Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ'

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / КАДРОВЫЙ СОСТАВ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маказиева Зара Даутовна, Ильясова Карина Хасайновна, Ганаев Ибрагим Илесович

Статья посвящена рассмотрению основных тенденций в образовательных организациях с точки зрения совершенствования системы качества, особенно связанной с внедрением современных методов адаптации персонала в образовательных учреждениях. Раскрыты методы адаптации новых сотрудников в педагогическом коллективе. Анализируются субъективные личностные факторы, которые формируются у определенного индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маказиева Зара Даутовна, Ильясова Карина Хасайновна, Ганаев Ибрагим Илесович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF MODERN METHODS OF PERSONNEL ADAPTATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article is devoted to the consideration of the main trends in the development of the quality system in educational organizations, especially those related to the introduction of modern methods of personnel adaptation in educational institutions. The article reveals the methods of adaptation of new employees in the teaching staff. This article also discusses subjective personal factors that are formed and established by the characteristics and individuality of a particular individual.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_4_2_120 УДК 371:658.5.011

Маказиева Зара Даутовна,

старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: Zara6756@mail.ru

Ильясова Карина Хасайновна,

старший преподаватель кафедры экономи ки и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Karina.i86i@mail.ru

Ганаев Ибрагим Илесович,

магистрант, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Ibragimm003@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению основных тенденций в образовательных организациях с точки зрения совершенствования системы качества, особенно связанной с внедрением современных методов адаптации персонала в образовательных учреждениях. Раскрыты методы адаптации новых сотрудников в педагогическом коллективе. Анализируются субъективные личностные факторы, которые формируются у определенного индивида.

Ключевые слова: адаптация; организация; кадровый состав; деятельность.

UDC 371:658.5.011

Makazieva Zara Dautovna,

Senior Lecturer, Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Chechen State University named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: Zara6756@mail.ru

Ilyasova Karina Khasaynovna,

Senior Lecturer, Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Karina.i86i@mail.ru

Ganaev Ibragim Ilesovich,

undergraduate, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Ibragimm003@mail.ru

The article is devoted to the consideration of the main trends in the development of the quality system in educational organizations, especially those related to the introduction of modern methods of personnel adaptation in educational institutions. The article reveals the methods of adaptation of new employees in the teaching staff. This article also discusses subjective personal factors that are formed and established by the characteristics and individuality of a particular individual.

Keywords: adaptation; organization; staffing; activity.

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА - В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ

INTRODUCTION OF MODERN METHODS OF PERSONNEL ADAPTATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS: PROBLEMS AND PROSPECTS

Набор методов адаптации в коллективе -обязательный и необходимый инструмент для любой организации. Каждый вновь нанятый на работу сотрудник нуждается в адаптации на новом рабочем месте. Рассмотрим более подробно современные методы адаптации персонала в организации.

1. Метод неформализованного сопровождения. Специалист по набору персонала осуществляет контроль за процессом адаптации, обеспечивает комфортное вхождение в работу, контролирует, помогает решить возникшие трудности. Знакомит сотрудника с коллективом, проясняет особенности деятельности организации [3, с. 80].

2. Проведение корпоративных мероприятий. Корпоративные мероприятия призваны познакомить нового сотрудника с компанией. Метод позволяет ближе познакомиться с коллективом, перенять принятые нормы, ценности, особенности поведения в организации.

3. «Корпоративный PR». Суть метода заключается в создании так называемого путеводителя (в справочнике кратко перечислены подробные правила, касающиеся важных личных отношений). Правила должны быть подробными и приемлемыми для деятельности организации [1, с. 180].

4. Тренинг, направленный на командобра-зование. Метод используется крайне редко и только в тех случаях, когда, например, в организацию приходит очень важный сотрудник. Очевидно, что действия подобного рода должны осуществляться под управлением и наблюдением опытного «тренера» и специалиста, иначе они могут доставить больше не -гативных последствий, чем положительных.

5. Инструктаж в функциональных подразделениях. Заключается в доведении до нового сотрудника основных требований каждого функционального подразделения организации (отдела). Каждый отдел обладает своим набором правил, норм, ценностей, убеждений, которые необходимо выполнять в процессе трудовой деятельности. Одним из минусов данного метода является то, что человек после устного инструктажа удерживает у себя в памяти примерно десятую часть необходимой информации, в особенности если инструктажи проводятся на протяжении нескольких дней.

6. Индивидуальное обучение нестандартным профессиональным навыкам. Эта фор-

ма является частью организационной культуры [5, с. 9].

Для того чтобы выбрать необходимый метод адаптации, необходимо учитывать множество факторов, например психологию конкретного работника, корпоративные модели поведения в организации и т. д. [2, с. 351].

Рассмотрим методы адаптации новых сотрудников в педагогическом коллективе.

Если в локальных актах образовательной организации прописано наличие наставничества для помощи в работе молодых сотрудников, то соответственно должны быть и прописаны формы данной работы. Полезно, чтобы в становлении молодого педагога участвовал весь педагогический состав образовательного учреждения, а не только прикрепленные наставники. Необходимо применять разнообразные формы организации педагогической деятельности [12, с. 171].

Рассмотрим некоторые из них.

1. Коллективная работа.

Данная форма используется на практике крайне редко. Принято, что оказать реальную помощь педагогу можно только при индивидуальном рассмотрении возникших проблем при неразглашении сложившихся трудностей.

- Педагогический совет.

Педагогический совет является обязательным для посещения элементом для всех педагогов образовательного учреждения. В основном, педагогический совет для новичков проводится в конце августа перед началом учебного года для ознакомления с текущими целями и задачами, стоящими перед всем коллективом. Педагогические советы полезны тем, что на них происходит взаимодействие учителей между собой [13].

- Педагогический семинар.

Главная задача данной формы заключается в расширении знаний педагогов обо всех областях педагогической деятельности, о правильности ведения учебного процесса, о взаимодействии с родителями учеников. На семинаре педагоги обсуждают имеющиеся разногласия и проблемы, обмениваются опытом, находят возможности решения конфликтов.

- Наглядная педагогическая пропаганда.

В процессе педагогической пропаганды

используются различные сочетания типов наглядности. Данные мероприятия знакомят

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА* № 4, том 2, 2022 121

педагогов с порядком организации учебной деятельности при помощи стендов, различных выставок. Все это помогает молодому учителю познакомиться с методами работы в школе, изучить порядок ведения образовательного процесса.

- Вечера вопросов и ответов.

Данная форма представляет из себя сбор, анализ и синтез имеющейся педагогической преподавательской информации по самым разным проблемам. Вечера проводятся руководством образовательного учреждения и наставниками, закрепленными за новичками. В основном новички заранее составляют список вопросов, на которые они хотят получить ответы от администрации и более опытных коллег [11, с. 270].

- Круглый стол.

Данный метод позволяет расширить профессиональный горизонт как самих наставников, так и учителей-новичков. Выбирается общая проблема, требующая разрешения, которая становится предметом обсуждения для дискуссии. Например, обсуждается уровень дисциплинированности и успеваемости учеников, соблюдаются или нет права и обязанности учителей и т. д.

- Педагогические конференции.

Данная форма необходима для того, чтобы

обеспечить обмен опытом между наставником и новичком. Размышления, идеи, которые высказываются в процессе проведения конференции, подкрепляются практическими примерами, обретая при этом особенную убедительность для молодых педагогов [8, с. 180].

2. Групповая работа.

Групповое консультирование предназначено для педагогов, имеющих схожую специфику ведения учебной деятельности и озабоченных одной важной проблемой, требующей решения.

Смысл группового консультирования в ходе наставничества сводится к следующему:

- налаживание контактов и рост положительных связей с педагогами;

- диагностика и решение профессиональных трудностей;

- регулирование и исправление учебного процесса;

- анализ, синтез различных ситуаций [9, с. 175].

Главная задача заключается в изменении несоответствующих педагогических взглядов педагогов-новичков, совершенствование ведения процесса учебной деятельности.

- Групповые дискуссии.

Самое главное - реальные учебные ситуации. Смысл обсуждения содержится в разработке наиболее эффективных подходов и решении педагогических проблем.

- Обзоры педагогической литературы.

При рассмотрении специальной научной

литературы, методических пособий, подобранных наставниками происходит обсуждение проблем педагогической деятельности, требующих разрешения [14, с. 104].

- Деловая игра.

Деловые игры призваны приблизить ее участников к конкретным условиям, сформировать навыки и умения, необходимые для своевременного реагирования на имеющиеся проблемы.

3. Индивидуальная работа.

Главным положительным качеством данной формы является возможность полной и индивидуальной наставнической помощи. Данная форма помогает отслеживать каждые действия молодого специалиста, решать конкретные педагогические задачи, проводить коррекцию, анализ и синтез учебной деятельности [16, с. 22].

- Индивидуальное консультирование.

Консультации носят сугубо инструктивный

характер и выражаются в обсуждении сложных для решения воспитательных ситуаций в учебном заведении. Консультирование является главным фактором в общем механизме профессиональной деятельности педагогов.

- Практические занятия.

Обеспечивают формирование профессиональных навыков и умений педагога и являются эффективной формой повышения квалификации учителя [10, с. 220].

Управлять адаптацией - значит активно воздействовать [4, с. 140].

Трудовая адаптация - процесс, возникающих между индивидом и новой для него социальной средой организации. На адаптацию на новом рабочем месте оказывает влияние огромное количество факторов, которые определяют скорость, границы, период данного процесса [17, с. 99].

Различные мотивы - факторы, которые связаны непосредственно с процессом тру-

довой деятельности и в минимальной степени зависят от новичка.

Субъективными факторами являются личностные факторы, которые формируются и устанавливаются особенностями определенного индивида. Сюда можно отнести:

1 Особенности социальных сетей: пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы и опыт работы.

2. Социальное поведение: социальное принятие, ответственность, целеустремленность, самоконтроль, дисциплина.

3. Социологические особенности: уровень материальной и моральной увлеченности в успехе и качественности своего труда, профессиональный интерес [15, с. 131].

Первостепенные цели адаптации в трудовом коллективе сводятся к следующему:

1) снижение издержек на старте трудовой деятельности (плохое знание нового рабочего места снижает эффективность труда и требует дополнительных расходов);

2) уменьшение обеспокоенности и озадаченности у новичков;

3) снижение уровня текучести кадров (неуверенность на рабочем месте, чувство непринадлежности к коллективу могут привести к увольнению);

4) бережливость рабочего времени руководителей и наставников (программа помощи и наставничества может занимать много времени и привести к снижению эффективности трудовой деятельности организации);

5) рост положительного отношения к трудовой деятельности, повышение уровня удовлетворенности трудом.

Адаптация учителя на новом рабочем месте осуществляется под действием множества различных факторов. Систему факторов, оказывающих влияние на адаптацию педагогов на новом рабочем месте, можно разделить на две группы [6, с. 95]:

1. Внутренние факторы, то есть навыки и умения, которыми учитель обладает.

2. Внешние факторы, то есть приобретаемые непосредственно в процессе трудовой деятельности.

Стоит рассмотреть более внимательно внутренние факторы, необходимые для благополучной адаптации учителя к труду:

- индивидуальные особенности;

- профессиональный опыт, умения, навыки и квалификация.

Без сомнения, учителю необходимо владеть широкой линейкой качеств личности, которые способствуют профессиональному развитию индивида. К таким качествам можно отнести: развитое профессиональное мышление, ответственность, устное владение речью, дружелюбие, упорство и коммуникативные навыки.

Нельзя не отметить, что перезагрузка учебными часами и психологическая перегруженность приводят к замедлению адаптации, снижению стрессоустойчивости, негативно сказываются на трудовой деятельности. Сюда также относятся:

- справедливость оценки труда;

- плохая организация и неудовлетворительные условия труда;

- совмещение трудовых функций;

- изменчивость трудовой среды [7].

Обобщив все вышесказанное можно сделать вывод, что на процесс адаптации нового специалиста оказывает влияние большое количество различных факторов, включающих в себя внутренние (характеристики личности, уровень профессиональных навыков и умений) и внешние факторы (техническая оснащенность труда, режим труда и отдыха, содержание и условия труда, социально-пси -хологический климат в коллективе).

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Битюцкий К. Б. Противоречия в системе взаимоотношения «молодой специалист - работодатель» // Диагностика и прогнозирование социальных процессов : материалы международной научно-практической конференции. 2016. Ч. 1. С. 179-185.

2. Воеводченков С. В., Заглада Т. П. Адаптация молодых специалистов на предприятиях топливно-энергетического комплекса // Молодой ученый. 2017. № 15. С. 351-354.

3. Долгова, В. И., Мельник Е. В., Моторина Ю. В. Адаптация специалистов в образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 76-80.

4. Дробышева Л. В. Адаптация персонала // Вестник стипендиатов ДААД. 2015. № 1-1(12). Т. 1. С. 137-141.

5. Кибанов А. Концепции стратегии кадровой политики организации // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2018. № 10. С. 4-10.

6. Курнышева Е. А., Родионова Ю. В. Современные теоретические подходы к определению понятия «молодой специалист» // Современные тенденции развития науки и технологий. 2019. № 1-6. С. 94-100.

7. Логвенчева Е. С. Пути повышения эффективности адаптации молодых специалистов научных учреждений // Материалы афанасьевских чтений. 2018. Т. 1. № 13. С. 137-145.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 4, том 2, 2022 123

8. Лукашевич В. В. Основы управления персоналом. М. : КНОРУС, 2019. 272 с.

9. Лукьянов О. Как помочь новичку войти в коллектив и приспособиться к работе // Управление человеческим потенциалом. 2017. № 3. С. 166-182.

10. Одегов Ю. Г, Абдурахманов К. Х., Карташова Л. В. Оценка эффективности работы с персоналом. М.: Альфа-Пресс, 2018. 752 с.

11. Удальцова М. В., Аверченко Л. К. Социология и психология управления: учеб, пособие для вузов. Ростов н/Д. : Феникс, 2019. 320 с.

12. Фролов А. Г, Хомочкина С. А., Матушанский Г У. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе // Educational Technology & Society. 2017. № 9(2). С. 265-276.

13. Черникова Е. Г Факторы социально-профессиональной адаптации молодых учителей // Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 2. С. 171-179.

14. Чернышева Ж. В. Интеграция молодых педагогов в профессию: основные понятия, этапы, показатели // Конференц-зал. URL: http://konf-zal.ru/attachments/ article/187/chernysheva_peterburg.pdf (дата обращения: 18.09.2021).

15. Цветаев В. М. Управление персоналом. СПб. : Питер, 2017. 192 с.

16. Цветаев В. М. Кадровый менеджмент : учебник. М.: Проспект, 2018. 160 с.

17. Шафранова О. С. Формирование профессионально-квалификационного состава предприятия // Справочник по работе с персоналом. 2017. № 4. С. 2124.

References

1. Bityutsky K. B. Contradictions in the system of the relationship "young specialist - employer". Diagnostics and forecasting of social processes : materials of the international scientific and practical conference. 2016. Part 1. pp. 179-185.

2. Voevodchenkov S. V., Zaglada T. P. Adaptation of young specialists at enterprises of the fuel and energy complex. Young scientist. 2017. No. 15. pp. 351-354.

3. Dolgova, V. I., Melnik E. V., Motorina Yu. V. Adaptation of specialists in an educational institution. Scientific and

methodological electronic journal "Concept". 2015. Vol. 31. C. 76-80.

4. Drobysheva L. V. Personnel adaptation. Bulletin of DAAD Fellows. 2015. No. 1-1(12). Vol. 1. pp. 137-141.

5. Kibanov A. Concepts of the strategy of personnel policy of the organization. Kadrovik. HR management. 2018. No. 10. pp. 4-10.

6. Kurnysheva E. A., Rodionova Yu. V. Modern theoretical approaches to the definition of the concept of "young specialist". Modern trends in the development of science and technology. 2019. No. 1-6. pp. 94-100.

7. Logvencheva E. S. Ways to improve the efficiency of adaptation of young specialists of scientific institutions. Materials of Afanasiev readings. 2018. Vol. 1. No. 13. pp. 137-145.

8. Lukashevich V. V. Fundamentals of personnel management. Moscow : KNORUS, 2019. 272 p.

9. Lukyanov O. How to help a beginner to join a team and adapt to work. Human potential Management. 2017. No. 3. pp. 166-182.

10. Odegov Yu. G., Abdurakhmanov K. Kh., Kartashova L. V. Evaluation of the effectiveness of work with personnel. Moscow: Alfa-Press, 2018. 752 p.

11. Udaltsova M. V., Averchenko L. K. Sociology and psychology of management: textbook, manual for universities. Rostov n/A : Phoenix, 2019. 320 p.

12. Frolov A. G., Khomochkina S. A., Matushansky G. U. Adaptation of a teacher to professional and pedagogical activity at a higher school. Educational Technology & Society. 2017. No. 9(2). pp. 265-276.

13. Chernikova E. G. Factors of social and professional adaptation of young teachers. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2018. No. 2. pp. 171-179.

14. Chernysheva Zh. V. Integration of young teachers into the profession: basic concepts, stages, indicators. Conference Hall. URL: http://konf-zal.ru/attachments/ article/187/chernysheva_peterburg.pdf (accessed: 09/18/2021).

15. Tsvetaev V. M. Personnel management. St. Petersburg : St. Petersburg, 2017. 192 p.

16. Tsvetaev V. M. Personnel management : textbook. M.: Prospect, 2018. 160 p.

17. Shafranova O. S. Formation of the professional and qualification staff of the enterprise. Handbook on working with personnel. 2017. No. 4. pp. 21-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.