,

Yuchan Wang - 3rd year Postgraduate Student, Faculty of Economics, Southern Federal University.

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КИТАЯ SPATIAL-TEMPORAL EVOLUTION OF CHINA'S HIGH-TECH INDUSTRY

Abstract. Based on the data of China's high-tech industry from 2011 to 2020, the location entropy index and the spatial agglomeration level of the spatial Gini coefficient were used to analyze the Spatial-temporal evolution of China's high-tech industry. According to the results, the development scale of China's high-tech industries is constantly expanding, and the industrial agglomeration degree is relatively high. The spatial distribution is mainly present in the eastern coastal areas, and gradually expands to the central and western regions, but the decline in the northeast region is obvious. From the perspective of sub-sectors, the computer and office equipment manufacturing industry shows a slow downward trend. At the provincial level, the high-tech industry sub-sectors have different aggregation degrees in different provinces and municipalities, and have the characteristics of multi-industry aggregation.

Keywords: high-tech industries, industrial development, temporal and spatial evolution, location entropy, spatial Gini coefficient.

With the rapid development of economic globalization and industrial technology, high-tech industries have become an important force in promoting sustainable economic development by virtue of the advantages of intensive knowledge and technical elements, low resource consumption, and high added value. Especially in the age of neo-industrialization and informationization, the importance of high-tech industries has become more prominent and has become the driving force for economic growth in countries around the world. The development of high-tech industries can produce a strong multiplier effect, which can effectively drive the development of related industries in the region. At the same time, high-tech industries also form the Matthew effect due to the significant industrial agglomeration characteristics [1]. Studying the distribution pattern and evolution trend of China's hightech industries can better optimize the spatial distribution of regional high-tech industries, provide a scientific basis for formulating development strategies and policies in a targeted manner, and at the same time have implications for improving the theory of industrial location.

As high-tech industries have become the basis of capital competition and national competitiveness, more and more researches are being conducted in this area. Regarding the evolution of the spatial distribution of the development of high-tech industries, most scholars have analyzed regional development differences and spatial agglomeration degrees through industrial agglomeration index (EG), Dagum Gini coefficient, location entropy index, and global Moran's I method. Gang Xiao et al. believe that the development differences of China's regional high-tech industries continue to expand slowly as a whole, and there is a trend of high-level and low-level convergence and strengthening [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.