Научная статья на тему 'Внедрение системы менеджмента качества как конкурентная стратегия развития ВУЗа'

Внедрение системы менеджмента качества как конкурентная стратегия развития ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шинакова С. В.

В России продолжается осуществление национального проекта «Образование», ставящего главной целью повышение качества высшего профессионального образования, с каждым годом все большее число руководителей видят стабильность своих предприятий в отлаженной системе управления, отвечающей мировым стандартам. Проблема качества менеджмента тем более актуальна в свете вступления России в Болонское соглашение и усиления конкуренции со стороны иностранных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шинакова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение системы менеджмента качества как конкурентная стратегия развития ВУЗа»

21. Правила разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей. Утверждены в установленном порядке постановлением Госгортехнадзором 06.06.2003. № 72 // Приложение к «Российской газете» «Новые законы и нормативные акты». 2003. № 26.

22. Приложение к «Российской газете» «Новые законы и нормативные акты». 2003. № 26.

23. Рекомендации по фитосанитарной оптимизации, формированию и поддержанию биоразнообразия в курортно-рекреационных регионах России (на примере особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод). М.: РАСХН: ВНИИБЗР: АКМВ, 2004.

25. Российская газета. 5.05.1992. № 5.

26. сзРФ. 27.02.1995. № 9. ст. 713.

27. сзРФ. 10.01.2000. № 2. ст. 149.

28. СЗРФ. 29.10.2001. № 44. ст. 4147.

29. сзРФ. 14.01.2002. № 2. ст. 133.

30. СЗРФ. 28.04.2003. № 17. ст. 1637. Ш

31. СЗФЗ. 27.12.2004. № 52 (часть 1). Ст. 5276. ¡с

32. СЗРФ от 11.12.2006 г. № 50. ст. 5278. О

33. Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» // X СЗРФ. 10.01.2000. № 2. ст. 149.

34. Экспертное заключение о запасах лечебных ресурсов (минеральных вод и лечебных грязей) особо охраняемого эколого-курортного региона РФ - Кавказские Минеральные воды, утвержденное руководителем территориального агентства по недропользованию

по Ставропольскому краю C.B. Мышенкова от 22.12.2004 № 02/2-13-34: Архив АКМВ. Ес- б сентуки: АКМВ: ОЭПРиЗ. ИД 05.14.2004. h

N

_ Ш

ШИНАКОВА С.В.

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК КОНКУРЕНТНАЯ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВУЗА

О о

I—

ф

о а ф

I

>

В России продолжается осуществление национального проекта «Образование», ставящего главной целью повышение качества высшего профессионального образования, с каждым £5 годом все большее число руководителей видят стабильность своих предприятий в отлажен- ^ ной системе управления, отвечающей мировым стандартам. Проблема качества менеджмента $ тем более актуальна в свете вступления России в Болонское соглашение и усиления кон- о куренции со стороны иностранных учебных заведений. Задача российских менеджеров в о образовании и проста и сложна одновременно - "не изобретать велосипед", а постепенно > и целенаправленно перенимать опыт управления у зарубежных социальных менеджеров, ра- £5 ботающих в образовании и учитывая национальную специфику, а также учиться на примерах 2 руководителей отечественных вузов-лидеров [5]. ^ Один из ведущих специалистов XX в. в области менеджмента качества Э. Деминг сказал: о «Пример не учит ничему, пока он не излагается с помощью теории. Без знания теории копи- о ровать успешно работающую фирму - значит накликать на себя беду». Э. Деминг говорит не ^ просто о бесполезности «слепого» копирования, а о губительности такого занятия. Самый | большой недостаток обучения «на примерах» состоит в том, что тот, кто не понимает теории, о кто копирует положительный пример, не понимая его источника, не задумываясь о его на- т учной основе, всегда будет отставать и проигрывать. Ведь научный подход есть не что иное, 5 как продуманный, всесторонне проанализированный подход, основанный на четко сформу- ^ лированной цели, глубоком знании предмета и учете конкретных условий. Поэтому в любом Е самом практическом деле возможны лишь два подхода - или научный, или неправильный. И о

I

в начале любого дела находится даже не слово, а идея, т.е. пока еще невысказанное слово о о том, как это дело следует выполнять. Не сформулировав идею (концепцию) своих действий 0)

с помощью слов (а другого способа просто не существует), можно долго «таскать мешки» и гордиться тем, что ты - «практик», к удовольствию ушедших вперед конкурентов [8].

Альтернативой научному подходу является метод проб и ошибок и связанных с ними потерь. И если методом проб действует не рабочий, выполняющий одну операцию, а руководитель или инженер, определяющие действия десятков, а то и тысяч людей, потери бывают огромными.

Все идеи менеджмента качества просты для понимания. Эти идеи основаны на здравом смысле и вполне доступны любому человеку, и хотя бы несколько лет поработавшему на любом предприятии в любой должности.

Система менеджмента качества включает объект управления (качество), субъект управления (персонал предприятия) и алгоритмы управления (методы, реализуемые в форме тех или иных процессов). Причем все три элемента этой системы - качество, действия людей и управление как таковое - носят объективно вероятностный характер. Следовательно, эффек-Ш тивный менеджмент качества возможен только на основе применения статистики. Любые ¡5 попытки управлять качеством без применения статистического анализа неминуемо приводят

0 к имитации деятельности и материальным потерям. Система менеджмента качества - сово-X купность организационной структуры, методик (документированных процедур, методичес-^ ких указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления ^ общего руководства качеством.

Исследование деятельности предприятий, сертифицировавших СМК, показало следую-^ щее: 89% предприятий сообщили о повышении производительности труда; 76% - об улучше-□ нии сбыта; 65% - о росте согласованности производственных операций; 61% - о повышении ^ качества обслуживания; 52% - о повышении качества продукции (услуги); 48% - о повыше-N нии рентабельности; 26% - об увеличении экспортных продаж [6, с. 23]. д Следовательно, внедрение СМК необходимо, создает и улучшает имидж предприятия Ш (организации), позволяет ему оптимизировать процессы и представить на их основе своим .а, потребителям убедительные доказательства открытого и надежного партнера.

Многое из наилучших достижений в современном менеджменте сконцентрировано в международных стандартах ИСО серии 9000. Применение этих стандартов - необходимое | условие успешной работы любого учреждения, независимо от того, нуждается или не нужда-о. ется данное учреждение в получении сертификата на систему менеджмента качества. § В основе стандартов, в том числе и международных стандартов ИСО, лежат давно извес-

> тные достижения многих наук. По этому поводу имеется четкая запись в ГОСТ Р 1.0 (п. 3.4): 2 «Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опы-

1 та и направлены на достижение оптимальной пользы для общества». Для публикации но-$ вых идей существуют специальные издания. Стандарты ИСО серии 9000 менялись и будут о меняться со временем еще, но при правильном применении изменение этих стандартов не о должно создавать серьезные затруднения предприятиям. Если бы документы ИСО объективно

> создавали серьезные трудности сотням тысяч предприятий во всем мире, ее давно следовало

2 бы распустить.

2 Если это коммерческое предприятие, то непосредственным следствием создания нового ^ качества становится прибыль. Прибыль приносит потребитель, которому, прежде всего, тре-о буется именно качество. Потребитель платит только за качество. Проблема качества решаем ется людьми с давних пор. ^ Что дает внедрение СМК?

| Одним из ключевых элементов менеджмента качества является внутренний аудит. Орга-о низация должна проводить внутренние аудиты через запланированные интервалы с целью т устранения того, что система менеджмента качества:

5 1) соответствует запланированным мероприятиям, требованиям стандарта и требовани-^ ям системе менеджмента качества, разработанным организацией;

Е 2) внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии [7]. о Знания о качестве и путях его достижения должны быть понятны каждому, поэтому нуж-о но на первоначальном этапе абстрагироваться от лишнего знания, отойти от излишней те-00 оретизированности и перейти к конкретным алгоритмам, например: система менеджмента

о

I—

ш

качества укладывается в формулу: требования - работа - удовлетворенность. Или: СМК существует в организации, если на каждом рабочем месте, у каждого работника есть все необходимые условия и документы, чтобы выполнять свои функции и непрерывно улучшать свою работу [3].

При внедрении систем управления качеством профессионального образования можно выделить три основные стадии непрерывного цикла управления качеством: проектирование, обеспечение и мониторинг качества ПО. Все три стадии важны для администрации и педагогов, управляющих качеством образовательных услуг.

Одним из основополагающих принципов TQM, нашедшим отражение в стандартах ISO серии 9000:2000, является ориентация на удовлетворение требований и ожиданий потребителей и всех заинтересованных сторон. Именно в расчете на потребителя организация должна устанавливать цели своей деятельности и задачи по их достижению. Поэтому, приступая к созданию СМК ВУЗа, необходимо в первую очередь определить, на выполнение чьих запросов она будет ориентирована. Ш

В повышении качества образования заинтересованы государство, общество, работодате- ^ ли, студенты и их родители. В настоящее время большинство ВУЗов при организации своей о деятельности ориентированы в основном на выполнение требований государства, отражен- J ных в государственных общеобязательных стандартах образования, и показателях государственной аттестации и аккредитации ВУЗов. То и другое можно рассматривать как регламентирующие нормативные требования к образовательной услуге, необходимость выполнения которых является условием существования ВУЗов с бюджетным финансированием [4].

В наибольшей мере потребителями выпускников ВУЗов являются работодатели, посколь- о ку именно в сфере реальной экономики в полной мере может проявиться результат образовательной услуги, выраженный в знаниях и умениях выпускника. Поэтому очевидно, что, N сотрудничая с потенциальными работодателями, ВУЗы должны определять, какие характе- g ристики выпускников для них наиболее значимы. Вместе с тем сейчас не все работодате- Ш ли в состоянии объективно и квалифицированно формулировать собственные требования <\, к выпускникам. Поэтому маркетинг на рынке потенциальных работодателей должен быть активным, т.е. не только изучающим, но и формирующим спрос на будущих выпускников. В £ результате будет получен ряд пожеланий (требований) предприятий [4]. s В определенном смысле потребителями можно считать и студентов как непосредственные а объекты получения образовательных услуг. Исходя из этого, некоторые ВУЗы для оценки качества образования проводят анкетирование студентов. Приведенные особенности деятельности ВУЗа значительно усложняют прямое применение принципов TQM, что вызывает необ- £5 ходимость разработки дополнительных мероприятий для формирования и внедрения СМК в ^ ВУЗах. Таким мероприятием может стать разработка стандарта, подобного ISO/TS 16949:2002 $ "СМК. Особые требования по применению ISO 9001:2000 в автомобильной промышленнос- о ти и организациях, производящих соответствующие запчасти". Такой стандарт должен дать ö четкие рекомендации по применению принципов TQM в сфере образования с учетом всех > особенностей данной деятельности. В то же время совершенствование невозможно без пе- £5 риодического анализа достигнутого состояния, а также определения приоритетов развития. 2 Опираясь на результаты такого анализа - самооценки, - можно наметить и реализовать даль- g нейшие шаги на пути к улучшениям. о

I

>

Самооценка - это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суж- о

дение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менедж- ^

мента качества [7]. Цель самооценки - согласно ГОСТ Р ИСО 9004-2001 - предоставить орга- |

низации рекомендации, основанные на фактах, касающихся областей применения ресурсов о

для улучшения ее деятельности. В настоящее время существует много моделей самооценки т

организаций по критериям системы менеджмента качества. Наиболее широко признаваемы- 5

ми и применяемыми моделями являются модели национальных и региональных премий по ^

качеству, считающиеся также моделями совершенства организаций [7]. Е

Какова общая тенденция внедрения СМК на базе стандартов ИСО серии 9000? На осно- о

I

ве информации, появившейся впервые в 1993 г., наблюдается непрерывный рост количества о сертификатов, в т.ч. на системы менеджмента качества в сфере образования : 1993 г. - 27 816 0)

сертификатов в 48 странах; 1995 г. - 127 349 сертификатов в 96 странах; 1999 г. - 343 643 сертификата в 150 странах; 2002 г. - 562 000 сертификатов в 160 странах. В первую десятку стран по количеству сертифицированных систем качества входят в 2004 г.: Китай - 96 715 сертификатов, Италия - 64 120, Великобритания - 60 960. Прогноз на 2013 год предполагает увеличение количества сертификатов: 2010 г. - 1 100 тыс. сертификатов; 2013 г. - 1 300 тыс. сертификатов.

В России количество сертифицированных систем по состоянию на конец 2005 г. невелико и составляет 4000, однако тенденция к увеличению в конце 2005 г. такова, что можно предположить рост сертификатов в 2006 г. в (2-3) раза в сравнении с общим количеством за последние 10 лет [6].

Что мешает процессу создания и внедрения СМК [6, с. 23-24]?

а) Менталитет руководства предприятий (организаций), которые ошибочно полагают, что без сМК можно успешно развиваться и обеспечивать конкурентоспособность про-Ш дукции и услуг постоянно и в любых условиях.

¡5 б) Некомпетентность высшего руководства, которое ошибочно полагает, что большие о затраты на создание системы можно вернуть сразу, после подписания приказа о внед-

X рении СМК. Реальное возмещение затрат возможно, не ранее, чем через (1-5) лет при

условии, если высшее руководство будет лично «строго следовать всем 8 принципам» менеджмента качества. в) Ошибочность высшего руководства, что внедрение СМК предполагает написание большого числа документов, которые никакой реальной пользы не дают и только создают

0 дополнительные трудности в работе, связанные с увеличением общего бумагооборо-та.

N г) Большие затраты на сертификацию, т.к. разработка СМК и финансирование разработ-д ки осуществляются в «форс-мажорной» ситуации, когда потребителю необходимо «не-

си медленно» представить доказательства функционирования СМК. .л, Проблемами, сдерживающими внедрение системы менеджмента качества в ВУЗах, являются: отсутствие методологии ее создания, адаптированной к государственным обра-£ зовательным стандартам; дефицит специалистов-разработчиков; недостаток финансовых ё средств и знаний в области менеджмента качества, прежде всего, у высшего руководства ВУ-о. Зов и недооценка практической пользы от внедрения СМК в ВУЗе [1].

Также поддается объяснению низкая активность ВУЗов по внедрению СМК. Это связано в основном с недостаточно стабильным финансовым положением ВУЗов, малочисленностью 2 кадров в области менеджмента качества, консерватизмом и инерционностью руководства и

1 персонала ВУЗа, преобладанием функционального менеджмента, а не менеджмента процес-$ сов и управления систематическими изменениями [4].

о Обращает на себя внимание то, что в области СМК определенных достижений добились о организации, связанные с материальным производством. Они первые внедрили СМК, их пер> сонал лучше понимает важность и необходимость СМК по сравнению с образовательным

2 учреждением. Это отмечают и сертифицированные организации. Почему так происходит? 2 Если сравнить организации, то можно увидеть разницу в том, что образовательное учреждение связано с производством знания, в этом и есть разница и особенность. Материальное

I

>

о

о производство потребители эмпирически ощущают. Производство знания так быстро ощутить о нельзя. Оно связано с развитием разума. В первом случае преобладает чувственное, эмпири-^ ческое познание, во втором, умственное познание. Это и накладывает свои отпечатки на СМК | в организации, связанной с материальным производством и в образовательном учреждении. о В заключение приведем те цели, достижению которых будет способствовать разрабаты-т ваемая система менеджмента качества ВУЗа: повышение степени удовлетворения потребите-5 лей образовательной услуги; повышение степени конкурентоспособности ВУЗа в нестабиль-^ ной внешней среде; быстрое реагирование системы управления на внешние воздействия; Е рациональное использование всех видов ресурсов; эффективность контроля и координации о всех процессов ВУЗа; формирование информационной базы по вопросам управления качес-о твом высшего образования. 0)

ЛИТЕРАТУРА

1. БелкинВ.Г.'., Гаффорова Е.Б., Балабан В.А. Теоретические основы и практические шаги формирования системы менеджмента качества в ВУЗе // http://www.quality21.ru

2. бережнаяс.к. О выборе стратегии управления качеством образовательных услуг в учреждении ПО // http:// www.manru.uniyar.ac.ru

3. кравченкое.в. Внутривузовская система качества: построение, оценка, совершенствование // http://www.tisbi.ru

4. левшинав.в. Развитие методологии создания системы менеджмента качества ВУЗа // Университетское управление. 2003. № 2(25).

5. масловд., ватсон п., белокоровин Э. Всеобщее управление качеством в России - труден путь к совершенству // Качество. Инновации. Образование. 2004. № 4.

6. мельничукг.к. Комплексный подход к управлению в вузе // Материалы заседания Межвузовского «круглого стола» Система менеджмента качества в негосударственном образовательном учреждении. 07.09.2006 г. Ростов н/Д, 2006. Ш

7. Семинар по теме: «Система менеджмента качества ВУЗа на базе стандартов ИСО 9000 вер- ¡о сии 2000 года. Внутренний аудит». Ростовский филиал Академии стандартизации, метро- о логии и сертификации. Ростов н/Д, 2005. X

8. шадрин А.д.Менеджмент качества: от основ к практике. М.: Трек, 2004. ^

_ Ш

ШИПУНОВ С.Б. §

ь

РОЛЬ МУНИЦИПАЛИТЕТА В СОЗДАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ N

БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА g

_ CU

I

>

По нашему мнению, практическая поддержка малого бизнеса - задача, в первую очередь,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

муниципальных властей. Взаимосвязь и взаимная заинтересованность малого бизнеса и власти ^

проявляется, в основном, на уровне местного самоуправления. Государство, безусловно, играет ё

значительную роль в создании рамочных условий для развития бизнеса, в т.ч. малого. Однако а задачи государства по отношению к малому предпринимательству состоят, скорее, в формировании государственной политики, разработке законодательных актов, создании эффективной

банковской и кредитной системы. Практическое наполнение понятия «поддержка малого биз- £5

неса» - дело, в первую очередь, муниципальное. Создание бизнес-инкубаторов является одним ^

из наиболее эффективных инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства $

на местном уровне. Мы убеждены в том, что местное самоуправление чрезвычайно заинте- о

ресовано в развитии малого предпринимательства на территории своего муниципалитета. А о

соответственно - должно, принимать практические меры, направленные на достижение этой >

цели. Ниже мы бы хотели остановиться лишь на некоторых преимуществах, которые получает £5

муниципальное образование, создающее на своей территории бизнес-инкубатор. 2

Бизнес-инкубатор дает возможность решить многие социальные и экономические про- ^

блемы муниципалитета. В первую очередь, здесь создаются новые рабочие места - как в ру- §

ководстве самого бизнес-инкубатора, так и на размещаемых в нем фирмах. В случае участия о

муниципалитета в бизнес-инкубаторе в качестве учредителя или партнера, у него появля- ^

ется возможность реализовывать собственную политику в экономической сфере. Так, путём |

закрепления профиля инкубатора и процедуры конкурсного отбора предприятий для разме- о

щения на его площадях, органы местного самоуправления могут оказывать поддержку орга- т

низациям, деятельность которых совпадает, например, с планом стратегического развития 5

муниципального образования на определенный период времени. Примером могут служить ^

бизнес-инкубаторы инновационного профиля в бывших и нынешних наукоградах, развитие Е

сферы услуг для предпринимателей и др. о

I

Еще одним положительным фактором для развития муниципального образования может о стать то, что бизнес-инкубатор способствует в конечном итоге повышению прозрачности 0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.