Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯРЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА ТЕНДЕНЦИИ ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ МЕДИЦИНЫ'

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯРЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА ТЕНДЕНЦИИ ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ МЕДИЦИНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / МОНИТОРИНГ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Газимагомедова Патина Казимовна

В статье рассматривается государственная политика, проводимая в России, в области информатизации государственной системы здравоохранения и ее оптимизации. Представлен анализ процесса модернизации и информатизации государственной системы здравоохранения в Республике Дагестан (РД). Проведен анализ и мониторинг уровня обеспечения населения республики медицинской помощью и бесплатными медицинскими услугами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INFORMATIZATION OF THE STATE SYSTEM HEALTHCARE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN ON THE TREND OF OPTIMIZATION OF BUDGETARY MEDICINE

The article examines the influence of the state policy pursued in Russia regarding the informatization of the state health care system and its optimization. The analysis of the process of modernization and informatization of the state health care system in the Republic of Dagestan (RD) is presented. The analysis and monitoring of the level of provision of the population of the republic with medical care and free medical services has been carried out.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯРЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА ТЕНДЕНЦИИ ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ МЕДИЦИНЫ»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_9_855 УДК 614

Газимагомедова Патина Казимовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных и информационных технологий, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, е-mail: patina_gpk@rambler.ru

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯРЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА ТЕНДЕНЦИИ ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ МЕДИЦИНЫ

В статье рассматривается государственная политика, проводимая в России, в области информатизации государственной системы здравоохранения и ее оптимизации. Представлен анализ процесса модернизации и информатизации государственной системы здравоохранения в Республике Дагестан (РД). Проведен анализ и мониторинг уровня обеспечения населения республики медицинской помощью и бесплатными медицинскими услугами.

Ключевые слова: здравоохранение; государственная политика; финансовое обеспечение; информатизация; модернизация; мониторинг; медицинские услуги; медицинская помощь; система здравоохранения; население; федеральный уровень; региональный уровень.

UDC 614

Gazimagomedova Patina Kazimovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Social and Information Technologies, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: patina_gpk@rambler.ru

INFLUENCE OF INFORMATIZATION OF THE STATE SYSTEM HEALTHCARE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN ON THE TREND OF OPTIMIZATION OF BUDGETARY MEDICINE

The article examines the influence of the state policy pursued in Russia regarding the informatization of the state health care system and its optimization. The analysis of the process of modernization and informatization of the state health care system in the Republic of Dagestan (RD) is presented. The analysis and monitoring of the level of provision of the population of the republic with medical care and free medical services has been carried out.

Keywords: healthcare; public policy; financial security; informatization; modernization; monitoring; medical services; health care; health care system; population; federal level; regional level.

За прошедшие несколько лет вышел ряд документов, в которых ВОЗ последовательно развивает идею абсолютного права всех граждан на максимально достижимый уровень их здоровья при поддержке государства и всеобщей ответственности за обеспечение условий его достижения [10]. В нашей стране, несмотря на все социально-экономиче-

ские и политические издержки, решимость Правительства продолжить начатые реформы остается неизменной. Сегодняшняя социально-экономическая обстановка в стране существенно отличается от ситуации 15-летней давности [5, с. 126].

Современная тенденция оптимизация в здравоохранении, начатая с 2010 г., имела

провальный результат, как неоднократно в своих публичных выступлениях отмечал президент РФ В.В. Путин. Подразумевалась оптимизация здравоохранения за счет модернизации и внедрения высоких технологий в систему здравоохранения, и, как следствие, экономия финансовых средств и бюджетных затрат на медицину в РФ. Все это привело к сокращению врачей и медперсонала, к оттоку высококвалифицированных кадров за пределы страны, в итоге в стране ощущается острая нехватка медицинского персонала. В целом отголоски реформы здравоохранения отразились и на региональном уровне. Так, к примеру, развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере здравоохранения Республики Дагестан в настоящее время является приоритетным направлением как на федеральном, так и на региональном уровне, и непосредственно связано с качеством оказания медицинской помощи населению республики.

Приоритетной задачей на ближайшее будущее в сфере здравоохранения РД является реализация мероприятий регионального проекта Республики Дагестан «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». Тем самым планируется достичь повышения эффективности функционирования системы здравоохранения Республики Дагестан. В связи с этим в 2022 г. в республике необходимо реализовать и внедрить систему электронных услуг (сервисов) в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), доступных для всех граждан Республики Дагестан к 2024 году.

Создаваемый единый цифровой контур в здравоохранении Республики Дагестан на основе регионального сегмента единой государственной информационной системы здравоохранения Республики Дагестан (РС ЕГИСЗ РД) обеспечит 100%-ный охват медицинских территориально обособленных подразделений государственной системы здравоохранения едиными цифровыми сервисами. Электронное межведомственное взаимодействие позволит перейти на «безбумажный» документооборот со смежными службами и ведомствами регионального и федерального уровня.

К 2022 г. вводится информатизация городских поликлиник, что позволит упростить процедуру межведомственных взаимосвязей в системе здравоохранения на муниципальном уровне, а также при обслуживании пациентов в «едином окне» позволит повысить качество оказания медицинских услуг населению. Обслуживание пациентов по системе ЕСГИЗ позволит избежать дублирования медицинских карт пациентов в поликлинической службе, что экономит финансовые затраты государственной системы здравоохранения.

Внедрение информационных технологий в здравоохранение республики проходит в рамках развития регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Республики Дагестан (РФ ЕГИСЗ РД) [25].

Создание основной информационной системы, обеспечивающей электронный медицинский документооборот между медицинскими организациями и федеральными системами, будет возможно за счет запуска Региональной медицинской информационной системы (РМИС). РМИС была апробирована в конце 2012 г. в рамках Программы модернизации здравоохранения РД 2011-2013 гг., функционирует и развивается по настоящее время.

В 2019 г. было открыто 1 155 120 электронных медицинских карт, что составляет 65,2 % от общего числа электронных медицинских карт, открытых с 2012 г. В 2019 г. записались на прием к врачу, осуществив вход в личный кабинет через Единый портал государственных услуг, 44 120 граждан республики. На конец 2021 г. к РМИС подключены все 105 медицинских организаций, которые передают сведения электронных медицинских карт пациентов в федеральную систему интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК). С 2018 г. было обеспечено существенное развитие РМИС, в частности, было начато внедрение централизованной подсистемы «Диспансеризация» и «Мониторинг беременных», организована выгрузка счетов (реестра счетов) за оказанную медицинскую помощь в территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан (ТФОМС РД), получили развитие и другие модули системы. Согласно Плану мероприятий по реализации

регионального проекта информатизации, проводится обследование государственных медицинских организаций с целью определения потребности в дооснащении информационно-телекоммуникационным оборудованием всех структурных подразделений государственных медицинских организаций Республики Дагестан. В плане оснащения системами хранения электронных медицинских документов в поликлиниках проводятся реконструкции, оснащаются необходимым компьютерным оборудованием, криптообо-рудованием и программными средствами для подключения к региональной защищенной сети и обеспечения защищенного способа передачи данных и оснащения медицинских работников электронными подписями.

В 2019 г. медицинские работники обеспечены 2406 автоматизированными рабочими местами (АРМ), 750 принтерами, 144 мобильными планшетами для бригад СМП (31 % от потребности в АРМ). Обеспечен защищенный электронный документооборот между медицинскими организациями.

Вместе с тем в 2019 г. произведена существенная модернизация медицинских информационных систем, в частности обеспечено:

- внедрение централизованной системы управления потоками пациентов интерактивной голосовой системы самозаписи;

- развитие системы телемедицинских консультаций с поставкой оборудования для телемедицинских абонентских пунктов;

- развитие центрального архива медицинских изображений (результатов МРТ, КТ и другого цифрового медицинского оборудования);

- внедрение модуля «Стоматология»;

- внедрение модуля «Листы временной нетрудоспособности»;

- создание аналитической подсистемы визуализации ключевых показателей здравоохранения Республики Дагестан;

- внедрение подсистемы по учету медицинских свидетельств о рождении, смерти, перинатальной смерти;

- внедрена централизованная система службы скорой медицинской помощи, к ней подключены 26 станций и отделений СМП;

- 15 ФАП и ФП подключены к телемедицинской информационной системе «Цифровой ФАП», что позволило обеспечить дистанционную передачу результатов диагностиче-

ских исследований в центральные районные и республиканские учреждения и получение заключений врачей ведущих специализированных, профильных медучреждений [25].

С 2019 г. обеспечено электронное взаимодействие с учреждениями медико-социальной экспертизы (установление инвалидности) и фондом социального страхования (передача электронных листков нетрудоспособности). В 2019 г. продолжена работа по подключению медицинских организаций к сети Интернет. В рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» Минкомсвязи России на 2019-2024 гг. в августе 2019 г. между Минкомсвязи России и АО «Квант-телеком» (соисполнитель АО «Электросвязь») заключен государственный контракт на подключение социально значимых объектов к сети Интернет по волоконно-оптическим линиям связи, куда также вошли 852 ФАП и ФП республики. В текущем году к сети Интернет подключены 146 ФАП и ФП.

Таким образом, внедренная Региональная медицинская информационная система на территории РД функционирует следующим образом.

В 2018 г. из 131 медицинской организации фактическую работу в РМИС осуществляли всего 9 учреждений. Остальные медицинские организации либо вовсе не эксплуатировали медицинские информационные системы, либо внедряли МИС, не соответствующую требованиям установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации. В результате Республика Дагестан по уровню внедрения информационных технологий в государственных медицинских организациях значительно отставала от других регионов России. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ в части предоставления государственных услуг в электронной форме исполнялся только в 9 учреждениях. В результате совокупная экономия средств бюджетов медицинских организаций составила 26 млн рублей.

Подсистема автоматизации оформления и выдачи медицинских свидетельств о рождении, смерти, перинатальной смерти позволит избежать неточности в статистических данных в системе здравоохранения и отобразить реальную демографическую ситуацию в регионе. В целом это позволяет контролировать медицинскую статистику, вести

систематический мониторинг и аналитику в системе здравоохранения республики и поддерживать связь с федеральной информационной системой Министерства здравоохранения РФ. Особое место в информационной система РД занимает служба скорой медицинской помощи республики.

В целях автоматизации деятельности по оказанию скорой медицинской помощи на территории Республики Дагестан в рамках национального проекта «Здравоохранение» в 2019 г. проведены мероприятия по развитию и централизации информационной системы скорой медицинской помощи, в результате реализации которых система внедрена и эксплуатируется в 26 медицинских организациях Республики Дагестан.

В результате централизации системы обеспечен анализ деятельности и контроль службы скорой медицинской помощи, а также одновременная работа медицинских организаций в системе с учетом смежных территорий, разрисованных границ, с функцией передачи принятого диспетчером вызова на территорию другой станции. Также реализована возможность работы с Яндекс Карты. Функционирующая ранее геоинформационная система не обеспечивала возможности адресной маршрутизации и построения оптимальных маршрутов бригад СМП к точке вызова и реализована интеграция с Региональной медицинской информационной системой и занесение информации об оказанной медицинской помощи в электронную карту пациента. Также проведена интеграция с информационной системой Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан и обеспечена возможность формирования счетов за оказанную медицинскую помощь в ОМС.

С утверждением новых требований в программе мониторинга движения лекарственных препаратов планируется организовать доработку, связанную с интеграцией с системой МДЛП, которая обеспечивает контроль движения и расходования лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи.

Следует отметить, что все вышеперечисленные возможности не были реализованы в ранее эксплуатируемой информационной системе и не позволяли получать максимальный экономический и социальный эффект от

автоматизации деятельности скорой медицинской помощи. Руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2019 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве РФ» в Министерстве здравоохранения Республики Дагестан был создан ведомственный проектный офис.

Ведомственный проектный офис обеспечивает координацию мероприятий реализации проектного управления в министерстве, организует свою работу во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Республики Дагестан и иными органами и организациями. Проектный офис Министерства здравоохранения Республики Дагестан в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

1. Мониторинг реализации региональных проектов, входящих в состав национальных и федеральных проектов, и ведомственных проектов.

2. Проверку и свод информации о реализации региональных проектов, направленных на достижение целей, показателей и результатов, выполнение задач федеральных проектов, участниками региональных проектов.

3. Обеспечивает методическое сопровождение проектной деятельности в министерстве и подведомственных организациях.

4. Обеспечивает учет участников региональных проектов, а также учет их уровня занятости в соответствующих проектах; проводит оценку проектных предложений, оценку хода и итогов реализации проектов.

5. Привлекает в случае необходимости к работе ведомственного проектного офиса министерства экспертов заинтересованных министерств и ведомств, а также подведомственных и прочих организаций.

6. Участвует в совещаниях и иных мероприятиях, на которых рассматриваются вопросы, находящиеся в компетенции ведомственного проектного офиса министерства.

7. В установленном порядке инициирует контроль за плановой и проектной деятельностью рабочих групп.

8.Разрабатывает нормативные и инструктивные документы для участников проектной деятельности.

С момента создания Проектного офиса в Министерстве здравоохранения Республики

Дагестан налажено предоставление ежемесячной отчетности в различные ведомства. Еженедельно, ежемесячно и ежеквартально вносятся отчетные данные в информационные системы: ГИС «Электронный бюджет», АСММС, ЦИТИС. В системе ГИС «Электронный бюджет» была налажена работа: внесены изменения в соответствии с паспортами проектов по всем вкладкам, проводится постоянный мониторинг в соответствии с федеральными изменениями, раннее данная

работа в министерстве не проводилась. Также совместно с Министерством труда ведется работа в системе ГИС «Электронный бюджет». Налажено взаимодействие с региональным проектным офисом и федеральным проектным офисом. Издан приказ министерства от 04.02.2020 г. № 93-М о распределении ответственных исполнителей по региональным проектам. В рамках цифрового контура реализуется проект по выдаче электронно-цифровых подписей [25].

Схема 1 - Структура городских поликлиник по типу «Бережливая поликлиника»

(по данным РМИАЦ РД [25])

В проектном офисе реализуются проекты «Бережливое поликлиника» (схема 1):

1. Оптимизация работы отдела медицинской статистики путем внедрения новых технологий.

2. Оптимизация процесса раннего выявления и своевременного лечения онкологических заболеваний.

3. Оптимизация процесса направления граждан на медико-социальную экспертизу в целях признания инвалидности посредством перехода на электронное взаимодействие.

4. Оптимизация процесса выявления рака молочной железы на ранней стадии с использованием инструментов искусственного интеллекта.

5. Оптимизация процессов оказания скорой медицинской помощи посредством вне-

дрения единой системы диспетчеризации санитарного автотранспорта.

6. Оптимизация работы врачей путем внедрения Республиканской медицинской информационной системы.

7. Оптимизация процесса обеспечения связи в Министерстве здравоохранения Республики Дагестан и обеспечения ВКС всех медицинских учреждений.

Таким образом, информатизация системы здравоохранения, осуществленная за последние годы в республике, позволила оптимизировать как в целом систему здравоохранения, так и деятельность врачей и медицинского персонала. Тем самым тенденция оптимизации здравоохранения является следствием активно проведенной политики модернизации и информатизации системы здравоохранения в РД.

Функционирование в республике Республиканского информационно- аналитического центра при МЗ РД позволяет:

- анализировать деятельность медицинских организаций и учреждений;

- вести мониторинг состояния здоровья населения Республики Дагестан;

- участвовать в разработке нормативных и организационно-методических документов, в том числе по вопросам информационного обеспечения системы здравоохранения в целом по республике и вести достоверный статистический мониторинг.

Список литературы

1. Авакумов, ГА. Задачи и перспективы развития службы медицинской профилактики и укрепления здоровья / ГА. Авакумов, В.А. Полесский // Здравоохране -ние РФ. - 2009. - № 6. - С. 10-12.

2. Аналитические отчеты - Левада центр. - URL: https://www.levada.ru/category/analiticheskiye-otchety/ (дата обращения: 05.04.2021).

3. ВЦИОМ: официальный сайт. - URL: https: //old. wciom.ru/ (дата обращения: 05.04.2021).

4. Вялков, А.И. Роль стандартизации в выполнении задач совершенствования медицинской помощи населению в соответствии с программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) / А.И. Вялков // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2002. - № 3. - С. 3-10.

5. Газимагомедова, П.К. Отечественный опыт социальной работы в охране здоровья: учебно-методическое пособие / П.К. Газимагомедова; научный редактор С.П. Акутина; 2-е издание, переработанное и дополенное. - Москва: Перо, 2012. - 162 с.

6. Гундаров, И.А. Принципы индивидуальной профилактики основных неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья в условиях кризиса общества / И.А. Гундаров, С.В. Матвеева // Здравоохранение РФ. - 2010. - № 3. - С. 18-21.

7. Демографические показатели. - URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 12.02.2021).

8. Дьякова, ГП. Демографический кризис в современной России: особенности и пути решения / ГП. Дьякова. - Москва: Лаборатория книги, 2010. -76 с.

9. ЕМИСС / база данных Росстата. - URL: https:// fedstat.ru/ / (дата обращения: 15.04.2021).

10. Захаров, В.Н. Новые информационные техноло -гии - методологическая основа исследования здоровья населения / В.Н. Захаров, Л.А. Дартау, Л.И. Ефремов // Вестник РАН. - 2011. - Т. 65, № 1. - С. 17-24.

11. Зинчук, Ю.Ю. Фактор заработной платы во влиянии на качество медицинской помощи в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях / Ю.Ю. Зинчук // Экономика здравоохранения. - 2009. -№ 4. - С. 26-30.

12. Зубырев, Т.В. Разработка комплексных программ по решению актуальных социальных проблем / Т.В. Зубырев. - Москва: Лаборатория книги, 2010. -95 с.

13. Игнатьева, Р.К. Общие перинатальные потери в Российской Федерации / Р.К. Игнатьева, С.Г Марченко // Материалы Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины. - Москва, 2012. - С. 40-42.

14. Комаров, Ю.М. Качество медицинской помощи как одно из приоритетных направлений развития здравоохранения / Ю.М. Комаров // Здравоохранение. -2009. - № 10. - С. 35-45.

15. Корсунский, А.А. Лицензирование как важный механизм обеспечения качества оказания медицинской помощи / А.А. Корсунский // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2005. - № 1. - С. 53-55.

16. Кучеренко, В.З. Маркетинговый анализ качества медицинской помощи в добровольном медицинском страховании: теоретические основы проблемы / В.З. Кучеренко, В.М. Алексеева, Т.В. Скоморохо-ва // Экономика здравоохранения. - 2003. - № 10. -С. 11-16.

17. Кучеренко, В.З. Стратегия клинического менеджмента как основа повышения качества медицинской помощи и ресурсосбережения / В.З. Кучеренко, Е.П. Яковлев // Проблемы управления здравоохранением. - 2002. - № 2(3). - С. 24-28.

18. Медицинская статистика. Материнство и детство. - URL: http://www.mednet.ru/images/stories/ statistika/for_miac/materinstvo_i_detstvo.pdf (дата обращения: 18.02.2021).

19. Медицинская энциклопедия. - URL: http://dic. academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/10296/ (дата обращения: 16.02.2021).

20. Миндлин, Я.С. Больные хроническими заболеваниями: образ жизни, состояние здоровья, профилактика и организация медицинской помощи / Я.С. Миндлин, А.А. Калмыков, А.В. Утенков. - Москва: Медицина, 2011. - 208 с.

21. Министерство здравоохранения РФ: официальный сайт. - URL: https://minzdrav.gov.ru/ (дата обращения: 26.11.2020).

22. Население - Портал государственных услуг РД. - URL: http://gu.e-dag.ru/print.aspx?oid=396 (дата обращения: 05.04.2021).

23. Овчаров, В.К. Состояние здоровья населения и организационные проблемы здравоохранения регионов страны / В.К. Овчаров // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2011. - № 5. - С. 6-11.

24. Основные демографические показатели. -URL: http://www.demographia.ru/articles_N/index. html?idR=21&idArt=825 (дата обращения: 15.03.2021).

25. РМИАЦ: официальный сайт. - URL: https://rmiac. ru (дата обращения: 08.06.2021).

26. Росстат. - URL: http://www.gks.ru// (дата обраще -ния: 08.06.2021).

27. Сиволобов, В.В. Общественная среда как условие формирования демографической политики современной России / В.В. Сиволобов. - Санкт-Петербург: ЮПИ, 2010. - 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Тумусов, Ф.С. Современные тенденции в системе здравоохранения Российской Федерации / Ф.С. Тумусов, Д.А. Косенков. - Москва: Издание Государственной Думы, 2019. - 80 с.

29. eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru/defaultx. asp (дата обращения: 26.11.2020).

References

1. Avakumov G.A. Zadachi i perspektivy' razvitiya sluzhby' medicinskoj profilaktiki i ukrepleniya zdorov'ya / G.A. Avakumov, V.A. Polesskij. Zdravooxranenie RF. 2009. № 6. S. 10-12.

2. Analiticheskie otchety' Levada centr. URL: https:// www.levada.ru/category/analiticheskiye-otchety/ (data obrashheniya: 05.04.2021).

3. VCIOM: oficial'nyj sajt. URL: https: //old.wciom.ru/ (data obrashheniya: 05.04.2021).

4. Vyalkov A.I. Rol' standartizacii v vy'polnenii zadach sovershenstvovaniya medicinskoj pomoshhi naseleniyu v sootvetstvii s programmoj social'no-e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na srednesrochnuyu perspektivu (2002-2004 gody'). Problemy' standartizacii v zdravooxranenii. 2002. № 3. S. 3-10.

5. Gazimagomedova P.K. Otechestvennyj opy't social'noj raboty' v oxrane zdorov'ya: uchebno-metodicheskoe posobie / nauchny'j redaktor S.P. Akutina; 2-e izdanie, pererabotannoe i dopolennoe. Moskva: Pero, 2012. 162 s.

6. Gundarov I.A. Principy' individual'noj profilaktiki osnovny'x neinfekcionny'x zabolevanij i ukrepleniya zdorov'ya v usloviyax krizisa obshhestva / I.A. Gundarov, S.V. Matveeva. Zdravooxranenie RF. 2010. № 3. S. 18-21.

7. Demograficheskiepokazateli. URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/ (data obrashheniya: 12.02.2021).

8. D'yakova G.P. Demograficheskij krizis v sovremennoj Rossii: osobennosti i puti resheniya. Moskva: Laboratoriya knigi, 2010. -76 s.

9. EMISS/baza danny'x Rosstata. URL: https://fedstat. ru/ / (data obrashheniya: 15.04.2021).

10. Zaxarov V.N. Novye informacionnye texnologii metodologicheskaya osnova issledovaniya zdorov'ya naseleniya / V.N. Zaxarov, L.A. Dartau, L.I. Efremov. Vestnik RAN. 2011. T. 65, № 1. S. 17-24.

11. Zinchuk Yu.Yu. Faktor zarabotnoj platy' vo vliyanii na kachestvo medicinskoj pomoshhi v municipal'ny'x lechebno-profilakticheskix uchrezhdeniyax. E'konomika zdravooxraneniya. 2009. № 4. S. 26-30.

12. Zuby'rev T.V. Razrabotka kompleksnyx programm po resheniyu aktual'ny'x social'ny'x problem. Moskva: Laboratoriya knigi, 2010. 95 s.

13. Ignat'eva R.K. Obshhie perinatal'ny'e poteri v Rossijskoj Federacii / R.K. Ignat'eva, S.G. Marchenko. Materialy' Rossijskoj associacii specialistov perinatal'noj mediciny'. Moskva, 2012. S. 40-42.

14. Komarov Yu.M. Kachestvo medicinskoj pomoshhi kak odno iz prioritetny'x napravlenij razvitiya zdravooxraneniya. Zdravooxranenie. 2009. № 10. S. 35-45.

15. Korsunskij A.A. Licenzirovanie kak vazhny'j mexanizm obespecheniya kachestva okazaniya medicinskoj pomoshhi.Rossijskij vestnik perinatologii i pediatrii. 2005. № 1. S. 53-55.

16. Kucherenko V.Z. Marketingovy'j analiz kachestva medicinskoj pomoshhi v dobrovol'nom medicinskom straxovanii: teoreticheskie osnovy' problemy' / V.Z. Kucherenko, V.M. Alekseeva, T.V. Skomoroxova. E'konomika zdravooxraneniya. 2003. № 10. S. 11-16.

17. Kucherenko V.Z. Strategiya klinicheskogo menedzhmenta kak osnova povy'sheniya kachestva medicinskoj pomoshhi i resursosberezheniya / V.Z. Kucherenko, E.P. Yakovlev. Problemy' upravleniya zdravooxraneniem. 2002. № 2(3). S. 24-28.

18. Medicinskaya statistika. Materinstvo i detstvo. URL: http://www.mednet.ru/images/stories/statistika/ for_miac/materinstvo_i_detstvo.pdf (data obrashheniya: 18.02.2021).

19. Medicinskaya e'nciklopediya. URL: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/10296/ (data obrashheniya: 16.02.2021).

20. Mindlin Ya.S. Bol'ny'e xronicheskimi zabolevaniyami: obraz zhizni, sostoyanie zdorov'ya, profilaktika i organizaciya medicinskoj pomoshhi / Ya.S. Mindlin, A.A. Kalmy'kov, A.V. Utenkov. Moskva: Medicina, 2011. 208 s.

21. Ministerstvo zdravooxraneniya RF: oficial'nyj sajt. URL: https://minzdrav.gov.ru/ (data obrashheniya: 26.11.2020).

22. Naselenie Portal gosudarstvennyx uslug RD. URL: http://gu.e-dag.ru/print.aspx?oid=396 (data obrashheniya: 05.04.2021).

23. Ovcharov V.K. Sostoyanie zdorov'ya naseleniya i organizacionny'e problemy' zdravooxraneniya regionov strany'. Problemy' social'noj gigieny, zdravooxraneniya i istorii mediciny'. 2011. № 5. S. 6-11.

24. Osnovnye demograficheskie pokazateli. URL: http://www.demographia.ru/articles_N/index. html?idR=21&idArt=825 (data obrashheniya: 15.03.2021).

25. RMIACz: oficial'nyj sajt. URL: https://rmiac.ru (data obrashheniya: 08.06.2021).

26. Rosstat. URL: http://www.gks.ru// (data obrashheniya: 08.06.2021).

27. Sivolobov V.V. Obshhestvennaya sreda kak uslovie formirovaniya demograficheskoj politiki sovremennoj Rossii. Sankt-Peterburg: YuPI, 2010. 256 s.

28. Tumusov F.S. Sovremennye tendencii v sisteme zdravooxraneniya Rossijskoj Federacii / F.S. Tumusov, D.A. Kosenkov. Moskva: Izdanie Gosudarstvennoj Dumy', 2019. 80 s.

29. eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp (data obrashheniya: 26.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.