История педагогики и образования, общая педагогика
УДК 37
М. Н. Недвецкая, И. В. Пыканов
Внедрение проектных технологий в структуру управления
образовательным учреждением
Аннотация
Авторы делятся опытом разработки и внедрения новых педагогических практик, позволяющих повысить качество обучения и воспитания. Доказывают, что проектные технологии в этой связи способствуют росту эффективности управления образовательным процессом в школе. Цель. Исследование структуры и содержания технологии проектирования процесса управления в условиях образовательного учреждения.
Методология и методики исследования. Теория педагогического менеджмента, компетентност-ный подход к управлению в сфере образования, методики проектирования образовательного процесса в школе.
Результаты. Оптимизированы мотивационные ресурсы управления, разработан новый инструментарий управленческой деятельности.
Научная новизна. Разработана модель системы проектного управления в образовательном учреждении, исследованы принципы и условия эффективности ее внедрения в практику управления школой.
Практическая значимость. Технология проектного управления может использоваться во всех типах образовательных учреждений и на всех уровнях управления.
| Ключевые слова: управление, образовательное учреждение, проектирование, технология, проект.
M. N. Nedvetskaya, i. V. Pykanov
Introducing project technologies into the structure of educational
organization management
Abstract
The authors share the experience of development and introduction of new pedagogical practices enabling to increase the quality of education and character formation. They prove that project technologies support the growth of the efficiency of school education process management. Aim. The paper is aimed at the study of the structure and content of project technology for managerial process in an educational institution.
32
Инновационные проекты и программы в образовании № 5, 201В
Methodology and research methods. The theory of pedagogical management, competence-based approach to management in education, techniques of educational process design in school. Scientific novelty consists in elaborating the model of project management system in an educational institution, and investigating the principles and conditions of the effectiveness of its implementation into school practice.
Practical significance. The technology of project management can be applied in all types of educational institutions and at all levels of management.
J Keywords: management, educational institution, designing, technology, project.
Современное образование не сводится только к обучению, воспитанию и формированию компетенций, но и предусматривает интеллектуальное, культурное развитие личности каждого субъекта образовательного процесса. Как один из видов инновационной деятельности широкое распространение в последние годы получила технология проектирования [1, 2, 5]. Организация проектной деятельности, как любой инновационной деятельности, требует обновления управленческой структуры образовательной организации [6, 8, 10]. Цели любого проектного задания — осмысление и определение оптимальных приемов управления проектами в образовательной организации для повышения качества образования и формирования у обучающихся мотивации к получению новых знаний, анализ различных аспектов деятельности образовательного учреждения по реализации технологии управления проектами [9].
В системе управления образовательными учреждениями нередко наблюдаются противоречия, заключающиеся в том, что:
• педагогические коллективы школ не понимают необходимости перехода образовательного учреждения из режима процессного функционирования в режим проектного инновационного развития, а руководство образовательной организацией не прилагает усилия к изменению данной ситуации, предпочитая действовать командно-административными методами;
• привычные принципы единоначалия вступают в конфликт с требованиями коллегиальности, присущими проектному управлению;
• инновационное управление проектной деятельностью образовательной организации требует от руководителя четкого видения стратегических целей и путей их достижения и диктует необходимость достижения высокого уровня мотивации всех членов коллектива. При разработке технологии управления комплексом проектов в школе необходимо руковод-
ствоваться положениями о том, что основными процессами управления, которые встречаются в любом проекте, можно считать [11, 13]:
• управление проектируемыми изменениями, которое заключается в определении, согласовании, утверждении и принятии к исполнению корректировок, а также скоординированные изменения всего проекта;
• ресурсное управление — изменения в составе и назначении ресурсов для реализации проекта;
• целевое управление — на основе результатов анализа процесса корректируются цели;
• управление качеством — мероприятия, способствующие устранению причин некачественного выполнения работы.
В качестве дополнительного процесса в системе управления проектами можно выделить управление рисками, что предполагает возможность быстрого реагирования на негативные факторы в ходе реализации проекта.
Внедрение системы проектного управления позволяет осуществить перевод образовательного учреждения из режима функционирования в состояние устойчивого развития. Особенностью проектного управления образовательной организацией является его способность сплотить педагогический коллектив, гармонизировать отношения со школьниками и их родителями, наиболее качественно решить существующие проблемы. При переходе образовательного учреждения к использованию проектного менеджмента ставятся следующие задачи:
• принятие руководством образовательной организации решения о внедрении проектной деятельности как механизма более эффективного управления школой;
• создание концепции, построение системы проектной деятельности, к работе над которыми привлекается значительное количество членов педагогического коллектива (работа в команде);
• осуществление основных положений концепции в ходе реализации пилотного проекта;
• исследование результативности пилотного проекта, описание и внедрение полученного опыта.
В основу опытной работы положены следующие принципы проектирования:
• профессионально-этический (общепедагогические ценности, приоритет общечеловеческого гуманизма);
• социально-правовой (соотнесенность проектов с основными нормативными документами и образовательной политикой государства);
• культурно-исторический (опора на современную культуру);
• научно-теоретический (теоретико-методологическая обоснованность системы управления проектами);
• педагогический (возможность саморазвития объектов проектирования, учет психологической и педагогической специфики в процессе проектирования);
• организационно-практический (целенаправленность, эффективность, качество подготовки педагогических кадров, демократический стиль управления, востребованность) [2, с. 73]. В качестве субъектов проектной деятельности
выступают: генераторы идеи проекта, авторы и педагоги-разработчики; инициаторы (руководство образовательного учреждения); организаторы проектной деятельности; спонсоры, которые осуществляют ресурсное обеспечение проекта; исполнители (педагогический коллектив школы) [6, с. 193]. Принципы проектного управления в образовательном учреждении предполагают, что при организации управления комплексом проектов в школе должны соблюдаться следующие условия:
1) в основе управления — коллегиальность, позволяющая повысить управленческую культуру и профессиональную компетентность педагогов, повышение уровня мотивации педагогов;
2) четкое определение стратегии перехода фактической системы развития образовательной организации в желаемое состояние;
3) разработка для каждого проекта модели и определение механизмов ее реализации, учитывающих изменения в организационной структуре и содержании управления;
4) наличие системы мотивации и стимулирования участников проекта;
5) создание благоприятных возможностей для роста и самосовершенствования педагогических кадров в ходе реализации проектной деятельности, нацеленность на достижение высокого про-
фессионального и интеллектуального уровня каждого работника;
6) направленность каждого проекта на реализацию стратегического плана развития организации и его созидательный характер;
7) осуществление руководства проектом на принципах соуправления администрации и команды;
8) обязательность принятия решений и постановки новых целей образовательного проекта с участием всех членов проектных команд;
9) уникальность каждого проекта и его ограниченная протяженность во времени с определенным сроком начала и окончания.
Процессы управления комплексом педагогических проектов в школе нашли применение в следующих функциональных областях:
1. Управление содержанием каждого проекта (руководители проекта занимаются планированием цели, критериев эффективности проекта и результатов).
2. Управление проектом по срокам исполнения (весь объём запланированных работ распределяется по временным отрезкам; составляется календарный план проекта, осуществляется контроль за возникающими изменениями).
3. Управление стоимостью каждого педагогического проекта (рассчитываются необходимые финансовые ресурсы для реализации проекта, производится контроль и учет расходов, бюджетных изменений).
4. Управление качествам проектной деятельности педагогов (разрабатываются стандарты качества, относящиеся к проекту, виды деятельности, способствующие росту качества результата проекта, осуществляется контроль качества проектной деятельности педагогов и учащихся).
5. Управление кадровым педагогическим составом, задействованным в проектной деятельности школы (определяются полномочия, назначаются ответственные за внедрение проекта, осуществляется подбор педагогов — участников проектной команды).
6. Управление коммуникацией между структурными подразделениями школы (осуществляется сбор, накопление, обработка и предоставление информации всем заинтересованным субъектам о ходе реализации каждого педагогического проекта).
7. Управление проектными отклонениями (определяются факторы, которые могут затруднить внедрение проекта, то есть предусматривается зависимость результативности проекта от возможных ситуаций риска).
34
Инновационные проекты и программы в образовании № 5, 201В
Таким образом, основные процессы управления, которые встречаются практически в любом проекте, следующие: общее управление изменениями, управление ресурсами, управление целями и управление качеством. Стратегическая цель управления комплексом проектов в школе предполагает достижение оптимального сочетания режимов развития и функционирования с приоритетом развития большинства из направлений деятельности образовательной организации и роста мастерства кадрового потенциала [4, 7, 12]. Достижение стратегической цели основывается на неукоснительном соблюдении ряда принципов (этических, социально-правовых, культурно-исторических, научно-теоретических, педагогических, организационно-практических и эстетических) и определяемых ими условий.
Широкое использование проектного управления в современном образовании обусловлено его эффективностью. Множество проектов, отвечающих критериям качества, удовлетворенности ожиданий, выгодности, эффективности, позволяет развиваться образовательному учреждению. Применение проектного управления обеспечивает понимание организации как единого целого, заинтересованность педагогического коллектива школы в нововведениях. Организационное проектирование позволяет выстроить систему деятельности общеобразовательного учреждения как органи-
зационной структуры, осуществить подготовку и реализацию административных решений, исполнение которых способно обеспечить ее качественное функционирование и ускорить адаптацию к различным условиям социальной среды.
Эффективность управления комплексом организационных проектов в образовательной системе школы подтверждается тем, что в ходе деятельности мотивация участников существенно возрастает, как и их творческая активность, что связано также с возможностью делегирования ряда управленческих полномочий от руководителей подчиненным.
Результаты проектной деятельности свидетельствуют о наличие позитивных изменений во многих структурных подразделениях образовательной организации. Возникли инновационные структуры управления, созданы новые продукты и оптимизированы мотивационные ресурсы каждого участника образовательного процесса школы. Подтверждено, что внедренная в реальный образовательный процесс технология управления комплексом проектов в школе позволяет не только усовершенствовать ход и результаты учебно-воспитательного процесса, повысить мотивацию и интерес педагогов к участию в инновационных формах педагогической деятельности, но и добиться разрешения более глубоких противоречий, сложившихся в педагогическом коллективе.
Литература
1. Абубакирова, М. И. Поисково-проектная технология как способ формирования базовых компетенций инновационного специалиста в техническом вузе / М. И. Абубакирова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2016. — №3. — С. 64-72.
2. Алешин, А. В. Управление проектами: фундаментальный курс: учебник / А. В. Алешин, В. М. Аньшин, К. А. Багратиони; под ред. В. М. Аньшина, О. Н. Ильиной. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013.
3. Афанасьева, Т. П. Готовность учителей к управлению развитием своей школы / Т. П. Афанасьева, Г. П. Новикова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2016. — № 4. — С. 65-72.
4. Бабинова, Н. В. Субъект-субъектные отношения как условие организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Бабинова // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 4. — С. 45-50.
5. Баженова, И. В. Особенности методики обучения программированию на основе проективно-рекурсивной стратегии и когнитивных технологий / И. В. Баженова // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 3. — С. 53-58.
6. Балабанова, Т. Н. Проектная деятельность — основа совершенствования исследовательской компетентно-
сти педагога / Т. Н. Балабанова // Педагогический поиск: исследования и инновационный опыт: сб. материалов IX науч.-практ. конф. «Школы исследовательской культуры». — СПб.: ЛОИРО, 2013.
7. Мещерякова, Е. Н. Обоснование применения проектного управления для повышения эффективности деятельности вуза / Е. Н. Мещерякова // Россия в новых социально-экономических и политических реалиях: проблемы и перспективы развития. Материалы IV Международной межвузовской научно-практической конференции студентов магистратуры. — СПб: СПб-ГЭУ, 2015. — С. 246-249.
8. Павлов, С. Н. Проектирование модели социально-педагогической и социокультурной деятельности органов управления вузом при создании имиджа организации / С. Н. Павлов // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 3. — С. 142-147.
9. Прикот, О. Г. Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента: учебно-методическое пособие / О. Г. При-кот, В. Н. Виноградов. — СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2011.
10. Рагозинникова, Л. Н. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении как ресурс развития /Л. Н. Рагозинникова // Муниципальное
образование: инновации и эксперимент. — 2016. — № 4. — С. 32-37.
11. Сиденко, А. С. Особенности управления развитием инновационных процессов в образовательных организациях при введении ФГОС / А. С. Сиденко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2017. — № 1. — С. 67-76.
12. Сиденко, Е. А. К вопросу о процессе фасилитации в системе дополнительного профессионального педагогического образования / Е. А. Сиденко // Муниципаль-
References
1. Abubakirova, M. I Search and project technology as a method of forming basic competences of innovative specialists in a technical university / M. I. Abubakhirova // Innovative projects and programs in education. — 2016. — № 3. — P. 64-72.
2. Aleshin, A. V. Upravleniue proektami: fundamentally kurs: uchebnik [Project management: a fundamental course; textbook] / A. V. Aleshin, V. M. Anshin, K. A. Bagrationi, eds. V. M. Anshin, O. N. Ilyina. — M.: Publishing house of HSE, 2013.
3. Afanasyeva, T. P. Readiness of the teacher to management of development of their school / T. P. Afanasyeva, G. P. Novikova // Municipal education: innovation and experiment. — 2016. — № 4. — P. 65-72.
4. Babiniva, N. V. Subject-subject relations as a condition of organization of project activity of senior preschool children / N. V. Babinova // Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii [Teacher education in Russia]. — 2015. — № 4. — P. 45-50.
5. Bazhenova, I. V. Projective-recursive strategy and cognitive technologies in teaching programming to math students / I. V. Bazhenova // Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii [Teacher education in Russia]. — 2015. — № 3. — P. 53-58.
6. Balabanova, T. N. Proektnaya deyatelnost — osnova sover-shenstvovaniya issledovatelskoy kompetentsii pedagoga [Project activity as the basis of teacher's research competence development] / T. N. Balabanova // Pedagogich-eskiy poisk: issledovaniya I innovatsionniy opit: sb. ma-terialov IX nauch.-pract. konf. «Shkoli issledovatelskoy kulturi» [Pedagogical search: investigation and innovative experience: proceedings of IX scientific and practical conference «Schools of research culture»]. — St. Petersburgh: LOIRO, 2013.
7. Meshcheryakova, E. N. Rationale for the use of project management to improve the efficiency of the university's activities / E. N. Meshcheryakova // Russia in new socio-economic and political realities: problems and pros-
ное образование: инновации и эксперимент. — 2018. — № 1. — С. 26-31.
13. Хаустова, О. В. Создание учебных видеофильмов и их методического сопровождения в условиях учебно-исследовательской проектной деятельности будущих учителей иностранного языка / О. В. Хаустова // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 3. — С. 89-93.
pects of development. Materiali IV Meezhdunarodnoy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov-magistrantov [Materials of IV interuniversity scientific-and practical conference for Master degree students]. - SPb: SPBU, 2015. - P. 246-249.
8. Pavlov, S. N. Designing a model of socio-pedagogical and socio-cultural activities of university management bodies in the process of the organization image creation / S. N. Pavlov // Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii [Teacher education in Russia]. — 2015. — № 3. — P. 142-147.
9. Prikot, O. G. Strategicheskoye razvitiye obrazovatelnikh system i organizatsiy na osnove proektnogo menedzhmen-ta: uchebno-metodicheskoye posobiye [Strategic development of educational systems and organizations on the basis of project management: study guide] / O. G. Prikot, V. N. Vinogradov. — SPb.: Otdel operativnoy poligrafii NIU VSE [Department of Response Printing of HSE], 2011.
10. Ragozinnikova, L. N. Management of innovative processes in an educational institution as a development resource / L. N. Ragozinnikova // Municipal education: innovation and experiment. — 2016. — № 4. — P. 32-37.
11. Sidenko, A. S. Features of management by development of innovative processes in educational institutions with the introduction of the GEF / A. S. Sidenko // Municipal education: innovation and experiment. — 2017. — № 1. — P. 67-76.
12. Sidenko, E. A. The question of the facilitation process in the system of additional professional pedagogical education / E. A. Sidenko // Municipal education: innovation and experiment. — 2018. — № 1. — P. 26-31.
13. Khaustova, O. V. Creation of educational videos and basic methods of their usage in educational research and project design activity of future foreign language teachers / O. V. Khaustova // Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii [Teacher education in Russia]. — 2015. — № 3. — P. 89-93.