Научная статья на тему 'Внедрение проектного управления в сфере здравоохранения'

Внедрение проектного управления в сфере здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
управление / проектное управление / проект / социальная обеспеченность / система здравоохранения / национальные проекты / management / project management / project / social security / healthcare system / national projects

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алла Викторовна Трофимовская, Анастасия Сергеевна Андрейченко

В статье рассмотрены актуальные подходы проектного управления в сфере здравоохранения, представлен анализ современного управления проектами социально-экономической направленности в проекции современного общества. Результаты проведенной авторами работы вносят вклад в формирование целостности системы здравоохранения и могут быть использованы в качестве теоретических подходов при стратегическом планировании социальной обеспеченности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алла Викторовна Трофимовская, Анастасия Сергеевна Андрейченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of project management in healthcare

The article considers current approaches to project management in the field of healthcare, presents an analysis of modern management of socio-economic projects in the projection of modern society. The results of the work carried out by the authors contribute to the formation of the integrity of the health care system and can be used as theoretical approaches in strategic planning of the social security of society.

Текст научной работы на тему «Внедрение проектного управления в сфере здравоохранения»

Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 252 — 256. Audit journal. 2023;(4):252 — 256.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Научная статья УДК 338.24

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2023-4-252-256 NIION: 201 7-0074-4/23-1 96

EDN: https://elibrary.ru/HQBFAX MOSURED: 77/27-021-2023-04-396

Внедрение проектного управления в сфере здравоохранения

Алла Викторовна Трофимовская1, Анастасия Сергеевна Андрейченко2

1 2 Государственный университет просвещения, Москва, Россия

1 a-lla@mail.ru

2 kaf-goszak@mgou.ru

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные подходы проектного управления в сфере здравоохранения, представлен анализ современного управления проектами социально-экономической направленности в проекции современного общества. Результаты проведенной авторами работы вносят вклад в формирование целостности системы здравоохранения и могут быть использованы в качестве теоретических подходов при стратегическом планировании социальной обеспеченности общества.

Ключевые слова: управление, проектное управление, проект, социальная обеспеченность, система здравоохранения, национальные проекты

Для цитирования: Трофимовская А.В., Андрейченко А.С. Внедрение проектного управления в сфере здравоохранения // Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 252—256. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-252-256. EDN: https://elibrary.ru/HQBFAX.

ECONOMICS AND MANAGEMENT

Original article

Implementation of project management in healthcare

Alla V. Trofimovskaya1, Anastasia S. Andreichenko2

1 2 State University of Education, Moscow, Russia

1 a-lla@mail.ru

2 kaf-goszak@mgou.ru

Abstract. The article considers current approaches to project management in the field of healthcare, presents an analysis of modern management of socio-economic projects in the projection of modern society. The results of the work carried out by the authors contribute to the formation of the integrity of the health care system and can be used as theoretical approaches in strategic planning of the social security of society.

Keywords: management, project management, project, social security, healthcare system, national projects

For citation: Trofimovskaya A.V., Andreichenko A.S. Implementation of project management in healthcare // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2023;(4):252—256. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-252-256. EDN: https://elibrary.ru/HQBFAX.

На протяжении нескольких лет сфера здравоохранения претерпевает всевозможные изменения как с точки зрения управления, так и системы в целом. Отправной точкой нововведений и изменений является внедрение проектного управления,

© Трофимовская А. В., Андрейченко А. С., 2023

которое обеспечивает централизацию и укрупнение медицинских учреждений, тем самым реализуя один из основополагающих принципов управления — единоначалие.

Начиная с 2019 г. в Российской Федерации введены и реализуются такие национальные проекты, как «Здравоохранение» и «Демогра-

фия», целями которых являются увеличение продолжительности жизни, снижение смертности населения, укрепление здоровья граждан, повышение качества оказываемой медицинской помощи и укрепление материально-технической базы медицинских учреждений.

Однако в 2020 г. массовая пандемия предопределила новое начало в системе здравоохранения в Российской Федерации. Учитывая принимаемые меры самоизоляции, карантинов и т.д., большинство пациентов, которые были не только инфицированы коронавирусной инфекцией, но и состоявшие на учете в медицинских учреждениях по различным хроническим заболеваниям, а также пациенты, имеющие признаки иных заболеваний, не связанных с пандемией, остались без должного внимания при оказании медицинской помощи. Для массового решения вопросов, связанных с оказанием профильной медицинской помощи, стали активно развиваться новые подходы к предоставлению помощи населению с использование современных IT-технологий, которые развиваются и по сей день.

Таким образом, на сегодняшний день активно используются такие виды оказания медицинской помощи, как телемедицина, цифровая терапия и другие, что открывает новые возможности развития и управления сферой здравоохранения в рамках уже действующих национальных проектов, выводя их в современный технологичный ритм общества.

Учитывая современную тенденцию технологического развития, нет ни одной организации, не использующей в своем развитии IT-продукты и модули, которые на сегодня являются наиболее важным инструментом управления абсолютно любой сферы, в том числе социально-экономического направления на уровне государства.

В настоящее время существует целый ряд стандартов и технологий управления проектами: различного рода стандарты PMI, IPMA, AIPM и т.д., а также определенные виды корпоративных технологий управления проектами. Основное отличие между моделями проектного управления заключается в полноте и подробности рассмотрения информации при стратегическом планировании и развитии в целом [1].

В основе каждой организации и системы, в том числе в сфере здравоохранения, лежит

основополагающая проблема — как управлять для достижения максимального эффекта.

Каждый метод управления проектом начинается с процессно-ориентированной методологии, которая позволяет приспосабливаться к тому или иному внедряемому проекту.

Учитывая, что в сфере здравоохранения на стратегическом уровне модель управления включает в себя формирование перспективных стратегий по каждому профилю оказания медицинской помощи как составных частей системы, необходимо усовершенствование подходов к реализации проектов. Именно современные тенденции и методы управления проектами с поддержкой технологического процесса и бизнес-планирования являются ключевыми не только на уровне коммерческой деятельности, но и в государственном секторе.

Так, на сегодняшний день видна тесная взаимосвязь и взаимозависимость между методами проектного управления и техническим прогрессом. В частности, в сфере здравоохранения на сегодня одними из наиболее популярных инструментов проектного управления в рамках нововведений системы становятся:

• телемедицинские технологии — информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента [2];

• цифровая терапия — альтернативный метод лечения, в котором используются цифровые технологии здравоохранения, основанные на клинических рекомендациях и биометрических данных пользователя, предназначенные для лечения конкретного заболевания или психологического состояния пациента.

Теоретическое описание данных инструментов было определено еще в 2013 г., а сами инструменты были внедрены в мировой практике системы здравоохранения в виде «пилотных» проектов. Однако активное практическое применение этих инструментов, способствующих развитию здравоохранения, началось лишь к концу 2020 г.

Положительными результатами применения новых технологий и инструментов проектного управления в период с 2020 по 2023 г. можно назвать:

• снижение затрат на медицинское обслуживание пациентов, в том числе на дорогостоящее лечение и операции, благодаря возможности удаленной диагностики и консультации;

• улучшение качества обслуживания пациентов благодаря увеличению доступности медицинского персонала и оперативности консультаций;

• сокращение времени, необходимого для получения медицинской помощи, в том числе для приема у врача или прохождения диагностики;

• увеличение числа пациентов, которых можно обслуживать в единицу времени, высвобождение ресурсов и сокращение очередей;

• уменьшение риска передачи инфекционных заболеваний благодаря сокращению контактов с больными;

• улучшение лечения и диагностики редких заболеваний благодаря расширению доступности экспертной помощи;

• сокращение нагрузки на стационарные учреждения.

Однако за время применения телемедицинских технологий и цифрового оборудования в сфере здравоохранения выявлено и отрицательное воздействие на систему в целом, а именно:

• недостаточное число обученных и квалифицированных медицинских работников, которые могут эффективно использовать телемедицину;

• ограничения в телемедицинском законодательстве, которые могут уменьшить возможности использования технологий и повлиять на страховые возможности;

• технические сбои, технические проблемы и другие интернет-связанные проблемы могут привести к потере информации и нарушению конфиденциальности пациентов;

• высокие затраты на технологическое оборудование и разработку программного обеспечения для проведения телемедицинских консультаций;

• ограничение доступа к услугам телемедицины для людей, которые не имеют

доступа к технологическим средствам (отсутствие стабильного интернет-соединения, пациенты пожилого возраста, не использующие современные технологии в виде смартфонов и компьютеров и т.д.).

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о необходимости доработки инструментов в качестве проектов, внедряемых не только на территории Москвы и Московской области, но и в других регионах Российской Федерации, для наиболее полного обеспечения охвата населения. Нельзя отрицать необходимость анализа и мониторинга за соблюдением законодательства в здравоохранении не только при внедрении того или иного проектного инструмента (например, в виде нового приложения «О здоровье»), но и на всех этапах его использования, развития и доработки, до момента достижения им полного совершенства.

Системный подход в здравоохранении позволяет на уровне государства выстроить объективную структуру управления с помощью разработки и использования стандартов, помогающих определить оптимальность требуемых отношений и перспектив развития социальной сферы.

Процесс решения конкретных вопросов представляет собой конструирование, оценку и отбор альтернативных вариантов, в частности, как упоминалось выше, в 2019 г. были разработаны национальные проекты «Здравоохранение» и «Демография», которые предполагают с помощью анализа результативности внедрения выявление негативных последствий и принятие управленческих решений по их устранению.

Основной особенностью внедрения проекта в медицинской сфере является длительное использование созданных конечных продуктов как в сфере государственного здравоохранения, так и в коммерческой деятельности, что способствует обеспечению общественного блага.

Исходя из того, что внедренные национальные проекты представляют собой широкомасштабные и долгосрочные программы, которые должны обеспечить значительные изменения в системе здравоохранения, управление этими проектами выходит на первый план при стратегическом планировании на ежегодной основе в посланиях Президента РФ.

Таким образом, при создании проектов необходимо обеспечить корректное управление всеми используемыми ресурсами, а учитывая специфику построения взаимоотношений (трехуровневая система построения государства), в первую очередь определяются точки контрольных мероприятий и органы, осуществляющие мониторинг и анализ результатов.

На сегодняшний день мониторинг эффективности реализуемых мероприятий достигается также с помощью инструментов управления проектами, которые были созданы на государственном уровне и имеют интегрированные подсистемы субъектов Российской Федерации. Одним из таких инструментов является Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения, включающая в себя внутренние подсистемы ведения, мониторинга, информирования, упорядочивания данных всех медицинских организаций на территории государства о каждом пациенте [3].

Так, управление внедряемыми проектами обеспечивается на высоком уровне с передачей данных в режиме реального времени из любой точки государства на федеральный уровень, что способствует увеличению скорости обработки и сбора необходимых данных не только с целью ведения статистических сведений, но и их анализа и в случае необходимости — корректировки направления той или иной медицинской организации.

С помощью внедряемых технологий и реализуемых национальных проектов в сфере здравоохранения на сегодняшний день можно выделить следующие результаты:

• реализованы мероприятия, направленные на повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи;

• после пандемии 2020—2021 гг. возобновлены и актуализированы региональные программы по борьбе с сердечнососудистыми заболеваниями, в том числе с учетом обеспечения пациентов лекарственными препаратами;

• актуализировано региональное направление по борьбе с онкологическими за-

болеваниями (оснащение и дооснаще-ние имеющихся онкологических центров, организация новых профильных медицинских учреждений);

• установлены приоритетные мероприятия по снижению детской и младенческой смертности, а также обеспечению качества и доступности медицинской помощи детскому населению (оснащено 2700 детских поликлиник, более 31 тыс. медицинских специалистов повысили квалификацию в симуляционных центрах в области перинатологии, неонато-логии и педиатрии);

• реализованы мероприятия по поддержанию и развитию сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрению инновационных медицинских технологий [3].

Таким образом, анализ общедоступной информации о реализации методов и инструментов проектного управления и их результатов позволяет сделать несколько выводов:

• управление проектами напрямую имеет активную взаимную увязку с новыми технологиями, создаваемыми в сфере здравоохранения;

• все вновь вводимые национальные проекты являются крупномасштабными и долгосрочными перспективами, требующими соответствующего контроля со стороны государственного регулирования на законность и соблюдение требований законодательной базы;

• результативность внедряемых технологий как на уровне государства, так и в коммерческой деятельности предопределяет новые возможности развития здравоохранения как целостной системы.

Рассмотрев как теоретическое, так и практическое применение новых методов и инструментов проектного управления и обобщив все имеющиеся знания, необходимо отметить, что основным направлением развития является введение новых технологий для обеспечения максимального охвата населения и достижения наибольшей эффективности реализуемых национальных проектов в сфере здравоохранения на территории Российской Федерации.

Список источников

1. Попов Ю.И, Яковенко О.В. Управление проектами: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2021.208 с.

2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/7025 (дата обращения: 20.09.2023).

3. Министерство здравоохранения Российской Федерации // URL: https://minzdrav. gov.ru (дата обращения: 27.09.2023).

References

1. Popov Yu.I, Yakovenko O.V. Project management: textbook. manual. Moscow: Infra-M, 2021.208 p.

2. Federal Law No. 323-FZ of November 21, 2011 "On the basics of Public Health protection in the Russian Federation" // URL: https:// minzdrav.gov.ru/documents/7025 (date of application: 09/20/2023).

3. Ministry of Health of the Russian Federation // URL: https://minzdrav.gov.ru (date of application: 09/27/2023).

Информация об авторах

А.В. Трофимовская — заведующий кафедрой государственных закупок, менеджмента и государственного управления Государственного университета просвещения, кандидат экономических наук, доцент; А.С. Андрейченко — аспирант кафедры государственных закупок, менеджмента и государственного управления Государственного университета просвещения.

Information about the authors A.V. Trofimovskaya — Head of Department of State Procurement, Management and Public Administration of the State University of Education, Candidate of Economics, Associate Professor;

A.S. Andreichenko — Postgraduate Student of the Department of State Procurement, Management and Public Administration of the State University of Education.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 02.11.2023; одобрена после рецензирования 16.11.2023; принята к публикации 04.12.2023.

The article was submitted 02.11.2023; approved after reviewing 16.11.2023; accepted for publication 04.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.