Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
138
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / КРАЕВАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА / ПЛАН ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Любаков Дмитрий Александрович, Рындина Ирина Валерьевна

В статье рассмотрена система финансового обеспечения деятельности государственных учреждений здравоохранения в условиях пандемии. Проведен анализ доходной и расходной части базовых учреждений здравоохранения Краснодарского края. Изучены тарифы на оказание отдельных видов медицинской помощи. Предложены направления развития финансирования и инновационных преобразований медицинских учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Любаков Дмитрий Александрович, Рындина Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FINANCIAL SUPPORT ACTIVITIES OF MEDICAL INSTITUTIONS IN A PANDEMIC

The article examines the system of financial support for the activities of public health institutions in a pandemic. The analysis of the income and expenditure side of the basic health care institutions of the Krasnodar Territory has been carried out. Studied the rates for the provision of certain types of medical care. The directions of development of financing and innovative transformations of medical institutions are proposed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

doi 10.47576/2712-7559_2021_5_5_426 удк 336.61

Любаков Дмитрий Александрович,

магистрант 2 курса, кафедра экономического анализа, статистики и финансов, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия, e-mail: lyubakovd@mail.ru

Рындина Ирина Валерьевна,

кандидат экономических наук, доцент, кафедры экономического анализа, статистики и финансов, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия, e-mail: iryndina@inbox.ru

особенности финансового обеспечения деятельности медицинских учреждений в условиях пандемии

В статье рассмотрена система финансового обеспечения деятельности государственных учреждений здравоохранения в условиях пандемии. Проведен анализ доходной и расходной части базовых учреждений здравоохранения Краснодарского края. Изучены тарифы на оказание отдельных видов медицинской помощи. Предложены направления развития финансирования и инновационных преобразований медицинских учреждений.

Ключевые слова: государственное учреждение здравоохранения; система обязательного медицинского страхования; финансирование бюджетного учреждения; краевая клиническая больница; план финансово-хозяйственной деятельности.

udc 336.61

Lyubakov Dmitry Alexandrovich,

Master's student of 2 courses, of the Department of Economic Analysis, Statistics and Finance, Kuban State University, Krasnodar, Russia, e-mail: lyubakovd@mail.ru

Ryndina I.V.,

PhD, Associate Professor, Department of Economic Analysis, Statistics and Finance, Kuban State University, Krasnodar, Russia, e-mail: iryndina@inbox.ru

features of financial

support activities of

medical institutions in a pandemic

The article examines the system of financial support for the activities of public health institutions in a pandemic. The analysis of the income and expenditure side of the basic health care institutions of the Krasnodar Territory has been carried out. Studied the rates for the provision of certain types of medical care. The directions of development of financing and innovative transformations of medical institutions are proposed.

Keywords: state health care institution; compulsory health insurance system; financing of a budgetary institution; regional clinical hospital; plan of financial and economic activities.

Сложившаяся в 2020 году и продолжающа -яся по настоящее время ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции, стала серьезным испытанием для отрасли здравоохранения по всему миру, в том числе для российских медицинских организаций и их работников.

В Российской Федерации начиная с 90-х гг. XX века вопросы и проблемы обеспечения граждан услугами учреждений здравоохранения выступают одними из первоочередных задач функционирования государства [4]. В частности, право на бесплатную медицинскую помощь каждого гражданина закреплено конституционно. Финансирование социальных объектов здравоохранения выступает приоритетным направлением реализации бюджетной и социальной политики Правительства РФ.

В развитии финансирования деятельности медицинских учреждений выделяют два этапа:

- «страховая» модель финансирования, получившая начало развития в 90-е годы, когда начали свою деятельность государственные внебюджетные фонды - ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования) и ФСС (фонд социального страхования);

- принятие в 2010-х годах федеральных законов «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», тогда же произошел и переход на одноканальную систему финансирования, включающую механизм обязательного медицинского страхования (ОМС) [1; 2; 9; 11].

На текущий момент система здравоохранения каждого субъекта федерации представлена в виде Территориальной программы государственных гарантий, которая связана напрямую с бюджетами всех уровней, включая ФОМС и ФСС. Территориальная программа государственных гарантий сформирована с особенностями каждого субъекта федерации и включает в себя территориальную программу ОМС [5; 10]. Такую модель финансирования государственного здравоохранения принято называть бюджет-но-страховой. Схематически и теоретически ее функционирование на макроуровне подробно раскрыто в ряде научных публикаций [8; 14 -17].

Ресурсное обеспечение государственных учреждений здравоохранения в значительной степени оказывает влияние на эффективность и качество оказания медицинской помощи населению России [12].

В сложившихся условиях интересно рассмотреть финансово-экономическую составляющую деятельности медицинских учреждений. Это было осуществлено нами на примере ведущих учреждений здравоохранения Краснодарского края, которые являются лидерами на краевом рынке социальных медицинских услуг.

Существенный вклад в борьбу с угрозой на территории Краснодарского края внесли: государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница № 1 имени профессора С.В. Очаповского» (далее - краевая больница № 1) и государствен -ное бюджетное учреждение здравоохранения «Краевая клиническая больница № 2» (далее - краевая больница № 2) министерства здравоохранения Краснодарского края.

Обе организации имеют своей целью оказание высококвалифицированной, специализированной, консультационно-диагностической и лечебной помощи населению в амбулаторных и стационарных условиях с применением высокоэффективных медицинских технологий, являются базовыми учреждения отрасли здравоохранения в Краснодарском крае.

Краевая больница № 1 реорганизована в соответствии с решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся от 02.01.1948 и является правопреемником Краснодарской 3-й городской больницы, названа в честь профессора С.В. Очаповского [6].

Краевая больница № 2 создана путем реорганизации в соответствии с приказом отдела здравоохранения исполнительного комитета Краснодарского городского Совета народных депутатов от 24.09.1985 № 773 «О реорганизации родильного дома № 5 г. Краснодара в городскую больницу № 2» с наименованием Городская больница № 2.

Согласно распоряжению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.12.2012 № 1238-р «О приеме в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе муниципаль-

ного бюджетного учреждения здравоохранения Городской больницы № 2 "Краснодарское многопрофильное лечебно-диагностическое объединение"» учреждение принято в государственную собственность Краснодарского края с присвоением наименования «Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Краевая клиническая больница № 2"» [7].

Необходимо отметить, что доходы и расхо-

ды учреждений в рамках данной статьи были проанализированы на основе информации о планах финансово-хозяйственной деятельности, размещенной на официальном сайте о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru).

Структурно-динамический анализ доходов краевой больницы № 1 в 2016-2020 годы представлен в табл. 1.

Таблица 1 - Структурно-динамический анализ доходов краевой больницы № 1

Источники дохода 2016 2017 2018 2019 2020 Изменения

2018/2017 2019/2018 2020/2019

сумма % сумма % сумма % сумма % сумма % сумма % сумма % сумма %

Cубсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания из бюджета Краснодарского края, млн руб. 2 165,4 32,0 2 532,6 32,7 2 494,0 29,7 2 624,7 25,0 2 647,0 24,4 -38,6 -1,5 130,7 5,2 22,3 0,8

Субсидии на иные цели, млн руб. 31,8 0,5 197,0 2,5 94,5 1,1 280,3 2,7 103,8 1,0 -102,5 -52,0 185,8 196,6 -176,5 -63,0

Субсидии на осуществление капитальных вложений, млн руб. 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 250,0 2,4 1 060,0 9,8 0,0 - 250,0 - 810,0 324,0

Средства обязательного медицинского страхования, млн руб. 4 290,1 63,4 4 621,0 59,7 5 416,0 64,5 6 834,1 65,1 6 672,0 61,4 795,0 17,2 1 418,1 26,2 -162,1 -2,4

Поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности, млн руб. 280,0 4,1 386,0 5,0 393,7 4,7 514,5 4,9 382,7 3,5 7,7 2,0 120,8 30,7 -131,8 -25,6

Итого 6 767,3 100,0 7 736,6 100,0 8 398,2 100,0 10 503,6 100,0 10 865,5 100,0 661,6 8,6 2 105,4 25,1 361,9 3,4

С учетом представленных данных основным источником доходов краевой больницы № 1 в период с 2016 по 2020 год являлись средства системы обязательного медицинского страхования. Так, их доля в общей структуре доходов составила: в 2016 году - 63,4 %, в 2017 году - 59,7 %, в 2018 году - 64,5 %, в 2019 году - 65,1 %, в 2020 году - 61,4 %. На отрезке 2016-2019 годов ежегодный прирост данного показателя составлял от 7,7 % до 26,2 %. В 2020 году объем доходов за счет средств системы обязательного медицинского страхования упал на 2,4 %, или на 162,1 млн рублей. Это объясняется тем, что средства системы обязательного медицинского страхования формируются в основном за счет страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, которые уплачиваются исходя из тарифа страхового взноса в размере 5,1%. Установление нерабочих дней и карантинных мероприятий в 2020 году скорректировало объем страховых отчислений со стороны работающего населения.

Вторым по значимости источником фор-

мирования доходной части краевой больницы № 1 стали средства краевого бюджета, доводимые учреждению с использованием механизма субсидии на выполнение государственного задания. Их доля в общем объ -еме доходов составила: в 2016 году - 32,0%, в 2017 году - 32,7 %, в 2018 году - 29,7 %, в

2019 году - 25,0%, в 2020 году - 24,4%. В совокупности средства системы обязательного медицинского страхования и средства краевого бюджета обеспечивают в 2016 году - 95, 4%, в 2017 году - 92,4 %, в 2018 году - 94,2 %, в 2019 году - 90,1 %, в 2020 году - 85,8 % доходов бюджета учреждения. На другие два источника, а именно поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и субсидии на иные цели в 2016-2018 годах приходится не более 5,0 %.

В целом за период 2016-2020 годов общий объем доходов краевой больницы № 1 вырос на 60,5 %, или на 4 098,2 млн руб., и составил в

2020 году 10 865,5 млн руб.

Показатели по доходам краевой больницы № 2 представлены в табл. 2.

Наибольший удельный вес в структуре го страхования: в 2016 году - 82,7 %, в 2017 доходов краевой больницы № 2 занимают году - 76,4 %, в 2018 году - 78,4%, в 2019 также средства обязательного медицинско- году - 81,4 %, в 2020 году - 78,6 %.

Таблица 2 - Структурно-динамическии анализ доходов краевой больницы № 2

2016 2017 2018 2019 2020 Изменения

Источники дохода 2018/2017 2019/2018 2020/2019

сумма % сумма % сумма % сумма % сумма % сумма % сумма % сумма %

Субсидии на финансовое

обеспечение выполнения

государственного (муниципального) задания из 142,5 3,9 226,2 6,0 224,3 5,0 243,6 5,4 255,6 5,2 -1,9 -0,8 19,3 8,6 12,0 4,9

бюджета Краснодарского края,

млн руб.

Субсидии на иные цели, млн руб. 24,7 0,7 52,7 1,4 122,3 2,7 3,7 0,1 268,1 5,5 69,6 132,1 -118,6 -97,0 264,4 7 145,9

Субсидии на осуществление

капитальных вложений, 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 - - - - - -

млн руб.

Средства обязательного

медицинского страхования, 3 058,1 82,7 2 904,0 76,4 3 532,5 78,4 3 694,6 81,4 3 828,6 78,6 628,5 21,6 162,1 4,6 134,0 3,6

млн руб.

Поступления от оказания услуг

(выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей 472,8 12,8 617,0 16,2 627,5 13,9 594,7 13,1 518,2 10,6 10,5 1,7 -32,8 -5,2 -76,5 -12,9

доход деятельности, млн руб.

Итого 3 698,1 100,0 3 799,9 100,0 4 506,6 100,0 4 536,6 100,0 4 870,5 100,0 706,7 18,6 30,0 0,7 333,9 7,4

Примечательно, что в отличие от краевой больницы № 1, вторым по весу показателем, формирующим доходную часть, являются поступления от оказания услуг на платной основе: в 2016 году - 12,8 %, в 2017 году -16,2 %, в 2018 году - 13,9 %, в 2019 году -13,1 %, в 2020 году 10,6 %. За счет указанных двух источников доходная база учреждения сформирована в 2016 году на 95,5 %, в 2017 году на 92,6 %, в 2018 году - 92,3 %, в 2019 году - 94,5 %, в 2020 году - 89,2 %. Субсидии на выполнение государственного задания и субсидии на иные цели в отчетном периоде 2016-2020 годах составляют менее 5,5 %.

В целом за отчетный период 2016-2020

Относительно динамики необходимо отметить, что существенный рост расходов произошел в 2019 году и составил 16,7 % относительно показателей 2018 года или 1 504,5 млн руб. Данное увеличение было обе-

годов доходы краевой больницы № 2 выросли на 31,7 % или на 1 172,4 млн руб. и составили 4 870,5 млн руб.

Структура расходов, обеспеченных проанализированными выше доходами, для кра -евой больницы № 1 представлена в табл. 3.

С учетом анализа представленной информации выделяются два основных направления расходов: выплаты персоналу и расходы на закупку товаров работ услуг. Так, их совокупная доля в общем объеме расходов соста -вила: в 2016 году - 97,6 %, в 2017 году - 98 %, в 2018 году - 98,2 %, в 2019 году - 96,3 %, в 2020 году - 98,8 %.

спечено ростом расходов на закупку товаров, работ, услуг на 999,8 млн руб., или 21,4 %.

Доля расходов на выплаты персоналу в объеме от 40,5 % до 46,3 % в анализируемый период 2016-2020 годов с учетом количества

Таблица 3 - Структурно-динамический анализ расходов краевой больницы № 1

Статьи расходов 2016 2017 2018 2019 2020 Изменения

2018/2017 2019/2018 2020/2019

сумма % сумма % сумма % сумма % сумма % сумма % сумма % сумма %

Выплаты персоналу, млн руб. 3 060,1 45,4 3 473,2 42,9 4 165,6 46,3 4 439,6 42,3 4 736,3 40,5 692,4 19,9 274,0 6,6 296,7 6,7

Расходы на закупку товаров, работ, услуг, млн руб. 3 520,4 52,2 4 461,7 55,1 4 672,5 51,9 5 672,3 54,0 6 832,0 58,4 210,8 4,7 999,8 21,4 1 159,7 20,4

Уплата налогов, сборов и иных платежей, млн руб. 153,4 2,3 149,1 1,8 147,1 1,6 130,6 1,2 122,6 1,0 -2,0 -1,3 -16,5 -11,2 -8,0 -6,1

Иные расходы, млн руб. 8,5 0,1 8,9 0,1 13,9 0,2 261,1 2,5 9,8 0,1 5,0 56,2 247,2 1 778,4 -251,3 -96,2

Итого 6 742,4 100,0 8 092,9 100,0 8 999,1 100,0 10 503,6 100,0 11 700,7 100,0 906,2 11,2 1 504,5 16,7 1 197,1 11,4

сотрудников учреждения (в 2016 году - 9 170, в 2017 году - 9 342, в 2018 году - 8 176, в 2019 году - 8 158, в 2020 году - 8 695) является следствием больших масштабов деятельности учреждения.

Показатели по расходам для краевой больницы № 2 представлены в табл. 4.

В структуре расходов в течение анализируемого периода 2016-2020 годов не происходит существенных изменений, влияющих на ее сбалансированность. Единственное, что можно отметить, это относительно высокий объем в абсолютных величинах иных расходов в 2017 году в сумме 127,4 млн руб., который объясняется направлением средств на капитальные вложения.

С учетом проведенного анализа по расходам можно отметить следующее. Двумя основными направлениями затрат являются: выплаты персоналу и расходы на закупку товаров, работ и услуг. Среди расходов на закупку товаров работ и услуг выделяются две основные категории: это материальные запасы (медикаменты, медицинский расходный материал) и расходы, связанные с содержанием имущественного комплекса.

Относительно проведения закупок товаров, работ и услуг необходимо отметить следующее. Регламентация деятельности исследуемых учреждений в данной области осуществляется двумя основными актами -это Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Положения последнего применяются при осуществлении закупок за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических

У краевой больницы № 2 также две основные статьи расходов: это выплаты персоналу и расходы на закупку товаров, работ, услуг. На их долю приходится: в 2016 году - 97,2 %, в 2017 году - 96,2 %, в 2018 году - 99,4 %, в 2019 году - 99,5 %, в 2020 году - 99,7 %.

лиц, в том числе в рамках предусмотренных учредительным документом основных видов деятельности.

Важно отметить, что в июне 2021 года принят оптимизационный закон, направленный на совершенствование отношений в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Так вносятся изменения в ряд федеральных законов в целях комплексного совершенствования отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг [3].

Сокращается количество конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). В частности, исключаются запрос предложений и некоторые виды конкурса (двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием), которые на практике не имели широкого распространения, либо дублировали процедуру открытого конкурса. Заказчики смогут использовать такие способы, как конкурс (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс и закрытый конкурс в электронной форме), аукцион (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион и закрытый аукцион в электронной форме) или запрос котировок в электронной форме.

Одновременно существенно расширяется практика применения самого простого и оперативного конкурентного способа - запроса котировок в электронной форме.

Вводится электронный документооборот в течение всего цикла закупки: все документы, в том числе документы о приемке, должны создаваться в электронной форме с исполь-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4 - Структурно-динамический анализ расходов краевой больницы № 2

Статьи расходов 2016 2017 2018 2019 2020 Изменения

2018/2017 2019/2018 2020/2019

сумма % сумма % сумма % сумма % сумма % сумма % сумма % сумма %

Выплаты персоналу, млн руб. 1 798,9 46,2 1 929,1 47,5 2 544,7 52,7 2 686,0 54,0 2 841,0 55,3 615,6 31,9 141,3 5,6 155,0 5,8

Расходы на закупку товаров, работ, услуг, млн руб. 1 987,4 51,0 1 976,7 48,7 2 256,7 46,7 2 263,2 45,5 2 280,7 44,4 280,0 14,2 6,5 0,3 17,5 0,8

Уплата налогов, сборов и иных платежей, млн руб. 38,3 1,0 28,4 0,7 23,7 0,5 18,2 0,4 16,3 0,3 -4,7 -16,5 -5,5 -23,2 -1,9 -10,4

Иные расходы, млн руб. 73,0 1,9 127,4 3,1 3,8 0,1 4,5 0,1 4,0 0,1 -123,6 -97,0 0,7 18,4 -0,5 -11,1

Итого 3 897,6 100,0 4 061,6 100,0 4 828,9 100,0 4 971,9 100,0 5 142,0 100,0 767,3 18,9 143,0 3,0 170,1 3,4

зованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением закупки, осуществляемой путем проведения закрытого конкурса и закрытого аукциона).

На наш взгляд, перспективным инструментом по совершенствованию системы закупок является расширение сферы применения «электронного магазина». Данный механизм, по своей сути, схож с работой таких маркет-плейсов, как Яндекс Маркет, Ozon и др. Электронные магазины показывают, что это очень удобный способ закупок для участников процесса. Механизм конкурентный, прозрачный и быстрый, поэтому важно его в дальнейшем расширять.

Конечным результатом деятельности ме-

Подводя итог проведенному анализу финансово-экономическому деятельности краевой больницы № 1 и краевой больницы № 2, можно сделать следующие выводы. Основным источником доходов для них являются средства системы обязательного медицинского страхования, формируемые за счет страховых отчислений работодателей. Два основных направления расходов - это оплата труда работников и закупка товаров, работ, услуг. Закупки товаров, работ, услуг связаны с двумя главными статьями - это расходы на материальные запасы (медикаменты, медицинские расходные материалы) и затраты на содержание имущественного комплекса. Тарифы на оказание медицинской помощи

дицинских организаций является оказание конкретных видов медицинской помощи. В этих целях, по нашему мнению, целесообразно рассмотреть финансовую составляющую тарифов на оказание отдельных видов медицинских услуг.

Источником информации о затратах на единицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования является Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Краснодарского края от 27 декабря 2019 г.

Тарифы на оплату медицинских услуг за счет средств системы обязательного медицинского страхования представлены в табл. 5.

за счет средств системы обязательного медицинского страхования определены Тарифным соглашением в сфере обязательного медицинского страхования на территории Краснодарского края от 27 декабря 2019 г.

Существенным недостатком в экономической модели работы проанализированных учреждений, на наш взгляд, является ярко выраженный административный способ управления. Акцент сделан на сохранении сложившейся сети учреждений, нет явных стимулов для повышения производительности труда и качестве услуг, «борьбе за потре -бителя».

Система финансирования учреждений здравоохранения в сложившихся условиях,

Таблица 5 - Тарифы на оплату медицинских услуг за счет средств системы обязательного медицинского страхования

Наименование услуги специальность Усредненное количество посещений в одном обращении по поводу заболевания Тариф одного законченного случая, руб.

Тариф на оплату первичной медико-санитарной помощи за единицу объема медицинской помощи - за обращение (законченный случай) Терапия 2,7 885,98

Тариф на оплату первичной специализированной медико-санитарной помощи за единицу объема медицинской помощи - за обращение (законченный случай) Гастроэнтерологический центр 4,2 8 035,86

Прием врача-онколога (ЦАОП) Онкология 1 349,33

Исследования с проведением компьютерной томография Исследование 1 1 876,12

Исследования с проведением магнитно-резонансной томографии Исследование 1 2 118,14

Флюорография легких в рамках диспансеризации определенных групп взрослого населения Исследование 1 158,00

Общий (клинический) анализ крови, развернутый Исследование 1 150,80

Определение группы крови и резус-фактора Исследование 1 138,74

как и многие другие организации, нуждается в стабильном и эффективном финансовом обеспечении, инновационных преобразованиях, развитой инфраструктуре [13]. В медицинских организациях Краснодарского края под этим следует понимать, на наш взгляд, оснащение современным оборудованием, технологиями, качественную подготовку медицинского персонала и создание условий инновационного развития в условиях пандемии.

Добиться вышеперечисленного можно путем развития приоритетных направлений и новых технологий. Так, целесообразно поэтапно увеличивать долю финансирования некоммерческих и коммерческих организаций за счет средств федеральных, региональных и муниципальных социальных программ, чтобы они могли участвовать в оказании социальных услуг, которые финансируются за счет бюджетов.

Внедрению конкурентных инструментов способствовала бы передача недвижимого имущества, используемого государственными (муниципальными) учреждениями, в оперативное управление специально созданных для этого органов или казенных учреждений. Имущество могло бы предоставляться учреждениям в условную аренду. Это создало бы стимулы для учреждений отказываться от избыточного имущества. Оно могло бы передаваться в реальную аренду на равных усло -виях негосударственным организациям.

Возможно индивидуально-добровольное преобразование готовых к этому бюджетных, и особенно автономных учреждений, в государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации (в том числе с использованием института соучредительства). Их отбор для оказания бюджетных услуг можно производить в основном или исключительно конкурентными способами.

Список литературы

1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 323-ф3. - URL: www.consultan t.ru/document/cons_ doc_LAW_121895 (дата обращения: 16.10.2021).

2. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29.11.2010 № 326-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_107289/ (дата обращения: 10.10.2021).

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный

закон от 2 июля 2021 № ЗбО-ФЗ. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389219/ (дата обращения: 05.10.2021).

4. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 1506. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/564041496

5. Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. - URL: http://kubanoms. ru/_fNes/noririativnaya_ baza/ts/2020/ts_2020.pdf (дата обращения: 25.11.2021).

6. Устав государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница № 1 имени профессора С.В. Очаповского» министерства здравоохранения Краснодарского края. - URL: https://kkbo1. ru/169-2013-03-15-04-59-32/ustav-bolnitsy-2012/177-ustav-nii-kkb-2014g?highlight=WyJcdTA0NDNcdTA0NDF cdTA0NDJcdTA0MzBcdTA0MzIiXQ== (дата обращения: 25.11.2021).

7. Устав государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая больница № 2» министерства здравоохранения Краснодарского края. - URL: http://kkb2-kuban.ru/download/ustav.pdf (дата обращения: 25.11.2021).

8. Артеменко, Д.А. Трансформация общественного здравоохранения России: анализ сбалансированности / Д.А. Артеменко, А.А. Соколов // Финансы и кредит. - 2017. - № 23(42). - С. 2498-2510.

9. Баинов, А.В. Проблемы и перспективы финансового планирования деятельности учреждений здравоохранения Иркутской области / А.В. Баинов // Научные исследования в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. -Уфа: ООО «Научно-издательский центр «Вестник науки». - 2019. - С. 150-161.

10. Гринкевич, Л.С. Одноканальное финансирование: из прошлого в будущее здравоохранения России / Л.С. Гринкевич, С.А. Банин // Финансы и кредит. -2016. - № 33. - С. 2-20.

11. Ермоленко, Т.В. Актуальные проблемы финансирования здравоохранения с учетом опыта республики Башкортостан / Т.В. Ермоленко, И.А. Биккинин // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. - 2021. -№ 1. - Т. 13. - С. 195-207.

12. Куликова, О.М. Оптимизация процессов планирования и использования ресурсов в сфере здравоохранения РФ / О.М. Куликова // Вестник сибирского института бизнеса и информационных технологий. -2016. - № 4. - С. 27-32.

13. Кучковой, В.В. Инновационная деятельность в медицине как способ повышения качества медицинских услуг в системе здравоохранения / В.В. Кучковой // Инновационное развитие экономики. - 2017. - № 6. -С. 72-78.

14. Линденбратен, А.Л. Актуальные проблемы российского здравоохранения / А.Л. Линденбратен // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2020. - № 3. - С. 60-71.

15. Соболева, Е.А. Бюджетно-страховая модель

финансирования здравоохранения в России / Е.А. Соболева // Финансы: теория и практика. - 2021. - № 3. -С. 127-149.

16. Соболева, Е.А. Эволюция модели финансирования здравоохранения в РФ / Е.А. Соболева // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 12-3. -С. 67-75.

17. Тимаков, И.В. Институциональные особенности финансирования российского здравоохранения / И.В. Тимаков // Дискуссия. - 2020. - № 3. - С. 6-14.

References

1. Ob osnovax oxrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii: Federal'ny'j zakon RF ot 21.11.2011 № 323-FZ. URL: www.consultan t.ru/document/cons_doc_ LAW_121895 (data obrashheniya: 16.10.2021).

2. Ob obyazatel'nom medicinskom straxovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'ny'j zakon RF ot 29.11.2010 № 326-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_107289/ (data obrashheniya: 10.10.2021).

3. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'ny'e akty Rossijskoj Federacii: Federal'ny'j zakon ot 2 iyulya 2021 №360-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_389219/ (data obrashheniya: 05.10.2021).

4. O Programme gosudarstvennyx garantij besplatnogo okazaniya grazhdanam medicinskoj pomoshhi na 2019 god i na planovyj period 2020 i 2021 godov: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 10.12.2018 № 1506. URL: https://docs.cntd.ru/document/564041496

5. Tarifnoe soglashenie v sfere obyazatel'nogo medicinskogo straxovaniya na territorii Krasnodarskogo kraya ot 27 dekabrya 2019 g. URL: http://kubanoms. ru/_files/normativnaya_ baza/ts/2020/ts_2020.pdf (data obrashheniya: 25.11.2021).

6. Ustav gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya zdravooxraneniya «Nauchno-issledovatel'skij institut Kraevaya klinicheskaya bol'nicza № 1 imeni professora S.V. Ochapovskogo» ministerstva zdravooxraneniya Krasnodarskogo kraya. URL: https:// kkbo1.ru/169-2013-03-15-04-59-32/ustav-bolnitsy-2012/177-ustav-nii-kkb-2014g?highlight=WyJcdTA0NDN cdTA0NDFcdTA0NDJcdTA0MzBcdTA0MzIiXQ== (data obrashheniya: 25.11.2021).

7. Ustav gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya zdravooxraneniya «Kraevaya klinicheskaya

bol'nicza № 2» ministerstva zdravooxraneniya Krasnodarskogo kraya. URL: http://kkb2-kuban.ru/ download/ustav.pdf (data obrashheniya: 25.11.2021).

8. Artemenko, D.A. Transformaciya obshhestvennogo zdravooxraneniya Rossii: analiz sbalansirovannosti / D.A. Artemenko, A.A. Sokolov // Finansy' i kredit. 2017. № 23(42). S. 2498-2510.

9. Bainov, A.V. Problemy' i perspektivy' finansovogo planirovaniya deyatel'nosti uchrezhdenij zdravooxraneniya Irkutskoj oblasti / A.V. Bainov // Nauchnye issledovaniya v sovremennom mire: opy't, problemy' i perspektivy' razvitiya: sbornik statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: OOO «Nauchno-izdatel'skij centr «Vestnik nauki». 2019. S. 150-161.

10. Grinkevich, L.S. Odnokanal'noe finansirovanie: iz proshlogo v budushhee zdravooxraneniya Rossii / L.S. Grinkevich, S.A. Banin // Finansy' i kredit. 2016. № 33. S. 2-20.

11. Ermolenko, T.V. Aktual'ny'e problemy' finansirovaniya zdravooxraneniya s uchetom opy'ta respubliki Bashkortostan / T.V. Ermolenko, I.A. Bikkinin // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2021. № 1. T. 13. S. 195-207.

12. Kulikova, O.M. Optimizaciya processov planirovaniya i ispol'zovaniya resursov v sfere zdravooxraneniya RF / O.M. Kulikova // Vestnik sibirskogo instituta biznesa i informacionny'x texnologij. 2016. № 4. S. 27-32.

13. Kuchkovoj, V.V. Innovacionnaya deyatel'nost' v medicine kak sposob povy'sheniya kachestva medicinskix uslug v sisteme zdravooxraneniya / V.V. Kuchkovoj // Innovacionnoe razvitie e'konomiki. 2017. № 6. S. 72-78.

14. Lindenbraten, A.L. Aktual'ny'e problemy' rossijskogo zdravooxraneniya / A.L. Lindenbraten // Byulleten Nacional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshhestvennogo zdorov'ya imeni N.A. Semashko. 2020. № 3. S. 60-71.

15. Soboleva, E.A. Byudzhetno-straxovaya model' finansirovaniya zdravooxraneniya v Rossii / E.A. Soboleva // Finansy': teoriya i praktika. 2021. № 3. S. 127-149.

16. Soboleva, E.A. E'volyuciya modeli finansirovaniya zdravooxraneniya v RF / E.A. Soboleva // E'konomika i biznes: teoriya i praktika. 2019. № 12-3. S. 67-75.

17. Timakov, I.V. Institucional'ny'e osobennosti finansirovaniya rossijskogo zdravooxraneniya / I.V. Timakov // Diskussiya. 2020. № 3. S. 6-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.