Научная статья на тему 'Внедрение системы экологического менеджмента в органах местного самоуправления'

Внедрение системы экологического менеджмента в органах местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
290
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / LOCAL GOVERNMENT / MUNICIPALITY / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Астафьева Ольга Владимировна, Дерягина Сусанна Ефремовна

В статье рассмотрены реализуемые в настоящее время методы управления природоохранной деятельностью в органах местного самоуправления муниципального образования (МО) «город Екатеринбург» столице Уральского федерального округа и Уральского экономического района. Обосновано, что в связи высокой степенью актуальности решения экологических проблем, имеющих место на территории МО, природоохранная деятельность относится к числу постоянных и наиболее значимых функций органов местного самоуправления. Эффективная реализация природоохранных полномочий органами местного самоуправления, в соответствии с национальным законодательством и международными требованиями, требует внедрения современных инструментов. Опираясь на позитивный опыт развитых стран мира, в которых экологический менеджмент становится неотъемлемой частью организаций различных направлений деятельности, предложено внедрение в управленческую деятельность органов местного самоуправления МО «город Екатеринбург» экологического менеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 14001. Учитывая сложность организационной структуры Администрации муниципального образования, а также приобретаемого опыта при реализации модели последовательного внедрения СЭМ в отдельных подразделениях организации, сформулированы рекомендации, касающиеся области применения системы менеджмента для Администрации МО «город Екатеринбург». Обозначены новации версии стандарта ISO 14001:2015, на которые необходимо акцентировать внимание при внедрении системы экологического менеджмента в органах местного самоуправления МО «город Екатеринбург».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Астафьева Ольга Владимировна, Дерягина Сусанна Ефремовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The introduction of environmental management systems in local governments

The article considers ongoing methods of environmental management in the local authorities of the municipal of education (MOE) ”Yekaterinburg city” the capital of the Ural Federal district and Ural economic region. Justified by that high degree of urgency of solving ecological problems on the territory of the municipality, the environmental work is among the permanent and most important functions of local governments. Effective implementation of the environmental powers of local authorities, in accordance with national legislation and international requirements, requires implementation of modern tools. Based on the positive experience of developed countries, where environmental management becomes an integral part of the organizations various activities, proposed the introduction of administrative activity of local government bodies MO "city" environmental management in accordance with international standard ISO 14001. Given the complexity of the organizational structure of the municipal administration, as well as acquired experience in the implementation of the model consistent implementation of SAM in separate parts of the organization, and formulates recommendations concerning the application of the management system for the administration of "Ekaterinburg city". We have marked innovations in version of ISO 14001:2015 that are needed to be in focus in the implementation of the environmental management system in local self-government bodies of "Ekaterinburg city".

Текст научной работы на тему «Внедрение системы экологического менеджмента в органах местного самоуправления»

ЛИДЕРСТВО И МЕНЕДЖМЕНТ

Том 5 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2018 ISSN 2410-1664 Leadership and Management

издательство

Креативная экономика

Внедрение системы экологического менеджмента в органах местного самоуправления

Астафьева О.В. 1, Дерягина С.Е. 1

1 Институт промышленной экологии УрО РАН, Екатеринбург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассмотрены реализуемые в настоящее время методы управления природоохранной деятельностью в органах местного самоуправления муниципального образования (МО) «город Екатеринбург» -столице Уральского федерального округа и Уральского экономического района. Обосновано, что в связи высокой степенью актуальности решения экологических проблем, имеющих место на территории МО, природоохранная деятельность относится к числу постоянных и наиболее значимых функций органов местного самоуправления. Эффективная реализация природоохранных полномочий органами местного самоуправления, в соответствии с национальным законодательством и международными требованиями, требует внедрения современных инструментов. Опираясь на позитивный опыт развитых стран мира, в которых экологический менеджмент становится неотъемлемой частью организаций различных направлений деятельности, предложено внедрение в управленческую деятельность органов местного самоуправления МО «город Екатеринбург» экологического менеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 14001. Учитывая сложность организационной структуры Администрации муниципального образования, а также приобретаемого опыта при реализации модели последовательного внедрения СЭМ в отдельных подразделениях организации, сформулированы рекомендации, касающиеся области применения системы менеджмента для Администрации МО «город Екатеринбург». Обозначены новации версии стандарта ISO 14001:2015, на которые необходимо акцентировать внимание при внедрении системы экологического менеджмента в органах местного самоуправления МО «город Екатеринбург».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: природоохранная деятельность, органы местного самоуправления, муниципальное образование, система экологического менеджмента.

The introduction of environmental management systems in local governments

Astafeva O.V. 1, Deryagina S.E. 1

1 Institute of Industrial Ecology, Ural Branch of RAS, Russia

Введение

На территории Российской Федерации деятельность местных органов власти, их полномочия и обязанности регулируются Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2018 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающим исклю-

чительное право населения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления на самостоятельное и (или) под свою ответственность решение вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных традиций.

Эффективное решение вопросов местного значения предполагает функционирование действенной системы менеджмента по предоставлению качественных, экономически обоснованных услуг населению с неукоснительным соблюдением требований действующего национального законодательства [1] (Zhdanova, 2013).

Экологический менеджмент, представляющий собой часть общей системы менеджмента организации, это системный подход к решению экологических проблем [2] (Malyhin, 2008).

Экологические проблемы Российской Федерации, обладающей значительной территорией с разнообразными природно-климатическими и географо-экономиче-скими условиями, неравномерным распределением населения и различным уровнем антропогенной нагрузки, складываются из локальных (местных) [2, 3] (Malyhin, 2008; Klyuchnikova, 2008).

В этой связи результативное решение экологических проблем на уровне

ABSTRACT:_

The article considers ongoing methods of environmental management in the local authorities of the municipal of education (MOE) "Yekaterinburg city" - the capital of the Ural Federal district and Ural economic region. Justified by that high degree of urgency of solving ecological problems on the territory of the municipality, the environmental work is among the permanent and most important functions of local governments. Effective implementation of the environmental powers of local authorities, in accordance with national legislation and international requirements, requires implementation of modern tools. Based on the positive experience of developed countries, where environmental management becomes an integral part of the organizations various activities, proposed the introduction of administrative activity of local government bodies MO «city» environmental management in accordance with international standard ISO 14001. Given the complexity of the organizational structure of the municipal administration, as well as acquired experience in the implementation of the model consistent implementation of SAM in separate parts of the organization, and formulates recommendations concerning the application of the management system for the administration of «Ekaterinburg city». We have marked innovations in version of ISO 14001:2015 that are needed to be in focus in the implementation of the environmental management system in local self-government bodies of «Ekaterinburg city».

KEYWORDS: environmental management, local government, municipality, environmental management system.

JEL Classification: L52, M11, Q57 Received: 08.10.2018 / Published: 30.12.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Astafeva O.V. (olga_as 0ecko.uran.ru)

CITATION:_

Astafeva O.V., Deryagina S.E. (2018) Vnedrenie sistemy ekologicheskogo menedzhmenta v organakh mestnogo samoupravleniya [The introduction of environmental management systems in local governments]. Liderstvo imenedzhment. 5. (4). - 171-182. doi: 10.18334/lim.5.4.39515

муниципальных образований (городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ) с применением современных управленческих технологий является важным и актуальным, во-первых, потому что основные экологические проблемы должны решаться именно там, где находятся источники антропогенного воздействия на окружающую среду, во-вторых, в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» «к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа» и, соответственно, осуществляется управление в области охраны окружающей среды

Постановка проблемы

В настоящее время реализация природоохранных полномочий органов муниципальных образований достигается, чаще всего, путем создания соответствующих служб (отделов), либо не связанных между собой интеграцией по эффективному управлению природоохранной деятельностью, либо зачастую дублирующих такую деятельность. Можно представить, какие сложности возникают в системе организации управления данной сферой деятельности, когда основным показателем является «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности» [4] (Kokin, Shumakova, Karpov, 2016).

Сегодня эффективная реализация природоохранных полномочий органов местного самоуправления, в соответствии с национальным законодательством и международными требованиями, требует внедрения современных инструментов, в частности, использования органами местного самоуправления в своей деятельности экологического менеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 14001, требования которого определяют, как следует организовать повседневную природоохранную деятельность [2] (Malyhin, 2008).

Данная статья подготовлена на основе анализа статистических данных, нормативно-правовых актов и других материалов по муниципальному образованию «город Екатеринбург» - столице Уральского федерального округа (УРФО) и Уральского эко-

ОБ АВТОРАХ:_

Астафьева Ольга Владимировна, старший научный сотрудник лаборатории устойчивого развития территорий, кандидат химических наук (o[ga_as 0ecko.uran.ru)

Дерягина Сусанна Ефремовна, старший научный сотрудник лаборатории устойчивого развития территорий (suzanna 0ecko.uran.ru]

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Астафьева О.В., Дерягина С.Е. Внедрение системы экологического менеджмента в органах местного самоуправления // Лидерство и менеджмент. - 2018. - Том 5. - № 4. - С. 171-182. doi: 10.18334/lim.5.4.39515

номического района, на территории которого на 1 января 2018 года проживает 34,7 % населения Свердловской области - 1 501 511 человек [5, 6] (Pryadetn et al., 2017).

МО «город Екатеринбург» относится к 14 муниципальным образованиям Свердловской области, на территории которого расположены предприятия - крупные источники загрязнения окружающей среды [7, 8].

В таблице приведены сведения о динамике выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод в поверхностные водные объекты, данные об объемах накопления отходов производства и потребления, а также информация об обезвреживании и переработке отходов производства и твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Таблица

Антропогенное воздействие на окружающую среду МО «город Екатеринбург»

Наименование показателя Годы

2014 2015 2016

Сбросы сточных вод в поверхностные водные объекты, млн м3

- всего 178,46 159,64 151,13

- из них загрязненных 172,16 152,96 142,05

Отходы производства и потребления

- образовано отходов, тыс.т 1334,33 1150,02 1017,96

- из них коммунальных 429,46 446,2 409,52

- доля утилизированных и обезвреженных отходов к общему объему их образования в год, % 83,1 50,3 49,5

- накоплено отходов производства и потребления на конец года, млн. т 34,37 34,58 34,59

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, тыс. тонн

- от стационарных источников 24,8 24,3 27,3

- от автотранспорта 190,4 194,5 194,5

Источник: государственные доклады о состоянии и охране окружающей среды Свердловской области 2014-2016г.г.

Несмотря на постепенное снижение объема сброса сточных вод в поверхностные водные объекты (реки Исеть и Пышма), тревогу вызывает значительное количество сбрасываемых загрязненных сточных вод. И хотя прослеживается снижение доли загрязненных сточных вод от общего количества сточных вод сбрасываемых в поверхностные водоемы, данное значение остается на уровне 94-96,5 %, что, естественно, крайне неудовлетворительно.

Серьезной экологической проблемой для МО «город Екатеринбург», как и в целом для Свердловской области, является проблема обращения с отходами, как произ-

водственными, так и твердыми коммунальными [9] (Pakhalchak, 2014). Позитивным является наблюдаемое уменьшение объема образования отходов хозяйствующими субъектами МО. При этом доля коммунальных отходов в общем объеме образования отходов увеличилась с 32,1 % в 2014 году до 40,3 % в 2016 году. Объем утилизированных и обезвреженных отходов по МО несколько выше среднего по области (2014 г. -45,5 %, 2015 г. - 46,6 %, 2016 г. - 44,9 %).

Одной из основных экологических проблем МО является загрязнение атмосферного воздуха. В соответствии с Концепцией экологической безопасности Свердловской области до 2020 года, муниципальное образование «город Екатеринбург» относится к территории, наиболее неблагополучной по состоянию атмосферного воздуха[8].

В 2016 году объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух составил 221,8 тыс. тонн, при этом 87,7 % это выбросы передвижных источников. Столь высокий процент выбросов от передвижных источников (автотранспортных средств) объясняется тем, что развитие любого мегаполиса неизбежно связано с повышением уровня автомобилизации - в Екатеринбурге только за последние 10 лет этот показатель вырос в 1,4 раза, составив 414,7 автомобиля на 1000 жителей - фактически автомобиль имеет каждый второй екатеринбуржец [5] (Pryadetn et al., 2017).

Принятия корректных управленческих решений, а также разработка природоохранных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения атмосферного воздуха, возможны на основе достоверной оперативной информации, полученной в ходе осуществления постоянного мониторинга загрязнения атмосферного воздуха. Необходимо отметить, что в Свердловской области создана и функционирует сеть мониторинга загрязнения атмосферного воздуха - единственная в Российской Федерации по столь значительному охвату территории. Однако именно для МО «город Екатеринбург» обеспеченность постами мониторинга атмосферного воздуха в зависимости от численности населения составляет всего 25 % от нормативного [10] (Astafeva, Deryagina, 2016).

Содержание исследования

Природоохранная деятельность органов местного самоуправления МО «город Екатеринбург» в связи с высокой степенью актуальности решения экологических проблем, имеющих место на территории муниципального образования, относится к числу постоянных и наиболее значимых функций местного самоуправления.

В настоящее время методы экологического управления, реализуемые органами местного самоуправления МО «город Екатеринбург», представляют собой в основном деятельность по соблюдению требований природоохранного законодательства, а также разработку и реализацию соответствующих проектов, программ, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования.

В структуре Администрации МО «город Екатеринбург» подразделения, непосредственно осуществляющие функции по управлению природоохранной деятельностью, с указанием стоящих перед ними задач, приведены на рисунке.

ИЛИЙ

• Участие в проведении единой экологической политики на территории МО «город Екатеринбург» п области экологии* рациональною природопользования и охраны окружающей среды.

• Участие и выполнение работ но контролю соблюдения требований нормативных правовых актов при проведении и реализации на территории МО мероприятий но охране окружающей среды.

• У час 1 не в оценке эффект и внос i и i ьрнродоохраниых меронрим j ин.

• Участие в своевременном выявлении и прогнозировании ратинiих паутинных процессов, влияющих ив состояние окружающей среды, разработка н реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов,

• Участие в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бы юных и промышленных отходов.

• Участие в работах по выявлению фактов нарушения законодательега! при обращении с огходамн на геррнюрнн МО,

• Осуществление наблюдении за источниками за)рязнения окружающей среды на территории МО.

мдачн

• выпол иен ие работ и оказание услуг для нужд озеленения и благоустройства Екатеринбурга: сохранение, изучение

И обогащение в искусственных н естественных условиях различных декоративных растительных ресурсов для их наиболее эффективною научного, культурного и хозяйственного использования;

• выполнение работ н оказание услуг юридическим и физическим лицам

по выращиванию различных форм и видов лрсвесно-кустарниковых порох экзотов;

• обеспечение производственною

и социального развития учреждения

Рисунок. Подразделения Администрации, осуществляющие функции по управлению природоохранной деятельностью МО «город Екатеринбург»

Источник: составлено авторами на основании информации с сайта администрации ЬЯ:р8://екате-ринбург.рф/%П0%ВЕ%П1%84%П0%В8%П1%86%П0%В8%П0%В0%П0%ВВ%П1%8С%П0%ВП%П0 %ВЕ/%П0%В2%П0%ВВ%П0%В0%П1%81%П1%82%П1%8С

Для эффективной реализации природоохранных полномочий органов местного самоуправления МО «город Екатеринбург» необходима разработка и внедрение структурированной системы управления охраной окружающей среды, построенной по определённым принципам и интегрированной в общую деятельность по административному управлению.

Как показывает анализ литературы, в целом ряде стран, в частности в Австралии, Израиле, США, Японии, весьма актуальным является использование органами муниципального управления в своей деятельности экологического менеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 14001 [11] (Astafeva et al., 2010).

Учитывая положительный опыт других стран, а также опыт ближайшего соседа - Тюменской области, Президиум Совета муниципальных образований которой еще в декабре 2006 года принял решение о повышении качества управленческой деятельности органов местного самоуправления, в т.ч. на основе принципов международного стандарта ISO 14001 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению», внедрение систем экологического менеджмента в управленческую деятельность органов местного самоуправления МО «город Екатеринбург» будет означать реализацию современного стандарта управления качеством окружающей среды и сбалансированным природопользованием [12, 13] (Rybka et al., 2010; Markeev, 2007).

Причинами, побуждающие органы местного самоуправления МО «город Екатеринбург» рассматривать вопрос о внедрении СЭМ в управленческую деятельность, являются:

а) необходимость улучшения эффективности менеджмента вообще и экологического менеджмента в частности;

б) повышение авторитета органов власти в глазах различных заинтересованных сторон, улучшение имиджа и новых возможностей коммуникации за счет демонстрации осведомленности и компетентности в вопросах охраны окружающей среды;

в) получение сертификата ISO 14001 - возможность повысить привлекательность управляемой территории, прежде всего для бизнеса;

г) демонстрация своей экологической ответственности перед местным сообществом;

д) на «личном примере» способствовать внедрению СЭМ местными промышленными предприятиями, малым и средним бизнесом.

Внедрение СЭМ в управленческую деятельность Администрации МО «город Екатеринбург» с последующей сертификацией будет осуществляться на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2015 (национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 14001-2016), который «предназначен для применения любой организацией независимо от размера, вида и характера...» и который, по сравнению с предыдущей версией, имеет ряд новаций, на которые, безусловно, необходимо обратить внимание, в частности [14, 15] (Babina, 2017):

- ISO 14001:2015 (ГОСТ Р ИСО 14001-2016) требует большей взаимосвязи менеджмента в области окружающей среды и высшего руководства организации. Ранее обычно создавались отдельные, чисто номинальные структуры, отвечающие за выполнения требований стандарта;

- необходимость предоставления организацией внешней отчетности (неналоговые декларации, неразглашение коммерческой тайны) о проблемах экологической безопасности и методах их решения;

- в ISO 14001:2015 (ГОСТ Р ИСО 14001-2016) более четко, чем в предыдущей версии, проработаны критерии оценки соответствия организации требованиям стандарта;

- требование четкого осознания внедряющими того, что соответствие организации требованиям стандарта предполагает постоянное улучшение (обучение, корректирующие действия);

- своевременное переосмысление происходящих изменений в окружающей среде, способных повлиять на эффективное функционирование организации и необходимость адаптации к новым условиям.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14004-2017 «Системы экологического менеджмента. Общие руководящие указания по внедрению» (дата введения 01.05.2018 г.), область применения системы экологического менеджмента может «охватывать всю организацию или конкретные функциональные подразделения организации», а «высшее руководство организации обладает свободой и гибкостью при определении области применения системы экологического менеджмента».

Учитывая трудности, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления при внедрении СЭМ, а именно ограниченность бюджетных средств муниципалитетов, дефицит времени и людских ресурсов, а также с тем, что внедрение СЭМ потребует внесения изменений в политику МО [16] (Lozano, Vallés, 2017), наиболее приемлемым вариантом внедрения СЭМ для администрации МО «город Екатеринбург», в организационной структуре которой на сегодняшний день насчитывается 7 департаментов, 6 управлений, 16 комитетов и 6 отделов, на наш взгляд, является последовательная сертификация отдельных подразделений, и прежде всего тех, чья деятельность связана с непосредственным, очевидным и значительным негативным воздействием на окружающую среду.

В Администрации МО «город Екатеринбург» в первую очередь необходимо сертифицировать следующие подразделения, исходя из целей их деятельности и стоящих перед ними задач: Комитет по экологии и природопользованию, Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений, Управление жилищного и коммунального хозяйства и Комитет благоустройства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хотелось бы отметить, что выгоды довольно быстро и без значительного финансирования (за счет внесения изменений в должностные инструкции, изменения поведения сотрудников, как результат обучения, и т.д.) могут быть получены только на самых первых этапах сертификации. Дальнейшее получение экономической эффективности от внедрения СЭМ возможно только за счет дополнительных инвестиций.

В этом смысле реализация модели последовательного внедрения СЭМ в отдельных подразделениях Администрации позволит использовать уже имеющийся опыт и,

соответственно, значительно сократить время подготовки всех необходимых документов для процедуры внедрения СЭМ в других подразделениях и службах.

Процесс внедрения системы экологического менеджмента в управленческую деятельность Администрации МО «город Екатеринбург» предусматривает прохождение ряда стандартных этапов, достаточно подробно изложенных в [11] (Astafeva et al., 2010).

Выводы

Эффективная реализация природоохранных полномочий органами местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург», в соответствии с национальным законодательством и международными требованиями, требует внедрения современных инструментов.

Опираясь на позитивный опыт развитых стран мира, в которых экологический менеджмент становится неотъемлемой частью организаций различных направлений деятельности, внедрение систем экологического менеджмента в управленческую деятельность органов местного самоуправления МО «город Екатеринбург» будет означать реализацию современного стандарта управления качеством окружающей среды и сбалансированным природопользованием

Сертификация Администрации МО «город Екатеринбург», независимо от области применения менеджмента (вся организация, отдельные подразделения) на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2015 (национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 14001-2016), будет означать, что органы местного самоуправления добровольно и систематически осуществляют деятельность по минимизации загрязнения окружающей среды муниципального образования.

Демонстрация компетентности в вопросах охраны окружающей среды и экологической ответственности будет способствовать повышению авторитета и улучшению имиджа Администрации МО у населения. Для промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса органы местной власти будут являться позитивным примером по внедрению системы экологического менеджмента.

ИСТОЧНИКИ:

1. Жданова Н.С. Отечественный опыт внедрения СМК в деятельность органов мест-

ного самоуправления // Век качества. - 2013. - № 3. - с. 26-28.

2. Малыхин Д.А. Концепция совершенствования механизма управления природополь-

зованием на примере города Волгограда // Проблемы современной экономики. -2008. - № 2(26). - с. 328-331.

3. Ключникова Е.М. Эколого-экономические проблемы устойчивого развития и их

решение на уровне муниципальных образований // Проблемы современной экономики. - 2008. - № 2(26). - с. 326-328.

4. Кокин А.В., Шумакова Г.Е., Карпов О.Н. Экологичный менеджмент муниципаль-

ного района // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2016. - № 1. - с. 9-17.

5. Прядетн А.А., Большаков А.Л., Казакова Н.В. и др. Долгосрочный прогноз социаль-

но-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2035 года. - Екатеринбург, 2017. - 79 с.

6. Проект актуализированной редакции Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года. Екатеринбург.рф. [Электронный ресурс]. URL: https:// екатеринбург.рф/%В0%ВЕ%В1%84%В0%В8%В1%86%В0%В8%В0%В0%Б0%ВВ% D1%8C%D0%BD%D0%BE/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B00/oD10/o82%D0%B5%D 0%B3%D0%B8%D1%8F/news?news_id=21653 ( дата обращения: 22.07.2018 ).

7. О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2016 году /

Гос.докл. - Екатеринбург, 2017. - 328 с.

8. Концепция экологической безопасности Свердловской области на период до 2020

года// Официальный сайт Министерства экономики и территориального развития Свердловской области. Economy.midural.ru. [Электронный ресурс]. URL: http:// economy.midural.ru/content/koncepciya-ekologicheskoy-bezopasnosti-sverdlovskoy-oblasti-na-period-do-2020-goda ( дата обращения: 14.07.2018 ).

9. Пахальчак Г.Ю. Роль партнерства государства и бизнеса в экономическом регули-

ровании приоритетных экологических проблем // Дискуссия. - 2014. - № 8(49). - c. 74-80.

10. Астафьева О.В., Дерягина С.Е. Мониторинг атмосферного воздуха на экологически неблагополучных территориях Свердловской области // Экология и промышленность России. - 2016. - № 6. - c. 58-62.

11. Астафьева О.В., Дерягина С.Е., Коробицын Б.А., Манжуров И.Л. Некоторые аспекты внедрения систем экологического менеджмента в органах местного самоуправления // Экономика природопользования. - 2010. - № 5. - c. 53-60.

12. Рыбка А.Г., Рейн В.А., Кириченко А.Н., Арефьева И.С. Совершенствование системы экологического управления в органах местного самоуправления // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 28(209). - c. 59-65.

13. Маркеев И. СМОТО улучшит качество жизни? // Тюменские известия. - 2007. - № 56(4316).

14. ГОСТ Р ИСО 14001-2016. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению (ISO 14001:2015, IDT). - М.: Стандартинформ, 2016. -31 c.

15. Бабина Ю.В. О внедрении системы экологического менеджмента по новой версии ISO 14001 и ГОСТ Р ИСО 14001-2016 // Экология производства. - 2017. - № 8. - c. 37-44. 16. Lozano M, Vallés J. An analysis of the implementation of an environmental management system in a local public administration // Journal of Environmental Management. - 2017. - p. 495-511.

REFERENCES:

GOST R ISO 14001-2016. Sistemy ekologicheskogo menedzhmenta. Trebovaniya i rukovodstvo po primeneniyu (ISO 14001:2015, IDT) [GOST R ISO 14001-2016. The environmental management system. Requirements with guidance for use (ISO 14001:2015, IDT)] (2016). M.: Standartinform. (in Russian).

Astafeva O.V., Deryagina S.E. (2016). Monitoring atmosfernogo vozdukha na ekologicheski neblagopoluchnyh territoriyakh Sverdlovskoy oblasti [Monitoring of atmospheric air in ecologically unfavorable territories of the Sverdlovsk region]. Ekologiya i promyshlennost Rossii. (6). 58-62. (in Russian).

Astafeva O.V., Deryagina S.E., Korobitsyn B.A., Manzhurov I.L. (2010). Nekotorye aspekty vnedreniya sistem ekologicheskogo menedzhmenta v organakh mestnogo samoupravleniya [Certain aspects of the implementation of an environmental management system for local authorities]. Ekonomika prirodopolzovaniya. (5). 5360. (in Russian).

Babina Yu.V. (2017). O vnedrenii sistemy ekologicheskogo menedzhmenta po novoy versii ISO 14001 i GOST R ISO 14001-2016 [On the implementation of the environmental management system for the new version of ISO 14001 and GOST R ISO 14001-2016]. Ekologiya proizvodstva. (8). 37-44. (in Russian).

Klyuchnikova E.M. (2008). Ekologo-ekonomicheskie problemy ustoychivogo razvitiya i ikh reshenie na urovne munitsipalnyh obrazovaniy [Ecological-economic problems of sustainable development and their decision on the level of municipalities]. Problems of modern economics. (2(26)). 326-328. (in Russian).

Kokin A.V., Shumakova G.E., Karpov O.N. (2016). Ekologichnyy menedzhment munitsipalnogo rayona[Ecological management municipal district]. Public and Municipal Administration. Scientific notes. (1). 9-17. (in Russian).

Lozano M, Vallés J. (2017). An analysis of the implementation of an environmental management system in a local public administration Journal of Environmental Management. 82 495-511.

Malyhin D.A. (2008). Kontseptsiya sovershenstvovaniya mekhanizma upravleniya prirodopolzovaniem na primere goroda Volgograda [The concept of improving the mechanism of nature management on the example of Volgograd city]. Problems of modern economics. (2(26)). 328-331. (in Russian).

Markeev I. (2007). SMOTO uluchshit kachestvo zhizni? [SMOTO will improve the quality of life?]. Tyumenskie izvestiya. (56(4316)). (in Russian).

Pakhalchak G.Yu. (2014). Rol partnerstva gosudarstva i biznesa v ekonomicheskom regulirovanii prioritetnyh ekologicheskikh problem [The role of state and business partnership in economic regulation of priority ecology problems]. Discussion. (8(49)). 74-80. (in Russian).

Pryadetn A.A., Bolshakov A.L., Kazakova N.V. i dr. (2017). Dolgosrochnyy prognoz sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya munitsipalnogo obrazovaniya «gorod Ekaterinburg» do 2035 goda [Long-term forecast of socio-economic development of the municipality «Ekaterinburg city» by 2035]Yekaterinburg. (in Russian).

Rybka A.G., Reyn V.A., Kirichenko A.N., Arefeva I.S. (2010). Sovershenstvovanie sistemy ekologicheskogo upravleniya v organakh mestnogo samoupravleniya [Improvement of environmental management systems in local governments]. Bulletin of Chelyabinsk State University. (28(209)). 59-65. (in Russian).

Zhdanova N.S. (2013). Otechestvennyy opyt vnedreniya SMK v deyatelnost organov mestnogo samoupravleniya[Domestic experience of QMS implementation in the activities of local authorities]. Vek kachestva. (3). 26-28. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.